Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Православная Церковь
и Сектанты Часть I. Вопросы веры Протоиерей Димитрий Ив. Владыков (1863-1955) Издание второе, исправленное и дополненное, 2002 год. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. Оглавление: Введение. Священное Предание. Понятие о Священном Предании. Источники, в которых дошло до нас Священное Предание. Священное Предание было первоначальным и единственным способом распространения Божественного Откровения. Необходимость и значение Священного Предания. Заповедь ? “держании” апостольских преданий. Апостол хвалит за хранение его преданий. Апостол повелевает удаляться от нарушителей преданий. Апостолы пользовались преданием. Свидетельства древних отцов ? Священном Предании. Опровержение сектанских возражений. Церковь. Церковь Христова разделяется на: а) Церковь небесную: б) Церковь земную. Понятие о Церкви земной. Господь Иисус Христос основал Церковь. Церковь есть хранительница учения Христова. Церковь Христова имеет внешнюю сторону. Свойства Церкви: а) Вечна. б) Церковь — непрерывна. в) Церковь — едина. г) Церковь — Апостольская. Апостолы — строители Церкви Христовой. Апостольство — признак Церкви Христовой. Православная Восточная греко-российская Церковь есть истинно апостольская Церковь. Цель Церкви. Опровержение возражений. О святости церкви. Значение слова “святой” — . Учение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина († 435 г.) о том, что “святой” в приложении к человеку не значит безгрешный. Церковь Христова — святая. Иисус Христос есть всесвятый Господь: В Церкви всегда пребывает Всесвятый Дух: Церковь свята и предназначена приводить верующих к святости: Церкви, состоящей из одних совершенных людей, никогда не было на земле. Свидетельства древних христиан. Опровержение возражений. Состав церкви. Избрание и послание апостолов. Служение апостолов. Апостолы через возложение рук поставили: Епископы — преемники апостолов. Назначение иерархии. Иерархия пребудет в Церкви до скончания века. Верующие обязаны оказывать послушание и уважение. Верующим запрещено восхищать себе иерархическую власть. Учение древнехристианских отцов. Опровержение возражений. Церковь, как посредница в деле спасения человека. Понятие о спасении. Богообщение — цель жизни. Что требуется от человека? Домостроительство спасения. Человеческая сторона в деле спасения. Спасение возможно только в Церкви. Учение древнехристианских отцов. Спасение есть дело всей нашей земной жизни. Опровержение возражений. Предопределение. Учение Церкви. Опровержение возражений. Общее понятие о таинствах. Почему Господь благоволил сообщать верующим Свою Благодать через внешние средства? Значение таинств. Отличие таинств от обрядов. Таинство крещения. Пророчества о водном крещении: Установление таинства крещения: Необходимость крещения для всех людей: Совершители таинства крещения (и других таинств). Вещество таинства крещения — вода. Примеры водного крещения. Образ совершения крещения. Невидимые действия крещения. а) Прощение грехов и очищение от них. б) Воссоздание, или возрождение. в) Единение со Христом, примирение с Богом. г) Избавление от вечного осуждения. От желающего принять крещение требуется: Крещение не повторяется: Восприемники при крещении. Обряды при крещении и их значение. Опровержение возражений. Крещение младенцев. Всеобщность первородного греха. Повеление Господне о крещении младенцев. О человеке, не возрожденном благодатью крещения, Примеры крещения детей в апостольское время. Условия для крещения младенцев. Восприемники при крещении. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений. Таинство миропомазания. Понятие о таинстве. Необходимость этого таинства. Обетование о сем таинстве. Образ совершения миропомазания. Священное Миро. Невидимые действия миропомазания. Свидетельства древнехриих отцов. Опровержение возражений. Таинство Святого Причащения. Понятие о сем таинстве. Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения. Заповедь Господа о сем таинстве. В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа: Жертвенное значение евхаристии. Приступать к таинству причащения должно с приготовлением. Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Свидетельства древнехристианских отцов. Таинство покаяния. Понятие о сем таинстве. Обетование о таинстве покаяния: Божественное установление таинства. Необходимость устного исповедания грехов. Благодатные действия покаяния. Апостолы и их преемники пользовались властью прощать грехи. Свидетельства древнехристианских отцов. Опровержение возражений. Таинство елеосвящения. Понятие о сем таинстве. Установление таинства. Видимая сторона таинства. Благодатные действия елеосвящения. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений. Таинство брака. Понятие о сем таинстве. Божественное установление таинства. Видимая сторона сего таинства. Невидимые действия таинства. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений. Таинство священства. Понятие о сем таинстве. Видимая сторона сего таинства. Невидимые действия таинства. Степени священства. Непрерывность священства. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений. Введение. Сбываются ныне пророческие слова апостолов (1 Тим. 4:1-3; 2 Тим. 4:3-4; 2 Пет. 2:1-3 и др.) Ветер сектантских лжеучений разносится по всей дорогой родине, одних колебля в вере, других отторгая от Церкви Православной, а у иных совсем “разрушая веру” (2 Тим. 2:18 ). Трудно найти приход, где бы так или иначе не шла пропаганда сектантских заблу-ждений, среди которых наиболее часто встречаются “баптизм” и “пашковщина.” От пас-тырей Христовой Церкви всегда, а в особенности в настоящее тяжелое время, требуется быть сильными и “наставлять в здравом учении, а противящихся обличать” (Тит. 1:9 ). Желание прийти на помощь собратьям миссионерствующим в их трудном деле собеседо-вания с сектантами, людьми, по выражению святого Киприана Карфагенского “искусны-ми в извращении истины,” побудило меня приступить с благословения Его Высокопреос-вященства, Высокопреосвещеннейшего Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтыр-ского к составлению настоящего “Руководства.” В предлагаемой книге, как при изложении истин православной веры, так и при оп-ровержении сектантских возражений мною уделено место выдержкам из святоотеческих творений, чем, мне кажется, восполнен недостаток многих изданий богословско-полемической литературы. Пастыри, обремененные многочисленными обязанностями, часто лишены времени, а иногда и возможности за отсутствием достаточно полных (цер-ковных или благочиннических) библиотек заняться чтением трудов святых отцов и учите-лей Церкви, что я и имел в виду при составлении “Руководства.” Считая, что моя книга не свободна от недостатков, я весьма был бы благодарен за все указания, которые будут приняты мною во внимание при новом издании, если таковое потребуется. Греческий текст приведен по Новому Завету, изданному с благословения Святейшего Синода в 1861 году. Священное Предание. Понятие о Священном Предании. Источником христианского вероучения служит Слово Божие или Божественное Откровение, возвещенное через пророков и апостолов и ими частью письменно, частью устно переданное Церкви (2 Фес. 2:15 ). Священное Предание и есть Слово Божие, только записанное не самими богодухновенными мужами, а их преемниками и учениками и уст-но переданное ими Церкви (ср. Деян. 13:5; 17:13; 20:31; 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 2:2, и др.), которая с тех пор непрерывно и неизменно сохраняет его. “Под именем Священного Предания разумеется то, что истинно верующие и чту-щие Бога словом и примером передают один другому, предки — потомкам: учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды” (Правосл. Катих.). Источники, в которых дошло до нас Священное Предание. Правила и постановления святых апостолов, семи вселенских и девяти поместных соборов, древние символы веры, литургии, мученические акты, древние церковные ис-тории, творения святых отцов и учителей Церкви, церковно-богослужебная практика Церкви. Священное Предание было первоначальным и единственным способом распространения Божественного Откровения. Адам и последующие патриархи непосредственно от Бога получали откровения и устно передавали их своим современникам. Божественные истины хранились в памяти и из рода в род передавались. Пророк Моисей первый положил начало Священному Писа-нию, написав пять книг, из коих книга “Бытие” содержит истины, записанные им на осно-вании предания. Однако Моисей в священные книги внес только часть учения, открытого Богом до него в течение четырех тысяч лет; напр., умолчал о пророчестве Еноха (Иуд. 1:14-15 ), ? прообразном значении жертв и др. Книгу закона (Пятикнижие) Моисей отдал на хранение священникам и старейшинам Израилевым, повелев положить ее “одесную ковчега завета” (Втор. 31:26 ) и через каждые семь лет читать закон “пред всем Израилем вслух” (стих 11 ); только царю вменил он в обязанность иметь для руководства список с книги закона (Втор. 17:18-20). Давая писаный закон Божий, или Священное Писание, Моисей повелел евреям соблюдать и закон Божий, сохраняемый в предании (Исх. 10:1-2; Втор. 4:9-10: 32-33; 6:6-9, 20-25; 32:6-7 ). Из этих повелений Моисея видно, что Священное Писание не могло и не имело в виду лишить предание значения руководства, так как источником их была одна и та же воля Божия. ? высоком достоинстве устно передаваемого откровения свидетельствует писатель кн. “Судей Израилевых” (2:10-11 ), праведный Иов (8:8-10; 15:17-19 ), Давид (Пс. 43:2-4; 77:3-7 ), Соломон (Еккл. 12:11 ), Исаия (38:19 ). Господь Иисус Христос не написал ни одной книги и Свое Божественное учение передавал ученикам Своим словом и примером. Устно и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову, которая много лет существовала без новозаветного писа-ния, и верующие руководились в деле соделания своего спасения одним Священным Пре-данием. Спустя восемь лет по вознесении Господнем апостол Матфей написал первую но-возаветную книгу — Евангелие. “Матфей,” — свидетельствует святой Ириней, епископ Лионский († 202 г.), “издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то вре-мя, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пре-бывания своего в Ефесе.” В последующее время по различным поводам, выдвигаемым жизнью Церкви, были написаны апостолами (восмью из “12 и 70;” хотя все они, несомненно, проповедовали, Мт. 28:19 ) остальные новозаветные книги. Так как в новозав. писаниях содержится толь-ко малая часть живой проповеди Иисуса Христа (Ин. 20:20; 21:25; Деян. 1:3 ) и Его апостолов (1 Петр. 5:12; 1 Кор. 4:17; 11:34; Деян. 20:31 ср. Еф. 1-6 гл. и др.), то и при существовании новозав. писания должно руководствоваться Священным Преданием. Необходимость и значение Священного Предания. Священное Предание и с появлением Святых Евангелий и апостольских посланий не утратило своего прежнего руководственного значения, не исключается Священным Писанием, но весьма необходимо, во-первых, для несомненного убеждения в подлинно-сти и неповрежденности самого Священного Писания. Из Священного Писания не видно, кто написал книги, когда, где, и сколько их; на каком языке они первоначально бы-ли написаны; когда и при каких обстоятельствах были переведены сначала на славянский, а потом на рус. язык; подлинные ли они; кто напр., написал Евангелия? Ведь ни один евангелист не называет сам себя по имени; откуда же мы знаем имена? Эти недоумения, равно как недоумения по вопросу ? подлинности и каноническом достоинстве апостоль-ских посланий и других священных книг, устраняются единственно Священным Предани-ем, хранимым православною Церковью. Священное Предание необходимо, во-вторых, для руководства к правильному разумению Священного Писания. В Священном Пи-сании изложена “премудрость Божия, тайная, сокровенная” (1 Кор. 2:4; ср. 1 Пет. 1:12 ), есть в нем “нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собствен-ной своей погибели, превращают” (2 Пет. 3:16); “никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою” (2 Пет. 1:20). Апостолы только тогда уяснили написанное ? Христе “в законе Моисеевом и в пророках и псалмах,” когда Он “отверз им ум к уразуме-нию Писаний” (Лук. 24:44-45 ). “Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого” (Евр. 4:12 ), т.е. одни при руководстве Церкви находят в нем путь ко спасению, а другие через произвольные толкования претыкаются, впадают в ереси и поги-бают. Объяснение Священного Писания Церковь православ. сохраняет от дней апостоль-ских через своих отцов и учителей, которые толковали слово Божие согласно учению свя-тых апостолов. Когда появлялись лжеучители, то Церковь в лицо своих пастырей и учите-лей на соборах опровергала извращения еретиками богооткровенных истин на основании Священного Предания и тем свидетельствовала единую истинную Православную веру, от Господа через апостолов преданную. “Не колеблясь говорю и всегда скажу,” — пишет преподобный Викентий Лиринский († 450 г.), “что вселенская Церковь, побуждаемая вся-кого рода новизной от еретиков, через определения своих соборов не другое что-нибудь делала, как именно только то, что принятое ею прежде от предков по одному преданию подтверждала потом для потомков и собственноручным письменным удостоверением, за-ключая в немногих строках большое множество предметов и выражая, обыкновенно, для яснейшего уразумения таким или другим новым наименованием неновый смысл веры.” Священное Предание необходимо, в-третьих, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Церковь Христова ко времени появления Новозаветного Священного Писания уже имела в готовом виде свое устройство, почему апостолы, оставившие свои писания, и не имели задачи представить в них все установления христианские в полном виде. Писания их яв-лялись по поводу разных случайных обстоятельств, были кратки, и в них не указаны чин богослужений, совершения таинств, содержание молитвословий и песнопений, правила церковного благочиния. Так в Священном Писании записано повеление Господа ? Святом Крещении (Мт. 28:19 ); а как совершать его, какие молитвы положены, это в Писании не показано. Равным образом не указан чин Святого Причащения, не указано, как благослов-лять, благодарить. Эти наставления и указания даны апостолами устно, показаны самим делом (1 Кор. 11:34; Филип. 4:9 ) и сохранены в Церкви по преданию, через “верных людей” (2 Тим. 2:2 ). Заповедь ? “держании” апостольских преданий. “Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами” (Филип. 4:9). “О Тимофей! храни преданное тебе” (1 Тим. 6:20). “Не уменьшай его,” — объясняет святой Иоанн Златоуст, — “оно — не твое; тебе вверено чу-жое; не убавляй его.” “Что значит храни преданное тебе? Значит, — пишет преподобный Викентий Ли-ринский, — “сторожи, — потому что есть воры, есть враги, — чтобы между добрым семе-нем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел (Мт. 13:37-39). Предание, говорит, сохрани. Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выду-мал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, — дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобре-тателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Пре-данное, говорит, храни, то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежден-ности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай.” — “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы науче-ны или словом, или посланием нашим” (2 Фес. 2:15). “Отсюда очевидно,” — учит святой Иоанн Златоуст, — “что апостолы не все передали через Послания, но многое сообщали и не письменно; между тем и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны призна-вать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего.” Апостол хвалит за хранение его преданий. “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я пере-дал вам” (1 Кор. 11:2), т.е. в памяти своей держите переданное устно до написания этого (1-го) послания. “Мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие (т.е. устно преподанное), вы приняли не как слово человеческое (которое по произнесении скоро замирает), но как слово Божие, каково оно есть поистине, которое и действует в вас верующих” (1 Фес. 2:13), по которому устрояется жизнь всей Церкви, почему оно не может затеряться или забыться. Апостол повелевает удаляться от нарушителей преданий. “Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое принял от нас” (2 Фес. 3:6). Апостолы пользовались преданием. Апостол Павел указывает в беседе с ефесскими пастырями на слова, сказанные Господом Иисусом: “Блаженнее давать, нежели принимать” (Деян. 20:35), — незаписан-ные в Евангелиях и взятые из предания. На основании предания апостол говорит ? явле-ниях воскресшего Иисуса “более, нежели пятистам братий в одно время,” — “Иакову,” — “(70) апостолам” (1 Кор. 15:6-7 ) и называет по именам двух египетских чародеев (2 Тим. 3:8 ). Апостол Иуда также из предания записал ? споре архангела Михаила с диаво-лом (1:9 ) и пророчество Еноха (стих 14-15 ). Святой Лука написал Евангелие, пользуясь преданием (Лук. 1:2-3 ). Свидетельства древних отцов ? Священном Предании. Евсевий, епископ Кесарии Палестин. († 340 г.), пишет, “что святой Игнатий Ан-тиохийский († 107 г.) своими устными беседами и наставлениями укреплял христиан тех городов, через которые путешествовал, и увещевал более всего беречься возникавших и распространявшихся именно тогда ересей. В особенности же убеждал твердо держаться апостольских преданий, которые для безопасности счел нужным подтвердить собствен-ным свидетельством и заключить в письмена.” Папий, епископ Иерапольский, говорит: “если мне случалось встречать кого-либо, обращавшегося со старцами (апостолами), то я заботливо расспрашивал об учении старцев; напр., что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Ио-анн или Матфей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне поль-зы, сколько живой и более внедряющийся голос.” Святой Ириней, епископ Лионский, учит: “когда же мы отсылаем их (еретиков) к тому преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемст-во пресвитеров (епископов), то они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров (еписк.), но и апостолов, и что они нашли чистую истину. Ибо [гово-рят] апостолы к словам Спасителя примешали нечто от закона... С такими-то людьми мы должны, любезный друг, сражаться, — c людьми, которые подобно змеям, стараются ото-всюду ускользнуть... Все, желающие видеть истину, могут во всякой Церкви узнать пре-дание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставлен-ных апостолами в Церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти еретики бредят.” Поименовав еписк. Римской Церкви, святой Ириней про-должает: “В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и про-поведь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде... Многие племена варваров, верующих во Христа, имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание... Принявшие эту веру не письменно суть варвары относительно нашего языка, но в отно-шении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим лю-дям еретические измышления, говоря с ними на их собственном языке, тотчас бы, зажи-мая уши, убежали, как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков.” Ориген († 255 г.) говорит: “мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов через порядок преемства, и пребывающее в церквах даже доселе: только той истине должно веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и апостольского предания.” Святой Василий Великий († 379 г.) свидетельствует: “Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании (Богу Отцу, как читается в литургии святого Василия Великого) Хлеба бла-годарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, ? которых упомянули апостол и Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имею-щие великую силу к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании уче-ния. Благословляем же и воду крещения, и елей помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинст-венному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем научило ли какое писаное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого Писания взято и про-чее, относящееся к крещению: отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли необнаро-дованного и сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в непытливом и скром-ном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молча-нием? На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение ? том выставлять на показ письменно? Преподобный Викентий Лиринский пишет: “Итак, часто со всеусердием и вели-чайшим вниманием обращаясь к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом можно было мне, следуя верным, как бы царствен-ным и прямым путем, отличить истину вселенской веры от лживости еретического укло-нения, — я всегда и почти от всех получал ответ такого рода: если я или другой кто захо-тел бы узнать обманы и избежать козней появляющихся еретиков и пребыть в здравой ве-ре здравым и невредимым, то должен, с помощью Божиею, оградить свою веру двояким образом. Во-первых, авторитетом Священного Писания (divinae legis), а во вторых, Преданием вселенской Церкви. Но, быть может, кто-нибудь спросит: ведь канон свя-щенных книг всесовершенен и всегда вполне вразумителен при снесении одних мест его с другими, поэтому что за надобность присоединять к нему (еще) авторитет церковного ра-зумения? Та надобность, что Священное Писание, по самой его возвышенности не все по-нимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе; так что почти сколько голов (hominies), столько же, по-видимому, можно извлечь из него и смыслов. Ведь по своему изъясняет его Новациан, по своему — Савеллий, по своему — Донат... ? потому-то, вследствие такого множества изворотов крайне разнообразного за-блуждения, и совершенно необходимо, чтобы нить толкования пророческих и апостоль-ских писаний направлялась по норме древнего и вселенского понимания. В самой же вселенской Церкви особенно должно заботиться ? том, чтобы содержать то, во что верили повсюду, всегда, все... Должно, впрочем, заметить, что мы обязаны с величайшим усер-дием исследовать эти согласные суждения древних святых отцов и следовать им не отно-сительно всех каких-либо маловажных вопросов божественного закона, но главным обра-зом только касательно правила веры. Опровержение сектанских возражений. Сектанты говорят: 1) Слово Божие запрещает руководство преданием (Мт. 15:1-9; Мр. 7:5-13; Кол. 2:8-22). В указанных местах говорится не ? Священом Предании, которое по существу сво-ему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Ви-новник того и другого источника вероучения, а ? “преданиях старцев,” — “преданиях че-ловеческих,” — “заповедях и учениях человеческих,” устранявших заповеди Божии (Мт. 15:6 ), извращавших учение Церкви ? лице Иисуса Христа (Кол. 2:8 ), Которого колос-ские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают раз-личные (2 Ин. 1:1; 3 Ин. 1:1; ср. Мт. 15:2; Мр. 7:3 ). Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2 Фес. 2:15 ), записанных ли самыми апостолами (“посланием нашим”) или их учениками и пре-емниками (“словом”). Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят “предания человеческие.” Так напр., не предания ли человеческие: “Ве-роучение русск. еванг. христиан-баптистов,” — “Проектное изложение Евангельской ве-ры, или вероучение евангельских христиан,” — “Гусли,” — “Тимпаны,” — “Кимвалы,” — “Заря жизни,” — “Новая арфа,” постановления съездов сект. и др.? Не “предания ли чело-веческие” — чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами? 2) Предание есть “иное благовествование,” поэтому нужно его отвергать (Гал. 1:8-9 ). Священное Предание не “иное благовествование,” будто не согласное с благовест-вованием апостолов, а истинное учение их. Апостол Павел повелевает галатийским Церк-вам держаться его учения, которое он возвестил им, очевидно, устно до написания посла-ния: “что мы благовествовали вам,” — “как прежде мы сказали,” — “что вы приняли.” Это устное благовестие апостольское и есть Свящное Предание, хранившееся в (апостольск.) символе веры, в священнодействиях и вообще в установлениях церковных. Анафема — не христианам, державшим Священное Предание, а тем, кто будет учить несогласному с ним. Коринфских христиан апостол хвалит за держание его преда-ний, фессалоникийских — призывает “стоять” (т.е. не колебаться, не сомневаться в ис-тинности апост. преданий) и “держать” их. Сам апостол пользовался Священным Преда-нием (Деян. 20:35; 2 Тим. 2:8 ) и даже изречениями языч. писателей: Арата (Деян. 17:28 ), Эпименида (Тит. 1:12 ). 3) Предание не нужно, так как оно есть мудрствование “сверх того, что написано” (1 Кор. 4:6 ). Апостол, имея в виду, что коринфские христиане разделились на партии из-за учи-телей (1 Кор. 1:12 ) и превозносились друг перед другом, обличает их за эти разногласия (1:13; 3:1-4 ), убеждает, что из-за учителей не должно превозноситься и разделяться (3:5; 9:21-23 ). Достоинство апостолов и учителей Церкви определяется не внешними качествами (напр., ученостью, красноречием), а верностью Христу (4:1-2 ). Суд ? степени этой верности принадлежит Господу, а не коринфянам (стих 3-5 ). Это (т.е. все сказанное выше ? значении апостол. и учител.), говорит Апостол, я применил к себе и Аполлосу ра-ди вас, чтобы вы не мудрствовали ? проповедниках “сверх того, что написано” (больше, иначе, чем написано здесь, в этом послании) и не гордились друг пред другом их достоин-ствами. “Коринфяне,” — пишет блаженный Феодорит, — “разделившись на толки и по-ложив называться, одни — именем одного, а другие — именем другого, препирались одни с другими, и каждый усиливался своему учителю отдать первенство пред другими.” — “Это я переложил на себя и Аполлоса ради вас, чтобы от нас вы научились, как мы, так и вы, не мудрствовать более, нежели написано, т.е. не хвалитесь мудростью,” — объясняет святой Ефрем Сирин († 373), — “ибо написано ? ней, что она есть глупость пред Богом (1 Кор. 3:19 ), и как ею, так и всем прочим, да не надмевается один пред другим.” В приведенном сект. месте совсем нет речи ? Священном Предании, как равно и ? том, будто оно излишне при существовании Священного Писания. 4) Апостол Иоанн запрещает иметь предание (От. 22:18 ). Здесь апостол ничего не говорит ? Священном Предании. Он запрещает делать ка-кие-либо изменения в “книге сей” (“Откровение святого Иоанна”): прибавлять к содержа-нию ее какое-либо свое измышление и убавлять изложенное в ней. Апостол Иоанн признавал устное наставление лучшим способом сообщения истин веры и нравоучения (2 Ин. 1:12; 3 Ин. 1:13-14 ) и тем показал, что многое и важное для утверждения в жизни христианской не было ими (апостолами) записано. Это устное на-ставление и есть Священное Предание, которое не противоречит, как думают сектанты, Священному Писанию, а находится с ним в полном согласии, так как есть слово тех же апостолов, которые написали новозаветные книги. 5) Священное Писание Господь признавал единственным руководством для ве-рующих (Лук. 16:29 ). Сектанты ложно приписывают Господу свои измышления. Если Господь признавал Свщенное Писание единственным руководством для верующих, то почему Он не благово-лил Сам записать Свое учение? Почему в апостольской Церкви до появления Евангелия от Матфея был многолетний период отсутствия новозаветных Священных Писаний? Чем как не Священным Преданием тогда христиане руководствовались? Сам Господь сказал апо-столам: “учите все народы... соблюдать все, что Я повелел вам” (Мт. 28:19-20); “Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин. 14:26). Где же это “все” учение Христово сохранялось до появления новозаветных священных книг и со-храняется после появления Священного Писания, в котором многое не записано? Если допустить сектантское понимание данного места: “у них есть Моисей и про-роки, пусть слушают их” (о Священном Предании, мол, здесь не сказано, поэтому оно из-лишне), — то нужно принимать одно ветхозаветное Священное Писание, да и то не в пол-ном составе: только Пятикнижие Моисея и пророков (т.е. книги историч., учительн. и пророч.) без псалмов (Священное Писание составляли “закон Моисеев, пророки и псалмы” — Лук. 24:44-45); не нужны тогда и новозав. книги, ? них ведь также не упоминается. Надлежащий смысл разбираемого места (Лук. 16:29-30 ), по объяснению блаженного Феофилакта, такой: “Ты, говорит, не так печешься ? братьях, как Бог, Творец их. Он при-ставил к ним бесчисленных наставников... Как сам, слыша Писания, не верил и слова их считал баснями, так предполагал и ? братьях своих, и, судя по себе, говорит, что они Пи-саний не послушают, как и сам он, но, если кто воскреснет из мертвых — поверят.” 6) Апостол Павел отвергает предание (2 Тим. 3:16-17 ). Апостол выражением “все Писание Богодухновенно и полезно” не отрицает руково-дственного значения Священного Предания. Он не мог противоречить себе (2 Кор. 1:18 ); тому же Тимофею заповедует: “О, Тимофей! храни преданное тебе” (1 Тим. 6:20), “пребы-вай в том, чему научен, зная, кем ты научен” (апостолом Павлом устно; 2 Тим. 3:14), “что слышал от меня при многих свидетелях (а не прочитал в Писании), то передай (а не напиши) верным людям” (2 Тим. 2:2; ср. 2 Тим. 1:13; 2 Фес. 2:15 ). 7) В Писании изложено все учение Христово, и потому предание излишне (Деян. 1:1 ). Слова “о всем, что Иисус делал и чему учил” не означают, что дееписатель в Еван-гелии изложил все учение и все дела Иисуса Христа (ср. содержание Евангелия Луки с другими Евангелиями; Ин. 21:25 ), а указывают на относительную полноту и обстоятель-ность его повествования. “О всем” не значит “все написал.” Сам евангелист Лука засвиде-тельствовал важность и руководственное значение Священного Предания и согласие его с Священным Писанием. Он свое Евангелие написал, заимствуя для него содержание из Предания (Лук. 1:1-2), и с тою целью, “чтобы ты (Феофил) узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен” — ( от , оглашаю, устно наставляю, — стих 3-4). Святой Иоанн Златоуст в объяснение (Деян. 1:1 ) пишет: “но ведь Иоанн разъясня-ет, что невозможно было описать всего (Ин. 21:25 ). Как же скажешь: Лука говорит “о всем”? Но он сказал не “все,” а “о всем,” а это значит то же, что, в общем и сокращенно; или иначе: он говорит обо всем, что особенно важно и нужно.” 8) Предание излишне, так как написанного в Евангелии достаточно для веры во Христа и спасения (Ин. 20:31 ). В предшествующем стихе (30) апостол говорит, что Иисус Христос сотворил много чудес, “о которых не написано в книге сей,” — “Сие же написано,” т.е. из многих чудес число записанных достаточно для утверждения веры в Богочеловека. Следовательно, Апостол в приведенном месте указывает цель записи им чудес Иисуса Христа, но не гово-рит, что Священное Писание нужно признать единственным источником христианской веры. “Н? почему они (евангелисты) не ? всех (чудесах) рассказали? Преимущественно по их множеству,” — отвечает святой Иоанн Златоуст, — “а потом, они думали и то, что кто не поверит сказанному, тот не поверит и большему, а кто примет это, тому ничего больше не нужно будет для утверждения в вере. Впрочем, мне кажется, что здесь евангелист гово-рит только ? знамениях, бывших после воскресения, почему и замечает: “пред учениками Своими” (стих 30). Как до воскресения нужны были многие чудеса для того, чтобы уверо-вали, что Христос есть Сын Божий, так после воскресения для того, чтобы убедились, что Он воскрес.” Церковь. Слова “Церковь Христова” в обширном смысле обозначают совокупность не только всех верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем, как единой Главе своей, жи-вущих в данное время на земле и стремящихся ко спасению, но и всех наших братий во Христе, почивших в вере и покаянии, праведников, начиная с Адама, и святых ангелов (Еф. 1:10, 1:20-23; Кол 1:18-20 ). Церковь Христова разделяется на: а) Церковь небесную: Церковь, состоящая из ангелов, святых и всех усопших в вере и покаянии, называ-ется Церковью “невидимою,” — “небесною,” — “торжествующею” (Евр. 12:22-24 ), “цар-ством славы.” б) Церковь земную. Церковь, состоящая из верующих, живущих на земле, является Церковью “види-мою,” — “земною,” — “воинствующею” (Ин. 15:18-19; 1 Пет. 5:8; 1 Ин. 5:4; Гал. 4:19; Еф. 6:11-12; Евр. 13:14 ). Понятие о Церкви земной. Христианская Церковь (земная) есть общество истинно верующих в Господа Иису-са Христа, с Ним, как Главою, соединенное, Им управляемое и Им Самим основанное с тем, чтобы через учение веры, таинства, иерархическое руководство, посредством неви-димого действия Святого Духа, от Бога Отца ниспосланного, привести всех людей ко спа-сению и воссоединению с Богом. Господь Иисус Христос основал Церковь. “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мт. 1:18). “Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:23). “Христос возлю-бил Церковь и предал Себя за нее” (Еф. 5:25). Господь Иисус Христос положил начало и основание Церкви Своей избранием апостолов из числа своих слушателей. Апостолы и немногие верующие (Деян. 1:16; 1 Кор. 15:6 ), объединенные верою в Него и Его учением, составили Церковь Христову. Он Сам дал устройство Церкви, учредил в ней иерархию и таинства для освящения верую-щих. Но этим Господь не ограничил Своей деятельности в деле созидания Церкви, иначе она не отличалась бы существенно от других религиозных обществ, организуемых людь-ми. Он для искупления человека отдал жизнь Свою за грехи мира, Своею крестною смер-тью избавил верующих (Церковь) от власти диавола и стяжал в Свое собственное достоя-ние (1 Пет. 1:18-19; 2:9; Кол. 1:14 и др.). Для усвоения людям благ искупления ни-спослал (Деян. 2:1-4 ) в Церковь Святого Духа, и со дня сошествия Его она стала телом Христовым, Им возглавляемым (Еф. 1:22-23; 4:15-16; 5:23-30; Кол. 1:18, 24; 2:19; 1 Кор. 12:27 и др.) и одушевляемым Святым Духом по благоволению Бога Отца (Ин. 14:16, 26 ). До ниспослания Святого Духа Церковь не могла (ср. Ин. 7:37-39 ) усвоить благ, приобретенных Кровию Иисуса Христа, так как не имела “от Божественной силы Его” всего потребного для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3 ). Церковь есть хранительница учения Христова. Церковь Христова богопреданное, истинное учение хранит неизменно, в целости, чистоте, как было передано ей вначале Божественным ее Основателем. “Церковь Бога Живого столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:15). “Уча их соблюдать все, что Я пове-лел вам” (Мт. 28:20). “Дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и вла-стям на небесах многоразличная премудрость Божия” (Еф. 3:10). Непреложным руча-тельством хранения истины Церковью служит то, что она имеет Духа Святого. Этот Дух истины всегда обитает в Церкви и составляет в ней жизненное начало: “...и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин. 14:16, 26). “Когда же придет Он, Дух истины, то на-ставит вас на всякую истину” (Ин. 16:13). “Не должно,” — пишет святой Ириней Лион-ский, — “искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что вся-кий, желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учителя) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины.” Церковь Христова имеет внешнюю сторону. Церковь Христова, являясь с внутренней стороны невидимой (так как невидимо в ней живет и действует по благоволению Бога Отца Глава ее — Иисус Христос, и Святой Дух, освящающий верующих и содействующий их спасение) с внешней стороны есть ви-димое общество людей. Видимой она была с самого начала: члены ее по своей духовно-телесной природе были видимы и не были рассеяны отдельно друг от друга по разным местам, а были соединены вместе (Деян. 1:5; 2:1 и др.), являлись совершенно отдель-ным видимым обществом среди иудеев и язычников (Деян. 2:41-47 и др.). Новые члены присоединялись к Церкви видимо через крещение (Деян. 2:41; 8:12, 38 и др.), собира-лись для молитвы и таинства причащения (Деян. 2:42-46; 1 Кор. 11:18-27 ). Церковь, по установлению Господа Иисуса Христа, имеет видимое священноначалие, получившее от Него власть учить, священнодействовать и управлять в ней, имеет видимое богослужение и видимые священнодействия — таинства, в которых под видимым образом подается ве-рующим невидимая благодать Божия. Если бы Христова Церковь была невидима, то не-объяснимо было бы, между прочим, повеление Господа: “если же не послушает их (сви-детелей), скажи церкви” (Мт. 18:17); затем, она не имела бы истории своей жизни, не мог-ла быть узнана людьми, желающими для своего спасения приложиться к ней (Деян. 2:47 ), и выделена из других религиозных обществ, выдающих себя за истинную Церковь (ср. Мт. 24:5 и др.). Свойства Церкви: Церковь Христова непреодолима, а потому: а) Вечна. “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мт. 16:18), т.е. все зло мира — соблазны, внешние преследования, козни диавола, не одолеют ее, так как основатель и глава ее есть Иисус Христос, истинный Бог (Ин. 10:30; Деян. 10:36; 1 Ин. 5:20; Рим 9:5; и др.). Он краеугольный камень (Мт. 21:43; Лук. 20:17-18; Еф. 2:20; 1 Кор. 3:11 ) Церкви. Одоление Церкви значило бы одоление Самого Христа, обещавшего пребыть с нею во все дни до скончания века (Мт. 28:20 ). б) Церковь — непрерывна. Церковь Христова, как беспрерывно существовала от своего основания до наших дней, так беспрерывно будет существовать “до скончания века.” — “Я с вами во все дни до скончания века” (Мт. 28:20). “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребу-дет с вами вовек” (Ин. 14:16). “Тому слава в Церкви во Христе Иисусе (через Христа) во все роды, от века до века” (Еф. 3:21). “Хорошо сказано,” — объясняет святой Иоанн Зла-тоуст, — “и это — слава Его в Церкви, поскольку известно, что Церковь будет существо-вать всегда. А так как она всегда пребывает, то (апостол) хочет, чтобы и мы прославляли Бога до скончания мира, что и объяснил он сказавши: “во все роды.” в) Церковь — едина. В кн. Песр. Песр. (6:8-9 ) содержится пророческое указание на единую Христову Церковь. “О которой (Церкви, святой и незлобивой голубице),” — замечает святой Епи-фаний, еп. Кипрский († 403 г.), — “Господь Духом открыл Соломону в Песни Песней и говорил: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единствен-ная — она, голубица Моя, чистая Моя (6:8-9), — с двукратным повторением Моя и Моя. Ибо Его голубица и Его совершенная, так как другие, хотя и называются так, но не суть Его, а она дважды так именуется... Но единая голубица и святая дева — Церковь.” Святой Исидор Пелусиот († 436 г.) писал диакону Исидору: “...спрашивал ты, что значит: есть шестьдесят цариц и так далее? Посему слушай. Первенство да имеет нескверная дева Цер-ковь, содержащая правую веру в Бога, и она да называется чистою голубицею, превосхо-дящею достоинством все чины.” Иисус Христос основал на земле только одну Церковь. “Я создам Церковь Мою” (Мт. 16:18). Церковь Свою Господь уподоблял одному стаду, в которое Он хочет привести всех людей (Ин. 10:16 ), одному полю (Мт. 13:24, 38 ), од-ному неводу (Мт. 13:47 ). Апостолы также учили об одной только Церкви: “Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” (Еф. 5:25; ср. Деян. 20:28 ). “Которая (Церковь) есть Тело Его” (Еф. 1:22-23). “Он есть глава тела Церкви” (Кол. 1:18). “Мы, многие, со-ставляем одно тело во Христе” (Рим 12:5). “И вы — тело Христово, а порознь — члены” (1 Кор. 12:27; 1 Кор. 12:13 ). Единство Церкви отнюдь не допускает никакого разделения или разномыслия в вере, церковном управлении и богослужении (Рим 15:5-6; 1 Кор. 1:10:13; Еф. 4:4-6 ). Отдельные Церкви: Иерусалимская, Антиохийская, Александрий-ская, Константинопольская, Российская, подобно Церквам: Коринфской (1 Кор. 1:2 ), Га-латийским (Гал. 1:2 ), Фессалоникийской (1 Фес. 1:1 ) суть Церкви, так называемые по-местные, части единой вселенской Церкви Христовой. “Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу — Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается, видимо, одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах и таинствах” (Катех. Чл. 9). ? единстве Церкви, как ее существенном свойстве, учил святой Ириней Лионский: “Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной, даже до концов земли, но приняла от апосто-лов и от учеников их веру... хотя и рассеяна по всему миру, — как я сказал, — тщательно хранит их (учение и веру), как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как если бы у ней были одни уста. Ибо, хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Италии, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии, и в средине мира. Но, как солнце — это творение Божие — во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины.” Святой Киприан Карф (†258 г.) пишет: “Церковь одна, хотя с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство.” Общество религиозное, не входящее в состав единой Церкви, не есть Церковь, а еретическая или раскольническая община, самочинное сборище. “Можно ли думать тому, кто не придерживается единства Церкви,” — говорит святой Киприан Карфагенский, — “что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, — когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: “одно тело и один дух, как вы и при-званы к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение” (Еф. 4:4-5). Нет, не хранящий такого единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына; не держится истинного пути ко спасению.” г) Церковь — Апостольская. Бог Отец по Своей любви к человеку “послал” () Сына Своего в мир (Ин. 3:17-34; 5:23-38; 6:29-57 и др.) для совершения спасения. Господь Иисус Христос, будучи “Посланником” () и “Первосвященником исповедания нашего” (Евр. 3:1 ), из-брал (Лук. 6:13; Ин. 15:16 ) и от Себя послал (Ин. 20:21; Деян. 1:8 ) апостолов для на-саждения и распространения основанной Им Церкви, которая в смысле посланичества для спасения мира есть именно апостольская. Апостолы — строители Церкви Христовой. Иисус Христос, хотя и говорил о том, что по Его прославлении все в Него верую-щие получат в изобилии силы Святого Духа (Ин. 7:39 ), но в то же время обетовал ни-спослать (Ин. 14:16-26; 16:7 ) и на самом деле по прошествии Пятидесятницы ниспослал Святого Духа вначале на одних только апостолов (Деян. 2:2-4 ). “Это совершено Им было с тою целью, чтобы апостолы, первыми исполнившись Святого Духа, вместе с этим по-служили органами и посредниками в низведении Его и на остальных верующих, почему им одним дано было Спасителем право совершать те священнодействия, или таинства, че-рез которые имела верующим сообщаться Духом Святым благодать Божия, как, например, крещение (Мт. 28:19 ), причащение (Лук. 22:19-20 ), покаяние (Ин. 20:22-23 ).” Апо-столы, облеченные силою Святого Духа, “пошли (по повелению Господа) и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями” (Мр. 16:20), чем Бог свидетельствовал, что они — Его посланные. Они также получили от Гос-пода власть не только сообщать верующим благодать Христову, но и через рукоположе-ние передавать своим преемникам свое полномочие низводить благодатные дары, каковых (преемников) и поставляли (1 Тим.1:5; 1 Тим. 5:22; ср. Деян. 20:28 ). Основанные апо-столами Церкви делались матерями для всех последующих поместных Церквей, в том числе и Восточной греко-российской Церкви, почему Церковь Христова, хотя имеет сво-им краеугольным камнем Самого Господа, но по слову Божию утверждается “на основа-нии апостолов” (Еф. 2:20; От 21:14 ). Апостольство — признак Церкви Христовой. Через апостолов Церковь получила от Господа свое устройство, с ними она нахо-дится в постоянной внутренней связи, заключающейся в полученной ею от апостолов (и через непрерывное преемство сохраняемой) иерархии, учении, священнодействии и управлении. В истинной Церкви Христовой находится все существенное, чем владела она при апостолах, и должно находиться в ней вовек. Отсюда только та Церковь есть Церковь апостольская, которая имеет от самих апостолов преемство даров Святого Духа через священное рукоположение, т.е. восходит к апостолам через непрерывное преемство от них богоучрежденной иерархии (епископства), и которая верна им в учении, священно-действии и управлении. Апостольство, являясь самым важным свойством Церкви Христо-вой, составляет ее существенный и главный признак. Без этого признака все, носящие имя христианина, могли бы считать себя принадлежащими к Церкви Христовой. Следова-тельно, если сектанты именуют свою общину Церковью Христовой, но не имеют непре-рывного иерархического преемства от апостолов и не хранят апостольского предания (2 Фес. 2:15 ), то их община, как порвавшая связь с апостолами, лишена благодати Божией, необходимой для духовной жизни, и есть не апостольская Христова Церковь, а самочин-ное сборище (Пс 1:1; 25:5; От 2:9; 3:9 ), не могущее спасать своих членов. Христиа-нин есть член тела Христова — Церкви (1 Кор. 12:12-27), не должен отделяться от этого живоносного тела; в противном случае, вместо истинной жизни, получит вечную смерть. “Отломи ветвь от дерева,” — говорит святой Киприан Карф., — “отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником, — разобщенный иссякнет... А ты думаешь, что можно стоять и жить в удалении от Церкви, устрояя себе другие различные жилища?” Православная Восточная греко-российская Церковь есть истинно апостоль-ская Церковь. Восточная греко-российская Церковь имея через непрерывное преемство от апо-столов — богоучрежденную иерархию из трех степеней, остается верною апостолам в учении (“символ веры” выражает подлинное учение Господа и апостолов), священнодей-ствии (чин богослужения и совершения таинств восходит к апостолам) и управлении, ру-ководится апост. правилами и правил. вселен, собор., каковые правила являются дальней-шим развитием апост, правил). ? потому она одна есть истинно апостольская Церковь, и лишь ей одной по праву принадлежит наименование “православной,” как право, “верно” (ср. 2 Тим. 2:15 ) или неизменно сохраняющей учение Христово, переданное апостолами словом или посланием, и пребывающей верною во всем, установленном Господом Иису-сом Христом и Его апостолами. “То, что мы исповедуем,” — пишет еп. Феофан, — “и как содеваем свое спасение, было в силе у наших отцов, дедов, прадедов и всех россиян с са-мого просвещения их истинною верою при святом Владимире. Этому уже тысяча лет… Но идите далее: то же исповедание и то же содевание спасения увидите вы у греков, от коих приняли мы Святую Веру. Идите и у них по векам; дойдете до соборов, защищавших и утверждавших истину вселенскую... Двигайтесь еще далее, пройдете века гонений, дой-дете до века апостольского, и усмотрите: там то же исповедание и то же соделывание спа-сения, какое теперь и у нас содержится и действует. ? то, чему учили и что учредили апо-столы, принято ими от Господа, Господь же и говорил и делал, как принял от Отца Сво-его, в тайне Пресвятой Троицы. Вот откуда вера наша! Вот где ее источник! Вот как она из глубин Божьих истекла, текла по течению веков и до нас дотекла!” Цель Церкви. Церковь Христова имеет своею целью привести всех людей (Мт. 28:19-20; Мр. 16:15-16; Лук. 24:47 и др.) к воссоединению с Богом — Источником жизни и блаженст-ва (Ин. 14:6; 17:21 ); а так как человек через грех отпал от союза с Богом и сделался “сыном противления” (Еф. 2:3 ), то Церковь, как продолжательница дела Христова — спасения человечества, должна возродить падшего человека к новой, святой жизни. Для свершения сего в Церкви находятся не только человеческие, но и “Божественные силы” (2 Пет. 1:3-4 ); в ней пребывает и будет пребывать до скончания века Сам Искупитель Ии-сус Христос (Мт. 28:20 ) и Дух Святой (Ин. 14:16 ), Который, подавая благодать Божию в таинствах, усвояет нам по благоволению Бога Отца все потребное для нашего спасения и через Христа возводит верующих к Отцу (Ин. 14:6 ). Опровержение возражений. Сектанты говорят: 1) Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мт. 18:20 ). В стих. 19-20 (Мт. 18) Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (ср. стих 17 ), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них (ср. Ин. 14:23; 1 Ин. 3:23-24; 4:18-21 ). Ослушники Церкви (ст. 17), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не мо-гут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерыв-но через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты пре-рвали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть Церковь (Мт. 12:30 ). “Собравшиеся во имя кого-либо,” — учит святой Василий Вели-кий, — “без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообраз-но с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злона-меренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорит апостол (Еф. 4:1-4 ) и Господь (Ин. 14:23 ). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. ? собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: “что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю” (Лук. 6:46; ср. Мт. 25:11-12; Деян. 19:13-16 ). “Гос-подь заповедал (Мт. 18:19 ) сперва единодушие,” — пишет святой Киприан Карфаген-ский, — “указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отде-ляются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если сообразно с Его на-поминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, не-смотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Бо-жия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пре-бывать с Богом (1 Ин. 4:16 ) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией.” 2) Сектанты в свое оправдание за отпадение от прав. Церкви и образование общин указывают на 1 Кор. 3:10. Господь Иисус Христос основал единую Церковь, а апостолы устроили и распро-странили ее, и другой Церкви не может быть: “ибо никто не может положить другого ос-нования, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:11 ). Поэтому чело-век, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоц. кам-ней) и устроять из себя дом духовный — “Божие строение” (1 Кор. 3:9; ср. Еф. 2:21-22 ). Сектанты не строят, а “разоряют храм Божий” (1 Кор. 3:17 ), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: “кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает” (Мт. 12:30). Таких “строителей” (расточителей) апо-стол осудил (Гал. 1:8-9 ), и “покарает Бог” их (1 Кор. 3:17; ср. Мт. 21:44 ), и “делу” их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В стих. 10-23 (1Кор 3) апостол Павел внушает своим преемникам — пас-тырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви (“строения Божия”), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно. Золото, серебро, драгоценные камни означают, вообще, прочный, дорогой мате-риал, соответствующий по качествам основанию (1 Кор. 3:11 ); таким прочным материа-лом служит здравое учение, согласное учению Церкви Христовой, и христианские добро-детели. Дерево, сено, солома означают превратные понятия и суждения (1 Кор. 12:15 ), увлечение человеческою мудростью (3:18 ), неразумное пользование свободой христиан-ской (8-11 гл.), наконец, порочную жизнь (5-6 гл.). В день суда Божия (стих 13 ) будет испытано достоинство дел пастырей и всех верующих (“Огонь” — символ испытания, су-да Божия). Чье дело устоит на суде, тот получит награду, а чье дело не выдержит испыта-ния, тот “сгорит,” лишится награды (“потерпит урон”); “впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня”: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме: один выбежит невредимым, другой — опаленным, а иной и сгорит в огне. Так будет с ху-дыми строителями. Одни будут помилованы, другие будут наказаны, смотря по степени вины, а иные пойдут в огонь вечный. 3) По слову апостола, мы устрояем сами “дом духовный” (1 Пет. 2:5 ), почему и отпали от православной Церкви. Подобно апостолу Павлу и апостол Петр представляет Церковь Христову под обра-зом здания. В основании здания положен живой камень — Иисус Христос, Источник и Податель жизни (Ин. 6:35, 51 ), а отдельные христиане — живые камни (оживляются благодатью Божьею), из которых слагается здание. Вступая в общение со Христом (“при-ступая к Нему”), христиане под Его невидимым водительством и силою Святого Духа, при посредстве таинств и пастырского руководства (ср. 1 Пет. 5:1-5 ) должны “сами” нравственно обновляться, чтобы из них устроилось одно христианское общество, “одно стадо” (Ин. 10:16 ), один духовный дом, проникнутый одним духом, одной верой и од-ной надеждой (Еф. 4:3-6 ). Слово “сами” (1 Петр. 2:5 ) указывает, что не одна благодать Божия совершает освобождение христиан от греха, но при деятельном соучастии их воли. Под духовными жертвами (1 Пет. 2:5) разумеются христианские добродетели: дела милосердия, любви, молитва и др. (ср. Пс 49:14; 50:18-19; Евр. 13:15-16; 2 Тим. 4:6 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим 12:1; 2 Тим. 4:6 ), почему в переносном смысле назы-ваются (христиане) “священством святым.” Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви. 4) Сектанты в оправдание нарушения единения с Церковью правосл. ссылаются на слова апостола: “ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись ме-жду вами искусные” (1 Кор. 11:19). “Апостол говорит не о разномыслиях в догматах,” — объясняет блаженный Фео-филакт, — “но о таких разделениях, каково, наприм., относительно столов. Что же значит: надлежит? Так как вы — люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: “надобно прийти соблазнам” (Мт. 18:7), т.е. поелику в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. “Дабы () открылись между вами искусные” (1Кор 11:19). Частица “дабы” означает здесь не при-чину, но следствие дела, как видно из многих мест. Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а пре-жде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обы-чай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказывают-ся неискусными, оказываются искусными хранители.” Так как возникшие среди корин-фян “разделения” (1 Кор. 11:18 ), “разномыслия” (11:19) касались их благоповедения (11:21 ), то апостол обличает их кротко — “не похвалю” (11:22 ср. Стих 16 ). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучите-лей и их последователей (Гал. 1:8-9 ); называет то “псами” (Филип. 3:2 ), то “сожжен-ными в совести” (1 Тим. 4:2 ), то “служителями диавола” (2 Тим. 2:26 ). О единении ве-рующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин. 10:16; 13:35; 15:4; 17:21 и др.), учил и молился апостол (Еф. 4:2-6; Рим 15:5-6; 1 Кор. 1:10 и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апо-столом (Гал. 1:8-9 ) и подлежат строгому суду Божию (Иуд. 1:4-23). О святости церкви. Значение слова “святой” — . “” значит отлученный, выделенный, посвященный (Богу, Лук. 2:23 ), священ-ный, святой, чистый, непорочный. Когда говорится о Боге (Ин. 14:26; 17:11 и др.), слово святой () означает всесовершеннейшую Его нравственную чистоту, постоянную и неизменную святость (свойство Божеской природы), безусловную непорочность. Члены Церкви небесной (Евр. 12:22-23 ) называются “святыми” (2 Фес. 1:10 ), потому что, вспо-моществуемые благодатью Божиею, подвизались во время земной жизни подвигом доб-рым, сохранили веру (2 Тим. 4:7 ) и достигли совершенства. “Святыми” именуются члены Христовой Церкви земной (Деян. 9:13, 32, 41; Рим 1:7; 15:26; 1 Кор. 1:2 и др.) не по-тому, что они безгрешны (1 Ин. 1:8-10; Еккл. 7:20 ), а потому что выделены “из тьмы” (1 Пет. 2:9 ), освящены Духом Святым в таинствах крещения и миропомазания и призва-ны к достижению святости, непорочности (1 Пет. 1:15; 1 Фес. 4:3, 7 ). Святость Божия — идеал, к которому христианин постепенно приближается путем борьбы с грехом и пу-тем нравственного совершенствования. Весь народ еврейский назывался “святым,” так как выделен был Господом из числа других народов и призван был к святости: “будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои” (Лев. 20:26). В смысле выделения, посвящения Богу, освящения явлениями Божии-ми слово “святой” присваивается храму (Пс 64:5 ), части скинии (Евр. 9:3 ), жертве (Лев. 23:20 ), одеждам и сосудам, употреблявшимся при богослужении. (Лев. 16:4; 3 Цар 8:4 ), праздникам (Лев. 23:7-8, 27 ), елею (Чис 35:25 ), воде (Чис 5:17 ), Иерусалиму (Мт. 4:5; 27:53 ), земле (Деян. 7:33 ), горе (2 Пет. 1:18 ), закону и заповеди (Рим 7:12 ) и др. Учение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина († 435 г.) о том, что “свя-той” в приложении к человеку не значит безгрешный. “Между святым и безгрешным большое различие. Ибо одно — быть кому-нибудь святым (т.е. посвященным богопочтению, так как это имя, по свидетельству Священного Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням), а дру-гое — быть без греха, что приличествует Богу. Священное Писание ясно свидетельствует, что праведные и святые мужи несвободны от вины, говоря: семь раз в день падает правед-ник и встает (Прит 24:16 ). Ибо что значит падать, как не грешить? Хотя и говорится, что семь раз падает, однако ж называется праведным, и праведности его не препятствует па-дение по немощи человеческой; поэтому большое различие между падением праведного человека и грешника... Семь родов падений (по неведению, забвению, помыслами, празд-ным словом, по внезапному увлечению, по тесноте обстоятельств, по немощи плоти), ко-торым святой, хотя и иногда подвергается, однако ж не перестает быть праведным. Хотя падения кажутся легкими и малыми, однако ж делают то, что он не может быть безгреш-ным. Ибо имеет, в чем ежедневно каяться, и должен просить прощения и постоянно мо-литься о своих грехах, говоря: “прости нам долги наши...” (Мт. 6:12). Итак, если эта мо-литва пизносится святыми, то кто может найтись столь упрямый, предубежденный, столь напыщенный гордостью диавольского неистовства, чтобы утверждать, что он — без греха, считать себя не только выше апостолов, но и Самого Спасителя обличать как бы в неведении и суетности, как будто Он не знал, что некоторые могут быть свободны от гре-хов, или напрасно учил тех, о ком знал, что они не имеют нужды во врачевстве этой мо-литвы? Потому премудрый Экклезиаст, обозревая умом все действия и занятия человече-ские, без всякого исключения произносит: “Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы” (Еккл. 7:20); т.е. на этой земле нет никакого столь святого, столь рачительного, столь внимательного, кто бы мог постоянно прилепляться к истинно-му и единственному благу (Богу), сознавая, что он и при ежедневном отвлечении от Него не грешит. Впрочем, если кто и сознается, что он не может быть свободным от греха, од-нако ж это не препятствует ему быть праведным... У него более чистый взгляд, и большее он замечает; неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправле-ние нравов, и рачительная ревность к добродетелям умножает стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен тою степенью совершенства, до какой преуспел; и чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, тем более находит причин к смире-нию, нежели к возношению; и чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему все больше есть куда стремиться. Отличный из апостолов произнес: “если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Ин. 1:8). Итак, если гово-рим. что мы не имеем греха, этим самим доказываем, что мы из простых грешников ста-новимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим вернее испытать, возможно ли че-ловеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, кто распял плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24 ) и кто, хотя из сердца своего не только с корнем истребил все страсти, но старается устранить даже и память о грехах и помышления и, однако ж, ежедневно исповедует, что и на один час но остается без греха?” Церковь Христова — святая. Церковь называется святою потому, что Совершитель нашего искупления и Глава ее есть Святой Господь Иисус Христос и Устроитель спасения верующих — Святой Дух, от Которых освящающая сила Божия изливается на все Тело (Церковь). Иисус Христос есть всесвятый Господь: “Ибо Ты един свят” (От. 15:4 ). “?то из вас обличит Меня в неправде?” (Ин. 8:46 ). “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его” (1 Пет. 2:22). “В Нем нет греха” (1 Ин. 3:5 ). “Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, неприча-стный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес” (Евр. 7:26). В Церкви всегда пребывает Всесвятый Дух: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое” (Ин. 14:16, 26; ср. 7:39 ). “И исполнились все Духа Святого” (Деян. 2:4). Церковь свята и предназначена приводить верующих к святости: Иисус Христос для того и предал Себя на смерть, “чтобы представить ее (Цер-ковь) Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы была свята и непорочна” (Еф. 5:24-27 ). “Чтобы представить вас святыми и непо-рочными и неповинными пред Собою” (Кол. 1:22). “Чтобы избавить нас от всякого без-закония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам” (Тит. 2:14; ср. Еф. 4:11-13; 1 Тим. 1:15 ). Задача Церкви осуществляется ее членами постепенно, по-этому в ней верующие являются неодинаковыми по своему духовному совершенству: на ряду с людьми добродетельными (хотя и не безгрешными) в ней есть явные грешники, ко-торых Церковь призывает к покаянию, исправлению и нравственному обновлению. “В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиня-ные” (2 Тим. 2. 20). В Церкви, как в теле, есть члены “благообразные” и “менее благород-ные,” — “менее совершенные,” “слабейшие” (1 Кор. 12:22-24 ). Церкви, состоящей из одних совершенных людей, никогда не было на зем-ле. В Церкви апостольской христиане Анания и Сапфира солгали Духу Святому и пали мертвыми (Деян. 5:1,10 ); среди верующих появился ропот (Деян. 6:1 ); вдовы и бедные презирались (Иак. 2:1-9 ); происходили споры, разногласия (1 Кор. 1:11 ), тяжбы (1 Кор. 6:7 ). “Некто вместо жены имел жену отца своего” (1 Кор. 5:1); иные упивались до при-чащения (1 Кор. 11:21 ). “Многие... поступают, как враги креста Христова... мыслят о земном” (Фил. 3:18-19). “Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу” (Фил. 2:-21). В притчах о неводе и плевелах Господь изъяснил (Мт. 13:24-30; 37-43; 47-50), что в Царстве Его (Церкви) до кончины века будут совместно пребывать сыны царства правед-ного и сыны — лукавого, делающие беззаконие; когда только и последует отделение доб-рых от злых. Свидетельства древних христиан. Святой Киприан Карфагенский пишет: “если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви; нам самим не долж-но отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться быть пшеницею, чтобы, когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли получить плод по делу и труду нашему. Апостол говорит это в послании (2 Тим. 2:20 ). Постараемся же, возлюбленнейшие братья, и, сколько можем, позаботимся о том, чтобы нам быть сосудами золотыми или серебряными. Право сокрушать глиняные сосуды предоставлено одному Господу, Которому дан жезл железный (От. 2:27 ). Раб не может быть больше господина своего, и то, что Отец предоставил одному Сыну, никто не может присваивать себе, почитая для себя возможным носить лопату для очищения гумна или отделять человеческим судом все плевелы от пшеницы. Это было бы гордым упорством и святотатственным посягательством, на которое способно злобное неистовство... Нагло се-бя воздымающие, будучи ослеплены самою своею надменностью, теряют свет истины.” “Не вся Церковь Божия,” — говорит блаженный Феодорит, еп. Кипрский († 457-458), — “состоит из совершенных, но есть в ней живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию.” “Ковчег Ноев,” — по объяснению блаженного Иеронима († 420 г.), — “был обра-зом Церкви; как в ковчеге находились животные всякого рода, так и в Церкви находятся люди всех племен и всякой нравственности; как там были барс и козлища, волк и агнцы, так и здесь есть праведные и есть грешные, т.е. употребляются сосуды златые и серебря-ные вместе с деревянными и глиняными.” Опровержение возражений. Сектанты говорят: 1) Церковь должна быть святая, без пятна и порока, а православная Церковь “пят-нистая,” (!) так как в ней есть грешники (Еф. 5:25-27 ). Слова: “чтобы представить ее,” “дабы она была свята и непорочна,” указывают, что апостол говорит здесь не о действительном состоянии Церкви, а о той цели, к осуще-ствлению которой она предназначена, пользуясь богодарованными средствами. Церковь земная, хотя никогда не состояла из одних непорочных, праведных людей, именуется свя-той, так как имеет основание своей святости в Главе своей и Духе Святом, а не в своих членах. Так в Церкви Коринфской были и порочные члены, но апостол ее называет “Цер-ковью Божиею”, а членов ее — “призванными святыми”, “святыми” (1 Кор. 1:2; 2 ?ор. 1:1 и др.). Имеющиеся в апостольских посланиях увещания к праведной жизни, предос-тережения и обличения за различные нравственные пороки свидетельствуют, что в апо-стольск. время члены Церкви не все были “совершенны” (ср. От гл. 2-3). 2) Грешников не видим в Церкви Филадельфии, от нее и ведем начало (От. 3:7 ). Церковь в Филадельфии (в Малой Азии), существующая и ныне, содержит учение православной Церкви и с нею единомыслена. Архиепископ Филадельфийский Дамиан во время коронации в 1896 г. принимал участие в Православ. богослужении вместе со святи-телями Русской Церкви. 3) Мы, от Бога рожденные, не грешим (1 Ин. 3:9 ). “Рожденный от Бога,” по учению апостола, есть “верующий, что Иисус есть Хри-стос” (1 Ин. 5:1 ), “любящий Бога и ближнего” (4:7), “делающий правду” (2:29). “Рож-денный от Бога,” имея “семя Его,” хранит себя от греха, и лукавый не прикасается к нему (5:18; ср. Иак. 4:7; Еф. 4:27 ), почему и “не делает греха,” и “не может грешить” (1 Ин. 3:9; ср. 3:6 ). “Семя Его,” происходящее от Бога и сообщенное верующему Иисусом Христом через Святого Духа (в таинствах крещения и миропомазания), есть благодатное начало духовной жизни, которое служит источником постепенного и постоянного разви-тия его до степени нравственного совершенства при участии и содействии самого челове-ка (“очищает себя” — 1 Ин. 3:3; “хранит себя” — 5:18) . Христиане, в которых пребыва-ет божественное семя вечной жизни, действительно обладают условиями для невозмож-ности грешить; хотя, несомненно, грех еще склоняет их к греховным поступкам, но он уже не господствует (ср. Рим 6:11-22 ). Все направление жизни верующего — против гре-ха, так как он сделался “рабом праведности,” — “рабом Богу” (Рим 6:18-22). Он хочет только “праведности” и “святости,” хотя еще не всецело умертвил в себе противодейст-вующую ему и возбуждающую ко греху похоть. Но исповедание грехов, приобщение Крови Христовой (1 Ин. 1:9 ), самоочищение и освящение силою Духа Святого составля-ют верный путь к указанной апостолом конечной цели — нравственной невозможности грешить. “Семенем,” — объясняет блаженный Феофилакт, — “называет Духа, Которого мы получаем через крещение и Который, пребывая в нас делает ум наш не допускающим гре-ха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого.” Но достигли ли сектанты такой степени нравственного обновления, что могут о се-бе сказать: “мы не грешим”? Их вражда к пастырям православной Церкви, их горделивое превозношение мнимыми достоинствами, кощунство и хуления показывают, что они “пребывают в смерти” (1 Ин. 3:14-15 ), “во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза” (2:11). 4) Воров, пьяниц и др. нужно изгонять из Церкви (1 Кор. 5:11-13 ). Церковь православная по примеру Господа (Мт. 9:11-13; 23:37; Лук. 5:31-32 и др.), относится к грешникам не с жестокостью, не со злобою и пренебрежением (подобно сектантам), а как к духовно больным, немощным своим членам, с сожалением о их паде-нии и любовью (не ко греху, а к лицу — Божиему созданию), и свою попечительную о них заботу направляет к их покаянию и исправлению. Пастыри Церкви, как облеченные Богом властью (2 Кор. 10:6-8; 2 Тим. 4:2; Тит 2:15 ) и “как обязанные дать отчет” Богу (Евр. 13:17; ср. Лук. 16:2 ), смотря по нравственному состоянию пасомых, “обличают” их, “запрещают,” — “увещевают со всяким долготерпением и назиданием.” Если же грешник оказывается нераскаянным, не слушает Церкви (Мт. 18:17 ), то пастыри (епископы) отлу-чают его от Святого Причащения, а тяжких (каковы сектанты), отсекают совсем от Церк-ви, “чтобы они научились не богохульствовать” (1 Тим. 1:20 ); но отсекают не навсегда, а впредь до раскаяния (2 Кор. 2:6-10 ). Апостол, охраняя христиан от вредного влияния порочных членов Церкви, запре-щает не только общение с последними, но даже есть вместе (1 Кор. 5:11 ), так как друже-ское общение и отсюда совместная еда с грешниками служат обычно выражением сочув-ствия и единомыслия с ними, хотя само по себе вкушение пищи не может осквернить че-ловека (1 Кор. 8:8 ). О пагубном влиянии дружественного общения с грешником учит и апостол Иоанн (2 Иоан 1:11 ). Как видно из сказанного, “не сообщаться” (1 Кор. 5:11, —? — смешиваться, быть в сношениях, славян. “примешати-ся”) не значит отлучать от Церкви, как толкуют сектанты; для обозначения отлучения апо-стол употреблял другие выражения: “предать сатане” (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20), “изверг-нуть” (1 Кор. 5:13 ), “да будет анафема” (Гал. 1:8-9; 1 Кор. 16:22 ). |
|