Семинарская и святоотеческая библиотеки |
УТВЕРЖДАЮ декан факультета Толстихина Г. А. ________________19 г. Кафедра
теологии Учебная
программа
Дисциплина Православная
педагогика (часть 1)
Основы
православной педагогики
ДО Специальность 031200 "Педагогика и методика начального
образования" Специализация
"Основы православной
педагогики" Обсуждено на заседании кафедры _______________1999
г. Протокол № Заведующий кафедрой
Автор Васечко Н. Л.
Горшкова
С.Е. ______________1999
г.
________________1999 г. ТВЕРЬ - 99 Объяснительная записка Курс “Православная педагогика”
предназначен студентам, специализирующимся в области христианской православной
теологии, для изучения в 4 и 7семестрах. Православная педагогика является
историческим фундаментом традиционной русской школы. Обращение к
духовно-нравственным истокам отечественного образования наиболее перспективно
для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. В данном курсе рассматриваются
историко-педагогические и историко-церковные основы православной педагогики, ее
общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется процессу духовного
становления человека в разные периоды его жизни, воспитанию детей в
православной семье. Возвращение к духовно-нравственным
традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению
утерянной полноты в сфере педагогики. Теоретическое осмысление и практический
опыт духовно-нравственного становления бережно хранились Православной Церковью.
Этот опыт развивался в трудах отцов и учителей Церкви, православных богословов
и мыслителей религиозной философии, в процессе обучения и воспитания в духовных
школах, в теоретических работах практической деятельности подвижников
благочестия, видевших в педагогической деятельности свое служение. В задачи курса входит: дать
представление о специфике православной педагогики; познакомить студентов с
историко-педагогическими и историко-церковными основами православной
педагогики; помочь студентом овладеть основными теоретическими понятиями, дать
представление о современном состоянии православной педагогики. Программный материал представлен в
исторической последовательности, внутри каждого периода выдерживается
проблемный принцип деления на темы. Лекционный материал носит обзорный
характер, что предусматривает как общую характеристику различных периодов
истории православной педагогики, так и внимание к отдельным проблемам,
педагогическим деятелям, анализу педагогических трудов. Курс “Православная педагогика” включает
две части: “Основы православной педагогики” и “Православная педагогика и
современность”. Первая часть изучается в 4 семестре и имеет следующую
структуру: введение, где определяется понятийный аппарат, религиозное
обоснование педагогики раскрывается как научная проблема, даются особенности
православной педагогики. Раздел первый, где рассматриваются
историко-педагогические и историко-церковные основы православной педагогики. Раздел второй, где освещаются общие и
теоретические проблемы православной педагогики. Раздел третий, в
котором особое внимание уделяется процессу духовного становления человека и воспитанию ребенка в православной
семье. Программа по
“Основам православной педагогики” разрабатывалась в соответствии с монографией
“Православная педагогика” свящ., к.пед., н. Е.Шестуна. Во второй части
курса особое внимание уделяется современным проблемам в области православной
педагогики и современному состоянию православной школы.
Основы православной педагогики ДО, 2 курс, 4 семестр Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Основные понятия
православной педагогики. Предмет, задачи, содержание курса
“Основы православной педагогики”. Понятийный аппарат курса. Проблемы
религиозного обоснования педагогики. Специфика православной педагогики. Православная
педагогика как часть христианского богословия. Понимание воспитания как
спасения. Соотношения разума и веры, науки и религии, научного и духовного
образования (2 ч.) Раздел 1. Историко-педагогические и
историко-церковные основы православной педагогики. Тема 2. Воспитание в свете Божественного откровения. Ветхозаветное
учение о воспитании. Основные черты богоизбранного народа. Согласованность
воспитания с Откровением. Особенности обучения и семейного воспитания.
Воспитательное значение Синайского законодательства. Решение практических
педагогических проблем в свете Синайского законодательства (2 ч.) Христианство
и воспитание. Христианский идеал для воспитания. Цель христианской педагогики
приближения человека к Богу (2 ч.) Тема 3. Христианская педагогика в творениях святых отцов и учителей
церкви.
Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании. Понятие об
отцах церкви. “Учение двенадцати апостолов”, или Дадахэ. Книга “Пастырь” Ерма
(40-е годы II века). Послание
апостола Варнавы. Послания св. Климента Римского. Послания св. Игнатия
Богоносца. Святой Поликарп Смирнский. Святой Иустин, Философ. Святой Ириней
Лионский. Учение
отцов и учителей церкви Ш века о воспитании. Отношение христианства к
языческому образованию как основная педагогическая проблема Ш века. Тертуллиан.
Святой Киприан, епископ Карфагенский. Климент Александрийский. Ориген. (2
часа). Учение
о воспитании в творениях святых отцов 1У века. Духовное перерождение античного
общества в 1У веке. Святитель Василий Великий. Святитель Григорий Богослов.
Святитель Иоанн Златоуст. (2 часа). Тема 4. Педагогические воззрения отцов
и учителей Русской церкви. Роль русских святых в духовной жизни общества. Святитель
Филарет, митрополит Московский (жизнь и педагогическая деятельность). Суждения
митрополита Филарета о воспитании и образовании. Епископ Феофан, Вышенский
затворник (жизнь и педагогическая деятельность). Педагогические воззрения
епископа Феофана. Книга “Путь ко спасению” (2 ч.). Святой
праведный Иоанн Кронштадский (жизнь и педагогическая деятельность). Дидактика
архиепископа Фаддея (Успенского). Взгляды архиепископа Фаддея на воспитание.
Учет личностных особенностей воспитанников, определение круга чтения для
учителя, личность учителя и его нравственные качества (2 ч.). Тема 5. Русская религиозная философия о
характере просвещения России и Европы. Зарождение
идеи “чистой философии” и религиозное сознание. Гносеологический дуализм
западного мышления. Установление “равновесия” между знанием и верой. Поиск
философией своего источника познания. Католическое и протестантское отношение к
“независимой философии. Эллинское язычество и византийское православие.
Богословские споры святителя Григория Паламы и Варлаама Калабрийца.
Сравнительный анализ А.Ф.Лосевым платонизма и византийского православия (2 ч.). Свет
естественного разума и христианское обновление ума. Основные идеи христианской
гносеологии (анализ В.В.Зеньковского) (2 ч.) Два
византийских влияния на Русь. Возникновение самостоятельной светской культуры
(18 век). Жизнь, основные философские идеи и педагогическая деятельность
Григория Саввича Сковороды. Философские дискуссии в России в первой половине 19
века и их связь с развитием педагогической мысли. Славянофильство как
преодоление духа секуляризма (2 ч.) Иван
Васильевич Киреевский (жизнь, обзор основных работ, педагогические взгляды) (2
ч.). Алексей
Степанович Хомяков (жизнь, учение А.С.Хомякова о Церкви, гносеологические
воззрения и взгляды на общественное воспитание в России) (2 ч.). Тема 6. Возрождение традиционной
русской педагогики в трудах деятелей народной школы. Общие
воззрения Николая Ивановича Ильинского на русскую народную школу. Жизнь и педагогическая
деятельность Сергея Александровича Рачинского. Содержание образования в
сельской школе. Учительский состав народной школы. Центральное место “Закона
Божия” в программе ЦПШ. Книга С.А.Рачинского “Сельская школа”. Педагогические
взгляды Константина Петровича Победоносцева. Обоснование религиозных основ
воспитания в трудах К.П.Победоносцева (2 ч.) Тема 7. Общий исторический обзор
основных педагогических течений в трудах протопресвитера, профессора Василия
Васильевича Зеньковского. Средневековая
христианская школа. Движение педагогической мысли в сторону изучения природы
ребенка. Руссо как главный вдохновитель новейшей педагогики. Песталоцци.
Влияние романтизма на педагогические взгляды Фребеля. Идеи “естественного” и
“гармонического” развития личности по Спенсеру. Педагогическая деятельность
Л.Н.Толстого. Гербарт и его последователи как основатели научных методов.
Социальная педагогика Наторпа и ее последователи. Трудовая школа
Кершенштайнера. Основные течения педагогической мысли в свете христианства. Критика В.В.Зеньковским антропософского
учения о человеке. Антихристианская сущность основных положений Вальдорфской
педагогики (2 ч.) Раздел 2. Общие,
теоретические проблемы православной педагогики Тема 8. Воспитание как восхождение к
свободе. К вопросу об истории поиска педагогического идеала и практической
постановки цели православного воспитания. Различные
оценки влияния Православной Церкви на судьбу русского народа. Теоретическая
постановка цели православного воспитания (2 ч.). Проблема
свободы и воспитания в свете православного педагогического мышления. Свобода
как условие и результат нравственного самоопределения человека (2 ч.). Тема 9. Понятие “личность” в психологии
и православной педагогике. Проблема
личности в психологии. Структурный подход в изучении личности. Концепция
персонализации. Рассмотрение личности в духовном пространстве. Православное
понимание личности. Раскрытие тайны личности в тайне Пресвятой Троицы. Различие
индивидуальности и личности. Раскрытие человеческой личности как возможность и
задание. Восстановление единого человеческого естества в церкви. Границы
духовного возрастания личности: “лик”, “лицо”, “личина” (2 ч.). Раздел 3. Процесс духовного
становления и развития человека в разные периоды его жизни. Особенности
воспитания в православной семье. Тема 10. Воспитание и развитие. Детство
– важнейший период для становления человека. Христианское понятие
трехсоставности человека: дух, душа, тело. Примеры психологической периодизации
детского развития. Христианское
представление о первородном грехе как о повреждении духовно-телесной
человеческой природы. Благодатное возрождение человека в таинстве крещения.
Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни. “Живая тайна
воспитания” в работах И.А.Ильина (2 ч.) Тема 11. Особенности развития и
духовного становления человека в разные периоды его жизни. Психологическая
характеристика первого года жизни ребенка. Духовное влияние на младенца в
первые дни его жизни. Благочестие родителей как средство сохранения благодатной
жизни детей. Психологическая
характеристика детства (2ч.). Психологическая
характеристика отрочества. Вера и дела благочестия – главная цель христианского
воспитания. Осознанный выбор христианской жизни как результат разумной
самостоятельности. Психологическая
характеристика юношества. Причины потери благодати, полученной при крещении.
Преимущества сохранивших благодать святого крещения (2 ч.). Тема 12. Духовные основы православной
семьи. Священное
Писание о таинстве брака. Христианский брак как союз двух людей, желающих
дожить до любви. Иерархическое устроение семьи. Исполнение воли Божией - основа счастья христианских супругов.
Духовные основы семейной иерархии. Семья – малая церковь. Семья – наследница
традиций. Семья и проблемы полового воспитания. Основы
христианского воспитания детей в семье. Брак как расширение личности, рождение
человека в новой полноте. Любовь родителей к своим детям как основа
христианского воспитания. Церковные таинства – основа духовного возрастания
детей. Детская молитва. Пост и его влияние на духовное здоровье детей. Духовные
традиции семьи (2 ч.). УТВЕРЖДАЮ декан факультета Толстихина Г. А. ________________19 г.
Кафедра
теологии Рабочая учебная
программа Дисциплина Православная педагогика (часть 1) Основы
православной педагогики ДО Специальность 031200 "Педагогика и методика начального
образования" Специализация
"Основы православной
педагогики" Обсуждено на заседании кафедры _______________1999
г. Протокол № Заведующий кафедрой
Автор Васечко Н. Л.
Горшкова
С.Е. ______________1999
г.
________________1999 г. ТВЕРЬ - 99
Содержание рабочей учебной программы
Литература 1. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1996.. 2.
Платон (Игумнов), архимандрит. Церковь
Христова - новый Ноев ковчег // Духовный собеседник. 1996. № 3. С. 30-36. 3.
Осипов А. И. Основное богословие. М., 1994. 4.
Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс,
1991. 5.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете
христианской антропологии. М., 1993. 6.
Дернов А.А. Методика Закона Божия.
СПб., 1913. 7.
Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996. 8.
Лосский В.Н. По образу и подобию. М.,
1995. 9. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. 10.
Варнава (Беляев), епископ. Основы
искусства святости. Нижний Новгород, 1995. Т 1. 11.
Писания мужей апостольских. Рига, 1992. 12.
Лосский В.Н. Боговидение. М., 1995. 13.
Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в
святоотеческое богословие. М., 1985. 14.
Отцы и учители Церкви III века. М.,
1996. Т. 1. 15.
Отцы и учители Церкви III века. М.,
1996. Т. 2. 16.
Климент Александрийский. Педагог. М.,
1996. 17. Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., 1994. Т.1. 18.
Киприан (Керн), архимандрит Золотой век
святоотеческой письменности М, 1995 19.
Иоанн (Снычев), митрополит Жизнь и
деятельность Филарета, митрополита Московского Тула, 1994 20.
Феофан Затворник, святитель. Краткие
мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия Свято-Успенский
Псково-Печерский монастырь, 1991 21.
Афанасьев В.В. Просвещая разум и сердце
(О записке И.В. Киреевского). // Литературная учеба, № 5-6, 1997. С. 109-111. 22.
Воропаев В. Катехизис необыкновенно
замечательный. // Литературная учеба № 5-6, 1991. С. 129-131. 23.
Воропаев В. "Имею желание
разрешиться и быть со Христом..." Кончина Гоголя как его завещание
потомкам. // Литературная учеба, № 3-4, 1998. С. 117-145. 24.
Зеньковский В.В. Основы христианской
философии. М., 1996. 25.
Зеньковский В.В. История русской
философии. Ленинград, 1991. Т. 1. Ч. 1. 26.
Зеньковский В.В. История русской
философии. Ленинград, 1991. Т. 1. Ч. 2. 27.
Карташов А.В. Очерки по истории Русской
Церкви. М , 1991 Т. 2. 28.
Киреевский И.В. О нужде преподавания
церковно-славянского языка в уездных училищах // Литературная учеба, № 5-6,
1997. С. 106-109. 29.
Мейендорф Иоанн, протоиерей.
Православие и современный мир. Минск, 1995. 30.
Палама Григорий, святитель. Триады в
защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. 31.
Самарин Ю.Ф. Предисловие.
//Литературная учеба, № 5-6, 1991. С. 131-145 32.
Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах.
М., 1973. Т.1. 33.
Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах.
М., 1973. Т.2. 34.
Табачников И. А. Григорий Сковорода.
М., 1972. 35.
Хомяков А.С. Сочинения в двух томах.
М., 1994. Т. 2. 36.
Хомяков А.С. О старом и новом. М.,
1988. 37.
Эрн В.Ф. Григорий Саввич Сковорода.
Жизнь и учение. М., 1912. 38.
Рачинский С. А. Сельская школа. М.,
1991. ' 39.
Поселянин Е. Идеалы христианской жизни.
СПб., 1994. 40.
Вопросы православной педагогики. М.,
1992. 41.
Опыты православной педагогики. М.,
1993. 42.
Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.,
1996. 43.
Коменский Я.А. Избранные педагогические
сочинения. В 2 т. М., 1982. 44.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В
2 т. М., 1981. 45.
Песталоцци И.Г. Избранные
педагогические сочинения. В 2 т. М., 1981. 46.
Штейнер Р. Вопросы воспитания как
социальный вопрос. Калуга, 1992. 47.
Штейнер Р. Истина и наука. М., 1992. 48.
Гербарт И.-Ф. Избранные педагогические
сочинения. М., 1940. 49.
Кураев Андрей, диакон. Миссионеры на
школьном пороге. М., 1995. 50. Вопросы православной педагогики. М., 1992. 51.
Каптерев П.Ф. История русской
педагогии. СПб., 1915. 52.
Платон (Игумнов), архимандрит.
Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 53. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 54.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические
сочинения. М., 1983. Т. 1. 55.
Ильин И. А. Собрание сочинений. М.,
1994. Т. 3. 56.
Зеньковский В.В. Психология детства.
Екатеринбург, 1995 57.
Симеон Новый Богослов, преподобный.
Слова. М., 1892. Т. 1. 58.
Ильин И.А. Собрание сочинений. М.,
1993. Т. 1. 59.
Ильин
И.А. Собрание сочинений. М , 1994 Т 3. Особенности развития и духовного
становления человека в разные периоды его жизни 60.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.,
1984. Т. 4. 61. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1994 62.
Психология современного подростка М.,
1987 63.
Настольная книга священнослужителя. М.,
1983. Т. 4. 64.
Серафим (Роуз), иеромонах. Православное
воспитание и окружающий мир // Опыты православной педагогики. М., 1993 С
203-205 |
|