Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета

Толстихина Г. А.

________________19       г.

 

 

Кафедра                                            теологии

 

 

 

 

 

 

 

Учебная программа

 

 

Дисциплина               Основы христианского искусства. (1 часть)      ДО

Специальность          031200 "Педагогика и методика начального образования"

 

Специализация          "Основы православной культуры в начальной школе"

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

_______________19      г.                 Протокол №

 

 

Заведующий кафедрой                                                          Автор

Васечко Н. Л.                                                            Жуков Д.Е.

 

______________19      г.                                                 ________________19       г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВЕРЬ - 99

 

 


Объяснительная записка

Курс рассчитан на 18 учебных часов, является 1-ой частью курса “Основы христианского искусства”, для студентов 5 курса.

Цель курса – познакомить учащихся со спецификой богослужебного пения и его историей в контексте исторического развития. С первой лекции дается разделение понятий “музыка” и “богослужебное пение” (1). Квинтэссенцией курса, его сердцевиной, является знаменный распев – старейшая форма древнерусского церковного пения (7 – 9). История отечественного богослужебного пения излагается в русле музыкально-эстетической традиции как христианского Востока так и Запада.

Курс начинается с обзора музыки Древнего мира, времен Ветхого Завета (2). Особое внимание уделено начальному этапу становления христианского пения – Византийской певческой системе (3). Далее в предельно сжатом виде прослеживается история Западноевропейского христианского пения последовательно от григорианского хорала и ранних форм многоголосия (эпоха Ars antiqua) до XX века (4 – 6).

Вторая половина курса посвящена истории Русского богослужебного пения со времен Крещения Руси до наших дней (7 – 14). В курсе рассматриваются музыкальная эстетика, теория, богословская традиция, нотация и многие другие вопросы отечественного церковного пения. Особое внимание уделено специфическим, присущим исключительно Русской Церкви явлениям – строчному (9) и партесному (10) пению, духовному концерту (11). Яркой эмоциональной точкой должна стать лекция 12, посвященная творчеству композиторов 19 века (музыка именно этих авторов звучит ныне в наших храмах). Завершается курс обзором современного состояния богослужебного пения (13 – 14).

Важнейшей составной частью всего курса, эмоциональной кульминацией каждой лекции, должно стать прослушивание музыки, ибо только в “озвученном” виде можно изучать историю христианского пения.

Следует отметить, что специального учебника по предлагаемому курсу для данной категории студентов в настоящий момент не существует, однако литература весьма обширна. К сожалению, большинство книг отличается профессиональной сложностью. Рекомендуется в качестве основных учебных пособий использовать следующие: В. И. Мартынов “История богослужебного пения”, Н. Успенский “Образцы древнерусского певческого искусства” и энциклопедический словарь “Музыка”.

По окончании курса предлагается оценка знаний учащихся в форме зачета.


 

 

Наименование разделов и тем

 

Всего

Аудиторные занятия

 

 

Лекц.

Сем.

Прак.

Лаб. раб.

Контр. раб.

Др.

виды

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ПРЕДЫСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ.

Тема 1. Определение понятий: “музыка”, “богослужебное пение”, “церковная музыка”.

 

1

 

1

 

 

 

 

Тема 2. Богослужебное пение Ветхого Завета.  Музыка античности.

1

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ. 

Тема 3. Раннехристианское богослужебное пение. Византийская певческая система.

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Особенности раннехристианского пения в Западной Церкви.

1

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III. ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

Тема 5. Ранние формы многоголосия (Ars antiqua).

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Дальнейшие судьбы развития церковной музыки на Западе от эпохи Ars Nova до наших дней.

2

1

 

1

 

 

 

 

РАЗДЕЛ IV.РУССКОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ.

Тема 7. Богослужебное пение Древней Руси.

1

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Знаменный распев.

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Строчное пение – специфическое русское многоголосие.

1

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Партесное пение в России.

 

1

 

 

 

 

 

 

Тема 11. Духовная музыка XVIII в.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 12. Духовная музыка в XIX в. Петербургская и Московская композиторские школы.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 13. Монастырское пение и монастырские распевы XIX в.

1

 

 

 

 

 

 

 

Тема 14. Судьбы русского богослужебного пения в XX в.

 

1

 

 

 

 

 

 

Итого

18

9

 

9

 

 

 

 


Основы христианского искусства (1 часть)

ДО,  5 курс, 9 семестр

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ПРЕДЫСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ.

Тема 1. Определение понятий: “музыка”, “богослужебное пение”, “церковная музыка”.

Музыка как вид искусства. Происхождение и функция музыки. Основные этапы развития музыкального искусства. Богослужебное пение: определение, сущность, периодизация. Отличие богослужебного пения от церковной музыки.

Тема 2. Богослужебное пение Ветхого Завета.  Музыка античности.

Роль музыки в Ветхом Завете. Древнееврейская музыка. Краткий обзор музыкальных культур Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Древнегреческая теория музыки, система ладов и тетрахордов, буквенная нотация, учение об этосе, некоторые музыкальные жанры.

 

РАЗДЕЛ II. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ. 

Тема 3. Раннехристианское богослужебное пение. Византийская певческая система.

Фрагмент мелодии из Оксиринха – первый дошедший до нас гимн III в. Три типа пения в раннехристианской общине. Три вида песнопений – псалом, песнь, гимн. Музыкальная эстетика отцов церкви. Первые гимнотворцы. Система осмогласия. Триада: глас – попевка – невма. Виды византийской нотации. Мелодическая иерархия песнопений.

Тема 4. Особенности раннехристианского пения в Западной Церкви.

Амвросианское пение IV в. – наиболее ранняя форма богослужебного пения в Западной Европе. Теоретики музыки. Особенности западно-европейской музыкальной эстетики. Реформа папы Григория Двоеслова (конец VI – начало VII в.) – составление “Антифонария”. Григорианское пение: система 8 модусов, невменная нотация, особенности ритмики. Первые авторы-композиторы. Реформа Гвидо из Ареццо, слоговые названия нот.

 

РАЗДЕЛ III. ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

Тема 5. Ранние формы многоголосия. Ars antiqua.

Параллельный органум – первичная форма многоголосия в Западной Церкви (IX в.) Отношение Православной церкви к многоголосию. Блуждающий (X в.) и мелизматический органум (XI в). Музыка школы Нотр – Дам (первый мониновский период и второй – эпохи Перотина Великого). 4-хголосные квадриумы Перотина. Мотет XIII в.

Тема 6. Дальнейшее развитие церковной музыки на Западе от эпохи Ars nova до наших дней.

Многоголосие в музыке Гийома де Машо и Франческо Ландили. Месса эпохи Возрождения. И. Бах и Г Гендель – крупнейшие представители духовной музыки эпохи барокко. Музыка для церкви в эпоху классицизма: Requiem В. Моцарта, Missa solemnis Л. Бетховена. Композиторы-романтики, писавшие духовную музыку: Ф. Шуберт, Ф, Мендельсон, И. Брамс, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди. О. Мессиан – крупнейший католический композитор в XX в.

 

РАЗДЕЛ IV. РУССКОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ.

Тема 7. Богослужебное пение в Древней Руси.

Истоки, типы песнопений, система осмогласия. Эстетика русского православного пения. Интонационный строй. Богослужебно-певческие книги. Историческая периодизация.

Тема 8. Знаменный распев.

Сущность знаменного распева. Нотация. Знаменный распев в богослужении. Особенности 2-го (московского) периода в истории богослужебного пения (XV век). Появление новых распевов: путевой, демественный, большой знаменный. Музыкальные азбуки в XV-XVI вв.

Тема 9. Строчное пение – специфическое русское многоголосие.

Особенности строчного пения (XVI в.). Его нотация, разновидности. Позднейшие распевы: киевский, болгарский, греческий. Их общие черты. Завершение эпохи знаменного распева.

Тема 10. Партесное пение в России.

Исторические условия. Реформа царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Особенности русского партеса. Постепенный переход к нему. Осознание обиходного звукоряда (17 в.), киноварные пометы в знаменных рукописях, “горовосходный холм”, “двознаменники”, Творчество Н. Дилецкого и Вас. Титова.

Тема 11. Духовная музыка XVIII в.

Влияние итальянских композиторов на русскую духовную музыку (Арайя, Галуппи, Сарти, Сальери, Чимароза, Паэзиелло). Концертный стиль. Творчество русских композиторов: А. Веделя (1767 – 1808), С. Дехтерева (1766 – 1813), М. Березовского (1745 – 1777), Д. Бортнянского (1752 – 1825). Специфический жанр XVIII века – русский духовный концерт. Европейский стиль эпохи классицизма.

Тема 12. Духовная музыка в XIX в. Петербургская и Московская композиторские школы.

Творчество композиторов Петербургской школы: А. Львова, Г. Ломакина, М. Виноградова, Г. Львовского, Е. Азеева, А. Архангельского. Деятельность Придворной певческой капеллы Композиторы Московской школы и их традиции: С. Смоленский, А. Кастальский, П. Чесноков, А, Гречанинов, Дм. Аллеманов, С. Рахманинов.

Тема 13. Монастырское пение и монастырские распевы XIX в. Возрождение старчества. Соловки и Валаам, Оптина и Глинская пустыни. Попытки возрождения традиций распева. Создание современного обихода. Киево-Печерский и Троице-Сергиевский распевы.

Тема 14. Судьбы русского богослужебного пения в XX в.

Русская медиевистика: М. Бражников, В. Беляев, Н. Успенский. Состояние богослужебного пения в наши дни. Современная церковная музыка. Творчество тверских композиторов.

 


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета

Толстихина Г. А.

________________19       г.

 

 

Кафедра                                            теологии

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа

 

 

Дисциплина               Основы христианского искусства (1 часть)       ДО.

 

Специальность          031200 "Педагогика и методика начального образования"

 

Специализация          "Основы православной культуры в начальной школе”

 

 

 

 

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

_______________19      г.                 Протокол №

 

 

Заведующий кафедрой                                                          Автор

Васечко Н. Л.                                                            Жуков Д. Е.

 

 

______________19      г.                                                 ________________19       г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВЕРЬ - 99


 

Семестр

Аудиторные занятия (час.)

Экзамены (кол.)

Зачеты (кол.)

 

Лекц.

Сем.

Практ.

Лаб. Раб.

Итого

 

 

9

9

 

9

 

18

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

9

 

9

 

18

 

1

 


Содержание рабочей учебной программы

Тема, вид занятий

Кол-во часов

Наименование занятий

Литература и задание на сам. работу

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ПРЕДЫСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ.

Тема 1.  Определение понятий: “музыка”, “богослужебное пение”, “церковная музыка”.

2

Определение понятий. Музыка как вид искусства. Богослужебное пение. Отличие богослужебного пения от церковной музыки.

 

8, 9

Тема 2.  Богослужебное пение Ветхого Завета.  Музыка античности.

1

Древнееврейская музыка. Музыка Древней Греции, Древнего Египта и Рима. Муз. иллюстр.: Вступление к пифийской оде Пиндара. Скалия Сейкила. Дионисия.

10, 11, 5, 13, 14, 15

РАЗДЕЛ II. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ. 

Тема 3.  Раннехристианское богослужебное пение. Византийская певческая система.

1

Три типа пения в раннехристианской общине. Три типа песнопений: псалом, песнь, гимн. Первые гимнотворцы. Муз. иллюстр.: Фрагмент мелодии из оксиринхского папируса.

5, 8, 15, 13.

Тема 4.  Особенности раннехристианского пения в Западной Церкви.

1

Амвросианское пение. Особенности западно-европейской музыкальной эстетики. Реформа папы Григория Двоеслова. Первые авторы-композиторы. Муз. иллюстр.: Григорианский хорал, мелодии Амвроcия Медиоланского.

8, 15, 13.

РАЗДЕЛ III. ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

Тема 5.  Ранние формы многоголосия. Ars antiqua

1

Параллельный органум. Отношение Православной Церкви к многоголосию. Музыка школы Нотр-Дам. Муз. иллюстр.: Параллельный органум, мелизматический органум, квадриум Перотина, мотет XIII в.

6, 8.

Тема 6.  Дальнейшее развитие церковной музыки на Западе от эпохи Ars nova до наших дней.

2

Многоголосие в музыке Гийома де Машо и Франческо Ландили. Месса эпохи Возрождения. И. Бах и Г. Гендель. Музыка эпохи классицизма. Л.Бетховен. Композиторы-романтики. Муз. иллюстр.: Отрывок из Мессы Г. де Машо, духовная музыка О. Лассо, Д. Палестрины, Окегема, Фрагменты из мессы Баха, оратории Генделя и др.

8, 15

РАЗДЕЛ IV. РУССКОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ.

Тема 7.  Богослужебное пение в Древней Руси.

1

Истоки, типы песнопений, система осмогласия. Эстетика русского православного пения. Интонационный строй. Богослужебно-певческие книги. Историческая периодизация.

2, 3, 17, 10.

Тема 8.  Знаменный распев

1

Нотация. Знаменный распев в богослужении. Особенности 2-го периода в истории богослужебного пения. Музыкальные азбуки в XVXVI вв. Муз. иллюстр.: Величание Богородицы знамен. распева, Богородичен глас, Погласица и стихира, Светися, светися.

16, 17

Тема 9.  Строчное пение – специфическое русское многоголосие

1

Особенности строчного пения. Его нотация, разновидности. Позднейшие распевы. Завершение эпохи знаменного распева. Муз. иллюстр.: Свете тихий, Приидите. Поклонимся, Трисвятое.

17, 10.

Тема 10.  Партесное пение в России.

1

Исторические условия. Реформы Алексея Михайловича и патриарха Никона. Особенности русского партеса. Обиходный звукоряд, киноварные пометы в знаменных рукописях. Творчество Н. Дилецкого и Вас. Титова. Муз. иллюстр.: Произведения В. Титова и Н. Дилецкого.

10, 7, 14.

Тема 11.  Духовная музыка XVIII в.

2

Влияние итальянских композиторов на русскую духовную музыку. Концертный стиль. Творчество русских композиторов: А. Веделя, С. Дехтерева, М. Березовского, Д. Бортнянского. Русский духовный концерт. Европейский стиль эпохи классицизма. Муз. иллюстр.: М. Березовский. Концерт. Бортнянский. Концерты.

14, 12.

Тема 12.  Духовная музыка в XIX в. Петербургская и Московская композиторские школы.

2

Творчество композиторов петербургской школы: А. Львова, Г. Ломакина, М. Виноградова, Г. Львовского, Е. Азеева, А. Архангельского. Деятельность Придворной певческой капеллы. Композиторы Московской школы и их традиции: С.Смоленский,

А.Кастальский,

П.Чесноков,

А.Гречанинов,

Д.Аллеманов,

С.Рахманинов. Муз. иллюстр.: Фрагменты соч. Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Архангельского.

14, 12.

Тема 13.  Монастырское пение и монастырские распевы XIX в.

1

Возрождение старчества. Соловки и Валаам, Оптина и Глинская пустыни. Попытки возрождения традиций распева. Создание современного обихода. Киево-Печерский и Троице-Сергиевский распевы. Муз. иллюстр.: песнопения современного осмогласия, примеры распевов 19 – 20 веков.

10.

Тема 14.  Судьбы русского богослужебного пения в XX в.

1

Русская медиевистика: М. Бражников, В. Беляев, Н. Успенский. Состояние богослужебного пения в наши дни. Современная церковная музыка. Творчество совр. московских композиторов. Творчество тверских композиторов. Муз. иллюстр.: Музыка тверских композиторов: В, Успенского и В. Балашовой.

10.

Итого:

18

 

 


Литература

1.      Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. М., 1911.

2.      Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

3.      Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975.

4.      Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.

5.      Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета. М., 1996.

6.      Евдокимова Ю. История полифонии. Многоголосие средневековья XXIV в. М., 1983.

7.      История русской музыки. Т. 1., М., 1983.

8.      Ливанова Т. Н. История Западно-Европейской музыки до 1789 г. Т. 1, М., 1983. Т. 2., М., 1982.

9.      Ливанова Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938.

10.  Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., 1994.

11.  Мартынов В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997.

12.  Металлов В. М., прот. Очерки истории православного церковного пения в России. М., 1914.

13.  Музыка. Большой энциклопедический словарь.М., 1998.

14.  Музыкальная энциклопедия. М., 1973 – 1982. Т. 1 – 6.

15.  Розеншильд К. К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М., 1973.

16.  Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

17.  Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. М., 1971.

 

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную