Семинарская и святоотеческая библиотеки |
УТВЕРЖДАЮ декан факультета Толстихина Г. А. ________________19 г. Кафедра
теологии Учебная
программа Дисциплина Основы
христианского искусства. (1 часть) ДО Специальность 031200 "Педагогика и методика начального
образования" Специализация "Основы
православной культуры в начальной школе" Обсуждено на заседании кафедры _______________19 г. Протокол
№ Заведующий кафедрой
Автор Васечко Н. Л.
Жуков
Д.Е. ______________19
г.
________________19 г. ТВЕРЬ - 99 Объяснительная записка Курс
рассчитан на 18 учебных часов, является 1-ой частью курса “Основы христианского
искусства”, для студентов 5 курса. Цель
курса – познакомить учащихся со спецификой богослужебного пения и его историей
в контексте исторического развития. С первой лекции дается разделение понятий
“музыка” и “богослужебное пение” (1). Квинтэссенцией курса, его сердцевиной,
является знаменный распев – старейшая форма древнерусского церковного пения (7
– 9). История отечественного богослужебного пения излагается в русле
музыкально-эстетической традиции как христианского Востока так и Запада. Курс
начинается с обзора музыки Древнего мира, времен Ветхого Завета (2). Особое
внимание уделено начальному этапу становления христианского пения –
Византийской певческой системе (3). Далее в предельно сжатом виде
прослеживается история Западноевропейского христианского пения последовательно
от григорианского хорала и ранних форм многоголосия (эпоха Ars antiqua) до XX века (4 –
6). Вторая половина курса посвящена истории Русского
богослужебного пения со времен Крещения Руси до наших дней (7 – 14). В курсе
рассматриваются музыкальная эстетика, теория, богословская традиция, нотация и
многие другие вопросы отечественного церковного пения. Особое внимание уделено
специфическим, присущим исключительно Русской Церкви явлениям – строчному (9) и
партесному (10) пению, духовному концерту (11). Яркой эмоциональной точкой должна
стать лекция 12, посвященная творчеству композиторов 19 века (музыка именно
этих авторов звучит ныне в наших храмах). Завершается курс обзором современного
состояния богослужебного пения (13 – 14). Важнейшей
составной частью всего курса, эмоциональной кульминацией каждой лекции, должно
стать прослушивание музыки, ибо только в “озвученном” виде можно изучать
историю христианского пения. Следует
отметить, что специального учебника по предлагаемому курсу для данной категории
студентов в настоящий момент не существует, однако литература весьма обширна. К
сожалению, большинство книг отличается профессиональной сложностью.
Рекомендуется в качестве основных учебных пособий использовать следующие: В. И.
Мартынов “История богослужебного пения”, Н. Успенский “Образцы древнерусского
певческого искусства” и энциклопедический словарь “Музыка”. По
окончании курса предлагается оценка знаний учащихся в форме зачета.
Основы христианского искусства (1 часть) ДО,
5 курс, 9 семестр ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ПРЕДЫСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ. Тема 1. Определение понятий: “музыка”, “богослужебное пение”,
“церковная музыка”. Музыка как вид искусства.
Происхождение и функция музыки. Основные этапы развития музыкального искусства.
Богослужебное пение: определение, сущность, периодизация. Отличие
богослужебного пения от церковной музыки. Тема 2. Богослужебное пение Ветхого Завета. Музыка античности. Роль музыки в Ветхом Завете.
Древнееврейская музыка. Краткий обзор музыкальных культур Древнего Египта,
Древней Греции и Рима. Древнегреческая теория музыки, система ладов и
тетрахордов, буквенная нотация, учение об этосе, некоторые музыкальные жанры. РАЗДЕЛ II. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.
Тема 3. Раннехристианское богослужебное пение. Византийская
певческая система. Фрагмент мелодии из
Оксиринха – первый дошедший до нас гимн III в. Три типа пения в
раннехристианской общине. Три вида песнопений – псалом, песнь, гимн.
Музыкальная эстетика отцов церкви. Первые гимнотворцы. Система осмогласия.
Триада: глас – попевка – невма. Виды византийской нотации. Мелодическая
иерархия песнопений. Тема 4. Особенности раннехристианского пения в Западной
Церкви. Амвросианское пение IV в. –
наиболее ранняя форма богослужебного пения в Западной Европе. Теоретики музыки.
Особенности западно-европейской музыкальной эстетики. Реформа папы Григория
Двоеслова (конец VI – начало VII в.) – составление
“Антифонария”. Григорианское пение: система 8 модусов, невменная нотация,
особенности ритмики. Первые авторы-композиторы. Реформа Гвидо из Ареццо,
слоговые названия нот. РАЗДЕЛ III. ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА Тема 5. Ранние формы многоголосия. Ars antiqua. Параллельный органум –
первичная форма многоголосия в Западной Церкви (IX в.) Отношение Православной
церкви к многоголосию. Блуждающий (X в.) и мелизматический
органум (XI в). Музыка школы Нотр – Дам (первый мониновский период и второй –
эпохи Перотина Великого). 4-хголосные квадриумы Перотина. Мотет XIII в. Тема 6. Дальнейшее развитие церковной музыки на Западе от эпохи Ars nova до наших дней. Многоголосие в музыке Гийома
де Машо и Франческо Ландили. Месса эпохи Возрождения. И. Бах и Г Гендель –
крупнейшие представители духовной музыки эпохи барокко. Музыка для церкви в
эпоху классицизма: Requiem В. Моцарта, Missa solemnis
Л. Бетховена. Композиторы-романтики, писавшие духовную музыку: Ф. Шуберт, Ф,
Мендельсон, И. Брамс, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди. О. Мессиан – крупнейший
католический композитор в XX в. РАЗДЕЛ IV. РУССКОЕ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ. Тема 7. Богослужебное пение в Древней Руси. Истоки, типы песнопений,
система осмогласия. Эстетика русского православного пения. Интонационный строй.
Богослужебно-певческие книги. Историческая периодизация. Тема 8. Знаменный распев. Сущность знаменного распева.
Нотация. Знаменный распев в богослужении. Особенности 2-го (московского)
периода в истории богослужебного пения (XV век). Появление новых распевов:
путевой, демественный, большой знаменный. Музыкальные азбуки в XV-XVI вв. Тема 9. Строчное пение – специфическое русское многоголосие.
Особенности строчного пения
(XVI в.). Его нотация, разновидности. Позднейшие распевы: киевский,
болгарский, греческий. Их общие черты. Завершение эпохи знаменного распева. Тема 10. Партесное пение в России. Исторические условия.
Реформа царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Особенности русского
партеса. Постепенный переход к нему. Осознание обиходного звукоряда (17 в.),
киноварные пометы в знаменных рукописях, “горовосходный холм”, “двознаменники”,
Творчество Н. Дилецкого и Вас. Титова. Тема 11. Духовная музыка XVIII в. Влияние итальянских
композиторов на русскую духовную музыку (Арайя, Галуппи, Сарти, Сальери,
Чимароза, Паэзиелло). Концертный стиль. Творчество русских композиторов: А.
Веделя (1767 – 1808), С. Дехтерева (1766 – 1813), М. Березовского (1745 –
1777), Д. Бортнянского (1752 – 1825). Специфический жанр XVIII
века – русский духовный концерт. Европейский стиль эпохи классицизма. Тема 12. Духовная музыка в XIX в. Петербургская и
Московская композиторские школы. Творчество композиторов
Петербургской школы: А. Львова, Г. Ломакина, М. Виноградова, Г. Львовского, Е.
Азеева, А. Архангельского. Деятельность Придворной певческой капеллы
Композиторы Московской школы и их традиции: С. Смоленский, А. Кастальский, П.
Чесноков, А, Гречанинов, Дм. Аллеманов, С. Рахманинов. Тема 13. Монастырское пение и монастырские распевы XIX в. Возрождение
старчества. Соловки и Валаам, Оптина и Глинская пустыни. Попытки возрождения
традиций распева. Создание современного обихода. Киево-Печерский и
Троице-Сергиевский распевы. Тема 14. Судьбы русского богослужебного пения в XX в. Русская медиевистика: М.
Бражников, В. Беляев, Н. Успенский. Состояние богослужебного пения в наши дни.
Современная церковная музыка. Творчество тверских композиторов. УТВЕРЖДАЮ декан факультета Толстихина Г. А. ________________19 г. Кафедра
теологии Рабочая
учебная программа Дисциплина Основы
христианского искусства (1 часть) ДО. Специальность 031200 "Педагогика и методика начального
образования" Специализация "Основы
православной культуры в начальной школе” Обсуждено на заседании кафедры _______________19 г. Протокол
№ Заведующий кафедрой
Автор Васечко Н. Л.
Жуков
Д. Е. ______________19
г.
________________19 г. ТВЕРЬ - 99
Содержание рабочей учебной
программы
Литература 1. Аллеманов
Д. Курс истории русского церковного пения. М., 1911. 2. Бражников
М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. 3. Бражников
М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. 4. Бражников
М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 5. Герцман
Е. В. Гимн у истоков Нового Завета. М., 1996. 6. Евдокимова
Ю. История полифонии. Многоголосие средневековья X – XIV в. М., 1983. 7. История
русской музыки. Т. 1., М., 1983. 8. Ливанова
Т. Н. История Западно-Европейской музыки до 1789 г. Т. 1, М., 1983. Т. 2., М.,
1982. 9. Ливанова
Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938. 10. Мартынов В.
И. История богослужебного пения. М., 1994. 11. Мартынов В.
И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997. 12. Металлов В.
М., прот. Очерки истории православного церковного пения в России. М., 1914. 13. Музыка.
Большой энциклопедический словарь.М., 1998. 14. Музыкальная
энциклопедия. М., 1973 – 1982. Т. 1 – 6. 15. Розеншильд
К. К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М., 1973. 16. Успенский
Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. 17. Успенский
Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. М., 1971. |
|