Семинарская и святоотеческая библиотеки |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Департамента
образовательных
программ и
стандартов профессионального образования ________________Л.С. Гребнев "____"_________________2001
г. Примерная
программа дисциплины
ОПД.Ф. 03
«Религиозная философия»
федерального
компонента
цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по направлению 520200 подготовки
бакалавров
теологии РЕКОМЕНДОВАНО:
Отделением
Теологии УМО университетов России Председатель
Отделения
Теологии УМО университетов России
проф. С.П.
Карпов Москва 2001 Примерная
программа дисциплины ОПД.Ф.03 «Религиозная
философия» федерального компонента
цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования второго поколения по
направлению 520200 подготовки бакалавров теологии. I.
Организационно-методический
раздел 1.
Цель
курса Цель курса “Религиозная
философия” определяется
требованиями (федеральный
компонент) для дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин к
обязательному
минимуму содержания и уровня подготовки специалиста по направлению
520200
Теология. Главные цели курса: 2.
Задачи
курса — осмысление наследия
античной религиозной философии
как самостоятельного по отношению к основным конфессиям; — анализ путей
формирования и исторического развития
религиозно-философских концепций в различных религиях и конфессиях; — раскрытие содержания
основных
религиозно-философских проблем; — раскрытие специфики
основных школ, где эти
проблемы ставились и решались; — дать знание основных
путей осмысления разных
направлений исследования религии в современной феноменологии религии 3.
Место
курса в
профессиональной подготовке выпускника Религиозная философия входит в цикл
общепрофессиональных дисциплин образования по специальности 520200
Теология и
решает блок проблем соотношения религии и философии. Этот курс связан
также и с
другими теологическими и религиоведческими курсами. Особенно тесно он
связан с
курсом “Философия” как одной из
общепрофессиональных дисциплин образования по
направлению 520200 Теология. Курс “Религиозная
философия” соотносится с курсами
истории философии, науки и религии, конфессионального вероучения,
истории
христианской Церкви, культурологии и др. 4.
Требования
к уровню освоения
содержания курса Эти требования определены
государственным стандартом
и сводятся к следующему: — понять суть
религиозно-философского понимания
реальности; — знать историю
возникновения основных
религиозно-философских концепций; — понять проблемы
взаимосвязи религиозно-философской
мысли с конфессиональными доктринами; — знать причины
возникновения внеконфессиональной
религиозной философии; — уметь видеть суть
проблем современной философии
религии в ее взаимосвязи с разными направлениями религиозной философии; — знать специфику решений
религиозно-философских
проблем в отечественной мысли. II.
Содержание курса 1. Тематика курса Тема 1. Религиозная
философия, ее предмет и функции. Тема 2. Религиозно-философское
понимание онтологии и
гносеологии. Тема 3. Религиозно-философские
проблемы антропологии
и аксиологии. Тема 4. Христианство и его влияние
на формирование
древней религиозно-философской мысли. Тема 5. Христианство и становление
западно-европейской религиозно-философской мысли Средних веков. Тема 6. Христианство и становление
западно-европейской религиозно-философской мысли нового времени. Тема 7. Западно-европейская
религиозно-философская мысль новейшего времени: экзистенциализм. Тема 8. Западно-европейская
религиозно-философская мысль новейшего времени: феноменология религии. Тема 9. Западно-европейская
религиозно-философская
мысль новейшего времени: другие течения. Тема 10. Русская
религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке. Тема 11. Русская
религиозно-философская мысль и проблематика культуры. Тема 12. Иудаизм и
философия. Тема 13. Буддизм и
философия. Тема 14. Ислам и философия. 2. Темы и их краткое содержание Тема 1.
Религиозная философия, ее предмет и функции. Краткое содержание: отношение
«Бог — человек — мир»
как основной предмет религиозно-философской мысли; связь с Высшей
реальностью —
суть религии; специфика религиозно-философского подхода к любым
проблемам —
рассматривать их под углом зрения этой связи. Тема 2.
Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии. Краткое содержание: Высшее бытие
как предмет разума;
онтологическая проблема — Высшее бытие и мир как естественный
порядок, ее
метафизические решения; анализ гносеологических путей ее решения; разум
и вера,
разграничение компетенций религиозной философии и теологии. Тема 3.
Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии. Краткое содержание: Святыня и
ценности; личность как
открытость к Святыне; личность и ценности; философская антропология о
человеке
как личности и телесно-душевно-духовной природе; автономная и
религиозная
этика; социальный порядок и его духовно-нравственные основы,
социально-политические аспекты. Тема 4.
Христианство и его влияние на формирование древней
религиозно-философской
мысли. Краткое содержание: античные
религиозно-философские
школы (платонизм, стоицизм, Аристотель) и их оценка раннехристианскими
мыслителями; становление философской культуры Византии (жизнь по
Евангелию как
истинная философия в патристике); проблемы Первоначала космоса и его
творческого созидания, место и роли в нем человека (жанр
«Шестоднева» и др.);
сверхкосмическое назначение человека; духовно-нравственный идеал;
спасение. Тема 5.
Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской
мысли
Средних веков.
Краткое содержание: Августин,
августинизм и неоавгустинизм
(Бог и душа, духовное восхождение, постижение Бога разумом и озаряющая
благодать, чувство истории); схоластика (вера и разум, познание Бога,
рациональные аргументы в пользу бытия Божия и пр.); томизм и неотомизм
(естественная теология, вера и разум, этический идеал). Тема 6.
Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской
мысли
нового времени.
Краткое содержание: Религиозная
философия Р. Декарта
(самосознание и «идея Бога»); теодицея как
религиозно-философская проблема (Лейбниц);
«Бог философов и ученых» и «Бог
веры» (Паскаль); скептицизм и неверие —
интеллектуальные, моральные, социальные и экзистенциальные корни
неверия;
идеализм и религия; появление философии религии как средства осмысления
феномена религии в условиях секуляризации западной культуры. Тема 7.
Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени:
экзистенциализм. Краткое содержание: религиозный
экзистенциализм и
персонализм (экзистенция в религиозном измерении; Э. Мунье о личности
перед Богом,
о личности и мире; К. Ясперс о философской и религиозной вере,
трансценденции и
коммуникации; Г. Марсель о тайне Бытия, трагической мудрости и
надежде); Бытие,
сущее и человек (М. Хайдеггер). Тема 8.
Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени:
феноменология религии. Краткое содержание: религиозный
опыт, его виды и его
непредвзятое описание и осмысление; Р. Отто о
«Святом» как «совершенно ином»;
М. Шелер о предстоянии перед Богом и «я-Ты»
отношениях; ван дер Лейв о типах
религиозности; М. Элиаде о всеохватывающем Sacrum («Священном»)
и его
структуре и др.; критика редукционизма в понимании религии в психологии
религии
(Фрейд, Юнг, Фромм и др.), в социологии религии (Дюркгейм и др.), в
культурологии религии (Шпенглер, Тойнби и др.), в антропологических
исследованиях религии (Тайлор, Фрэзер и пр.). Тема 9.
Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени:
другие
течения. Краткое содержание:
философская
герменевтика и
искусство понимания духовно содержательных текстов (Г.-Г. Гадамер, П.
Рикер и
др.); тейярдизм о человеке в «божественной среде»
(картина
глобально-исторической духовной эволюции и ее критика); Бог в философии
процесса; протестантские религиозные философы ХХ в. (П. Тиллих о вере
как
«предельном интересе» и «предельном
риске»; Тиллих о символизме религиозного
языка; П. Рикер об атеизме Фрейда и Ницше и др.). Тема
10.
Русская религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке. Краткое содержание: философия
славянофилов
(соборность, религиозная миссия России, западные исповедания);
православная
антропология (Киреевский, Несмелов); Богочеловеческий идеал и
метафизика
всеединства (от Соловьева до Карсавина); софианство как гнозис
(Соловьев,
Флоренский, Булгаков). Тема
11.
Русская религиозно-философская мысль и проблематика культуры. Краткое содержание: русская
революция и трагедия
атеистической интеллигенции; Восток и Запад; философия свободы и
творчества
(Бердяев и его оппоненты); православие и культура (Е.Трубецкой,
С.Булгаков,
И.Ильин, Г.Федотов); монархия, демократия и духовно-нравственные основы
социально-политической жизни (С.Франк, И.Ильин и др.). Тема
12.
Иудаизм и философия. Краткое содержание: еврейская
предфилософская мысль
в раннебиблейских текстах и в период Второго Храма; еврейская мысль,
Тора и
Талмуд; формирование еврейской философии в средние века (Кабала, Моше
бен
Маймон и др.), связи греческой, арабской и еврейской философий;
еврейская мысль
в эпоху Просвещения, хасидизм и хабад; влияние европейской мысли на
еврейскую
(персонализм М. Бубера). Тема
13.
Буддизм и философия. Краткое содержание:
нирвана как Сверхбытие и как освобождение от страданий и
реинкарнаций —
центральная тема; буддийская онтология и антропология; буддийский
духовный путь
спасения; духовно-нравственный идеал; мышление, мудрость (праджня) и
созерцание
(дхьяна, чань, дзен); «четыре благородных истины»;
отношение к «я»; философские
школы хинаяны и махаяны. Тема
14. Ислам
и философия. Краткое содержание: Коран, Сунна и
познание
(ал-иджтихад); средневековая мусульманская философия и наука (Бог и
мир;
истина, вера и разум; познание Бога; фигура пророка; роль наследия
Аристотеля);
борьба ревнителей благочестия с философией; суфийская мудрость;
ортодоксальные
и модернистские тенденции. Перечень примерных контрольных
вопросов и заданий для самостоятельной
работы 1.
Определите
специфику религиозно-философского понимания мира и человека и его
отличие от
научного и теологического понимания 2.
В
чем совпадают и в чем не совпадают религиозная философия и философия
религии 3.
Чем
отличается религиозно-философское понимание моральных и
социально-политических
проблем от безрелигиозного? 4.
Попытайтесь
кратко выразить религиозное содержание в философских традициях
античности 5.
Какими
критериями руководствовались раннехристианские мыслители, чтобы
отделить
приемлемое в дохристианской мысли от неприемлемого? 6.
Чем
отличается древнехристианский философский идеал от схоластического и от
религиозной философии Нового времени? 7.
Кратко
выразите суть августинизма и объясните притягательность Августинова
идеала
христианской мудрости для более поздних веков европейской христианской
культуры. 8.
В
чем дух томизма отличается от духа августинизма? 9.
Почему
мы считаем, что религиозная философия Декарта — это
радикальный разрыв со всей
предыдущей христианской философией как Запада, так и тем более Востока? 10.
Почему
атеизм стал столь притягательным для европейской культуры XIX-XX вв.? 11.
Почему
атеизм философски неубедителен? 12.
Была
ли какая-то польза от атак Фрейда и Ницше на религию как таковую? Что
осталось
после такой атаки не разрушенным? 13.
В
чем суть экзистенциалистского понимания предстояния человека перед
Богом? 14.
Почему
феноменология религия считается наиболее основательным из всех
философских
подходов к религии? 15.
Является
ли каждое феноменологическое описание религиозной жизни исчерпывающим и
безупречным? 16.
В
чем русские религиозные философы отступили от западного понимания того,
как
должны строиться взаимоотношения разума и веры, философии и теологии? 17.
Нуждается
ли Богочеловеческий идеал русских философов в метафизике Всеединстве и
тем
более в софиологии? Почему? 18.
Почему
проблематика творческой самореализации личности рассматривалась в
России как
прежде всего религиозная? 19.
В
чем суть полемики между Бердяевым и его оппонентами по вопросу, какой
должна
быть творческая личность христианина? 20.
По
каким признакам буддийская религиозная мысль резко отличается от
европейской? Примерная тематика рефератов,
курсовых работ 1. Проблема "Вера и
разум" в древнем христианстве, в томизме и в Новое время 2. Человек перед Богом в
философии Августина и М. Шелера 3. Интеллектуальные,
моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия 4. Личность и
индивидуальность с религиозно-философской точки зрения 5. Экзистенциализм о вере и
коммуникации 6. Безрелигиозность
идеализма Гегеля 7. Бытие и сущее: сравнение
философии Хайдеггера с христианским миропониманием 8. Встреча с Богом как суть
религиозного опыта (сравнение Ф. Шлейермахера с Р. Отто и М. Шелером) 9. В чем прав и в чем неправ
Фрейд с точки зрения философии религии 10. Вера как
"Предельный интерес" согласно Тиллиху 11. Богочеловеческий идеал и
творческое призвание христианина в русской религиозной философии 12. Церковь и культура в
русской религиозной философии: разные решения вопроса 13. Два понимания веры
согласно М. Буберу и оценка его концепции 14. Буддийские философские
идеи 15. Мудрость суфиев Примерный перечень вопросов к
зачету (экзамену) по всему курсу 1. Высшее бытие как предмет
веры и разума 2. Мир в его соотнесенности
с Богом 3. Бог, личность и ценности 4. Религиозно-философские идеи
античных мыслителей и раннее христианство 5. Бог, человек и космос в
византийской мысли 6. Августин о познании Бога 7. Вера и разум в схоластике 8. Естественная теология в
томизме 9. "Идея Бога" в
философии Нового времени 10. "Бог философов и
ученых" и "Бог веры" (Паскаль) 11. Интеллектуальные,
моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия 12. Личность перед Богом в
персонализме 13. Философия религии, ее
предмет и задачи 14. Религиозный опыт и его
описание в феноменологии 15. Типы религиозного опыта 16. Критика феноменологами
редукционизма в понимании религии 17. Оценка атеизма Фрейда и
Ницше 18. Тиллих о вере как
"предельном интересе" и "предельном риске" 19. Символизм религиозного
языка 20. Феноменологическая
оценка результатов психологии религии 21. Феноменологическая
оценка результатов культурологических исследований религии 22. Феноменологическая
оценка результатов социологических и антропологических исследований
религии 24. Славянофилы о соборности 25. Богочеловеческий идеал в
русской религиозной философии 26. Метафизика Всеединства и
ее оценка 27. Софианство, его
происхождение и оценка 28. Всток и Запад в русской
философии 29. Христианство и культура
в русской философии 30. Еврейская религиозная
мысль (М. Бубер) 31. Основные идеи буддийской
философии 32. Мудрость
арабо-мусульманской культуры III. Распределение часов курса по
темам и видам
работ
IV.
Форма
итогового контроля: реферат, зачет, экзамен V. Учебно-методическое
обеспечение курса
1.
Рекомендуемая
литература
(основная) 1.
Джеймс У. Многообразие
религиозного опыта. М., 1993. 2.
Культурология XX век.
Энциклопедия. СПб., 1999. Т. 1,2. 3.
Религия и общество:
Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. 4.
Сумерки богов. М., 1990. 5.
Религиозные традиции мира. В
2-х тт. М., 1996. 6.
Философский
энциклопедический словарь. М., 1999. 2.
Рекомендуемая
литература
(дополнительная) 1.
Августин Аврелий. Исповедь
Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. 2.
Бергсон А. Два источника
морали и религии. М., 1994. 3.
Бердяев Н.А. Философия
свободы. Смысл творчества. М., 1989. 4.
Бердяев Н.А. Царство Духа и
царство кесаря. М., 1995 5.
Бердяев Н. Собр. соч. Т. 3.
Типы религиозной мысли в России. Paris, 1989. 6.
Бубер М. Два образа веры.
М., 1995. 7.
Булгаков С.Н. Свет
Невечерний. М., 1994. 8.
Василенко Л.И. Краткий
религиозно-философский словарь. М., 1998. 9.
Вебер М. Избранные
произведения. М., 1990. 10.
Гадамер Г.-Г. Истина и
метод. М., 1988. 11.
Гегель Г.В.Ф. Философия
религии. ТТ. 1-2. М., 1976. 12.
Жильсон Э. Томизм. М., 2000.
13.
Ильин И.А. Аксиомы религиозного
опыта. М., 1993. 14.
Ислам. Энциклопедический
словарь. М., 1991. 15.
Кант И. Религия в пределах
только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. 16.
Коплстон Ф. История
средневековой философии. М., 1997. 17.
Лосев А.Ф. Очерки античного
символизма и мифологии. М., 1993. 18.
Марру А.-И. Св. Августин и
августинианство. Долгопрудный, 1999. 19.
Марсель Г. Быть и иметь.
Новочеркасск, 1994. 20.
Марсель Г. Трагическая
мудрость философии. М., 1995. 21.
Мень А. Культура и духовное
восхождение. М., 1992. 22.
Мунье Э. Манифест
персонализма. М., 1999. 23.
Радхакришнан С. Индийская
философия. М., 1956, в 2-х тт. 24.
Рассел Б. Почему я не
христианин. М., 1987. 25.
Рикер П. Герменевтика и
психоанализ. Религия и вера. М., 1996. 26.
Римские стоики. Сенека.
Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995. 27.
Смысл жизни. Антология.
Сокровищница
русской религиозно-философской мысли. М., 1994. 28.
Соловьев В.С. Собр. соч. В
10 тт. СПб, б.г. (репринт: Брюссель, 1966) 29.
Тейяр де Шарден. Феномен
человека. М., 1987. 30.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.
М., 1994. 31.
Федотов Г.П. Судьба и грехи
России. СПб, 1991, в 2-х тт. 32.
Философские вопросы
буддизма. Новосибирск, 1984. 33.
Флоренский П.А. Столп и
утверждение истины. М., 1990, в 2-х кн. 34.
Франк С. Реальность и
человек. СПб, 1997. 35.
Фрейд З. Психоанализ.
Религия. Культура. М., 1992. 36.
Фромм Э. Иметь или быть? М.,
1990. 37.
ХайдеггерМ. Бытие и время.
М., 1997. 38.
Шелер М. Избранные
произведения. М., 1994. 39.
Шлейермахер Ф. Речи о
религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи.
М.—Киев, 1994. 40.
Юнг К.Г. Воспоминания,
сновидения, размышления. Киев, 1994. 41.
Ясперс К. Ницше и христианство.
М., 1994. 42.
Ясперс К. Истоки истории и
ее смысл. М., 1993. Автор (составитель)
кфн
Василенко Л.И. (ПСТБИ) Рецензенты:
(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз) |
|