Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

 и стандартов  профессионального

 образования

 

 ________________Л.С. Гребнев

 

"____"_________________2001 г.

 

 

 

 

Примерная программа дисциплины

 

ОПД.Ф. 03 «Религиозная философия»

 

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО: Отделением Теологии УМО университетов России

 

 

 

 

Председатель

Отделения Теологии

УМО университетов России                                                         проф. С.П. Карпов

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2001

 

 

Примерная программа дисциплины ОПД.Ф.03 «Религиозная философия» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии.


 

I.   Организационно-методический раздел

 

1.      Цель курса

 

Цель курса “Религиозная философия”  определяется требованиями (федеральный компонент) для дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалиста по направлению 520200 Теология. Главные цели курса:

 

2.      Задачи курса

 

— осмысление наследия античной религиозной философии как самостоятельного по отношению к основным конфессиям;

— анализ путей формирования и исторического развития религиозно-философских концепций в различных религиях и конфессиях;

— раскрытие содержания основных религиозно-философских проблем;

— раскрытие специфики основных школ, где эти проблемы ставились и решались;

— дать знание основных путей осмысления разных направлений исследования религии в современной феноменологии религии

 

3.      Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Религиозная философия входит в цикл общепрофессиональных дисциплин образования по специальности 520200 Теология и решает блок проблем соотношения религии и философии. Этот курс связан также и с другими теологическими и религиоведческими курсами. Особенно тесно он связан с курсом “Философия” как одной из общепрофессиональных дисциплин образования по направлению 520200 Теология. Курс “Религиозная философия” соотносится с курсами истории философии, науки и религии, конфессионального вероучения, истории христианской Церкви, культурологии и др.

 

4.      Требования к уровню освоения содержания курса

 

Эти требования определены государственным стандартом и сводятся к следующему:

— понять суть религиозно-философского понимания реальности;

— знать историю возникновения основных религиозно-философских концепций;

— понять проблемы взаимосвязи религиозно-философской мысли с конфессиональными доктринами;

— знать причины возникновения внеконфессиональной религиозной философии;

— уметь видеть суть проблем современной философии религии в ее взаимосвязи с разными направлениями религиозной философии;

— знать специфику решений религиозно-философских проблем в отечественной мысли.

 

 

II. Содержание курса

 

1. Тематика курса

 

Тема 1. Религиозная философия, ее предмет и функции.

Тема 2. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии.

Тема 3. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии.

Тема 4. Христианство и его влияние на формирование древней религиозно-философской мысли.

Тема 5. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли Средних веков.

Тема 6. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли нового времени.

Тема 7. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: экзистенциализм.

Тема 8. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: феноменология религии.

Тема 9. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: другие течения.

Тема 10. Русская религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке.

Тема 11. Русская религиозно-философская мысль и проблематика культуры.

Тема 12. Иудаизм и философия.

Тема 13. Буддизм и философия.

Тема 14. Ислам и философия.

 

2. Темы и их краткое содержание

 

Тема 1. Религиозная философия, ее предмет и функции.

Краткое содержание: отношение «Бог — человек — мир» как основной предмет религиозно-философской мысли; связь с Высшей реальностью — суть религии; специфика религиозно-философского подхода к любым проблемам — рассматривать их под углом зрения этой связи.

 

Тема 2. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии.

Краткое содержание: Высшее бытие как предмет разума; онтологическая проблема — Высшее бытие и мир как естественный порядок, ее метафизические решения; анализ гносеологических путей ее решения; разум и вера, разграничение компетенций религиозной философии и теологии.

 

Тема 3. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии.

Краткое содержание: Святыня и ценности; личность как открытость к Святыне; личность и ценности; философская антропология о человеке как личности и телесно-душевно-духовной природе; автономная и религиозная этика; социальный порядок и его духовно-нравственные основы, социально-политические аспекты.

 

Тема 4. Христианство и его влияние на формирование древней религиозно-философской мысли.

Краткое содержание: античные религиозно-философские школы (платонизм, стоицизм, Аристотель) и их оценка раннехристианскими мыслителями; становление философской культуры Византии (жизнь по Евангелию как истинная философия в патристике); проблемы Первоначала космоса и его творческого созидания, место и роли в нем человека (жанр «Шестоднева» и др.); сверхкосмическое назначение человека; духовно-нравственный идеал; спасение.

 

Тема 5. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли Средних веков.

Краткое содержание: Августин, августинизм и неоавгустинизм (Бог и душа, духовное восхождение, постижение Бога разумом и озаряющая благодать, чувство истории); схоластика (вера и разум, познание Бога, рациональные аргументы в пользу бытия Божия и пр.); томизм и неотомизм (естественная теология, вера и разум, этический идеал).

 

Тема 6. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли нового времени.

Краткое содержание: Религиозная философия Р. Декарта (самосознание и «идея Бога»); теодицея как религиозно-философская проблема (Лейбниц); «Бог философов и ученых» и «Бог веры» (Паскаль); скептицизм и неверие — интеллектуальные, моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия; идеализм и религия; появление философии религии как средства осмысления феномена религии в условиях секуляризации западной культуры.

 

Тема 7. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: экзистенциализм.

Краткое содержание: религиозный экзистенциализм и персонализм (экзистенция в религиозном измерении; Э. Мунье о личности перед Богом, о личности и мире; К. Ясперс о философской и религиозной вере, трансценденции и коммуникации; Г. Марсель о тайне Бытия, трагической мудрости и надежде); Бытие, сущее и человек (М. Хайдеггер).

 

Тема 8. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: феноменология религии.

Краткое содержание: религиозный опыт, его виды и его непредвзятое описание и осмысление; Р. Отто о «Святом» как «совершенно ином»; М. Шелер о предстоянии перед Богом и «я-Ты» отношениях; ван дер Лейв о типах религиозности; М. Элиаде о всеохватывающем Sacrum («Священном») и его структуре и др.; критика редукционизма в понимании религии в психологии религии (Фрейд, Юнг, Фромм и др.), в социологии религии (Дюркгейм и др.), в культурологии религии (Шпенглер, Тойнби и др.), в антропологических исследованиях религии (Тайлор, Фрэзер и пр.).

 

Тема 9. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: другие течения.

Краткое содержание:  философская герменевтика и искусство понимания духовно содержательных текстов (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер и др.); тейярдизм о человеке в «божественной среде» (картина глобально-исторической духовной эволюции и ее критика); Бог в философии процесса; протестантские религиозные философы ХХ в. (П. Тиллих о вере как «предельном интересе» и «предельном риске»; Тиллих о символизме религиозного языка; П. Рикер об атеизме Фрейда и Ницше и др.).

 

Тема 10. Русская религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке.

Краткое содержание: философия славянофилов (соборность, религиозная миссия России, западные исповедания); православная антропология (Киреевский, Несмелов); Богочеловеческий идеал и метафизика всеединства (от Соловьева до Карсавина); софианство как гнозис (Соловьев, Флоренский, Булгаков).

 

Тема 11. Русская религиозно-философская мысль и проблематика культуры.

Краткое содержание: русская революция и трагедия атеистической интеллигенции; Восток и Запад; философия свободы и творчества (Бердяев и его оппоненты); православие и культура (Е.Трубецкой, С.Булгаков, И.Ильин, Г.Федотов); монархия, демократия и духовно-нравственные основы социально-политической жизни (С.Франк, И.Ильин и др.).

 

Тема 12. Иудаизм и философия.

Краткое содержание: еврейская предфилософская мысль в раннебиблейских текстах и в период Второго Храма; еврейская мысль, Тора и Талмуд; формирование еврейской философии в средние века (Кабала, Моше бен Маймон и др.), связи греческой, арабской и еврейской философий; еврейская мысль в эпоху Просвещения, хасидизм и хабад; влияние европейской мысли на еврейскую (персонализм М. Бубера).

 

Тема 13. Буддизм и философия.

Краткое содержание:  нирвана как Сверхбытие и как освобождение от страданий и реинкарнаций — центральная тема; буддийская онтология и антропология; буддийский духовный путь спасения; духовно-нравственный идеал; мышление, мудрость (праджня) и созерцание (дхьяна, чань, дзен); «четыре благородных истины»; отношение к «я»; философские школы хинаяны и махаяны.

 

Тема 14. Ислам и философия.

Краткое содержание: Коран, Сунна и познание (ал-иджтихад); средневековая мусульманская философия и наука (Бог и мир; истина, вера и разум; познание Бога; фигура пророка; роль наследия Аристотеля); борьба ревнителей благочестия с философией; суфийская мудрость; ортодоксальные и модернистские тенденции.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Определите специфику религиозно-философского понимания мира и человека и его отличие от научного и теологического понимания

2. В чем совпадают и в чем не совпадают религиозная философия и философия религии

3. Чем отличается религиозно-философское понимание моральных и социально-политических проблем от безрелигиозного?

4. Попытайтесь кратко выразить религиозное содержание в философских традициях античности

5. Какими критериями руководствовались раннехристианские мыслители, чтобы отделить приемлемое в дохристианской мысли от неприемлемого?

6. Чем отличается древнехристианский философский идеал от схоластического и от религиозной философии Нового времени?

7. Кратко выразите суть августинизма и объясните притягательность Августинова идеала христианской мудрости для более поздних веков европейской христианской культуры.

8. В чем дух томизма отличается от духа августинизма?

9. Почему мы считаем, что религиозная философия Декарта — это радикальный разрыв со всей предыдущей христианской философией как Запада, так и тем более Востока?

10. Почему атеизм стал столь притягательным для европейской культуры XIX-XX вв.?

11. Почему атеизм философски неубедителен?

12. Была ли какая-то польза от атак Фрейда и Ницше на религию как таковую? Что осталось после такой атаки не разрушенным?

13. В чем суть экзистенциалистского понимания предстояния человека перед Богом?

14. Почему феноменология религия считается наиболее основательным из всех философских подходов к религии?

15. Является ли каждое феноменологическое описание религиозной жизни исчерпывающим и безупречным?

16. В чем русские религиозные философы отступили от западного понимания того, как должны строиться взаимоотношения разума и веры, философии и теологии?

17. Нуждается ли Богочеловеческий идеал русских философов в метафизике Всеединстве и тем более в софиологии? Почему?

18. Почему проблематика творческой самореализации личности рассматривалась в России как прежде всего религиозная?

19. В чем суть полемики между Бердяевым и его оппонентами по вопросу, какой должна быть творческая личность христианина?

20. По каким признакам буддийская религиозная мысль резко отличается от европейской?

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

 

1. Проблема "Вера и разум" в древнем христианстве, в томизме и в Новое время

2. Человек перед Богом в философии Августина и М. Шелера

3. Интеллектуальные, моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия

4. Личность и индивидуальность с религиозно-философской точки зрения

5. Экзистенциализм о вере и коммуникации

6. Безрелигиозность идеализма Гегеля

7. Бытие и сущее: сравнение философии Хайдеггера с христианским миропониманием

8. Встреча с Богом как суть религиозного опыта (сравнение Ф. Шлейермахера с Р. Отто и М. Шелером)

9. В чем прав и в чем неправ Фрейд с точки зрения философии религии

10. Вера как "Предельный интерес" согласно Тиллиху

11. Богочеловеческий идеал и творческое призвание христианина в русской религиозной философии

12. Церковь и культура в русской религиозной философии: разные решения вопроса

13. Два понимания веры согласно М. Буберу и оценка его концепции

14. Буддийские философские идеи

15. Мудрость суфиев

 

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

 

1. Высшее бытие как предмет веры и разума

2. Мир в его соотнесенности с Богом

3. Бог, личность и ценности

4. Религиозно-философские идеи античных мыслителей и раннее христианство

5. Бог, человек и космос в византийской мысли

6. Августин о познании Бога

7. Вера и разум в схоластике

8. Естественная теология в томизме

9. "Идея Бога" в философии Нового времени

10. "Бог философов и ученых" и "Бог веры" (Паскаль)

11. Интеллектуальные, моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия

12. Личность перед Богом в персонализме

13. Философия религии, ее предмет и задачи

14. Религиозный опыт и его описание в феноменологии

15. Типы религиозного опыта

16. Критика феноменологами редукционизма в понимании религии

17. Оценка атеизма Фрейда и Ницше

18. Тиллих о вере как "предельном интересе" и "предельном риске"

19. Символизм религиозного языка

20. Феноменологическая оценка результатов психологии религии

21. Феноменологическая оценка результатов культурологических исследований религии

22. Феноменологическая оценка результатов социологических и антропологических исследований религии

24. Славянофилы о соборности

25. Богочеловеческий идеал в русской религиозной философии

26. Метафизика Всеединства и ее оценка

27. Софианство, его происхождение и оценка

28. Всток и Запад в русской философии

29. Христианство и культура в русской философии

30. Еврейская религиозная мысль (М. Бубер)

31. Основные идеи буддийской философии

32. Мудрость арабо-мусульманской культуры

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

№ п/п

 

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа

 

 

 

В том числе

 

 

 

 

Лекции

Семинары

 

1

Тема 1. Религиозная философия, ее предмет и функции.

8

2

2

4

2

Тема 2. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии.

8

2

2

4

3

Тема 3. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии.

8

2

2

4

4

Тема 4. Христианство и его влияние на формирование древней религиозно-философской мысли.

16

4

4

8

5

Тема 5. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли Средних веков.

16

4

4

8

6

Тема 6. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли нового времени.

8

2

2

4

7

Тема 7. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: экзистенциализм.

32

8

8

16

8

Тема 8. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: феноменология религии.

48

12

12

24

9

Тема 9. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: другие течения.

24

6

6

12

10

Тема 10. Русская религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке.

24

6

6

12

11

Тема 11. Русская религиозно-философская мысль и проблематика культуры.

32

8

8

16

12

Тема 12. Иудаизм и философия.

16

4

4

8

13

Тема 13. Буддизм и философия.

16

4

4

8

14

Тема 14. Ислам и философия.

16

4

4

8

 

ИТОГО:

272

64

 

136

 

 

IV. Форма итогового контроля: реферат, зачет, экзамен

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

1.      Рекомендуемая литература (основная)

 

1.      Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

2.      Культурология XX век. Энциклопедия. СПб., 1999. Т. 1,2.

3.      Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

4.      Сумерки богов. М., 1990.

5.      Религиозные традиции мира. В 2-х тт. М., 1996.

6.      Философский энциклопедический словарь. М., 1999.

 

2.      Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1.      Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

2.      Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

3.      Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

4.      Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М., 1995

5.      Бердяев Н. Собр. соч. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Paris, 1989.

6.      Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

7.      Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., 1994.

8.      Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М., 1998.

9.      Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

10.  Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

11.  Гегель Г.В.Ф. Философия религии. ТТ. 1-2. М., 1976.

12.  Жильсон Э. Томизм. М., 2000.

13.  Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

14.  Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

15.  Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

16.  Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

17.  Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

18.  Марру А.-И. Св. Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999.

19.  Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

20.  Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

21.  Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

22.  Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

23.  Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956, в 2-х тт.

24.  Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

25.  Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

26.  Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

27.  Смысл жизни. Антология. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1994.

28.  Соловьев В.С. Собр. соч. В 10 тт. СПб, б.г. (репринт: Брюссель, 1966)

29.  Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

30.  Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

31.  Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб, 1991, в 2-х тт.

32.  Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.

33.  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990, в 2-х кн.

34.  Франк С. Реальность и человек. СПб, 1997.

35.  Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

36.  Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

37.  ХайдеггерМ. Бытие и время. М., 1997.

38.  Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

39.  Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М.—Киев, 1994.

40.  Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.

41.  Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

42.  Ясперс К. Истоки истории и ее смысл. М., 1993.

 

 

Автор (составитель)

                                                           кфн Василенко Л.И. (ПСТБИ)

 

Рецензенты:

 

                                            (ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную