Семинарская и святоотеческая библиотеки |
церквах и религиях Содержание Современные Поместные Православные Церкви Албанская Православная Церковь. Александрийская Православная Церковь. Американская Православная Церковь. Антиохийская Православная Церковь. Болгарская Православная Церковь. Грузинская Православная Церковь. Иерусалимская Православная Церковь. Кипрская Православная Церковь. Константинопольская Православная Церковь. Русская Православная Церковь. Русская Зарубежная Церковь. Польская Православная Церковь. Румынская Православная Церковь. Сербская Православная Церковь. Синайская Православная Церковь. Финляндская Православная Церковь. Чехословацкая Православная Церковь. Элладская Православная Церковь. Эстонская Православная Церковь. Японская Православная Церковь. Расколы Российской Православной Церкви в 20 Веке. Автокефалисты. Римокатолики. Старокатолики. Восточные церкви. Монофизиты. Армяно-григорианская церковь. Протестантизм. Англикане. Кальвинизм. Другие церкви Протестантско-реформатовского направления. Религиозные объединения. Британский Совет Церквей (Бсц). Всемирная Исламская Лига (Вил). Всемирная Лютеранская Федерация (Влф). Всемирная Федерация Студентов-Христиан (Вфсх). Всемирное Братство Буддистов (Вбб). Всемирное Братство Православных Молодежных Организаций ("Синдесмос"). Всемирный Альянс Ассоциаций Молодых Христиан. Всемирный Альянс Реформатских Церквей. Всемирный Исламский Конгресс (Вик). Всемирный Консультативный Комитет Друзей (Вккд). Всемирный Методистский Совет (Вмс). Всемирный Пресвитерианский Союз (Впс). Всемирный Совет Церквей (Вцс). Всемирный Союз Баптистов (Всб). Всероссийский Союз Евангельских Христиан. Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов (Всехб). Всеукраинский Совет Церквей. Конференция Европейских Церквей (Кец). Протестантская Федерация Франции. Союз Русских Баптистов. Союз Христианских Социал-Демократов Швеции. Христианская Мирная Конференция (Хмк). Христианский Миссионерский Совет (Хмс) Нехристианские религии. Ислам. Иудаизм. Индуизм, Буддизм. Современные Поместные Православные Церкви Албанская Православная Церковь Первая епископская кафедра была учреждена в Албании в X в., хо-тя самые ранние упоминания о христианстве в этой стране относятся к III в. Позднее образуется митрополия с несколькими епархиями. При-шло же христианство в Албанию с юга и северо-востока Балкан - Эпира и Македонии. С IX в. вплоть до XX в. Церковь почти не имела самостоятельности. Прежде всего это было обусловлено отсутствием в Албании на протяжении многих веков своей государственности. Уже с сер. VII в. Церковь перешла под юрисдикцию Константинопольской патриархии, а с конца IX в. - Болгарской Православной Церкви. Со второй половины XVIII в. опять подчинялась Константинопольской патриархии. В XI в. страну покорили турки, которые в течение пяти ве-ков насильственно внедряли ислам. Христианскую веру сохраняли чуть более трети албанского народа. После Балканской войны 1912-1914 нач. создаваться независимое албанское (национальное) гос-во. Одновременно среди православных албанцев зародилось церковно-национальное движение за освобожде-ние от греческого влияния в церковной жизни и образование независи-мой - автокефальной - православной Церкви. Автокефалию АПЦ получила в 1937. К 1967 в Албании насчитывалось ок. 272 тыс. право-славных (17% всего населения). Церковь административно разделялась на 4 епархии, 400 приходов, которые входили в 20 благочиний; имела 20 монастырей. С объявлением всеобщей атеизации страны в 1967 при режиме Ходжи все права были ликвидированы. С начала 90-х гг. в стране происходит восстановление гражданских прав. Началось откры-тие церквей и мечетей. В настоящее время АПЦ находится в стадии возрождения. Священный синод Константинопольской патриархии на-значил экзарха Албании в сане епископа, грека по национальности, так как из православных епископов Албании никого в живых не осталось. Назначенный экзарх должен восстановить организационную структуру Церкви, наладить приходскую жизнь. По некоторым оценкам, ныне число православных в Албании превышает полмиллиона человек. Александрийская Православная Церковь. Одна из древнейших поместных православных Церквей. Во II в. в Египте уже была епископская кафедра, позднее сформировалась само-стоятельная Церковь. Ее патриарху было отведено второе место после Константинопольского. В V в. от АПЦ откололись монофизиты (коп-ты), представляющие до сих пор отдельное христианское направление. В нач. XVI в., после завоевания Египта турками-османами, АПЦ при-ходит в упадок и попадает в подчинение к Константинопольскому пат-риарху. Ныне Церковь самостоятельна. Во главе стоит патриарх, рези-денция которого находится в г. Александрия. При патриархе действует синод, в который входят все правящие архиереи. Юрисдикция АПЦ распространяется на всю Африку. Церковь имеет одну архиепископию и 13 митрополий, более 160 храмов, 3 монастыря, институт восточных исследований, выпускающий сборник "Аналекта." Официальный пе-чатный орган - журнал "Пантенос." Американская Православная Церковь. Искусственно образованная "поместная автокефальная Церковь." Началом ее существования считается учреждение на Аляске в 1793 си-нодом Российской Православной Церкви Духовной миссии для Амери-ки, а затем Кадьякского викариатства Иркутской епархии, которое в 1840 было преобразовано в Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархии во главе с еп. Иннокентием. В 1867 Аляска продана США, но храмы и земельные участки епархии остались собственностью РПЦ. В 1872 в связи с ростом числа православных приходов в западных штатах кафедра епархии из Новоархангельска была перенесена в Сан-Франциско, а в 1905 - в Нью-Йорк. В конце 60-х гг. из приходов, ко-торые оказались в ведении Московской патриархии, была образована т.н. Американская Православная Церковь (OCA) и в 1970 была той же Московской патриархией объявлена автокефальной (эта "автокефалия" до сих пор еще не признана другими поместными Церквями). Ныне ею управляет митрополит, резиденция которого находится в Нью-Йорке. При нем функционирует синод, состоящий из всех правящих архиере-ев, и постоянный малый синод со вспомогательными организациями - отделами, советами и комиссиями. АПЦ в пределах США имеет 8 епархий, объединяющих свыше 350 приходов, 5 монастырей, скит, 3 семинарии. Официальный печатный орган - газета "Православная церковь." Верующие - представители различных этнических групп. В богослужении используется католический календарь. За пределами США АПЦ распространяет свою юрисдикцию на часть православных верующих Канады, Мексики и Австралии. Антиохийская Православная Церковь. Одна из старейших автокефальных православных Церквей. С сере-дины V в. возглавляется патриархом. В юрисдикции АПЦ 6 епархий в Сирии и 6 - в Ливане, а также 7 епархий, объединяющих православ-ных арабов, проживающих в Турции, Иране, Ираке, странах Персид-ского залива и Аравийского полуострова, в Северной и Южной Амери-ке. Резиденция патриарха - в Дамаске. При нем действует синод, в ко-торый входят правящие архиереи. АПЦ имеет 20 монастырей. Кадры священнослужителей и богословов готовятся в Бельментской духовной академии (близ Триполи), в семинарии и на богословских факультетах университетов. Издает 6 журналов и бюллетеней. Член Всемирного со-вета церквей. Болгарская Православная Церковь. Поместная автокефальная Церковь, образовавшаяся в IX в. В X-XII, XIV-XIX вв. находилась в подчинении у Константинопольских патри-архов, проводивших антиболгарскую политику. В 1870 по султанскому фирману был учрежден болгарский экзархат во главе со старейшим болгарским митрополитом. Через два года восстановлена автокефалия, однако собор Константинопольской Церкви ее не признал, а саму БПЦ объявил схизматической (раскольнической). Только в 1945 схизма (об-винение в расколе) была снята и БПЦ признана автокефальной. В 1953 восстановлено патриаршество. При патриархе действует синод. В пре-делах Болгарии БПЦ имеет 11 епархий, ок. 3200 храмов и 500 часовен, более 120 монастырей, духовные академию и семинарию. В 1974 обра-зован Церковно-исторический архивный институт, занимающийся ис-следованиями и изданием церковно-исторических материалов. Офици-альный печатный орган - еженедельник "Церковный вестник." За пределами Болгарии имеются 3 епархии (в США и Канаде, в Южной Америке и в Австралии), 2 прихода в Венгрии, 2 в Румынии и один в Австрии. В Стамбуле размещается болгарское церковное наместниче-ство. Богослужения проходят по католическому календарю. В 90-х гг. БПЦ раскололась на две враждебные друг другу части: одной частью в настоящее время управляет патриарх Максим, а другой - патриарх Пимен. В Болгарии также существует старостильная Православная Цер-ковь, возглавляемая еп. Фотием, которая придерживается традицион-ной православной веры болгарского народа. Грузинская Православная Церковь. Одна из древнейших православных Церквей. Еще до IV в. христи-анство имело в Грузии своих приверженцев. Распространение право-славия связывается с именем св. Нины, проповедь которой сильно по-влияла на грузинского царя Мариана, и он принял крещение. Христи-анство было объявлено в Грузии гос-венной религией. Возникшая ГПЦ вначале подчинялась архиеп. Антиохийскому. Но уже в 487 царь Вах-танг I Горгасал, объединивший Грузию в политическом отношении, с согласия Византии провозгласил ГПЦ автокефальной. Ее возглавил ка-толикос-патриарх, кафедра которого находилась в древней столице Мцхете. С VI в. в Грузии появились несколько самостоятельных като-ликосов, но первенствующим всегда оставался Мцхетский. Так было до 1796, когда ГПЦ вновь стал управлять один католикос. Тяжелое поли-тическое положение Грузии привело к добровольному вступлению ее в Российскую империю. ГПЦ перешла в ведение Синода, а католикос получил звание члена Синода. Впоследствии католикосат был упразд-нен и утвержден Грузинский экзархат. Его руководитель получил титул митроп. Мцхетского и Карталинского, экзарха Грузии, а с 1918 - эк-зарха Грузии, архиеп. Карталинского и Кахетинского. В нач. XX в. в экзархате было 1527 приходов, 41 монастырь, 2 семинарии, 8 епархи-альных училищ. Издавался ежемесячный журнал "грузинский Духов-ный Вестник." После февральской революции 1917 духовенство одно-сторонним решением отделилось от Российской Православной Церкви, восстановило автокефалию ГПЦ и избрало католикоса. Таким образом, ГПЦ впала в раскол. Этот факт послужил причиной разрыва отноше-ний с Российской Православной Церковью. В 1943 коммунист-безбожник Иосиф Сталин из политических соображений образовал из преданных ему людей ныне функционирующую т.н. "Грузинскую пра-вославную церковь" и установил ее единство с созданной им же Мос-ковской патриархией. ГПЦ в 1994 насчитывала более 200 общин, 13 епархий, 10 монастырей, 2 духовные школы, духовную семинарию и духовную академию. Имеет ок. 3 млн. членов. Под сильным давлением своих верующих ГПЦ в 1997 вышла из состава Всемирного совета церквей, но не оставила активной экуменической деятельности. Иерусалимская Православная Церковь. Одна из древних поместных автокефальных Церквей. На IV Все-ленском соборе ее предстоятелю присвоили патриарший титул и 4-е место в ряду патриархов. Одна из функций ИПЦ - сохранять св. места Палестины. Резиденция патриарха - в Иерусалиме. При патриархе существует синод. Большая часть верующих - арабы. Патриарх в пре-делах Израиля имеет 2 митрополии и архиепископию, 23 храма, 27 мо-настырей. ИПЦ распространяет свою юрисдикцию на Иорданию и Си-найский полуостров. В Афинах, Стамбуле и Никозии в ее подчинении находятся несколько храмов. В структуру ИПЦ входит Святогробское братство, объединяющее всех архиереев, архимандритов, иеромонахов, дьяконов, монахов и послушников, имеющее в своем ведении 6 на-чальных школ и гимназий. Официальный печатный орган - журнал "Новый Сион." Кипрская Православная Церковь. Одна из древнейших поместных автокефальных Церквей. Возглав-ляется архиепископом. Была признана автокефальной на III Вселен-ском соборе (431). До VII в. КПЦ вела активную миссионерскую дея-тельность, строила монастыри и храмы. В дальнейшем в связи с турец-кими завоеваниями, крестовыми походами, английской оккупацией Кипра положение церкви ухудшилось. К 40-м гг. XX в. она имела од-ного иерарха. В 1947 вновь получила полную каноническую и органи-зационную самостоятельность. В настоящее время КПЦ состоит из 1 архиепископии и 5 митрополий, имеет ок. 600 приходов, 15 монасты-рей, в некоторых городах открыты школы церковной византийской му-зыки. Резиденция архиепископа находится а г. Никосии. Официальный печатный орган - журнал "Апостол Варнава." Константинопольская Православная Церковь. Одна из древнейших поместных автокефальных Церквей. Образо-валась в IV в. на базе столичной епархии в Византийской империи с центром в Константинополе. Ее глава - патриарх - считается "пер-вым среди равных," т.е. среди остальных предстоятелей автокефальных православных Церквей, так как, согласно традиции, КПЦ занимает "первое место по чести." С завоевания в сер. XV в. Византии турками-османами константинопольские патриархи стремились удержать власть над православным населением всей Османской империи, но это им не удалось. Церковь оказалась в сильном мусульманском окружении и по-стоянно испытывала притеснения со стороны мусульман. В 1923 пра-вительство Турции даже требовало удаления патриархии из Констан-тинополя. В то же время, в нач. XX в., КПЦ широко воспользовалась трудным положением Российской Православной Церкви (арестом и по-стоянным давлением на патриарха Тихона) и незаконно приняла в свое ведение целый ряд приходов и епархий Российской Церкви на террито-рии Польши, Чехословакии, Финляндии и Эстонии. КПЦ также при-знала законным обновленческий собор 1923 и его решение о низложе-нии патриарха Тихона. В этих антиканонических действиях особенно ярко проявились тенденции константинопольских патриархов к особо-му, ничем не обоснованному, главенству в православном мире, своего рода "православному папизму." Ныне КПЦ имеет на территории Турции 1 архиепископию и 4 ми-трополии. При патриархе, резиденция которого находится в Стамбуле, функционирует синод и работает 23 комиссии. В пределах Турции проживает незначительная часть верующих. В странах Западной Евро-пы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии КПЦ имеет 23 епархии и ряд учреждений. Кроме того, в ее юрисдикции находится Святая Гора - Афон, Критская Православная Церковь и Финляндская Православная Церковь. В 1995 КПЦ приняла в свою юрисдикцию са-мообразовавшуюся Украинскую автокефальную православную цер-ковь. КПЦ - активный участник экуменического движения, член Все-мирного совета церквей. Богослужения совершаются по католическому календарю. Русская Православная Церковь Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглав-лявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патри-архом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего времени. С Х в. строятся величественные храмы. С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В мо-настырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней све-дения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. В ХII веке, в период феодальной раздробленности Русская Цер-ковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междо-усобице князей. И татаро-монгольское нашествие - это величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способст-вовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями. Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками Московских князей. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия Дон-ского. Он, как позднее и св. Митрополит Иона (1448-1471), силою сво-его авторитета помогал Московскому князю в прекращении феодаль-ных смут и сохранения государственного единства. Великий подвиж-ник Церкви русской Преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей. Сохранению национального самосознания, национальной куль-туры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было по-ложено начало Почаевской Лавры. Эта обитель и ее святой игумен Иов (Железо) многое сделали для утверждения Православия в западнорус-ских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 г.). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконо-писца преподобного Андрея Рублева. Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало си-лу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Ио-на, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил ти-тул Митрополита Московского и всея Руси. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содей-ствовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским патриархом. Восточные патриархи признали за русским патриархом пятое по чести место. ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Рус-ская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лав-ры от шведов и поляков в 1608-1610 гг. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая за-слуга в этом принадлежала Патриарху Никону - личности очень яр-кой, выдающемуся церковному реформатору. Некоторая часть священ-нослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ Патриарха Никона и отказалась подчиниться церковной власти. Так возник старообрядческий раскол. Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными ре-формами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончи-ны в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Сино-да. Синод оставался высшим церковным органом Русской Церкви в те-чение почти двухсот лет. В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг). Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось дея-тельностью замечательных богословов. Немало сделали русские бого-словы и для развития таких наук, как история, языкознание, востокове-дение. ХIХ век дал и великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь. В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление патриарше-го управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925). Святитель Московский Тихон прилагал все усилия, чтобы успо-коить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11.11.17 года говориться: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!" Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь уже априори была идеологическим противни-ком, так как она и после октябрьского переворота, будучи институцио-нальной частью царской России, решительно защищала старый строй. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов и монахинь, а также мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до рас-стрела и потрясающих своей жестокостью убийств. Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало вы-дачи церковных ценностей для оказания помощи голодающему населе-нию из-за неурожая 1921 года, дело дошло до рокового конфликта ме-жду Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу Второй Ми-ровой войны церковная структура по всей стране была почти уничто-жена. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Некоторым епископам удалось выжить в глуши или под видом священников. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие пропали без вести, или в катакомбах, тысячи священников сменили профессию. Большевики не оставляли усилий, чтобы заполучить верного союз-ника из числа представителей высшей церковной иерархии. И вот, на-конец, такой нашелся. Занявший должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя митроп. Сергий (Страгородский), получив титул патриарха Российской Православной Церкви, в 1927 г., издал Деклара-цию, в которой продекларировал капитуляцию перед сталинским ре-жимом. Так возник сергианский раскол. Путем полной изоляции за-конных полномочных носителей церковной власти и пресечения вся-кой возможности собрать свободный Церковный Собор, богоборцами была сымитирована видимость "законности" действий митроп. Сергия. С момента издания Декларации он стал пользоваться широкой под-держкой сталинского правительства, а на не поддержавших его обру-шились жесточайшие за всю историю Церкви гонения. Христиан, не поддержавших Декларацию, тут же обвинили в "нелояльности" к со-ветской власти, то есть в контрреволюции и иных заговорах против существующего режима. Однако предательство не спасало возглавляемую митроп. Сергием церковь. Большевики не оставляли места в созидаемом ими обществе даже для него и его окружения. Репрессии вскоре обрушились и на них. Перед войной были закрыты практически все православные храмы и на свободе, кроме самого митроп. Сергия, оставалось всего три епископа из его окружения. Однако тяжести военного времени и попытки скло-нения союзников к открытию второго фронта вынудили Иосифа Ста-лина принять решение о предоставлении "широких возможностей" для недобитых своих верных прислужников. В 1943 г. по воле этого тирана в спешном порядке были образованы так называемые "Русская православная церковь" и "Грузинская право-славная церковь." Митроп. Сергия тут же сделали патриархом, даже особо не заботясь о придании вида каноничности этому избранию. Это и было образованием возглавления и административного аппарата на-ходящейся в расколе с подлинной Православной Церковью организа-ции, по сей день именуемой "Московской патриархией" (МП). С по-мощью советского идеологического аппарата ей был придан в глазах народа вид "законной" Православной Русской Церкви, несмотря на то, что епископы и священники этой церкви, вопреки Апостольским пра-вилам, назначались и утверждались коммунистической партией. Октябрьская трагедия 1917 г. стимулировала проявление самых крайних националистических тенденций. Так, в Украине сразу же под-няло голову движение "самостийничества" - за образование само-стоятельного украинского гос-ва. Будучи движением национально-политическим, оно прикладывало все силы для привлечения на свою сторону авторитета Церкви. Но, поскольку Российская Православная Церковь однозначно стояла за единство православных славянских на-родов, возник социальный заказ на образование сугубо Украинской ав-токефальной (самостоятельной) церкви. Под давлением украинских националистических сил Архиерейский Собор на Украине принял ре-шение об образовании автономной Украинской Православной Церкви под окормлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон своим Указом даровал Украинской Православной Церкви автономию. Однако этого показалось недостаточным для са-мых крайних сторонников самостоятельной Украинской церкви, требо-вавших полной автокефалии, и они организовали свой собор. Не сумев привлечь на свою сторону ни одного епископа, расколь-ники решились на откровенно антиканоническое действие - самостоя-тельно, без участия архиереев, "рукоположили" во "епископа" своего лидера - священника Василия Липковского и положили таким обра-зом начало движению, обычно именуемому "липковщиной." Это в корне противоречит православию, поскольку никакое собрание не мо-жет заменить Христа и посланной Им в мир апостольской благодати, передаваемой только от епископа епископу в таинстве архиерейской хиротонии. Но это, естественно, никак не помогло ни украинскому гос-ву, ни украинской церкви. Сегодня в Русской Православной Церкви 128 епархий (для срав-нения - в 1989 году было 67), более 19000 приходов (в 1988 году - 6893), около 480 монастырей (в 1980 - 18). Приведенные цифры на-глядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жиз-ни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диако-нов. Сетью учебных православных заведений руководит Учебный ко-митет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991-2), 26 духовных семинарий (в 1988-3), 29 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 1 женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, - около 6000 человек. Образованы учебные заведения, при-званные распространять религиозное образование среди мирян. Коор-динирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские са-ды, православные группы в государственных детских садах, право-славные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой кате-хизации. Русская Зарубежная Церковь. Во время Гражданской войны появилась надобность в урегули-ровании церковного управления в юго-восточных областях России. По-этому 6 мая 1919 г. в Ставрополе Кавказском состоялся Южно-Русский Церковный Собор, который образовал Временное Высшее Церковное Управление ("ВВЦУ") на Юго-востоке России, объединившее несколь-ко епархий. Признание ВВЦУ патриархом Тихоном и органами его управления проявилось в утверждении ряда постановлений ВВЦУ. 7/20 ноября 1920 г. за № 362 патриарх Тихон издал указ о самостоятельном управлении епархий, оказавшихся вне общения с Синодом и Патриар-хом, на основании которого была основана Русская Православная Цер-ковь Заграницей. Параграф 2-й этого указа гласит: "В случае, если епархия вслед-ствие передвижения фронтов, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстан-ции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одина-ковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Управле-ния или Митрополичьего округа или ещё иначе)." 3-й параграф пред-писывает: " Попечение об организации Высшей Церковной Власти для группы епархий, оказавшихся в положении указанном в пар. 2, состав-ляет непременный долг старейшего в данной группе архиерея." Патриарх Тихон в этом указе применил церковный канон: 39-ое правило 6-го Вселенского Собора говорит об аналогичном случае, ко-гда часть населения Кипра ушла с родины, "дабы освободиться от ино-верного рабства." Вселенский Собор сохраняет за ними и на чужбине их священноначалие и все обычаи их Церкви. После того как в конце 1920 г. до двух миллионов русских поки-нуло Родину, настал момент для применения указа № 362 и 39-го пра-вила 6-го Собора. Соответственно, старейший по сану из прибывших за границу архипастырей, Высокопреосвященный Антоний (Храповиц-кий), митрополит Киевский, с благословения Вселенского Патриарха, в ноябре 1920 г. созвал Первый Заграничный Архиерейский Собор, в ко-тором лично или письменно участвовало 34 епископа: митрополит Ки-евский и Галицкий Антоний (Храповицкий, председатель Собора и ВВЦУ); епископ Алеутский Антоний; архиепископ Кишинёвский Ана-стасий; архиепископ Северо-Американский Александр, епископ Адам; епископ Белгородский, управляющий Иерусалимской Миссией Аппо-линарий; епископ Белостокский Владимир; епископ Севастопольский Вениамин; епископ Челябинский Гавриил; епископ Екатеринослав-ский, управляющий церковными делами в Греции, Африке и на о. Ки-пре Гермоген; епископ Царицынский, начальник пастырского Бого-словского училища Дамиан; архиепископ Литовский Елевферий; архи-епископ Бруклинский Евфимий; митрополит Западно-Европейский Ев-логий; архиепископ Пекинский Иннокентий; епископ Урмийский Мар-Илья; епископ Тяньцзинский Иона; архиепископ Харбинский Мефо-дий; епископ Забайкальский Мелетий; епископ Александровский Ми-хаил; епископ Владивостокский Михаил; епископ Камчатский Нестор; архиепископ Пинский Пантелеимон; митрополит Северо-Американский Платон; архиепископ Финляндский Серафим; епископ Лубенский, управляющий церковными делами в Болгарии Серафим; епископ Бельский Сергий; епископ Черноморский Сергий; архиепи-скоп японский Сергий; епископ Питсбургский Стефан; епископ Шан-хайский Симон; архиепископ Полтавский Феофан; епископ Курский Феофан; (архиепископ Иоанн Латвийский не участвовал в Соборе по местным политическим условиям). Учитывая создавшееся положение, Собор этот переименовал ВВЦУ на Юге России в "Высшее Русское Церковное Управление за-границей" ("ВРЦУ"), которое избрало Архиерейский Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) в качестве исполнительного органа между соборами. В 1921 г., по приглашению Сербского патри-арха Димитрия, ВРЦУ переехало в Югославию, где на своём заседании от 6/19 и 8/21 апреля 1921 г. постановило созвать Первый Заграничный Русский Церковный Собор для "объединения, урегулирования и ожив-ления церковной деятельности." В "Положении о созыве Заграничного Собора Русских Церквей," утверждённом ВРЦУ 12/25 июля 1921 г., говорилось: "В состав Собра-ния входят в качестве членов представители всех заграничных авто-номных Церквей, епархий, округов и миссий, пребывающих в подчи-нении святейшему Всероссийскому Патриарху." И дальше: "Выборы в Собрание производятся по следующим 15 округам и 15 районам. Округи: Сев. Америка, Япония, Китай, Финлян-дия, Эстляндия, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция, Италия, Сербия, Болгария, Турция и Дальний Восток. Районы: Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Англия, Швейцария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния, Палестина, Александрия, Греция, Африка." Соответственно, с 21 ноября по 3 декабря 1921 г., в Югославии, в Сремских Карловцах, состоялся "Всезаграничный Русский Церковный Собор." На него было приглашено 155 человек, за редкими исключе-ниями все приехавшие. Почётным председателем Собора был избран патриарх Сербский Димитрий. Среди почётных членов были: предсе-датель Совета Министров Югославии г. Пашич, Главнокомандующий Русской Армией генерал Врангель и др. Председателем Собора был председатель ВЦРУ митрополит Антоний. Среди документов Собора особенное значение имели "Послание чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим" и Послание к мировой Конференции" (Генуэзской). Этот Собор, став-ший называться "Карловацким," вызвал озлобление среди большеви-ков. От патриарха Тихона они потребовали репрессий против загра-ничной Русской Церкви. Надеясь уступкой добиться ослабления гоне-ний против всей Русской Церкви на Родине, патриарх Тихон издал 22 апреля/5 мая 1922 г. указ о закрытии ВЦУ заграницей. На следующий день после подписания этого указа Патриарх Ти-хон был арестован и 3/16 мая 1922 г., ввиду своего ареста, на основа-нии постановления № 362 от 7/20 ноября 1920 г., передал "всю полноту власти" митрополиту Агафангелу, который посланием от 5/18 июня 1922 г. попросил всех епархиальных архиереев "управлять епархиями самостоятельно, в соответствии с тем же постановлением Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 г.." В ответ на все эти происшествия, 31 августа/13 сентября 1922 г. заграничный Архиерейский Синод постановил: "Во исполнение Указа Патриарха и его Синода и Совета - Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и тех же орга-нов управления при нём от 7(20) ноября 1920 г. за № 362 - образовать Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей." На это ни патриарх, ни органы его управления, не реагировали, признав каноничность этого поступка. С момента его образования, Архиерейский Синод РПЦЗ развил успешную деятельность по объединению церквей по всему миру. Вскоре подавляющая часть русских приходов в разных частях света вошла в РПЦЗ. После декларации митрополита Сергия (Страгородского) РПЦЗ выска-залась следующим Постановлением Собора русских архиереев загра-ницей: "Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, в виду невозможности нормальных отношений с нею и в виду порабощения её безбожной Советской властью, лишающей её свободы в своих волеизъ-явлениях и свободы канонического управления Церковью. Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание Советской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления нормальных отношений с Россией и до осво-бождения нашей Церкви от гонений безбожной Советской власти, за-граничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Собора 1917-1918 гг. и Постанов-лением Патриархии от 7(20) ноября 1920 г. за № 362, при помощи Ар-хиерейского Синода и Собора Епископов. Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви и не считает себя автокефальной…" В качестве свободной части Русской Церкви, РПЦЗ пользовалась вниманием святейших патриархов и других иерархов братских Право-славных Церквей. Особое внимание и заботу о ней проявлял Сербский патриарх Варнава, старавшийся даже быть посредником между ней и митрополитом Сергием, которого он чтил и любил как своего ректора по академии. Однако вскоре он убедился, что митрополит Сергий на-ходится в руках врагов Церкви и действия его вредны ей, о чём он пря-мо и написал ему. 9/22 июля 1930 г. патриарх Варнава, во время службы в русской Троицкой церкви, обратился к русскому зарубежью: "Знайте, что изу-веры, гонящие Церковь, не только её мучают, но стараются её раско-лоть, разъединить и всячески простирают свои преступные руки к вам, находящимися за пределами вашего отечества. Вы, верные сыны Рос-сии, должны помнить, что вы являетесь единственной опорой великого русского народа… Посеянные врагами вашей Родины церковные раз-доры должны во что бы то ни стало прекратиться. Среди вас находится великий иерарх митрополит Антоний, который является украшением вселенской Православной Церкви. Патриарх Варнава участвовал в жизни РПЦЗ, созывал под своим председательством совещания представителей разных зарубежных церковных областей. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано "Положение о Русской Православной Церкви Заграницей," подписанное им и русскими иерархами и явившееся ос-новой для управления РПЦЗ. Такое же доброе отношение в РПЦЗ про-являл и Антиохийский патриарх Григорий, оказывавший ей всегда под-держку и пожертвовавший средства на издание Православного катехи-зиса, составленного митрополитом Антонием. В общении с РПЦЗ были и другие Православные Церкви. В это время гонения на Русскую Церковь в СССР продолжались. 10 октября 1937 г. был расстрелян местоблюститель патриаршего пре-стола митрополит Пётр (Полянский). 20 ноября 1937 г., вместе с ми-трополитом Иосифом (Петровых) расстрелян митрополит Кирилл (Смирнов), который должен был стать местоблюстителем после ми-трополита Петра. В это время Русская Церковь находилась в состоянии крайнего опустошения. На свободе оставалось только несколько архие-реев, большинство храмов было закрыто. Большинство оставшегося духовенства находилось в ссылке, на принудительных работах, или проживало скрывая свой сан. Но некая часть духовенства продолжала катакомбное служение, не подчиняясь приказам митрополита Сергия. В 1938 г., по инициативе скончавшегося в 1936 г. митрополита Антония, состоялся Второй Всезарубежный Собор. В нём приняли уча-стие 13 архипастырей, 26 пастырей и 58 мирян. Во время войны митрополит Анастасий оставался в Югославии. Когда она была оккупирована немцами, немцы с угрозами потребовали от него написать послание к русскому народу с просьбой сотрудничать с немцами. Владыка отверг эти требования. Однако, когда в 1944 г. немецкое руководство заключило с гене-ралом А. А. Власовым соглашение о создании фактического русского правительства в изгнании - Комитета Освобождения Народов России, "КОНР," - РПЦЗ поддержало это независимое проявление борьбы против коммунизма. На принудительные работы в Германии было вывезено из СССР до пяти миллионов человек. В лагерях военнопленных также томилось большое количество русских. Доступ в лагеря как рабочих, так и воен-нопленных был запрещён духовенству РПЦЗ. И тем не менее всевоз-можными путями священники РПЦЗ проникали в эти лагеря и несли духовное утешение и проповедь о Христе русским людям. Духовенство РПЦЗ всячески помогало русским, как попавшим на принудительные работы в качестве "остовцев," так и военнопленным. К концу войны, ввиду угрозы советской оккупации, митрополит Анастасий переехал в Вену, затем в Карлсбад и, наконец (после окон-чания войны) в Мюнхен. Здесь, с 1945 по 1950 гг. обосновался центр русской церковной и общественной жизни. Вскоре после войны, наряду с репатриационными комиссиями, охотящимися за бывшими советскими гражданами, начали появляться и делегаты МП и распространять "Обращение" патриарха Алексия от 10 августа 1945 г. "К архипастырям и клиру так называемой Карловац-кой группы," предлагая ей принести покаяние во избежание приговора суда МП 1934 года. В октябре 1945 г. митрополит Анастасий дал обстоятельный от-вет на "Обращение." В частности, в нём говорилось: "Как епископы, так и клирики и миряне, подчиняющиеся юрисдикции Заграничного Архиерейского Собора и Синода, никогда не считали и не считаем себя 'находящимися вне ограды Православной Русской Церкви', ибо никогда не разрывали канонического, молитвенного и духовного единства со своей Матерью-Церковью. Главнейшей задачей РПЦЗ в первые послевоенные годы стало спасение русских людей, которых американцы, англичане и французы выдавали Сталину на кровавую расправу. Священники РПЦЗ шли в ла-геря, предназначенные к отправке в СССР, добиваясь отмены выдач. Иногда, как это было в Гамбурге, им удавалось этого добиться. При выдаче англичанами казаков в Лиенце и американцами рус-ских военнопленных и ост-арбайтеров в Кемптене, Дахау и Платлинге священники РПЦЗ становились с крестами в руках впереди своих па-сомых. Их избивали прикладами и резиновыми дубинками, заталкива-ли в машины, увозившие русских людей на расправу КГБ. Когда в Дахау и других лагерях русские люди решались на само-убийства, митрополит Анастасий разрешил их отпевать и служить по ним панихиды, сказав: "Их действия ближе к подвигу святой Пелагии Антиохийской (8 октября), выбросившейся из высокой башни, чтобы избежать поругания, нежели к преступлению Иуды." В то же время РПЦЗ обращалась к правительствам заокеанских стран с просьбами принять к себе русских эмигрантов. Наиболее вели-кодушный отклик РПЦЗ встретила со стороны Аргентины: супруга то-гдашнего президента Ева Перон добилась предоставления 25.000 виз русским антикоммунистам. В конце 1950 г. митрополит Анастасий со Священным Синодом переехали в США вместе с основной массой русских беженцев. На Дальнем Востоке русская эмиграция добилась значительных успехов. Так в Харбине жило около 100.000 русских людей. Там было 26 храмов и четыре монастыря, полтора десятка средних и шесть выс-ших учебных заведений. При церковных приходах были созданы дешё-вые или бесплатные столовые для бедных, четыре детских приюта, две церковные больницы, дома для престарелых. Высшие Пастырские Бо-гословские Курсы, преобразованные впоследствии в Богословский фа-культет, выпускали молодых священнослужителей. В Шанхае тоже осело много русских и развивалось храмостроительство и иная дея-тельность. И в Харбине и особенно в Шанхае, трудилось много китай-ских православных священников. Всё это было разрушено в Харбине в 1945 г., а в Шанхае - в 1949. В 1960-х годах, во время так называемой "культурной револю-ции," китайские православные священники подверглись жесточайшему преследованию. Их раздевали донага, обливали смолой, возили в таком виде по городу, а потом живьём сжигали. Большинство русских из Харбина эмигрировало в Австралию, а из Шанхая, благодаря хлопотам владыки Иоанна, в США, в Сан-Франциско. В 1964 г. митрополит Анастасий, за год до своей кончины, ушёл на покой и главой РПЦЗ был единогласно избран епископ Брисбенский (Австралия) преосвященный Филарет, который управлял РПЦЗ в тече-ние 21 года. В 1986 г., в связи с кончиной митрополита Филарета, первоие-рархом РПЦЗ стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов). В 2001 году Митрополит Виталий, ссылаясь на свой преклонный возраст, подал заявление о своем уходе на покой. Архиереи РПЗЦ, со-бравшиеся в Нью Йорке в октябре этого года, выбрали Первоиерархом Митрополита Лавра (Шкурла). Польская Православная Церковь. Образовалась в нач. 20-х гг. XX в. из приходов Российской Право-славной Церкви, находившихся на территории Польши, в результате незаконного предоставления этим приходам автокефалии Константи-нопольской патриархией. После того как Польша оказалась под вла-стью СССР, по воле сталинского правительства ППЦ получила автоке-фалию в 1948 г. также и от Московской патриархии. Возглавляется ми-троп. Варшавским и всей Польши с резиденцией в Варшаве. Имеет 4 епархии с 300 храмами, 3 монастырями (2 мужских и 1 женский). Кад-ры священнослужителей готовят в Варшавской духовной семинарии и в Варшавской христианской богословской академии (секция право-славного богословия); учатся ее посланцы и в церковных учебных за-ведениях Московской патриархии. Официальный орган - "Ведомости Польской автокефальной православной церкви" (на польском языке). ППЦ входит в Христианскую мирную конференцию, Конференцию ев-ропейских церквей и Всемирный совет церквей, активно участвует в экуменическом движении. Богослужения проходят в соответствии с ка-толическим календарем. По инициативе ППЦ во время Второй Миро-вой войны на Украине была незаконно образована Украинская автоке-фальная церковь, которая впоследствии объединила в своих рядах са-мосвятов "липковцев." Румынская Православная Церковь. Вторая по численности (после Московской патриархии) Право-славная церковь. Автокефальной стала в 1865. После I мировой войны в состав Румынской церкви вошли митрополии, находившиеся на тер-ритории Австрийской монархии. С 1925 возглавляется патриархом, при котором существует священный синод, созываемый один раз в год и состоящий из всех архиереев, и постоянный синод (в него входят толь-ко митрополиты). Резиденция патриарха находится в Бухаресте. 13 епархий Румынской церкви объединены в 5 митрополий. РПЦ объеди-няет 23 млн. членов (87% населения). Имеет более 8 тыс. храмов, 133 монастыря, 2 богословских института (в Бухаресте и Сибиу), 6 духов-ных семинарий, мастерские по производству церковной утвари. Бого-служения проходят по католическому календарю. Официальный пе-чатный орган - журнал "Румынская православная церковь." За рубе-жом Румынская церковь распространяет свою юрисдикцию на румын, проживающих в странах Западной Европы, Северной и Южной Амери-ки, Австралии и Новой Зеландии; имеет церковные учреждения в Бол-гарии и Израиле. Во Франции к юрисдикции Румынской церкви отно-сится так называемая Французская православная церковь со статусом автономной епископии. На территории Румынии имеется старостильная Православная Церковь, возглавляемая митроп. Власием. Сербская Православная Церковь. Одна из поместных Православных церквей. Получила автокефалию в 1219, а патриаршую форму правления - в 1346. Резиденция патриар-ха находится в Белграде. Имеет 28 епархий: 21 в Югославии (ок. 24 тыс. приходов) и 7 за рубежом (в Европе, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии). Располагает 180 монастырями, один из них - Хи-лендарский, основанный в XII в., находится на Афоне. Кадры священ-нослужителей готовят 4 духовные семинарии и 1 монастырская школа, а также богословский факультет Белградского университета. Некото-рые члены СПЦ получают богословское образование в духовных учеб-ных заведениях Московской патриархии. Издает 7 газет и журналов. Официальный орган - журнал "Гласник" (1994). Синайская Православная Церковь. Одна из автономных церквей, находящихся в юрисдикции Иеруса-лимской православной церкви. Имеет одну Синайскую архиепископию, включающую монастырь великомученицы Екатерины, расположенный на территории Египта. Его игумен одновременно является архиеписко-пом, назначаемым Иерусалимским патриархом. Представительство ар-хиепископа - в Каире. За пределами монастыря имеются подворья СПЦ в Раифе, Феране и Каире (Египет). Вне Египта архиепископия имеет 1 подворье в Турции, 7 - в Греции, 3 - на о. Кипр и 1 - в Ли-ване. Всего СПЦ объединяет 11 общин. Финляндская Православная Церковь. Одна из незаконно образованных автономных церквей. Начало проникновения христианства в Финляндию относится к X в. В кон. XVI в. была учреждена первая епископская кафедра. В XVII в. во время распространения протестантизма в Финляндии православные относи-лись к Новгородской епархии, с 1775 - к Санкт-Петербургской. В 1921 ФПЦ была предоставлена автономия, через два года она вошла в юрисдикцию константинопольского патриарха. В 20-е гг. в ФПЦ про-изошел раскол на "старостильников" и "новостильников," продолжав-шийся до 1945. В настоящее время церковь управляется архиеписко-пом, резиденция которого находится в г. Куопио. Для решения церков-ных вопросов раз в 5 лет созывается поместный собор. Существует церковное управление, состоящее из епископов, секретаря-юриста и двух членов. Имеется 3 епархии, более 40 приходов, 3 монастыря. Функционирует духовная семинария, при богословском факультете Хельсинкского университета - Институт православия. Официальный печатный орган - журнал "Утренняя заря" (1994). Чехословацкая Православная Церковь. Незаконно образованная "поместная автокефальная церковь." На-чало проповеди православия связано с миссионерской деятельностью просветителей свв. Константина и Мефодия в Моравии в IX в. Органи-зационно оформленное, оно существовало только в Карпатах в Мука-чевской епархии, где в 1649 была введена Ужгородская уния по типу Брестской унии. Православные приходы находились в ведении Россий-ской Православной Церкви. Самостоятельно ЧПЦ начала действовать с нач. 20-х гг. XX в. получив незаконно автономию от Константинополь-ской патриархии. До 2-й мировой войны находилась в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1951 Московской патриархией про-возглашена автокефальной. Возглавляется митрополитом, который из-бирается на соборе. Действуют синод и митрополичий совет, создан-ные как вспомогательные органы для помощи митрополиту в ведении текущих дел. ЧПЦ имеет ок. 250 приходов, объединенных в 4 епархии. Будущих священнослужителей готовят в Прешове на православном бо-гословском факультете. Официальный печатный орган - журнал "Глас православия." Член Всемирного совета церквей. Элладская Православная Церковь. Поместная автокефальная церковь, образованная во II в. В первое время в церковно-административном отношении ЭПЦ подчинялась то Риму, то Константинополю. С конца IX до XIX в. находилась в юрис-дикции Константинопольской патриархии. Автокефалию получила в 1850. Главой церкви стал митроп. Афинский, с 1923 - архиепископ. При нем существует синод, в который входят все архиереи. Резиденция архиепископа находится в Афинах. Членами ЭПЦ являются 9 млн. че-ловек (97% населения страны). Церковь имеет архиепископию и 77 ми-трополий, ок. 8000 храмов, 200 монастырей, два богословских факуль-тета при Афинском и Салоникийском университетах, Институт визан-тийского музыковедения. Богослужения ведутся по католическому ка-лендарю. Официальный печатный орган - журнал "Экклисия." Член Всемирного совета церквей. Эстонская Православная Церковь. Одна из незаконно образованных автономных церквей, возникшая на основании указа Константинопольского патриарха Мелетия IV в 1923. В ЭПЦ входили все православные общины Эстонии с отдельной епархией для русскоязычного населения. Просуществовала до 1940, т.е. до оккупации Эстонии советскими войсками. С 1945 ликвидирована, все приходы и имущество присоединены к Московской патриархии. По настоянию последней, действие указа от 1923 было приостановлено. Предстоятель ЭПЦ эмигрировал в Швецию, где образовалась незави-симая Эстонская церковь в изгнании. С 1991 возникли благоприятные условия для возвращения Эстонской церкви статуса автономной под юрисдикцией Константинопольской патриархии. В февр. 1996 вселен-ский патриарх Варфоломей возобновил действие указа от 1923, что по-служило причиной недовольства руководства Московской патриархии. Японская Православная Церковь. Одна из незаконно образованных автономных церквей. Проповедь православия в Японии связана с активной миссионерской деятельно-стью иеромонаха Николая (Касаткина), который в 1870 стал начальни-ком духовной миссии, а впоследствии архиеп. Японским. Тогда же появились и первые православные священнослужители японской на-циональности. До середины 40-х гг. ЯПЦ была епархией Российской Православной Церкви. В 1969 установила связь с Московской патриар-хией, которая в 1970 предоставила ей автономию. Во главе ЯПЦ стоит митрополит, который назначается руководством Московской патриар-хии. Резиденция в г. Токио. Член Всемирного совета церквей. Расколы Российской Православной Церкви в 20 Веке. Основным трагическим событием начала XX в. явилось крушение в России православной монархии. Русский император подобно своим ви-зантийским предшественникам в первую очередь заботился о чистоте православной веры и единстве Православной Церкви. После того, как Церковь впервые, начиная с IV в., когда Византийский император св. Константин Великий провозгласил православие государственной рели-гией Римской империи, оказалась лишенной своего могущественного государственного покровителя, в ней с огромной силой выступили как ереси, уничтожающие истинное вероучение, так и расколы, отторгаю-щие от Церкви верных ее чад. С уходом православного Русского импе-ратора в истории Церкви начался новый, возможно, самый тяжелый этап ее жизни. По мнению многих св. отцов, император был тот, кто удерживал на земле зло, и с уходом его зло получило особую власть разлагать и уничтожать человеческие души. После октябрьского переворота 1917 г. безбожники, стараясь всеми силами удержать в руках захваченную ими власть, делали, с одной сто-роны, все возможные уступки с целью угодить самым низменным чув-ствам народа, а с другой, обрушивались жесточайшими репрессиями на тех, кто мог мешать или угрожать их существованию. Одним из оплотов ненавистного для безбожников "старого режи-ма" была Православная Церковь и, в силу уже только этого, по мысли большевиков, она подлежала полному уничтожению. Российская Пра-вославная Церковь была огромна и влиятельна и одними, пусть даже самыми жестокими репрессиями, справиться с ней было невозможно. Поэтому, с каждым годом ужесточая гонения внешние, большевики не меньшее внимание уделяли разрушению Церкви изнутри. Для этого ими был инспирирован обновленческий раскол - антицерковная дея-тельность революционно настроенных священников (к сожалению, нашлись и такие), которую возглавил протоиерей Александр Введен-ский, ставший впоследствии обновленческим митрополитом. К обнов-ленцам примкнул предавший православие будущий "патриарх" Сергий (Страгородский), впоследствии принесший Церкви покаяние. Это дви-жение, имевшее конечной целью уничтожение истинной Церкви Хри-стовой, пыталось использовать казавшиеся популярными возглавите-лям обновленчества церковные реформы: введение женатого епископа-та, двоеженство священства, русский язык в богослужении и полную солидарность со строителями коммунистического общества. Так были созданы раскольнические сборища: "Живая Церковь," "Союз церков-ного возрождения," "Союз общин древлеапостольской церкви" (СО-ДАЦ), "Российская народная церковь," "Сибирская церковь" (СибЦУ) и т.п. Но православный народ быстро распознал и отверг эту подделку под Церковь. В 1925 г. большевиками был организован григорьевский раскол, который также не привел к ожидаемому богоборцами результату, од-нако, как и обновленчество, принес много вреда Церкви. Имея главной целью разрушить церковное управление, состоящее из истинно-верующих и преданных Христу пастырей, и подчинить его своей власти, большевики последовательно и планомерно уничтожали или изолировали всех бескомпромиссных и честных ее иерархов. Был отравлен патриарх Тихон, отправлены в ссылку и затем расстреляны те, которые должны были прийти ему на смену: митропп. Кирилл Ка-занский, Агафангел Ярославский и Петр Крутицкий. На тех, уже почти случайных людей, которые оказывались у церковного управления, предпринималось сильное давление, и если иерарх не шел на компро-мисс с безбожниками, то он устранялся (отправлялся в ссылку). Боль-шевики не оставляли усилий, чтобы заполучить верного союзника из числа представителей высшей церковной иерархии. И вот, наконец, та-кой нашелся. Занявший должность заместителя Патриаршего Место-блюстителя митроп. Сергий (Страгородский) при поддержке безбож-ников, вопреки церковным канонам и правилам, присвоив себе права патриарха Российской Православной Церкви, в 1927 г. издал Деклара-цию, в которой продекларировал капитуляцию перед сталинским ре-жимом. Так возник сергианский раскол. Путем полной изоляции за-конных полномочных носителей церковной власти и пресечения вся-кой возможности собрать свободный Церковный Собор, богоборцами была сымитирована видимость "законности" действий митроп. Сергия. С момента издания Декларации он стал пользоваться широкой под-держкой сталинского правительства, а на не поддержавших его обру-шились жесточайшие за всю историю Церкви гонения. Христиан, не поддержавших Декларацию, тут же обвинили в "нелояльности" к со-ветской власти, то есть в контрреволюции и иных заговорах против существующего режима. С этого времени истинная Российская Православная Церковь вы-нуждена была перейти на нелегальное положение, чтобы уберечься от полного уничтожения. Митроп. Сергий в спешном порядке стал руко-полагать себе сподвижников из числа одобренных и рекомендованных коммунистической партией кандидатур. Однако предательство не спа-сало возглавляемую митроп. Сергием церковь. Большевики не оставля-ли места в созидаемом ими обществе даже для него и его окружения. Репрессии вскоре обрушились и на них. Перед войной были закрыты практически все православные храмы и на свободе, кроме самого ми-троп. Сергия, оставалось всего три епископа из его окружения. Однако тяжести военного времени и попытки склонения союзников к откры-тию второго фронта вынудили Иосифа Сталина принять решение о предоставлении "широких возможностей" для недобитых своих верных прислужников. В 1943 г. по воле этого тирана в спешном порядке были образованы так называемые "Русская православная церковь" и "Грузинская право-славная церковь." Митроп. Сергия тут же сделали патриархом, даже особо не заботясь о придании вида каноничности этому избранию. Это и было образованием возглавления и административного аппарата на-ходящейся в расколе с подлинной Православной Церковью организа-ции, по сей день именуемой "Московской патриархией" (МП). С по-мощью советского идеологического аппарата ей был придан в глазах народа вид "законной" Православной Русской Церкви, несмотря на то, что епископы и священники этой церкви, вопреки Апостольским пра-вилам, назначались и утверждались коммунистической партией. Еще в 1918 г. патриарх Тихон предал анафеме тех, кто сотрудничал с врагами Церкви и Христа - коммунистами и безбожниками. "Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафе-матствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с тако-выми извергами рода человеческого в какое-либо общение" - писал святой патриарх в своем послании от 19 января. Проходивший в те дни Поместный Собор подтвердил силу этой анафемы. По этой и по мно-гим другим причинам нет никаких оснований считать возглавление МП, которое всегда с богоборцами составляло одно целое, канонически поставленной церковной властью, представляющей наш православный народ. Напротив, все находящиеся с ней в общении прямо подпадают под анафему патриарха Тихона и Поместного Собора 1918 г. После-дующие вслед за этим целый ряд канонических и догматических от-ступлений (помимо полного управления церковью безбожниками, са-мым большим отступлением является участие в экуменизме), усугуби-ли разрыв МП с Православной Церковью. В последние годы Московская патриархия, фальсифицируя истори-ческие документы и извращая историю, пытается присвоить себе под-виг Новомучеников и Исповедников, гонителями которых она была все страшные годы правления коммунистического режима. В 1930 г. Сер-гий (Страгородский) перед Богом и всем миром отрекся от них, заявив, что в советской России гонений на Церковь нет, а те верующие и свя-щеннослужители, которые сидят в тюрьмах, сидят там не за свою веру во Христа, а являясь уголовными преступниками. С тех пор ни одного молебна за гонимых христиан или панихиды по замученным и убитым Московской патриархией отслужено не было. Зато в изобилии служи-лись молебны о благоденствии безбожников и о умножении их успехов в строительстве коммунизма. Также всеми приходами Московской патриархии была отслужена панихида по скончавшемуся Сталину. Тот факт, что в наши дни МП пытается выдать себя гонимой большевиками церковью, говорит о беспринципности нынешних ее руководителей, пытающихся попирая церковные каноны и догматы угодить любым гражданским руководителям. Вернись сейчас власть богоборцев - ру-ководство МП, без сомнения, тут же станет ее верной служанкой. Октябрьская трагедия 1917 г. стимулировала проявление самых крайних националистических тенденций. Так, в Украине сразу же под-няло голову движение "самостийничества" - за образование само-стоятельного украинского гос-ва. Будучи движением национально-политическим, оно прикладывало все силы для привлечения на свою сторону авторитета Церкви. Но, поскольку Российская Православная Церковь однозначно стояла за единство православных славянских на-родов, возник социальный заказ на образование сугубо Украинской ав-токефальной (самостоятельной) церкви. Под давлением украинских националистических сил Архиерейский Собор на Украине принял ре-шение об образовании автономной Украинской Православной Церкви под окормлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон своим Указом даровал Украинской Православной Церкви автономию. Однако этого показалось недостаточным для са-мых крайних сторонников самостоятельной Украинской церкви, требо-вавших полной автокефалии, и они организовали свой собор. Не сумев привлечь на свою сторону ни одного епископа, расколь-ники решились на откровенно антиканоническое действие - самостоя-тельно, без участия архиереев, "рукоположили" во "епископа" своего лидера - священника Василия Липковского и положили таким обра-зом начало движению, обычно именуемому "липковщиной." Это в корне противоречит православию, поскольку никакое собрание не мо-жет заменить Христа и посланной Им в мир апостольской благодати, передаваемой только от епископа епископу в таинстве архиерейской хиротонии. Но это, естественно, никак не помогло ни украинскому гос-ву, ни украинской церкви. Как только советская власть укрепилась и получила своего верного союзника и преданнейшего друга в лице са-мозванного возглавителя "Русской православной церкви" митроп. Сер-гия (Страгородского), она жестоко расправилась как с "липковцами," так и со всеми другими своими "попутчиками" на дороге построения нового общества. Автокефалисты. С момента провозглашения Украины самостоятельным гос-вом (1991) опять возник вопрос о самостоятельной украинской церкви. За рубежом, в диаспоре, существовала Украинская церковь, правда, никем не признаваемая, но имеющая более или менее законные архиерейские хиротонии и добивающаяся легализации своего статуса. При первой же возможности она стала открывать свои приходы в Украине (так назы-ваемая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)). Од-нако, когда в нее влилась часть Московской патриархии, возглавляемая гонимым этой патриархией энергичным митроп. Филаретом (Денисен-ко), то многие члены УАПЦ не пожелали с этим мириться. Митроп. Филарет быстро и умело организовал выборы патриарха и, таким обра-зом, учредил Киевский патриархат (УПЦ КП), сам став вторым в исто-рии патриархом этой структуры. Несогласная с патриархом Филаретом часть самостоятельной Украинской церкви продолжала именоваться УАПЦ, имея также возглавителем патриарха. Не продержавшись долго, УАПЦ распалась на две части: сторонников Московской патриархии и сторонников унии с папой римским. В свою очередь, Московская пат-риархия, уступая давлению политиков, даровала автономию находя-щейся в Украине своей части и учредила Украинскую православную церковь юрисдикции Московской патриархии (УПЦ МП). Таким обра-зом, в Украине на сегодняшний день действуют четыре независимые друг от друга Украинские православные церкви: УПЦ КП, УПЦ МП и две ветви УАПЦ. Все они добиваются права иметь статус гос-венной украинской церкви, однако правительство Украины дало всем понять, что признает таковой только объединенную Украинскую православную церковь, что стало большим вопросом для этих четырех группировок. В свою очередь, Киевский патриархат образовал в России Истинно-Православную церковь Киевского патриархата, а также оппозицион-ную Белорусскую автокефальную православную церковь. По инициа-тиве УАПЦ образована в России Российская Истинно-Православная церковь под управлением А. Михальченкова. Украинская православная церковь в Канаде - в настоящее время самая многочисленная православная деноминация за пределами Ук-раины. Организована в 1918. Представляет собой одну из ветвей "лип-ковщины." Первоначально в УПЦК вошли украинские переселенцы, которые эмигрировали в Канаду из украинской Галиции, где они при-надлежали к греко-католической (униатской) церкви. В Канаде же от униатства отказались. Возглавляет церковь митрополит с титулом "ми-троп. Виннипегский и всея Канады." Резиденция в Виннипеге. Из ру-ководящих органов имеются синод, консистория, епископский совет. При Манитобском университете существует украинско-православный факультет, иначе называемый коллегия св. Андрея. В нем учащиеся получают теологическое образование. С этой церковью в 1995 вступи-ла в общение Константинопольская патриархия, приняв ее в свою юрисдикцию на правах автономии. Украинская православная церковь в США - первые ее приходы возникли в США в 1919. Верующие были бывшими униатами, эмигри-ровавшими из Галиции и возвратившимися в православие. Центр нахо-дится в Бавнд-Бруке близ Нью-Йорка. Под влиянием этой конфессии находятся верующие в Австралии и Южной Америке. Есть академиче-ский богословский институт и семинария св. Софии. Имеется свое из-дательство. Римокатолики Римско-католическая Церковь (папство, латинство). После разруше-ния Иерусалима в 78 н. э. Иерусалимская Церковь временно перестала существовать, и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не со-гласны епископы восточных провинций. Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не до-пускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов - Поместно-му или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому. Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. IV в. и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в каче-стве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Визан-тийской империи с IV по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия. Так, постепенно, у римских епископов ста-ло возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в IV в. явился декрет императора Гра-циана, признавший в лице римского папы ("папа" - отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) "судью всех епископов." Уже в V в. папа Иннокентий объявил, что "ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру," то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: "Я - Петр апостол, по воле Боже-ственного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, постав-лен Его властью быть просветителем всего мира." Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связы-вало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это един-ство было разбито римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматиче-ской) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа "и от Сына," с внесением этих слов в Символ ве-ры, потом - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чисти-лище, о "сверхдолжных" заслугах, о папе, как "наместнике" Христа, главе всей Церкви и светских гос-в, о непогрешимости римского епи-скопа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, ска-занные ап. Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа, которую ис-поведал ап. Петр, а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в 51 председа-тельствовал ап. Иаков. Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих горо-дах, не только в Риме, но и в Александрии, Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап. Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному чест-ному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епи-скопами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неизвестно ранней Церкви. Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Св. Духа "и от Сына" привели к отпа-дению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Офици-альной датой отпадения считается 1054, когда кардинал Гумберт поло-жил на престол храма св. Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью. В религиозной жизни Европы XI в. ознаменован победой папства над светской властью. Рим становится владыкой мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы. Папа Пий IX объявил обязательным для верующего католика признание за римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII в. папа не только раздает королевские короны, разреша-ет споры князей, но одним своим словом возбуждает или останавливает войны, назначает или низлагает королей и императоров, разрешает их подданных от присяги и т.д. В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались лю-бым случаем, чтобы напомнить о своем "первенстве" и "непогрешимо-сти." Так, папа Бонифаций VIII в 1302 пишет в своей булле: "Мы объ-являем также, что св. апостольский престол и римский первосвященник обладают верховенством над всем миром и что этот римский перво-священник есть преемник ап. Петра, князь апостолов, наместник Хри-ста на земле, глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан." По-добные слова можно найти в постановлениях Ватиканского собора в 1870. В "Своде канонического права," опубликованном в 1917 папой Бенедиктом XV, сказано: "Римский первосвященник, преемник первен-ства блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но и выс-шую и полную юридическую власть над всей Церковью." Начиная с XI в., Православная Церковь вынуждена была давать отпор честолюбивым домогательствам римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности поместных церквей, установленный апостолами. В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, ибо меч не к лицу "наместни-ку" кроткого Иисуса и глубоко искажает сущность епископского слу-жения. Многие представители Церкви и отдельных народов начали это сознавать. С XIV в. начался религиозный и нравственный упадок пап-ства. Его власть становится все более светской, с ее интригами, пыш-ностью и алчностью к земным богатствам. Большинство населения на-чало стонать под деспотичным гнетом представителей папского двора. Один немецкий историк говорит: "Духовенство относится с презрени-ем к изучению богословия, пренебрегает Евангелием и сочинениями свв. отцов; оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях; оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах. И таким людям пору-чают высшие посты в Церкви, называя их пастырями душ!" Результаты вскоре сказались. В нач. XVI в. в Германии родился протестантизм - протест против злоупотреблений римского епископа и, в частности, - преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм рас-пался на множество сект. Число католиков в мире - 975.937.000 (это составляет 17,4% насе-ления земли). Церковь имеет 2.696 епархий и викариатств: 1.005 в Америке, 708 в Европе, 462 в Азии, 444 в Африке и 77 в Австралии и Океании. В Римско-католической церкви насчитывается 4.257 еписко-пов, 404.461 священников, 59.872 монахов, не имеющих священного сана, 848.455 монахинь. Церковь опекает 105.017 учреждений, среди которых больницы, детские дома, дома престарелых и т.п. Из них 38.942 находятся в Америке, 33.136 в Европе, 18.776 в Азии, 12.712 в Африке и 1.451 в Австралии и Океании. Римско-католическая церковь занимается не только благотворительной, но и просветительской дея-тельностью. Так, по данным статистики, она содержит 83.345 началь-ных школ, 53.790 детских садов, 32.904 средних школ и 3.719 институ-тов и университетов (1997). Для католиков характерно очень широкое толкование как божест-венных догматов, так и церковных канонов (правил). Это наглядно видно из существования различных монашеских орденов, уставы кото-рых очень сильно отличаются друг от друга. Всего в настоящее время насчитывается ок. 140 католических монашеских орденов. Августинцы - орден, живущий на основании приписываемого блаженному Августину устава, составленного в V в. и требующего от своих последователей монашеского общежития и полного отказа от собственности. Этот орден лежит у истоков всех нищенствующих ка-толических орденов. Из августинцев наиболее известны уставные (или черные - по цвету одеяния) августинские каноники (с сер. XI в.), бе-лые каноники, или премонстранты (основаны в 1120), и орден от-шельников св. Августина (утвержден в 1256 как объединение монаше-ских конгрегаций): его реформированные ветви - ордена босоногих братьев-отшельников (утвержден ок. 1620) и братьев созерцателей, так называемых реколлектов (с 1912). Существуют и различные муж-ские и женские конгрегации августинцев: уставных Латеранских ка-ноников (с XI в.), Вознесения (с 1845) и другие. Всего насчитывается ок. 10 тыс. августинцев. Базилиане (василиане)- католические монахи, следующие обще-жительному уставу, приписываемому св. Василию Великому и служа-щему основой православному монашеству. Практика объединения его с католической церковью установлениями, сложившимися в Испании к сер. XVI в., узаконена в 1561 Пием IV. На основе греческих монасты-рей в Центр. и Южн. Италии Григорий XIII основал в 1579 орден итальянских базилиан, с центром в монастыре Гроттаферрата в Риме. Широко использовался папством для окатоличивания населения зап. обл. Украины, Белоруссии и Литвы после заключения Брестской унии (1596) (в XVIII в. было 3 провинции и ок. 150 монастырей). Под давле-нием Православной Церкви Базилиане в XIX в. теряют значение. После ликвидации Брестской унии в 1946 деятельность базилиан в СССР но-сила нелегальный характер. В настоящее время орден принимает ак-тивное участие в возрождении унии на Украине и католической экс-пансии на востоке. В 1994 насчитывалось ок. 1 тыс. базилиан. Бенедиктинцы - первый в католической церкви монашеский ор-ден, основанный в нач. VI в. Бенедиктом Нурсийским. Составленные для Бенедиктинцев "Правила" требовали постоянного пребывания в монастыре, послушания и воздержания. Труд считался обязательным. Со времени Кассиодора бенедиктинцы обратились и к литературным трудам. Распространению бенедиктинцев в Европе в VI-IX вв. спо-собствовала деятельность папы Григория I, миссия Августина Кентер-берийского в Британию и поддержка династии Каролингов. В X-XI вв., борясь с упадком монашеской дисциплины, бенедиктинцы стали инициаторами Клюнийской реформы. В X-XIII вв. бенедиктинцы распространяли христианство в славянских землях и Прибалтике. Дальнейшая деятельность бенедиктинцев связана с многочисленными конгрегациями. Крупнейшая из них - конгрегация св. Мавра (основа-на в 1621) - посвятила себя изучению истории бенедиктинцев. В 1893 папа Лев XIII основал конфедерацию бенедиктинцев, насчитывающую 18 конгрегаций и ок. 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь (1994). Бернардинцы - 1) второе название цистерцианцев, закрепившее-ся с XII в. после реорганизации ордена, проведенной Бернаром Клерво-ским; 2) монахи-францисканцы, строго придерживавшиеся первона-чального устава этого нищенствующего ордена, которые в 1453 осели в Польше при соборе св. Бернарда в Кракове. Братья милосердия - орден, возникший в сер. XVI в. Помимо трех монашеских обетов, Братья милосердия дают еще обет ухода за больными. Госпитальеры (иоанниты) - члены рыцарского монашеского ор-дена, основанного в нач. XII в. в Палестине в период крестовых похо-дов. Название - от госпиталя (с лат. - гостеприимство) св. Иоанна (дома для паломников) в Иерусалиме - |
|