Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Dominus Iesus - Господь Иисус
Вступление Декларация о единственности и спасительной вселенскости Иисуса Христа и Церкви I. Господь Иисус перед Вознесением на небеса заповедал Своим апостолам проповедовать Благую Весть всему миру и крестить народы: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк 16,15-16); "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,18-20; Ср.: Лк 24,46-48; Ин 17,20,21; Деян 1,8). Вселенская миссия Церкви родилась из этого повеления Иисуса Христа и в течение столетий воплощалась в проповеди тайны Бога Отца, Сына и Святого Духа и тайны Воплощения Сына Божия ради спасения всего человечества. Основополагающее содержание христианского исповедания веры заключено в следующих словах: "Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. Вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков. И во единую Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века". 2. В течение столетий Церковь, верная Евангелию Иисуса, проповедовала и свидетельствовала. Тем не менее, на исходе второго тысячелетия эта миссия еще далека от завершения. Поэтому слова святого Павла в наши дни как нельзя более уместны: "Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" (1 Кор 9,16). Этим объясняется пристальное внимание, которое Учение Церкви уделяет оправданию и поддержке евангелизационной миссии, особенно в связи с изучением различных религиозных традиций мира. В отношении ценностей, о которых свидетельствуют все религии и которые они предлагают человечеству, в Декларации II Ватиканского Собора об отношении Церкви к нехристианским религиям сказано: "Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает те образы делания и жизни, те правила и учения, которые, хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят все же нередко луч истины, просвещающей всех людей". Проповедь Церковью Иисуса Христа - пути, истины и жизни (Ср. Ин 14,6) - в наши дни осуществляется путем межрелигиозного диалога. Такой диалог, безусловно, не заменяет, но, скорее, дополняет "missio ad gentes", направленную к "тайне единства", из которой следует, что "все спасенные разделяют, хотя и по-разному, одну и ту же тайну спасения в Иисусе Христе посредством Его Духа". Межрелигиозный диалог, являющийся частью евангелизационной миссии Церкви, требует понимания, взаимного изучения и обоюдного обогащения в послушании Истине и уважении свободы друг друга. 3. Как в практике диалога христианства с другими религиозными традициями, так и в стремлении более глубоко постичь его теоретические основы, возникают новые вопросы, над которыми необходимо задуматься, следуя непроторенными путями исследований, выдвигая новые предложения и требуя более детального рассмотрения. В связи с этим настоящая Декларация ставит своей целью напомнить епископам, богословам и всем верующим Католической Церкви некоторые важные пункты христианской доктрины, которые могут помочь богословской мысли в поиске решений вопросов, связанных с основами веры и отвечающими на вызов современной культуры. Стиль настоящей Декларации соответствует ее предназначению, которое заключается не в том, чтобы истолковать проблематику, относящуюся к единственности и вселенскости спасительной тайны Иисуса Христа и Церкви; Декларация также не призвана разрешить широко обсуждаемые богословские вопросы. Цель настоящего документа - напомнить католическое вероучение по этим проблемам, одновременно указывая на углубляющиеся в последнее время фундаментальные трудности и решительно обличая ошибочные точки зрения и заблуждения. Поэтому настоящая Декларация является продолжением предыдущих документов, относящихся к Учительству Церкви, дабы с ее помощью явить истину, составляющую вероучение Церкви. 4. Миссионерское благовестие Церкви, присущее ей изначально, сегодня сталкивается с противодействием со стороны релятивистских теорий, оправдывающих религиозный плюрализм не только "de facto", но и "de iure". Как следствие, подобные теории стремятся опровергнуть Истину: окончательный и полный характер Откровения Иисуса Христа, природу христианского вероучения в сравнении с верованиями, присущими иным религиям, богодухновенность Книг Священного Писания, единственность и вселенскость спасительной тайны Иисуса Христа, спасительное вселенское посредничество Церкви, неразделимость и, в то же время, различимость между Царствием Бога, Царствием Христовым и Церковью, оспорить пребывание в Католической Церкви единой Церкви Христовой. Корни подобных точек зрения следует искать в определенных философских и богословских предпосылках, препятствующих познанию и принятию открытой нам Истины. Тем не менее, следует указать некоторые из них: убежденность в том, что Божественная Истина непознаваема и не может быть явлена даже Христианским Откровением; релятивистское отношение к Истине, выражающееся во взгляде, что то, что истинно для одних людей, не является таковым для других; радикальное противопоставление западного менталитета, основанного на логике, и восточного мышления, вдохновляющегося символизмом; субъективизм тех, кто, считая разум единственным источником познания, "постепенно лишается способности восходить к высшей реальности и уже не дерзает искать истинный смысл существования"; трудности понимания и принятия окончательного характера эсхатологических событий в человеческой истории; метафизическое опустошение историчности Воплощения Предвечного Логоса, сводимое, в лучшем случае, просто к трактовке вмешательства Бога в историю; эклектизм мышления тех, кто в своих богословских исканиях принимает различные точки зрения, не обращая внимания на философский и религиозный контекст и не считаясь ни с тем, насколько возможно их согласовать и систематизировать, ни с тем, насколько они совместимы с христианской истиной; наконец, тенденция читать и толковать Священное Писание, не считаясь ни с Преданием ни с Учительством Церкви. На почве перечисленных предпосылок, предстающих то как безапелляционные утверждения, то как гипотезы, произрастают различные псевдобогословские учения, в которых христианское Откровение, а также тайна Иисуса Христа и Церкви утрачивают характер абсолютной спасительной вселенской истины, либо на них бросается тень сомнений и неверия. I. Полнота и окончательный характер Откровения Иисуса Христа 5. Дабы исцелить релятивистский образ мышления, получающий все большее распространение, необходимо, прежде всего, еще раз отметить окончательный и полный характер Откровения Иисуса Христа. Действительно, необходимо твердо верить в то, что в тайне Иисуса Христа, Воплотившегося Сына Божия, нашем "пути, истине и жизни" (Ин 14,6) явлена полнота Божественной Истины: "Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11,27); "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18); "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем" (Кол 2,9-10). Верный Слову Божию, II Ватиканский Собор учит: "Но внутренняя истина как о Боге, так и о спасении человека, сияет нам через Откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего Откровения". И далее подчеркивает: "Итак, Иисус Христос, Воплощенное Слово, посланный как "Человек человекам" "говорит слова Божии" (Ср. Ин 3,34) и совершает дело спасения, которое Отец дал Ему сотворить (Ср. Ин 5,36; 17,4). Поэтому Он, видя Которого всякий видит Отца (Ср. Ин 14,9) всем Своим присутствием, всем, чем Он являет Себя, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же смертью Своею и славным Своим воскресением из мертвых; наконец, ниспосланием Духа Истины, завершает во всей полноте Откровение и подтверждает его Божественным свидетельством (...). Итак, христианское домостроительство, поскольку оно - новый и окончательный завет, никогда не прейдет, и уже нельзя ожидать нового всеобщего откровения до явления в славе Господа нашего Иисуса Христа (Ср. 1 Тим 6,14; Тит 2,13)". Энциклика "Redemptoris missio" напоминает Церкви призыв проповедовать Евангелие как полноту Истины: "В окончательном характере Слова Своего Откровения, Бог наиболее полно дал нам познать Себя: Он открыл человечеству истину о Себе, и это Откровение Бога - основная причина, по которой Церковь по своей природе является миссионерской. Она не может не проповедовать Евангелие - полноту Истины, в которой Бог даровал нам узнать о Себе Самом". Поэтому только Откровение Иисуса Христа "вносит в нашу историю некую универсальную и совершенную истину, которая побуждает человеческий разум никогда не останавливаться". 6. Вероучению Церкви противоречат выводы об ограниченном, неполном и несовершенном характере Откровения Иисуса Христа, которое якобы является лишь дополнением к другим религиям. Считается, что причиной возникновения подобных выводов служит утверждение, что Истина о Боге не может быть явлена со всей присущей ей полнотой ни одной из известных истории религий, в том числе, христианством, и даже Самим Иисусом Христом. Такая позиция решительно противоречит вышеперечисленным постулатам Вероучения, открывающим, что Иисус Христос дарует полное Откровение о спасительной тайне Бога. Более того, субъектом слов, деяний, а также историчности Иисуса, несмотря на то, что они, может быть, были в чем-то ограничены Его человеческой природой, является Божественная Ипостась Воплощенного Слова Божия, "истинного Бога и истинного Человека", и, поэтому, несут в себе окончательный и полный характер Откровения Божия о путях спасения, даже если глубина Божественной тайны сама по себе остается трансцендентной и неисчерпаемой. Истина о Боге, выраженная человеческим языком, не теряет своей сути и не подвергается никакому ущербу. Напротив, она остается единой, полной и совершенной, т. к. ее открыл Воплощенный Сын Божий. Поэтому вероучение требует исповедовать веру в то, что Воплощенное Слово, во всей Своей Тайне от Своего Воплощения до прославления есть источник приобщаемый, но реальный, а также исполнение всякого спасительного Откровения Божия к людям, и что Святой Дух, Который есть Дух Христов, научил апостолов, а через них - всю Церковь во все времена "всякой истине" (Ин 16,13). 7. Достойным ответом на Божественное Откровение является "послушание веры" (Рим 16,26; ср. Рим 1,5; 2 Кор 10, 5-6), которым человек свободно предает себя всецело Богу, принося "полное подчинение разума и воли Богу, Открывающему Себя" и добровольно принимая данное Им Откровение". Вера - дар благодати: "Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Святого Духа, Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает "усладу всем принимающим истину и верующим в нее"". Послушание веры помогает принять истину Откровения Христова, гарантируемую Богом, который Сам есть Истина: "Вера означает, прежде всего, что человек лично примыкает к Богу; она есть, в то же время, и неотделимо - свободное согласие со всей Богооткровенной Истиной". Поэтому вера - "дар Божий" и "внушенная Им сверхъестественная добродетель", дарующая обоюдное "примыкание": к Богу, Который открывает Истину, и к открываемой Им Истине, с убежденно соглашаясь с Тем, Кто открывает. Поэтому "мы не должны веровать ни в кого иного, кроме Бога Отца, Сына и Святого Духа". Таким образом, необходимо четко различать богословскую веру и верования, присущие другим религиям. Если вера - принятие открытой в благодати истины, и "позволяет нам проникнуть в смысл тайны и сделать ее доступной для интеллекта", верования иных религий, наряду с опытом познания и мышления, составляющих сокровищницу человеческой мудрости и духовности, созданы человеком и включены в его отношения с Божественным и Абсолютным. В размышлениях наших современников это различие не всегда учитывается, и с богословской верой, означающей принятие Истины, открытой Богом, Единым в трех Лицах, нередко отождествляют верования иных религий, представляющих собой духовный опыт, обретаемый в поиске абсолютной истины, но лишенный согласия с Богом, Открывающим Истину. Это - одна из причин тенденции приуменьшить и практически упразднить различия между христианством и другими религиями. 8. Необходимо также рассмотреть теории о богодухновенности сакральных текстов, почитаемых в других религиях. Безусловно, необходимо признать, что, благодаря некоторым заключенным в них элементам, они действительно могут быть орудием, посредством которого множество людей на протяжении веков питали и сохраняли духовное общение с Богом. Поэтому II Ватиканский Собор, говоря об обычаях, обрядах и учениях других религий, отмечает, что они, "хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят, все же, нередко, луч Истины, просвещающий всех людей". Предание Церкви считает богодухновенными текстами канонические книги Ветхого и Нового Завета, т. к. они вдохновлены Святым Духом. Следуя Преданию, Догматическая конституция II Ватиканского Собора "О Божественном Откровении" утверждает: "Ибо все книги как Ветхого, так и Нового Завета, со всеми их частями, Святая Матерь Церковь по вере апостолов считает священными и каноническими, поскольку, написанные под вдохновением от Святого Духа (ср. Ин 20,31; 2 Тим 3,16; 2 Петр 1,19-21; 3, 15-16), они имеют автором Самого Бога и как таковые были переданы Церкви". Эти книги "твердо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения пожелал запечатлеть Священными Письменами". Однако, Бог, желающий во Христе призвать к Себе все народы и открыть им полноту Своего Откровения и Любви, "не перестает различным образом присутствовать не только в отдельных личностях, но в целых народах, посредством их духовного богатства, в котором их вероисповедания, несмотря на присущие им "пробелы, неточности и заблуждения", занимают важное и ключевое место". Таким образом, сакральные книги других религий, действительно направляющие и питающие существование своих адептов, обретают в тайне Христа содержащиеся в них крупицы добра и благодати. II. Воплощенный Логос и Святой Дух в деле спасения 9. В трудах современных богословов нередко проявляется стремление считать Иисуса Назарянина рядовым историческим персонажем, чье откровение о Божественном представляется не исключительным, а дополняемым другими проповедниками. Таким образом, полагают, что Бесконечное, Абсолют, Высшая Тайна Бога много раз явлены человечеству многочисленными историческими персонажами, и Иисус Назарянин - лишь один из многих. Говоря более конкретно, Иисус для них - лишь одно из реальных воплощений Логоса, на протяжении веков многократно являвшегося ради наставления человечества на путь спасения. За тем, чтобы, с одной стороны, подтвердить универсальность христианской вести о спасении, а с другой - во имя проявления религиозного плюрализма - было объявлено, что домостроительство Предвечного Слова имеет силу также вне Церкви и не соотносится ни с ней, ни с домостроительством Воплощенного Слова. Первое должно иметь большую ценность в сравнении со вторым, ограниченным только исповедующими христианство, хотя присутствие Бога, очевидно, более полно явлено во втором. 10. Эти утверждения глубоко противоречат христианскому вероучению. Следует твердо верить, что Иисус Назарянин, Сын Марии, - Единородный Сын Божий, Слово Отца. Слово, которое "было вначале у Бога" (Ин 1,2), оно же "стало плотию" (Ин 1,14). В Иисусе Христе, Сыне Бога Живого (ср. Мф 16,16) "обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2,9). Он - "Единородный Сын, сущий в недре Отчем" (Ин 1,18), Возлюбленный Сын, "в Котором мы имеем искупление: В Нем обитала всякая полнота, чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол 1,13-14; 19-20). Верный Священному Писанию, I Никейский Собор для того, чтобы восторжествовать над ошибочными толкованиями и упрощениями, провозгласил веру в "Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения, сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком; (...) страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день; восшедшего на небеса (...) Вновь грядущего со славою судить живых и мертвых". Следуя учению Отцов Церкви, Халкидонский Собор также провозгласил "Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Его же совершенного в Божественном и совершенного в Человеческом. Его же воистину Бога и воистину Человека, единосущного Отцу по Божеству, единосущного нам по человечеству, рожденного от Отца прежде всех веков по Божеству и в сии последние дни ради нас и нашего спасения, от Марии Девы, Матери Божией по человечеству". Поэтому II Ватиканский Собор утверждает, что Христос "последний Адам", "образ Бога невидимого" (Кол 1,15), Он же - и совершенный человек, возвративший сынам Адама подобие Божие, искаженное первородным грехом.(...) Агнец непорочный, добровольно пролив Свою кровь, Он заслужил нам жизнь, и в Нем Бог примирил нас с Собою и друг с другом и избавил нас от рабства дьяволу и греху, так что каждый из нас может сказать вместе с Апостолом: Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня (ср. Гал 2,20)". По этой причине Иоанн Павел II непреложно заявил "Противоречит христианской вере мнение, что существует какое-либо различие между Словом и Иисусом Христом: Иисус - Воплощенное Слово - единая и неделимая личность: Христос - не кто иной как Иисус Назарянин; Он - Слово Божие, ставшее человеком ради спасения всех. Открывая для себя и ценя вклад каждого народа - главным образом, в сокровищницу духовности - которую Бог даровал каждому народу, мы не можем отделить эти дары от Иисуса Христа, Который стоит в центре Божия плана спасения". Католическому вероучению противоречит и попытка ввести разделение между спасительным действием Слова как такового и Слова Воплощенного. С Воплощением все спасительные деяния Слова Божия всегда творимы в единстве с Его человеческой природой, которая Им принята во имя спасения человечества. Единственный, Кто действует в двух природах, - человеческой и Божественной, - единая Ипостась Слова. Кроме того, несовместимы с католическим вероучением теории, которые считают, что после Воплощения спасительное действие Слова как такового, так же, как в Его Божественности, производится "в дополнение к..." или "помимо" человечности Христа. 11. Необходимо также твердо верить в вероучение о единстве спасительного домостроительства Бога, в Троице Единого. Источником и центром этого вероучения является Воплощенное Слово, посредник божественной благодати в сотворении мира и деле искупления (Ср. Кол 1,15-20). Он - вместилище всего (Ср. Еф. 1,10), Он "сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освещением и искуплением" (1 Кор 1,30). Действительно, тайна Христа имеет особенное внутреннее единство, которое простирается от извечного выбора в Боге до парусии: "Он (Отец) избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф 1,11); "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Рим 8,29-30). Учительство Церкви, верное Божественному Откровению, подтверждает, что Иисус Христос - Посредник и Искупитель Вселенной: "Слово Божие, через Которое все начало быть, Само стало плотью, чтобы Христос, как Совершенный Человек, всех спас и все возглавил Собою. Господь (...) - Тот, Кого Отец воскресил из мертвых, возвысил и посадил одесную Себя, поставив Его Судьей живых и мертвых". Спасительное посредничество так- же требует единичности искупительной жертвы Христа, Вечного Первосвященника (Ср. Евр 6,20; 9,11; 10, 12-14). 12. Некоторые выдвигают гипотезу, что характер домостроительства Святого Духа более вселенский, нежели характер домостроительства Воплощенного Слова, распятого и воскресшего. Эта точка зрения противоречит католическому вероучению, согласно которому спасительное Воплощение Слова является тринитарным событием. В Новом Завете показано, что тайна Иисуса, Воплощенного Слова творит обитель Святому Духу и является основой излияния Духа на человечество, как в эпоху Мессии (Ср. Деян 2,32-36; Ин 7,39; 20,22; 1 Кор 15,45), так и до нее ( 1 Кор 10,4; 1 Пет 1,10-12). II Ватиканский Собор напомнил верующим эту фундаментальную истину. Разъясняя Божие Предустановление во спасение рода человеческого, Собор тесно связывает тайну Христа с тайной Святого Духа. Все устройство Церкви ее Главой, Иисусом Христом, рассматривается как деяние, совершаемое им в единении со Святым Духом. Более того, спасительное деяние Иисуса Христа, в единстве и посредством Святого Духа, простирается за видимые границы Церкви ко всему человечеству. Говоря о Пасхальной Тайне, в которой Христос и сегодня живым образом в Духе соединяет верующего с Собою, а также дарует ему надежду на воскресение, Собор утверждает: "Это остается в силе не только для верных Христу, но и для всех людей доброй воли, в сердцах которых незримо действует благодать. Поскольку Христос умер за всех, и так как высшее призвание человека в действительности одно, то есть Божие, мы должны твердо верить, что Святой Дух дает всем возможность приобщиться этой пасхальной тайны ведомым Богу образом". Поэтому очевидна связь спасительной тайны Воплощенного Слова и тайной Духа, Который осуществляет спасительное влияние Сына, ставшего Человеком, на жизнь всех народов, призванных Богом к единой цели, включая как тех, кто жил до Воплощения Слова, так и тех, кто живет после Его вмешательства в историю: все они движимы Духом Отца, щедро даруемого Сыном Человеческим (Ср. Ин 3,34). Поэтому современное Учительство Церкви твердо и непреложно напоминает нам об истине Единого Божественного домостроительства: "Присутствие и действие Духа влияет не только на отдельных людей, но и на общество, историю, народы, культуры и религии. (...)Воскресший Христос "и ныне трудится в сердцах человеческих силой Своего Духа". (...) Кроме того, именно Святой Дух сеет "семена Слова", которые можно найти в различных обрядах и культурах, взращивая их, чтобы они принесли плод во Христе". Признавая воздействие Духа исторически-спасительным для Вселенной и всей истории Учительство Церкви провозглашает: "Один и Тот же Дух действовал в Воплощении, человеческой жизни, смерти и воскресении Иисуса и теперь - в истории Церкви. Поэтому он - не "заместитель" Христа и нельзя считать, что Дух заполняет некую предполагаемую пустоту между Христом и Логосом. Что бы Святой Дух ни внушал человеческим сердцам, истории народов, культурам, религиям, - все это приуготовляет их к Евангелию и не может не иметь отношения ко Христу. Слово воплотилось благодаря действию Святого Духа, "дабы, обладая совершенной человечностью, Оно смогло спасти людей и вместить все в Себя"". В заключение необходимо сказать, что действие Святого Духа происходит не вне действия Христа и не параллельно ему. Существует единое спасительное домостроительство Бога, в Троице Единого, реализовавшееся в тайне Воплощения, смерти и Воскресении Сына Божия, осуществленное при содействии Святого Духа. Его спасительная ценность распространяется на все человечество и Вселенную: "Люди могут войти в общение с Богом только через Христа действием Святого Духа". |
|