|
1. Если кто-либо не исповедует, что Отец, Сын и
Святой Дух обладают одной единой природой или субстанцией, единой силой
и могуществом, что Они являются Единосущной Троицей, Единым Божеством,
достойным поклонения, в трех Ипостасях, или Лицах, да будет отлучен от
сообщества верных. Ибо един Бог Отец, от Которого все произошло, един
Господь Иисус Христос, через Которого все произошло, един Святой Дух, в
Котором все.
2. Если кто-либо не исповедует двух рождений Иисуса
Христа: одного, происшедшего прежде веков от Отца, безвременного и
бестелесного, и другого - в последние дни, рождения Того же, Кто, сойдя
с небес, воплотился в Святой и Прославленной Марии, Матери Божией и
Приснодеве, и родился от Нее, да будет отлучен от сообщества верных.
3. Если кто-либо говорит, что Слово Божие,
совершавшее чудеса, не Тот Самый Христос, Который пострадал, или что Бог
Слово соединился с Христом, рожденным от Жены, или что в Нем есть как бы
бытие, в другом, отличном бытии, и что это не Один и Тот же Господь наш
Иисус Христос, Слово Божие, Воплощенный и ставший человеком, Которому
принадлежат чудеса и страдания, добровольно претерпенные Им во плоти, да
будет отлучен от сообщества верных.
4. Если кто-либо говорит, что соединение Бога Слова с
человеком произошло по благодати или по действию, или по равенству
достоинства, или по власти, или по некоему отношению или связи либо
энергии; или же по благожелательству, как если бы человек стал угоден
Богу Слову, Который признал бы его, как говорит в своем безумии Феодор;
или по омонимии, согласно которой несториане, давая Богу Слову имя
Иисуса и Христа и называя человека, рассматриваемого отдельно, "Христом
и Сыном", совершенно явно говорят о двух Лицах, делая при этом вид, что
говорят об одном Лице и об одном Христе только в том, что касается
названия, чести, достоинства и поклонения, но если он не исповедует, что
соединение Бога Слова с плотью, оживленной разумной и мыслящей душой,
произошло по составлению или по Ипостаси, как учили Святые Отцы, и если
он поэтому отрицает, что есть только одна Ипостась, Которая есть Господь
наш Иисус Христос, одно из [Лиц] Троицы, да будет отлучен от сообщества
верных.
Ибо, поскольку это соединение понимали по-разному,
приверженцы богохульств Аполлинария и Евтихия, сторонники расторжения
того, что едино, говорят о соединении по смешению, а сторонники Феодора
и Нестория, склоняющиеся к разделению, вводят единство по отношению.
Святая Церковь Божия, отвергая богохульства этих двух ересей, исповедует
соединение Бога Слова с плотью по составлению, то есть по Ипостаси.
Действительно, этот союз по соединению в тайне Христа не только
сохраняет без смешения то, что соединено, но еще и не допускает
разделения.
5. Если кто-либо допускает единую Ипостась Господа
нашего Иисуса Христа как заключающую в себе смысл нескольких ипостасей и
пытается таким образом ввести в тайну Христа две Ипостаси, или два Лица,
а после введения этих двух Лиц говорит об одном, по достоинству, чести
или поклонению, как писали в своем безумии Несторий и Феодор; и если он
клевещет на Святой Халкидонский Собор, говоря, что он использовал
выражение "единая Ипостась" именно в этом нечестивом смысле; и если он
не исповедует, что Слово Божие соединилось с плотью по ипостаси и что с
этих пор есть только одна единая Ипостась, или Лицо, Господа нашего
Иисуса Христа, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо к Святой
Троице не прибавилась какая-то ипостась или лицо, даже посредством
Воплощения Бога Слова, Одного из [Лиц] Святой Троицы.
6. Если кто-либо говорит, что Святая, Прославленная и
Приснодева Мария является Матерью Божией только в неистинном и
неправильном смысле или что Она является таковой лишь по отношению, как
если бы от Нее родился простой человек, а не Бог Слово, Который
воплотился в Ней, так что согласно их мнению получается, что рождение
этого человека следовало бы приписать Богу Слову как соединенному с
человеком при рождении; и если он клевещет на Святой Халкидонский Собор,
говоря, что тот назвал Деву "Богородицей" в нечестивом смысле,
придуманном Феодором; или если кто-либо называет Ее матерью человека или
матерью Христа, не исповедуя при этом, что Она есть Матерь Божия в
подлинном и истинном смысле потому, что Бог Слово, рожденный Отцом
прежде веков, воплотился в Ней в последние дни и что именно с этим
чувством почтения Святой Халкидонский Собор исповедовал Ее Богородицей,
да будет отлучен от сообщества верных.
7. Если кто-либо, говоря "в двух природах", не
исповедует, что Единый наш Господь Иисус Христос признан в Божестве и в
Человечестве, что означает различие двух природ, из которых произошло
невыразимое соединение без смешения, так что ни Слово не видоизменилось
в природу плоти, ни плоть не вошла в природу Слова - ибо каждое осталось
тем, чем было по природе, даже после Ипостасного соединения, - но если
он употребляет это выражение как означающее разделение на части в тайне
Христа; или если, признавая множественность природ в Едином Господе
нашем Иисусе Христе, Воплощенном Слове Божием, он не только в теории
принимает разницу начал, которые Его составляют и которые не устранены
соединением - ибо один есть из двух и два через одного, - но если он
использует эту множественность с намерением представить каждую природу
по отдельности, со своей ипостасью, да будет отлучен от сообщества
верных.
8. Если кто-либо не воспринимает выражение
"соединение произошло из двух природ, из Божества и Человечества" или
"единая природа Воплощенного Слова Божия" в понимании учения Святых
Отцов, то есть, что из Божественной и из человеческой при-роды, после
того как совершилось соединение по Ипостаси, явился один Христос; но
если этими выражениями он пытается ввести понятие о единой природе или
сущности Божества и плоти Христа, да будет отлучен от сообщества верных.
Ибо, говоря об Ипостасном соединении Слова и
Единородного Сына, мы не считаем, что произошло некое смешение природ;
скорее, мы считаем, что Слово соединилось с плотью, так что каждая
природа осталась тем, чем была. Вот почему Един Христос, Бог и Человек,
и Тот же, Который единосущен Отцу по Божеству Своему, единосущен нам по
Своему Человечеству. Ибо Церковь Божия отвергает и анафематствует как
тех, кто проводит разделение или разъятие на части, так и тех, кто
вводит смешение в тайну Божественного Воплощения.
9. Если кто-либо говорит: "Христос поклоняем в двух
природах" и поэтому вводит два вида поклонения: одно - подобающее Богу
Слову и другое - подобающее человеку; или если кто-либо с намерением
устранить плоть или смешать Божество с человечеством, лживо говорит об
одной природе или субстанции соединившихся элементов и таким образом
поклоняется Христу, но не почитает в едином поклонении Воплощенного Бога
Слова одновременно с Его плотью, как Церковь Божия приняла с самого
начала, да будет отлучен от сообщества верных.
10. Если кто-либо не исповедует, что Тот, Кто был
распят во плоти, Господь наш Иисус Христос, есть истинный Бог, Господь
славы и один из Святой Троицы, да будет отлучен от сообщества верных.
11. Если кто-либо не анафематствует Ария, Евномия,
Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия, Оригена и их нечестивые
писания, а также всех других еретиков, осужденных и подвергнутых анафеме
святой Вселенской (кафолической) и апостольской Церковью и четырьмя
вышеназванными Святыми Соборами, равно как и тех, кто придерживался или
придерживается мнений, подобных мнениям упомянутых еретиков, и кто
оставался или остался до смерти в своем нечестии, да будет отлучен от
сообщества верных.
12. Если кто-либо защищает нечестивого Феодора
Мопсуестийского, который говорит: иное есть Бог Слово, иное - Христос,
Который, терзаемый страстями души и желаниями плоти, постепенно
освободился от низменного; Который, сделавшись лучше благодаря
совершенствованию дел и став безупречным в Своей жизни, был, как простой
человек, крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа; Который через святое
Крещение получил благодать Святого Духа и был удостоен (Божественного)
Усыновления; Который, подобно царственному образу, поклоняем в Лице Бога
Слова; Который после Воскресения стал неизменным в мыслях и полностью
непогрешимым.
Этот же нечестивый Феодор утверждает еще, что
соединение Бога Слова со Христом было подобно соединению мужчины с
женщиной, о котором Апостол говорит: "И будут двое одна плоть"
[Еф.5:31].
И, кроме других бесчисленных богохульств, он дерзнул
заявить, что после Воскресения, когда Господь дунул на Своих учеников,
говоря: "Примите Духа Святого" [Ин.20:22], Он не дал им Святого Духа, а
дунул на них лишь внешним образом. Он говорит, что исповедание Фомы,
когда тот коснулся рук и ребер Господа после Воскресения: "Господь мой и
Бог мой!" [Ин.20:28], относится не ко Христу, а к Воскресившему Его
Богу, Которого Фома восхвалил, будучи поражен чудом Воскресения.
Но, что еще хуже, в комментарии к Деяниям Апостолов,
который он написал, этот же Феодор сравнивает Христа с Платоном, Мани,
Эпикуром, Маркионом. Как каждый из них, говорит он, найдя свое учение,
дал своим ученикам имя платоников, манихеев, эпикурейцев, маркионитов,
так и Христос нашел некое учение, от которого христиане получили свое
имя.
Итак, если кто защищает названного нечестивейшего
Феодора и его нечестивые писания, в которых он распространил уже
упомянутые и другие бесчисленные богохульства против нашего Великого
Бога и Спасителя Иисуса Христа, и если он не анафематствует его, равно
как и его нечестивые писания, и тех, кто его принимает или оправдывает
или говорит, что его высказывания правоверны, или тех, кто писал в его
пользу или в пользу его нечестивых писаний, а также тех, кто думал или
думает, как он, и кто пребывал или пребывает до смерти в подобной ереси,
да будет отлучен от сообщества верных.
13. Если кто-либо защищает нечестивые труды Феодорита,
направленные против правой веры и против Первого Святого Эфесского
Собора, против святого Кирилла и его двенадцати анафем, а также защищает
все, что он написал в пользу нечестивых Феодора и Нестория и всех тех,
кто думает, как названные Феодор и Несторий, и кто принимает их, равно
как и их нечестие; и если из-за них он называет нечестивыми Учителей
Церкви, которые исповедуют соединение Бога Слова по Ипостаси, и если он
не анафематствует уже упомянутые нечестивые писания и всех тех, кто
думал и думает, как они, а также всех писавших против правой веры или
против святого Кирилла и его двенадцати анафем, и умерших в подобном
нечестии, да будет отлучен от сообщества верных.
14. Если кто-либо защищает письмо, которое, как
говорят, написано Ивой к Марису Персидскому, где отрицается, что Бог,
Воплощенный в Марии, Богородице (Матери Божией), Приснодеве, стал
человеком; где заявляется, что от Нее родился простой человек, которого
называют Храмом, как если бы один из них был Богом Словом, а другой -
человеком; где святой Кирилл, глашатай правой христианской веры, обвинен
в том, что он еретик и что он написал то же, что и нечистый Аполлинарий;
где Первый Святой Эфесский Собор упрекается в том, что он без
расследования обвинил Нестория, это же самое нечестивое письмо называет
нечестивыми и противными правой вере двенадцать анафем святого Кирилла и
оправдывает Феодора и Нестория, равно как и их нечестивые учения и
писания, - если кто-либо защищает упомянутое письмо и не анафематствует
ни его, ни тех, кто его защищает, и кто говорит, что оно правоверно,
хоть и отчасти, ни тех, кто писал или пишет в его пользу или в пользу
кощунств, которые в них содержатся, ни тех, кто, во имя Святых Отцов и
Святого Халкидонского Собора, дерзает оправдать его или кощунства,
которые оно содержит, и кто пребывает в подобных заблуждениях до смерти,
да будет отлучен от сообщества верных.
|
|