|
1. Понеже надлежало и не присутствовавшим на
святом Соборе, и остававшимся в своем месте, или граде, по некоей вине,
или церковной, или телесной, не остаться вне ведения о том, что на оном
постановлено: то извещаем вашу святыню и любовь, что, Если который
областный митрополит, отступив от святаго и вселенскаго Собора,
приложился к отступническому сонмищу, или по сем приложится, или
Целестиево мудрование приял, или приимет, таковый против епископов своея
области что-либо делать отнюдь не может, яко отныне Собором от всякаго
Церковнаго общения уже отверженный и недействительный. Но еще и
разсмотрению тех самых епископов области, и окрестных митрополитов,
православно мудрствующих, подлежать будет, для совершеннаго извержения
его из сана епископскаго.
2. Если же которые епархиальные епископы не
присутствовали на святом Соборе, и в отступлении приняли, или покусятся
принять участие; или, подписав извержение Нестория, перешли к
оступническому сонмищу: таковым, по изволению святаго Собора, совершенно
быть чуждым священства, и изверженным со своея степени.
3. Если же некоторым из принадлежащих к клиру в
каждом граде, или селе, Несторием и его сообщниками, возбранено
священство за православное мудрствование: таковым мы дали право
восприяти свою степень. Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с
православным и вселенским Собором члены клира, отнюдь никаким образом,
не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам.
4. Если которые из клира отступят, и дерзнут особо,
или всенародно держаться Несториева, или Целестиева мудрствования:
праведным признал святый Собор изверженным быть и сим из священнаго чина.
5. Если некие за неприличные дела осуждены святым
Собором, или собственными епископами; Несторий же, и его единомышленники,
вопреки правилам, по его во всем произвольному действованию, покусился
или покушается возвратить им общение с Церковью, или степень священства:
праведным признали мы, да будет им сие безполезно, и да остаются они тем
не менее изверженными из священнаго чина.
6. Подобно же, Если некие восхотели бы, каким либо
образом, поколебать то, что о каждом из них учинено святым Собором во
Эфесе, святый Собор определил, чтобы таковые, Если суть епископы, или
принадлежащие к клиру, совершенно свержены были со своей степени; Если
же миряне: отлучены были от общения Церковнаго.
7. По прочтении сего, святый Собор определил: да не
будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру,
кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом
собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или
предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или
от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, Если суть
епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства,
и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме. Равным
образом: Если епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими,
или учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия
изложении, о воплощении единороднаго Сына Божия, или скверным и
развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены: да
подлежат решению сего святаго и вселенскаго Собора, то есть, епископ да
будет чужд епископства, и да будет низложен; клирик подобно да будет
извержен из клира; Если же мирянин: да будет предан анафеме, как
сказано.
8. Дело, вопреки постановлениям Церковным, и правилам
святых Апостолов, нововводимое, и посягающее на свободу всех, возвестил
боголюбезнейший соепископ Ригин, и сущие с ним благоговейнейшие епископы
Кипрской области Зинон и Евагрий. Чего ради, понеже общественныя болезни
требуют сильнейшаго врачества, яко больший вред приносящие, и наипаче,
Если и древняго обыкновения не было, чтобы епископ града Антиохии
совершал поставления в Кипре, как письменно и словесно возвестили нам
благоговейнейшие мужи, к святому Собору пришедшие; то начальствующие во
святых Кипрских Церквах да имеют свободу, без притязания к ним, и без
стеснения их, по правилам святых отцов, и по древнему обыкновению, сами
собою совершать поставление благоговейнейших епископов. Тоже да
соблюдается и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из
боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая
прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но
Если кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст
оную: да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом
священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу,
неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш
Иисус Христос, освободитель всех человеков. И так святому и вселенскому
Собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте, и без стеснения,
сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся.
Каждый митрополит, для своего удостоверения, может невозбранно взять
список с сего постановления. Если же кто предложит постановление
противное тому, что ныне определено: угодно всему святому и вселенскому
Собору, да будет оно недействительно.
Послание того же Святаго Вселенскаго Третьяго
Собора к Священному Собору Памфилийскому о Ефстафии, бывшем их
митрополите
Понеже Богодухновенное Писание глаголет: с советом
все твори; то наипаче получившим жребий священнаго служения, подобает со
всякою точностию творить разсмотрение о всем, что делать должно. Ибо с
желающими так проводить жизнь свою последует то, что они обретаются в
благонадежном положении, и яко попутным ветром несутся, по направлению
желаний. Слово сие весьма правдоподобно. Иногда же бывает, что горькая и
несносная скорбь, налегши на ум, сильно возмущает оный, уклоняет от
стремления к должному, и располагает, аки бы на нечто полезное, взирать
на неблагоприятное по существу своему.
Нечто такое усмотрели мы приключившееся
благоговейнейшему и благочестивейшему епископу Евстафию. Он рукоположен,
как засвидетельствовано, по правилам церковным. Быв же некоторым смущен,
как сказывает, и подвергшись неожиданным обстоятельствам, потом, по
причине излишней недеятельности, утомленный борьбою с обременившими его
заботами, и невозмогший отразить нарекания противников своих, не ведаем
как, представил письменное отречение от своей епархии. Ибо ему, яко
единожды приявшему на себя священноначальственное попечение, подобало
удержать оное с духовною крепостью, как бы вооружиться на труды, и
охотно переносить пот, обещающий воздаяние.
А понеже показал он себя единожды нетщательным, хотя
сие произошло с ним более, по недеятельности, ежели по нерадению и
лености: то ваше благочестие по необходимости рукоположили
благоговейнейшаго и благочестивейшаго брата нашего и соепископа Федора,
для управления Церковью: ибо не следовало ей вдовствовать, и без
предстятеля быть Спасителеву стаду. И понеже пришел он с слезами, не
град и не Церковь оспаривая у вышереченнаго благочестивейшаго епископа
Феодора, но прося токмо чести и именования епископскаго: то все мы
возсоболезновали о старце сем, и почитая слезы его общими всем нам,
поспешили уведать: подвергся ли он законному извержению, или токмо в
некоторых неуместных поступках обличаем был некими людьми, помрачившими
его добрую славу. И мы уведали, яко ничего таковаго им не соделано, а
наипаче в вину ему поставлено отречение от епархии. Чего ради не укоряем
и ваше благочестие, должным образом поставившее на его место
вышереченнаго благоговейнейшаго епископа Феодора.
Но понеже не подобает много порицать недеятельность
сего мужа, паче же надлежало помиловать старца, вне града, в котором
родился, и вне отеческаго жилища, столь долгое время пребывавшаго;
праведно судили мы, и определили: без всякаго прекословия иметь ему имя,
и честь епископа, и общение; с тем токмо, что бы он не рукополагал, не
занимал церкви, и самовластно не священнодействовал, но разве когда, или
пригласит с собою, или, Если случится, позволит ему брат и соепископ, по
благорасположению, и любви во Христе. Если же положит о нем какой более
благосклонный совет, ныне или по сем: то и сие угодно будет святому
Собору.
|
|