Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии неразрывно связано с именами просветителей славян свв. Кирилла и Мефодия. В 862 г. святой Ростислав, князь Моравский (846-870) отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые бы учили его народ на родном языке. В 863 г. святые братья прибыли в Моравию. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. К сожалению, в последствии на протяжении веков латинские Церковные обряды практически вытеснили славянские, но память о миссии свв. Кирилла и Мефодия не была уничтожена, и в Чешских землях всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения. Большую роль в укреплении православия в этих землях сыграло покровительство России. В конце XIX - начале XX вв. были также открыты русские храмы во Франтишковых Лазнях, Карловых Варах и Марианских Лазнях. После революционных событий в России в Чехию хлынул поток русской иммиграции. Многие величайшие представители русской культуры нашли свое последнее пристанище на православных кладбищах в Праге и других городах. После окончания войны и распада империи Габсбургов в октябре 1918 г. была создана независимая Чехословацкая республика, объединившая Чешские, Моравские и Словацкие земли. В 1919 г. к ней была присоединена и Закарпатская Украина. Падение Австро-Венгрии вызвало мощное антикатолическое движение в среде чешского и словацкого народов. В 1929 г. была создана автономная православная Чешская епархия, входившая в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, а на территории Словакии появилась Мукачевско-Прешовская епархия СПЦ. Во время Второй мировой войны Православную Церковь в Чехии и Словакии подверглась тяжелейшим испытаниям. Вместе с многочисленным духовенством от рук оккупантов принял мученическую смерть епископ Горазд (Павлик). В 1949 г. Православная Церковь в Чехии и Словакии вошла в юрисдикцию Русской Православной Церкви, а 23 ноября 1951 г. в Москве Святейшим Патриархом Алексием I был подписан акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. 1 января 1993 г. Чехословацкая Республика разделилась на два государства - Чехию и Словакию, но на их территорию распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IХ в., когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства. Поэтому в 862 г. святой Ростислав, князь Моравский (846-870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Кирилл (Константин) и Мефодий. В 863 г. святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Все это способствовало массовому крещению народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии, святые братья планировали отправить для посвящения в Константинополь. Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку. Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. В 867 г. Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867-872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 г. в Риме скончался Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл. Св. Мефодий и славянские ученики св. Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя св. Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и напрямую подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, заключили его в темницу в Швабии. Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года. После этого св. Мефодий вновь был отправлен в Моравию папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник св. Ростислава, свергнувший своего дядю с престола. Св. Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и скончался. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве св. Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Велокоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 г. им были крещены князь чехов Боривой, его жена Людмила и двое их сыновей. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 г. свт. Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Свв. Климент, Наум и Ангелар ушли на юг в Македонию, Болгарию и Сербию; Св Савва в пределы современного Закарпатья, а св. Горазд в Западную Русь. Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала ХII в., а в Восточной Словакии не прерывалось вплоть до настоящего времени. Память о миссии свв. Кирилла и Мефодия не была уничтожена, и в Чешских землях всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения. Так в 1346 г. моравский граф (в последствии чешский король и император Священной Римской империи) Карл IV обратился к римскому папе Клименту IX с просьбой о позволении совершать в разных местах Чешского королевства славянское богослужение. Папа высказался против этой идеи, но, исходя из конкретной ситуации и благодаря личной дружбе с Карлом, дал согласие на открытие в Праге Емаусского монастыря, в который были поселены монахи из Хорватии, подчинявшиеся Римскому престолу и совершавшие богослужение на славянском языке. Монастырь был открыт в 1347 г. и получил название "На Слованех". Он играл особую роль в духовной жизни чехов в ХIV-ХV вв. Стремление к возрождению славянского богослужения привело в начале ХV в. к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 г., Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы. Известно, что гуситы искали союза с Восточной Церковью. В 1451 -1453 гг. в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских "утраквистов" (или "подобоев", т.е. гуситов, ратовавших за причащение под обоими видами) с Православной Церковью. В 1451 г. Константинополь посетил некий "благочестивый иерей" Константин Ангелик, представивший от лица чехов "Книгу веры". Исповедание гуситов было признано вполне православным, и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство. Завоевание Константинополя турками в 1453 г. прервало начатые переговоры. Гуситское же движение стало после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI в. вошло в союз с немецкими протестантами. В XVI в. чешские земли были подчинены Габсбургами. В 1609 г. император Рудольф II издал "Грамоту Величества", гарантирующую чешским протестантам свободу совершения богослужения. Но взошедший на престол в 1612 г. его брат Матвей эту грамоту отменил, что привело к восстанию в Чехии. В 1620 г. состоялось кровопролитное сражение между чешскими войсками и армией католической лиги у Белой Горы под Прагой. Чехи потерпели сокрушительное поражение. После этого полным ходом начался процесс католизации Чешских земель. 30 тыс. чешских семей вынуждены были покинуть родину. Чехия была лишена политической самостоятельности и превращена в австрийскую провинцию Богемия. Несколько иначе сложилась судьба словацкого народа. После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), правившая в Венгрии в 889-1301 гг., находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и потому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям. Известно, что еще в XIV в. греческих (православных) монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки) Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 г. эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Молдавской и Сербской Православными Церквями. В 1308 г. к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, покровительствовавшая католикам, что ухудшило положение православных. В первой половине XVII в. в Восточной Словакии и Закарпатье предпринимаются попытки введения унии с Римом. Поначалу они были неудачными. Так в 1614 г. униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод. И лишь 24 апреля 1646 г. в Ужгороде 63 православных священника были насильственно присоединены к Римо-католической церкви. Документ об этой унии был оформлен лишь в 1652 г. со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 г. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, имеющий место в церковно-исторической литературе и по сей день. Документ 1652 г. был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными). Простой же народ, не смотря на свое формальное униатство, продолжал держаться "старой веры". В Восточной Словакии и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционные для этой местности церковные распевы и иконография. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX в. С 1699 г. вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII в. в царствование ревностной католички Марии Терезы (1717-1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Предпринимаются попытки введения григорианского календаря, праздника поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводится исправление православных книг по римским образцам, демонтируются иконостасы и т.д. Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, изданный 13 октября 1781 г., гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента. В 1816 г. создается Прешовская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православия в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций. В революционном 1848 г. в Праге состоялся Славянский съезд, во время работы которого 4 июня сербский священник Павел Стоматович с диаконом Никанором Гружичем совершил Божественную литургию на славянском языке перед каменной скульптурой святого Вацлава (Вячеслава) на Новом Месте в Праге (территория нынешней Вацлавской площади). Во время этой Литургии возносились молитвы о духовном пробуждении славянских народов. В 1870 году после Первого Ватиканского собора группа чехов из 12 человек обратилась к петербургскому митрополиту Исидору с просьбой воссоединить их с православием. Чин присоединения был совершен в Александро-Невском соборе Санкт-Петербурга в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1870 году. В начале 1860-х гг. пражский магистрат предложил передать Русской Православной Церкви пустующий костел святого Микулаша (Николая) на Староместской площади, ранее принадлежавший ордену славянских бенедиктинцев. В 1874 г. состоялось освящение этого храма, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Наличие православного храма в центре чешской столицы способствовало знакомству с православием этнических чехов. В конце XIX - начале XX вв. были также открыты русские храмы во Франтишковых Лазнях, Карловых Варах и Марианских Лазнях. В 1867 г. на Волыни на льготных условиях была основана чешская земледельческая община. К началу XX в. сюда переселилось около 30 тыс. чехов, из них 27 тыс. приняли православие. В 1903 г. в Праге было создано общество "Православная беседа", включавшее в себя 27 членов. На основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. Австрийские власти расценивали интерес к православию как политическую неблагонадежность чреватую "панславизмом" и "русофильством", и потому каждый случай перехода в православие расследовался полицией. В 1905 г. православие приняли 104 чешских старокатолика в значительной степени благодаря Русской Православной Церкви. По переписи 1910 г. в Чехии насчитывалось 1063 православных. В Словакии в XIX в. также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с православной Церковью карпаторосских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексию Товту (1853-1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Прешове. В 1889 г. прибыл в Америку и возглавил униатский приход в Минеаполисе. В 1891 г. вместе с приходом перешел в православие. В 1916 г. была основана Питтсбургская карпаторосская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 г. отец Алексий Товт причислен Американской Православной Церковью к лику святых как "отец американского Православия". Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии к возвращению к вере отцов. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова, но ее пресекла полиция. В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий ( Кабалюк, 1877-1947). В 1905 г. он выехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединен с православием. В 1910 г. принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности в короткое время сотни людей вернулись в православие. В преддверие Первой мировой войны против православных общин сел Великие Лучки (близ Мукачева) и Иза (Хустский район) был спровоцирован Мармарош-Сигетский процесс. На скамье подсудимых оказалось 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. Процесс длился с 29 декабря 1913 г. по 3 марта 1914 г. 36 человек ,в их числе и о.Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу только после падения Австро-Венгерской империи в 1918 г. После начала Первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у православной Церкви. Русский священник Николай Рыжков, служивший настоятелем храма, в 1917 г. был приговорен к смертной казни по обвинению в государственной измене. Но этот приговор не был приведен в исполнение благодаря тому, что Российское правительство согласилось обменять о.Николая на униатского митрополита Андрея (Шептицкого), попавшего в плен после взятия русской армией Львова. Получив свободу, отец Николай Рыжков выехал в Петроград, где и скончался в 1920 году. После окончания войны и распада империи Габсбургов в октябре 1918 г. была создана независимая Чехословацкая республика, объединившая Чешские, Моравские и Словацкие земли. В 1919 г. к ней была присоединена и Закарпатская Украина. Падение Австро-Венгрии вызвало мощное антикатолическое движение в среде чешского и словацкого народов. Реформационно настроенное католическое духовенство вышло из подчинения Ватикану с целью создать самостоятельную национальную церковь с апостольской преемственностью, народными литургическими традициями и женатым духовенством. 8 января 1920 г. было объявлено об образовании Чехословацкой Церкви, считающей себя наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций. Главой церкви стал бывший католический священник доктор богословия Карл Фарский. В январе 1921 г. собор этого нового движения большинством голосов высказался за принятие православного вероучения и присоединение к Православной Церкви. После этого были начаты переговоры с Сербской Православной Церковью. Выбор Сербской Патриархии был обусловлен тем, что ее юрисдикция была еще до начала Первой мировой войны единственной официально признанной на территории Австро-Венгрии (закон от 10 августа 1868 г.). Это юридическое положение Сербской Православной Церкви было подтверждено законом Чехословацкой республики от 28 октября 1918 г. Очередной собор Чехословацкой Церкви, состоявшийся 29 августа 1921 г., выдвинул три кандидата для епископской хиротонии на открывающиеся кафедры: доктора Карла Фарского для Пражского диоцеза (епархии), Рудольфа Паржика для Восточно-Чешского диоцеза и Матея Павлика для Моравско-Силезского диоцеза. На соборе присутствовал представитель Сербской Церкви епископ Нишский Досифей, одобривший его решения. Однако была совершена епископская хиротония только одного из кандидатов - Матея Павлика (1879-1942). 21 сентября 1921 г. он принял монашеский постриг в Лавре Крушедол с именем Горазда (в честь ученика святого равноапостольного Мефодия, уроженца Моравии), а 25 сентября в Белграде рукоположен во епископа Сербским Патриархом Димитрием. После возвращения на родину владыка Горазд столкнулся с оппозицией со стороны Карла Фарского, возглавившего радикальное крыло Чехословацкой Церкви. Если святитель Горазд выступал за православную ориентацию чехословацкого религиозного движения, то доктор Карл Фарский стремился к рационалистическому пересмотру традиционного христианского вероучения и церковной организации. Последнего поддерживал президент республики Томаш Масарик. Спор между этими двумя течениями разгорелся в 1922 г., когда во время поездки епископа Горазда в Америку Карл Фарский издал "Катехизис", написанный им вместе с Ф.Калоусом. Эта книга, проникнутая радикальными протестантскими идеями, была одобрена Пражским диоцезом Чехословацкой Церкви, что привело к разрыву с Сербской Православной Церковью. После этого Фарский вел переговоры о его возможной епископской хиротонии с Англиканской церковью, а также со шведскими церквями, но они не увенчались успехом. Тогда он пошел на еще более радикальный шаг. В 1924 г. духовенство и миряне Чехословацкой Церкви "посвятили" Карла Фарского в сан епископа и объявили его своим "патриархом". Епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви и организовал независимую от нее православную общину в составе Сербской Церкви. В 1929 г. была создана автономная Чешская епархия. Святитель Горазд с необычайной энергией принялся за церковное строительство. На средства верующих строились в разных местах Чехословацкой республики храмы и часовни. Планировалось широкое строительство приходских домов, а также монастыря. Как талантливый музыкант владыка составил нотный сборник молитв и песнопений для народа. Им был написан Катехизис, ряд книг и статей на церковные темы. В 1920 г. из бывшей "Православной беседы" в Праге была создана Чешская православная община, которая пригласила к себе для совершения богослужений архимандрита Савватия (Врабеца, 1880-1959), этнического чеха, выпускника Уфимской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии, в 1920 г. назначенного заместителем Волынского епископа и ректором Холмской Духовной Семинарии. В 1921 г. он приехал в Прагу. Сначала община признавала юрисдикцию Сербской Церкви, но в 1923 г. архимандрит Савватий отправился в Стамбул, где 4 марта Патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) был рукоположен в сан епископа и назначен "Архиепископом Пражским и всея Чехословакии". Сербский Патриарх Димитрий отправил в Стамбул телеграмму, в которой сообщал, что на территории Чехословакии уже существуют приходы сербской юрисдикции. Он просил не рукополагать архимандрита Савватия, так как это может повредить делу православной проповеди в Чехословацкой республике. Но эта телеграмма была получена уже после совершения хиротонии. Появление в Чехословакии епископа еще одной юрисдикции не позволило объединить всех православных в единую церковную структуру. После окончания Первой мировой войны началось также активное движение за возвращение в лоно Православной Церкви в Подкарпатской Руси и Восточной Словакии. Это было сугубо народное движение, практически не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К началу 1920 г. православное движение захватило здесь уже около 50 тыс. человек, а к 1928 г. число православных достигло 112 тыс. человек. В 1929 г. Сербской Православной Церковью была создана Мукачевско-Прешовская епархия. В тридцатых годах Православная Церковь имела здесь уже более 100 приходов, на которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920-30-е гг. в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Из них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 г. на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, с которым в Чехословакию прибыл известный богослов отец Иустин (Попович), трудившийся здесь в течение двух лет. К 1938 г. здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов. В Восточной Словакии и Подкарпатской Руси существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватию. В 1923 г. им был прислан сюда архимандрит Виталий (Максименко), выпускник Казанской Духовной Академии, состоявший до революции в братстве Почаевской Лавры и занимавшийся там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о.Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербию, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов. 1 апреля 1928 г. собрание представителей этих общин, проходившее в Медзилаборцах, приняло решение о переходе в юрисдикцию Сербской Церкви. Главной заслугой о.Виталия является создание монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомирове и открытие при нем типографии. Монастырский храм был построен в 1926 г. "Печатня Преподобного Иова Почаевского" выпустила в свет Служебник, Требник, уникальный Великий Сборник, Молитвослов и другие книги. В 1926 г. монастырь начал издавать журнал "Православная Карпатская Русь", переименованный вскоре в "Православную Русь", являющийся ныне печатным органом РПЦЗ. В 1934 г. архимандрит Виталий был рукоположен во епископа митрополитом Антонием (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северную Америку как архиепископ. Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранился только храм). Братия же переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвиле (США, штат Нью-Йорк), куда была перевезена и типография. В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому, до 1931 г. в составе Московской Патриархии, в 1931-1945 гг. - экзарх русских приходов в Западной Европе в составе Константинопольского Патриархата, в 1945 г. воссоединился с Московской Патриархией), которыми управлял епископ Сергий (Королев). В это время русская диаспора в Чехословакии была весьма многочисленна. В Праге существовал целый ряд русских организаций и образовательных учреждений. Специально для русских профессоров и преподавателей было построено несколько жилых домов в пражском районе Дейвице. Для погребения русских эмигрантов было создано Успенское братство, тщанием которого на Ольшанском кладбище в Праге был воздвигнут храм в честь Успения Божией Матери, освященный в 1925 г. митрополитом Евлогием в сослужении епископов Михаила Шабацкого (Сербская Православная Церковь) и Сергия Пражского. К юрисдикции митрополита Евлогия также относились приходы в Брно, Братиславе, Карловых Варах, Франтишковых и Марианских Лазнях. Следует также отметить, что в 1923-1924 гг. в Подкарпатской Руси в юрисдикции архиепископа Савватия служил известный отечественный иерарх епископ (в последствии митрополит) Вениамин (Федченков). 15 марта 1939 г. чешские земли были оккупированы фашистской Германией. Здесь был создан имперский протекторат в Чехии и на Моравии. Немецкие власти стремились всех православных, проживающих на территории протектората, подчинить Берлинскому архиепископу Серафиму (Ляде, 1883-1950), который состоял в юрисдикции Карловацкого Синода. 3 ноября 1939 г. было заключено соглашение о переходе приходов, управляемых епископом Сергием Пражским, в ведение архиепископа Берлинского. В 1941 г. епископ Горазд вел переговоры с архиепископом Серафимом, Министерством церковных дел в Берлине и Министерством просвещения и народного образования в Праге о юридическом положении его епархии в новых условиях. 4 марта 1942 г. было утверждено специальное дополнение к уставу Чешской Православной епархии. В нем говорилось, что до времени окончательного решения юрисдикционного вопроса епархия, не отказываясь от сербской юрисдикции, временно подчиняется архиепископу Берлинскому. 27 мая 1942 г. группа чешских парашютистов, заброшенных из Великобритании, расстреляла генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха. Священник пражского кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия предоставил им убежище в крипте храма. Парашютисты пробыли здесь 22 дня, после чего место их нахождения было обнаружено гестапо. Епископ Горазд, священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, а также староста храма Ян Сонневенд были взяты под стражу и 4 сентября 1942 г. расстреляны на военном стрельбище в Праге. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви. Ее имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). В мае 1945 г. Православная Церковь была восстановлена, а 28 сентября того же года казненные клирики Чешской Церкви были посмертно награждены крестом "In memoriam". Именем святителя Горазда названы площади и улицы в Праге, Оломоуце, Брно и других городах. В 1987 г. Чехословацкая Православная Церковь причислила епископа-мученика к лику святых. В 1945 г. остро встал вопрос о будущей юрисдикции православных приходов Чехословакии. Сербская Церковь, пережившая погром усташей, только начинала восстанавливать свою каноническую жизнь. Московская же Патриархия все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 г. с ней воссоединился епископ Сергий (Королев) и подчинявшиеся ему эмигрантские приходы. Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. 8 ноября 1945 г. епархиальный съезд Чешской Православной епархии, состоявшийся в Оломоуце, принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской Патриархии и переходе в подчинение Русской Церкви. В мае 1946 г. в Прагу прибыл из Москвы архиепископ Елевферий (Воронцов), создавший на территории Чехословацкого государства Экзархат Московской Патриархии. Сербская Церковь в 1948 году официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись волынские чехи, которые также были православного вероисповедания. Их переселение было одной из причин численного роста православных общин. До 1949 г. Экзархат включал в себя две епархии - Чешско-Моравскую с центром в Праге и Восточно-Словацкую с центром в Прешове. В 1949 году не епархиальном собрании в Праге было решено разделить Чешско-Моравскую епархию на две: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую (епископская кафедра в Оломоуце). В Восточной Словакии в среде униатов вновь участились случаи возврата в Православие. Этому способствовало уничтожение греко-католических церквей на Украине, в Закарпатье и Румынии. Однако этот естественный процесс был форсирован властями по политическим мотивам, что впоследствии создало серьезную церковную проблему, нерешенную и по ныне. 28 апреля 1950 г. в Прешове был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 г. и о воссоединении с Православной Церковью. Решения собора были утверждены Святейшим Патриархом Алексием I. В Восточной Словакии были созданы две епархии - Прешовская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 г. Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя четыре епархии. 2 октября 1951 года Экзарший Совет на своем заседании принял решение просить Русскую Православную Церковь о даровании Чехословацкой Церкви автокефалии. 19 октября было получено на это соглашение Государственного управления по церковным делам. 23 ноября 1951 г. в Москве Святейшим Патриархом Алексием I был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви, Предстоятелем которой был избран митрополит Елевферий (Воронцов). Торжества по случаю провозглашения автокефалии состоялись 8-9 декабря 1951 г. в Праге. В торжественном богослужении и интронизации митрополита Елевферия, проходивших в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия, приняли участие представители Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей. Однако акт провозглашения автокефалии Чехословацкой Церкви не был признан Константинопольским Патриархатом, который продолжал считать ее автономной в своем подчинении. Архиепископ Савватий (Врабец) не вошел в юрисдикцию Московской Патриархии. Оставшись без храмов, он продолжал жить в Праге, имея незначительное число сторонников. Скончался в ноябре 1959 г. Его отпевание совершил митрополит Пражский Иоанн (Кухтин). Похоронен архиепископ Савватий на Ольшанском кладбище в Праге. 13 июня 1968 года Греко-Католическая Церковь в Чехословакии была восстановлена. Это вызвало в Восточной Словакии процесс массового возвращения в унию, сопровождавшийся насильственными захватами храмов и церковных учреждений. После крушения коммунистической системы к концу 1992 г. стал очевидным скорый распад Чехословацкой Федеративной Республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный Собор Чехословацкой Православной Церкви, проходивший 11-12 декабря в Прешове, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако в соответствие с новой политической ситуацией было принято решение о перемене официального наименования Церкви. Отныне она стала называться Православной Церковью в Чешских землях и Словакии. Был принят новый Устав Церкви, по которому единый Митрополичий совет был разделен на два самостоятельных органа - Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешове. Предстоятелем Церкви отныне может быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешовский. Едиными для все Церкви остались Священный Синод и Поместный Собор. Прешовский Собор 1992 г. принял решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора кирилло-мефодиевской миссии среди славян. Торжества по случаю канонизации проходили 29-30 октября 1994 г. в Прешове и Брно. 1 января 1993 г. Чехословацкая Республика разделилась на два государства - Чехию и Словакию, на территорию которых распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви. 27 августа 1998 г. Константинопольским Патриархом Варфоломеем был издан "Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной Церкви в Чешских землях и Словакии", который рассматривается современными чешскими канонистами как акт признания Константинополем автокефалии, полученной в 1951 г. от Русской Православной Церкви. Сегодня Православная Церковь Чешских земель и Словакии состоит из 4 епархий, которые объединяют 166 приходов с 184 храмами. По переписи 1991 г. на территории Чехии и Словакии проживало около 53 тыс. православных. АКТ О ДАРОВАНИИ АВТОКЕФАЛИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству церковного Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, - автокефалию. Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее вечной славой. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси 23 ноября 1951 г. Журнал Московской Патриархии, 1952, №12 ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ПРАВОСЛАВНОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ В октябре месяце этого года Мы купно с освященным Собором Епископов Русской Православной Церкви, во внимание к ходатайству Церковного Собора Православной Церкви в Чехословакии, с любовью даровали сей Церкви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, автокефалию и призвали Божие вседействующее благословение сей юнейшей Сестре Нашей в сонме Православных Автокефальных Церквей. Ныне Господу угодно даровать Ей Главу в лице Блаженнейшего Митрополита Елевферия, в течение ряда лет окормлявшего Ее в звании Нашего Экзарха. Русская Православная Церковь вместе с вами, отцы и братие, чада Чехословацкой Православной Церкви, возносит усердные молитвы к Богу, да утвердит Господь сию новую автокефальную Церковь и "да даст всем по богатству славы Своей крепко утвердиться Духом Его... и верою вселиться Христу в сердца ваши"... (Ефес. 3, 16-17). Приветствуя Блаженнейшего Предстоятеля, Архипастырей, Пастырей и Чад Чехословацкой Православной Церкви, Мы с братскою любовью шлем им пожелания, благословения и неоскудевающих милостей Божиих. Аминь. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси Москва 4 декабря 1951 г. ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА Список литературы, полезной для изучения истории Православной Церкви Чешских земель и Словакии: На руском языке: Алексий (Дехтерев), инок. День Православия. Ужгород, 1936. Алеш Богумир, прот. Памяти Владыки-мученика Горазда//"Ежегодник". Прага, 1961. Ашкинази 3. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1926. Бескид Н А., д-р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928. Брянцев Георгий. Это было в Праге. Минск, 1956. Владимир (Иким), еп. Подольский. Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах, ЧССР.-Прага,1987. Геровский Г. Историческое прошлое Пряшевщины // "Историко-литературный Сборник". Прага, 1948. Гильфердинг А. Гус и его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893. Грабец М. К истории Мармарош-Сигетского процесса. Ужгород, 1934. Дорофей, митрополит. Сочинение по Истории Церкви: Насильственное введение унии в Закарпатье в 1646 - 1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатье и Чехословакии. Ч. 2, Прага, 1966. (Машинопись). Духнович А.В. История Пряшевской епархии (Перевод с неизданной латинской рукописи прот. К. Кустодиева). СПб., 1877. Евреинов Б.А. Война за освобождение балканских славян (1877-78) и чешское общество // "Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 - 21 сентября 1930 года". Ч. I. Изд. Русских Академических Организаций в Софии. 1932. Ивашина П.И. Православная вера у русских за Карпатами // "Свет Православия". Пряшев. 1949. № 4. Иляшевский К.П. Быстров Д.В. Православные русские храмы в Праге. - Прага, 2000. История Православной Христианской Церкви. Прага, 1950. Качур Илия, д-р. Уния и ее судьбы в Восточной Словакии и Западной Украине. Прешов, 1954 (рукопись). Кернашевич Петр, д-р. Автокефалия Православной Церкви в Чехословакии // "Ежегодник". Прага, 1962. Кирилл (Мучичка), иером. История борьбы Православия с католико-униатством в Закарпатье в XX веке и ликвидация унии в 1949 г. (Курсовое сочинение, машинопись). Загорск, Троице-Cергиева Лавра, 1956. Кирилл (Поспишил), иером. История Православия в Чехословакии с IX по XX век // "Ежегодник". Прага, 1959. № 3. Кирилл (Поспишил), иером. Труды епископа Горазда (Павлика) по возрождению и утверждению Православия в Чехословакии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Кондратович И. История Подкарпатской Руси. Ужгород, 1930. Кондратович И. Очерки из истории Мукачевской епархии. "Карпаторусский Вестник". Ужгород, 1928. Коцвар Н., свящ.,. Насаждение унии в Закарпатье и на Пряшевщине и борьба Православия с нею в XVII - XX вв. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. К тридцатилетию воссоединения с Православной Церковью первой группы чехов (1 октября 1870 г. - 1 октября 1900 г.). М., 1900. Мефодий. игум. Православная Церковь в Словакии // "Свет Православия". 1948. № 1 и 2. Пальмов И.С., д-р, проф. Гуситское движение: вопрос о чаше в гуситском движении. СПб., 1881. Палъмов И.С" д-р, проф. Чешские братья в своих конфессиях до начала сближения их с протестантами в конце первой четверти XVI столетия. Т. I -II. Прага, 1904. Памяти владыки Сергия Пражского. New York, 1987. Петров А., проф.. Древнейшие грамоты по истории Карпаторусской Церкви и иерархии 1391 -1498 гг. Прага, 1930. Петров А.Л. Отзвуки реформации в Русском Закарпатье XVI в. Прага, 1923. Попович Димитрий, свящ. История Церкви Христовой. Ужгород, 1925. Скурат К.Е. История Поместных православных Церквей, т. II, М., 1994 Филарет, митроп. Братское посещение Московским Патриархом Чехословацкой Православной Церкви // ЖМП. 1973. № 6. Фомин А., свяш,. О пребывании в СССР Блаженнейшего Митрополита Пражского Дорофея // ЖМП. 1965. № 4. Цурканович Ю.И. Тяжкое положение Православной Церкви в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1934. Чешское торжество Православия. К тридцатилетию воссоединения с Православной Церковью первой группы чехов (1 окт. 1870 - 1 окт. 1900). СПб., 1901. Шишкин А.Ф. К постройке новых православных храмов на территории Чехословакии. Прага, 1947. № 1 - 2. Щербей Николай. Мармарош и Православие. Ужгород, 1938. Щербей Николай, прот. Краткие данные о возникновении отдельных епархий Православной Церкви в Чехословакии // "Ежегодник". Прага, 1960. На чешском языке: Ale? Pavel, Prof. ThDr. Pravoslavn? c?rkev u n?s. - Brno, 1993. Gorazd (Pavlik), biskup. Z d?la. Ze zahovan?h rukopis? p?ipravil prof. ThDr. Pavel Ale?. - Praha, 1988. Grigori? Vladim?r. Pravoslavn? c?rkev v Republice ?eskoslovensk?. - Praha, 1928 ?uvarsk? Jaroslav. Biskup Gorazd. - Praha, 1979. ?uvarsk? Jaroslav. Biskup Gorazd. - Praha, 1979. На словацком языке: Ale? Pavel, Prof. ThDr. Pravoslavn? cirkev u n?s. Preg?ad dejinnej cesty. Prelo?il Mgr. J?n Zozu?ak. - Pre?ov, 1998 ПРЕДСТОЯТЕЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ Митрополит Елевферий ( Воронцов) 1951-1955 Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов) родился в 1892 году в подмосковном селе Ромашково в семье священника. Закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию. После женитьбы в1915 году был рукоположен ректором МДА епископом Волокаламским Феодором во иерея. С 1916 года служил в должности законоучителя в Марфо-Мариинском институте. После революции служил в разных храмах Москвы и Ивановской епархии. Овдовел. В 1943 году принял монашество и был рукоположен во епископа Ростовского и Таганрогского. В 1945 году посетил Харбин, где принял в юрисдикцию Московской Патриархии дальневосточные русские приходы. По окончании Великой Отечественной войны был награжден Советским правительством медалью "За трудовую доблесть". 5 апреля 1946 года назначен Экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с титулом архиепископа Пражского и Чешского. В 1948 году возведен в сан митрополита. В 1951 году после дарования автокефалии Чехословацкой Православной Церкви избран ее первым предстоятелем с титулом митрополита Пражского и всея Чехословакии. 24 апреля 1952 года избран первым доктором богословия (гонорис кауза) Православного Богословского факультета в Прешове. В этом же году был награжден церковным орденом святых Кирилла и Мефодия I степени. В июле 1956 года правительством Чехословацкой Республики награжден Орденом Республики. В 1955 году в связи с перенесенным инфарктом миокарда приехал в Москву на лечение, где в конце года сложил с себя полномочия главы Чехословацкой Православной Церкви и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался 27 марта 1959 года. Митрополит Иоанн (Кухтин) 17 мая 1956 - 1964 Митрополит Иоанн (Михаил Иванович Кухтин)родился в 1901 году в Ростовской области в семье священника. Учился в Новочеркасской Духовной Семинарии, которую не успел закончить. В 1920 году эмигрировал в Грецию, а через два года переехал в Югославию. В 1926 году закончил Призренскую Духовную Семинарию. В 1927 году принял монашество с именем Иоанн. Епископом Нишским Досифеем рукоположен в иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1936 году закончил Православный Богословский факультет в Белграде. До 1950 года проживал в Югославии, где трудился в качестве преподавателя монашеских школ, настоятеля монастыря в Дечанах, прихлдского священника, профессора Призренской Духовной Семинарии. В 1950 году переехал в Болгарию, откуда через полтора года был вызван митрополитом Елевфереем в Чехословакию. Здесь он был назначен на должность воспитателя студентов Православного Богословского факультета в Прешове, а затем стал доцентом того же учебного заведения. В октябре 1954 года рукоположен во епископа Жатецкого с местопребыванием в Праге. 17 мая 1956 года избран митрополитом Пражским и всея Чехословакии. 20 мая состоялась его интронизация в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия. В 1964 году в связи с недомоганием оставил кафедру и вернулся в Советский Союз, где и умер в 1975 году. Митрополит Дорофей (Филипп) 23 октября 1964 -30 декабря 1999 Митрополит Дорофей (Димитрий Георгиевич Филипп) родился 20 октября 1913 года в селе Нанково Закарпатской области в семье крестьян. Начальную школу закончил в родном селе, а среднее образование получил в гимназии в Хусте (ныне - районный центр Закарпатской области). В 1933 году проходил военную службу в Чехословацкой армии. После военной службы закончил земледельческую школу в Нижних Берецках. В 1938 году поступил в Свято-Никольский монастырь города Изы в Закарпатье. В 1939 году принял монашеский постриг с именем Дорофей в честь святителя Дорофея, епископа Тирского. В 1940 году в день Благовещения Пресвятой Богородицы рукоположен в иеродиакона, а в 1941 году в тот же праздник во иеромонаха. С 1942 года служил на различных приходах Мукачевской епархии. В 1947 году назначен благочинным, а в 1951 году духовником Мукачевского мужского монастыря. С 1955 года - благочинный монастырей Мукачевской и Ужгородской епархии. Закончил Ленинградскую Духовную Семинарию и Академию со степенью кандидата богословия. 12 июня 1955 года в Богоявленском Патриаршем Соборе Москвы рукоположен во епископа Кременецкого. В том же году по просьбе митрополита Елевферия отпущен в Чехословацкую Православную Церковь, где занял Прешовскую кафедру. В 1963 году возведен в сан архиепископа митрополитом Пражским Иоанном. 23 октября 1964 года на Четвертом Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви избран Предстоятелем Церкви, а 25 октября состоялась его интронизация. 4 июня 1968 года ему была присуждена ученая степень магистра богословия, а в 1984 году доктора богословия Ленинградской Духовной Академии. Также являлся доктором богословия honoris kausa Прешовского богословского факультета. С декабря 1992 года в связи с принятием на Восьмом Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви нового Устава титул Блаженнейшего Дорофея был изменен на "архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии". Скончался 30 декабря 1999 года. Похоронен 4 января 2000 года на Ольшанском кладбище в Праге у храма Успения Пресвятой Богородицы. Митрополит Николай (Коцвар) с 2000 Митрополит Николай (Микулаш Коцвар) родился 19 декабря 1927 года в Ганиговцах близ Сабинова в Восточной Словакии. Учился в Русской гимназии, затем в Православной семинарии в Праге. В 1950 году принял священство и был назначен настоятелем православного прихода в Микулашеве. В 1954 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1959 году со степенью кандидата богословия. С 1959 по 1962 годы служил на разных приходах Прешовской епархии. 1 ноября 1962 года назначен духовником Православного богословского факультета в Прешове. С 1 ноября 1964 года - секретарь Прешовской епархии. В феврале 1965 года в часовне Прешовского богословского факультета был пострижен митрополитом Дорофеем в монашество с именем Николай. 26 февраля этого же года избран епархиальным собранием на Прешовскую кафедру. 28 февраля состоялась его епископская хиротония, которую совершил Блаженнейший митрополит Дорофей в сослужении высокопреосвященнейшего Киприана, архиепископа Берлинского и Среднеевропейского и преосвященнейшего Мефодия, епископа Михайловского. С 1973 по 1976 года владыка Николай трудился в качестве профессора Прешовского православного богословского факультета, где преподавал систематическое богословие. Участвовал в официальных визитах представителей Чехословацкой Православной Церкви в Константинополь, Россию, Польшу, Грецию, Болгарию, Грузию, США. В 1966 году участвовал во Всеправославном совещании по вопросам диалога со старокатоликами и англиканами в Белграде. В 1976 году участвовал в собеседованиях с Англиканской церковью в Москве, а в 1983 году в собеседованиях с представителями протестантских церквей в Одессе. Был также участником собеседований с Римо-католической церковью в Бари. Награжден орденами Преподобного Сергия Радонежского II степени (Русская Православная Церковь), святого Георгия II степени (Грузинская Православная Церковь), святого Павла (Элладская Праославная Церковь). Прешовский православный богословский факультет присудил ему степень доктора богословия honoris kausa. В 1987 году решением Священного Синода Чехословацкой Православной Церкви возведен в сан архиепископа. После разделения Чехословацкой республики на два независимых государства высокопреосвященнейший Николай возглавил Митрополичий Совет Словакии с титулом "архиепископ Прешовский и Словацкий". В 2000 году на Десятом Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии избран Предстоятелем Церкви с титулом "архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии". ЕПАРХИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой сотав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находяшиеся на територии Чехии, и Прешовскую и Михаловскую - на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный Собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте - предел св. новомученика Горазда): Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: (02) 29 55 95 Правящий архиерей: Христофор, архиепископ Пражский и Чешских земель Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: 02 / 29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitn? rada pravoslavn? c?rkve v ?esk?ch zem?ch ul. D?lost?eleck? 7, 160 00 PRAHA 6, тел:(02) 2491 6269 (2431 5015) факс: 2431 3137 Для почтовых отправлений: po?t. schr. 655, 111 21 PRAHA 1. Секретарь: прот. Вацлав Мишек Пражская епархия является наследницей Чешской Православной епархии, созданной в 1929 году и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из Чешской Православной общины, отделившейся от Чехословацкой (Гуситской) Церкви в 1924 году. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 году епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 года. 8 октября 1945 года епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце высказался за переход Чешской Православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 году епархия преобразована в Экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 году по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская Православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 году и до 1992 года пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 года в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. После смерти митрополита Дорофея († 30 декабря 1999 года) на епархиальном собрании 11 марта 2000 года архиепископом Пражским был избран преосвященнейший Криштоф (Христофор Пулец), с 1988 года являвшийся епископом Оломоуцко-Брненским. 25 марта того же года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге он был возведен в сан архиепископа и с тех пор управляет Пражской епархией. Сегодня на территории Пражской епархии находится 39 храмов (1 в совместном использовании с Римо-католической церковью) и 10 часовен (1 в совместном использовании с Чехословацкой гуситской церковью), объединенных в 31 приход. Приходы разделены на 5 окружных протопресбитератов (благочиний). 1 мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте). Оломоуцко - Брненская епархия Кафедра: Оломоуц Кафедральный собор св. Горазда I, ученика св. Мефодия (боковой предел Успения Пресвятой Богородицы, в крипте - предел новомученика Горазда II, епископа Чешского): Masarykova 17, 772 00 OLOMOUC тел: (068) 52 32 054 46. Правящий архиерей: Симеон, епископ Оломоуцко-Брненский Епархиальное управление: Masarykova t?. 17, 772 00 OLOMOUC тел/факс: (068) 522 24 75 факс: (068) 522 48 83. Оломоуцко-Брненская епархия в качестве самостоятельной существует с 7 декабря 1949 года. Прежде являлась частью Чешской Православной епархии (см. Пражская епархия). На момент образования епархии на ее территории находилось 15 общин, окормлявшихся 14 священниками. Первым ее епископом стал сподвижник свт. Горазда прот. Честмир Крачмар. Он был рукоположен во епископа 5 февраля 1950 года в Оломоуце митр. Елевферием (Воронцовым), митр. Николаем (Ярушевичем) и архиеп. Макарием (Оксиюком). Через год после образования отдельной епархии в ней действовало уже 24 прихода. Владыка Честмир управлял епархией в течение четырех лет, после чего вынужден был оставить кафедру из-за конфликта со светскими властями. На его место был избран прот. Микулаш Келли из Прешовской епархии (один из воссоединившихся с Православием униатских священников), принявший в монашестве имя Климент. Он занимал кафедру до 1959 года. С 1959 по 1982 год кафедра оставалась вдовствующей, в результате чего епархия пришла в запустение. В 1982 г. Оломоуцко-Брненским епископом стал преосвященный Никанор, занимавший с 1980 г. Михайловскую кафедру. После возвращения епископа Никанора в 1987 году в юрисдикцию Московской Патриархии, епископом Оломоуцко-Брненским был избран игумен Криштоф (Христофор Пулец). Его епископская хиротония состоялась 17 апреля 1988 года в Оломоуцком кафедральном соборе св. Горазда I. В 1988 г. в состав епархии входило 20 общин, окормлявшихся 13 священнослужителями. К 2000 году число приходов достигло 30, а священнослужителей 47 человек. После смерти митрополита Дорофея еп. Криштоф стал архиепископом Пражским. 8 апреля 2000 года на епархиальном собрании епископом Оломоуцко-Брненским был избран преосвященнейший Симеон (Яковлевич), с 1998 года являвшийся епископом Мариансколазенским, викарием Пражской епархии. Результаты выборов были утверждены Священным Синодом Православной Церкви Чешских земель и Словакии. 9 апреля 2000 года состоялась интронизация епископа Симеона на Оломоуцко-Брненскую кафедру. Сегодня на территории Оломоуцко-Брненской епархии находится 23 храма (из них 1 в совместном пользовании с Римо-католической церковью, 1 - с Чехословацкой гуситской церковью) и 9 часовен, объединенных в 30 приходов. Приходы разделены на 5 протопресбитератов (благочиний). 2 монастыря (мужской святого Горазда в Грубе Вербке и женский Успения Пресвятой Богородицы в Вилемове у Литовле). Прешовская епархия Кафедра: Прешов Кафедральный Собор св. кн. Александра Невского ul. Partiz?nska 3, 080 01 Pre?ov . Правящий архиерей: Николай, архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии Епархиальное управление: ul. Budovate?sk? 1, 080 01 Pre?ov тел: 091/773 36 12, факс: 091/772 49 98. Митрополичий Совет: Metropolitn? rada Pravosl?vnej cirkvi na Slovensku, Bayerova 8, 080 01 Pre?ov тел: 091/772 47 36, факс: 091/773 40 45 e-mail: mrpc@orthodox.sk . Секретарь:прот. Милан Герка С 1816 г. в Прешове существовала отдельная Греко-католическая епархия. В 1929 г. из воссоединившихся с Православием униатов создана Мукачевско-Прешовская епархия входившая в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Она включала в себя приходы Подкарпатской Руси и Восточной Словакии. В 1945 г. в связи с присоединением Закарпатской Украины к СССР создана отдельная Мукачевско-Ужгородская епархия в составе Русской Православной Церкви. В 1950 году после упразднения Ужгородской унии на территории Словакии созданы две отдельные епархии: Прешовская и Михайловская. В том же году Прешовскую кафедру занял епископ Алексей (Дехтярев), который управлял нею до 1955 г. В 1955 г. епископом Прешовским стал преосвященный Дорофей (Филипп). После его избрания митрополитом Пражским и всея Чехословакии 23 октября 1964 г. Прешовскую кафедру занял епископ Николай (Коцвар), ныне - архиепископ Прешовский, митрополит чешских земель и Словакии. Сегодня на территории Прешовской епархии находится 100 храмов и 3 часовни, объединенных в 79 приходов. Приходы разделены на 8 архидеканатов (благочиний). 28 общин, которые не имеют храмов, совершают богослужения на переносных престолах. 2 общины используют храмы совместно с римо-католиками. 1 община совершает богослужения в храме Евангелической церкви. 1 мужской монастырь (Положения ризы Пресвятой Богородицы). Значительное количество общин не имеют помещения для совершения богослужений. Они присоединены к территориально ближайшим к ним приходам, имеющим храмы или переносные престолы. Михаловская епархия Кафедра: Михаловце Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия Ul. ?sl. arm?dy 26, 071 01 Michalovce тел: 0946/642 11 20. Правящий архиерей: Иоанн, епископ Михаловский Епархиальное управление: Duklianska 16, 071 34 Michalovce, тел: 0946/642 41 56 факс: 0946/643 15 00 Михаловская епархия создана в 1950 году. Первым епископом Михаловским стал преосвященный Александр (Михалич), бывший греко-католический каноник, воссоединившийся с православием на Прешовском Соборе 1950 г. Его преемниками были епископы Мефодий (Милли), Мефодий (Канчуга), Кирилл (Мучичка). С 1980 по 1982 гг. Михайловской епархией управлял еп. Никанор. После перехода владыки Никанора на Оломоуцко-Брненскую кафедру епископом Михаловским стал преосвященный Иоанн (Голонич). Сегодня на территории епархии находится 25 храмов, объединенных в 26 приходов. Приходы разделены на 4 архидеканата (благочиния). 8 общин, которые не имеют храмов, совершают богослужения на переносных престолах. МИТРОПОЛИТ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ НИКОЛАЙ Митрополит Николай, в миру Микулаш Коцвар, родился 19 декабря 1927 г. в Ганиговцах близ Сабинова в Восточной Словакии. Учился в Русской гимназии, затем в Православной семинарии в Праге. В 1950 г. принял священство и был назначен настоятелем православного прихода в Микулашеве. В 1954 г. поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1959 г. со степенью кандидата богословия. С 1959 по 1962 гг. служил на разных приходах Прешовской епархии. 1 ноября 1962 г. назначен духовником Православного богословского факультета в Прешове. С 1 ноября 1964 г. - секретарь Прешовской епархии. В феврале 1965 г. в часовне Прешовского богословского факультета был пострижен митрополитом Дорофеем в монашество с именем Николай. 26 февраля этого же года избран епархиальным собранием на Прешовскую кафедру. 28 февраля состоялась его епископская хиротония, которую совершил Блаженнейший митрополит Дорофей в сослужении высокопреосвященнейшего Киприана, архиепископа Берлинского и Среднеевропейского и преосвященнейшего Мефодия, епископа Михайловского. С 1973 по 1976 гг. владыка Николай трудился в качестве профессора Прешовского православного богословского факультета, где преподавал систематическое богословие. Участвовал в официальных визитах представителей Чехословацкой Православной Церкви в Константинополь, Россию, Польшу, Грецию, Болгарию, Грузию, США. В 1966 г. участвовал во Всеправославном совещании по вопросам диалога со старокатоликами и англиканами в Белграде. В 1976 г. участвовал в собеседованиях с Англиканской церковью в Москве, а в 1983 г. в собеседованиях с представителями протестантских церквей в Одессе. Был также участником собеседований с Римо-католической церковью в Бари. Награжден орденами Преподобного Сергия Радонежского II степени (Русская Православная Церковь), святого Георгия II степени (Грузинская Православная Церковь), святого Павла (Элладская Праославная Церковь). Прешовский православный богословский факультет присудил ему степень доктора богословия honoris kausa. В 1987 г. решением Священного Синода Чехословацкой Православной Церкви возведен в сан архиепископа. После разделения Чехословацкой республики на два независимых государства высокопреосвященнейший Николай возглавил Митрополичий Совет Словакии с титулом "архиепископ Прешовский и Словацкий". В 2000 г. на Десятом Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии избран Предстоятелем Церкви с титулом "архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии". СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ Члены Священного Синода: Его Блаженство Николай, архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии Его Высокопреосвященство Христофор, архиепископ Пражский и Чешских земель Его Преосвященство Иоанн, епископ Михайловский Его Преосвященство Симеон, епископ Оломоуцко-Брненский ПРАВОСЛАВНЫЙ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРЕШОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Адрес: Pravosl?vna bohosloveck? fakulta Pre?ovskej univerzity v Pre?ove, Masarykova 15, 080 01 Pre?ov tel: 091/772 47 29 fax: 091/773 26 77 e-mail: kormosj@unipo.sk. Декан: прот. Петер Корманик (prot. doc. ThDr. Peter Korman?k, PhD). Продеканы: прот. Штефан Пружинский прот. Ян Якош Ян Зозуляк Секретарь: Ленка Кернашевичова tel.: 091/7724 729 fax: 091/ 7732 677 e-mail: kernale@unipo.sk Страница Прешовского Университета в Internet: http://www.unipo.sk Семинария для духовенства при Православном богословском факультете Прешовского университета. Адрес: K?azsk? semin?r PBF PU Plzensk? 7 080 01 Pre?ov tel: 091/772 22 60 091/772 58 30 Распорядитель: прот. Эмиль Ярковский ( prot. Mgr. Emil Jarkovsk? ). Духовник: прот. Сергий Купер (prot. Mgr. Sergej Cuper ). Префект: прот. Деметер Пастер (prot. Mgr. Demeter Paster). Библиотека Православного богословского факультета: Kni?nica PBF PU Plzensk? 5 080 01 Pre?ov tel: 091/772 22 60 091/772 58 30. Подготовка кандидатов в священство было актуальной проблемой для Чешской и Мукачевско-Прешовской епархий уже в период между Первой и Второй мировыми войнами. Молодые люди, желающие получить богословское образование, отправлялись на обучение в Сербию (семинарии в Сремских Карловцах, Битоли, Сараеве, богословский факультет в Белграде) или в Румынию. Так, например, в 1938 году в Югославии находились на обучении в духовных учебных заведениях 29 студентов из Подкарпатской Руси. Свято-Сергиевский богословский институт в Париже был недоступен, главным образом, в силу финансовых причин. В 1920-х годах действовали также курсы по подготовке духовенства в самой Чехословакии (в Оломоуце и в Закарпатье). В Восточной Словакии планировалось открыть Семинарию. Однако этот план не был реализован из-за начавшейся войны. В период немецкой оккупации православные курсы приобрели особую важность, так как контакты с Сербской Православной Церковью были нарушены. После окончания Второй мировой войны и создания Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии организация духовных школ стала одной из первоочередных задач. В 1948 году в Карловых Варах была открыта Православная Духовная Семинария, первым ректором которой стал протоиерей Алексий Витвицкий, настоятель карловарского храма святых апостолов Петра и Павла. Семинария работала в Карловых Варах лишь один учебный год(1948/1949), после чего была переведена в Прагу, где также был проведен один учебный год (1949/1950). В 1950 году Семинария была преобразована в Православный богословский факультет и перенесена в Словакию в город Прешов. Причиной переезда факультета в Прешов стало воссоединение в 1950 году с православием униатов Восточной Словакии, в связи с чем проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной. В Прешове факультет разместился в здании бывшей греко-католической академии (существовала с 1880 года). Указанная Академия была закрыта, а ее студенты распущены. В 1968 году после восстановления Греко-католической церкви была предпринята попытка восстановить ее образовательные структуры в Восточной Словакии, но она не увенчалась успехом. Униатские студенты в крайне ограниченном количестве (2-4 человека в год) принимались на обучение на Кирилло-мефодиевский римо-католический богословский факультет в Братиславе. Преподавание на Православном богословском факультете было начато в октябре 1950 года. В первом учебном году на факультет было зачислено около 100 студентов (часть из них обучалась экстерном). Первым деканом факультета стал богослов румынской школы профессор доктор богословия протоиерей Йозеф Градил. В последствии деканами факультета были профессора доктор права Йозеф Кульхеим, доктора богословия протоиерей Петер Кернашевич, протоиерей Андрей Михалев, протоиерей Стефан Пружински, протоиерей Милан Герка. Ныне деканом является доцент доктор богословия протоиерей Петер Корманик. До 1990 года факультет являлся самостоятельной богословской школой общереспубликанского значения. В 1990 году факультет вошел в состав Университета Павла Йозефа Шафарика в Кошицах (основан в1959 году). В том же году был открыт Греко-католический богословский факультет, вошедший в состав того же университета. 1 января 1997 года решением Народной Рады Словацкой республики был создан Прешовский университет, в состав которого вошли философский, педагогический, Православный и Греко-католический богословские факультеты и факультет гуманитарных и естественных наук. Целью Православного богословского факультета Прешовского университета является подготовка будущих священнослужителей, преподавателей религиозных и этических дисциплин, работников в сфере православного богословия и социального служения, а также сотрудников учреждений Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Свою работу факультет организовывает в соответствии с законами Словацкой республики и учением Православной Церкви. На факультете ведется образовательная и исследовательская деятельность во всех отраслях богословского знания, а также в области литургики, православной духовности и миссии Церкви. Во главе факультета стоит декан, которому подчиняются 3 продекана. Декан также возглавляет Ученый совет факультета. Декан осуществляет руководство факультетом совместно с Академическим сенатом факультета , состоящем из 7 человек, и Коллегией декана, состоящей из 15 членов. В состав факультета входит 9 кафедр: библейских наук, систематического богословия, практического богословия, церковной истории, византологии, церковного права, философии, основного богословия и социального служения, педагогики и психологии. Срок обучения - 5 лет. Возможны стационарное и заочное обучение, а также экстернат. К выпуску студенты готовят и защищают дипломную работу. Выпускники факультета могут продолжить обучение в докторантуре по специальности "православное богословие". Срок обучения в докторантуре на дневном отделении 3 года, на заочном и экстернате - 5 лет. Выпускник докторантуры получает степень "доктора философии" (PhD.). Студенты, успешно закончившие докторантуру, допускаются к написанию диссертации на соискание академической степени "доктор богословия" (ThD.). Факультет имеет право присваивать звание доцента и производить инаугурацию профессоров. С 1990 года Факультет имеет в Оломоуце (Чешская республика) свой филиал, в котором ведется заочное обучение. При факультете также действует Семинария для священнослужителей. При Семинарии открыт храм святого Иоанна Богослова. Факультет издает сборник исследовательских работ своих преподавателей ("Православный богословский сборник" - "Pravosl?vny teologick? zborn?k"). Факультет поддерживает дружеские отношения с заграничными богословскими школами, куда регулярно отправляются для обучения и повышения квалификации его преподаватели, студенты и выпускники. В настоящее время выпускники Православного богословского факультета обучаются в Греции, Оксфорде, Нью-Йорке. Распорядитель: прот. Павел Алеш. Кроме филиала Православного богословского факультета на территории Оломоуцко-Брненской епархии действует епархиальное духовное училище и двухлетние заочные курсы для всех возрастных категорий. В Брно открыта Святовацлавская музыкальная школа. Образовательной деятельностью также занимаются неполитические общественные организации: Православная Академия в Вилемове (Чешская республика) и Православная Академия Словакии (в Михайловцах). В их задачи входят богословские и культурные обмены, конференции, семинары, образовательно-воспитательные и культурные программы, издательская деятельность, создание православных СМИ, практическая диакония и благотворительность. |
|