Семинарская и святоотеческая библиотеки |
СЕКТОВЕДЕНИЕ В
прошлый раз мы перечислили 2 из 4-х признаков тоталитарных сект, начали
говорить о 3-м. Мы сказали, что у тоталитарных сект есть лидер, есть
гуру, который обладает совершенно особой ролью, не
сравнимой с ролью
предстоятеля, первосвященника или патриарха в
традиционных рели- гиях. Это
первое. Второе - у этого лидера есть метод, который всеобъ- емлющ, который
достаточно прост, который срабатывает на всех уровнях, и
ключи от которого находятся в руках у лидера. Этот
метод, хотя он прост
и должен идеально работать, но до конца никогда
не срабатывает: близкая цель все время остается
недосягаемой. Все время нужно продолжать стремиться
к цели, которая как морковка висит перед вами, стоит только
пройти еще один этап, и вы уже почти
достигли, почти просвети- лись. Или только
выучишь эту новую мантру или посетишь вот это новое место, или
распространишь еще какое-то новое количество книжек или плакатов.
И вот тогда вы, наконец, достигнете этого просвещения, толь- ко
еще чуть-чуть. Такая морковка постоянно висит перед вашим носом, все
дальше и дальше за ней идете, и никогда достичь ее не удается. Дальше
мы перешли к 3-му признаку, который я назвал
эзотерический разрыв, т.е.
разница между тем, что вам говорят при вербовке и реаль- ным вероучением секты, в
которую вы попадаете. В качестве примера я привел
церковь объединения Муна. Что происходит при вербовке
в церковь объединения Муна?
Сейчас я говорю только об одном элементе - об эзоте- рическом разрыве, о
механизме контролирования сознания будем говорить потом.
Итак,
вы встречаетесь с мунитами. Вначале вы не знаете, что
это представители церкви объединения, они
представляются, как правило, од- ной
из дочерних организаций, либо студенческой ассоциацией по изучению принципа
(по английской аббревиатуре CARP). Сами муниты
толкуют назва- ние
организации двояко, с одной стороны это
аббревиатура, которая оз- начает ассоциацию
по изучению принципа, а с другой стороны carp - это большая жирная
рыба, и говорят они, что наш "carp", как
сеть через ко- торую
проходят мелкие рыбешки, а вот крупные
жирные рыбы, которые нам нужны, застревают,
это сеть для отлова нужных им людей. Сейчас по всей Москве
полно девочек и мальчиков, больше девочек, которые которые про- дают
на улицах наклейки или переводные картинки для помощи бедным сту- дентам, они
говорят, что они из организации
"CARP". Если спросишь у них, что
это за объединение, они начнут
выкручиваться, но есть такой термин, который
ввел сам Мун - "heavenly
deception" - небесный обман, т.е. если
вы человека обманываете, и он, например,
жертвует на Муна, не
зная этого, то он помогает душе своей. Поэтому
обманывая его, вы стараетесь
сделать душеполезное дело, обманываете его для его же поль- зы. На самом деле
этот принцип означает лишь, что цель
оправдывает средства. Итак,
девочка из "CARP" или лз женской ассоциации
для мира во всем мире, или
из другой организации пригласят вас на семинар о будущем России,
о роли религии в современном мире. Темы могут быть самыми про- извольными, но
если и религиозными, то очень приблизительно религиоз- ными. Они
стараются, чтобы слово "религия" не звучало. Если спросить у них
религиозная ли это организация, они скажут:
"нет, мы не религиоз- ная
организация, мы студенты, которые
озабочены вопросами нравствен- ности, вот
собираемся и обсуждаем". Зачастую
"случайно" оказывается, что
в соседнем доме сейчас начинается семинар. Либо вам скажут: прихо- дите
через несколько дней, если можете, дайте нам свой телефон, мы вам напомним
о вашем визите. Они очень вежливы и любезны. Создается
впе- чатление, что
вы встречаете друга, с которым вам приятно поговорить и который
в вас искренне заинтересован. Вы приходите на семинар, попада- ете на их территорию. На
семинаре вы узнаете, что есть такой замеча- тельный
христианский проповедник из Кореи, которого зовут Сан-Мен
Мун. Представьте, что
вы не православный человек, что вы очень мало знаете о
церкви, вы интересуетесь проблемами духовными, но
в Церковь вы еще не пошли. Поставьте
себя на место этого человека. Вот есть христи- анский
проповедник, очень многих людей привел ко Христу,
он такой как Билли Грэм,
или Мартин Лютер Кинг. Он проповедует, он для всех христи- ан, он
для всех. Предположим, вы
заинтересовались. Вы приходите на следующий
семинар, а после этого приходите на двухдневный семинар с ночевкой. Задача
там, чтобы вы остались и на вторую ночь, во
всяком случае
приглашают вас на 2-х дневный семинар с ночевкой. На
семинаре вы узнаете, что этот
замечательный проповедник, как бы даже и не
проповедник, на самом деле он пророк, он реформатор рели- гии, потому, что
христианство сейчас находится в кризисе, его
нужно реформировать, и
вот он внес новую живительную струю в христианство. Христиане все
разделены, все они между собой ругаются и
ссорятся, а вот
есть один реформатор, который объединяет
всех. И вот тут вы впер- вые можете услышать
официальное название объединения - Ассоциация Свя- того
Духа за объединение мирового христианства. Вот
и православные и протестанты
- все объединяются вокруг этого замечательного проповедни- ка-реформатора.
Если вы это проглотите и пойдете дальше на семидневный семинар, то
там уже вам скажут, что христианству реформой в общем-то не помочь, нужны серьезные радикальные меры, нужно перерождение христианства, нужен
пророк наподобие Иоанна Крестителя, или наподобие Исаии, или
Илии. Вот этот корейский проповедник Сан-Мен Мун на самом деле
пророк, он вводит новое перерожденное христианство, которое долж- но
пройти через огонь, переродиться и
заново переоценить свои принци- пы. И
уже на этом семидневном семинаре где-то исподволь, краем уха вы услышите
о мессии, но только краем уха, и предполагается, чтобы это до вас
самих дошло. И
дальше после 7-ми дневного семинара следует 2-х не- дельный
семинар, на который вы вновь настойчиво
приглашаетесь, жела- тельно без заезда
домой. Если вы соглашаетесь, то
все, вы уже член этого
объединения. Только на этом 14-ти дневном семинаре
вам открывается, что можно говорить
о втором пришествии мессии в мир. Но
кто такой мессия? Вот, например,
Христос был Мессия, Он ходил пешком, на ослике иногда ездил, общался неизвестно с
кем, с разными бедняками, блудницами, разным сбродом
общества, дома своего не имел, негде Ему было
преклонить гла- ву, и
вообще, вместо того, чтобы призвать на помощь
людей и ангелов, Он позволили Себя распять. Такой
Мессия нам не подходит. Нам нужен Бог на земле, который об- щается с
президентами, летает на самолетах, ездит на роллс-ройсах, об- ладает громадной
финансовой империей - вот это то, сто
нам нужно. И только
тогда вы постепенно узнаете о подлинных претензиях Муна. Если бы
сначала сказали, что есть новый бог на земле, в Корее,
то мало кто пошел бы. Начинается
все издали и в общем-то со лжи. Вот
эта ложь и называется
эзотерический разрыв. Если вы спросите у
любого из проповедников- мунитов, зачем
же он врет, он
очень удивится. Они действительно искренне не понимают, ведь если
бы мы сначала вам говорили, вы бы не пришли к нам, а
вам просто еще рано знать полноту истины, вы
еще не были подготовлены. Если спросить, зачем
они говорят о проповеднике, если они знают, что Мун - это
бог на земле, они на это скажут, что
для вас, в том состоянии, в котором вы
находитесь, истина была в том, что
Мун проповедник. Это многоуровневая истина, для
каждого уровня есть своя истина, истина, которая
соответствует этому уровню. Мы понимаем, что
истина на самом деле может быть только одна, одна
и, естественно, для всех. Когда
на- чинаются
разговоры о многих уровнях истины - это опять же один из признаков
тоталитарной секты. И последний, 4-й
признак - организация. Не одна из традиционных религий не
обладает такой организацией - ничем похожим на организацию тоталитарных
сект. Это можно сравнить с партией, основанной по ле- нинскому
принципу, с партией большевиков. Это тесно сплоченная органи- зация, "сжатая
в один громящий кулак" (Маяковский). Это люди, которые полностью и безоговорочно преданы
лидеру и руководству, от которых требуется
беспрекословное повиновение по всем вопросам - опять эта же тоталитарная
структура. У лидера есть свой приближенный круг,
у этого круга есть свой приближенный круг и
т.д. Очень хороший пример здесь - структура
"церкви Христа", она очевидна. Если
к вам подходит человек на улице, и
вы пошли за ним и обратились, он становится вашим настав- ником, он
ваш ведущий, вы его ведомый. У каждого наставника есть свои ведомые, которых
он ведет, и это на каждом уровне. У этого наставника есть свой
наставник, с которым он встречается несколько раз
в неделю для подробного разговора и которому он оказывают беспрекословное послушание по всем вопросам. И так идет до
самого верха "церкви Христа". Сами
вы становитесь наставником, как только вы
начнете приводить людей, и
так до самого верха, до основателя ЦХ Кин Мак Кина. Так же и у
так называемых поместных церквей ЦХ, которые есть и в Москве и в др. городах.
Есть мать-церковь в Бостоне, потом 24 столповые церкви, кото- рые непосредственно
основаны Бостонской церковью, и дальше церкви, ко- торые основаны
каждой из этих столповых церковей. Опять
та же самая пирамидальная
структура. Эта организация, о которой мы говорим, или новая семья присутствует практически
во всех сектах. Есть секты, которые
просто называются "семья", это
бывшие "Дети Божии", потом они стали назы- ваться
"Семья любви", теперь они просто
называются семья. Тоже самое муниты, то
название, которое они используют между собой - "истинная семья",
а Мун и его жена - истинные родители. Помните, когда
в 1979 г. было массовое самоубийство и убийство
членов секты "Народный храм" в Тайане, они
говорили, то же самое, что они семья, и руководителя свое- го
Джима Джонса они называли папой. Как
у каждой семьи есть свои се- мейные традиции,
так и в каждой секте (что очень важно) есть свой жар- гон,
свой язык, который отделяет их от христианского мира. В своем ро- мане "1984" Орвелл пишет, что
кто контролирует язык человека, тот контролирует
его мысли. Каждая секта начинает с того, чтобы
заставить человека мыслить по-своему, это
достигается, прежде всего, через вве- дение
своих терминов и понятий. Иногда это могут
быть обычные слова, которые мы употребляем
в нормальном языке, но этим словам
придается новое значение. Как правило, эти
значения очень широки и всеобъемлющи, потому,
что чем больше слова определяют, тем меньше нужно других слов, и
тем меньше можно спорить о них. Например, у
мунитов есть ключевой термин
"проблема Каина и Авеля". Стоит
вам сделать что-нибудь, что не нравится вашему
руководству, или задать какой-нибудь вопрос, то вам скажут,
что это выявляется
"проблема Каина и Авеля". Каин, который убил
своего брата, у мунитов
имеет ключевое значение, все, что
про- исходит в
мире - это "проблема Каина и Авеля", поэтому
сказать, что это
"проблема Каина и Авеля", это
ничего не сказать, а для них это значит
чрезвычайно много. Новый словарь есть во всех сектах,
начиная от мормонов и до секты сайентологии, в которой
нужно изучать и изучать словари, и
к каждой сайентологической
книге прикладывается словарь терминов. В
результате сайентологи
говорят только на своем чудовищном жаргоне. Приведу
в ка- честве примера
несколько так называемых шуток из листка сайентологии
с псевдо-евангельским
названием "Хорошие новости", где есть такой легко- мысленный
раздел, которые называется "Саейнтологи шутят". Я обращаю внимание, что газета эта
предназначена для внешнего мира, т.е. не столько
для сайентологов, сколько для всех остальных людей,
она просто вкладывается в почтовые ящики. И
вот шутки такие: "Уж сколько раз твердили
миру - чем легче кейс, тем ближе к клиру". Вопрос: -
Чем отличается тоталитарная структура от католической церкви, в которой
та же пирамида, безгрешный первосвященник и т.д.? Ответ: -
Это та проблема, с которой мы сталкиваемся в полемике с сектан- тами, особенно,
когда мы говорим о каких-то законодательный запретах. Действительно, в
религиозном мире очень трудно провести четкое разли- чие. Есть
вещи, которые очевидны и как бы лежат на поверхности, но сформулировать их
чрезвычайно трудно, но изнутри они
ясны. Но такой системы
подавления, как в тоталитарных сектах, в
католической церкови нет
и быть не может, нет ее ни
баптистов и ни у кого другого. Та сте- пень
безошибочности, которой обладает лидер секты не идет
ни в какое сравнение с
догматом о непогрешимости Римского папы. У
Римского папы католики сами определить не могут, что
такое непогрешимость, непогре- шим ли он
только тогда, когда говорит "ex cathedra". Что
такое "ex cathedra"
объяснить очень сложно. В общем "ex cathedra"
- это когда папа
сам говорит: "Я говорю "ex cathedra", т.е.
в данный момент это мое
заявление непогрешимо. Насколько я знаю, папы
таким своим правом пользуются чрезвычайно редко. В
реальной жизни такой непогрешимости, как у любого лидера то- талитарной
секты (например, у Хаббарда), в
Католической Церкви мы не видим. И
тот контроль над личностью, который осуществляет сектантская организация, это
ни с чем не сравнимый контрол - когда человеку гово- рят чистить зубы такой-то
пастой или не чистить вообще. Когда читаешь т.н. "Письма Мо", главаря
секты "Семья" (бывшие "Дети Божии"), там описывается
подробно все: начиная с того, какое
белье должны носить "христианские
революционеры" (они называют себя именно так), и кончая тем,
на ком жениться и за кого выходить замуж. Никакого такого контро- ля
ни в одной из традиционных конфессий мы не находим.
Но элементы ка- кого-то контроля
действительно могут быть в ряде религиозных организа- ций, поэтому бывает
трудно провести грань, за которой начинается тота- литарная секта. О
каждой конкретной секте нужно говорить конкретно и проверять
ее по этим критериям. Еще
один критерий, который срабатывает тогда, когда
вы говорите со внешними - это наличие критической
способности, т.е. в любой тради- ционной
религии можно найти достаточно много людей, которые не сог- ласны с ней
полностью или частично, которые критикуют
церковь, это факт. Православные
высказываются много, особенно журналисты, зачастую ничего
толком не зная о Церкви, но тем не менее за это от
Церкви их не отлучают. Представьте
себе хотя бы одного сектанта, который позволил бы себе хоть
одно мягкое критическое высказывание относительно своей секты.
Это в принципе невозможно. Если он высказался, он автоматически отпадает от секты. На
самом деле наличие критических способностей - это
признак свободы сознания. Если критических
способностей нет, есть основание
подозревать, что сознание человека не свободно. Часто
можно слышать и такое мнение, как, например, в
программе "Тема", которая была
посвящена сектантству. Там взял микрофон какой-то человек
и сказал, что тоталитарных сект нет, есть
тоталитарное созна- ние
и тоталитарный менталитет, который присущ человеку во всякой рели- гии. Совершенно
верно, есть тоталитарный менталитет, который можно найти в
православном тоталитарном сознании. В
Москве я знаю два пра- вославных
прихода с очень сильными элементами тоталитарного сознания у священника-настоятеля.
Но это исключение, а есть организации, которые на
этом основаны, у них это возведено в принцип. Поэтому
тоталитарное сознание одного человека - это
искушение для каждого из нас, ведь че- ловек был создан
свободным, и если это искушение у нас есть, то это не значит,
что мы члены тоталитарной секты. Вопрос: -
Не напоминает ли послушание старцам и смирение тоталитар- ное
сознание? Ответ: -
Нет, не напоминает. Настоящий старец - это ведь
далеко не любой человек и
не любой священник. А вот послушание лжестарцам напоминает тоталитарное
сознание. Как отличить подлинных старцев от лжестарцев? Этот
вопрос решает каждый за себя и вся Церковь. Но
полное послушание мы находим в традиции православной, за
редким исключением, только в монастырях, только
у людей, которые находятся на особенном пути. А
в тоталитарной секте эти правила применимы для
каждого члена секты. Итак, как
происходит контролирование сознания? Мы
говорим о пер- вых шагах, о
вербовке на улице. Главная их задача - привести вас на свою
территорию, потому что там человек более податлив
внешним внуше- ниям. Там, где вам
все известно, где у вас есть система социальной поддержки,
вы менее уязвимы. Гораздо
более уязвим человек среди незна- комых
людей в незнакомой обстановке. Мы это знаем по
себе - например, когда мы попадаем в незнакомую
компанию, мы чувствуем себя совсем ина- че,
чем в кругу людей, которых мы хорошо знаем. И
тут нужно сделать важную оговорку. Очень
часто можно встретить мнение, что
в секту попадает лишь определенный тип людей: только люди слабые
или сумасшедшие, или склонные к зависимости и т.п.
(этот пере- чень можно
продолжить). На самом деле исследования, которые
проводи- лись в разных
странах, показывают, что
нет определенного типа людей, которые попадают в
секту. В секту может попасть любой человек. В
жизни каждого человека есть моменты, в которые он наиболее под- вержен влиянию сектантов, у
каждого человека есть кризисные моменты стресса, у
молодежи есть переходный возраст, когда
происходит перео- ценка ценностей. Большинство
молодежи живет с родителями и ищет само- утверждения, стремится
к выходу из-под контроля родителей и пытается найти себя. Молодые
люди переезжают в другой город учиться, живут
в общежитии. Когда
люди вырваны из своего обычного круга, тогда они - и в
особенности молодежь - подвержены влиянию сектантов. Можно
сказать, что они наиболее подвержены заражению,
когда у них ослаблен социальный иммунитет. Я
уже упоминал, что сектант встречает вас так, как будто вы встречаетесь с
близким другом. У мунитов
есть даже такой специальный термин -
"бомбардировка любовью", вас
окружают любовью и вниманием со всех сторон. А нужно
сказать, что в наших церквах по ряду причин чело- века
не только любовью не окружают, но часто и внимания необходимого не
оказывают, даже наоборот. Когда
новый человек приходит в Церковь, он
не знает, где встать, как
повернуться, а на него так гаркнут, что он
уходит и зачастую не хочет возвращаться. И вот на улице он встреча- ет
людей, которые внимательны, которые
его любят, говорят, пойдем к нам. Опять же
нужно представить человека, который не
церковный, не православный.
Я разговаривал с многими сектантами, и они
рассказывали, что они
были в православной Церкви, и по той или иной
причине они от нее отвратились. Чаще
всего они говорят о нашей грубости. Конечно, если
человек по-настоящему ищет, то его это не остановит. Он все равно придет
во второй раз. Но, тем не менее, наша вина в этом
есть. До ре- волюции, когда были
в России замечательные миссионеры, они
говорили о таком важном свойстве, как
"миссионерская приветливость". Именно
это мы утратили. Другое
дело, что "бомбардировка любовью" очень
сильно отличается от "миссионерской
приветливости", по существу это
воздействие на низ- кие
стороны человека, на желание лести, на тщеславие. Когда
вы прихо- дите
к мунитам, вам они рассыпаются в комплиментах, на
каждое ваше за- мечание
угодливо хохочут. У мунитов на семинарах всем предлагают исполнить
номера самодеятельности, кто умеет петь или
танец сплясать. И даже если вы будете очень плохо
петь, вам устроят необычайно бурные овации.
Более того, если человек попадает на собрание мунитов,
он чаще всего, как
бы случайно оказывается в окружении двух человек. Он
даже не знает, что они члены секты, просто два
очень приятных человека, ко- торые ему все
объясняют, все показывают. Это
называется "сэндвич", а вы -
это начинка (это опять же мунитский термин). Они
за вами ходят, они вам льстят. Лишь
потом, когда вы делаетесь членом их организации, выясняется, что
это у них такое задание специальное, а
вовсе не слу- чайно
так получилось. Когда вы станете членом секты, вам
тоже дадут задание
встречать таким образом новичков. Во
всех сектах есть опреде- ленные наработки, что
новичку сказать, к какому психологическиму типу он относится, как
на него лучше воздействовать. Психологический тип определяется
довольно быстро. Итак, первое, это привести человека на
собрание секты. Как это де- лать? -
"Бомбардировка любовью", которая продолжается до собрания, та- кая "любовная"
назойливость - просят ваш телефон, если
вы даете, то вам
будут звонить и приглашать. Вы
говорите, что не можете, говорят давайте, на
каких условиях вы можете, мы можем вас
подвезти, давайте мы за вами приедем. И
все это делается чрезвычайно вежливо и чрезвы- чайно
мило, очень часто элементарная порядочность не позволяет послать их
подальше, потому что они так мило и так
любвеобильно это делают, что
просто неудобно нахамить таким милым людям. И, в конце концов, это на
многих срабатывает. Этот начальный
период, как человека затащить, может
сильно варь- ироваться
в зависимости от характера человека. У мунитов чаще всего это
семинар в "церкви Христа", нужно, чтобы
вы попали на молитвенное собрание, у
сайентологов вам обычно предлагают совершенно бесплатно заполнить анкету, которая
называется "Оксфордский тест сравнительных возможностей"
(на самом деле она не имеет никакого отношения ни к Оксфордскому
университету, ни даже к городу Оксфорд - вопросы
взяты с потолка, и
составил их бывший моряк торгового флота, не
имеющий отно- шения
ни к психологии, ни вообще к каким-либо наукам). Вы отвечаете на 200
вопросов, анкету бесплатно обрабатывают, а результат всегда один и тот
же, что вам необходимо развитие навыков общения,
и чтобы повысить навыки общения, вам
нужно пройти небольшой курс, который стоит 55-65 долларов.
И на этом курсе вы встречаете механизмы обработки, о которых будем
говорить. В контролировании сознания можно
выделить 3 этапа, мы их называем "этапами"
чисто условно: под этапами подразумевается некая хронологич- ность, но
хронологии здесь нет, они включаются более-менее одновремен- но. Во-первых,
вам внушают, что все то, что происходило до сегодняш- него
дня, до того, как вы попали в секту, было сплошное
зло, вы нахо- дились в кромешной
тьме, ничего светлого в вашей жизни не было, все, что
вы считали добром, на самом деле зло, все, кого вы
считали своими друзьями, на
самом деле ваши враги. Все, что, как вы думали, приносит вам
пользу, на самом деле приносило только вред. Вспомним, что
люди чаще всего попадают в секту в кризисном
состоянии, и как хорошо действуют
такие установки, что ваш кризис - это следствие того тупика, в который завела
вас ваша повседневная жизнь. Поэтому выхода из
нее своими силами, без
нашей (т.е. сектантской) помощи у вас фактически нет. Очень
важно это отличать от православного подхода. Безусловно,
в Православии открыта вся
полнота истины, и
тем не менее православные радуются, когда
видят хотя бы проблеск истины во всяком другом учении. Мы не можем
сказать, что вокруг нас кромешная тьма, потому что Дух пребывает
где хочет, и не будь Духа, никто бы не пришел в Православную Церковь.
Поэтому интересен подход ап. Павла, который начал
проповедь в Афинах - посреди города, покрытого
идолами, - не с того, что это тьма, а
с того, что есть неведомый Бог, которому
они покланяются, и этого Бога
они каким-то образом чувствуют. Вот это и есть подлинный пра- вославный подход, а
не сектантский призыв к отречению от всего, что было
раньше, что ничего хорошего не было и не могло быть. Разрыв
всех прежних связей это первый этап. Срабатывает
он тем, что отказываетесь от того, что было, и
ваши прежние связи порваны. Но- вых поступлений информации
у вас уже нет, критическая способность у вас
соответственно ослабевает, вам не с чем
сравнивать. Если у вас есть
какие-то сомнения, вам не с кем ими поделиться. Второй
этап - разделить ваше сознание, ваш ум и вашу волю. Нужно, чтобы
ваш ум и воля функционировали отдельно друг от друга, чтобы
они не были связаны между собой. Для
этого человеку дается "мантра". Как правило мантра - это какое-то
слово или какя-то фраза, которую
вы постоянно ритмически повторяете, причем
лучше на незнакомом языке, чтобы
вы не понимали ее смысла. Она должна все время крутиться в вашей голове
и занимать все ваши мысли. Он этого вы еще
больше закрываетесь от внешнего мира, и
ваш ум занят кручением вот этой мантры, а ваша во- ля действует сама
по себе. На этом фоне происходит массированная ин- доктринация, т.е. вас хорошенько
вычистили, вы отказались от всего прежнего, думать
вы больше не можете, и происходит
насаждение как бы новой личности, нового сознания,
сектантского сознания, того сознания, которое
требуется лидерам секты. Идет постоянное
внушение нового уче- ния, новых
концепций, причем таких, которых вы бы не приняли с самого начала, будучи
в нормальном состоянии. Когда для вас
начинают откры- ваться "высочайшие
истины", которые содержатся в секте, ваша
крити- ческая способность
уже ослаблена, и вы не способны критически их восп- ринять. Даже
если поначалу у новых адептов возникают какие-нибудь воп- росы, то есть
несколько эффективных методов, как эти вопросы погасить. Скажем,
у мунитов никогда не позволяется задавать вопросы по
ходу лек- ции, собираются
все вопросы в конце. Лекции настолько
обтекаемы, что если даже есть вопросы к первому из 10
пунктов, то насколько это су- щественно, если в
конце концов говорится о том, что наша цель мир и дружба
или вообще любовь, или единство церквей, а вы начинаете приди- раться к
какому-то мелкому пунктику. И вам как бы даже
неудобно, вы выглядите
таким вроде мелочным человеком - это тоже элемент группового давления. Второе.
Даже если вы осмелитесь задать вопрос, то вам скажут: "Вы задали отличный
вопрос, замечательно! Спасибо
вам за него! Как раз завтра
мы будем об этом говорить". Опять
же, психологически это сраба- тывает: на
вопрос не ответили, но полное
впечатление, что ответ был дан. И
третье: когда вы уже провели какое-то время в
секте и задаете нежелательный вопрос, вам
говорят: "Брат, как ты можешь такой вопрос задавать? Значит
у тебя сердце недостаточно очищено. Ты должен еще мантру говорить побольше или делать то-то и то-то". Таким образом вина за
несуразность сказанного переносится на человека, который
эту несу- разность
замечает. И получается, что это несуразность только вот этого конкретного
человека, а для всех остальных все как бы четко и ясно, вопросов
ни у кого нет. Я не
случайно говорю о несуразности сказанного, потому
что если послушаешь выступления
руководителей сект, то слушать их
свежим ухом очень трудно: они
говорят неизвестно что, это такой
бессвязный поток сознания как бы по ту сторону добра и
зла - идет, идет, идет,
сейчас он говорит одно, а через 10 минут уже
другое, полностью противоречащее тому,
что он говорил раньше. Сектанты уже не
замечают этих противоречий, но на самом деле
эти противоречия сами по себе очень важны, потому
что не должно быть ника- кой логической
связи в этой речи. Если есть логическая связь, пусть даже самая безумная, вы
вынуждены напрягать свой ум, чтобы за этой связью
следовать. Если же ее нет и не
может быть, то вы не можете за ней следовать, вы
там сидите и крутите свою мантру, а
ваше сознание выхватывает отдельные кусочки, которые
в нем и запечатлеваются. И это происходит везде,
постоянно. На
работе на сектантских предприятиях че- рез динамики
транслируются сектантские речи. На улицах сектанты расп- ространяют
книги своего "великого учителя", и в голове у них прокручи- вается его речь
через наушники. Сайентологам, многие из которых, в от- личие
от других сектантов, живут дома, даются специальные домашние за- дания: за
день прочитать такое-то количество сочинений Хаббарда или прослушать
его пленки (выдают 4 пленки на один день), так что вы целый день
слушаете, хотя вроде такого прямого распоряжения и нет. Все
эти 3 элемента углубляются внешними обстоятельствами, такими, как
групповое давление. В подавляющем большинстве сект люди живут вместе:
в специальных домах или общежитиях, или монастырях, называются они
по-разному, в зависимости от их собственной
терминологии. Никогда или почти никогда в этих общежитиях
у рядового члена нет отдельной комнаты. В
одной комнате живут несколько человек, а некоторые общежи- тия перегружены так, что
люди спят штабелями. И вы нигде не остаетесь одни, вы
всегда окружены своими братьями по "семье". Если вы хотите по- думать, то вы не
можете, потому, что вы никогда не остаетесь одни, по- тому, что
все ваше время занято, потому, что все
время есть либо мо- литва, либо
богослужение, либо чтение мантры,
либо работа на секту - распространение
листовок, торговля книгами, сбор средств - попрошайни- чество на улицах. И
вот это - торговля и попрошайничество - необходи- мый элемент любых
сект, тут тоже есть групповое давление, потому, что обычно собирают команды
по сбору средств, в которых все между собой соревнуются
и провинившихся стыдят или даже наказывают. Во
всяком слу- чае
вы все время гонитесь, вам все время
некогда, вы должны завербо- вать какое-то
количество людей, продать какое-то количество книг, т.е. все
то , что у вас есть, вы
полностью в это вкладываете, думать вам некогда. К
этому еще добавляется, в большинстве случаев, регулируемая дие- та
и сокращение количества сна. Поскольку это, как
правило, молодежь, она спит гораздо меньше, чем им нужно,
и ест некалорийную пищу, отчего опять же
ослабляется сопротивляемость организма, особенно душевная. Попробуйте, поспите
2-3 часа в сутки в течении 2-3 недель, галлюцина- ции
начнутся, человек делается очень внушаемым, а тут еще такая машина внушения. В
Богородичном центре заставляют спать 3, максимум 4 часа в сутки,
при этом нужно каждый час просыпаться и читать молитвы, потому, что
во время сна мы открыты для энергетических вампиров, как они гово- рят, которые
высасывают из нас энергию. Поэтому, чтобы защититься
от них, сон должен быть тонким. Богородичники так устают, что смотреть на них
страшно. Часто спрашивают, используют ли в сектах психотропные ве- щества или наркотики для подавления сознания. В
некоторых сектах используют, но
это совсем не обязательно, потому что и без наркотиков они
контролируют сознание человека очень хорошо, используя те механиз- мы, о
которых мы говорим. Всегда есть
определенные элементы гипноза, как они включаются,
я буду говорить, когда будем говорить о конкретных сектах. Сюда
можно еще добавить контролирование всей поступающей
в созна- ние информации, т.е. вся
внешняя информация по существу отсекается. Любой
человек, попавший в секту, через
несколько месяцев не способен воспринимать
никакой внешней информации. Это проблема людей, которые входят
из секты, они не то, что книжку, они газетную
статью прочитать не могут. Они
читают параграф - и все, у них мысли уходят,
они могут только сектантскую белиберду
воспринимать, они от языка человеческого отучаются. У
них сектансткий язык, на
котором они мыслят. У боль- шинства
из нас есть какие-то фобии, кто мышей боится, кто
высоты бо- ится, кто еще
чего-то, это не психическая болезнь, но какая-то ирраци- ональная фобия, которая
есть у большинства людей, и которая может так или
иначе проявляться. Но есть психологический момент воздействия
- это индивидуальная фобия, т.е.
фобия, которую человеку можно внушить. Сектантов
внушается фобия на выход из секты: человек не видит себя вне секты, не
представляет, как он может выйти из секты, потому
что вне секты - только кромешный мрак, из
которого его вырвали. Эти люди ве- рят, что
если они выйдут из секты, то произойдет что-то ужасное: либо они
погибнут, либо родственники их погибнут, либо
вообще произойдет всемирная
катастрофа. И чем дольше он там находится, тем больше разру- шаются всякие
связи, тем меньше человек становится
социально защищен- ным,
социально адаптированным, социально приспособленным, он уже толь- ко
там и может жить. Опять же, о чем говорили в прошлый раз, чем боль- ше
человек пожертвовал секте, тем больше эти пожертвования его к секте привязывают. |
|