Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


ДИАЛОГИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА

С СЕКТАНТОМ ПРОТЕСТАНТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

I. О Священном Писании

II. Об иконопочитании

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням” (2Тим. 4:3,4).

ВВЕДЕНИЕ

Сколько развелось сейчас всяких самозванных учителей, действительно “льстящих слуху”, сколько всевозможных сект, политических партий самых разнообразных толков и направлений! Можно буквально голову потерять тем, у кого нет твердых устоев в истинно-христианском мировоззрении. Поэтому каждому православному человеку нужно знать учение Церкви, “дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения”, по выражению св. Апостола (Ефес. 4:14)! Как легко заблудиться в дебрях всех этих всевозможных хитросплетений лжи и сбиться совершенно с правого пути истинно-христианской жизни!

А все эти сеятели лжи - сознательные или бессознательные слуги грядущего Антихриста, которые за деньги или просто по глупости усердно служат ему, подготовляя его временное торжество на земле, уже теперь, на наших глазах, становящейся его вотчиной.

Из многочисленных святоотеческих предсказаний еще первых веков христианства мы знаем, что большинство христиан последнего времени, угасших духом, беспечных и теплохладных, не узнают Антихриста, когда он придет, и охотно поклонятся ему, как своему духовному вождю, господину и повелителю. А он вначале лицемерно проявится, как величайший ревнитель и покровитель всякого добра и даже христианства, но только без Христа.

Перед всеми нами, быть может, очень скоро встанет решительный вопрос: с кем мы - со Христом или с Антихристом? И очень многие тогда поколеблются: соблазнятся и пойдут за Антихристом, прельщая самих себя и увлекая за собой других.

Вот чего нам надо боятся и от чего да сохранит нас Всемилостивый Господь!

Диалоги описанные в данном сборнике, написаны, священником Алексием Касатиковым, настоятелем храма во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” г. Краснодара. Диалоги основаны на многочисленных “встречах-беседах” с сектантами различных “верозаблуждений”. В основу их лег опыт священника Олега Стеняева, который возглавляет центр реабилитации жертв сектанства при храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” г. Москвы, что на ул. Большой Ордынке.

Автор благодарит о.Олега Стеняева за ценные рекомендации, изложенные им на Св. Инокентьевских православно-образовательных чтениях, проходивших 19-20 мая 1998г. в г. Сочи.


ПЕРВЫЙ ДИАЛОГ

православного христианина

с сектантом протестантской направленности

о Священном Предании

Православный: Добрый день, рад видеть тебя в добром здравии, да и поговорить с тобою, а то ты в последнее время стал сторониться меня.

Сектант: Здравствуй, это уже точно, что я удаляюсь от тебя, ведь Библия советует после первого и второго вразумления удаляться еретиков (Мф. 18:15-17).

П: Вот в чем дело, а я то думал, что мысли Святых Отцов, которые я привел тебе в прошлых двух беседах, заставили тебя задуматься и поискать ответы на те вопросы, которые в прошлый раз были затруднительны для тебя.

С: (Несколько раздраженно) Нет, не твои святые отцы, а Библия мне подсказала не общаться с тобой, как с еретиком, не желающим вразумляться.

П: А я то думал, что все это время ты вразумлялся, чтобы ответить на те вопросы, которые я задал тебе. Ведь по апостолу: “...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет. 3:15). Я и надеялся сегодня услышать твои ответы. Хотя, признаюсь, не думаю, что ты на эти вопросы ответишь лучше, чем Святые Отцы, мысли которых, ты так и не захотел принять в нашей прошлой беседе.

С: Не принял и не буду принимать.

П: Почему же? Ведь Святые Отцы очень мудро говорят.

С: Все их мысли - это “предания человеческие” о которых говорит Христос, обвиняя фарисеев. Вот, открой Библию и сам посмотри: “...Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим” (Мф.15:3), и еще: “...устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили... ” (Мк. 7:13), и еще: “...зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего ?” (Мф. 15:3). И еще ...

П: Постой, постой, понял я о чем ты говоришь, и сам тебе могу привести все места, в которых Спаситель обличает фарисеев и книжников, не желавших принять его за Мессию, и возводивших на него клевету. Эти места мы и без вас знаем. Только вот удивительно, что вы Библию только в удобных для вас местах читаете.

С: Мы все делаем по Библии.

П: Это верно. То что делаете, вы все стараетесь цитатами из Библии подкрепить, да только не все, что в Библии написано замечаете. Но я не об этом говорю. Ты мне на один вопрос ответь.

С: (Настороженно) На какой?

П: Да ты не бойся, простой вопрос. Ты уже много раз на него ответ давал. Только я хочу, чтобы ты его, еще раз повторил перед началом нашей беседы. Ответишь?

С: (Еще настороженней). Ну, спрашивай.

П: Ты Библии веришь?

С: (С облегчением и торжествуя) Ну, конечно! Ведь мы все по Библии делаем, не то что вы с вашим преданием. А ведь “...если кто приложит что к ним, (словам книги сей), на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей...” (Апок. 22:18).

П: Хотя это сказано не о всей Библии, а только о “словах пророчества книги сей...” (Апок.22:18), т.е. Откровения Иоанна Богослова, ведь не все книги в Библии пророческие, но я хочу продолжить цитату и напомнить тебе, что “...если кто отнимет что от слов книги пророчества сего...” гораздо хуже и опаснее, ведь за это “...у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей” (Апок. 22:19). Если уж язвы, тут описанные, есть муки временные, то отнятие от участия в книге жизни есть вечная смерть, вам бы, сектантам устрашиться бы сего, ведь вы от всей Библии только сборник избранных вами цитат оставили.

С: Неправда, мы всю Библию признаем, ведь “Все Писание богодухновенно...” (2 Тим. 3:16).

П: Рад, что ты помнишь об этом. Хотя ваш Лютер и выбросил из Библии целых 12 книг, да еще несколько глав из оставшихся.

С: Неправда, только одиннадцать, да и те неканонические.

П: Ну это потом двенадцатую книгу все-таки вернули, а ведь Лютер именно двенадцать книг выбросил, в первопечатной Библии Иоанна Гутенберга именно двенадцать не хватает.

С: Это какая же двенадцатая?

П: Послание Святого Апостола Иакова, которое Лютер “соломенным” называл, за то , что в нем о необходимости добрых дел говорится: “...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак. 2:17). И вся вторая глава этого послания об этом говорит.

С: Я о двенадцатой книге ничего не знаю.

П: Ну я тебя за это и не собираюсь укорять, все это дело не меняет. Важно, что ты считаешь авторитетными те книги Библии, которые у вас все-таки остались.

С: Да, мы все делаем по Библии.

П: Это я уже слышал. Пожалуй приступим.

С: Изволь.

П: Что ты скажешь, уважаемый, если Библия сама тебе скажет, что одной Библии недостаточно для того, чтобы правильно понимать то, что в ней написано?

С: Вот уж ты выдумываешь, опять, наверное, что-нибудь от Святых Отцов привести хочешь. Только ты уж без этих... “преданий человеческих” обойдись. Только Писание!!! Sola scriptum!!! (Пресильно бьет кулаком по лежащей перед ним Библии).

П: Ты бы уж по Святой-то Библии кулаком бы не колотил, ведь это Слово Божие.

С: У нас нет идолов, а эта Библия – мой рабочий инструмент, я уже за свою жизнь не одну до дыр зачитал.

П: Ты думай как хочешь, но уж ради моей немощи Святую Книгу пожалей. Ты-то привык, что вам из-за границы их вагонами везут, а ведь совсем недавно каждая Библия на счету была.

С: (Урезонено) Ну, ладно. Что же ты мне сказать-то хочешь?

П: Да не я, а сама Библия говорит, вот, открой и читай второе послание апостола Петра, третья глава 15 и 16 стих: “...и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания (2Пет. 3:15-16).

С: Так то о невеждах и неутвержденных сказано, а с нами каждую неделю занятия проводятся по Библии.

П: А учит вас кто?

С: Известно, пастора' и пресвитера'.

П: По тому, что ты ударения неправильно ставишь в словах, видно, что и ваши па'сторы и пресви'теры не слишком-то утверждены в слове. По крайней мере, в русской словесности.

С: ( Раздраженно) Зато уж в слове Божием утверждены.

П: Удивительно при их безграмотности, но, допустим, что это так. А их-то кто научил?

С: (Раздраженно) Мы все делаем по Библии!

П: Да ты успокойся, вы все говорите, что все делаете по Библии.

С: Это кто - все?

П: Да сектанты. Хотя каждая секта по разному учит.

С: “По плодам их узнаете их” (Мф.7:16). Вот вы, православные курите, пьете, сквернословите, а мы не так поступаем, по тому и видно, что мы правильно Библию понимаем.

П: Так и иеговисты то же говорят, выходит, что и они правильно Библию понимают?

С: Нет, иеговисты отрицают Божество Иисуса Христа и не верят в Троицу, они еретики.

П: Вот и выходит, что вы можете похвалиться тем же, что и явные еретики, поэтому нельзя сказать, что вы Библию верно понимаете, иначе и за другими сектантами истинную веру нужно бы было признать, а это не так: “Един Господь, едина вера, едино крещение” (Еф.4:5). Вот ты мне и скажи, чем нужно проверять свое понимание Писания?

С: (Торжествуя) Духом Святым! Ведь Христос в Евангелии сказал: Иоанна - шестнадцать – тринадцать: “Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...” (Ин.16;13)!

П: Ты напрасно радуешься, ведь эта цитата не столько за тебя, сколько против тебя говорит. Из нее-то и следует, что не нужно отвергать ни Предания, ни Святых Отцов, ведь в этих словах Христос как раз говорит о том, что и без Писаний Церковь сохраняет в себе Истину, будучи наставляема Духом Святым. Но ты о другом мне скажи, а лучше сказать не мне, а Библии ответь, как понимать слова евнуха, которого спросил апостол Филипп : “...разумеешь ли, что читаешь?” Он сказал: “как могу разуметь, если кто не наставит меня?” (Деян.8:30-31) и попросил Филиппа взойти сесть с ним. Заметь, Филипп не велел ему искать Духа Святого, т.к. Евнух не был еще очищен Словом Божиим, подобно апостолам, к которым и была обращена приведенная неудачно тобою цитата, ведь прежде чем принять Духа Святого, человек должен быть очищен и освящен Словом Божиим, как и говорится в Писании об очищении: “Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам” (Ин.15:3), об освящении: “Ибо всякое творение Божие хорошо..., потому что освящается словом Божиим и молитвою” (1Тим.4:4-5). А теперь скажи мне, как может человек очищаться и освящаться словом Божиим, понимаемым неправильно ? Сойдет ли Святой Дух на еретика, ложно понимающего Библию ? Ведь на евнуха не раньше сошел Святой Дух, чем “Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе” (Деян. 8:35). Видишь ли, что правильное понимание Слова Божия было передано от одного человека к другому. Эта передача правильного понимания, то есть того самого наставления на “всякую истину”, которое производит Дух Святой, происходит не иначе, как от человека к человеку, это именно и есть Церковное Предание, которое вы представляете почему-то в виде каких-то секретных книг, вроде иудейского Талмуда.

С: (Быстро листая Библию) Как же ты говоришь, что только от человека к человеку Дух Святой может переходить?! А Корнилий - сотник, ведь он еще до крещения получил Святого Духа! Вот, читай!

П: Ты лучше сам это место внимательно прочитай, сорок четвертый стих в десятой главе Деяний.

С: (Читает) “Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово” (Деян.10:44).

П: Видишь, что только после услышания Слова Божия, не извращенного и не загрязненного человеческими преданиями, на не крещеных язычников сошел Святой Дух.

С: (Обиженно) Что бы ты ни говорил, а тебе все равно не убедить меня. Ведь Сам Христос обличал тех, кто следует “преданиям человеческим”.

П: Неужели ты думаешь, что Православная Церковь идет против Слов Самого Спасителя? Скорее наоборот. Просто мы лучше вас знаем Писание.

С: Почему это?

П: Да ведь мы, православные, уже почти две тысячи лет читаем Священное Писание каждый на своем родном языке, а вы, протестанты, лишь пятьсот лет назад на родном языке Библию начали читать, вот вам и кажется, что вы такие грамотные, а ведь многого в Библии вы еще не заметили, например, того, что слово “ предание” в Библии употребляется не только в отрицательном смысле. Да и сами типы преданий в Библии перечисляются разные.

С: Это какие же?

П: Во-первых те, о которых мы уже говорили: предание иудейское (Мр.15:2; Мр.7:9; Мф.15:6; Мр.7:13; Гол. 1:14 Мр.7:5); предания человеческие (Кол. 2:8 ; Мр. 7:8); предание старцев (Мр. 7:3). – это все те предания, которых надо удаляться, которые искажают Слово Божие. Но ведь есть совсем другое предание, которого Слово Божие призывает держаться: “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам” (1 Кор.11:2). Похвалил бы вас апостол за то же самое?

С: (Хлопая рукою по Библии) Вот мы и держим те предания, которые передали нам апостолы, они все записаны в Библии.

П: Давай внимательнее почитаем Библию и увидим, что она сама говорит о том, что не все предания в ней записаны: “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес.2:15). Видишь, о слове здесь говорится.

С: (Упрямо) Все слово Божие записано в Библии.

П: Если здесь под словом подразумевалось только записанное слово, то зачем говорить: “или словом или посланием нашим”? А потом, разве ты забыл, как заканчивается последнее из четырех Евангелий - Евангелие от Иоанна: “Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь” (Ин. 21:25).

С: (Упрямо) Все равно, слово не записанное не так важно.

П: А почему же оно у Апостола упоминается даже раньше, чем послания : “или словом, или посланием нашим”? Напомню тебе еще одно место из Библии, отдельные цитаты из которой ты так уважаешь: “О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры” (1Тим. 6:20-21). Видишь, что здесь говорится о двух типах предания: об апостольском и о том, “которому предавшись, некоторые уклонились от веры.” Ведь вы, отвергнув апостольское предание, уклонились в то самое “негодное пустословие и прекословия лжеименного знания”, которым вы так кичитесь.

С: (Обиженно и упрямо) У нас есть Библия, она нам все скажет.

П: Ну, а Библию-то вы откуда взяли ? Ведь и Евангелие и Послания Апостолов были написаны спустя много лет после Вознесения Христова. Получается, что столько лет Церковь жила неправильно ? Да и кто вам сказал, что Евангелие от Матфея написал Матфей, а Евангелие от Марка написал Марк? Ведь в самих Евангелиях об этом не говорится.

С: (Возмущенно) Как ты смеешь сомневаться в этом!?

П: Я нисколько не сомневаюсь, что эти Евангелия были написаны именно этими евангелистами. У меня есть надежное к тому основание - Священное Предание нашей Церкви, а у вас что?

С: (Упрямо) “Все Писание богодухновенно...” (2Тим.3:16), Библия есть Слово Божие, она не может ошибаться.

П: Прав ты, Библия не может ошибаться, но ведь люди ошибаются. Знаешь ли ты, что в первые века христианства наряду с истинными Евангелиями и посланиями апостолов были в ходу и множество подложных писаний? Как же Церковь их отделила от истинных.

С: Духом Святым.

П: Верно! Только и осталось мне тебе добавить, что Дух Святой это указал через полноту Церкви, собранной на Первом Вселенском Соборе в 325 году по Р.Х. в г. Никее, по указу благоверного Императора Константина Великого, которого вы так не любите и клевещете на него, что он, якобы, внес в Церковь Христову много языческого. А на самом деле благодаря служению Церкви Христовой этого Императора, Церковь получила много полезного, а самым полезным из всего этого являются Вселенские Соборы, на первом из которых был утвержден Канон Книг Священного Писания, который, несколько подсократив, и вы признаете, не выражая никакой благодарности Церковному Преданию, которое снабдило вас Истинным Словом Божиим.

С: (Вынужденно) Ну, за Канон Священного Писания спасибо.

П: А ведь и учение о Троице, да и само слово Троица было также принято на том же соборе.

С: Ну и за это спасибо.

П: А теперь скажи-ка дружок : “Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?” (Иак.3:11). Если уж вы важнейшее не гнушаетесь принимать от Церковного Предания, то почему меньшее отвергаете?

С: Давай прекратим этот разговор: мне надо спешить...

П: Но ты мне все-таки ответь напоследок: чем плохо Церковное Предание?

С: Открой Библию и читай! (Нервно открывает Библию): “...зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?” (Мф. 15:3).

П: (Сокрушенно) Да что ж ты будешь делать? Мы ведь с этого сегодня и разговор начали? Мне что опять, что ли, заново с тобой говорить?

С: Счастливо оставаться...

П: Постой, постой. Да ты хоть скажи: ну какую это заповедь Божию мы своим преданием преступаем ? Скажи на милость!

С: Я докажу! Я все равно докажу! (Поспешно уходит).

П: Ушел. Вот поди ж ты. С чего начали сегодня разговор, на то он опять и воротился. Как будто и не говорили вовсе. Как об стенку горохом! Господи, просвети его очи мысленные, да не погибнет в ослеплении. А какую же он заповедь имел в виду? Не иначе, как на святые иконы желал ополчиться. Ну уж при следующей встрече я разговор обязательно на иконопочитание поверну. (Уходит, про себя повторяя): “Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще...”.

Конец первого диалога.


ВТОРОЙ ДИАЛОГ

православного христианина

с сектантом протестантской направленности

об Иконопочитании

П: Здравствуй друг, давно ты не появлялся, а я все у тебя спросить хотел.

С: Здравствуй и ты , только не пойму, что ты у меня узнать хочешь? Да и зачем мне тебе отвечать ? Я все по Библии говорю, если хочешь знать, что я тебе отвечу, то возьми Библию и читай, там все написано.

П: Эк, ты , братец, хватил. Тебя послушать, так это вроде ты сам Библию написал, а Библию читать, так это все равно, что тебя слушать.

С: Ну, это ты меня неправильно понял. Я в том смысле говорю, что мы все по Библии отвечаем, а от себя ничего не говорим.

П: Ну, ты, братец, не обижайся, я не в том смысле, чтобы тебя поддеть так сказал, просто с языка соскочило. Прости уж. Только вопрос у меня такой, что сколько я ни искал в Библии никак не могу найти ответа на него.

С: Это ты плохо читал. В Библии на все ответ есть.

П: Может быть на все и есть, а вот на этот вопрос ответа я не нашел.

С: Что же это за вопрос такой интересный? Ну-ка скажи, я-то уж точно в Библии на него ответ тебе подыщу.

П: Да простой вопрос. Помнишь ли ты чем наш прошлый разговор закончился?

С: Да ты все о предании мне говорил.

П: Так-то оно так, а закончился-то чем помнишь?

С: Так ведь давно это было, не упомнишь всего.

П: Точно, что давно, ты ведь со мной долго после того разговора встречаться не хотел.

С: Да я занят был. Но, что за вопрос у тебя?

П: Ты ведь меня озадачил, сказал, что мы, православные, ради своего предания преступаем заповедь Божию.

С: (Радостно) Так ведь это не я говорю. Это Библия говорит!!! Вот, почитай, (открывает Мф. 15:3).

П: То место, что ты мне показать хочешь, я и сам знаю, я ведь тебе его только что привел. Но ты ведь напрасно говоришь, что Библия в этом месте против православных говорит. Ведь в этом месте Христос обличает фарисеев и книжников, которые укоряли апостолов в том, что те ели неумытыми руками, а сами умудрялись под видом благочестия оставлять родителей на голодную смерть. Неужели ты хочешь сказать, что наше Предание учит нас такому беззаконию?

С: Нет я не то хотел сказать. Вы другую заповедь нарушаете. Ты почитай, почитай внимательно Библию, там все про ваши грехи сказано.

П: Там не только про наши, но и про ваши грехи сказано, а только я не пойму, какую из заповедей нарушает наше Предание?

С: (Торжествуя) Как какую! А вот эту (листает Библию) На, читай!

П: Да что ты мне Библию даешь, ты просто скажи место, какое имеешь в виду, а я то уж догадаюсь о чем речь.

С: А, боишься ! Ну, уж я прямо для тебя прочитаю: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им...” (Исх. 20:4-5)!!! Что, понял теперь, что я имел в виду.

П: Нет, не понял.

С: (Удивленно) Что ты не понял?

П: Не понял, зачем ты эту заповедь прочитал, разве ее православные нарушают?

С: А иконы?!!

П: А причем тут иконы. Здесь ведь об идолах говорится.

С: А икона это и есть идол!

П: Неправда, икона это не идол. А ты потому их не различаешь, что не знаешь разницы между ними.

С: А ты разве знаешь?

П: А меня моя Церковь научила их различать.

С: Опять ты за свое Предание.

П: Если бы ты был способен принять наше Священное Предание, тебе бы многое было бы легче понять, но я, ради тебя, не буду сейчас касаться Предания, но, как и в прошлый раз, говорить только от Писания, ведь Предание Писанию не противоречит, а тебе приятнее слушать ту часть Предания, которая записана буквами по бумаге.

С: То, что записано я тебе уже зачитал, разве не ясно, что Библия запрещает делать иконы и поклоняться им?

П: Еще раз тебе говорю, если не разумеешь разницу между иконой и идолом, то да, но я ведь в прошлый раз говорил тебе о том, что Библия предостерегает нас от неправильного прочтения Библии; помнишь, как говорил Апостол Петр, что в посланиях Апостола Павла “...есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают, как и прочие писания ” (2Пет.3:15-16). Да и сам Господь, когда Его искушал законник, спрашивая о том , как получить вечную жизнь, не только спросил законника: “в законе что написано ?...”, но и добавил: “...как читаешь?” (Лк.10:26). То есть: как понимаешь написанное? Дальнейший их разговор подтверждает, что именно это значение придавал Христос словам “как читаешь?” Ведь законник не стал перечислять все десять заповедей, но передал их главный смысл, то есть понимание этих заповедей : “...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (Лк.10:27). Сам Иисус подтвердил правильность этого понимания, сказав ему: “правильно ты отвечал” (Лк.10:28). Из этого места мы многое можем понять. Во-первых, что прочтение Писания может быть разным: истинным и ложным; во-вторых, правильное прочтение не всегда может совпадать с Писанием по букве, но всегда должно совпадать с ним по духу, как и в этом случае. А в-третьих, я прошу заметить, что в словах “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим...” содержится и смысл той заповеди, которую ты мне привел, и которая, по твоему, запрещает иконопочитание.

С: Да, запрещает.

П: В этом мы сейчас и пытаемся с тобой разобраться.

С: Ты за какую-то схоластику взялся.

П: Да в чем же моя схоластика состоит? Схоластика это ведь рассуждение по сухой схеме, оторванной от жизни, а я тебя наоборот, к живой жизни прикрепить пытаюсь. Ты уж мою “схоластику” выслушай, а потом уж скажи, чем она плоха, в чем ее изъяны.

С: Ну, что ж, выслушаю.

П: Итак, давай разберемся, что за изображения запрещаются второй из Моисеевых заповедей...

С: Иконы, конечно.

П: Ну, ты не спеши и не перебивай меня. Ведь во времена Моисея об иконах и речи не было.

С: Конечно не было. Заповедь запрещает идолов, а ведь икона - это идол.

П: Опять ты делаешь этот необоснованный ничем вывод. У тебя ведь порочный круг получается: “идолы запрещены для того, чтобы запретить иконы, а иконы запрещены, потому, что они идолы”. Но ведь все это совершенно не верно. Я даже скажу тебе, какая капля истины существует в твоих рассуждениях, но, впрочем, ты ее совершенно искажаешь. Ты инстинктивно чувствуешь, что у иконы и идола есть одно общее свойство, но ты не можешь четко это свойство указать, а я подскажу тебе. Общее свойство между ними есть только одно единственное - и икона и идол - это изображения.

С: (Радостно) Вот видишь! Ты сам признал, что икона и идол это одно и тоже!

П: Как трудно мне с тобой разговаривать! Разве я говорил, что икона и идол это одно и то же!

С: Да, ты сказал, что и то, и другое – это изображения.

П: Прости меня, брат, если оскорблю тебя таким примером: разве одно и то же, когда ты носишь в нагрудном кармане или фотографии своей семьи, или набор порнографических открыток ?

С: (Обиженно) Неужели ты сам не понимаешь разницы?

П: Я-то ее понимаю, мне важно, чтобы ты ее понимал. Ты мне скажи : есть разница между семейными фотографиями и развратными изображениями?

С: Ну, конечно, есть.

П: А ведь и то, и другое - изображения, и то и другое – фотография. Теперь-то ты понял, о чем я толкую?

С: Да. Только Бог запретил служить всякому изображению и поклонятся ему.

П: Хорошо, хорошо и об этом поговорим, но только давай сперва один вопрос доведем до конца. Итак, ты понял, что изображения могут быть разными. Вспомним теперь, для чего дается заповедь, запрещающая делать изображения, а для этого начнем читать ее не с четвертого , а с третьего стиха.

С: Но это уже другая заповедь.

П: Давай вспомним с каким прочтением десяти заповедей соглашался Иисус? Все десять заповедей, оказывается, выражаются двумя : о любви к Богу и о любви к ближнему (Лк. 10:27). Значит нельзя нам отрывать их друг от друга, но нужно воспринимать их все, как единое целое. Итак, читай с третьего стиха.

С: “ ..да не будет у тебя других богов пред лицем Моим...”(Исх. 20:3).

П: Ну, дальше мы читали. Понял ли ты, почему на Синайской горе Бог не велел делать изображений? И еще уточним, запретил ли Бог изображать Себя? Этой заповедью однозначно скажем: не запретил. Но запретил изображать те предметы “...на небе вверху..., на земле внизу..., в воде ниже земли”, которые изображали бы “других богов”. А почему, скажи, запрещено Израилю иметь “других богов”?

С: Ну, чтобы не было язычества, идолопоклонства.

П: Все это верно. Но чем плохо идолопоклонство?

С: Тем, что люди поклоняются твари вместо Творца.

П: Верно, это же можно сказать еще другими словами: люди поклоняются тому, чего на самом деле нет и никогда не было. Ведь “идол в мире - ничто” (1Кор. 8:4). Сам рассуди: разве существовал когда-либо в природе бог Зевс, который нарожал множество других так называемых “богов” и “богинь”?

С: Нет, конечно.

П: Я уточню, Зевса как такового не существовало никогда, но существовали бесы, которые рассказывали о самих себе те небылицы, которые известны нам по сборникам “Мифы народов мира.”

С: Согласен.

П: Вот для того-то, чтобы люди не покланялись пустому месту, в которое имели обыкновение пристраиваться бесы, Бог и запретил делать изображения того, чего нет. Итак, изображение изображению рознь. Поэтому вторая заповедь не запрещает всякое изображение, точно также, как седьмая заповедь “не прелюбодействуй” (Исх.20:4) не запрещает законного супружеского сожительства в браке. Никто ведь не посмеет запрещать брак на том основании, что в нем, как и в прелюбодеянии имеется половой акт.

С: Да уж, точно, даже Апостол Павел говорит, что в конце времени появятся еретики, ругающие брак (1Тим. 4:3).

П: Итак, вторая заповедь не запрещает иконы.

С: Нет уж, сказано: “не делай себе... никакого изображения...”.

П: Позволь задать тебе один вопрос : Есть ли в Библии противоречия?

С: Конечно нет!

П: Тогда давай откроем третью Книгу Царств, шестую главу, двадцать девятый стих: “И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне” (3Царств 6:29). Да и вся эта глава описывает множество изображений в Соломоновом храме. Самое же замечательное, что Бог принял все это и освятил : “Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, ... ибо слава Господня наполнила храм Господень” (3 Царств. 8:10-11).

С: Но ведь этим изображением никто не поклонялся !

П: Это другой вопрос, мы его тоже рассмотрим. Но ты должен признать, что несмотря на запрещение делать изображения того “ ...что на небе в верху, что на земле внизу” храм Соломонов был наполнен этими изображениями. Это кажущееся противоречие тогда только снимается, если мы вторую заповедь будем читать не забывая о первой. То есть, Бог не запрещает делать изображения, когда это не приводит к идолопоклонству. Более того, Он мог бы и запретить “на всякий случай” изображения вообще, но позволяет их делать. Почему? Вспомним смысл этих заповедей, “как читаешь”? (Лк. 10:26). Ведь он заключается в том, чтобы возлюбить Бога, а так как все изображения в Храме делались по любви к Истинному Богу и учили любви к нему, так как прославляли Его через Его прекрасные творения, то эти изображения не были отвергнуты Богом. Вот, заметь, еще одно качество, которые делают изображения разрешенными: они должны быть сделаны по любви к Богу и должны учить любви к Богу. Скажи, разве иконы делаются не из любви к Истинному нашему Богу - Иисусу Христу, а разве иконы Святых Угодников не есть прославление Бога в Его новом творении, каковым является всякий человек, в котором живет Христос? (Гал. 2,20).

С: Но ведь Бог запретил поклоняться изображениям.

П: Я уж тебе давно, кажется, говорил, что мы не доскам поклоняемся, а воздаем честь тому, Кто изображен на них. Поэтому наше поклонение иконам тоже есть поклонение Богу. И оно не запрещено Библией. Наоборот, в Библии много примеров богоугодности такого поклонения.

С: Я не верю. Библия учит поклоняться только Одному Богу.

П: Но Библия всегда учит нас приносить поклонение Богу через материальную святыню. А ведь вы совершенно отвергли все то, что можно назвать святыней. Сами посудите: иконы для вас – идолы; Святая Библия – только рабочий инструмент; Храмом для вас может быть самое омерзительное место, вроде стадиона или зала для рок-концертов, у вас нет священства, как особых, освященных людей. Соответственно нет и священных одежд, священных сосудов. У вас нет и святых мощей, нет и святых мест. У вас нет самой главной материальной святыни – Плоти и Крови Господа Иисуса Христа.

С: Неправда, бесы признавались нашим пастора'м, что они больше всего боятся Крови Иисусовой.

П: Бесы-то боятся, а ведь у вас ее нет. Ведь вы сами настаиваете на этом. Скажите, чем вы причащаетесь?

С: Вином и хлебом.

П: Вот видите. Вы пока еще не додумались явно “противиться и превозноситься выше всего, называемого Богом...”, но вы уже явно отвергли все “называемое... святынею” (2Фес.2:4), потому что движет вами дух того, кто это сделает, то есть антихриста.

С: В Библии не сказано, что нужно иметь материальную святыню.

П: А храм? А сосуды храма?

С: “Бог в нерукотворных Храмах живет” (Деян.17:24). Мы поклоняемся Богу “в духе и истине” (Ин. 4:24). А тот Храм - ветхозаветный.

П: Опять ты занервничал. А ты бы спокойно говорил, глядишь, и до истины бы добрались.

С: Не желаю я с тобой до истины идти. Ведь ты и меня будешь заставлять мертвецам кланяться.

П: Это ты про святые мощи говоришь ?

С: Да.

П: А ведь Библия учит, что от святых мощей исходит великая сила Божия.

С: В Библии нигде об этом не сказано.

П: Сказано, только тебе этого твои учителя не показывали. Открой Четвертую Книгу Царств, тринадцатую главу, двадцать первый стих : “И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (нападавших Моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои” (4 Царств 13:21). Неужели ты думаешь, что сами кости имели такую силу? Вовсе нет, но благодать Божия действовала через них.

С: Почему это она действовала?

П: Вот я тебе и сам задам вопрос: помнишь ли ты историю явления Бога Моисею в огненной купине, как сказал Бог Моисею : “ ...сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх.3:5)? Почему эта земля была святая ?

С: Потому что на ней был Бог.

П: Ну тогда и ты разуйся и радуйся, ведь Бог, Вездесущ, и на твоем месте Он тоже есть! Ведь дело не в том, что там был Бог!

С: А в чем?

П: А в том. Что через эту материю Бог проявил свое присутствие. Потому и стала через это земля святою. Вот что такое материальная святыня – это материальные предметы, через которые Бог явил, хотя бы однажды, свое присутствие. И к этим предметам Библия учит относиться с великим почтением.

С: Где это сказано?

П: Вот пожалуйста : “И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых...” (Лев.22:1-2). И вот чем заканчивалось небрежение к святыне: “ ...Надав и Авиуд, сыны Аароновы, ... принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им ; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним” (Лев. 10:1-2). И много таких случаев описано в Библии. Есть места которые говорят о том, что материальным святыням кланялись. Так, пророк Даниил молился, преклоняя свои колени по направлению к Святому Граду Иерусалиму (Дан. 6:10). А Давид так говорит: “А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем” (Пс. 5:8).

С: А в новом переводе написано : “ ...поклонюсь в храме Твоем ...”.

П: В новом-то, вашем переводе может и так, а вот в старом оригинале - так как у нас- “Храму Твоему”. И даже сказано : “Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его” (Пс. 131:7), видишь, Библия призывает поклоняться даже подножию - то есть месту, предмету.

С: А что ты мне про это говоришь ? Ведь мы же про иконы начали.

П: Я и не думал, что ты захочешь об этом вспомнить. Ну ты сам подумай как это с иконами связано. Если изображения делать не запрещено, и если Бог освящает материальные предметы, являя через них Свое присутствие, то скажи, разве не может Бог явить Свое присутствие через изображение Иисуса Христа или Святых, в которых живет Христос? А если это так, то почему нам нельзя почитать Святые изображения ?

С: Не буду я отвечать на этот вопрос.

П: Но скажи - почему ?

С: Потому, что сказано: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями” (Мф.7:6).

П: Да ты, что меня свиньей назвать хочешь? Бог с тобою. Но только объясни, почему?

С: Вы православные все грешите, а ваши священники больше всех.

П: Ну, хотя бы оно и было как ты говоришь, какое это имеет отношение к нашему разговору ?

С: Мне некогда, я уже пойду. До свидания (уходит).

П: До свидания, до свидания. Вот и тема для разговора при следующем свидании.

Конец второго диалога.

© ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ КАСАТИКОВ

Настоятель храма во имя иконы Божией Матери

“Всех скорбящих Радость” г. Краснодара.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную