Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Тема 1. Проблема, предмет и тема речи.

 

Практические задания.

Внимательно прочтем и изучим речь архиепископа Амвросия Харьковского (Ключарева), обращенную к воспитанникам Харьковской Духовной семинарии в день храмового праздника Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1883 году.

 

Любезные юноши!

Помолившись вместе с вами и о вас, мне желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего воспитания.

В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой. С нею часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели при руководстве своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею. Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам: что может сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого блага? Итак, какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развития вашей свободы, от которого зависит ваше будущее - на Земле и в Вечности?

Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей как неоценимому дару Божию, которым на Земле обладает один человек и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, - в чем часто погрешает юность, - а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой. Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в Землю обетованную Закон Божий, сказал: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» / Автор. 30, 19/ Избери, значит, подумай, осмотри пути, которые подлежат твоему избранию, и вступай на тот, который ведет к жизни, а не к смерти.

Трудно и для зрелого человека в каждом частном случае с уверенностью определить, к какому исходу ведет то или другое решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу человеку при сотворении его и восстановляющий ее после его падения, указал путь жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении должно исходить определение каждого частного случая нашей жизнь. В чем же состоит этот закон? «Чтобы ты любил, - продолжает Моисей в указанном нами наставлении, - Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих». /20/ Итак, второе условие правильного направления нашей свободы есть тщательное определение, - согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией. А так как не на всякий отдельный, боле или менее важный, случай нашей жизни тотчас можно найти ясное указание в Законе Божием, то Моисей и говорит: «прилепляйся к Нему», то есть входи во внутреннее общение с Богом молитвою, сердечным желанием, любовию, и Он скажет волю Свою в твоем сердце и совести и укажет путь жизни. Берегись, юноша, необдуманно поддаваться ныне обычным, шумным движениям и порывам легкомысленных сверстников, кто бы они ни были, столь же неопытных, как и сам ты; не отдавай никому своей свободы, за которую ты один отвечаешь; а в трудных обстоятельствах уединись, призови в сердце своем единого непогрешительного советника - Господа Бога твоего, и Он вразумит тебя, как поступить и кого держаться. Одно это движение души к общению с Богом мгновенно освободит твое воображение и сердце от обольщения и твой разум от увлечения; все силы души твоей возвратятся в твое обладание и ты будешь в состоянии направлять их куда должно.

Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение Заповедей Божиих как уроков и упражнений для нашей воли. Чтобы показать народу, как Господь облегчил для нас этот труд познания и исполнения Его заповедей, Моисей говорит, что заповедь Божия «не на небе и не за морем», чтобы нужно было высоко подниматься или далеко ходить за нею, но «весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его». /Автор. 11-12/ Эти прекрасные слова имеют особую силу по отношении к вам, воспитывающимся под покровом св. Церкви. Истинно, уста ваши, сердца ваши, ум и память ваша постоянно наполняются словом Христа Спасителя, Его Пророков и Апостолов. Не подвергнитесь осуждению, произнесенному пророком Иеремиею на сынов Израиля и Иуды, делавших злое от юности своей. «Они обратились ко Мне, - говорит пророк от имени Божия, - спиною, а не лицом; и Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления». /Иер.22, 30,33/ Те же самые наставления, писанные в книгах, обращаются к вам и в живом голосе ваших наставников и начальников, приближающих и применяющих Слова Божия к различным обстоятельствам вашей жизни, и особенно к вашему призванию. С ответственностью за вас пред Богом, пред отечеством и родителями вашими они взяли на себя руководство вашего ума и свободы вашей - не становитесь к Богу и к ним, Его наставника, спиною , обратив лицо и сердце и уши ваши к ложным учителям и ложным учениям века. Не забывайте, что вы еще юноши, что жизнь для вас неизведанное море, что все в вас еще молодо, незрело, шатко и хрупко. Отнять у вас веру, возмутить умы ваши сомнениями, распалить сердца нечистыми вожделениями, подорвать ваше доверие к благонамеренности и опытности ваших руководителей и сделать вас орудиями чужой и злой воли, - вот цель новых непризванных просветителей современных молодых поколений. Направляйте свободу и волю вашу прежде всего не к движениям общественной жизни, для вас еще недоступной, а на самих себя, на сохранение в себе заложенных в души ваши начал жизни и на борьбу с началами смерти. Укрываясь под кров благодати Божией, вспоминая трогательное слово пророка Иеремии: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» /Иер.10,23/.

Наконец, ищите подкрепления воли и свободы вашей в выяснении для себя и постоянном сознании идеала как истинного человека вообще, так и истинно полезного деятеля на том поприще жизни, какое для себя избираете. Если совершенное отвержение воли Божией ведет к смерти, то постепенное уклонение с ранних лет свободы вашей от заповедей Божиих есть и постепенное расслабление и искажение природы нашей, лишаемой силы и красоты, какие сообщает ей добродетель. Имейте жалость в самим себе. Желайте найти себя в будущем в том виде, какими может сложить и благоустроить вас правильное употребление свободы, то есть здравомыслящими, кроткими, трудолюбивыми, любящими и от всех любимыми; в противном же случае, при постепенном умножении в вас пороков, бойтесь оказаться дерзкими, себялюбивыми, ленивыми, жестокими, едва терпимыми в обществе или извергаемыми из него. А эта последняя участь постигает людей, не приучающих себя к послушанию закона, неизбежно, хотя и незаметно. Пороки развиваются в нас легче и быстрее, чем добродетели, подобно тому, как сорные травы всегда растут скорее и сильнее, чем пшеница; а обращаясь в навыки и страсти, пороки так же крепко захватывают свободу нашу, как силки или сети неосторожную птицу. Спросите бродягу бездомного, обнаженного и голодного, вора заключенного в тюрьму, убийцу осужденного на каторжные работы, пьяницу валяющегося в канавах, - думал ли каждый из них в молодости, что он будет тем, чем стал впоследствии? Каждый из них с грустью скажет вам: «О, нет! Как можно!» Зачем же из доброй воли подходить к пропасти? Зачем губить свое будущее счастье, когда можно, с помощью Божиею, наверное приобрести его?

Мы верим, что в вашем сознании постепенно выясняется и в вас воплощается идеал не только истинно хорошего человека, но и доброго служителя Церкви, к чему вы предназначаетесь. Воодушевляйтесь ревностью о славе Божией, о благе Церкви и отечества, о просвещении нашего все еще темного простого народа, об избавлении его от губящих его пороков и преступлений, о благоустроении его жизни. Привейте к сердцу убеждение, что только здесь, в нравственном преуспеянии народа и его благосостоянии - истинный источник радостей для пастыря Церкви и единственно верное обеспечение его собственного благосостояния и счастья. Но для этого нужно запасаться и терпением, и самоотвержением, и любовью, а не одними рассуждениями и помышлениями об улучшении своего быта.[i]

Задание.

Þ  Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте данные, на основе которых можно судить о культуре аудитории. Дайте характеристику культурного состояния аудитории.

Þ  Найдите в тексте данные, на основе которых можно определить величину аудитории. К какой аудитории обращается архиепископ Амвросий -  малой, средней или большой?

Þ  Является  ли данная аудитория однородной? Обоснуйте ваш ответ.

Þ  Найдите в тексте данные, указывающие на культурные характеристики аудитории.

Þ  Как приведенные ниже слова и выражения, использованные архиепископом Амвросием, указывают на  чувства и нравственные качества, свойственные или несвойственные молодости, зрелости, старости?

злоупотреблять свободой; быстро решаться на что бы то ни было; зрело обдумывать каждый свой шаг; подумать, осмотреть пути, которые подлежат избранию; необдуманно поддаваться ... шумным движениям и порывам легкомысленных сверстников; обольщение; увлечение; быть в состоянии направлять силы души; необходимость уроков и упражнений; ответственность перед Богом, отечеством и родителями; незрелость, шаткость, хрупкость; возмущение умов сомнениями; благонамеренность; опытность; здравомыслие; кротость; трудолюбие; любовь; дерзость; себялюбие; лень; жестокость; подкрепление воли; сознание идеала; жалость к себе; непослушание закона; навыки; страсти; ревность; терпение; самоотвержение; помышления об улучшении быта.

Задание 1.

Þ  Используя высказывания архиепископа Амвросия в приведенном тексте и данные истории Русской Церкви (Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Часть первая. В кн.: История Русской Церкви. Кн. VIII,  М., 1996, с. 452-473), дайте характеристику проблемы, которую решает оратор, ее содержания и духовного смысла; определите статус проблемы.

Þ  Какие мировоззренческие и политические течения характерны для того времени?

Þ  Какие политические события произошли  в начале 80-х годов XIX века?

Þ  Каким было отношение Церкви к государству?

Þ  Как было организовано высшее церковное управление?

Þ   Как было организовано епархиальное управление?

Þ  Каким было  состояние и положение православного духовенства?

Þ  Как была устроена приходская жизнь?

Þ  Каким было состояние духовного образования в России?

Þ  Как осуществлялась миссионерская деятельность?

Þ  Каким было отношение Церкви к другим религиям и христианским исповеданиям?

Þ  Каким было духовно-нравственное состояние русского общества начала 80-х годов XIX века?

Þ  Составьте краткую докладную записку о состоянии Русской Церкви в 80-х годах XIX века. 

Задание 2.

Þ   Исходя из предыдущего задания, предложите обоснование выбора предмета и формулировки темы речи архиепископа Амвросия.

Þ   Укажите, как в речи архиепископа Амвросия  выполняются основные требования к предмету и теме речи.

Þ  Внимательно прочитайте следующую краткую речь архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического (Борисова), произнесенную в 1856 году.

 

 

Слово после победы.

Приветствуем вас, храбрые воины, с победой! Слух о ней пронесется на крыльях ветра по всем краям отечества, обрадует собою сердце Государя нашего, обвеселит города и села, и малой и большой будет говорить: «Мы победили, славные наши моряки! Дай Бог им здоровья!»

К кому же первее обратиться нам после победы нашей? Обратимся к Господу, в деснице Коего власть всей земли, Который един движет ветрами и морями, дает и отъемлет дух и мужество.

Мы победили, потому что наше дело правое. Россия не ищет завоеваний, она и так сильнее всех.

Мы победили, ибо сражались за Церковь Божию, за Царя  православного, за Русь святую.

Мы победили, ибо вышли на сражение с молитвою, призвав Бога на помощь, предав себя и судьбу оружия своего на Его святую волю.

Посему, торжествуя теперь, воскликнем все с Давидом: Не нам, Господи, но имени Твоему даждь славу! Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Þ  Определите предмет речи.

Þ  Определите тему речи.

Þ  Выделите основные части текста, найдите и укажите связь между предметом, темой и основными частями текста.

Þ  Пользуясь текстами урока как образцами, подготовьте приветственную речь к ученикам духовной школы.

1.    Определите  объем и состав аудитории.

2.    Определите проблему и найдите ход ее решения.

3.    Определите предмет и сформулируйте тему речи.

4.    Дайте обоснование предмета и формулировки темы исходя из проблемы речи и особенностей аудитории.

5.    Составьте на одной странице конспект трех- пятиминутной речи,  в котором должны быть сформулированы: начало речи, тема, пункты плана и конец речи.

Þ  Подготовьте и произнесите на уроке краткую приветственную речь к учащимся.

 



[i]  Амвросий архиепископ Харьковский. Полное собрание проповедей. Т.3. Харьков. 1902. С. 19-23.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая