Kашрут on-line
Здоровье
души и здоровье тела
Наверняка, вы уже задумывались над тем, что неустанно
повторяют диетологи: наше отношение к пище должно определяться не ощущениями
«вкусно - невкусно», а понятиями «полезно - вредно».
Наверняка, вы уже не раз пытались убедить себя в том, что
вопрос о вашем питании требует разумного подхода: что есть, а от чего лучше
воздержаться, когда следует есть одну пищу, а когда другую? И конечно же, не
один раз вам приходилось читать статьи разных диетологических направлений,
поднимающих вопрос о питании до уровня философских воззрений.
А теперь, мы хотим задать вам вопрос: знаете ли вы, что
сказано в Торе о том, как должен питаться еврей?
Авторы этого проспекта поставили перед собой цель - дать вам
ясное представление о еврейских диетарных законах. Да, есть такое понятие:
еврейское питание, и оказывается, что от него зависит в жизни еврея очень
многое.
Тора относится к удовлетворению чувства голода совершенно
однозначно: процесс еды - это духовный акт. Под воздействием пищи наши чувства
делаются тоньше или грубее. То, что мы берем из мира, влияет на то, как мы
потом живем...
Что мы едим, как мы едим и в какой последовательности - все
это влияет на жизнеспособность нашей души. Наша пища - это не только сочетание
определенных химических веществ. Каждый вид ее несет в себе определенный заряд
энергии.
Авторитеты Торы (и в особенности мудрецы Каббалы) совершенно
определенно говорят о том, что употребление запрещенной пищи крайне
отрицательно влияет на еврейскую душу, изменяет в худшую сторону характер и в
конечном счете приводит к многим душевным и даже физическим заболеваниям.
Яркие примеры, доказывающие истинность этого мнения, - это
масса истинных происшествий с людьми, казалось бы безнадежно больными,
испробовавшими все средства медицины и в конце концов обращавшимися за помощью
к Любавичскому Ребе, шлита, Королю
Мошиаху.
Что чаще всего отвечал им Ребе?
«Проверить тфиллин и мезузы, тщательно соблюдать кашрут еды
и питья».
Даже еврею, отправлявшемуся на Дальний Восток по делам
бизнеса и попросившему благословения, Ребе ответил, что залог успеха -
«соблюдение кашрута еды и питья».
Существует диета, прошедшая успешное испытание, самое
длительное в истории человечества. Более 3000 лет назад Всевышний предписал
особую диету целому народу - нам, сынам Израиля. В Своей Торе Он дал
исчерпывающие указания, что нам полезно есть и пить, а что - вредно. «Полезно»
- то, что, по Торе, является «чистым», а то, что она определяет термином
«скверна» - в высшей степени вредно.
И этот Диетолог - самый надежный на свете! Ведь только Тот,
Кто сотворил мир, доподлинно знает, что действительно полезно, а что- вредно.
Что такое кашрут?
Слово «кашрут» обозначает на иврите совокупность правил, с
помощью которых определяют, какие виды пищи и напитков пригодны для
употребления сынами Израиля. «Кашер»
буквально и означает: «то, что пригодно» - это пища или напиток, которые Тора
разрешает к употреблению.
Каждый еврей обязан знать основные критерии кашерности.
Однако, даже тот, кто более осведомлен в этих законах, далеко не всегда берет
на себя ответственность самостоятельно определить степень кашерности продукта.
Чем больше в нем составных частей - тем более сложна эта задача. Поэтому
решающее значение имеет мнение раввина, в совершенстве знающего как законы
Торы, так и технологию изготовления данного продукта.
Отсюда следует, что покупая любые продукты, прежде всего
необходимо обращать внимание на «эхшер»
- знак кашерности. Это может быть надпись: «Под наблюдением раввината такого-то
города», или: «Под наблюдением такого-то раввина», или одна из следующих
печатей:
Более высокая степень кашерности обозначаечся словами «кашер
лемеадрин», а самая высокая степень - «кашер
лемеадрин мин амеадрин».
ПОМНИТЕ: надпись
«кашер» без указания раввината или имени раввина, ответственного за кашерность
продукта, не имеет никакого значения!
Мясо и птица
Мясо животных
Тора разрешает употреблять только мясо кашерных («чистых»)
животных, которые обладают одновременно двумя отличитсльными признаками: они
имеют раздвоенные копыта и пережевывают жвачку. Это - домашний скот (корова,
овца, коза) и некоторые дикие животные (например, олень или газель).
Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует - мясо
этого животного есть запрещается. Так, хотя копыто свиньи и раздвоено, она
является нечистым животным, так как жвачки не пережевывает. Это животное
питается и нечистотами.
Наши мудрецы предостерегают, что тот, кто ест это мясо
наносит большой вред и телу и душе.
Птица
Тора разрешает употреблять в пищу мясо только кашерных
(«чистых») птиц: кур, уток, индюков, гусей.
Некашерные птицы - это, главным образом, плотоядные и
«санитары», пища которых - падаль, объедки, остающиеся от хищных зверей и птиц,
гниющие отходы и т.п.
Для того, чтобы мясо «чистой» птицы стало разрешенным в
пищу, необходимо выполнение трех из указанных ниже условии: «шхита», проверка и удаление крови.
Есть птичью печень разрешается только в том случае, если она
прожарена на открытом огне.
Какое мясо считается
кашерным?
Для того, чтобы мясо «чистого» животного или птицы считалось
кашерным, необходимо выполнение следующих условий:
1) Шхита. Животное или птица должны быть зарезаны «шохетом»
- специалистом, соблюдающим все необходимые законы Торы. Евреям запрещено есть
мясо животных или птиц умерщвленных другим способом или погибших от болезней.
2) Проверка туши - с целью выяснения, не имело ли животное
или птица серьезных внутренних повреждений или болезней.
3) Удаление некоторых жил и нутряного сала - касается только
животных и призводится опытным специалистом.
4) Удаление крови (строго запрещенной Торой к употреблению в
пищу)
Все это, и в частности, последняя операция требует не только
знаний законов Торы, но и практического опыта. Поэтому следует покупать только
мясо «откашерованное» («мухшар» на иврите), то есть прошедшее всю эту
необходимую процедуру.
ПОМНИТЕ: Тора
разрешает есть печень, приготовленную только одним способом, - прожаренную на
открытом огне!
Молоко и молочные
продукты
Тора разрешает употреблять в пищу молоко только кашерных
животных. Согласно еврейским законам, необходимо, чтобы за доением и
приготовлением молочных продуктов наблюдал «машгиах»
- доверенное лицо раввината. На всех молочных продуктах должен стоять знак
кашерности.
Мясо и молоко
Особенно строго Тора относится к кушаньям, представляющим
собой смесь мясного и молочного. Не только есть их запрещено, но и готовить и
даже извлекать из них какую бы то ни было пользу - например, продать или
скормить кошке или собаке.
Если такая смесь образовалась случайно, причем молочное и
мясное имеют примерно равные или близкие объемы, то и само кушанье должно быть
уничтожено, и посуда, в которой оно было приготовлено, подлежит очищению - «кашерованию».
Пока это не сделано, пользоваться этой посудой запрещено.
Если же молочного в этой смеси намного меньше, чем мясного,
или, наоборот, мясного намного меньше, чем молочного, необходимо обратиться за
консультацией к раввину (так как, возможно, эта еда все же осталась
дозволенной).
Для того, чтобы свести до минимума вероятность образования
смеси молочного и мясного, в еврейских домах должны быть два полных комплекта
посуды, ложек, вилок, ножей и всех кухонных принадлежностей вплоть до подставок
для горячих кастрюль и мочалок для мытья посуды: один из них употребляется
только для молочной пищи, другой - только для мясной»
ПОМНИТЕ: после
того, как поели мясной пищи, необходимо подождать 6 часов, чтобы есть молочную;
после того, как поели молочной пищи, прополаскивают рот и ждут всего полчаса
(исключение - твердый сыр типа голландского: после него также выжидают 6 часов,
чтобы есть мясное).
«Парвэ» - нейтральная
пища
Пища, в состав которой не входит ни мясо, ни молоко,
называется «парвэ» (нейтральной).
Такую пищу можно подавать с мясом и с молоком, можно готовить ее в мясной и
молочной посуде, добавлять в мясо и молоко.
Однако, если нейтральная пища была приготовлена в мясной
посуде, пусть даже чисто вымытой, есть ее следует только на мясных тарелках,
мясными вилками или ложками.
А если еда «парвэ» готовится в молочной посуде, то и
подается в молочной посуде.
Для нейтральной пищи не обязательна специальная посуда. Но
обычно подносы и другая посуда, в которой пекут еду «парвэ» держат отдельно. Их
не моют вместе с мясной и молочной посудой. При этом используют отдельные
щетки, губки и полотенца.
Растительная пища
Любая растительная пища (овощи, фрукты, крупы и т.д.)
разрешена в пищу, если эти продукты проверены и очищены от насекомых и червей.
На употребляемые в пищу растения, выросших в Стране Израиля
налагается ряд ограничений, связанных со святостью нашей страны.
В своем естественном виде они являются «нейтральными»
(«парвэ»). Однако, после смешения с молочными или мясными продуктами, эти
растительные продукты становятся соответственно молочными или мясными.
Осторожно -
насекомые!
Первая опасность, которая подстерегает нас в продуктах
растительного происхождения - как свежих, так и сухих, и даже в
консервированных, - это наличие червей и насекомых, даже мельчайших (есть
которые Тора запрещает строжайше).
Поэтому все фрукты, овощи, крупы, даже прянности необходимо
тщательно проверять перед употреблением в пищу, а муку - просеивать через очень
мелкое сито.
Главная трудность при этом - знать, что именно искать, где
искать и как. Как правило, насекомые и червяки, живущие на зелени, имеют
маскировочную окраску, что затрудняет их обнаружение.
Метод проверки зависит от вида растения. Овощи с листьями -
такие, как капуста - должны быть проверены лист за листом. Зелень (салат,
петрушку, укроп и т.п.) замачивают в слабом растворе соли, уксуса на 10-15
минут, затем промывают под сильной струёй воды из крана и внимательно
рассматривают. Внутри финика червяка обнаружить возможно только тогда, когда
плод разглядывают на просвет против солнца или сильной лампы. Фасоль и другие
бобовые сначала замачивают на несколько часов, а потом проверяют, выбрасывая те
горошины, в которых есть дырочки или коричневые (или черные) пятна, проникающие
под кожуру.
Особые законы в
Стране Израиля
В Стране Израиля Тора предписывает исполнение целого ряда
заповедей, связанных с земледелием и сельскохозяйственной продукцией.
«Трумот и маасрот»
Oт плодов Страны Израиля необходимо отделять некоторую часть
(чуть больше 1/100), и лишь после этого плоды становятся пригодными в пищу.
«Орла»
Фрукты, созревшие на дереве в течение первых трех лет после
его посадки называются «орла» и запрещены в пищу.
Урожай четвертого года должен быть «выкуплен», и лишь после
этого плоды данного дерева разрешены в пищу. Из фруктов, выросших вне Страны
Израиля запрещены лишь те, о которых достоверно известно, что они - «орла».
«Шмита» - год отдыха
земли
Каждый седьмой год в стране Израиля - «субботний» («шмита»),
когда земледелие должно полностью прекращаться, а на использование урожая
налагаются определенные ограничения.
Из всего этого следует, что на растительные продукты из
Страны Израиля необходим «эхшер» - свидетельство их кашерности. Для того, чтобы
быть уверенным в кашерности растительной пищи важно пройти хотя бы минимальный
курс обучения у опытной хозяйки или раввина.
Рыба
Для живых существ, живущих в воде, Тора дает четкий критерий
«кашерности»: в пищу пригодны только те, кто имеет плавники и чешую в воде.
Почему Тора подчеркивает это? Потому что некоторые рыбы
(скумбрия, например) сбрасывают свою чешую, когда ее вытаскивают из воды.
Значит, такие рыбы, как осетр или сом - «нечисты», так как у
них нет чешуи, а «дары моря» вроде крабов, креветок и устриц - запрещены в пищу
потому, что не имеют ни чешуи, ни плавников. Заметим, что относительно
последних Тора выражается такими словами: «Мерзость
они для вас, и мерзкими должны для вас они быть - плоти их не ешьте и дохлятины
их гнушайтесь» (Ваикра, 11:12-13).
Покупка рыбы
Если рыба продается целиком, можно увидеть есть ли у нее
чешуя и плавники.
Филе, куски рыбы или фарш следует покупать только в надежном
месте, у продавца, торгующего только кашерной рыбой.
На упакованных рыбных продуктах должен быть знак кашерности.
Икра кашерных рыб - кашерна, икра некашерных рыб - некашерна. Значит черная
икра нам запрещена, а красная - дозволена.
Разделка рыбы
Тора разрешает умерщвлять рыбу любым способом, и кровь ее в
пищу не запрещена. Однако проверки она все-таки требует: на плавниках рыб
иногда находятся студенистые моллюски, в жабрах и в животе рыб встречаются
черви. Все эти паразиты запрещены в пищу сынам Израиля, и поэтому лучше
плавники отстригать, жабры и внутренности выбрасывать и хорошенько промывать
рыбу изнутри.
Приготовление рыбных
блюд
Рыба относится к нейтральным продуктам («парвэ»), однако все
же запрещается есть блюда, приготовленные из рыбы и мяса в смеси - не из
соображений кашерности, а ради охраны здоровья.
По той же причине избегают готовить и есть рыбу вместе с
молочными продуктами (кроме сливочного масла).
Консервы
Кашерность рыбных консервов должна быть засвидетельствована
надежным «эхшером»: кроме кашерности самой рыбы, имеет значение, в каком масле
и с какими добавлениями она законсервирована.
Хлеб
Хлеб из пшеницы, полбы, ржи, ячменя и овса считается
кашерным только после отделения от теста «халы»
- небольшого кусочка (ок. 30 гр.), который затем сжигают. Халу отделяют при
условии, что муки в тесте было не меньше 1230 гр. а если ее 1670 гр. и больше -
то при этом произносят специальное благословение.
Хлеб, который выпек нееврей, считается некашерным. Однако, в
больших пекарнях, если еврей наблюдал за выпечкой и помогал хотя бы тем, что
зажег огонь в печи, то выпеченный при этом хлеб разрешен в пищу - и, конечно,
при условии, что все ингредиенты в хлебе кашерны, а форма для выпечки не
используется для некашерных изделий.
Вино и напитки
Законы о виноградном вине или соке очень строги. Вино
кашерно только в случае, если оно изготовлено евреем, о чем должен
свидетельствовать «эхшер» - знак кашерности на бутылке.
Тора запрещает виноградные вина или сок после того, как
бутылка была распечатана и ее касался нееврей. Если же кашерное вино или сок
перед этим прокипятили, то прикосновение нееврея не делает вино запретным.
Законы о вине и виноградном соке относятся ко всем продуктам
и напиткам, содержащим их примеси (ликеры, коньяки и т.д.)
Все виды таких напитков должны иметь знак кашерности на
упаковке, что свидетельствует о кашерности всех их ингредиентов. Такие же
напитки как водка (без примесей), пиво, кока-кола, как правило, кашерны.
Об употреблении напитков, не имеющих знака кашерности,
следует посоветоваться с раввином.
Яйца
Яйца «чистых» птиц разрешены в пищу, а яйца «нечистых» птиц
— запрещены.
Яйца относятся к категории продуктов «парвэ», - не молочные
и не мясные. Поэтому их разрешается есть в любом сочетании и добавлять в любое
кушанье.
Есть только одно ограничение: в яйцах иногда встречается
кровь (запрещенная нам для употребления в пищу). Поэтому вареные яйца перед
едой разламывают и осматривают, а сырые яйца перед тем, как добавить их в
какое-либо кушанье, разбивают в стеклянный стакан и проверяют.
Если в яйце найдена кровь, не спешите его выбрасывать, а
позвоните раввину: возможно, что он даст указание выбросить только кровь, а
остальное съесть.
Однако сами этот вопрос не решайте: «художественная
самодеятельность» в законах Торы невозможна!
Лекарства
Евреям дозволено принимать только кашерные лекарства, если
их жизни не угрожает опасность. В состав этих лекарств не входят запрещенные
продукты животного или растительного происхождения. Производство лекарств на
фармацевтических фабриках в Израиле, как правило, находится под наблюдением
раввината и лекарства кашерны.
В случае применения заграничных лекарств следует
посоветоваться со знающим раввином.
Если же прием лекарств связан с опасностью для жизни, все
запреты, связанные с кашрутом отменяются. Для спасения жизни разрешается
принимать любые лекарства и любые виды пищи.
Особый аспект вопроса о кашерности лекарств - их употребление
во время праздника Песах: только «эхшер» «кашер лапесах» дает уверенность в
том, что в их состав не входит «хамец» (то есть какой-то ингредиент, полученный
от переработки злака).
Кашерная кухня
В кашерной кухне проявляется на деле верность евреев
заповедям Творца. Еврейская кухня превращается в маленькое святилище, в котором
укрепляется и тело и душа.
Вы решили соблюдать
кашрут - с чего начать?
Прежде всего: отныне в дом не попадает ни одного продукта
без «эхшера». Далее: не пользуйтесь никакой посудой, в которой вы раньше
готовили или на которую клали горячую пищу. Вместо нее срочно приобретите самый
необходимый минимум: посуду для приготовления пищи и ножи - отдельно для
молочной и отдельно для мясной (посуду, в которой заведомо была только холодная
пища, нужно только тщательно вымыть). До приобретения постоянной посуды
используйте одноразовые тарелки, ложки и вилки.
Далее: обязательно обратитесь к раввину с вопросом, что
делать с вашей кухней и старой посудой. Но не пытайтесь сами кашеровать ее: это
требует не только специальных знаний, но, но также известной сноровки и опыта!
Не стесняйтесь, обратитесь к раввину или в ближайший к вашему дому «Бейт -
Хабад», и вам окажут всю необходимую помощь.
Разделение посуды
В кашерной кухне поддерживается полное разделение мясного и
молочного. Это касается и продуктов, и посуды, и кухонной утвари, и полотенец,
и скатертей, и моющих средств.
Отдельный, третий вид посуды используется для нейтральной
пищи («парвэ»), например, нож для хлеба, для овощей и фруктов (особенно острых,
вроде лука, редиски, лимона и т.п.) Комплекты мясной и молочной посуды должны
заметно отличаться своим внешним видом или цветом и храниться отдельно.
Мытье посулы
Рекомендуется устроить на кухне две отдельные раковины: одна
для молочной, другая для мясной посуды.
Если это невозможно, можно пользоваться и одной раковиной,
но тогда ни еда ни посуда не должны касаться непосредственно раковины.
В этом случае посуду складывают и моют в раздельных тазиках
или решетках.
В машине для мытья посуды нельзя мыть и мясную и молочную
посуду. Самый простой выход - мыть в ней только мясную посуду, а молочную -
мыть руками над раковиной.
Новая посуда
Новую посуду, изготовленную неевреями, необходимо окунуть в
специальный бассейн (миквэ).
Исключение составляет посуда из некоторых материалов (например из пластика,
бумаги и т. п.). Металлическую посуду еще на фабрике часто покрывают особым
составом, предохраняющим от ржавения; как правило, он некашерный, и потому
такую посуду еще до окунания в «миквэ» необходило прокашеровать (о чем,
естественно, необходимо прконсультироваться с раввином).
Кухонное оборудование
Холодильники
Желательно, чтобы в холодильнике и морозильнике для
молочного и мясного были отведены отдельные места, препятствующие их смешению
(например, попаданию молока на мясо).
Плита
Идеальный вариант - большая плита для мясной пищи и
отдельная электрическая или газовая плитка для молочной пищи. Если их нет,
аккуратно соблюдайте чистоту горелок, чтобы на них не попадали и не смешивались
остатки пищи. Лучше всего, чтобы для мясного и молочного были отдельные
горелки.
Желательно не готовить одновременно на одной плите и мясное
и молочное.
Духовки
В духовке, предназначенной для приготовления молочной пищи,
запрещается готовить мясную. В духовке же для мясной пищи нельзя готовить
молочную пищу.
Даже нейтральные кушанья («парвэ»), приготовленные в мясной
духовке, запрещается есть вместе с молочной пищей, а приготовленные в молочной
духовке - вместе с мясной. Как сохранить кухню кашерной?
Помните: во всех случаях сомнения или ошибки обращайтесь
только к специалисту - то есть к раввину!
Суббота
В субботу запрещено готовить горячую пищу. Вся пища, которую
хотят в субботу есть горячей, готовится в пятницу и оставляется на слабом огне,
прикрытом листом жести, или на «субботней плате» - мармите. Зажигают огонь и
включают электричество в пятницу перед заходом солнца, а гасят - только после
окончания субботы.
В субботу запрещено подогревать холодную пищу, а также
смешивать горячую пищу, только что снятую с огня, с холодной.
Песах
Праздник Песах - совершенно особая тема кашрута, которой
должен быть посвящен отдельный проспект. Главная ее черта - запрет какого бы то
ни было употребления «хамеца», то есть всего, что изготавливается из пяти видов
злаков (пшеницы, полбы, ржи, ячменя и овса).
Даже тот, кто в течении года употребляет в пищу продукты с
любым клеймом кашерности, к празднику Песах покупает продукты, изготовленные
под особо строгим надзором. На упаковке такого продукта написано: «кашер
лапесах».
Вся столовая и кухонная посуда, которой мы пользуемся в
течении года, не пригодна для пасхальной пищи. В большинстве еврейских семей
хранится особый набор посуды на Песах. Часть посуды (в зависимости от
материала) можно прокашеровать перед Песах.
Кухонный стол и раковины для мытья посуды также должны быть
прокашерованы перед праздником.
Разобраться в технологии подготовки посуды к празднику
поможет вам раввин.
Пища, приготовленная
неевреем
Еще один запрет, принятый авторитетами Торы еще в глубокой
древности: есть пищу, приготовленную на огне неевреем (т.н. «бишуль нохри»). Этот запрет, однако,
не распространяется на продукты, которые обычно едят также в сыром виде. Так,
овощи или фрукты, сваренные неевреем, кашерны, однако яичница - нет (хотя яйца
едят и сырыми, это, как правило, делают лишь в случае особой необходимости).
Кашерное питание вне
дома
Есть только кашерную пищу в гостях, ресторанах, в поездах
столь же важно, как соблюдать кашрут дома.
Рестораны и
закусочные
Для евреев еда в ресторанах и закусочных требует проверки
ряда вопросов.
Прежде всего, нужно убедиться в том, что критерии кашрута
строго соблюдаются. Об этом должно свидетельствовать удостоверение о кашруте.
В ресторанах и закусочных, где готовят мясную пищу, должны
строго соблюдаться все законы о кашерном мясе, а также законы разделения мясной
и молочной пищи и посуды.
Требования кашерности всех продуктов и посуды, а также
присутствие «машгияха» относятся также к вегеарианским и молочным ресторанам.
Авиаполеты
На многих авиалиниях имеется возможность предварительного
заказа кашерной пищи.
Еда должна быть предоставлена вам в упаковке со знаком
кашерности. Посуда и приборы должны быть одноразовыми (из пластика или бумаги).
К пище нельзя прикасаться некашерными ножем, ложкой или
вилкой (даже чисто вымытыми).
Закончим словами
Ребе:
"Да будет воля Всевышнего, чтобы отныне и впредь всё,
что едят и пьют евреи, было только кашерным! Так, что всё тело - голова, сердце
и все остальное - будет по-настоящему еврейским, и тем более еврейской будет душа.
И открыто, бескомпромиссно: "Только так - и не иначе!".
И тогда соблюдение кашрута, имеющее первостепенное значение
и для каждого еврея, и для каждой семьи, и для всего народа Израиля в целом,
приблизит и приведёт день прихода Мошиаха, который освободит нас по-настоящему,
полностью, и поведёт нас, гордых, с высоко поднятой головой, в нашу
Страну!"
Да живет вечно наш
господин, учитель и Ребе Король Мошиах!