Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Священник Иоанн Павлов - В начале было слово


О греховном рабстве

«Если пребудете в слове Моем, — говорит Христос в Евангелии, — то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Народ, который слушал эти слова, подумал, что Господь говорит им о свободе внешней или политической. «Мы семя Авраамово, — отвечали они Христу, — и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» И тогда Христос объясняет людям, о какой свободе и о каком рабстве Он говорит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха… итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Таким образом, речь здесь идет о внутреннем рабстве и внутренней свободе. Человек почти всегда смотрит на внешнее — на внешнюю свободу, на независимость от людей, от поработителей и притеснителей, однако гораздо важнее иметь свободу внутреннюю, то есть быть свободным от рабства греху. Ибо все внешнее временно: и внешняя свобода, и внешнее рабство неизбежно проходят и прекращаются со смертью. И свободный властелин, и порабощенный им раб умрут одинаково, смерть тела положит конец свободе одного и рабству другого. Тогда как рабство греху — вечное, оно не прекращается со смертью, но идет за пределы гроба, где становится несравненно более горьким и тяжким. Поэтому можно говорить, что земная свобода или несвобода есть признаки временные и случайные, ибо они перестают действовать за пределами скоротечной земной жизни. Именно об этом относительном значении земной свободы писал апостол Павел: «Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов».

Итак, по христианскому учению, есть только одна истинная свобода — свобода от греха и только одно истинное рабство — рабство греху и через грех — диаволу. Что же такое грех? Преподобный Макарий Египетский говорит, что грех — это некоторая нематериальная сила сатаны, через которую он овладевает человеком и порабощает его. Как через святую и праведную жизнь мы приближаемся к Богу, соединяемся с Ним и получаем в Нем свободу, так через грех мы соединяемся с диаволом и попадаем к нему в рабство. По слову преподобного Макария, совершая грех, мы становимся с диаволом чем-то одним, соединяемся с ним воедино. И не нужно думать, что только тяжкие грехи, такие как убийство, прелюбодеяние, воровство, блуд и тому подобное, соединяют нас с диаволом. Нет, и все прочие грехи действуют точно так же. Если мы осуждаем, завидуем, сквернословим, злимся, жадничаем или говорим неправду, то также отдаем себя во власть диавола, порабощаемся ему. Потому он и старается всегда склонить нас ко греху — ведь через грех мы попадаем под его власть.

Диавол очень хитер и имеет многотысячелетний опыт совращения людей в грех. Он хорошо знает индивидуальные особенности и слабые места каждого человека, знает, кого, когда и на какой грех можно склонить. В Отечнике описано, как преподобный Макарий, живший в пустыне, однажды видел диавола, идущего в монастырь. Был он в человеческом образе, одет в длинную льняную одежду, которая была вся в дырах. В этих дырах висели разнообразные сосуды. Великий старец спросил его: «Куда идешь?» Сатана отвечал: «Иду навестить братию». «Для чего же у тебя эти сосуды?» — спросил опять старец. Он отвечал: «Несу пищу для братии». Старец спросил: «И все это с пищей?» «Да, — отвечал сатана, — если кому одно не понравится, дам другое, если не это, так получит третье. Какое-нибудь, конечно, понравится». Сказав это, он пошел.

Отсюда видно, что бес всегда приноравливается к человеку, пытается найти в его душе лазейку, слабое место. Если, к примеру, человек имеет склонность к гордости, то именно этими помыслами враг будет его искушать. Если же кто-то неустойчив в отношении блудной страсти, то всеми силами враг будет стараться ввергнуть его в грех блуда или прелюбодеяния.

В духовной войне, которую диавол ведет против человека, он пользуется как оружием помыслами, то есть приносит в наш ум и сердце некоторые мысли, чувства и движения, причем делает это так тонко, что мы принимаем их за свои собственные. Ум человека — это источник, из которого проистекает вся его деятельность. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, из правильных и добрых мыслей рождается все доброе, а из злых и ложных — все злое. Любой грех, любое преступление всегда начинаются с некоторого помысла — с малой незаметной мысли, «неизвестно откуда» пришедшей в голову человеку. Святые отцы различают несколько стадий, через которые проходит человек от первоначального помысла до совершения греха на деле. Первая из них называется «прилогом». На этой стадии у человека на горизонте его сознания появляется некая пока еще не очень ясная мысль. Если человек не обратит на нее внимания, то мысль исчезнет и не будет иметь никаких последствий. Если же он обратит на нее внимание и заинтересуется ею, то наступает вторая стадия — так называемое «сочетание» или «собеседование»: человек начинает понимать мысль и обдумывать ее. Если здесь не остановиться, то процесс переходит в третью стадию, которая называется «сосложение» или «соизволение» — человек начинает соглашаться с помыслом. Если и тогда он не найдет сил остановиться, то наступает четвертая стадия, называемая у отцов «пленение». Здесь помысел уже овладевает человеком, и он начинает искать способ и обдумывать план, как совершить грех самим делом. И наконец, найдя способ, действительно совершает его — это последняя, пятая стадия.

Приведем пример. Сидит человек у себя дома, пьет чай и смотрит в окно. И вот в какой-то момент ему в голову «неизвестно откуда» приходит некоторый помысел — он вдруг вспоминает, что неподалеку от дома началась стройка и вчера туда завезли кирпич. А ему как раз нужен кирпич для ремонта. «Может быть, сегодня вечером пойти туда и взять? — говорит помысел. — Тем более что нужно-то всего штук сто, не больше». И человек начинает обдумывать эти принесенные злым духом мысли. Ум человека, по словам святых отцов, подобен непрерывно вращающимся мельничным жерновам, которые перемалывают все, что в них будет брошено. Подобно жерновам, ум анализирует и обдумывает все те мысли, которые в него попадают. И вот постепенно у человека созревает план, как наилучшим способом взять кирпич со стройки и доставить домой. И если человек не остережется, то действительно в конце концов исполнит внушение демона — впадет в грех воровства. Выражаясь полукриминальным языком нашего времени, демон провел спецоперацию по совращению человека в грех, спецоперация прошла успешно…

Следует сказать еще, что время, которое проходит от появления помысла в уме до совершения греха на деле, может быть очень разным. Святые отцы говорят, что бес иногда с величайшим терпением в течение долгих лет склоняет подвижника к какой-либо страсти или греху — до тех пор, пока не увидит результата своих трудов. Иногда же бывает, что все пять стадий помысел проходит практически мгновенно. Часто так происходит, например, при впадении человека в грех блуда или прелюбодеяния.

Следует также помнить, что если человек порабощен греху, то он является жалким рабом греха и диавола. При этом внешняя свобода человека не имеет значения. Если, например, какой-нибудь царь, или президент, или начальник, или просто великий талантливый человек — писатель, ученый, артист — порабощен греху, то никакой он не царь, не властитель и не великий, а жалкий и презренный раб греха. И наоборот, часто нищие и смиренные монахи, у которых нет ни денег, ни власти, ни особых талантов, имеют высшую свободу — свободу от греха и диавола.

Для иллюстрации этой мысли можно указать на случай, происшедший с преподобным Варсонофием Оптинским, посланным к умирающему Льву Толстому. Толстой был известен своими антицерковными кощунственными выступлениями и находился в разрыве с Церковью. Отец Варсонофий поехал к нему с той надеждой, что, может быть, перед смертью он захочет покаяться и вернуться в Церковь. Тем более, что в последнее время жизни Толстой как будто бы сам тяготился таким разрывом и метался в поисках решения мучающих его вопросов. Однако, как видно, великий писатель всей своей предшествующей деятельностью дал диаволу слишком много прав над собой, и тот уже не захотел расставаться с принадлежащей ему добычей. Из миссии отца Варсонофия ничего не вышло — окружение Толстого не допустило его к писателю, и тот так и скончался без покаяния и в разрыве с Церковью. Когда старец вышел оттуда, его окружили корреспонденты. «Вот мое интервью, — сказал он им, — записывайте! Хотя он был и Лев, а не смог разорвать кольца той цепи, которой сковал его сатана».

Из этого случая хорошо видно, что через грех диавол приобретает права на человека, и чем больше мы совершаем грехов, тем больше прав имеет диавол. Соответственно тем меньше у нас остается свободы. Иногда это бывает явно для всех, — когда, например, какой-нибудь человек становится бесноватым. Но такое случается редко, большей частью диавол старается до времени не показывать своей власти. Однако рано или поздно непременно наступает момент (как правило, при разлучения души с телом), когда эта власть встает в полный рост и заявляет свои права на душу человека, и противопоставить ей тогда бывает уже нечего…

Человек, который освободился от власти греха и диавола, получает и еще одну, самую высшую свободу — свободу от смерти. Ведь державу смерти, по слову апостола Павла, имеет диавол, и потому избавление от диавола есть также избавление и от смерти. Преподобный Силуан Афонский говорит, что истинная свобода может быть только там, где есть бессмертие, потому что если его нет, то человек неизбежно является рабом смерти.

Именно к этой истинной, великой и вечной свободе призваны все христиане. И выкуплены они из рабства диавола не деньгами, не серебром и золотом, но драгоценной Кровью Пречистого Агнца Христа. Если же это так, если мы выкуплены Кровью Сына Божия, то не будем, братия и сестры, снова отдавать себя в позорное рабство греху, не будем добровольно порабощать себя диаволу. Да не случится с нами по известной пословице: вымытая свинья идет валяться в грязи. Напротив, противостанем злобному искусителю с твердостью, будем подвизаться против греха, и враги наши не устоят, ибо они уже побеждены Христом. Нам же только нужно усвоить себе эту победу. Оружия, которыми побеждается враг, известны: это молитва, покаяние, Исповедь, Причастие и жизнь по Евангельским заповедям. Если мы будем по силам вести такую брань, то мало-помалу начнем освобождаться от уз греха и от власти кровопийцы диавола, начнем приобретать свободу детей Божиих и таким образом в свое время непременно явимся чадами Воскресения, народом святым, наследниками вечной жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || К оглавлению || Следующая