Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Священник Иоанн Павлов - В начале было слово


О покаянии. Преподобная Мария Египетская

Христос, Сын Божий, выйдя на проповедь, начинает ее со слова о покаянии: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Отсюда видно, что все, желающие войти в Царствие Небесное, непременно должны покаяться — без покаяния никто туда не войдет. Заповедь о покаянии исполнили в своей жизни святые, которые оставили многие свидетельства о ее силе и важности. «Не думайте о покаянии легко, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — покаяние есть душа всех подвигов, это общее делание, которое должно одушевлять все прочие делания. Одни пребывающие в истинном покаянии достигли истиннаго преуспеяния… Милосердый Господь уготовал нам дивное, небесное, вечное Царство, указал дверь, которою мы можем войти в спасительную пажить Духа и Истины, дверь покаяния. Если пренебрежем покаянием, — без всякого сомнения, останемся вне. Добрые дела естественные, по чувствам, никак не могут заменить собою покаяния...»

Человек есть существо глубоко падшее и поврежденное. Все мы от природы наследуем генетическую болезнь Адамова греха. «Лукаво сердце человеческое более всего, — читаем мы в книге пророка Иеремии, — и крайне испорчено; кто узнает его?» Преподобный Макарий Египетский говорит, что со времени падения Адама грех, как некая бездна горечи, овладел душой каждого человека, заполнил ее до глубочайших ее тайников. Те, кто утверждает, что в человеке нет греха, подобны людям, которые во время наводнения тонут во множестве вод и не признаются в этом. Адамов первородный грех — это как бы глыба, висящая на шее каждого из нас, и к этой глыбе, к этой тяжести мы добавляем еще и бесчисленные личные грехи, которых у нас столько, сколько песка на морском берегу.

Таким образом, все без исключения люди для своего спасения нуждаются в покаянии. Господь в Евангелии говорит, что Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Любой, даже как будто бы небольшой грех не есть какая-то маловажная и незначительная вещь, не оказывающая на человека особого влияния. Напротив, каждый грех есть смертельный яд, убивающий душу и отдающий ее во власть диавола. И от этих смертоносных ядов, изготовленных в лабораториях ада, существует лишь одно противоядие — покаяние.

Покаяние есть тайна бесконечной любви Божией. Если бы Бог не дал нам покаяния, то ни один человек не спасся бы, но все без исключения погибли бы в аду. Ибо в духовном мире существуют свои законы, в соответствии с которыми человек, сделавший грех, должен быть наказан — и в этой временной жизни, и в вечности. Ведь и в физическом мире есть свои законы: например, если человек выпрыгнет из самолета без парашюта, то он непременно должен разбиться. Или государственные юридические законы: если человек нарушил такую-то статью Уголовного кодекса, он должен быть посажен в тюрьму на определенный срок, а иногда даже и пожизненно.

Подобным образом действуют и духовные законы. В книге Апокалипсис сказано: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». Это значит, что существует некоторый духовный закон, согласно которому тот, кто убивает, должен сам быть убит. Исполнение этого закона мы можем наблюдать в жизни. Так, разбойники и бандиты, убивающие людей, редко умирают своей смертью, но почти всегда погибают насильственно. Или еще пример: после революции 1917 года в России пролились целые реки крови, однако палачи и убийцы, пролившие ее, почти все были сами расстреляны в 1937—1938 годах. Здесь, говоря словами старца Паисия Святогорца, сработал духовный закон — тот самый, о котором говорится не только в Апокалипсисе, но и в других книгах Священного Писания: поднявший меч от меча погибнет.

И эти законы срабатывают не только на земле. Смертоносная сила греха направлена прежде всего в вечность — чтобы там отлучить человеческую душу от Бога и поразить ее вечной смертью. Человек, сделавший грех, по духовному закону подпадает под власть диавола и потому должен находиться там же, где и диавол, то есть в аду.

Следует сказать, что духовные законы действуют неотвратимо, так что никто не может их отменить, — никто, кроме Самого Господа Бога. Только Он один имеет власть над ними, имеет, по слову Писания, ключ, который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит. В каких же случаях Господь отменяет духовные законы? Он отменяет их в том случае, если человек кается. В этом и заключается чудо покаяния — даже самого закоренелого грешника оно способно вывести из преисподней и переселить в Рай. Например, человек совершил много тяжких грехов и по духовным законам непременно должен быть наказан. Однако если он предпримет должное покаяние, то эти законы по отношению к нему перестают действовать, и он не только получает от Бога прощение и избавление от наказания, но и возводится Богом из греховной бездны, куда он ниспал, на прежнее достояние, какое имел до совершения грехов.

Это может показаться невозможным чудом, однако если мы вспомним, что для христиан, читающих молитву «Отче наш», Бог является Небесным Отцом, то все сразу становится понятным. Ибо если и земной отец прощает вину кающемуся сыну, то тем более прощает ее Отец Небесный.

Пример отмены духовных законов хорошо виден из Евангельского повествования о блудном сыне, тяжкие грехи которого отец не помянул, но с радостью ввел раскаявшегося сына в дом. Также это хорошо видно на примерах многих святых, пришедших к Богу от великих грехов и освятившихся через покаяние. В качестве самого яркого такого примера можно указать на житие преподобной Марии Египетской, память которой мы сегодня совершаем.

Мария жила в столице Египта Александрии, в конце V века, и в молодости была блудницей, женщиной легкого поведения. Она буквально утопала в грехах и являлась дочерью геенны и погибели. Надежды на ее спасение, казалось, не было никакой. По всем духовным законам она подлежала осуждению. Но вот в ее душу пришло покаяние, у нее с глаз как бы спала пелена, и она увидела мерзость и безобразие своих грехов. Покаяние изменило ее жизнь до неузнаваемости, произошло чудо — из великой грешницы она стала великой подвижницей и одной из самых великих святых.

Почему же, спросит кто-нибудь, покаяние имеет такую силу? Потому что в покаянии сокрыта тайна бесконечной любви Бога к падшему и грешному человеку. Тяжкие грехи — это огромная глыба или гора, но любовь Божия — океан, в котором эта гора тонет. Нужно только сбросить ее с себя, то есть нужно покаяться.

Следует также сказать, что житие преподобной Марии имеет к большинству из нас самое прямое отношение. Между ее жизнью и нашей имеется как сходство, так и различие. Сходство заключается в том, что многие из нас были призваны в Церковь уже в зрелом возрасте, успев совершить в жизни множество грехов. Различие же состоит в том, что преподобная Мария стала великой святой, а мы пока не стали. Почему это так? Потому что покаяние преподобной Марии было несравненно более глубоким и сильным, чем наше. Она поистине сотворила достойные плоды покаяния. Ее покаяние было огненным. Она имела непоколебимую решимость следовать за Христом даже до смерти, а святые отцы говорят, что горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, чем труды долгого времени без него. Вот потому и восприяла преподобная Мария от Бога прекрасный и неземной дар святости. Мы же не имеем горячего произволения следовать за Христом, а потому хотя и идем за Ним по той же дороге, но плетемся с низкой скоростью, часто останавливаемся, а то и вообще движемся вспять. И потому те, кто имеет покаяние и горячее произволение, легко нас догоняют и перегоняют. Старец Паисий говорил, что если люди, живущие в миру, имеющие необузданный характер и обуреваемые страстями, не отчаются, но обратятся на покаяние и, возложив упование на всемогущество Божие, повернут руль своей мощной машины вверх, то очень скоро они обгонят другие машины, которые ехали много лет впереди них с низкой скоростью. Во времена молодости преподобной Марии в Александрии было много христиан. Наверное, глядя на ее блудную и скверную жизнь, они часто осуждали ее. Однако, обратившись к покаянию и изменив свою жизнь, она быстро обогнала всех тех, кто ее осуждал, кто двигался впереди нее с низкой скоростью…

Из жития преподобной Марии извлечем для себя, братия и сестры, два важных урока. Во-первых, никого никогда нельзя осуждать, даже явных и тяжких грешников. Преподобную Марию осуждали очень многие, а она стала одной из самых великих святых. И во-вторых, попытаемся увидеть со стороны самих себя и определить — движемся ли мы, и с какой именно скоростью движемся по пути христианской жизни? Не стоим ли мы на месте? Не плетемся ли черепашьим шагом? Не делаем ли один шаг вперед и два назад? И после того как мы это определим, постараемся увеличить ту скорость, с которой мы идем за Христом, с которой движемся по пути спасения. Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || К оглавлению || Следующая