Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Священник Иоанн Павлов - В начале было слово


О прелести. Преподобный Никита, епископ Новгородский

В аскетической литературе и в творениях святых отцов часто встречается слово «прелесть». Это слово означает «прельщение», «обман». Тот, кто в прелести, тот прельщенный и обманутый, находится в ложном духовном устроении, стоит на ложном духовном пути. Все христиане призваны идти по пути спасения. Но с любого пути, как известно, можно сбиться. Этим самым и занимается враг нашего спасения, диавол: старается сбить христианина с истинного пути, запутать, увести в сторону, чтобы он блуждал по кривым и ложным дорожкам, ведущим в болото, в тупик или в пропасть. О таких дорожках сказано в Писании: есть пути, кажущиеся благими вначале, но концы их — во дно адово. Враг наш, диавол, зная, что никакой человек не захочет добровольно встать на ложный путь, старается обмануть людей, прельщая их и представляя предлагаемые им пути добрыми и угодными Богу. Такое прельщение и называется прелестью.

Диавол — великий специалист в области обманов, подделок и фальшивок. Ловушки его бесчисленны, и свои сети он расставляет для всех людей. При этом для каждого он расставляет особые сети, всегда применяясь к характеру, свойствам и состоянию какого-либо человека. Главное оружие, которым пользуется враг в своей брани, — это мысли, которые он влагает человеку в голову. Если человек примет эти мысли за свои собственные, полюбит их, усвоит себе и послушается их, то он сбивается с истинного пути, духовное устроение его нарушается и из правильного становится ложным. Человек встает на ложный духовный путь, ведущий к разрушению, падению или даже гибели. Иногда это происходит медленно, а иногда быстро, в зависимости от характера и степени опасности прелести.

В Киво-Печерском Патерике описан случай, происшедший с преподобным Никитой. Никита, будучи молодым монахом, захотел проводить строгую жизнь в затворе и просил на это благословения игумена. Игуменом лавры был тогда святой старец Никон. Видя неопытность Никиты, старец не давал ему благословения на затвор, несмотря на то, что тот долго его упрашивал. И тогда Никита ушел в затвор самовольно, без благословения игумена. Конечно, ничем хорошим это кончиться не могло, ведь послушание является непременным условием монашеской жизни. Святые отцы говорят, что для монаха нет худшего падения, чем жить по своей воле. И потому диавол ничему так не радуется, как самочинию монаха, ибо самочиние — это прямой путь к прелести и гибели.

Пример Никиты со всей очевидностью подтверждает справедливость этого: уйдя в затвор, он впал в самую настоящую бесовскую прелесть. Проявлялось это следующим образом. Сначала во время молитвы он стал слышать голос, который молился вместе с ним. При этом келья его наполнялась каким-то приятным благоуханием. Ему пришла в голову мысль, что это молится с ним Ангел, — ведь не будет же, в самом деле, бес произносить слова молитвы. Никита поверил этой мысли, и тогда бес явился ему уже открыто — в виде светлого ангела. Никита поклонился ему, и с этого времени бес получил над ним власть. Бес сказал Никите, что он уже достиг совершенства и поэтому ему больше не нужно молиться, а нужно только читать книги и учить других людей, а молиться бес будет вместо него. Никита послушался, перестал молиться и только читал книги. Во время чтения он постоянно видел молящегося беса, который имел вид Ангела.

Вскоре Никита получил от беса сверхъестественное знание книг Библии, а также дар предсказывать некоторые будущие события. О нем пошла в народе молва, что он святой и прозорливый. К нему стали во множестве приходить люди за советом и наставлением, и он много говорил им из Священного Писания и других книг. Но, странное дело, когда он приводил слова Библии, то всегда это были тексты Ветхого Завета, а из Нового Завета он никогда ничего не говорил и даже слышать не хотел о Евангелии и Апостольских посланиях. Из этого, а также из некоторых других признаков монахи поняли, что Никита находится под бесовским воздействием. Такое состояние бывает очень опасно и почти всегда оказывается для подвижника неизлечимым и гибельным. Старец Иосиф Исихаст говорил, что если человек утвердится в прелести, то через какое-то время наступает так называемое «отравление мысленной крови». При этом повреждается в своей глубине сам ум человека, и исцеление становится практически невозможным, если только не подействуют молитвы великих святых и не вмешается по их молитвам Сам Господь Бог.

На свое счастье, Никита жил в Киево-Печерской лавре в тот золотой ее век, когда великие святые там не просто были, но их было много. Это преподобные отцы: Никон игумен, Пимен постник, Агапит врач, Исаакий затворник и многие другие. Итак, эти святые мужи сотворили многие молитвы за своего собрата, и вот после этого бес отступил от него. Никита вышел из затвора, причем все его сверхъестественные дарования сразу бесследно исчезли. Когда отцы спрашивали его, знает ли он что-нибудь из книг Ветхого Завета, то он ничего не мог вспомнить и говорил, что никогда этих книг не читал. Исцелившись от прелести, Никита пришел в чувство великого покаяния. Он много сокрушался о своем грехе и после этого снова стал проводить строгую жизнь, однако уже по благословению игумена. Подвизаясь, он достиг духовных высот и впоследствии был епископом Новгородским. Таково вкратце его житие.

Конечно, братия и сестры, пример преподобного Никиты — это крайний случай, когда прелесть принимает тяжелые формы и когда имеет место явное бесовское воздействие. У христиан, живущих в миру, такое бывает редко. Однако другие, относительно более легкие формы прелести встречаются часто. Можно даже сказать, что в прелести находятся все без исключения люди — в той или иной форме, в той или иной степени. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, величайшей прелестью является считать себя свободным от прелести. И действительно, у каждого из нас есть какие-то свои ложные установки, ложные мысли, которые человек принял и усвоил себе. И если он не сразу исправился, но прожил в таком состоянии некоторое время, то эта болезнь становится хронической. И тогда уже очень-очень трудно бывает разубедить человека в его ошибке.

Вот, например, человек принял и усвоил себе мысль, что какие-нибудь его родственники или соседи хотят от него избавиться, желают ему смерти. При этом для всех окружающих совершенно очевидно, что ничего такого нет и в помине. Но если человек не захочет отстать от своей мысли и не будет слушать других, то через какое-то время эта убежденность становится болезнью и разубедить его бывает уже невозможно. Естественно, что, находясь в таком состоянии, человек разрывает всякие отношения с теми, кого он подозревает, и пребывает с ними в состоянии конфликта и вражды. Это, конечно же, плоды работы диавола, и он радуется такому ее результату.

Или другой пример: человек поверил помыслу, что он — особенный, самый красивый, самый умный, талантливый и тому подобное. В этом случае все происходит точно так же: если он не обратит на свой помысел внимания и не отстанет от него, то мало-помалу в нем развивается страшная болезнь гордости. Внешние признаки ее многообразны: человек становится болезненно-самолюбивым, в отношениях с другими он бывает высокомерным, всегда считает правым только себя. Он презирает и злословит людей, а когда кто-нибудь явно в чем-то его превосходит, то к такому он испытывает неприязнь и записывает его (часто бессознательно) в число своих врагов. Если же гордость принимает скрытую форму, то признаки могут быть и другие: мнительность, болезненная зависимость от мнения окружающих, боязнь порицания и насмешек, стремление получить похвалу, зависть к чужим успехам, раздражительность, спорливость, осуждение других, хульные мысли. Все это суть признаки гордости. Конечно, гордость есть страшная болезнь души, и бесы всеми силами способствуют ее развитию. Начинается же история этой болезни с того, что человек когда-то принял и полюбил мысль, что он особенный, что он выше и лучше других. Совершенно очевидно, что мысль эту принес ему диавол, действием которого она прижилась и пустила глубокие корни в душе, так что избавиться теперь от нее бывает очень и очень трудно.

Таким образом, любая прелесть, любое ложное состояние или деятельность всегда начинаются с некоторой принятой человеком ложной мысли. Примеров здесь можно приводить великое множество. Вот человек поверил мысли, что главное в жизни — это деньги, и близкие теперь говорят, что его невозможно стало узнать, что из доброго, отзывчивого человека он превратился в противного дельца и скрягу. Или, например, человек поверил мысли, что раз он «влюбился» у себя на работе в молодую сотрудницу, то можно начать изменять жене или даже уйти из семьи. Или еще: человек, встретив на улице сектантов, поверил им, что истина в секте, а не в Церкви. Или, прочитав в какой-нибудь брошюре, что через полгода наступит конец света, человек поверил этой мысли, продал свою квартиру и ушел в леса, где живет в землянке…

Неисчислимы и изощренны сети и уловки врага нашего. Как же нам избежать его обольщений? Для этого прежде всего нужно иметь послушание, то есть научиться прислушиваться к мнению других людей, особенно к мнению родителей, священников, вообще людей старших и опытных. Причиной прелести преподобного Никиты, как мы видели, было именно его непослушание, его убежденность в своей правоте. Человек, который никого не слушает, становится легкой добычей диавола. Можно сказать, что такой человек уже находится в прелести. Нам нужно научиться подвергать сомнению кажущуюся собственную правоту и всегда допускать возможность ошибки. Например, принимая какое-то решение, и особенно решение важное, нужно сказать себе: «Мой помысел говорит, что следует поступить так-то и так-то, но я не могу быть до конца уверен, правильно ли это. Может быть, мне с кем-то посоветоваться?»

Далее, для того чтобы избежать прельщения врагом, нужно быть внимательным к тем мыслям, которые принимает наша душа, которые увлекают ее, которые ей нравятся. Нужно задавать себе вопрос: откуда эти мысли, истинны ли они? Есть, например, мысли, о которых можно сразу сказать, что они исходят от диавола. Это мысли осуждения людей, подозревания их в чем-то плохом, это мысли неприязни, ненависти, зависти, блуда, жадности и тому подобного. Если что-нибудь из этого приходит к нам в голову или на сердце, то ни на одну секунду не надо сомневаться, что эти мысли от врага. Потому что мысли от Бога — это всегда мысли добрые, оправдывающие ближнего, любящие его, сострадающие ему, желающие ему только добра. Святые отцы говорят, что всякое доброе слово о ближнем и радость о нем суть плод и действие Святого Духа, а злое слово и осуждение, напротив, исходят от врага.

Однако не всегда бывает так просто узнать вражии помыслы, как в этом случае. Ибо встречаются и несравненно более тонкие ситуации, когда исходящие от врага ложные мысли бывает распознать очень трудно. Как же нам действовать в этих случаях? По словам святых отцов, главный признак любой бесовской прелести состоит в том, что она не дает мира душе человека. Даже если приходящие от врага мысли как будто бы внешне хорошие и правильные, но душа все равно не имеет истинного мира, и в ней обязательно присутствует какая-то неуверенность, смущение, сомнение, беспокойство. Преподобный Варсонофий Великий говорит, что всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны. Ибо Господь наш всегда приходит с тихостию; все же вражеское бывает со смущением и мятежом. Подобное говорят и современные подвижники. По словам старца Иосифа Исихаста, как только ум начинает внимать прелести, так сразу же сердце человека наполняется смятением. Тогда как Благодать от Бога, напротив, сладка, мирна, смиренна, тиха, очищающая, просвещающая и не терпит никакого сомнения, что она — Божия Благодать. И потому нужно всегда смотреть в свою душу — что в ней происходит? Есть ли там истинный мир и тишина, или к миру примешивается смущение и беспокойство?

Следует сказать и о самом, может быть, главном средстве, способном избавлять нас от прелести и вообще от всех сетей вражиих. Таким средством является христианская добродетель смирения. Смиренному диавол повредить не может. Смирение опаляет и прогоняет его, как ничто другое. И, напротив, чем больше в человеке гордости и тщеславия, тем легче он становится добычей диавола, тем удобнее впадает в прелесть. Не напрасно сказано в Священном Писании, что погибели предшествует гордость, а падению надменность. Не напрасно и книга Иова называет диавола царем над всеми сынами гордости. Если он их царь, то, понятно, что они — его подданные, его рабы, которыми он управляет и над которыми имеет власть. Для того чтобы освободиться от этой власти, нужно избавиться от гордости и научиться смирению. Преподобный Силуан Афонский говорит, что вся борьба у христиан идет за смирение. Если душа научится смирению, то все сети врага будут порваны и все крепости его взяты. Потому и призывает нас Христос на путь смирения: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Христиане призваны в течение земной жизни вести брань с невидимыми врагами. Цель наших врагов — сбить нас с пути спасения и направить на путь, ведущий к гибели. Эта война идет у нас до гроба, враги наши в ней не устают и не отступают никогда. Чтобы победить в этой брани, требуется многое внимание к себе, к своей внутренней жизни. «Обдумай стезю для ноги твоей, — учит нас Священное Писание, — и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла». Нам нужно быть внимательными к тому, что происходит в нашей душе, какие мысли она любит, к чему имеет пристрастие, какие пути выбирает. Потому что если у нас нет внимания, то враги легко окрадывают нашу душу, оскверняют и запутывают ее. Невнимательная душа подобна не обнесенному изгородью огороду, который опустошают все, кто хочет: и воры, и куры, и козы. Никакого урожая, никаких плодов в таком огороде собрать не удастся. Чтобы избежать подобного опустошения, нам непременно нужно быть внимательными. Нужно стать хозяевами и собирателями своей души — насаждать в ней все доброе, истинное и отражать от нее все злое и ложное. Только поступая так, братия и сестры, мы сможем избежать многих сетей вражиих и пройти по пути спасения, не блуждая и не уклоняясь ни направо, ни налево. Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || К оглавлению || Следующая