|
Священник Иоанн Павлов - В начале было слово
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Господь и Создатель вселенной, когда пришло Ему время воплотиться, стать человеком и явиться в мир, приготовил Себе дом для вселения — Ту, Которая должна была родить Его и стать Ему Матерью, — Пречистую Деву Марию. Пречистая Дева должна была быть сосудом святейшим и чистейшим, безукоризненным и безупречным, ибо Сам Бог имел намерение вселиться в Нее и родиться из Нее. В обычае и у земных царей, говорит святитель Димитрий Ростовский, когда они хотят прийти в какой-либо город и жить в нем, заранее готовить себе дворец, который созидается самыми искусными мастерами из драгоценных материалов, на лучшем и возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее прочих жилищ человеческих. Такой прекраснейшей и славнейшей палатой не земного, но небесного Царя и должна была стать Дева Мария.
Давайте посмотрим, братия и сестры, каким же образом Господь готовит для Себя этот прекрасный дворец, то есть Пречистую Деву? — Он приводит Ее с младенчества, с трехлетнего возраста, в храм. Там, при храме, Она должна была освятиться, сделать совершенной Свою чистоту и приготовиться к рождению Христа. Таким образом, пример Божией Матери со всей очевидностью показывает, сколь великое значение имеет храм для нашего освящения, совершенства и приближения к Богу. Ведь если даже Пресвятой Деве, Которая Сама была храмом, нужно было жить при храме, то тем более все прочие люди имеют великую потребность в храме для своего спасения.
Что же такое храм? Храм — это место, где Господь присутствует совершенно особым, исключительным образом. Об этом Он Сам возвестил Соломону, когда тот построил Иерусалимский храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». Господь вездесущий, Он пребывает везде, на всяком месте, но в храме Он пребывает не так, а совершенно особым образом. Поэтому храм есть место глубоко таинственное, в нем сокрыты многие тайны и Божественная премудрость. И это неудивительно: ведь храм не является человеческим изобретением, но Сам Господь научил через великих пророков Моисея и Давида, как в точности он должен быть устроен.
Видимое устройство храма имеет многие смыслы и символизирует одновременно много вещей. Например, храм символизирует наш мир — вселенную, космос, мироздание. Мироздание состоит из трех частей — горнего Ангельского мира, материального мира людей и преисподней, где пребывают демоны. Подобно этому и храм состоит из трех частей — алтаря, средней части и притвора. И это имеет глубочайший смысл, ибо означает, что наше богослужение, церковные таинства и вообще все, что происходит в храме, имеет космическое значение, влияет на жизнь всей вселенной. Когда мы, например, обходим храм в пасхальную ночь, это означает, что Воскресение Христа имеет значение для всего мироздания. Или рассмотрим событие сегодняшнего дня — Введение в храм Божией Матери, — оно также имеет глубокий смысл: храм — это вселенная; Богородица входит во вселенную, как Царица, как Новая Ева, а за Ней грядет Христос, Царь вселенной, Новый Адам, — подобно тому, как когда-то Господь ввел в первозданный мир наших прародителей, Адама и Еву.
Помимо мироздания, храм символизирует собой еще и человека. На это тоже указывает трехчастное его деление. Человек, как и храм, трехчастен, он состоит из духа, души и тела. Наличие таинственной связи между храмом и телом человека подтверждается словами Христа о том, что Он воздвигнет разрушенный храм Своего тела в три дня. Такое сопоставление человека с храмом исполнено глубокого смысла: отсюда, например, следует, что человек призван стать храмом, в котором обитает Сам Господь. И это не просто красивые слова, — святые свидетельствуют, что Бог действительно вселяется и обитает в тех, кто освятился и сделал себя храмом. В Добротолюбии преподобный Исаия говорит: «Как Матерь Божия зачала Духом Святым Сына Божия, так и те, на кого снизойдет Благодать Божия, таинственно зачинают и носят в себе Сына Божия». И становится тогда человек поистине храмом и обиталищем Живого Бога, своего Создателя.
Кроме того, храм символизирует собой еще и Церковь Христову. Как храм складывается из многих кирпичиков, так и Церковь состоит из многих душ, верующих во Христа. Каждый кирпичик в храме находится на своей высоте, — так же и каждый христианин находится на своем духовном уровне. Сияющее золото купола — это святые, они ближе всех к Богу, снисхождение в мир Которого обозначает венчающий купол крест. Христиане призваны приблизиться к Богу, подражать святым, стать золотом купола. Но, с другой стороны, быть даже и последним кирпичиком внизу все равно спасительно, главное — не отпасть от храма, от Церкви.
Богословы говорят, что в храме и храмовых службах заключена вся история вселенной: сотворение мира и человека, грехопадение, проповедь пророков, явление в мир Христа, Страшный Суд и тайна Будущего века. Все эти события — и давно прошедшие и впереди грядущие — совершаются и уже совершились здесь, на наших глазах. В храме всесильная власть времени как бы отступает и приоткрывается завеса вечности. Круг храмовых богослужений является тем золотым кольцом, которым человек с ней обручается. Все мы, христиане, призваны к блаженной вечности, все мы ее обручники. Земной временный мир для нас — лишь место изгнания и странствования, а наша Родина — в грядущей вечности: мы ее дети, ее граждане. Пока мы еще не вошли в нее, пока время нашего странствования не окончилось. Однако прикоснуться к ней, заглянуть в нее мы можем отчасти уже сейчас — через храм и храмовые службы. Вот почему святые говорят, что храм — это Небо на земле.
Великие дары дает Бог христианам в храме. Здесь — источник нашего освящения, здесь обитает спасающая нас Благодать Божия. Здесь мы рождаемся для вечной жизни в святом Крещении. Здесь совершаются и все прочие таинства Церкви, главное из которых — Причастие — делает нас детьми Божиими, родными по крови Самому Господу Богу. Здесь осуществляется тайна соборности — единение христиан друг с другом и со Христом по Его слову: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь мы предстоим перед лицом нашего Небесного Отца, славословим Его, благодарим, приносим Ему свои молитвы и прошения. Отсюда, наконец, мы отправляемся в тот последний путь, о котором в чине церковного отпевания сказано: блажен путь, воньже идеши днесь, душе…
И, если коротко сказать, все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно и для земного его странствования, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием. Почему и восклицает святой псалмопевец Давид, что один только день во дворах Господних лучше тысяч, то есть за один день, проведенный в храме, можно отдать тысячи дней жизни вне храма.
Храм — это частица Неба на земле, частица того небесного Отечества, к которому идут христиане. Как люди, оказавшиеся волею судеб в чужом далеком государстве, собираются обычно вокруг посольства своей страны, потому что это частица их Родины, территория их Отечества, которое они любят и к которому стремятся, так и христиане собираются вокруг храмов Божиих, потому что это — частица их небесного Отечества, территория того Царства, подданными которого они являются и к которому, странствуя по этой земле, стремятся.
В книге Апокалипсис сказано, что в грядущем Царстве Христа храма уже не будет. Это и понятно: ведь храм — только образ Небесного Царства, и когда само оно наступит, нужда в образе отпадет. Но пока это еще не совершилось, пока мы не достигли своего Отечества, пока еще странствуем в этом мире, мы имеем великую нужду в храме Божием, а потому и должны, по примеру Пресвятой Богородицы, по примеру всех святых и праведников, прилепиться к храму, полюбить его, сродниться с ним на все время нашей земной жизни. Аминь.
|
|