Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Священник Иоанн Павлов - В начале было слово


О добродетели милосердия. Святой Петр Мытарь

Одной из самых важных христианских добродетелей является милосердие. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — говорит наш Спаситель. Тот, кто творит милостыню, уподобляется Самому Господу Богу, Которого Писание весьма часто называет щедрым и милостивым. Милосердие есть великая добродетель, и нередко она способна творить самые настоящие чудеса, например, производить полный переворот, полное перерождение в человеке, сделавшем кому-либо добро. Примеров тому в истории Церкви очень много, и один из них — житие святого праведного Петра Мытаря, память которого совершается 5 октября.

Петр жил в северной Африке в VI веке и служил мытарем, то есть ответственным за сбор налогов и таможенных пошлин при дворе правителя этой области. Следовательно, по-нашему, он был довольно богатым и высокопоставленным чиновником. При этом он отличался крайним жестокосердием — никогда никому ничем не помогал, ни разу никому не подал милостыни, а к Церкви был совершенно равнодушен. Однажды нищие, убогие и калеки того города, сидевшие на площади, разговаривали между собой и хвалили добрых людей, которые им помогали. Между прочим зашла речь и о Петре, и все нищие стали ругать его за скупость и жестокосердие. Они спрашивали друг друга, получил ли кто-нибудь от Петра хотя бы один грош, и вот выяснилось, что никто и никогда от Петра не получил ничего, никакой помощи и никакой милостыни. Тогда один из присутствовавших нищих сказал своим товарищам: «Что вы дадите мне, если я сейчас пойду и выпрошу у Петра милостыню?» Они, посовещавшись, собрали ему залог, сказав, что он получит его, если сумеет выпросить у Петра хоть что-нибудь.

И вот этот нищий пошел к дому Петра и стал ждать. Вскоре Петр вышел из дома, — он вел осла, навьюченного сумками с хлебами. Приблизившись, нищий стал просить милостыню. Петр не слушал его. Нищий плакал, увивался, умолял, упрашивал и так надоел Петру, что он стал искать камень, чтобы запустить в назойливого просителя. Однако камня не было, и вот Петр, в гневе, не имея под рукой ничего другого, схватил один из хлебов и бросил им в нищего. Тот сразу подхватил хлеб и побежал к своим товарищам, хвалясь, что сумел выпросить у самого Петра нечто; при этом он благодарил Бога, что Он помог ему выпросить хлеб.

Вскоре после этого случая Петр серьезно заболел. Врачи и лекарства не помогали, болезнь усилилась, и он приблизился к смерти. В одну из ночей, когда он, тяжко страдая, лежал на одре, ему было видение: Петр увидел, что он уже умер и душа его предстала перед грозным судом. Посредине были весы, с одной стороны стояли светлые Ангелы, с другой — страшные и бесчеловечные демоны. Демоны клали на чашу весов все злые дела Петра, и чаша была ими переполнена. Ангелы же не имели ничего, что можно было бы положить на противоположную чашу, ибо Петр не совершал в своей жизни никаких добрых дел. Тогда Ангел Хранитель Петра сказал: «Нам действительно нечего положить на весы, разве только вот что — недавно Петр дал одному нищему хлеб и нищий благодарил за это Бога». С этими словами Ангел положил данный Петром хлеб на чашу весов, и сразу же эта чаша перевесила все злые дела Петра. Демоны мгновенно исчезли, а Ангелы сказали Петру: «Иди, Петр, и прибавь к этому хлебу другие добрые дела, чтобы не взяли тебя бесы и не увлекли в бездну ада». На этом видение кончилось, и Петр, проснувшись, долго не мог прийти в себя, потому что видение было совершенно не похоже на обычный сон, но выглядело как реальность.

С этого момента Петр, к удивлению врачей, начал быстро поправляться и скоро стал совсем здоров. Однако случившееся произвело в нем совершенный переворот, — Петр полностью изменился. Он вспомнил свои грехи и ужаснулся своей жизни. До этого равнодушный к Церкви, он стал проводить строгую христианскую жизнь и, прежде всего, стал щедрым и милостивым, скорым на всякое доброе дело. Петр рассуждал так: «Если один малый хлеб, невольно в гневе брошенный нищему, так мне помог, что бесы, несмотря на все мои грехи, не смогли взять мою душу, то насколько же больше помогает милостыня, творимая добровольно?» И вот, к великому удивлению жителей города, Петр стал щедро помогать бездомным, калекам, убогим, больным и нуждающимся, так что в нем уже невозможно было узнать прежнего жестокосердого и скупого мытаря Петра.

Такую великую силу, братия и сестры, имеет милостыня перед Богом, — она поистине способна творить чудеса, полностью перерождать человека и буквально исторгать даже очень грешных людей из ада. Блаженный Августин говорит, что у врат геенны стоит Милосердие и не попускает ввергнуть в нее своих детей. У каждого из нас есть множество грехов, за которые мы достойны геенны, однако, если мы творим дела милосердия, — помогаем бедным, несчастным и убогим, то Господь не попустит нам быть ввергнутыми в геенну, потому что очень приятна и угодна милосердному Богу добродетель милосердия. Не напрасно сказал святой Исаак Сирский: дающий милостыню нищему попечителем о себе имеет Самого Господа. И еще его слова: отослав от себя убогого, ты уклонился от чести, данной тебе Самим Богом, и удалил от себя Благодать Его.

Таким образом, братия и сестры, сознавая за собой множество грехов и зная силу милостыни и добрых дел, все мы должны в свою меру исполнять эту любезную Богу добродетель, которая, может быть, как никакая другая, сильна возвратить нам милость, благословение и Благодать от Бога, избавить нас от гибели и ввести в жизнь вечную.

Вернемся, однако, к житию святого Петра. Однажды ему повстречался на улице раздетый человек, дрожащий от холода, так как время было зимнее. Петр, сжалившись над ним, снял с себя теплую одежду и отдал ее несчастному. Однако после этого, буквально в тот же день, Петр, придя на городской рынок, нашел свою одежду выставленной на продажу, — человек тот продал ее. Увидев это, Петр очень опечалился: он решил, что Бог не принимает его жертвы. «Нищий, наверное, пропил эти деньги, — думал он, — и от того, что я отдал ему одежду, вышло одно только зло». Придя домой, Петр забылся сном, и вот во сне он увидел Христа, Который был одет в ту самую одежду, которую Петр отдал нищему. Господь спросил его: «Узнаешь ли ты эту одежду?» «Узнаю, Господи», — отвечал Петр. «Итак, ты Меня одел, погибающего от холода», — сказал Христос, и видение окончилось.

Этот случай, происшедший со святым Петром, является ярким подтверждением известных слов Христа: то, что вы сделали одному из меньших Моих братий, вы сделали Мне. То есть то, что мы делаем людям, нуждающимся в помощи, мы делаем лично Самому Христу. Если мы одели раздетого, то одели Самого Христа, если накормили голодного, накормили Самого Христа, если помогли больному, помогли Самому Христу. И наоборот: если мы прошли мимо убогого, просящего о помощи, то прошли мимо Самого Христа, если не посетили страждущего, не посетили Самого Христа, если не помогли кому-то, не помогли Самому Христу. Христос отождествляет Себя с нищими, больными, заключенными и нуждающимися, а значит, мы всегда можем лично Ему делать добро! Для этого только нужно делать добро нуждающимся людям, и Он примет это как сделанное лично Ему! И те, кто так поступает, несомненно, услышат от Него на последнем Суде: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира, ибо Я был голодный, и вы накормили Меня, жаждал, и вы напоили Меня, был наг, и вы одели Меня, был странником, и вы приняли Меня…

Как же мы должны дорожить этой добродетелью! Как должны стремиться к ней! Шутка ли сказать: сделав добро какому-нибудь несчастному, мы сделали его Самому Христу! Не будем же никогда, братия и сестры, упускать возможность помочь нуждающимся, не будем проходить мимо них, ибо какой же глупец будет проходить мимо своего спасения? Да и совсем это нетрудно — по силам помочь ближнему, а вот награда за это бывает весьма и весьма великая. Ибо сказано в Писании: благотворящий бедному, дает взаймы Господу, и Тот воздаст ему за благодеяние его. Господь же когда воздает, то воздает всегда сторицей.

Святой же Петр, о котором наша речь, пошел по пути христианского совершенства еще гораздо дальше. Ведь цель христианской жизни всегда одна — приближение ко Христу и соединение с Ним, и, чтобы этого достичь, святые изобретали самые разные способы подвижничества. Вот и Петр, движимый любовью ко Христу, избрал для себя следующий путь — после явления ему Господа он сказал: «Если нищие — это то же, что Сам Христос, то я не успокоюсь, пока не стану одним из них». После этого он отпустил на волю слуг и рабов, продал свое имущество и, раздав деньги нуждающимся, действительно стал нищим. Проводя таким образом подвижническую жизнь, терпя все ради любви Христовой, Петр достиг святости, так что имел дар прозорливости и чудотворения.

Житие святого Петра, братия и сестры, является для нас ярким примером того, какую великую силу имеет добродетель милосердия. Один только хлеб, поданный убогому, совершенно изменил жизнь этого человека, сделав из жестокосердого мытаря, идущего путем гибели, великого праведника и святого чудотворца. Вот и нас с вами эта добродетель способна возвести на небо, сделать детьми Божиими и наследниками Царствия Христова. Ведь в Евангелии об этом совершенно ясно сказано: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || К оглавлению || Следующая