Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Священник Иоанн Павлов - В начале было слово


Молебен в школе искусств

Творчество — один из признаков богоподобия человека. Бог есть Творец, и человек — образ Божий — тоже имеет способность к творчеству. Бог — Творец в собственном смысле слова, Творец с большой буквы, человек — творец с маленькой буквы. Бог творит все из ничего, Он свободен в Своем творчестве и не связан ничем, человек же творит из материи, руководствуясь вложенными в него Богом законами разума, гармонии и красоты.

В чем же состоит цель и смысл творчества человека? Эти цель и смысл состоят в том, чтобы найти в окружающем нас мире красоту, истину, добро, мудрость и, выразив это в своем творчестве, донести до людей. Теоретически, кажется, все просто и ясно, однако на практике достигать такой цели всегда бывает нелегко. Почему? Потому что, как нам известно из Библии, человек живет в мире глубоко падшем и поврежденном. В нашем мире все, что первоначально замыслил Творец о Своем создании, часто бывает искажено, изуродовано и повреждено — повреждено как первородным грехом Адама, так и тем бесчисленным злом, которое совершали люди во все века своей истории. И по этой причине на земле всегда бывает непросто отделить красоту от безобразия, правду от лжи, добро от зла, а истинную мудрость от ложной. Вот и художнику непросто бывает увидеть в мире истинное добро и красоту, а увидев их, выразить в своих произведениях и донести до людей. Но в этом как раз и заключается смысл истинного творчества, и именно в этом направлении всегда должен двигаться настоящий художник, писатель, поэт или музыкант.

Каждый из нас в свою меру способен видеть красоту. Красота, добро и истина — это проявления Бога в нашем мире. Бог свят, и все дела Его святы, а потому, чтобы увидеть дела Божии, нужно и самому быть святым или хотя бы стремиться к святости. Нужно иметь душу, очищенную от грехов и страстей. Душа человека — как глаз: если глаз чистый, то он ясно все видит, а если в него попала грязь, то он перестает ясно видеть вещи. Так и душа — если она чистая, то ясно видит Божественные смыслы и Божественную красоту в мире и может передать это другим. И чем больше человек очистит себя, тем выше будет его творчество, тем ярче будут светить в нем истина, добро и красота.

Из этого следует вывод, что истинным художником может стать лишь тот, кто проводит чистую и высокую христианскую жизнь. Такой вывод подтверждается и мнением святых отцов. «Когда таланту усвоится Евангельский характер, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято».

Увы, мало в нашем мире художников, которые отвечали бы этим высоким требованиям. По словам святителя Игнатия, чаще всего бывает, что «люди, одаренные по природе талантом, не понимают, для чего им дан дар, и некому объяснить им это. Зло в природе, особенно в человеке, так замаскировано, что болезненное наслаждение им очаровывает юного художника, и он предается лжи, прикрытой личиной истинного, со всей горячностью сердца. Когда уже истощатся силы и души, и тела, тогда приходит разочарование, по большей части ощущаемое бессознательно и неопределенно. Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкой зло во всевозможном разнообразии. Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут».

Столь безотрадная картина имеет место потому, что большинство людей искусства не стяжали чистоты души, а значит, не могут ясно видеть Божественные смыслы в мире и в жизни. Добро в их произведениях всегда бывает перемешано со злом, красота — с безобразием и истина — с ложью. Свои страсти и грехи, все уродства своей души они неизбежно привносят в свои произведения и передают это другим людям — своим зрителям, слушателям и читателям. И в конечном итоге еще неизвестно, чего больше бывает от такого искусства — хорошего или плохого.

За данный талант человек должен благодарить Бога, давшего его, и должен помнить, что за использование таланта придется обязательно давать Богу ответ. Кому много дано, от того много и потребуется, говорит Христос. То есть чем больше талант и выше способности, тем больше спросится с их обладателя. Также следует всегда помнить о том, для чего нам даны Богом наши таланты и способности. По словам святых отцов, они даны нам для прославления Бога, для просвещения и научения людей добру и красоте, для утверждения их на пути истины и спасения. И за это с каждого наделенного талантом строго спросится на последнем Божием Суде. Что же ответят тогда те, кто использовал свой талант для всего противоположного — для умножения зла, греха и лжи, для погубления и развращения людей?

Поистине красота, как писал Достоевский, это страшная вещь, — там диавол борется с Богом, и поле их сражения — сердца людей. Чтобы нам не оказаться в этой борьбе на стороне диавола, требуется многое внимание и большая ответственность за свое творчество, требуется чистота души, которую дать может только жизнь по заповедям Христа. Ибо всякая красота, по словам святых отцов, должна быть непременно помазана Духом Божиим, а без этого помазания на ней неизбежно лежит печать тления. Помазание же Духом возможно только тогда, когда Этот Дух пребывает в самом художнике. Ведь Дух Святой, вселившись в человека, освящает не только его самого, но и всю его деятельность, в том числе и деятельность художественную. И потому именно вселения Духа прежде всего должны искать творческие люди, именно эту цель им всегда нужно иметь перед собой. Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || К оглавлению || Следующая