Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Российский
Православный Университет святого апостола
Иоанна Богослова Православная
антропология (Программа курса лекций) священник Андрей
Лоргус МОСКВА 2000 Часть первая: Творение 1.1. Введение I
Необходимость
антропологии: богословская; церковная; научно-психологическая; социальная. II Место
антропологии
в системе богословских дисциплин: догматика,
нравственное богословие,
практическое руководство, экзегетика. III Отношения антропологии к научным
знаниям: психология; физиология,
гуманитарные науки, другие
отношения. IV Структура
антропологии: Догматическая часть: творение, бытие, спасение;
Психологическая: ум, воля,
сознание,
память, личность; Прикладная: аскетика, церковь, священство, таинства,
монашество 1.2. Методология антропологии I Источники:
Священное Писание и Предание; Экзегетика; Догматика II
Святоотеческое
богословие: Проблема метода; Соборность; Понятие и символ;
Богословие и
аскетика. III
Методология:
Христологический принцип; Личностный принцип; Тождество субъекта и
объекта;
Реконструкция; Описательная и интроспективная антропология. 1.3. Общие
понятия о человеке I
Достоинство
человека: Творение, смысл творения; Образ Божий; Спасение. II Состав
человека: Двучастный,
трехчастный; модели Михаила Пселла,
Максима Исповедника, Вышеславцева. III
Сущностный состав: Душа и
тело, ум и плоть, душа и плоть,
дух, душа, тело. IV
Психо-антропологический состав: Уровни бытия - духовная
вертикаль. Уровни
психической жизни. 1.4. Тело и плоть человека I Два понятия в Священном
Писании: В Ветхом
Завете, в Новом Завете, у Апостола Павла. Различие и сходство понятий
«Тело» и
«плоть». II
Святоотеческое
богословие: творение, грехопадение, образ Божий: Троица, Христос, смерть.
Воскресение тел.
Диавол и тело человека. Обожение. III
Антропологический
анализ: Тело и плоть в психической жизни, в сознании, в
аскетике. 1.5. Душа I
«Душа» в Священном
Писании : жизнь человека, антоним смерти; человек, люди;
духовная сущность,
в отличие от тела; животная жизнь; Душа Христа и кровь; Господа
антропоморфизм;
«душа» народа. II Определения: Сущность;
Дыхание; Свойства; III Происхождение души: Предсуществование
душ, творение – креационизм; Рождение. IV
Телесность души: 1)
Бесплотность; 2) Тонкое тело; 3) Образ, форма. V
Бессмертие: 1)
Происхождение бессмертия; 2) Душа после смерти VI Силы
души: 1)
Свойства, силы, члены души; 2) Состав души; 3) Функции души и психика. VII
Греховность души:
1) Источник греха; 2) Проблема ответственности. 1.6. Душа и тело I Соединение
души и
тела.: 1) Одновременность происхождения; 2) Христос:
соединение двух природ
человек - соединение души и тела; а) метод аналогии; б) Таинственность;
3)
Пространство соединения; а) совпадение границ; б) соответствие членов
тела к
частям души; 4) Подчиненность; а) Отношение –
«узы» и «темница» - тело, «пленница»
– душа, «колесница»
«энергии» –
тело, «возница, «сущность» –
душа; б) Адам и Христос (должное соподчинение); 5)
Взаимные научения. II Жизнедеятельность души: 1)
Рост и
развитие души; 2) Состояния и деятельность души; 3) Преображения души. 1.7. Дух и Душа I Священное
Писание –
традиция употребление термина «дух»: 1)
Дух Святой, Дух Господень, Дух
Божий; 2) Дух жизни – душа (в значении – жизнь); 3)
Дух человека; 4) Дух –
действие, состояние; 5) Дух – ум; 6) Дух нечистый тварный II
Сравнительные
характеристики в святоотеческом богословии; 1) сходство; 2)
Различия III Действие
Духа и
духа.:1) Преображение; 2) Благодать; 3) Ум. IV
Творчество: 1)
Созидание; 2) Духовность; 3) Познание. V Аскетика: 1) Противоположность духа и
плоти. 1.8. Образ и
подобие I
«Образ» и «подобие»
в Священном Писании: 1) Ветхий Завет; 2) Ап. Павел; а) образ
«тленный» и
«нетленный»; б) образ Христов ; в) обожение; г)
подобие смерти. II Проблема образа:
1) невыразимость образа;
2) предмет образа; 3) телесность; а) человек и ангелы; б) образ Троицы;
в)
образ Христа III Черты образа: 1)
целостность человека; 2)
духовность; 3) свобода; 4) ведение; 5) личность; 6) обожение;; 7)
другие черты;
8) образ и подобие 1.9. Первозданный
человек I Место
человека в
сотворенном мире: 1) Человек и мир; а) человек –
владыка, творец и царь; б)
соработник и пользователь; в) микрокосм; 2) Человек –
устройство; а) бессмертие
; б) двусоставность; в) духоносность; г) в Адаме – множество;
3) Человек и Бог;
а) прямая связь – Дух; б) познание Бога – схождение
Духа; в) просветление -
восхождение Духа; II
Назначение
человека: 1) Познание Бога и мира; 2) самопознание; 2)
Деятельность и воля;
а) свобода; б) воля: выбор и творчество; в) Средства и речь (слово); 3)
Богообщение III Мужчина и женщина:
1) творение2) единство
Адама и Евы; 3) двоичность: тяготение и антагонизм; 4) полнота и путь к
ней; 5)
деторождение: способы объяснения IV
Коллективное и
индивидуальное: 1) Бог – творец души: источник
общего и личного; 2)
Рождение души: индивидуальное и родовое, общее V Творчество: 1)
Послушание и задание; 2)
Свобода и фантазия; 3) Вдохновение; 4) Источники образов; 5) Слово Часть вторая: Грехопадение 2.1. Зло и грех I Понятие греха: 1) Зло:
а) Не сущее; б) Ни
ангелы, ни души, ни демоны по природе не злы; 3) зло отпадение от
добра, его
недостаточность; г) Относительное зло; 2) Грех: а) Совершенный поступок
и его
последствия; б) Намерение – помысел, привычка, склонность,
порок; в) Страсть;
г) Наследственность греха; 3)
Диавол. III Адамов
грех:1)
Нарушение заповеди; а) запрет из-за незрелости Адама; б) испытание на
послушание; в) точка соприкосновения с Диаволом; 2) Самоутверждение;
а)Адам–«я
сам»; б) Не суть – но явь,
«плод»; поворот к внешнему результату; 3) Обман; а) Древо
познания – яд, прикрытый
личиной; б) Обман обожения; 4) Отказ от Бога; 5) Появление похоти
плоти; 6) Все
согрешили в Адама. III «Плоды»
греха: 1) Разрыв богообщения; а)
Испуг – страх: наказание наготы; б) Неведение Бога; в)
Изгнание из Рая; 2)
Неведение себя (себя и других, т. е. Евы); 3) Неведение мира. 2.2. Греховное
бытие человека I Греховное знание:1)
Забвение Бога –
забвение знания мира; а) Забвение своего образа; б) Забвение смысла
творения;
в) Забвение себя; 2) Ложность и лживость; а) Исчезает критерий истины;
б)
Знание становится ложным: фантазии, фантомы, «Лжеименное
знание»; 3) Свойства
чувственного знания; а) Потеря непосредственности; б) Опосредованность
чувствами, предметами, рассудком и т. п.; в) Аналитичность:
проблема
синтеза; г) Безвольность, неуправляемость; 4) Сохранение творческой
познающей
способности. II Греховная
воля и
деятельность: 1) Утраченное бытие; а) Утраченное блаженство;
б) Утраченная
жизнь; в) Утрачена любовь; г) Утрата постоянства; д) Утрата власти; е)
Человеческие сила, воля, вся деятельность направлены на восполнение
этих утрат.
2) Восстановление утраченного бытия; а) Страсть «условий
жизни»; б) Усиление
себя через внешнее и расслабление внутреннего; в) Двоение воли; г)
Состояния:
их временность и сила; д) Рассогласование структуры. III
Греховная любовь:
1) «Блаженства» и удовольствия; а)
Неизбежность любви – неискоренимое
свойство; б) Отказ от любви – страсть и наслаждения
– гедонизм; б) Самолюбие;
в) Эмоции; 2) Любовь к «жене»; а) Похоть
– редукция любви; б) Любовь и
страдания; в) Непостоянство и «труд» любви; г)
Антагонизм – любовь и самолюбие;
д) Власть и единство; 3) Любовь к Богу; а) религиозность и атеизм; б)
меркантильность; в) страх раба; г) непостоянство; д) подмена
– любовь к миру,
себе, чувствам. IV Диавол в человеческой
жизни: 1)
Грехопадение и следствия его; а) Первый грех; б) Диавол и воля; в)
Открытость
Диаволу; г) Попущение Бога; 2) Лукавство в человеке; а) Обман и ложь;
б)
Отравленное семя и отравленный мир; в) Демоническое и естественное; г)
Неизбежность борьбы. 2.3. Болезнь I Болезнь
–
проявление греховности: 1) Грех и его последствия; 2)
Наследование
греховной природы; 3) Болезнь как следствие и как причина; 4) Болезнь
–
недостаток Божественной силы. II. Понятие
о
болезни: 1) Телесные, душевные и духовные; 2) Болезнь и
одержимость; 3)
Духовно-аскетический смысл болезни. III
Психическое
переживание болезни: 1) Осозноваемость; а) Порог сознания;
б) Структура
болезненного сознания; 2) Переоценка; 3) Аутизм; а) Объективно; б)
Субъективно;
4) Объективное влияние болезни на душу; 5) Разрывы в связях тела и души. IV Значение
болезни в
аскетике: 1) Болезнь – скорбь; 2) Смысл болезни;
3) Значение болезни в
очищении, переоценке, смирении. 2.4. Душевные
болезни I Общий
обзор: 1)
Духовные и душевные болезни; 2) Болезни души и пограничные состояния;
3)
Одержимость, беснование; 4) «Смерть души». II
Расстройства
«интеллекта»: 1) Расстройства сознания;
2) мышления; 3) Восприятия; 4)
Памяти III Болезни
воли: 1)
Безволие и слабоволие; 2) Раздвоение воли; 3) Гиперволевые установки;
4)
Хотения, желания, воля. IV Болезни
личности:
1) Пограничные состояния; 2) Страхи и депрессии; 3) Распад личности; 4)
Уныние
и отчаяние. 2.5.
Психопатология I Обзор
психиатрии: 1)
Симптомы; а) Восприятия; б) Мышления; в) Памяти; г) Эмоций; д)
Внимания; е)
Воли; ж) сознания; 2) Синдромы; а) Астенический; б) Обсессивный; в)
Истерический; г) Синдромы сознания; д) Бредовые синдромы; е)
Эмоциональные
синдромы; ж) Двигательные; 3) Апатико-абулический; и) Дементный; к)
Олигофрения; 3) Заболевания; а) Шизофрения; б) Эпилепсия; в)
Маниакально-депрессивный психоз; г) Неврозы; д) Психопатии. II
Сравнительная
критика психиатрии: 1) Разность концепций; а) Причинность
заболеваний; б)
Различия в оценке клиники; 2) Антропологический подход к диагностике и
терапии психопатологии;
а) Самосознание и интроспекция; б) Исповедальная практика и беседы; в)
Таинства
и благодать; г) Аскеза. III Место психиатрии и
психотерапии в
православной практике. 2.6. Смерть I
Две смерти: 1) Разрыв с Богом –
смерть “первая”; 2) Разрыв души с телом –
смерть “вторая”; 3) смерть и грех. II Смерть
как
антропологическое откровение; 1) познание жизни; 2) познание
души; 3)
личность и смерть; 4) свобода или плен; 5) вечность или небытие; а)
страх
смерти; б) память смертная. III Жизнь
после смерти:
1) умирание; 2) участь тела; 3) участь души; 4) воскресение. Часть третья: Спасение 3.1. Смысл
спасения I Цель
духовной жизни
(что есть спасение): 1) Исцеление. Оздоровление, избавление;
2)
Восстановление; 3) Совершенство– праведность и благодатность;
4) Преображение,
обожение; а) благодатность; б) святость. II Стратегии
спасения: 1) По закону – праведник и преступник;
2) По вере – дуализм и
целостность; 3) По заповеди – праведник, грешник и блаженный;
4) По Христу,
«жизнь во Христе», «живет во мне
Христос». III Средства
и пути: 1)
Спасение через веру; 2) Через дела; 3) Через праведность; 4) Аскеза; 5)
Церковь
и Таинства; 6) Миряне, духовенство, монашество. 3.2. Учение о
спасении человека I Смысл спасения: 1)
Сущность спасения; а)
Правовая теория; б) Нравственная теория; в) Мистико-онтологическая
теория; 2)
«Субъект» спасения; а) Совершенство и блаженство;
б) Бессмертие; в) Ад –
избавления; г) Жизнь с Богом. II Христологический догмат: 1)
Предпосылки
Халкидонского собора; а) Томос Льва; б) Наследие Кирилла; 2)
Халкидонский
собор; 3) Деяние собора. III
Святоотеческое
учение: 1) Две природы во Христе; 2) Ипостась Христа; 3)
Плоть Христа и
душа. IV Спасение во Христе: 1)
Способ спасения;
2) Кенозис; б) Вольные страсти; в) Воссоединение с Богом; 2)
Принудительность
греха и свобода спасения; 3) Личное спасение; 4) Личность человека и
Личность
Христа; 5) Воипостасирование личности; 6) Вера и спасение. 7)
Принудительность
первородного греха и свобода спасения. V Пределы
естественной жизни: 1) смерть; 2) ад; 3) праведность и
творчество. VI
Сверхъестественность спасения: 1) Смерть
как переход – религия; 2) Избавление от Ада –
мессия; 3) Возвращения к Богу; 4)
Снисхождение Бога. 3.3. Жизнь во Христе I Сыны Божии и сыны человеческие: 1)Два
рода;
а) Ветхозаветное разделение; б) Новозаветное разделение; 2) Две жизни;
а)
Желаемое и действительное; б) Борьба. II Два пути:
1)
Свобода выбора; а) Свобода выше природы; б) Воля; в) Аксиология; 2)
«Свобода»
падения; а) Естественность распада; б) Компенсация и приспособление; в)
Принятие смерти; 3) Путь к Богу; а) Осознанность; б)
Сверхъествественность; в)
Аскетика – труд – синергия. III
Преображение –
онтологическое свойство человека: 1) Два преображения; а)
Преображение себя
для себя; б) Преображение мира для себя; в) Преображение себя для Бога
и мира;
г) Очищение; д) Покаяние; е) Искоренение помыслов и пороков; 2)
Освящение; а)
Вера; б) Ведение; в) Благодать; г) Вкоренение добродетелей; 3)
Обожение; а)
Преображение природы; б) Богопознание; в) Приобщение Богу по благодати. Часть четвертая: Душевная жизнь 4.1. Антропология
и психология. I
Предмет психологического анализа; 1)
Душа и психика; а) богословский взгляд; б) научный взгляд; 2) Духовная
жизнь;
3) Предмет – психические явления; а) Общие; б) религиозные. II Основные
понятия: 1)
Психофизические (психосоматические); а) Ощущения; б) Рефлексы и
инстинкты; в)
Установки; г) Состояния; д) Произвольные и непроизвольные; 2)
Психические; а)
восприятие; б) сознание; в) мышление; г) память; д) состояния; 3)
Умно-духовные; а) Душа и дух; б) Боговедение; в) Грех и покаяние; г)
Освящение
и благодать; д) обожение. 4.2. Душа и
душевная жизнь I Иерархия
душевной
жизни: 1) Уровни
душевной жизни;
а) Михаил Пселл; б) Преп. Максим Исповедник; в) Б. Вышеславцев; г) Свят
Григорий Нисский; 2) Состав; а) Члены души (силы); б) Соответствие
телу; 3)
Способности; а) Врожденные; б) Приобретенные. II Душевная
жизнь: 1)
Способы классификации; а) по содержанию, по качествам; б) по воле,
активности;
в) по осознанию (сознательно, подсознательное бессознательное) ; 2)
Свойства
душевной жизни; а) Единство; б) Вневременность; в)
Внепространственность; 3)
Состояния души; а) Произвольные и непроизвольные; б) Эмоциональные и
аффективные; в) Страсти. 4.3. Иерархия
бытия человека. I
Психосоматическая
вертикаль: 1) психофизиологическая зависимость; а)
Метаболизм, гомеостаз и
пр. – плоть; б) Структурная зависимость – тело; в)
Психофизика – модальность
чувств; 1) настройка; 2) установки (неразумная душа); 3) специфичность;
4)
навыки (бессознательное); 5) Восприятие; а) Психический уровень; б)
Целостность; в) Рассудок, мышление, образ; г) Ассоциативность, память;
д)
Обучаемость; 6) Интеллект – мышление, речь, память; а)
Мышление образное –
ассоциативное; б) Мышление понятийное; в) Диалектическое и
методологическое; г)
Интуитивное; д) Богословское – ум; 7) Личность; а)
Индивидуальность – сознание;
б) Социальность – самосознание; в) Любовь и жертвенность; г)
Религиозность и
богообщение. II
Духовно-умное
бытие: 1) Пребывание в Боге всецелого человека; 2) Свет
Духа; 3)
Богопознание и «мрак неведения»; 4) Познание вещей
нетленных; 5) Познание
«естества природы», «идей»; 6)
Познание чувственное. III Душа и
дух: 1)
Два ока души; 2) Ум, свойство души; 3) Качество движения –
воля; 4) Воля –
явление силы; 5) Любовь – благобытие; 6) Сознание. IV Иерархия бытия: 1)
Схема Евагрия –
Оригена; 2) Схема преп. Максима; 3)
Закон иерархии; 4) Подчиненность духу; 5) Пронизанность душеного и
телесного
бытия. V Два
«полюса» бытия:
1) Два стремления; естественное к множественности и божественное к
единственности; 2) Собирание в себе и различение по предметам; 3)
Созидание и
распад; 4) Творчество (конструирование) и пассивность (отображение); 5)
Грех и
добродетель. 4.4. Христианский гнозис I
Возможность
познания: 1) возможность
познания Бога; а) познание вложено в душу по сродственности; в)
благодатность
Богопознания; возможность познания мира; возможность познания себя. II Виды
познания: 1)Чувственное; 2)
Умозрительное; 3)Духовное. III Ступени познания: 1)
3-х частные схемы;
2) 4-х частные схемы.; 3) условия восхождения; 4) Апофатика; 5)
Катафатика. IV Цели
познания: 1) Восхождение
к Богу ; 2) Познание
сущих. V Качества
христианского гнозиса: 1) религиозность;
2) духовность; 3) личностность; 4) сверхличный характер; 5)
ограниченность и
безграничность; 6) Мистика. VI
Нехристианский
гнозис: 1) Отступление от Бога; 2) Неведение; 3)
Страстность, одержимость,
меркантильность; 4) Иные цели: а) власть; б) сласть; в) самость
–
человекобожие; 5) Иной универсум; а) Камера Обскура; б)
«Солипсизм.»; в)
психологическая недостоверность. 4.5. Учение об уме I Понятие
«ум»; 1)
«Ум» и «дух»; 2) Сущность ума;
3) Место ума в схемах; 4) «Ум» –
«око» - зрение;
5) «Ум Христов». II Свойство
(силы)
ума: 1) Ведение; 2) Стремление к ведению – эрос;
3) Проникновение всюду; 4)
Созерцание и мышление, сознание. III Ум и
мышление: 1)
Мышление – действование ума; 2) Мысль; 3) Чистый ум; 4)
Агнозия. IV
Созерцание ума: 1)
Очищение; 2) Воля; 3) Благодать; 4) Причастие истины; 5) Трезвение; 6)
Собранность в себе. V Влияние
аскетики на
ум: 1) Аскетика и ум; 2) Влияние просвещения ума на тело; 3)
Молитва – путь
христианского гнозиса.. VI Ум в душе
и теле: 1)
в сознании; 2) в восприятии; 3) управление телом; 4) сдерживание; 5) ум
и
страсти. 4.6. Мышление и
речь. I
Классификация
мышление: 1) Ассоциации: 2) Переносы; 3) Обобщения и
объединения; 4)
Абстрагирования – Несмелов, Выготский; 5) Теоретическое
мышление; 6)
Методологическое мышление; 7) Догматическое мышление. II Мышление
и речь: 1) Понятие
и значение; 2) Взаимовлияние в развитии;
3) Взаимодействие. III Речь в
онтогенезе: 1) Коммуникация; 2) Эгоцентризм; 3) Внутренняя
речь; 4)
Внеречевое мышление. IV Функции
речи: 1)
Коммуникация; 2) Информация; 3) Познание; 4) Молитва; 5) Мышление. V Виды речи: а)
слуховая; б) письменная; в)
голосовая; г) знаковая; д) внутренняя. 4.7. Православное
учение о слове. I Язык и
речь: 1)
Функция речи и системы языков; 2) Проблемы исследования языка; а)
Семантика
(Выготский); б) Семиотика – знак, символ, сигнал; в)
Синтактика; г) Прагматика;
д) Семантика. 3) Слово. II
Историческое
языкознание: 1) Слово Божие и Слово человеческое; 2)
Рождение языка; 3)
Разделение наречий; 4) Проблема происхождения языков; 5) Историческое и национальное развитие
языков; 6) Древние и
священные языки. III Учение о
слове: 1)
Слово и понятие; 2) Термины и имена; 3) Грани слова, старение слова; 4)
Слово-генез; а) семантический дрейф; б) морфогенез. IV Символ и
образ: 1)
Слово и образ; 2) Символ; 3)Знак. V Речь в
филогенезе
человека: 1)Несовпадение онто- и филогенеза.
2)Несостоятельность
эволюционной гипотезы; 3)От внутреннего слова – к внешней
речи – к письму; 4)
Омертвление слова; 5) Лживость речи и правда. 4. 8. Сердце I Понятие
«сердца»:1)
Онтологическое; а) синоним «душа»; б) чувства,
эмоции; 2) Мистическое; а)
глубина (бездна) и центр; б) познание; в) борьба помыслов; г)
нравственный
орган; д) Центр воли и действий; е) центр молитвы; 3) Символическое. II Жизнь сердца: 1)
грех и сердце; 2)
чувства; 3) болезни сердца; а) мрак; б) уныние; в) одержимость; г)
бесчувствие;
д) страстность; 4) Сердце и воля; а) желать, мочь, произволять; б)
бессилие
нравственности; в) страстное безумие; 5) Сердце и ум; а) ум –
просветитель; б)
ум – сторож; в) ум – стремление к Богу; г)
патология – разрозненность ума и
сердца; 6) Вера III Сердце и сознание: 1)
борьба помыслов и
борьба мотивов; 2) сердце
– пространство
чувств, помыслов, страстей и чувств; 3)
сознание – пространство мысли и помыслов; 4) Подсознание. IV Мистика сердца: 1)
чистота сердца; 2)
трезвение; 3) умное сердце; 4) сердце в благодати. 4.9. Совесть I Совесть
как
природное свойство души: 1) Вложенное при творении; 2)
Совесть свойство
сердца; 3) Совесть дар св. Духа. II Грех и
совесть: 1)
Нечистая совесть; 2) Очищение совести. III
Функции совести: 1) Испытание, суд; 2) Обличения,
«муки
совести»; 3) Наставничество. IV Свойства
совести: 1)
Независимость; 2) Нерассудительность; 3) Совесть и сознание; 4) Совесть
после
смерти. 4.10. Воля I Воля в
душевной
жизни: 1) Желания, хотения, стремления, влечения; 2)
Природная воля; 3)
Гномическая воля; 4) Способность, крепость, сила воли; 5) Терпение; 6)
Свобода
воли, самовластие; II Воля и
благодать: 1)
Свобода воли; 2) Добро и зло свободы; 3) Благодать и свобода; 4)
Самовластие;
5) Воля и Сатана. III Воля и
выбор: 1)
Помыслы и замыслы; 2) Желания; а) Природные желания и
потребности; б) Греховные; в) благие; 3)
Намерения и решения; 4) Настойчивость, упорство, усилие; 5) Воля и
спасение. IV Воля и
согласование воль: 1) Воля Божия и познание Её; 2)
Самоволие, своеволие; 3)
Бессилие и раздвоение воли; 4) Согласование; 5) Сила Божия в воле; 6)
Совершенная воля. 4.11. Сознание I
Традиционные
понятия «сознания»: 1) Процесс познания:
Вундт, когнитивная теория; 2)
Социальные теории; 3) Персоналистические теории; 4) Поток сознания
– душевная
жизнь; 5) Общее представление о сознании; 6)
Сознание, бессознательное и подсознательное. II Развитие сознания: 1)
У детей; 2)
Патология; 3) Становление: аскетика; дух, онтогенез; 4) Самосознание. III
Структура и
свойства сознания: 1) Тождество сознания; 2) Единство
сознания; 3)
Поливалентность; 4) Элементы или функции; 5) Трансцендентность
сознания; 6)
Полихрония; 7) Интегративность, системность; 8) Субъектность, сила,
аксиологичность; 4) Благобытие. IV Ум в
сознании: 1)
Целевая структура; 2) Гностическая устремленность сознания; 3) Функция
контроля; трезвение и сомаоценка. V Сердце и
сознание:
1) Чувства и эмоции в сознании; 2) совесть. VI
Православное
понимание сознания: 1) Духовность; 2) Вера; 3) Самосознание
как
персонализация духа; 4) Динамичность; 5) Аскетическая перестройка. 4.12. Самосознание. Ι
«?» и оценка себя: 1)
Успех – «могу»,
«хочу»; 2) Тревога – «боязнь
себя», «боязнь за себя»; 3)
Радость – внутренний комфорт, внешний комфорт; 4) Одиночество. ΙΙ
«?» и отношения к
другим: 1) Маски и модели поведения; 2) Оценка отношения
«ко мне»; 3)
Коррекция поведения по отношению «ко мне»; 4)
Образы других «Я» – генезис
«Ты»;
5) Сопротивление – антисоциальность. ΙΙΙ
Φели и мотивы: 1)
«Хочу» и достижимость – шкала
«притязаний»; 2) «Цели» и
комфортность – шкала
«ожиданий»; 3) Оценка целей; 4) Оценка
достигнутого; 5) Иллюзии, фантазии,
романтизм, обломовщина, маниловщина, утопизм. ΙV
Ρамооценка: 1)
Система ценностей; 2) Критерии оценок себя; 3) Стимулы оценки: тревоги,
комфортность, неуспех, страх,; 4) Продуктивность; 5)
V
Чувственно-эмоциональные модели: 1) Внутренний эмоциональный
комфорт; 2)
Поиск радости – удовольствие, наслаждение, комфорта; 3)
Эмоциональная оценка
целей; 4) Экспансивность и депрессивность. VI Понятие
“Я”: 1)
Неопределимость понятия “Я”; 2) Именование
“Я”; Обнаружение “Я”. VII Генезис
“Я”: 1)
Первоначальное единство психического опыта; 2) Дуализм; 3) Эгоцентризм;
4)
Эгоизм; 5) Одиночество; 6) Любовь. VIII
Структура “Я”: 1)
Онтологическая структура; 2) Феноменологическая структура. IX Свойства
“Я”: 1)
Самообнаружение; 2) Утверждение; 3) Инобытие; 4) Восхождение к Богу; 5)
Свобода. X Природа
“Я” и
самосознания: 1) Духовность природы сознания и самосознания;
2) Наитие Духа
и духовоплощение. XI
Воцерковление
самосознания. Часть пятая: Личность. 5.1.
Индивидуальность I Сущность
человека: 1)
Усия, природа; 2) Ипостась, лицо, личность; 3) Индивидуальность. II Понятие
индивидуальности: 1) Философское; 2) Психологическое; 3)
Богословское. III
Психофизическая
природа человека: 1) Нервная организация; 2)
Нейрогуморальная; 3)
Психотипическая; 4) Характер; 5) Архетип; 6)Тело. IV
Социопсихическая природа человека: 1)
Экстра-интра-вертивные; 2) Лидерство; 3) Партнерство; 4) V Социально-историческая:
1) Национально-этнические особенности; 2)
Эпохально-исторические; 3) Среда (конкретная социоально
бытовая); 4)
Профессиональные. 5) Культурно-языковые. VI Генезис
индивидуальности: 1) Самосознание; 2) Преодоление сознанием
индивидуальности; 3) Противостояние индивидуальности и сознания 5.2. История
понятия «личность» в
античности и в западной философии. I
Античность: 1)
Смысл понятия “persona”; 2) Смысл понятий
?ποστασις
θ
προσωπον;
3) Οроблема
понятия «личность» в античности. II Западное
богословие: 1) История термина
“persona”; 2) Использование греческих
терминов; 3) Боэций и Фома Аквинский; 4) Современное положение. III Западная
философия: 1) Декарт и Лейбниц о личности; 2) Индивидуализм
и философия
сознания; 3) Экзистенциализм; 4) Феноменологическая школа; 5)
Персонализм. 5.3. История
понятия «личность» в
русской философии. I Философия
XIX века: Сковорода;
Сперанский; Одоевский;
Хомяков; Самарин; Киреевский; Михайловский; Карпов; Достоевский;
Толстой. II Философия
Соловьёва и его последователей: Соловьев, Несмелов, Франк,
Булгаков,
Вышеславцев, Карсавин. III Русский
персонализм: Бердяев, Флоренский, Лосев, IV Русское
богословие
личности: 1)Проблема русской православной философии; 2) Вл.
Лосский; 3)
Архм. Киприан Керн; 4) Прот. Василий Зеньковский. 5.4. Православное
учение об
ипостаси. I Понятие
«ипостась»:
1) Как «сущность»; 2) Как
«общее» и «неопределенное»; 3)
«Ипостась». II
Святоотеческое
учение об ипостаси: 1) Свойства ипостаси; 2) Учение преп.
Иоанна Дамаскина;
3) Учение преп. Максима Исповедника. 4) Понимание
“ипостаси” в современной
патрологии. 5.5. Православное
учение о
личности человека. I Личность
– образ
Божий: 1) Единственность; 2) Уникальность; 3)
Универсальность – микрокосм;
4) Черты образа. II Личность
–
преодоление индивидуальности: 1) Индивидуальная природа; 2)
Противостояние
природы и духа; 3) Преодоление природы; 4) Приятие природы. III Личный
способ
бытия: 1) Самоидентификация и самоутверждение; 2) Защита и
одиночество; 3)
Недовольство собой; 4) Собирание и воссоединение души и тела; 5)
Осмысленность;
6) Творчество. IV Личность
и Бог: 1)
Устремленность к Богу; 2) Необходимость смысла жизни; 3) Богообщение;
4)
Воипостасирование во Христа; 5) Богоподобие. V Личность и
социум: 1)
Формирование личности в социуме; 2) Противостояние личности и социума;
3)
Сотрудничество, отрицание и подчинение; 4) Проблема власти. VI Любовь и
личность:
1) Самолюбие и любовь; 2) Преодоление гордыни; 3)
Жертвенность личности; 4)
Становление личности в любви. VII
Определения
“личности”. 5.6. Формирование
личности в
филогенезе. I Этапы
становления
личности человека: 1) Сознание и личность; 2) Постижение
индивидуальности;
3) Обнаружение «себя»; 4) «Я»;
5) Формирование личного сознания. II Дух и
личность: 1)
Устремленность к сверхбытию; 2) Религиозный поиск; 3) Встреча с Богом;
4)
Гордыня и смирение. III Детство
личности:
1) Значение раннего детского опыта; 2) Критическое отношение
к личному
опыту; 3) Отношение к родителям; 4) Уподобление личности родителей; 5)
Гендерные различия в детстве. IV
Психология
гендерных различий в личности. V
Критический обзор
психологических теорий личности. 5.7. Структура
личности и
динамические модели. I
“Я”: 1)
Инаковость природы “Я”; 2) Имя; 3)
“Я” и “Мое”; 3) Персона и
суверен; 4) “Я” и
мир. II Стратегия
личности: 1) Смысл жизни; 2) Цели и задачи; 4) мотивация и
смыслообразование. III
Бессознательное и
сверсознательное: 1) Проблема
подсознания; 2) Бессознательные аспекты личности; 3) Откровение и
мистика. IV
Моделирование
поведения: 1) Ролевое поведение; 2) Групповое поведение; 3)
Ситуационное
поведение; 4) Профессиональное
поведение. 5.8. Патология
личности. I
Пограничные
состояния. II Психозы и
неврозы. III Развитие
и
деградация личности: 1) Психический возраст; 2)
Необратимость некоторых
психических процессов в личности. IV
Психопатология. 5.9. Психотерапия
личности и
духовная жизнь. I Проблемы
психотерапии личности. II Обзор
психотерапевтических методик: 1) Психоанализ; 2) Групповая
терапия; 3)
Семейная терапия; 4) Клиентоцентрированная терапия; 5)
«Нейролингвистичкое
програмирование» (НЛП); 6) Другие методы. III
Взаимодействие религиозной
практики и психотерапии: 1) Исповедь
и психологическая помощь; 2)
Самоанализ и психоанализ; 3) Консультирование и коррекция. Часть шестая: Аскетика 6.1. Учение о
страстях I Смысл
термина: 1) Страсть
– страдание; 2) Страсть – порок; 3)
Естественные страсти; 4) Противоестественные страсти; 5) Телесные и
душевные
страсти. II История
учения: 1)
Истоки: Священное Писание и египетские монашество; 2) Евагрий
Понтийский; 3)
Преп. Иоанн Кассиан, преп. Нил Синайский; 4) Преподобные Исаак Сирин,
Ефрем Сирин,
Авва Дорофей и др. III Анатомия
страсти:
1) онтологический генезис; а) чистота первозданности; б)
страсти «даны за
грех»; 2) Психологический генезис; а) наследственность; б)
воспитание; в) грех;
г) защитные механизмы; д) механизмы достижения власти, реализация,
агрессия; 3)
Духовный генезис; а) Устранение ума; б) Болезнь воли; в)
Рассогласование; г)
Помыслы; д) Схема становления страсти. IV Определения страсти: 1)Климента
Александрийского; 2)Немезия Емесского; 3) Зарина; V Схемы
восьми
главных страстей: 1) Схема Евагрия; 2) Схема преп. Иоанна
Кассиана. VI Схема
возникновения страсти: 1) Прилог; 2) Сочетание; 3)
Сосложение; 4) Борьба;
5) Навык; 6) Пленение; 7) Страсть. VI.
Психологический
анализ схемы возникновения страстей: 1)Прилог; а) –
слово и образ; б) –
сознание, безволие; 2) Сочетания, помыслы, чувства, ум и сердце; 3)
Сосложение
– воля, желания, хотения; 4) Борьба – мотивы,
установки, цели, оценки, ценности
– воля; 5) Навык – действие – опыт,
удовлетворение или неудовлетворения,
чувства; 6) Пленение – привычки, зависимости,
страхи; 7) Страсти 6.2. Аскетика. I Начала
аскетики: 1)
Аскетика как способ совершенствования;
2) Христианская аскетика. II Познание
себя:
1) Познание грехов; 2) Припоминание
грехов (очищение памяти); 3) Познание глубины греха. III
Самонаблюдение: 1) Навыки; а) Различение мыслей и чувств;
б) Самоконтроль; в) Самооценка; г) Критичность; 2) Постоянство; 3)
Самоконтроль
и самопознание. IV
«Умное» делание: 1) Ум и воля; 2) Ум и
тело; 3) Ум и
сердце; 4) Трезвение; 5) Открытие ума; 6)Просветление сознания; 7)
Внутреннее
зрение. V Смысл и
место телесного
подвига в аскетике:
1) Подчинение душе и духу; 2)
Наслаждения и отказ от них; 3) Необходимость телесного подвига; 4)
Страдания
плоти (тела); 5) Тело - помощник души. VI
Пост: 1) Два смысла; а) Избавление от излишеств; б)
Умеренность 2) Действия поста; а) страдание от голода; б) сенсорное
голодание;
3) Последствия поста; 4) Обязательная нравственность поста. VII
Труд: 1) Необходимость труда для
«питания»; 2) Утруждение
тела, поддержание состояния; 3) Средство борьбы VIII
Бдение: 1) Поклоны и стояния; 2) Пение и чтение; 3)
Крестное знамение; 4) Бодрствование и
сон; 5) Режим, ритм, правило; 6) Сон; 7) Телесные навыки; 8) Позы и
походка; 9) Мимика;
10) Органы чувств IX Выводы: 1)
Влияние телесной
аскезы на душу и ум; 2) Влияние души на тело. 6.3. Аскеза и мир I
Социально-психологическая характеристика аскезы: 1) Семья и
родовые
отношения; 2) Влияние психологической конституции; 3) Коммуникативность
(речевая); а) пассивная и активная; б) диалогическая; в) коллективная;
4)
Культурная среда; а) Содержание «массы» культуры:;
1 Эротика; 2 Страх; 3 Чувственность;
4 Спорт как массовая культура; 5 Фестиваль как массовая культура; 5)
«Мирской
шум»; 6) Профессиональная
среда; 7) Антиличностное
и социализированное; II Стратегия
жизни: 1)
Достижимость; 2) Внутренние цели; 3) Смирение и покорность; 4)
Настойчивость,
упрямство; 5) Воля Божия; III Выбор
пути: 1)
Семья, брак (домашняя церковь); 2) Монашество; 3) Одиночество; 4)
Служение; 5)
Выбор аскезы; 6.4. Ступени
аскезы I Принципы
выбора: 1)
Осознанность и разумность; а) Образованность и подготовленность: б)
Рассудительность; в) Руководство; 2) Выбор по конституции; 3) Выбор по
условиям
жизни; 4) Этапы (лествица) аскезы. II Ступень
первая
– минимальная: 1) Не
совершение
грехов; 2) Соблюдение правил и норм (min); 3) Неизменность образа жизни. III Ступень
вторая: 1)
Первое отречение. Отказ от излишеств; 2) Включение в церковную жизнь;
3)
Частичное переустройство домашней и личной жизни. IV Ступень
третья: 1)
Решительные перемены в жизни; 2) Отказ от развлечений и массовой
культуры; 3)
Устройство «с нуля» домашней и личной жизни. V Ступень
четвертая: 1)
Отказ от личной жизни; 2) Служение (Церкви, людям); 3) Отказ от
принципа
удовольствий; 4) Включенность в церковный ритм жизни. VI Ступень
пятая: 1)
Внутреннее делание; 2) Сораспятие; 3) Созерцание. 6.5. Покаяние I Обращение:
1)
Самооценка; 2) Неудовлетворенность; 3) Переворот, решимость; 4) Отказ
от
самоугождения; II Покаяние:
1) Благодатность;
2) «Отделение»
себя от греха; 3) Прошение,
молитва; 4) «Ответность»
Бога. III Познание
греха: 1) Постепенность;
2) Глубины
греха; 3) Переходы;
а) от содержания к механизму; б)
от свойств к стуктуре; в) от явления к причинам; 4)
Покаяние и отречение; IV
Исцеление: 1) Изменения;
2)
Преображение; 3) Смирение V Исповедь: 1) Публичность; 2) Свидетель, его личность;
3) Таинственность;
4) Трудности покаяния; а) Стыд; б)Нежелание оставлять грех; в)
Отчаяние; 5)
Частота. VI Значение
сознания
в покаянии: 1) Комплекс страсти; 2) Уровни сознания; 3)
Искоренение,
покаяние и новые навыки. VII
Подсознание: 1)
Сердце и подсознание; 2) Воля
и
подсознание; 3) Совесть; 4) Действие благодати. VIII
Стратегия
поведения человека на исповеди: 1) Объясняющая, умственная;
2) Эмоционально
– аффективная; 3) Защищающаяся; 4) Поверхностная; 5)
Резонерская; 6)
Мазохистская; 7) Блудно – развратная. 6.6. Молитва I Молитва
как
духовное делание. II Молитва
как речь: 1)
Слово, термин, имя; 2) Организация слова; 3) Организация мысли; 4)
Молитва –
энергии – деятельность. III Духовный
смысл
молитвы: 1) Обращенность к Богу; 2) Стояние духа; 3)
Восхождение; 4)
Пребывание в Боге. IV Виды
молитвы: 1) Внешнее
делание; 2) Безмолвная
молитва; 3) Умно-сердечная молитва; 4) Богослужебная молитва; 5) Общая
молитва;
6)Виды по содержанию: а) Покаянная; б) Просительная; в)
Благодарственная; г)
Хвалебная. V
Психологическое
строение молитвы: 1) Речевое действие; 2) Безречевое
действие; 3) Умное
действие; 4) Круговое движение ума. VI Начальная
молитва:
1) Словесная молитва; 2) Молитва чтение; 3) Молитва слышание. VII Чистая
молитва: 1)
Борьба за чистоту; 2) Пределы молитвы. VIII Умное
делание: 1)
Умно-сердечная молитва; 2) Благодатная молитва; 3) Молитва в уме; 4)
Переход от
мышления к созерцанию; 5) Пребывание ума в сердце. IX
Медитация: 1)
Понятие «концентрации»; 2) Понятие
«медитации»; 3)«Транс» и
«гипноз»; 4)
Критический обзор религиозных практик. X Магичность
и
мистичность молитвы: 1) различие магии и мистики; 2)
Направленность
молитвы; 3) Сущность заклинания; 4) Личность молящегося; 5) Синергия. XI
Имяславие: 1)
История вопроса; 2) Позиция свящ. П. Флоренского; 3) Самарин и
Новоселов. 6.7. Трезвение. I Внимание: 1)
Внимание к себе – «внимай себе»; 2)
Внутреннее внимание: а) к помыслам; б) к
сердцу; в) к молитве. II
Трезвение: 1)
Надзор за помыслами; 2) Охранение сердца; 3) Надзор ума за самим собой;
4)
Сознание как трезвение; 5) Способы трезвения. III
Собранность: 1)
Ум и сердце; 2) Единение души; 3) Напряжение собирания; 4) Словесность
собирания. IV
“Невидимая брань”:
1) Совесть; 2) Навыки; 3) Очищение от помыслов и страстей; 4)
Милость
сердца: плач, любовь. 6.9.
Совершенство. Исихия. I Понятие
“исихии”: 1)
Термин “исихия”; 2) Определение; 3) Исихия как итог
пути; 4) безмолвие. II
Бесстрастие: 1)
Зависимость исихии и бесстрастия; 2) Богоподобие; 3) Благодатность
исихии; 4)
Первозданность состояния; 5) Относительная невозвратность исихии. III Феозис: 1)
Бесстрастие и исихия; 2) Боговедение; 3) Обожение плоти; 4)
Прозорливость; 5)
Чудотворение. IV Любовь: 1)
Смирение; 2) Милосердие; 3) Любовь. V Прелесть: 1)
Утрата трезвения; 2) Опьянение благодатью; 3) Умиление; 4) Фантазии и
иллюзии. Часть седьмая: Церковь. 7.1. Человек в Церкви. I Спасение в
Церкви: 1)
Возрождение человека; 2) Очищение; 3) Одухотворение; 4)
Совершительность
Таинств. II
Организация: 1)
Значение и необходимость церковной организации; 2) Социум и система; 3)
Община
и человек; 4) Авторитет и соборность. III
Церковная
иерархия: 1) Богословие иерархии; 2) Апостолы и епископы; 3)
Священство; 4)
Диаконы; 5) Учители и харизматики; 5) Старцы. IV Духовное
пастырство: 1) Духовное врачевство; 2) Воспитатель личности
и семьи; 3)
Исповедь и беседа; 4) Послушание; 5) Выбор духовника; 6)
Взаимоотношения с
духовным руководителем. V Церковная жизнь: 1)
“Круги” церковной
жизни; 2) Практика культа; 3) Благочестие в жизни христианина; 4)
Особенности
социальной жизни. 7.2. Монашество. I Безбрачие: 1)
Назначение природное и
духовное; 2) Безбрачие; 3) Девство. II Основание
монашества: 1) Объективные предпосылки; 2) Личности монахов;
3)
Исторические формы монашества. III
Богословие
монашества: 1) Выбор монашеского пути; 2) Избранничество; 3)
Разрыв с
“миром”; 4) Перестройка личности: а) сознания; б)
взаимоотношений; в)
внутрьобращенность; г) богообщение. IV
Монашеские пути: 1)
Общежитие; 2) Келиоты; 3) Отшельники; 4) Затворники; 5) Старчество. V Монашеские
подвиги:
1) Воздержание; 2) Послушание; 3) Молитва; 4) Терпение; 5)
Нестяжание; 6)
Смирение. 7.3. Женщина и
жена. I
Происхождение: 1)
“Рождение” Евы; 2) Вторичность Евы; 3) Равенство
духовной природы; 4) Природное
и психическое неравенство; 5) Женщина и жена. II Смысл
двуполой
природы: 1) Смысл создания; 2) Любовь; 3) Деторождение; 4)
Спасение; 5)
Символизм в Священном Писании и культуре. III
Эмансипация и
феминизм: 1) Ветхозаветное неравенство; 2) Новозаветное
неравенство; 3)
Унижение и насилие над женщиной; 4) Уравнение в правах; 5) Эмансипация
как
освобождение; 6) Феминизм. IV Женское
монашество. 7.4. Брак. I Проблемы
богословия
брака. II Понятие
христианского
брака: 1) Брак – союз; 2) Брак –
Таинство; 3) История брака до Христа
Спасителя; 4) Брак в Новозаветном учении. III
Святоотеческое
учение о браке: 1) Противоположные учения; 2) Святость
брака; 3) Вечность и
единственность брака; 4) Цель и смысл брака; 5) Церковь и брак. IV
Богословие брака: 1)
Совершение брака; 2) Онтологическая суть брака; 3) Деторождение. V
Супружеская любовь:
1) Смысл любви; 2) “Жизнь” любви; 3)
Зачатие; 4) Преображение в любви; 4)
Сублимация; 5) Жертвенность любви. VI
Извращенная
любовь: 1) Насилие; 2) Распутство; 3) Самолюбие; 4) Измена. |
|