|
Послание Святого Игнатия Богоносца к
Поликарпу
{Пред отбытием из Троады в Неаполь, св. Игнатий написал послание к
епископу смирнскому Поликарпу: оно от начала до конца есть пастырское
наставление, особенно посвященное обязанностям епископа и паствы.
Сирский перевод его сохранился в двух кодексах: он содержит в себе
только шесть глав по греческому тексту и только две мысли из остальных}.
Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше жe -
состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа, желает
премного радоваться.
{Глава I. Похвала и увещевание}.
Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на
неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился
видеть непорочное лицо твое (т.е. в бытность Игнатия в Смирне на пути в
Рим), которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя
благодатью, которою обличен ты: ускоряй свое течение и умоляй всех,
чтобы спаслись. Блюди место свое (т.е. епископский сан) со всяким
тщанием - плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет
ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в
любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси
большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух.
Говори с каждым как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный
подвижник. Где больше труда - там больше и приобретения.
{Глава II. Продолжение увещеваний}.
Если любишь только добрых учеников, еще нет тебе за это благодати: лучше
худых покоряй кротостью. Не всякая рана врачуется одним и тем же
пластырем: острые боли утешай прохладительными примочками. Во всем будь
мудр, как змея, и незлобив, как голубь. Для того ты вместе и телесен и
духовен, чтобы ласково принимал и то, что является тебе наружно, но
молись, чтобы тебе открыто было и сокровенное, дабы не иметь ни в чем
недостатка, напротив, с избытком обладать всяким дарованием. Как кормчим
нужны ветры, или обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен
ты - для того, чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителен, как подвижник
Божий. Наградой будет нетление и жизнь вечная, в которой и сам ты уверен.
Во всем порукой тебе я и мои узы, которые ты возлюбил.
{Глава III. Продолжение}.
Люди, которые кажутся достойными доверия, я между тем учат иному, не
должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, по которой бьют.
Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для
Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он терпел нас. Будь еще усерднее,
нежели каков теперь. Вникай в обстоятельство времени. Ожидай Того, Кто
выше времени - безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося
видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию,
все ради нас претерпевшего.
{Глава IV. Продолжение}.
Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После Господа, ты будь попечителем
их. Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без
воли Божьей - чего, впрочем ты и не делаешь. Стой твердо! Собрания пусть
бывают чаще. Сзывай всех до одного. Рабов и рабынь не презирай, но и они
пусть не надменяются; напротив, пусть во славу Божию еще более поработят
себя, чтобы получить им от Бога лучшую свободу. Пусть не домогаются
получить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти.
{Глава V. К чему епископ должен увещевать супругов безбрачных и
вступающих в брак}.
Избегай ухищрений, а более беседуй о следующих предметах. Сестрам моим
внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по
плоти и по духу. Равным образом и братьям моим заповедуй именем Иисуса
Христа, чтоб они любили сожительниц своих, как Господь - Церковь. Кто
может в честь Господа плоти пребывать в чистоте, пусть пребывает без
тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать
себя больше епископа, то пропал совершенно. А те, которые женятся и
выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак
был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью.
{Глава VI. Обязанности христианской паствы}.
Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я - жертва за тех, которые
повинуются епископу, пресвитерам и дьяконам. И пусть часть моя в Боге
будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь
свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии
домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого
воинствуете вы, от кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не
будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как
шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение. Взносом
вашим пусть будут дела ваши, чтобы после получить вам следующую вам
прибыль. Итак, будьте долготерпеливы друг ко другу с кротостью, как и
Бог (долготерпелив) к вам. Всегда желал бы я быть с вами.
{Глава VII. Отправьте посла к антиохийским христианам по случаю
восстановления мира}.
Так как мне стало известным, что Церковь антиохийская в Сирии, по
молитвам вашим, наслаждается миром, то и я, в Божьей безпечальности,
стал благодушнее, только бы придти мне к Богу чрез страдание, дабы в
воскресении явиться мне вашим учеником. Тебе, богоблаженнейший Поликарп,
надобно созвать боголепнейший совет и избрать кого-нибудь особенно вам
любезного и усердного человека, который мог бы назваться Божьим послом:
ему поручить, чтобы, отправившись в Сирию, он прославил там неослабную
любовь вашу к славе Божьей. Христианин не имеет над собою власти; он
принадлежит Богу. А это дело - Божье и ваше, когда вы исполните его. Ибо
я уверен в благодати Божьей, что мы готовы на всякое доброе дело Божье.
Посему-то, зная ваше согласие с истиною, я и предложил вам наставление в
кратком послании.
{Глава VIII. Пусть и другие Церкви отправят в Антиохию послов или письма.
Приветствия}.
Так как я, по причине внезапного, по воле начальства, отплытия из Троады
в Неаполь, не мог написать ко всем Церквям, то к ближайшим Церквям
напишешь ты, как знающий волю Божию, чтобы и они сделали то же самое.
Кто может, послали бы нарочных, а другие отправили бы письма чрез
посланных тобою, чтобы прославиться вам бессмертным делом, как ты и
достоин того. Приветствую всех поименно, и жену Епитропа со всем ее
домом и детьми. Приветствую возлюбленного моего Аттала. Приветствую того,
кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать с
ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться в Боге
нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом.
Приветствую Алкия, вожделенное мне имя. Укрепляйтесь в Господе.
|
|