Александр ДУГИН МИСТЕРИИ ЕВРАЗИИ из-во АРКТОГЕЯ, Москва, 1997 ------------------------------------------------------------------------ Глава 8. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И ИНИЦИАЦИЯ Исследование сакрально-географической проблематики России и, шире, Евразии, привело нас к необходимости рассмотреть и чисто религиозный аспект "русской особости", аспект, связанный непосредственно с Православной Церковью, в которой сосредоточен один из важнейших элементов идентичности "Континента России". Необъятность данной темы заставляет нас выбрать изначально какой-то один пласт этой проблемы, определить тот угол зрения, который ляжет в основу нашего исследования. Мы считаем, что наиболее сущностным и наиболее интересным определением специфики Русского Православия было бы ее рассмотрение в контексте трудов Рене Генона. Для того, чтобы это осуществить, или, точнее, для того, чтобы заложить основу подобному подходу, предполагающему неограниченные возможности глубокого и неожиданного понимания русского Православия, нам придется вкратце изложить важнейшие положения Генона в отношении экзотеризма и эзотеризма, инициации и контринициации. Отталкиваясь от этих положений, мы сможем лучше и яснее постичь тайну России и смысл ее исторической миссии. Религия и инициация по Генону Согласно Генону, Традиция (то есть совокупность сакральных знаний, восходящих к примордиальному и нечеловеческому божественному источнику) в последние периоды нашего цикла Кали -юги, насчитывающей уже несколько тысячелетий, обязательно разделяется на две части ¦ на экзотеризм и эзотеризм, причем экзотеризм может проявляться как в форме религии (иудаизм, христианство, ислам), так и в иной нерелигиозной форме (индуизм, конфуцианство, буддизм и т.д.). Экзотеризм представляет собой социально-психологический, упорядочивающий аспект Традиции, то есть лик Традиции, обращенный исключительно вовне, к людям, и доступный для всех членов традиционного общества без исключения. Эзотеризм, со своей стороны, это сфера чисто духовная. В этом своем уровне Традиция апеллирует к "элите", к "избранным", призванным углубиться внутрь сакральных доктрин и догм. Эзотеризм является внутренней стороной Традиции, экзотеризм ¦внешней. В нормальном случае религиозное общество имеет два типа ритуалов, предназначенных для вхождения неофита в лоно Сакрального: первый ¦ это прием в экзотерическую организацию ("обращение"); второй ¦ инициация, прием в эзотерическую организацию. Инициация ¦ это основа эзотеризма, и в определенных случаях ее можно толковать расширительно не только как сам ритуал, но и как комплекс эзотерических и символических доктрин, с ним связанных, и даже как проявление конкретных духовных влияний, превышающих сферу внешней экзотерической традиции. Наличие именно такой двойственной структуры в традиционном обществе является, согласно Генону, необходимым условием для того, чтобы это общество было нормальным и полноценным. Особенность христианства Но такое схематическое представление нуждается в особом пояснении касательно христианской религии. Генон считает, что христианская традиция, в отличие от иудаизма и ислама, была изначально неполной и соответствовала лишь эзотерическому и инициатическому уровню. В доказательство этого им приводится, в частности, соображение, что в Новом Завете отсутствует легислативный, социальный аспект, составляющий суть экзотеризма. И лишь в позднейшие эпохи христианство как бы спустилось на экзотерический уровень, приняв в качестве социальной религиозной базы переработанный кодекс римского права. Этот изначальный и сущностный эзотеризм христианской традиции следует иметь в виду для понимания дальнейших соображений. Шиитская проблема в оптике Анри Корбена Картина деления Традиции на внутреннюю и внешнюю неприменима также и в особом случае исламской традиции ¦ в случае шиизма. Наиболее авторитетный из западных исследователей ислама Анри Корбен указал на очень интересную особенность иранского ислама, являющегося по-преимуществу шиитским. Этот шиитский ислам, с одной стороны, изобилует явными и многочисленными ссылками на эзотеризм, и в частности, основа шиитской доктрины заключается в признании центрального места "света имамата" и сакральной миссии Али, первого из имамов, что соответствует глубинно-эзотерическому уровню мусульманской религии. С другой стороны, именно в шиизме менее всего распространены собственно "суфийские" инициатические организации. Корбэн утверждает, что шиитский суфизм есть вещь редчайшая и исключительная. Таким образом, шиитский Ислам не соблюдает нормы строгого деления на внешнее и внутреннее, как это имеет место в суннизме. И сам Генон, впрочем, признает, что иранский Ислам ¦ явление особое, и связывает при этом отсутствие в нем запретов на изображение фигур людей и животных в сакральной живописи (запретов, строго соблюдаемых в суннизме) со спецификой арийского происхождения иранцев, менее склонных, нежели семиты, к идолопоклонничеству. Итак, в шиизме (и особенно в иранском шиизме) мы имеем дело с традицией эзотерической, более открытой и менее формализованной и институционализированной, нежели ат-тасаввуф, суфизм. В случае крайнего шиизма (исмаилизма) это и вовсе очевидно, так как там экзотеризма фактически нет вообще. Заметим также, что в рамках исламской уммы, повторяющей в общих чертах контуры халифата, иранцы и географически и интеллектуально занимают наиболее "восточные" регионы (вспомним "Восточную Теософию" Сухраварди). Православие и Восток Если принять во внимание все вышесказанное, аналогия между католичеством и суннизмом, с одной стороны, и Православием и шиизмом, с другой, напрашивается сама собой. Во-первых, в отличие от католицизма в истории Восточной церкви практически невозможно зафиксировать никаких особых эзотерических организаций ¦ герметических орденов, кампаньонов, гностических братств. Но при отсутствии их явных следов эзотерическая подоплека Православия очевидна ¦ в сакральной архитектуре церквей, в инициатической иконописи, в широко распространенной апофатической теологии (фактически отмененной экзотерическим католицизмом при введении догмата о филиокве *(сноска:Подробнее см."Ver la Tradition"; Nicolas Vardhikas "Est et Ouest" N 43, 1991. Filioque ¦ догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (Filio) был введен по настоянию Карла Великого.)*, в монастырских созерцательных практиках, в исихазме, старчестве, традициях юродивых и т.д. Во-вторых, Православие никогда не превращалось в сугубо социальную религию, оставаясь над этим уровнем. Православный Патриарх в отличие от Папы был в первую очередь духовным центром Церкви, и его влияние общественно-политическую жизнь прямо не затрагивало. Именно социальная роль Римского Папы и была объектом суровой критики в алрес католицизма со стороны православных. Можно сказать, что на Востоке того "снисхождения" христианства в социум, которое осуществилось на Западе, вообще никогда не происходило. В некотором смысле в России реализовался "гибеллинский архетип" Сакрального Императора как центра государства, и "Духовный Властитель", Патриарх, там выполнял сугубо духовные функции * (сноска: Такое соотношение между "autorite spirituelle" ("духовным владычеством") и "povoir temporel" ("светской властью") Генон рассматривал как единственно нормальное, так как оно строго соответствует иерархической структуре реальности в целом. Важно заметить, что "светская власть", "власть императоров и царей" отнюдь не рассматривается в Традиции как нечто профаническое. Напротив, имперская сакральность практически отождествляется с экзотерической стороной традиции. Поэтому процитированное в статье Генона "Христианство и инициация" высказывание Христа, ¦ "Кесарю кесарево", ¦ можно рассматривать как признание и "санктификацию" имперской сакральности. Стремление же представителей "духовного владычества", т.е. Церкви, в нашем случае, вмешиваться в административно- политические вопросы (что является характерной чертой католицизма) есть признак вырождения духовной природы этой формы власти, и претензия на восстановление достоинства имперской функции проявляется в таком случае не как феномен узурпации "кшатриями" (второй кастой) функций первой касты ("жрецов"), а как легитимное отстаивание определенных сакральных прав. Это соображение помогает понять, почему сам Генон, будучи радикальным противником "революции кшатриев" и однозначным сторонником превосходства "брахманов" ("первая каста") над "кшатриями" (в противоположность Юлиусу Эволе), с такой симпатией относился именно к гибеллинам и гибеллинской традиции, и в частности, к великому гибеллинскому поэту Данте Алигьери.*. В-третьих, этот "гибеллинский архетип", о котором мы упомянули, воплотился в сакральном отношении к Русским Царям. Именно Царь был сакральным центром русской имперской эйкумены, и в его фигуре концентрировались все имманентные религиозные энергии народов. В частности, в отличие от католической эсхатологии, где в апокалиптической перспективе говорится об "антипапе", об узурпаторе престола святого Петра, православные пророчества нигде не упоминают "антипатриарха", и все негативные контрсакральные силы соединяются там в персоне "антицаря", Императора-Антихриста. В принципе, этот "гибеллинский" аспект типологически близок шиитскому пониманию сакральной природы Власти, так как шиитская доктрина (в отличие от суннитской) настаивает на правлении только Алидов, священного рода потомков первого из Имамов, и шииты считают, что вне этого рода никакие люди не имеют "светового" "инициатического права" на правление. В-четвертых, восточное географическое расположение русского Православия логически поставило его в непосредственную близость с линией восточных отцов ¦ св. отцов из Греции, Анатолии, Сирии, Ливана, Каппадокии и т.д. В-пятых, в рамках русского Православия, традиция "исихазма", светового гнозиса", идущая от первых анахоретов и Афонского монастыря, не была достоянием какой-то формализованной организации. Исихазм буквально пропитывает православную традицию вплоть до наиболее внешних ее аспектов. Конечно, деление на внутреннее и внешнее остается, однако, никаких структурных разграничений между исихастами и старцами, с одной стороны, и клиром и верующими, с другой стороны, в Православии никогда не существовало, в отличие от строгой организации инициатических орденов в католичестве, где эта грань была четко обозначена. И наконец, в-шестых, эзотерическая специфика Православия сохранилась в самом церковном ритуале и, в частности, в наличии иконостаса(1) , отделяющего алтарь Таинства от прихожан. Католический ритуал предполагает открытость алтаря, его доступность для взглядов всех прихожан в любое время службы и вне ее. Тем самым алтарное таинство действительно становится экзотерическим, "снисходит" на внешний уровень. В Православии же врата Иконостаса ¦ Царские врата ¦ открываются только на короткий срок в ключевые моменты литургии (кроме особых праздничных дат). Это символизирует уникальное раскрытие самого апофатического, непознаваемого Принципа по ту сторону катафатического видения сакрального мира, в обычном состоянии представленного лишь его символами ¦ образами иконостаса, деисусным рядом и т.д., как бы замещающими алтарь. С этой особенностью православного ритуала связано и историческое отсутствие развитой "схоластической" и рациональной богословской традиции в России, поскольку само богослужение относится в Православной церкви к инициатическому и сверхрациональному уровню, тогда как открытость алтаря в католической церкви низводит таинство в сферу рационального и догматического. Там, где католик в поисках инициации должен обращаться к особым, внецерковным инстанциям (эзотерическим общинам, братствам, сообществам и т.д.), православный может обрести искомое в самой литургии, проникнув в ее наиболее глубокие трансцендентные измерения без помощи других сакральных институтов. Таким образом, следует предположить, что Православная Церковь, подобно шиитскому течению ислама, не подлежит строгому делению на экзотерический и эзотерический уровень, по меньшей мере, это справедливо на уровне ее архетипа, ее организационного сакрального устройства. Это, однако, не означает, что все Православие является эзотеризмом, а все православные ¦ эзотериками. Безусловно, деление на "внутренних" и "внешних" сохраняется здесь, как и везде, в зависимости от личного качества, от "духовной касты" того или иного человеческого существа. Однако в данном случае это деление неформализовано, и степень "инициированности" зависит здесь исключительно от внутренней природы верующего и от его усилий, направленных на совершенную реализацию данных ему духовных возможностей. Конечно, градация духовной реализации, строго соответствующая общей структуре инициатической сферы, сохраняется и в Православии, однако, ее характер является более гибким и менее структурированным, нежели в закрытых эзотерических организациях. Вопрос о "виртуальной инициации" Говоря об инициации, Генон различает "виртуальную инициацию" и "инициацию эффективную", "реализованную". С его точки зрения, христианская религия, став "экзотеризмом", не может дать вообще никакой "инициации". Хотя в католическом ритуале, в католическом таинстве также участвуют чисто духовные энергии той же природы, что и в инициатических практиках, они не ориентированы здесь на подлинную интериоризацию, а следовательно, затрагивают лишь внешнюю сторону индивидуальной структуры верующих, гарантируя "спасение", но не открывая пути к высшим сверхиндивидуальным уровням существования, как это происходит в сугубо эзотерических мистериях. Однако в эзотеризме полученная инициация может навсегда остаться лишь "виртуальной", лишь неиспользованной возможностью, если отсутствует знание секретов "инициатической работы", "Великого Делания", или если "посвященный" предпочитает использовать полученное "богатство" в целях, противоположных великой цели духовного возвышения и реализации чисто небесных, духовных состояний. Православная инициация Исходя из особенности Православной Традиции и основываясь на типологической параллели с шиитской традицией, можно сделать одно чрезвычайно важное заключение: Православие является оперативным инструментом для передачи "виртуальной инициации", и сам православный ритуал, в отличие от католического, сохранил инициатический характер, свойственный изначальному христианству. На символическом уровне Церковь св. Андрея Первозванного, Православная Церковь, не разделилась окончательно с эзотерической церковью св. Иоанна, как это произошло в случае Церкви св. Петра. Кроме того средневековая легенда о "царстве священника Иоанна", расположенного на Востоке, символически могла относиться не только к главному сакральному центру Примордиальной Традиции, но по аналогии и к самой России, где, кстати, самым распространенным именем всегда было "Иван", "Иоанн". Подобная особенность и уникальность Русского Православия имеет и свое доктринальное отражение в православной "Формуле Веры", где неприятие католического нововведения ¦ "Filioque", то есть утверждения об исхождении Святого Духа не только от Отца, Первого Лица Троицы, но и от Сына, Второго Лица, ¦имело характер отказа от "опосредующей" инстанции между сакральным, духовным Космосом ("Святой Дух") и Первопричиной, то есть, в иных терминах, характер отказа от экзотеризма как опосредующей инстанции между верующим и инициацией. Вездесущесть и прямая связь Святого Духа непосредственно с Отцом, с апофатической ипостасью Троицы, означает для православных прямую тотальность "Духовного Света", разлитого повсюду в Бытии и открывающегося в акте православного делания, инициатического "домостроительства". Этот православный принцип "домостроительства" ¦ центральный для всей Восточной Церкви и ее практики ¦ точно соответствует "храмостроительной" линии западной христианской инициации, вынесенной, однако, там в сферу особых внецерковных инициатических организаций и в позднейшие времена сконцентрированной в "христианском масонстве" и "кампаньонаже"(Несомненно, в последние века западное масонство во многом изменило свой оперативный и инициатический характер, характерный для раннего масонства. В данном случае мы имеем дело с превращением "виртуальной инициации" в контринициацию, и именно в таких терминах только и можно рассматривать антихристианскую, антицерковную и антитрадиционную деятельность всего позднего масонства.). Такая инициатическая специфика Православия и, в частности, отсутствие Filioque, объясняют то, что, в отличие от католического эзотеризма, в Православии нет следов "герметизма", выделенного в отдельную и самостоятельную дисциплину. "Герметизм" как сакральная космология фактически сконцентрирован в самом освящении Сакрального Космоса ¦области Святого Духа ¦ прямым происхождением от Отца, то есть в непосредственной "Богоявленности" Космоса, в "теофании" Космоса, свободном от прохождения "цензуры Логоса". Если в случае полноценного богословия Логос-Сын естественно помещается на сверхиндивидуальный уровень, трансцендентный по отношению к человеческому разуму, то по мере вырождения теологического сознания эта ипостась Святой Троицы подвергается опасности отождествиться с этим человеческим разумом, что, в принципе, и случилось с католической теологией, начавшей с исключения апофатического подхода, а закончившей "рационализмом" и "гуманизмом" полупрофанического характера. Православная же доктрина в силу своего естественного, "неформального" "герметизма" не подверглась подобной трансформации, сохранив свою инициатическую, сверхиндивидуальную и сверхрациональную природу. Однако здесь следует отметить и другой довольно тревожный аспект подобного положения дел. Будучи распространенной на весь народ без строгого разделения на "элитарную" и "всеобщую" форму духовности, Русская Православная Церковь также подвергалась риску, но только другого рода, нежели католическая традиция. "Виртуальная инициация", передаваемая Православием всем христианам, не могла логически быть доведенной до своей позитивной и окончательной цели в подавляющем большинстве случаев, что вполне понятно, учитывая необходимое различие внутренней природы людей, и в целом исключительность полноценного инициатического пути (много "званых", но мало "избранных"). Помимо этого ориентация на "сверхличный" или "внеличный" аспекты апофатического православного богословия, сужала или почти вовсе исключала дискурсивно-рациональные формы инициатических доктрин, иногда чрезвычайно важные в качестве подготовительного этапа. Таким образом, реализация "виртуальной инициации" постепенно становилась все более и более проблематичной. Избранные, святые, старцы, монахи или просто исключительные личности, конечно, могли дойти до конца этого пути, но большинство вынуждено было ограничиваться лишь одной "виртуальной инициацией". Такое положение дел объясняет, в частности, феномен широчайшего распространения традиции "юродивых" на Руси, то есть людей, обретших возможности духовного созерцания, но не способных гармонически сочетать их с нормальным функционированием индивидуально-рациональных уровней личности. "Юродство" как тотальный феномен русской духовности в высшей степени показательно для Русского Православия, и еще раз подтверждает как инициатическую природу всей Восточной Церкви (ведь никакого специального "посвящения" в юродивые не существовало), так и вполне понятную трудность, связанную с полноценной реализацией "виртуальной инициации". Темная тайна космизма Когда Рене Генон говорил о "контринициатических" организациях Запада, он, естественно, не ставил точки над i в данном вопросе, так как сама специфика этой темы требует определенных предосторожностей. Однако, если суммировать все высказанное им по этому поводу (в том числе в форме намеков или предположений), сложится следующая картина: "контринициация" в последние столетия наиболее ярко проявляется в деградировавших западных инициатических организациях "герметического типа". Это могут быть как "ответвления масонства", так и неорозенкрейцеровские или неоалхимические организации. Представители именно этих групп, унаследовавших секреты и ритуалы "виртуальной инициации", породили в ХIХ веке весь спектр псевдоинициатических оккультистских и теософистских обществ, составивших в дальнейшем то, что принято называть "неоспиритуализмом" (к неоспиритуализму Генон причислял магнетизм, спиритизм, теософизм Блаватской и Безан, оккультизм Папюса, антропософию Штайнера, а также все продолжения и вариации такого рода неомистических и псевдоэзотерических течений. В настоящее время большинство разновидностей неоспиритуалистских организаций объединено под знаком синкретического движения "Нью Эйдж"). Сам "неоспиритуализм" не является прямо "контринициатическим" ¦ это, скорее, инструмент, направленный на разрушение остатков истинной Традиции на Западе и под видом "возврата к духовности" ведущий профанов к бездне растворения в психическом хаосе. В свою очередь, "контринициация" принадлежит к гораздо более глубокому уровню реальности, будучи связанной с тем, что называется "Миссией Дьявола". Одной из наиболее опасных "контринициатических" организаций Рене Генон считает "Герметическое братство Луксора"("Hermetic Brotherhood of Luxor"(2). От него тянутся нити ко всем более массовым и подчас противоположным по своим внешним учениям неоспиритуалистическим течениям: к теософизму, к оккультизму, к извращенному неоиндуизму ("Ауровиль", Шри Ауробиндо Гош) и т.д. Чрезвычайно показательно, что свое учение "Герметическое братство Луксора" называло "Космической философией", "Космической Доктриной" и иногда "космизмом". Сущность "космизма" "Герметического братства Луксора" состояла в контакте с "космосом" или "космическим сознанием" , что предполагало постижение "световой природы" Космоса (тема "Света" запечатлена в самом названии Ордена: Luxor ¦египетский город ¦ подобен латинскому Lux ¦ " свет" , и Lucifer ¦ "светоносный"). "Космистская Доктрина" все внимание концентрировала на "психическом", "субтильном" плане, фактически отождествляя "духовное" и "сверхпсихическое" с "душевным" ("психическим")(3) . Это была особая форма "пантеизма", но не философски-абстрактного, а "магического", "конкретного", "оперативного" и "агрессивного". Кроме фактического игнорирования трансцендентных аспектов Духа, "космизм" "Герметического Братства Луксора" был опасен также перенесением многих "инициатических" сакральных и духовных символов и ритуалов на "психический" и материальный уровень, что заключало в себе "пародию" на истинную инициацию, ее гротескную и опасную имитацию. Члены "Герметического Братства Луксора", обладавшие бесспорными паранормальными способностями, не только впервые сформулировали основные "неоспиритуалистские" теории, но и через провоцирование загадочных явлений добились их быстрейшего внедрения в самые разнообразные культурные и научные среды . Исторически корни этого тайного общества уходили в некоторые германские масонские ложи ХVIII века, где высшие градусы практиковали "оперативную магию", а также в иррегулярную "Масонерию Египетского Обряда" ("Мемфис-Мицраим") и в группы "сексуальной магии" Рэндольфа, с подчеркнуто "сатанинской спецификой". Фактически, "космизм" контринициатической группы "Герметического Братства Луксора" был унаследован и более поздними, откровенно "сатанинскими" центрами ¦ такими, как "Орден Тамплиеров Востока" (О.Т.О.) Кельнера и Алистера Кроули, называвшего себя "зверем 666" и т.д. Если обратиться к России второй половины ХIХ века, то мы обнаружим в ней одно поразительное явление, которое называется "русским космизмом". Его наиболее известным представителем был Николай Федорович Федоров, автор известного труда "Философия Общего Дела". В биографии Федорова нет никаких указаний на контакты с какими бы то ни было "контринициатическими" организациями, но его труды являются компендиумом контринициатических доктрин, почти точно соответствующих доктринам "Герметического Братства Луксора". У Федорова есть даже теория "искусственного воскрешения из мертвых", что в Традиции считается откровенным знаком "Царства Антихриста". Кроме того федоровские идеи являются образцом и, в некотором смысле, парадигмой перенесения духовных, символических и религиозных доктрин на психо-материалистический уровень: теория "управления атмосферными явлениями", "превращение Церквей в Музеи" и, наконец, "Проект установления всеобщего и нераздельного братства людей, которое должно включить в себя всех "воскрешенных любовью предков" и стать венцом истории". Моральный утопизм и пантеистический мессианизм Федорова вдохновил многих философов, ученых, писателей, теоретиков России; кроме того, его "космизм" был крайне популярен в "большевистских" кругах, отождествлявших грядущее "братство воскресших и воскресивших" (sic!) с "коммунизмом". В некотором смысле идеи Федорова были отражением экзальтированного революционного мессианизма той эпохи. Однако федоровский коммунизм, кстати, имеющий чисто христианскую православную форму, был не единственным (хотя, быть может, наиболее ярким) проявлением "контринициатического" космизма в России. В расширительном смысле "русским космизмом " можно назвать ясно сформулированные тенденции Православной "виртуальной инициации" (напомним, что она была здесь всеобщей, обеспеченной только простым фактом конфессиональной принадлежности), которая реализовалась не по пути позитивного восхождения сквозь мир психический в мир чисто духовный, небесный, сверхиндивидуальный, а по пути "сплавления" с промежуточным, средним миром, с миром психики, то есть с тонким космосом. В этой "космистской" специфике "естественной" русской "контринициатичности" негативным образом отразился вопрос о filioque, так как, если путь от одухотворенной Вселенной, от Космоса Святого Духа к самому апофатическому Принципу Отца не совершался (а это, несмотря на "виртуальную инициацию", было доступно лишь немногим), то никакие "рациональные" и "формализованные" структуры более не удерживали индивидуальных существ от "сплавления" с тонким планом, от погружения в Хаос и волнение того, что Традиция называет "Нижними Водами". Русский космизм ¦ это форма предельной деградации "православного юродства", демоническая форма этого юродства, в которой "юродивые во Христе" становятся "юродивыми во Антихристе". И этот специфический "космизм" резко отличает практически всю русскую философию, науку и культуру от европейского профанизма, так как "космистское" сознание тяготеет именно к внерациональному, к парадоксальному, к силовому узлу "тонких" энергий, прорывающихся сквозь структуры логических построений. И если в России в ХХ веке произошли самые чудовищные гонения на Церковь при коммунистическом режиме, не должны ли мы видеть в этом "естественный контринициатизм" православной нации, лишенной своей вертикальной святой перспективы, и за неимением рациональных, "логосных" границ, впавшей в крайние формы демонического космистского агрессивного и анархического "юродства", "юродства во Анти-Христе"? Заключение Разобранные нами аспекты Русской Церкви и ее специфики, быть может, помогут понять тот причудливый и странный мир русского сознания, который так не похож ни на западные, ни на восточные формы. Генон в своей книге "Восток и Запад" (L'Orient et l'Occident) определил русских как "народ имитирующий" архетипы, свойственные "истинно восточным" людям. В другом месте он отмечал широкое распространение "оккультистских" и "спиритических" практик в России, видя в этом подтверждение особой склонности русских к "психизму". И наконец, он высказал довольно загадочную фразу о том, что "русский коммунизм" скорее всего является чем-то иным, нежели то, чем его обыкновенно считают. Эти оценки, несмотря на всю их критичность, действительно, очень справедливы для описания православного народа, истинно духовная элита которого стала слишком малочисленной и слишком слабой, но при этом "виртуальная инициация" продолжала оставаться всеобщей, и массы на низшем уровне как бы имитировали обладание подлинной тайной духовного Востока. Возможно, и сама русская идея "соборности", "всеобщности" (у славянофилов), и позже идея "всеобщего равенства" у коммунистов и социалистов были выражением смутного осознания "всеобщей посвященности" нации, "всеобщего братства" (а именно "братьями" называли себя члены всех эзотерических организаций ¦ как "орденов" и "лож", так и монастырских общин). И не исключено, что и большевистская революция явилась взрывом этой отчасти обоснованной уверенности во "всеобщей посвященности", стремившейся отменить "экзотерическую" иерархию, "строй господ" как нечто ненужное и порочное, как навязанное "чуждым Западом", "Великим Инквизитором" Достоевского, как социальное filioque, ставящее преграду между народом и "световым Космосом Святого Духа". Но собственно говоря, те же тенденции, только на закрытом, конспирологическом уровне, оживляли и большинство "контринициатических" организаций, также являвшихся антикатолическими и не чуждыми "социалистического" или "коммунистического" пафоса. (В частности, посвятителем Алистера Кроули, Зверя 666, в эзотеризм был известный анархист и социалист, а также неорозенкрейцер Теодор Ройсс). Однако ни в одной стране, ни в одном регионе Земли проявление контринициатических, тотально космистских, мистико-коммунистических течений не было столь тотальным, как в России, ставшей на 70 с лишним лет воплощением "Красной Женщины" Апокалипсиса, Вавилонской Блудницы. Но уже задолго до этого и в темной политической мистике Смутного времени (сопряженной с чередой Самозванцев), и в бутафорских, но грандиозных инсценировках Апокалипсиса зловещим императором Петром I (cм. красочное описание "эсхатологических" развлечений Петра у Мережковского ¦ "Антихрист (Петр и Алексей)", и в гротеске пародийного русского Просвещения времен Екатерины, и, наконец, в тревожной и психоделической русской литературе (Гоголь, Достоевский, Чехов, Сологуб), и в построенной на парадоксах философии (Хомяков, Соловьев, Розанов, Бердяев и т.д.) зрели ростки "красного космизма, посеянные щедрой "виртуальной инициацией" Русского Православия, но давшие цветы не вверх, к солнцу русской святости, к духовному солнцу Сергия Радонежского, Нила Сорского и Серафима Саровского, но вниз. И сегодняшнее состояние России также нельзя определить в чисто экономических или политических терминах. Семена "виртуальной инициации" (не надо забывать, что даже при коммунистической диктатуре большинство русских все же крестило своих детей!) слишком значительны и действенны, чтобы ожидать в скором будущем превращения России в чисто светское, капиталистическое и профаническое государство "западного" образца. Корни "русского феномена" слишком глубоки и трагичны, чтобы можно было бы рассчитывать на такой исход. Русская душа, а точнее, совокупность "русских виртуальных посвященных", образующих мистическое тело "Внутренней Церкви", не может отказаться от своей "инициатической" и судьбоносной функции: либо катастрофа будет еще более страшной и еще более глубокой, чем при коммунизме, либо появившаяся вопреки всем внешним обстоятельствам "духовная элита" остановит стремительное падение в бездну и "мгновенно" бросит "нацию Красного Зверя" в Духовные Небеса Святой Троицы ¦подобно самому Христу, освободившему Ветхого Адама из тенет ада. И если возможность спасения еще существует для всей нашей "контринициатической " цивилизации, то не является ли "инициатическая" Православная Россия наилучшим местом для восхождения? ------------------------------------------------------------------------ (1)Важно заметить, что появление иконостаса в древней церкви хронологически совпадает с переходом от эзотеризма к экзотеризму. Если, параллельно с действительной "экзотеризацией" западной церкви, алтарь как "сверхнебесный" ("iperuranios") элемент храма стал визуально и пространственно общедоступным, то его сохранение в восточной церкви означало ее "воздержание" от совершения "экзотеризации" при сохранении эзотерического элемента в центре самой церкви, а не вне ее, как в случае католичества. "Сверхнебесный", "гиперуранический" элемент, действительно, не может быть выставлен на всеобщее созерцание без того, чтобы не изменилось само качество духовных влияний, "теургически" сопряженных с этим местом. Но его пребывание в тайне, за запретной (для экзотериков) стеной иконостаса, которая одновременно и "открывает" сущность алтарного таинства через священное присутствие икон деисусного ряда и "скрывает" его от неквалифицированных взглядов, позволяет сохранить тонкий баланс между эзотеризмом и экзотеризмом без жесткой формализации. Кстати, именно такой смысл содержится этимологически в термине "revelare", который означает одновременно и "скрывать" и "открывать". Сходная идея заложена и в латинском слове "coelus", "небо", которое происходит от корня, означающего "крыть", "покрывать", что может означать как "скрывать", так и "открывать". Важно также отметить символизм деления православного храма, имеющего три части ¦ алтарную часть, "сверхнебесный компонент", сам храм, "небесный компонент", и притвор, "земной компонент". Симеон Солунский сопоставляет эти три части с лицами Святой Троицы, с тремя триадами ангельских чинов и с тремя категориями православного народа ¦ иереями, "совершенными верными" и "кающимися и оглашенными". Прохождение по этим трем этапам православной иерархии соответствует типологически (или виртуально) трем фазам инициации ¦ "работе в черном", "работе в белом" и "работе в красном". При перенесении инициатических ритуалов Православия на всю массу людей особые изменения претерпела собственно подготовительная, первая фаза ¦ "оглашения" и покаяния", так как крещаемый младенец очевидно не может покаяться и стать оглашенным, то есть воспринять теоретические аспекты доктрины. "Работа в черном" была перенесена на послекрестильную стадию духовной реализации человека, а ответственность за "покаяние и оглашение" брали на себя крестные отцы и матери, выступавшие как своего рода "залог" за эффективную реализацию той стадии, которую обошли при крещении младенца. Такая особенность в некоторых случаях дает крайне негативный результат, так как в таком случае духовное присутствие инициатического зерна, получаемого в момент ритуала "второго рождения", хронологически опережает элементарное интеллектуальное вхождение в учение Церкви, а следовательно, такое присутствие не может не порождать особое специфическое состояние человека, превышающее профанический уровень, но затрудняющее последовательную духовную реализацию. Православие называет такое состояние "прелестью", и чрезвычайно широкое распространение этого феномена в России среди прихожан демонстрирует серьезность той платы, которую восточная церковь вынуждена приносить за сохранение своей инициатической природы. (2)Как нам стало известно от компетентного представителя одной западной инициатической организации, Генон имел самую достоверную информацию о"Герметическом братстве", так как сам входил в юности в ее состав!) (3) По мнению Генона, это смешение является главным источником дьявольской подмены, осуществляющейся контринициатическими силами. В книге "Царство количества и знаки времени" Генон подробно разъяснил "механизм" этого феномена. Дьявол ¦принадлежит тонкому, психическому миру, миру души. Чисто духовные регионы, области Духа, для него закрыты. В мире души в особые периоды циклической истории (в конце циклов) он может занимать "центральное" положение, но такая "центральность" является мнимой, иллюзорной, и эта иллюзорность становится очевидной при обращении к сугубо духовной реальности. Поэтому создание иллюзии "всемогущества дьявола" возможно лишь при условии "сокрытия" собственно духовного уровня и переведения основного акцента на средний, душевный мир, где эффективность дьявола, действительно, подчас бывает почти тотальна. Следовательно, смешение духовного с душевным это не только заблуждение, но опаснейшая и зловреднейшая тенденция, активно и сознательно проводимая в жизнь "агентами сатаны" или "святыми сатаны" ("авлии-эш-шайтан"). ------------------------------------------------------------------------ Оглавление Глава 7 Глава 9 ------------------------------------------------------------------------ Другие книги А.Дугина Арктогея "Элементы"