Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


 

Московская   Духовная   Академия

 

Семестровое   сочинение

 по  предмету

  Православная педагогика

студента   I  курса

Московской   Духовной   Академии

Шурыгина   Артемия

на тему:

«Учебно-воспитательная работа в

 Православной гимназии».

 

Сергиев   Посад,   2002 г.

 

План:

I.                  Вступление.

 

II. Этапы создания  и  период становления Православной гимназии:

      а) Правила внутреннего распорядка Православной гимназии им. преподобного  

          Сергия Радонежского.

      б) Анализ образовательной ситуации.

      в) Характеристика социума. Взаимодействие Православной гимназии 

          имени преподобного Сергия Радонежского с религиозными, общественными 

           и  государственными структурами.

      г) Схема структуры управления Гимназией.

      д) Воспитательная и внеклассная работа.

      е) Основные направления методической работы.

      ж) Работа с родителями.

 

III. Планы развития Гимназии:

      а) Формирование концепции развития Гимназии.

      б) Развитие материально -технической базы.

      в) Формирование творчески работающего коллектива педагогов- 

            единомышленников.

      г) Организация  учебно – воспитательного  процесса.

      д) Воспитательная работа.

      е)  Методическая и инновационная работа.

      ж) Совершенствование системы управления Гимназии.

      з) Разработка и использование инновационных технологий.

      и) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов.

      к) Лечебно – оздоровительная работа.

 

IV.           Учебно-воспитательная работа в Православной гимназии.

1. Общие положения и воспитательные задачи Православной Гимназии

2. Формы организации и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии.

а) Урок – как основная форма организации учебного процесса.

б) Приобщение к литургической и молитвенной жизни Церкви.

в)Внеурочные тематические мероприятия, преимущественно учебного характера.

г) Подготовка и проведение общегимназических праздников.

д) Классные мероприятия.

е) Участие в управлении Гимназией.

ж) Внеурочные мероприятия, преимущественно игрового характера.

з) Спортивно – оздоровительные мероприятия.

и) Паломничества и экскурсии.

к) Участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах и в других подобных мероприятиях.

л) Внутригимназические конкурсы, предметные олимпиады и недели.

м) «Встреча с интересными людьми».

н) Мероприятия по трудовому воспитанию.

о) Музыкальное направление. Хор.

п) Организация летнего отдыха детей.

р) Издательская деятельность.

с) Работа библиотеки, аудио- и видео- теки.

т) Формирование самосознания на государственном и гимназическом уровнях.

у) Кружковая работа, работа в творческих мастерских, занятия в секциях, студиях.

ф) Связи с иными образовательными и учебно-воспитательными учреждениями.

х) Информатика и информационные технологии.

 

 

V.  Заключение.

 

 

I. Вступление

             Проблемы первого поколения православных учебных заведений показывают важность и необходимость особенно тщательной проработки подхода к  созданию и развитию таких школ,  необходимость четкого формулирования основных принципов учебно-воспитательной работы, необходимость разработки форм и методов воплощения этих принципов в жизнь.  Данная работа предлагает анализ конкретного примера, – в ней рассматривается опыт создания и работы Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в городе Сергиев Посад (Московская область, город Сергиев Посад, Скобяной посёлок, улица Клубная, 26.).  Основная задача данного труда - изучение имеющегося опыта учебно-воспитательной работы, выявление положительных, практических сторон этого опыта и попытка его систематизации.

 

II. Этапы создания  и  период становления Православной гимназии.    

 Непосредственному процессу создания Гимназии обыкновенно предшествует анализ ситуации, результат которого должен показать необходимость создания Гимназии, актуальность этой формы организации учебного заведения, наличие потенциального контингента учащихся и преподавательского состава. Это исследование может быть проведено, например, с помощью анкетирования. Оптимальный вариант, когда Гимназия создаётся на базе уже действовавшей воскресной школы и при непосредственном участии духовно и экономически сильных организаций (прихода, монастыря и т.п.).

            Город Сергиев Посад – один из немногих городов России, который является центром Православия, поэтому вопрос необходимости создания Православной гимназии был предрешен.  Развитие учреждения подобного типа является значимым для духовно – нравственного становления общей культуры жителей города Сергиева Посада.

           Собственно процесс создания  в первоначальном этапе представляет собой подготовку соответствующей документации учредителями новообразуемого учебного заведения.

14.08.98 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал своё  письменное благословение быть учредителем Гимназии имени прп. Сергия Радонежского архиепископу Верейскому Евгению, ректору Московской Духовной Академии и Семинарии, и архимандриту Феогносту, наместнику Троице - Сергиевой Лавры.[1]

Затем был составлен и подписан договор о создании автономной негосударственной некоммерческой организации Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского «в целях организации образовательного процесса и воспитания обучающихся на основе духовно-нравственных принципов формирования личности в традициях Русской Православной Церкви» (Ст.1.).[2] Учредителями Гимназии выступили Администрация Сергиево-Посадского района в лице Главы района Гончарова В.Д., действующего на основании Устава муниципального образования «Сергиево-Посадский район», Троице-Сергиева Лавра, в лице наместника архимандрита Феогноста, действующего на основании Устава, Московская Духовная Академия, в лице ректора архиепископа Евгения.

Статья 3 данного договора гласит: «Для обеспечения деятельности Гимназии учредители принимают на себя следующие обязательства:

1)Администрация: а)предоставляет Гимназии здание в аренду на льготных условиях; б)передаёт Гимназии в собственность образования, учебно-наглядные пособия, учебную и методическую литературу для обеспечения федерального компонента в размерах бюджетных средств, направляемых муниципальным образовательным учреждениям, на уровне не ниже определяемого нормативами, действующего на территории Сергиево - Посадского района; в) осуществляет контроль исполнения законодательства РФ в области образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в пределах муниципального финансирования; г) осуществляет единовременные взносы на основании утвержденного Советом учредителей финансового плана; д) представляет работникам Гимназии возможность пользоваться социальными льготами, реализуемыми через Комитет по образованию и защите прав детей;

2) МДА:

а) обеспечивает кадрами согласно штатного расписания и учебных планов; б) создает благоприятные условия для духовно-нравственного развития обучающихся; в)  оказывает помощь в проведении текущего ремонта здания, помещений, оборудования Гимназии; г) осуществляет единовременные взносы на основании утвержденного Советом учредителей финансового плана; д) проводит встречи и семинары с преподавательским составом Гимназии; е) проводит аттестацию администрации и преподавательского состава Гимназии на знание основ Гимназии;

3)Лавра:

а) участвует в расходах по эксплуатации и содержанию здания и помещений Гимназии; б) участвует в создании материальной базы для успешного духовного и интеллектуального развития; в) осуществляет единовременные взносы на основании утвержденного Советом учредителей финансового плана; г) участвует в организации паломнических и культурно- просветительских мероприятий.

Дополнительные обязательства определяются Уставом Гимназии».

     21.08.98 года Московской областной регистрационной палатой Православной Гимназии имени преподобного Сергия Радонежского было выдано свидетельство о регистрации и зарегистрирован Устав автономной некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации Православной Гимназии.[3]

     29.12.98 года Департаментом Московской области по образованию Гимназии была выдана Лицензия за № 1162 на осуществление образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.[4]

     Параллельно осуществляется подготовка помещений здания бывшего детского сада для работы Гимназии и обеспечивается минимум материально-технической базы.

     Следующий этап - поиск педагогического коллектива и обслуживающего персонала, отвечающего не только уровню профессиональных качеств, но и целям, задачам и духу православного учебного заведения.

      Затем начинается приём учащихся. На этом этапе важно не столько количество, сколько качество, поэтому необходимо сразу разработать избирательный механизм приёма учащихся и персонала  в Гимназию.

       После этого период становления Гимназии протекает непосредственно в ходе её работы.

Здание Гимназии – бывший детский сад – было полностью реконструировано под Гимназию в 1999 году. Произведён ремонт фасада Гимназии, отремонтирована крыша, на первом этаже установлены защитные решетки, территория Гимназии ограждена забором, сделаны кованые ворота. Внутри Гимназии  в 1999 году произведена перепланировка помещений. Открыт и 28 августа 1999 года освящен домовый гимназический храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Созданы классные помещения, кабинеты директора, завуча, бухгалтера, учительская. Вновь оборудован спортивный зал. Открыт пищеблок и трапезная. Созданы совмещённый кабинет химии и биологии, кабинет физики, медицинский кабинет, видеозал, библиотека, раздевалка для учащихся. Приведены в порядок подсобные помещения, овощехранилище, гараж. Полностью заменена сантехника. В сентябре 1999 года произведена телефонизация Гимназии. Весной 2000 года была распланирована и приведена в порядок территория вокруг Гимназии, произведена разбивка цветников, посадка кустов и овощных культур. В 2001 году оштукатурен, выложен плиткой и расписан бассейн, проведена фонтанная установка.

За короткий срок из бывшего детского сада создан современный учебно – воспитательный комплекс, с соответствующей материально – технической базой. В настоящее время заканчивается строительство и оборудование подсобного комплекса, где разместятся кружки и студии Православной гимназии,  идет работа над проектом строительства нового храма при здании Гимназии и 3-го этажа здания Гимназии. Планируется строительство спортивного комплекса с бассейном и спортзалом.

Совместными усилиями администрации Гимназии и педагогического коллектива за 3 года становления Православная Гимназия в 2001 году прошла государственную аккредитацию.[5]

С лета 2001 года Православная школа при МДА стала филиалом Православной гимназии.

 

      Правила внутреннего распорядка Православной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского.

       На 2001-2002 учебный год в Гимназии открыты классы I, II и III ступени: всего 10 классов, одна параллель.

Занятия организованы в одну смену в режиме пятидневной рабочей недели с группой продленного дня и двухразовым горячим питанием. Продолжительность урока – 40- минут.

Работа Гимназии начинается с утренней молитвы –  в 8 часов 30 минут.  Уроки начинаются в 8 часов 55 минут и заканчиваются в 14 часов 55 минут. При совпадении церковных праздников с учебными занятиями учебные часы переносятся на субботние дни или идут в счёт каникул.

 В Гимназии установлено два зачетных семестра. Продолжительность каникул 30 календарных дней: осенние каникулы, Рождественские каникулы, Пасхальные каникулы.

 

    Анализ образовательной ситуации в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.

Гимназия функционирует с 1998 года. За указанный период ее численность возросла:

1998 – 99 – 70 человек, 1999 – 2000 – 78 человек,  2000 – 2001 – 102 человека, численность учащихся Гимназии  на конец 2001-2002 учебного года –130 человек.

Образовательное пространство состоит из 3-х ступеней:

 I ступень – начальное общее образование (1-3 кл.)

 II ступень – основное общее образование (5-9 кл.)

 С 2001-2002 года введена III ступень - среднее (полное) общее образование (10 класс).

 Учебный план Гимназии представляет собой гармоническое соединение светского и православного образования. Расширены рамки гуманитарного образования за счет использования часов на предметы по выбору: литература, история, французский язык, греческий язык, русский язык, английский язык.

     Каждая ступень имеет свои специфические функции:

·        I ступень (начальное общее образование) является базой для получения основного общего образования.  На первой ступени изучаются предметы: русский язык, чтение, математика, природоведение, ИЗО, музыка, физкультура, трудовое обучение. Гимназический компонент осуществляется через преподавание Закона Божьего, Основ Христианской Нравственности, славянского языка, английского языка;

·        на II ступени  в учебном плане расширены рамки образования за счет использования часов на предметы по выбору: русский язык, математика, физика, с 8-го класса вводится факультативный 2-ой иностранный язык – французский язык.

Гимназический компонент представлен следующими предметами: Закон Божий, Основы Христианской Нравственности, славянский язык. Эти предметы включают в себя следующие курсы: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История Христианской Церкви, История Русской Церкви, Катехизис, Церковное искусство, Основы Литургики, Православная этика, культура и мораль, Церковный этикет, Объяснение молитв и другие.

·        на III ступени в учебном плане расширены рамки образования за счет использования часов на предметы по выбору: 2-ой иностранный (французский) язык, русский язык, математика, физика, история. Гимназический компонент представлен следующими предметами: Закон Божий, Основы Христианской Нравственности и  греческий язык.

 Таким образом, выполняется принцип вариативности обучения в полном объеме содержания образования.

 Наполняемость классов не превышает 15 – 16 человек. Общее количество преподавателей – 21 человек.

        Основные цели, которые ставит перед собой педагогический коллектив, следующие:

-         формирование высокоразвитой разносторонней общественно-активной личности, обладающей Православным мировоззрением и приобщенной к богатому наследию Православной Церкви;

-         развитие интеллекта обучающихся гимназистов путем познания основ гуманитарных и естественных наук в рамках государственного общеобразовательного стандарта;

-         стимулирование познавательной способности и создание благоприятных условий для духовного, нравственного и эстетического развития обучающихся.

Мониторинг качества образования показал, что за 3 года уровень знаний ближе к оптимальному по всем предметам. Итоги промежуточной аттестации подтверждают этот уровень – 42.5% - ???средний показатель качества. Гимназический компонент усваивается всеми гимназистами.

В 2000-2001 учебном году Гимназия сделала первый выпуск I ступени и провела итоговую аттестацию девятиклассников.

   

         Характеристика социума

        Микрорайон Гимназии – рабочий поселок жилого типа. Окружение Гимназии: средняя полная общеобразовательная школа №16, библиотека, спортивный комплекс «Темп», Дворец культуры имени 50-летия Октября, поликлиника.

      

СХЕМА   СОЦИУМА

 

 

БИБЛИОТЕКА

 
ГИМНАЗИЯ

 

 

СРЕДНЯЯ

ШКОЛА №16

 

 

     СПОРТ

 КОМПЛЕКС

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


АФАНАСОВСКИЙ ПОСЕЛОК

              ПАНСИОНАТ

 
                                     

 

 

 

 

 

 

         Взаимодействие Гимназии с религиозными, общественными и государственными структурами.

Гимназия осуществляет связь с Московской Духовной Академией, с Учебно – методическим центром Департамента по образованию и другими религиозными, общественными и государственными структурами  (Схема №1.).


        Управление Гимназией.

 Управление Гимназией осуществляется на принципах единоначалия в соединении с  

  коллегиальностью, в тесном взаимодействии с родителями  (Схема №2.).

      

 Воспитательная и внеклассная работа в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.

Православная гимназия за четыре года своего существования имеет свою систему воспитательной и внеклассной работы. Тема, над которой работает педагогический коллектив, «Духовное, нравственное и семейное воспитание». В основу воспитания гимназистов заложены  православные традиции, а также положения «Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы», одобренной решением коллегии Министерства образования от 28. 09. 1999 года.

 Педагогический коллектив Гимназии определил следующие воспитательные задачи:

-         Способствовать гармоническому и духовному развитию личности;

-  Развивать в гимназистах более глубокое понимание отношения с Богом и окружающими  людьми;

-         Продолжать воспитание Православной жизненной активности, способности к   

      самоопределению, саморазвитию;

-         Активизировать совместную деятельность Храма, Гимназии, Семьи.

В Гимназии функционирует кафедра классных руководителей, которая вырабатывает основные направления воспитательной работы, обобщает и распространяет имеющийся опыт, как в Гимназии, так и в районе.

Основными направлениями в воспитательной работе следует считать следующие: духовное, нравственное, семейное.

За годы своего существования Гимназия выработала свои формы и методы воспитания, которые стали традиционными.

О формах организации и методах учебно-воспитательной работы смотри соответствующий раздел.

 

    Основные направления методической работы в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.

 В период функционирования Православной гимназии имени преп. Сергия Радонежского сложилась определенная система методической работы.

 Гимназия работает над темой «Духовное, нравственное и семейное воспитание».

    Методическая тема, над которой работает педагогический коллектив, «Изучение и использование новых методов, новых образовательных технологий в учебном процессе».   

     В Гимназии работают 4 кафедры:

-          кафедра «Основы Православия». Основными задачами кафедры являются выработка основных направлений, форм и методов духовно-воспитательной работы, выработка технологии преподавания гимназического компонента –Закона Божия, Основ Христианской Нравственности, славянского и греческого языков, установка межпредметных связей, работа над программами гимназического компонента.

1)      кафедра преподавателей начальных классов «Развивающее обучение на начальном звене обучения»;

2)      кафедра преподавателей 5 – 10 классов «Современные технологии преподавания»;

3)      кафедра классных руководителей 5 – 10 классов «Институт классных руководителей».

  Основные функции кафедр:

4)      изучение, обобщение, распространение опыта;

5)      диагностирование;

6)      внедрение инновационных форм, методов и средств обучения и воспитания;

7)      обеспечение создания условий для развития творчества преподавателей и учащихся;

8)      осуществление анализа аттестации учащихся, олимпиад, предметных недель, творческих конкурсов, конференций и так далее;

9)      утверждение, коррекция тематического планирования, апробация новых учебных пособий.

        Большое внимание в Гимназии уделено диагностированию, изучению профессионального мастерства преподавателя. Результатом диагностирования явился Банк данных преподавательского опыта Гимназии. Из данных тестирования преподавателей выявлено, что учителей интересует более подробная информация о инновационных технологиях и введение их в практику работы.

       Одним из важных направлений методической службы в Гимназии является наставничество, так как 50% преподавателей имеют стаж работы более 25 лет.   

       Основные задачи, которые выполняют в коллективе опытные преподаватели – наставники:

10)    выявление проблем у молодых учителей;

11)    помощь в составлении планирования учебно – воспитательной работы, тематического и поурочного планирования;

12)    помощь в проведении уроков и внеклассных мероприятий.

       В Гимназии разработана система повышения профессионального мастерства преподавателей через участие каждого из них в работе педагогического совета, кафедры, совещаниях при директоре, зам. директора, «круглых столах», семинарах-практикумах, курсах повышения квалификации. Все преподаватели имеют свою методическую тему, над которой работают в течение 3-5 лет. Диаграмма участия преподавателей в различных структурах педагогической деятельности дает возможность правильно и четко координировать и направлять их самообразовательную работу.

      Особо важное значение  в методической работе Гимназии уделяется преподаванию общеобразовательных дисциплин в гармоническом соединении с  Православным мировоззрением. В Гимназии создана творческая группа преподавателей, которая старается решать эти проблемы. Для молодых учителей проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых реально прослеживается эта взаимосвязь.

      Через методическую работу в Гимназии решается одна из важных проблем – развитие творческого потенциала как преподавателей, так и гимназистов. Проводятся конференции, «круглые столы», посвященные различным проблемам: христианскому осмыслению истории, экологии, краеведению, истории родного края, оздоровительной работе и другие.

     Ежегодно в Гимназии проводятся предметные олимпиады, недели, декады, защиты проектов, смотры знаний, конкурсы. Материалы утверждаются на кафедрах.

На базе Гимназии проводятся различные воспитательные мероприятия, в разработке которых принимают участие как педагоги, так и дети.

 

Работа с родителями.

Основные направления работы с родителями:

·        духовное воспитание;

·        нравственное воспитание;

·        патриотическое воспитание;

·        привитие детям трудовых навыков;

·        привитие детям санитарно-гигиенических навыков.

В работе с родителями в Гимназии используются разнообразные формы и методы.

В Гимназии создан Родительский Попечительский Совет, который занимается самыми насущными проблемами: создание материально-технической базы; оказание помощи в проведении различных воспитательных мероприятий, в организации ремонта здания, мебели, пособий, технических средств обучения.

Один раз в семестр проводится общее родительское собрание, на котором подводятся итоги работы, и намечается перспективный план.

Не реже одного раза в два месяца проводятся классные встречи с родителями, которые носят тематический характер: « Воспитание ответственного отношения к учебному труду», «Православное воспитание в семье»,  «Возможности сотрудничества семьи и Гимназии» и другие.

В Гимназии практикуются индивидуальная работа с родителями, а также семинары-практикумы, консультации, конференции, лектории.

Эффективно проходят праздники «День Семьи», при подготовке и проведении которых участвуют родители и другие члены семей.

Большое внимание в Гимназии уделено паломничеству: дети вместе с родителями выезжали в храмы города Москвы и Переславля-Залесского, Дивеево, Оптину Пустынь, Хотьково и другие места, связанные с историей Церкви и Отечества.

Для родителей в Гимназии есть информационный уголок, в котором отражается жизнь Гимназии.

Родители принимают участие в издании детского гимназического журнала « Фавор».

Ежегодно проводятся Дни Открытых Дверей.

 

III. Планы развития Гимназии.

 Концепция развития Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является организационной основой дальнейшего развития данного учебного учреждения.

 Формирование концепции развития Гимназии:

Содержание образования и воспитания в Гимназии нацелено:

-         на формирование высокоразвитой разносторонней общественно – активной личности, обладающей православным мировоззрением;

-         развитие интеллекта обучающихся путем познания основ гуманитарных и естественных наук в рамках государственного образовательного  стандарта;

-         стимулирование познавательной способности и создание благоприятных условий для нравственного и эстетического развития обучающихся.

      Для реализации этого необходимо создание условий обеспечивающих концепции.

     На основании изучения социального опроса возникает необходимость расширения гимназического компонента учебного плана за счет введения спецуроков, введения  предметов по выбору. С 2001-2002 учебного года I ступень обучения перешла на новые программы 1-4. К 2003 г. полностью выводится программа 1-3. Разработка различных видов и уровней образовательных программ. Необходимо обеспечение широкого спектра материально-технических средств, установить тесную взаимосвязь с органами здравоохранения, службами социальной защиты детей, работников  образования, отделом культуры и спорта, органами правопорядка. Заключить договора сотрудничества с вузами светского типа и духовными вузами.

 

 Развитие    материально -технической базы.

     Создание библиотечного фонда, оборудование кабинетов: химии, физики, домоводства, технического труда, компьютеризация Гимназии, оснащение кабинетов учебными, наглядными пособиями, дидактическим материалом видео, аудио записями, открытие  11 класса, озеленение Гимназии, планировка и озеленение пригимназического участка, строительство и оснащение помещений для  студий и кружков, строительство спортивного комплекса.

 

 Формирование творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников.

     Совершенствование системы отбора преподавателей, обеспечение оптимальной нагрузки преподавателей, совершенствование работы научно-методической работы, введение  апробированного педагогического опыта по православному воспитанию.

 

Организация  учебно – воспитательного  процесса.

      Обеспечение оптимального сочетания базового и гимназического образования, совершенствование учебного плана и учебных программ, совершенствование диагностической работы, обеспечение воспитанников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для православной социальной ориентации.

 

 Воспитательная работа.

     Воспитание детей в духе православного воспитания. Выработка и усвоение специальных форм и методов учебно-воспитательной работы Православной гимназии.

 Система воспитания.

    Основой для системы воспитания Гимназии взята Программа развития воспитания в системе образования 1999-2001 гг., принятая Минобразованием России в 1999г.

     Учитывая специфику Православной гимназии, выработаны следующие тенденции:

-         воспитание высокоразвитой личности, обладающей православным мировоззрением и приобщенной к богатому наследию Православной Церкви;

-         воспитание гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, краеведения;

-         развитие гимназического самоуправления для осуществления прав ребенка;

-         летний отдых детей как возможность наиболее эффективно использовать свободное время от занятий, время для творческого и интеллектуального развития;

-         обновление содержания, организация форм и технологий деятельности, создание нового типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, способствующей росту творческого потенциала личности;

-         развитие внеурочной деятельности за счет развития кружков, спортивных секций, студий;

-         взаимодействие с семьей.

-         взаимодействие с другими православными и светскими учебными заведениями, культурными и спортивными учреждениями, преодоление изолированности православного образа жизни.

     Приоритетными направлениями воспитательного процесса считать: духовное  воспитание,  нравственное воспитание, патриотическое воспитание, семейное воспитание.

      Использовать при переходе на четырехлетнее начальное образование все учебные комплекты, разработанные в образовательной области "Филология".

      Содержание компонента «Окружающий мир» использовать для обогащения ребенка его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими, этики поведения.

      Наполнить обществоведческий компонент в старших классах православным практическим содержанием, используя основы социальной концепции Русской Православной Церкви и темы общепрактического значения из федеральной программы.

  Историко-обществоведческий материал использовать для воспитания у гимназистов  любви к Отечеству,  истории России и истории Русской Православной Церкви, уважения к истории и культуре народов России.

     Большое внимание следует уделить  художественно -  эстетическому образованию.

 

Методическая и инновационная работа.

        Обеспечение оптимального сочетания базового образования с инновационным, совершенствование взаимодействия школьной методической  службы и УМЦО Сергиево – Посадского района, совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров, совершенствование форм работы кафедр.

        В дальнейшей работе Гимназии следует особое внимание уделить повышению профессионализма классного руководителя и профессионального мастерства учителей-предметников Гимназии, их воспитывающей функции. Особое внимание уделить качественной стороне обучения, найти реальные возможности работать с каждым учеником по росту его интеллектуального уровня.

 

Совершенствование системы управления Гимназии.

     Перевод Гимназии в режим развития, создание банка информации, на основе которого можно точно   анализировать и корректировать образовательную ситуацию в Гимназии; оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации, отработка технологии участия в управлении учащихся Гимназии, выработка соответствующих духу, целям и задачам учебного заведения такого типа, нормальных православных отношений по схемам «гимназист – классный руководитель», «классный руководитель - администрация», «гимназист – администрация», «родитель –классный руководитель», «родитель – администрация», «педагогический коллектив – администрация».

 

   Разработка и использование инновационных технологий.

      В  Гимназии традиционные формы и методы обучения сочетаются с измененным содержанием образования, с введением новых учебных планов, авторских программ и спец. курсов.

 За 2000 – 2002 годы авторские программы введены по ИЗО, духовной музыке, истории, Основам Христианской Нравственности, славянскому языку, греческому языку, Закону Божьему, английскому языку  во 2-ом, 3-ем классах, французскому языку с 8 класса.

 В перспективе развития планируется расширение федерального и гимназического компонентов: введение немецкого и латинского языков; спец. курсов по мировой художественной культуре, истории, литературе, краеведению.

 Планируется введение авторских программ по литературе, географии, «Человек и общество», спецкурсов: краеведение, история цивилизаций, введение в культуру, история искусств, церковное искусство, античная культура.

 

    Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов.

     В целях формирования творчески работающей личности, внедрение передового опыта, применение современных подходов к планированию и моделированию  развивающего обучения и воспитания, формировать обучение и повышение квалификации  педагогических работников на различных уровнях (УМЦО Сергиево – Посадского района, ИПК и ПРНО г. Москвы,  и другие).

 

   Лечебно – оздоровительная работа.

      Укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, создание в Гимназии благоприятного оздоровительного режима, соблюдение санитарно -  гигиенических норм и режима рационального питания. Проведение профилактических прививок в соответствующие сроки.

     Ежегодный медицинский профилактический осмотр гимназистов. Проведение санитарно-просветительской работы в Гимназии среди гимназистов и педагогов, контроля над санитарным состоянием школьных и подсобных  помещений, в том числе пищеблока.

 

     Гимназия работает над созданием программы развития образовательного учреждения на ближайшие 5 лет.

 

IV. Учебно-воспитательная работа в Православной гимназии.

      Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского является духовно-воспитательным учебным учреждением. Как следует из её названия и устава, она является учреждением конфессиональным, относящимся к Русской Православной Церкви. И этот факт определяет специфику деятельности Гимназии в целом и воспитательной работы в частности по сравнению с общеобразовательными и прочими учебными заведениями. Главное отличие можно сформулировать так: в Православной гимназии важно не только и не столько дать детям определенную сумму знаний, сколько воспитать их в Православии, научить благочестию и церковности. Вместе с тем в учебно-воспитательной работе должна осознаваться разумная мера изолированности и причастности к современному миру.

Воспитательные задачи:

 

1.      Развивать в гимназистах  глубокое понимание отношений с Богом и людьми (родителями, педагогами, товарищами, взрослыми и младшими детьми) как проявления христианской веры.

2.      Способствовать гармоническому (умственному и духовному) развитию личности.

3.      Продолжать воспитание православной жизненной активности, способности к самоопределению, саморазвитию.

4.      Активизировать совместную деятельность Храма, Гимназии, Семьи.

 

Формы организации  и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии.

 

   Попробуем систематизировать формы организации и методы учебно-воспитательной работы, применяемые  в Православной гимназии. Данный раздел не  ставит своей задачей подробно останавливаться на учебной работе по каждому предмету. Основой формой организации учебного процесса в рамках каждого предмета является урок.

I.                   Урок – как основная форма организации учебного процесса.

     Урок – это динамическая вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая   содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал и построил теорию урока на учении о систематизации, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении, на учете особенностей психического развития ребенка. Интегративным свойством урока являются его функции, преобразующие структуру учебно-познавательной деятельности учащегося и формирующие его отношения, тип мыслительной деятельности и мировоззрение.

К признакам современного урока, приемлемым для православного учебного заведения необходимо отнести следующие[6]:

 

1.Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества (вопрос только в правильном определении социального заказа общества).

2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.

3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.).

4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.

5. Деятельностный подход в обучении.

6. Изменение соотношений функций учителя и учащихся в учебном процессе.

7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

8. Оптимизация содержания обучения.

9. Комплексный подход к организации  учебного процесса.

10. Совершенная структура урока.

11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.

13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

14. Оперативная обратная связь.

15. Высокий, но посильный темп урока.

16. Эмоциональный подъем на уроке.

17. Наличие НОТ учителя и ученика.

18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

 

    В Гимназии идет методическая работа над усвоением самых разных методов учебно-воспитательной работы на уроке. Кафедры планируют и проводят  открытые уроки, представляющие   многообразие педагогических методов. Помимо традиционных методов педагогический коллектив старается широко использовать методы проблемного обучения, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации и другие.

В Гимназии считаются вполне приемлемыми и разрабатываются следующие нетрадиционные типы уроков: 

þ     ролевые игры,

þ     круглый стол или конференция,

þ     пресс-конференция,

þ     урок соревнование;

þ     викторина;

þ     урок-диспут;

þ     урок-турнир,

þ     межпредметный интегрированный урок;

þ     урок-конкурс;

þ     урок творчества,

þ     смотр знаний;

þ     урок-игра;

þ     урок-зачёт;

þ     урок-путешествие,

þ     урок взаимообучения;

þ     актуальное интервью;

þ     ролевая деловая игра;

þ     урок-презентация нового произведения;

þ     урок-лекция:

i.         проблемная лекция,

ii.       лекция визуальная, видеолекция.

iii.      лекция вдвоем,

iv.     лекция-пресс-конференция,

v.       лекция-консультация,

vi.     лекция-диалог.

    В Православной гимназии постоянно  разрабатываются, корректируются  утверждаются при завуче « Единые требования к уроку как  к основной форме организации учебного процесса в Православной гимназии».

Например, основными требованиями к технике проведения урока заявлены      следующие

1)      урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2)      темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся –завершенными;

3)      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4)      доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5)      по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6)      обеспечить соблюдение единого орфографического режима Гимназии;

7)      учитель должен обеспечить активное участие каждого гимназиста.

 

 

I.        Приобщение к литургической и молитвенной жизни Церкви.           

   Преподаватели и учащиеся Гимназии являются прихожанами разных храмов Сергиево-посадского и соседних районов, в том числе храма преподобного Сергия Радонежского при Гимназии. Как показало анкетирование с целью составления карты приходской жизни наших гимназистов, наибольшее число учащихся являются прихожанами –Успенского храма (ул.Болотная) –20%, храмов Троице- Сергиевой Лавры –20% , храма вмц.Параскевы Пятницы –7%, храма св.Петра и Павла –7%, Свято-Покровского монастыря (г.Хотьково) –3%, а также храмов архангела Михаила, Иоанна Лествичника, Ахтырской церкви и других. В жизни Гимназии предусмотрены совместные богослужения. Традиционное праздничное богослужение в день престольного праздника храма при Гимназии и день именин Гимназии – 8 октября - проходит с участием всех преподавателей, гимназистов и их родителей. Каждый учебный год начинается так называемым Днем благословения, главной частью которого является  совместный молебен у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Каждый учебный год заканчивается благодарственным молебном в храме при Гимназии. Каждый учебный день в Гимназии начинается с утренней молитвы в храме при Гимназии, на которой особо возносятся молитвы об успешном учении,  о здравии болящих, поздравляются именинники. В дни особо почитаемых святых утренняя молитва заменяется молебном, например, св. прп. Кириллу и Марии, родителям прп. Сергия Радонежского, Иверской иконе Божией Матери или свт. Николаю Мирликийскому чудотворцу и другим. По окончании последнего урока учащиеся поют или читают молитву «Достойно есть…». В  памятные дни в Гимназии проводятся минуты молитвы, например в память о павших в годы Великой Отечественной войны в рамках празднования 60-летия битвы под Москвой или в память о трагических событиях в Нью-Йорке и Вашингтоне.  По благословению ректора Московской Духовной Академии, архиепископа Евгения, гимназисты ухаживают за могилой погибших в 1986 году при пожаре семинаристов. Гимназисты принимают участие в панихидах по усопшим. Трапеза в Гимназии начинается и заканчивается также с молитвой. Традиционным общегимназическим событием стал чин прощения перед Великим постом. День Семьи, проводимый ежегодно в каждом классе, начинается с Божественной Литургии в храме при Гимназии.

 

III. Внеурочные тематические мероприятия, преимущественно учебного характера.

В целях достижения набольшего уровня восприятия учебно-воспитательного материала с помощью разнообразия его подачи в Гимназии проводятся конференции, круглые столы, вечера. К числу наиболее успешных можно отнести следующие: конференция «Святые места России – Оптина пустынь», круглые столы «Война и мир с христианских позиций. Идея справедливой войны», «Прославление адмирала Ушакова»,  Рождественские чтения, вечер физики, конкурс чтецов «Есть целый мир в душе моей», организация выставок поделок и рисунков к праздникам, литературно-музыкальная композиция с видеофрагментами к 60-летию разгрома фашистских войск под Москвой  и другие.           

 

IV.   Подготовка и проведение общегимназических праздников.

     Общегимназические праздники это не только особая форма  учебно-воспитательной работы, но и самые яркие события в жизни Гимназии. Работа над подготовкой к каждому празднику занимает, как правило, много времени. В ней принимают участие  преподаватели,  гимназисты и их родители. Большое значение имеет умение правильно организовать работу, заинтересовать участников, не нарушая темп учебной деятельности. Общегимназические праздники «Престольный праздник гимназического храма прп. Сергия Радонежского» «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «День Учителя» проходят наиболее торжественно, с приглашением гостей и родителей. «Рождественская елка Православной гимназии  2002 года»  была представлена на сцене актового зала Московской Духовной Академии.

 

IV.              Классные мероприятия.

    Мероприятия, проводимые в рамках класса, как правило, отличаются наибольшим разнообразием и мобильностью. Традиционная форма классного мероприятия  - классные часы, которые проходят еженедельно в виде решения организационных вопросов, в виде беседы по заданной теме согласно плана воспитательной работы, в виде видеолекции или видеопаломничества  и т.д. Наиболее успешно проходят в Гимназии «Дни семьи», посвященные православным праздникам: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Воздвижение Креста Господня», «Покрова Пресвятой Богородицы» и т.д.. Особенностью этих праздников является то, что в подготовке и проведении их принимают участие и дети, и родители класса. Особым, торжественным классным мероприятием является последний звонок и выпускной вечер.

 

VI.      Участие в управлении Гимназией.

     В Гимназии действует Совет Гимназистов, который действует согласно Уставу. Совет Гимназистов –является полноправным звеном администрации Гимназии, органом самоуправления учащихся Православной гимназии.  Учащиеся Гимназии представлены в Совете Гимназистов одним учащимся от каждого класса. Члены Совета Гимназистов избираются классом с участием классного руководителя на один учебный год и утверждаются администрацией Гимназии в лице её директора. Избранием руководит классный руководитель класса, который выносит на голосование кандидатуры учащихся, достойных представлять класс. Для избрания достаточно простое большинство голосов. Переизбрание проводится в начале учебного года. Из состава Совета Гимназистов избирается председатель, организующий работу Совета в течении года. Из преподавательской корпорации администрацией Гимназии назначается куратор Совета Гимназистов, осуществляющий помощь в организации работы Совета.

По Уставу Совета Гимназистов,

« 2. Права Совета Гимназистов:

2.1. Совет Гимназистов имеет право беспрепятственно выносить свои предложения, просьбы, пожелания на рассмотрение напрямую директору Гимназии или завучу от лица всех гимназистов или отдельного класса.

2.2. Совет Гимназистов имеет право делать официальные заявления от лица всех гимназистов

2.3. Совет Гимназистов имеет право участвовать в управлении Гимназией.

2.3.1. Совет Гимназистов имеет право использовать следующие формы управления Гимназией:

þ     Контроль за поведением гимназистов;

þ     Контроль за творческими объединениями гимназистов;

þ     Разработка и вынесение на рассмотрение администрации единых требований, рекомендаций, инструкций, правил и норм, касающихся вопросов гимназической жизни.

þ     Совместная с завучем и классными руководителями организация воспитательной работы в Гимназии.

þ     Иные формы управления, по согласованию с администрацией Гимназии.

 

3.Обязанности Совета Гимназистов.

3.1. Совет Гимназистов обязан помогать администрации Гимназии в работе.

3.2. Совет Гимназистов обязан реагировать на изменения и нарушения в  жизни  Гимназии в целом или поведении отдельных учащихся.

3.3. Совет Гимназистов обязан принимать во внимание мнения, предложения, просьбы и пожелания отдельных учащихся Гимназии и, сочтя их целесообразными, выносить на рассмотрение администрации.

3.3. Совет Гимназистов обязан проводить ежемесячные плановые заседания. При необходимости делать отчёты о  работе Совета.

3.4. Совет Гимназистов обязан информировать преподавателей и учащихся о своей работе на страницах печатного органа - гимназического журнала «Фавор»».

Совет Гимназистов является непосредственным  помощником в организации многих учебно-воспитательных мероприятий в Гимназии. Одной из удачных форм работы Совета Гимназистов является проверка состояния дневников учащихся.

Помимо Совета Гимназистов, участие в управлении Гимназией осуществляется всеми учащимися  с 6 по 10 классы, которые поочередно дежурят по Гимназии.

В обязанности дежурных входят уборка кабинетов, посуды в трапезной, дежурство по Гимназии, организация игр на переменах.

 

VII. Внеурочные мероприятия, преимущественно игрового характера.

     Как известно, в современной педагогической науке игре придаётся большое значение как важнейшему компоненту технологии воспитания детей, как наиболее эффективной и легко усваиваемой форме учебно-воспитательной работы. Основные признаки педагогически правильно организованной игровой деятельности:

þ     Коллективный характер деятельности (включение в нее и непосредственных исполнителей, и зрителей, активно участвующих в игре);

þ     Актуальность содержания, позволяющая придать игре острый, наступательный характер;

þ     Педагогический подход к распределению ролей поручение ролей не лидерам, а ученикам, нуждающимся в коррекции своих недостатков;

þ     Игра не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать игру нельзя; игра одноразовая по природе, зависит от творчества и импровизации участников;

þ     Игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка.

þ     В процессе игры осуществляется самопроверка, осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.

 

  Специфическая  проблема Православного учебного заведения заключается в сложности использования игровых заданий. Подходить к их использованию необходимо чрезвычайно осторожно и тонко, чтобы не потерять чувства благоговения и не впасть в кощунство. В каждой игре должна быть мера, строго осозна­ваемая педагогами и духовными  руководителями.

Наиболее успешное внеурочное мероприятие игрового плана в Гимназии – это гимназическая игра «Что? Где? Когда?». Тема игры традиционная –«Православие». Но это не означает, что затрагивается лишь узкий круг вопросов, касающийся Православной Церкви, её истории, её богослужения, речь идет  вообще о всей нашей жизни, жизни православных людей во всем её многообразии. В традицию игры уже вошло посвящение её какой-либо памятной дате, например,  60-летию битвы под Москвой или 150-летию со дня смерти великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В игре принимают участие команды старшеклассников Гимназии и Православной школы. Игра позволяет проверить свои знания, открыть для себя что-то новое, пообщаться со сверстниками за чашкой чая на торжественном чаепитии, которым завершается каждый тур игры. Музыкальные паузы дают возможность познакомиться с талантом наших гимназистов, многие из которых учатся в музыкальных школах города.

 

 VIII. Спортивно – оздоровительные мероприятия.

        В Гимназии регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья учащихся. Отдельно для среднего и старшего звена проводятся Дни здоровья. Младшее звено принимает участие в «Веселых стартах». В спорткомплексе «Темп» организовываются товарищеские матчи по футболу, в которых принимают участие не только наши гимназисты, но и учащиеся Православной школы (филиал Гимназии). Учащиеся Гимназии принимают участие в городских и районных спортивных соревнованиях по мини-футболу, лыжным гонкам, плаванию и другим видам спорта. В 1999 году участвовали в физультурно-оздоровительном празднике, проводимом к 2000-летию Рождества Христова  в городе Коломне, где были  награждены кубком «Победитель Московской области» и грамотами за I и III места. В 2001 году гимназисты участвовали в физкультурно-оздоровительном празднике в г. Дмитрове, посвященном 60-летию разгрома фашистов под Москвой, где получили несколько кубков и грамот и стали победителями Московской области среди православных детских команд. Оздоровительная работа в Гимназии осуществляется на уроках физического воспитания, на других уроках проводятся физкульт-минутки. При Гимназии создан кружок «Ратное дело». Предпринимаются походы на лыжах и летние походы. В спортивных секциях занимается более 20% гимназистов.

 

IX. Паломничества и экскурсии.

      Большая паломническая деятельность в Гимназии сконцентрировалась в кружках «Юный паломник». Цель, которую ставит кружок, знакомство с историей православия в городе, районе и области, участие в богослужении, поклонение святыням.  Дети побывали во многих святых местах: храмы Москвы, Дивеево, Оптина Пустынь, Хотьково, Серпухов, Переславль-Залесский. Приобщились к их духовным и культурным ценностями. Своими знаниями, впечатлениями дети кружка делятся со своими сверстниками на встречах, конференциях. Лучшие гимназисты поощряются поездками на патриаршее богослужение в Московский Кремль и Храм Христа Спасителя. Краеведческие экскурсии носят, как правило, определенный тематический  характер, например, в краеведческий отдел музея «Сергиев  Посад в годы  войны». Ребятам предлагаются экскурсии в целях профессиональной ориентации, например, экскурсия в Московскую Духовную Академию.

В Гимназии устраиваются и традиционные экскурсии общекультурного плана, например, в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, Исторический музей и другие.

 

  X. Участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах и в других подобных мероприятиях.

     Учащиеся Православной гимназии принимают участие в городских и районных конкурсах, конференциях и олимпиадах по различным предметам. Высокие результаты гимназисты показали на районном конкурсе чтецов, заняв несколько первых мест. Особое место в 2001-2002 учебном году в жизни Гимназии занял Московский Международный Форум «Одарённые дети», в котором принимали участие более 9 тыс. участников из разных регионов России. Учащиеся Гимназии (30 человек) участвовали в нескольких номинациях форума - «Юные богословы», «Юные историки», «Изобразительное искусство» и «Музыкальный конкурс», каждая из которых состояла из 3-х туров. Помимо дипломов участников Форума, подписанных Святейшим патриархом Алексием II, министром культуры Швыдкой М.Е. и министром образования Филипповым В.М., некоторые наши гимназисты получили в Колонном зале Дома Союзов  дипломы лауреатов форума и ценные призы. Наивысших результатов наши гимназисты добились в номинации «Юные богословы», заняв I-ое место,  два II-ых, два III-х места и три приза жюри. Приз жюри был завоеван и в номинации «Юные историки». В номинации «Изобразительное искусство» учащаяся Гимназии завоевала гран-при за составление родословной своей семьи. Организация подготовки и участия  в каждом туре такого высокого конкурса как Московский Международный Форум можно назвать особой формой учебно-воспитательной работы. За время подготовки написано много серьёзных творческих работ – рефератов и эссе, подготовлены иллюстрированные альбомы, написаны  и подготовлены костюмированные монологи от лица известных людей изобразительного искусства и истории, разработаны тезисы к дискуссиям на различные темы по богословию, истории, изобразительному искусству, составлены генеалогические древа своего рода, подготовлены замечательные творческие произведения изобразительного искусства и поделки на православную тематику. Хор Православной гимназии подготовил концертную программу для участия в номинации «Музыкальный конкурс». За время участия в форуме ребята имели прекрасную возможность ближе узнать друг друга и познакомиться с учащимися подобных православных учебных заведений. Таким образом, достигается задача преодоления излишней изолированности, присущей православным учебным заведениям.

 

XI.  Внутригимназические конкурсы, предметные олимпиалы и недели.

        На хорошем  уровне проходят в Гимназии конкурсы и предметные олимпиады. Среди заданий предметных олимпиад и недель - издание стенгазеты, составление кроссвордов и ребусов, написание сочинений, рефератов и докладов. Некоторые конкурсы носят определённый тематический характер, например,  конкурс на лучший рисунок или  на  лучшее  сочинение к  60-летию разгрома фашистских войск под Москвой. Особенно значимо и полноценно  проводятся конкурсы, посвящённые Рождеству Христову и Неделя славянской культуры и письменности.

 

XII.  «Встреча с интересными людьми».

        Особенно интересная форма учебно-воспитательной работы, которая характеризуется привлечением в стены Гимназии учебно-воспитательного ресурса извне. В Гимназии такие встречи проводились с певицей Евгенией Смоляниновой, ансамблем гусляров под управлением  Ю.А. Стрельникова, хором  МДА, коллективом православной музыкальной школы из г.Великий Устюг. В рамках празднования 60-летия битвы под Москвой гимназисты встретились  с ветераном ВОВ Прокоповичем Василием Григорьевичем, г.р.1915, полковником, танкистом, инвалидом ВОВ, прошедшем всю войну с первого её дня.

 

XIII.  Мероприятия по трудовому воспитанию.

       Одной из важных задач Гимназии является воспитание у детей трудовых навыков. В течение года дети, кроме уроков труда, следят за санитарным состоянием своих классов, совместно с родителями ремонтируют школьную мебель, занимаются озеленением и опытнической работой на пригимназическом участке. Периодически в Гимназии устраиваются субботники  по благоустройству помещений Гимназии и прилегающей  территории Гимназии, объявляются  трудовые десанты за чистоту Гимназии. За каждым классом закреплен определённая часть помещений Гимназии и участок пригимназической территории. Гимназисты среднего и старшего звена проходят летнюю трудовую практику.

      Большое значение уделяется в Гимназии воспитанию милосердия и заботе о нуждающихся. Ежегодно организуется группа детей для поздравления с праздниками больных пожилых людей в «Сестринском уходе», детей с церебральным параличом в детском садике.

 

 

XIV.        Музыкальное направление. Хор.

       В Гимназии есть свой хор, который участвует в богослужении и украшает своим пением многие гимназические мероприятия. Репетиции хора составляют основу гимназической студии « Чистые голоса», которая знакомит детей с различными направлениями духовной музыки. Хор Гимназии принимал участие в Московском международном форуме «Одарённые дети» в номинации «Музыкальный конкурс».  Хор Гимназии  представляет собой дружный сплоченный коллектив. Совместно с Московской Духовной Семинарией и Академией в Гимназии проводятся вечера духовной музыки.

 

XV.           Организация летнего отдыха детей.

     Летний отдых детей всегда был и остается важной и непростой, как в организационном, так и в содержательном планах, проблемой для общества, педагогики и особенно для родителей.

Задача Гимназии - конструктивно помочь детям по-настоящему отдохнуть за лето, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, оздоровить свое тело и душу, развить свои способности, научить понимать себя и других.

Летом гимназисты поправляют свое здоровье и принимают посильное участие в восстановлении храмов на территории монастырей в городе Переславле-Залесском, где для них организован Лагерь труда и отдыха «Возрождение».

 

XVI. Издательская деятельность.

    К праздникам, памятным датам и другим событиям жизни Гимназии выпускаются стенгазеты, подготовленные и оформленные учащимися. С 2000 года издаётся гимназический журнал «Фавор», страницы которого являются информационным центром гимназической жизни. В журнале  печатаются работы гимназистов и педагогов.  В Гимназии ведется также «Летопись», в которой отражаются самые значительные события из жизни гимназистов и преподавателей. Издательская деятельность в Гимназии помогает разносторонне развивать творческий потенциал учащихся.

 

XVII.     Работа библиотеки, аудио- и видео- теки.

   Большая работа ведётся над библиотечным фондом Гимназии, который грамотно пополняется необходимой учебно-воспитательной литературой. Периодически проводятся тематические выставки книг, благодаря которым ребята знакомятся с новыми поступлениями. В Гимназии имеется аудио – и видеотека, являющиеся значительным подспорьем  для работы на многих гуманитарных предметах. Ведётся запись видеолетописи Православной гимназии. Устраиваются внеурочные тематические видеопоказы.

 

XVIII.     Формирование самосознания на государственном и гимназическом уровнях.

      На наш взгляд, одно из самых важных направлений учебно-воспитательной работы –формирование гражданственности, государственного самосознания, осознание себя русским человеком. С этой целью проводятся беседы, круглые столы на темы с подобными задачами, исполняется гимн страны.   Немаловажное значение имеет формирование гимназического самосознание, осознание себя учащимся Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского. Для выполнения этой задачи в Гимназии  введена единая форма, идёт работа над созданием гимна, герба и  флага Гимназии. Важным объединяющим началом каждого учебного дня является совместная утренняя молитва и линейка. Большое внимание уделяется формированию своих гимназических традиций, например таких как, поздравление женщин в неделю жен-мироносиц,  День Семьи в 1 классе проходит всегда на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, совместный чин прощения перед Великим постом, трапеза совершается при чтении «Жития святых». Идет работа над созданием новых гимназических традиций, например, проведение православного выпускного  вечера

.

XIX.        Кружковая работа, работа в творческих мастерских, занятия в секциях, студиях.

         На базе Гимназии работают кружки разных направлений и студия. К празднику Рождества Христова временно открывается   «Рождественская мастерская». Студия «Вдохновение» работает по нескольким направлениям декоративно-прикладного искусства. Дети студии учатся рисунку на стекле, росписи по дереву, лепке из глины. Их работы выставляются на городских выставках и занимают призовые места. В Гимназии к торжественным праздникам организуются выставки изделий этой студии. Отдельно работает кружок «Бисероплетение». Знакомство с историей Москвы и Московской области, их культурным богатством – основные задачи кружка «Краеведения».  Выше уже шла речь о кружках «Ратное дело», «Юный паломник» и студии «Чистые голоса». Учащиеся Гимназии посещают кружки, секции, студии, музыкальные школы по месту жительства.

 

XX.           Связи с иными образовательными и учебно-воспитательными учреждениями.

    Православная гимназия в своей учебно-воспитательной работе не изолируется от всего остального мира, но старается найти своих друзей, помощников и единомышленников. Добрые рабочие отношения связывают Гимназию с Московской Духовной Академией и Семинарией, которая является одним из учредителей нашего учебного заведения. Ведётся сотрудничество с Педагогическим кабинетом при МДА и С. Поддерживается тесная связь с военно-патриотическим клубом «Пересвет», среди наших гимназистов есть курсанты этого клуба. Гимназисты принимают участие в военно-патриотических мероприятиях, проводимых клубом «Пересвет». Развиваются связи и с другими православными высшими учебными заведениями - Свято-Тихоновским Богословским Институтом и Российским Православным Университетом св. ап.Иоанна Богослова.  В их стены планируются ознакомительные поездки  наших гимназистов. Не остаются без внимания и некоторые светские гуманитарные  вузы, установлены связи с МГОПУ им. Шелохова и Институтом Гуманитарного Образования. В последнем проходит московский международный форум «Одарённые дети», участниками и победителями которого в нескольких номинациях  стали наши учащиеся. Поддерживаются связи и с нашими собратьями, православными средними учебными заведениями. Наши преподаватели  знакомяться с опытом Свято-Владимирского Учебного Центра, Православной гимназии в Ясенево, Тульской православной классической гимназии, Иоанно-богословской православной гимназии в Москве и других.

 

XXI.        Информатика и информационные технологии.

   За неимением средств и слабой компьютеризации это направление в Гимназии развито слабо. Тем не менее, помимо предмета информатики, периодически работает кружок информатики. У Гимназии есть свой сайт в Интернете: www.tsinet.ru/~gymnazy.

 

V. Заключение

 

   Конечно, все разнообразие форм организации и методов учебно-воспитательной работы невозможно подробно систематизировать, вследствие их сложности, взаимодополняемости, уникальности, специфичности и так далее. Но тем не менее, заметно, что в Гимназии представлен достаточно широкий спектр направлений учебно-воспитательной работы. Как и всякая практическая учебно-воспитательная работа,  она постоянно находится в развитии и поиске новых оптимальных решений, впитывая в себя и ценный положительный педагогический опыт. Режим работы Гимназии продуман таким образом, что общеобразовательный процесс гармонично сочетается с религиозным образованием. В воспитательной работе соблюдается принцип преемственности, традиционные и инновационные формы и методы. Много внимания уделяется творческой инициативе и развитию творческого потенциала детей. Вместе с тем, администрация и педагогический коллектив оценивают текущую ситуацию  учебно-воспитательной работы в Гимназии достаточно самокритично. В плане развития Гимназии отражены те направления, которые на сегодняшний момент считаются проблемными. 

Задача развития учебно-воспитательной работы в Православной гимназии невероятно сложна.

    «Дело в том что, создавая так называемые православные гимназии , мы не осознавали, да и теперь еще не до конца осознаем, что мы включились в создание совершенно новой школы (системы школьного воспитания), аналогий с которой нет в истории педагогики. Поэтому с таким величайшим трудом эти школы создаются, и поэтому они и очень быстро распадаются, так как, не осознав этого и не начав решать кардинальные проблемы по-новому, ничего невозможно сделать - многие старые привычные формы просто не действуют, и школа перестает существовать или перестает быть православной. Новизна и необыкновенность православной школы заключается в том, что эта школа начала мыслиться как церковная, т. е. имеющая своим основанием те принципы, которые заложены в жизни самой Церкви и конкретно в жизни прихода»[7].      

      Православная гимназия ставит перед собой очень высокие задачи. Итогом христианского воспитания необходимо считать не внешнее исполнение Христовых заповедей, а обретение ребенком внутренней системы ценностей, соответствующей этим заповедям. Причем система ценностей отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней приверженности и в любви к Истине, то есть к Богу. На воспитание этой внутренней приверженности к Богу и должна быть направлена учебно-воспитательная работа в Православной гимназии.

     Опыт создания и становления Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского заслуживает внимания и может быть использован при создании подобных учебных заведений.

 

    

Использованные материалы:

 

1.Договор о создании, Устав, Правила внутреннего распорядка, Концепция развития и

  иные нормативные документы Православной гимназии имени преподобного Сергия 

   Радонежского. Сергиев Посад, 1998-2001.

2. Летопись Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.   Сергиев Посад, 1998-2001.    

3.Проблемы Православной Гимназии. 

4. Курская православная гимназия. www.kursk.ru

5.Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского. www.tsinet.ru/~gymnazy.

6.Труды и дни православной гимназии в Сабурово. www.news.1september.ru

7. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. www.rel.org.ru

8. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М.: “Православная педагогика”, 2001

9. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. /Сост. Н.Н.Гара, С.В. Иванова; Под ред. А.В.Баранникова. -М., 2002

10. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов –н/Д: Творческий центр “Учитель”, 2000.

12. Мельничук В., прот.  Концепция Православной гимназии св. прав. Иоанна Кронштадского (г.Железнодорожный).

13. Справочник администрации школы по оргпнизации учебно-воспитательного процесса. части I - II . М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.

14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов –Спб.: Питер, 2001

15. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. –М.: Вита-Пресс, 2002.



[1] Письмо №4043 от 14.08.98 г., направленное в канцелярию МДА.

[2] Зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 25.08.98г. за №50:05:0307.

[3] Свидетельство о регистрации юридического лица под №50:05:0307.

[4] Приложение к лицензии Б№477057 «Номенклатура направлений (специальностей), уровней 

  подготовки, переподготовки, программ образования и контрольные нормативы условий осуще-

  ствления образовательного процесса».

[5] Свидетельство о государственной аккредитации серия ОБ № 037569, выданное 18 мая 2001 года.

[6]  Справочник администрации школы по оргпнизации учебно-воспитательного процесса (часть II ). М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000,  С.57.

[7] Проблемы Православной Гимназии. 

 

 
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную