Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.


Московская духовная семинария


Сектор заочного обучения


ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ


Учебное пособие
для студентов 3 курса


Сергиев Посад

2006

СОДЕРЖАНИЕ



Понятие о науке "Практическое руководство для пастырей"………………...3

История науки…………………………………………………………………….3

Место науки среди богословских наук………………………………………….4

Источники практического руководства для пастырей…………………………5

Богоучрежденность пастырского служения…………………………………….7

Христос - идеал пастырей. Личный пример его в борьбе с искушениями…...8

Призвание апостолов……………………………………………………………11

О высоте пастырского служения……………………………………………….13

Притча о добром пастыре………………………………………………………15

Грозное обличение Спасителем книжников и фарисеев……………………..18

Первосвященническая молитва Иисуса Христа………………………………20

Пастырство в апостольские времена…………………………………………...21

Наставление апостола Петра пастырям (Петр. 5,1-4)…………………………23

Речь апостола Павла к ефесским пастырям (Деян. 20,16-35)………………...24

Учение апостола Павла о нравственных качествах священнослужителей….25

Пастырство по учению святых отцов Церкви………………………………....31

Святитель Амвросий Медиоланский.

"Об Обязанностях Пастыря Церкви" (De offciis cliricorum)…………………32

Святитель Иоанн Златоуст. "Шесть слов о священстве"…………………......35

Святитель Григорий Двоеслов "Правило пастырское"…………………........37

Необходимость образования для пастырского служения…………………….39

Ответственность пастырского служения………………………………………43

Учительская деятельность священника………………………………………..45

Служение священника как настоятеля храма.

Попечение о храме и его благолепии……………………………………….....46

Взаимоотношения настоятеля с членами причта……………………………..48















Понятие о науке

"Практическое руководство для пастырей"



Понятие о науке "Практическое руководство для пастырей" вытекает из содержания

этой науки. Главное ее содержание составляют обязанности пастыря Церкви.

Характер и свойства этих обязанностей определяются на-значением пастырства в

Церкви Христовой. Это назначение - служение ду-ховному усовершенствованию и

спасению людей.

Такое назначение может быть достигнуто пастырством двумя путями:

1) силою нравственного влияния на пасомых;

2) основательным знанием всех законоположений о Церкви, с помо-щью которых

пастырь может направлять деятельность каждого члена Церк-ви к назначенной цели.

Отсюда и наука "Практическое руководство для пастырей" должна, с одной стороны,

изложить учение о нравственных, а с другой - о юридиче-ских обязанностях

пастырства.

Иначе, она должна показать, каков должен быть пастырь сам по себе: раскрыть и

выяснить идеал пастырской нравственности, которая должна всецело воплощаться и

осуществляться в жизни каждого пастыря, чтобы жизнь эта, независимо от

деятельности пастыря, сама по себе могла служить хорошим образцом для подражания

и возбудить таким образом в пасомых стремление к собственному нравственному

совершенствованию и к устрое-нию своего спасения.

Затем наша наука должна показать, как пастырь должен вести дело своего служения

среди пасомых, каковы должны быть его знания относи-тельно прав и обязанностей,

налагаемых на него званием, и с этой целью она должна раскрыть характер и

сущность всех положительных церковных пра-вил и законов о Церкви, которыми

следует руководствоваться в тех или дру-гих случаях пастырской практики и с

помощью которых пастырь легче и удобнее может вести дело своего управления

верующими.



История науки



Наука "Практическое руководство для пастырей" довольно молода. Появление её

вызвал Устав духовной школы 1867 года. Наука эта была соз-дана путем соединения

пастырского богословия с церковным правом. При-чем, из пастырского богословия

наша наука взяла понятие о нравственном идеале пастыря и его нравственных

обязанностях. А из Церковного права - церковные и гражданские постановления о

Церкви.

В результате "Практическое руководство для пастырей" должно изло-жить учение о

правах и обязанностях пастыря в его отношениях к себе, к се-мье, к причту, к

приходу, к обществу, к Родине, к гражданской и церковной власти.



Руководства:

1. На основе разных трудов по пастырскому богословию, первый опыт по нашей науке

был сделан Розановым. Затем "Практическое руководство для пастырей" составили:

2. Черниговский священник Хойнацкий (1878 г.).

3. Иркутский кафедральный протоиерей Громов.

4. Законоучитель Черниговской гимназии Хорушенов (1879 г.)

5. Нечаев. С 1884 по 1892 гг. вышло 4 издания. В 1912 г. вышло 11-ое издание.

6. Покровский, преподаватель Тульской семинарии.



Пособия:

1. Профессор Киевской духовной академии Певницкий. Приготовле-ние к священству и

жизнь священника; Служение священника в качестве ду-ховного руководителя

прихожан (1890 г.); Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении

(1892 г.).

2. Профессор Петербургской духовной академии Соллертинский "Пас-тырство Иисуса

Христа" (1896 г.).

3. Ректор и профессор Казанской духовной академии Хровицкий. Письма пастыря о

некоторых недоуменных сторонах пастырского дела;

О пастырском призвании // Собр. сочинений. 2-й том.

Все эти руководства в некоторых сторонах своих устарели, что вы-званно особенно

изменением положения Церкви в государстве после 1917 года, когда по декрету СНК

РСФСР от 23 января 1918 года Церковь была от-делена от государства, а школа - от

Церкви.

Положение Церкви в государстве стало определяться государствен-ными законами

(см. проф. Гидулянов "Отделение Церкви от государства в СССР"). Внутренняя жизнь

Церкви регулируется самой Церковью.



Место науки среди богословских наук



Обилие, многообразие, важность, неясность, спорность и трудность вопросов,

разрешаемых нашей наукой, определяют ее особенное место среди богословских наук.

Преподаваемые в семинариях богословские предметы отличаются преимущественно

объективным, теоретическим и отвлеченным характером. Наша наука, обобщая и

заключая богословские предметы, отличается при этом субъективным, практическим и

конкретным характером, указывая пас-тырю направление его практической

деятельности.





Источники практического руководства для пастырей



Наука "Практическое руководство для пастырей" ставит перед собой задачу

представить будущим пастырям необходимый круг знаний относи-тельно как

нравственных начал, руководствоваться которыми должен в сво-ей деятельности

каждый пастырь, так и церковных и соответствующих гра-жданских постановлений

или, иначе, весь церковно-правовой или юридиче-ский материал, относящийся к

Церкви и действующий в настоящее время.

Указанной задачей определяется и состав источников нашей науки.

Прежде всего пастырь должен иметь своим идеалом Самого Пастыре-начальника,

Господа нашего Иисуса Христа, Который примером Своей лич-ной жизни являет

пастырю высочайший образец.

Как и всякая богословская наука, наша наука должна иметь своим ос-нованием

Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета. Из него мы получаем уверение

в том, что как ветхозаветное священство, так и новоза-ветное пастырство -

учреждение божественное. Уже в Ветхом Завете со-держится много постановлений о

ветхозаветном священстве. Основатель Новозаветной Церкви, помимо личного примера

для пастырей, много учил о пастырстве, Сам поставил в лице апостолов первых

пастырей. Апостолы, яв-ляясь личным примером для пастырей, в некоторых посланиях

говорят о том, каким должен быть пастырь. В творениях святых отцов Церкви много

говорится о пастырстве.

Также обязательным для пастырей являются и все законоположения о Церкви, из

которых наиболее важными и общеобязательными являются:

1. 85 апостольских правил.

2. Постановления Вселенских Соборов:

- определения, т.е. догматические постановления;

- каноны - постановления, касающиеся устройства и жизни Церкви.

Но канонические постановления издали не все семь признаваемых Православной

Церковью соборов. Так, V и VI Вселенские соборы канонов не издавали, но в

дополнение к этим двум соборам, в 692 году в Константино-поле был созван так

называемый Трулльский, или пято-шестой, или счи-тающийся также шестым Собор,

который издал 102 канона.

Таким образом, каноны издали следующие Вселенские Соборы:

Первый (он же I Никейский, 325 г.);

Второй (I Константинопольский, 381 г.);

Третий (Ефесский, 431 г.);

Четвертый (Халкидонский, 451 г.);

Шестой (Трулльский, 692 г.);

Седьмой (II Никейский, 787 г.).

Всего Вселенские соборы издали 189 канонов или правил.

Помимо Вселенских Соборов, каноны издавали и поместные соборы. Постановления

некоторых из них были усвоены Вселенской Церковию (на Трулльском соборе), как

обязательные для всей Православной Церкви.

Соборы эти следующие:

Анкирский (314 г.);

Неокесарийский (314 г.);

Антиохийский (341 г.);

Сардикийский (344 г.);

Гангрский (362 г.);

Лаодикийский (381 г.);

Константинопольский (394 г.);

Карфагенский (419 г.).

Кроме перечисленных поместных соборов, обязательными для всей Православной

Церкви являются постановления ещё двух поместных Кон-стантинопольских соборов:

861 г. и 879 г. Постановления этих двух соборов не были усвоены Вселенской

Церковью подобно предыдущим восьми, но сделались обязательными для всей

Православной Церкви потому, что были заключены патриархом Фотием в его

Номоканон, который был усвоен Все-ленской Церковью. Всего 10 поместных соборов

издали 334 правила. Также обязательны и правила святых отцов:

III века - Петра Александрийского, Григория Неокесарийского, Дио-нисия

Александрийского;

IV века - Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисско-го, Василия

Великого, Тимофея Александрийского, Амфилохия Иконийс-кого;

V века - Кирилла Александрийского, Геннадия Константинополь-ского, Феофила

Александрийского.

Правила этих отцов приняты были как обязательные Трулльским собо-ром. Кроме

того, всей Православной Церковью усвоено Послание Тарасия, патриарха

Константинопольского (IV век), как включенное в номоканон патриарха Фотия. Всего

13 святых отцов издали 175 правил. Таким образом, общеобязательных для всей

Православной церкви правил апостольских, все-ленских и поместных соборов и

святых отцов насчитывается 783.

Совокупность этих правил и составляет так называемый Канониче-ский кодекс

Православной Церкви. Все эти правила вошли в состав завер-шенного патриархом

Фотием в 883 г. Номоканона.

Кроме общеобязательных для каждой отдельной Православной Церкви канонических

правил каждая Церковь, а иногда и государственная власть той страны, в которой

данная Церковь существует, могут издавать касаю-щиеся только этой Церкви и

обязательные только для неё постановления.

Так, например, Русская Православная Церковь, кроме канонов, руко-водствуется

некоторыми указами Синодального периода, постановлениями Московского собора

1917-1918 гг., особенно "Положением об управлении Русской Православной Церкви",

принятым на её Поместном Соборе 1945 г., а также постановлениями государственной

власти, начиная с декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. "Об отделении Церкви от

государства и школы от церкви" и т.п.



Богоучрежденность пастырского служения



По учению Библии, всякое служение на земле определяется волей Бо-жией. Об этом

ясно говорит апостол Павел в своем послании к Евреям: "Ни-ктоже сам себе

преемлет честь, но званный от Бога" (Евр. 5,4). Но нигде так торжественно и

столь открыто не проявила себя воля Божия, как в установ-лении пастырского

служения, потому что это служение не ограничивается только земными

потребностями. Оно возлагает на пастыря долг вышеземной - указать пасомым путь к

вечному спасению, к Царствию Божию.

Ещё в Ветхом Завете, по непосредственному повелению Божию отде-лено было колено

Левиино на служение скинии, и торжественно из этого ко-лена Сам Господь посвятил

на служение Себе Аарона и его потомство. "Приведи, - сказал Он Моисею, - Аарона

брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне" (Исх.

24,1).

Когда же, по усмотрению Божию, сень законная прошла, тогда необ-ходимо должно

было упраздниться и ветхозаветное священство, и вместо первосвященника, во всем

подобострастного нам, восстал Первосвященник по чину Мелхиседекову - Господь

Иисус Христос.

Этот Великий Архиерей, оканчивая своё земное служение, дал Своей Церкви

"пастырей и учителей к совершению святых, в деле служения, в со-зидание тела

Христова" (Ефес. 4,11-12). Сам Он, Великий Архиерей, посвя-тил и первых

христианских пастырей, сначала молитвою о них к Отцу Не-бесному, а потом -

Божественным повелением: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца

и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел вам…" (Мф.

28,19-20); "…идите по всему миру и пропове-дуйте Евангелие всей твари" (Мк.

16,15).

Эти повеления даны были апостолам. Но что они относились не к ним одним, а и к

их преемникам - это несомненно потому, что апостолы не оста-лись жить до

скончания века и не обошли всего мира. И в наше время мир не весь еще обойден с

евангельской проповедью.

Возносясь на Небо, Богочеловек воздвиг пречистые Свои руки и бла-гословил Своих

апостолов, а в лице их и будущих их преемников, на чрез-вычайное пастырское

служение.

Такая благопопечительность Пастыреначальника, Господа нашего Ии-суса Христа об

устроении на земле пастырского служения и обещание, что Сам Он будет со Своими

служителями до скончания века, - вызывает при-трепетное благоговение к столь

высокому служению.



Христос - идеал пастырей.

Личный пример его в борьбе с искушениями



Одним из мест Священного Писания, содержащим в себе указание на нравственные

достоинства и обязанности пастыря, может служить евангель-ское повествование об

искушении Господа нашего Иисуса Христа в пустыне Иорданской (Мф. 4,1-11; Мк. 1,

12-13; Луки 4,1-13).

Из этого повествования следует, что всякий, желающий быть пастырем Церкви

Христовой, должен готовиться к делу служения спасения людей по примеру

Божественного Пастыреначальника, через отвержение от себя всех предметов

искушения.

Господь наш Иисус Христос, будучи истинным Богом, вместе с тем был и истинным

Человеком. Как Бог, Он повелевал стихиями природы, вос-крешал мертвых и Сам

воскрес в третий день после смерти. Как человек, по-добный нам, хотя и чуждый

нашей греховности, Он жаждал, алкал, утруж-дался и плакал. Вообще, подвергался

всем тем условиям нашего земного бы-тия, которые вытекают частью из человеческой

природы, а частью - из тех последствий, какие произвел в мире грех первых наших

прародителей. Чело-веку, состоящему из тела и души, присущи особые потребности

для каждой из этих двух сторон его природы.

Телесные потребности побуждают человека к пище, питью и другим средствам

удовлетворения. Духовные же его стремления, духовные требова-ния его природы для

своего удовлетворения нуждаются в духовных средст-вах, каковыми служат

возвышение ограниченного человеческого духа к бес-конечному, чистейшему Духу,

общение с Ним, теснейшее единение со своим Первообразом - Богом.

Но, обладая свободой, человек может в удовлетворении своих потреб-ностей

поступать согласно с требованиями своей природы, а может и не со-образовываться

с ней. В особенности возможность подобного противления законным требованиям

своей природы усилилась в человеке с тех пор, как грех прародителей произвел

порчу и некоторого рода извращение в самой его природе.

Со времени грехопадения потребности человеческой природы в своем удовлетворении

все более и более начинают отступать от своей нормы. Диа-вол, искуситель наших

прародителей, успевший совратить их волю с долж-ного пути при их ещё

первобытном, непорочном состоянии, над поврежден-ными грехом потомками их стал

иметь почти полную власть.

Как телесные, так и духовные потребности своей природы после гре-хопадения

человек удовлетворял большей частью так, как угодно было сата-не, чем как

требовала его природа или как бы желала его воля.

Для избавления человека от власти сатаны является на землю Сам Гос-подь в

человеческом образе. Конечно, Своею Божественною, всемогущею силою Он мог одним

словом разрушить все дела диавола и его власть над человеком. Но, чтобы это дело

освобождения было не без участия воли и са-мого человека, Господь наш Иисус

Христос не только победил диавола Сво-ею властью и своим подвигом, но вместе с

тем указал своим примером для всех Своих последователей средства для борьбы и

победы над ним, предос-тавив пользование этими средствами свободе каждого.

В особенности ясно указаны Им средства для борьбы с сатаною во время искушения в

пустыне. Так как сатана главным образом владел челове-ком при посредстве его

плоти, испорченной грехом, извращая плотские по-требности его, также через

ложную славу мира его, зараженного грехом, и блага его, то и Господь допустил

искусителю подвергнуть Себя испытанию с этих же трех сторон.

Когда после сорокадневного поста в пустыне Иисус Христос почувст-вовал голод,

диавол приступил к Нему со своими искушениями. Злой дух хо-тел сначала своими

злобными советами усилить тяготение духа Христова к плоти, в которой от

продолжительного поста чувствовалось истощение сил, до исключительной заботы о

ней, - так, чтобы Христос, не терпя больше голода, решился бы воспользозаться

чудом для Своего насыщения. "И при-ступил к Нему искуситель и сказал: если Ты

Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Мф. 4,3).

Это первое искушение Иисус Христос отражает словами Писания, взя-тыми из

Второзакония (8,3), где Моисей призывал народ Израильский к ис-полнению

заповедей, напоминает ему чудесное странствование по пустыне: "Он смирял тебя,

томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои,

дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяком словом,

исходящем из уст Господа, живет человек".

Иисус Христос приведением этого места хотел сказать: человек при недостатке

обыкновенных средств к прокормлению себя может оставаться в живых

сверхъестественным образом, посредством творческого Слова Божия, так что,

следовательно, нет нужды превращать камни в хлеб и не должно для насыщения

пользоваться чудом, являя чрез это нетерпение и недостаток преданности воли

Божией.

Для второго искушения диавол зовет Иисуса Христа на кровлю храма - на

крылообразную крышу одного из притворов или галереи, окружавших храм

Иерусалимский, из которых некоторые находились над такою пропа-стью, что

кружилась голова, если смотреть с высоты их вниз.

Пользуясь тем, что Господь выразил в первом искушении полную пре-данность воле

Божией, диавол, ссылаясь на слова псалмопевца (Пс. 90, 11-12), где речь идёт о

покрове Божием над благочестивыми вообще, говорит, что если и относительно

обыкновенных людей, которые имеют Господа сво-им упованием и прибежищем,

высказано такое обетование, что ангелы со-хранят их, если бы они падали с

высоты, то тем более это имеет силу отно-сительно Сына Божия.

1. Слово, исходящее из уст Господа, нужно понимать в смысле творче-ского Слова

Божия, которым все вызвано к бытию и которым все сохраняет-ся.

Итак, бросься с кровли храма, и Ты решительным образом докажешь, что Ты

действительно Сын Божий, и весь Иерусалим уверует в тебя.

Коварная хитрость сатаны состояла здесь в том, что он образное выра-жение

псалма: "на руках возьмут Тя" и т.д., побуждает Христа испытать на Себе в

собственном и буквальном смысле.

Если бы Иисус Христос провел опыт, исполнятся ли над Ним слова в собственном

смысле, то этим Он, с одной стороны, показал бы сомнение в Себе, как Сыне

Божием, а с другой - честолюбие.

Послушаться совета сатаны и сделать это, что предлагал он, значило бы

безрассудно подвергать жизнь Свою опасности только для того, чтобы вынудить от

Бога чудо, как испытать Его: сотворит ли Он чудо? Поэтому Иисус Христос отвечает

словами Второзакония (6,16): "Не искушайте Гос-пода Бога вашего, как вы искушали

Его в Массе". Эти слова первоначально были сказаны евреям по поводу их ропота в

пустыне, когда у них не стало воды. В ропоте их заключалось сомнение в силе

Божией и благом Его попе-чении, которое вместо с тем служило как бы вызовом Богу

- показать, что Он не хочет помочь им. Такой дерзкий вызов Бога Священное

Писание на-зывает искушением Бога; и в таком искушении Бога был бы виновен и

Иисус Христос, если бы Он, как предлагал Ему сатана, самовольно и только для

то-го, чтобы видеть, может ли и хочет ли Бог помочь Ему, бросился с крыши крыла

церковного.

В предыдущих искушениях диавол мог представлять себя человече-ским собеседником,

доселе сатана все еще притворялся в своих искушениях, показывая вид, что ради

Иисуса Христа делает Ему предложение - обратить камни в хлебы и низвергнуться с

храма, чтобы и Он Сам и люди могли убе-диться в Его Божественном достоинстве:

"Еще Сын еси Божий", в третьем же искушении он прямо выступает как диавол,

обнаруживая свою цель со-вершенно уклонить Иисуса Христа от Бога. До этого

диавол не получил ещё полной уверенности, действительно ли Иисус Христос есть

Сын Божий. Те-перь он предлагает решительное испытание. Ложно приписывая себе

полное владычество над всем - громадные пространства которого он показывает

Господу с высокой горы, - диавол, с целью устрашить Искупителя, говорит Ему, что

никакие Его усилия не могут освободить из под его диавольской власти мира, если

он добровольно не отдаст Ему. Он предлагает Христу, - вместо того, чтобы

совершить продолжительный и трудный путь искупи-тельного служения, на который

намерен вступить Господь, - купить у него власть над миром самою легкою ценою:

выражением покорности перед ним, князем, мира сего, - поклонением ему.

Более дерзкого слова уже невозможно было услышать и от сатаны, и Господь властно

отгоняет от Себя его, ссылаясь при этом на слова закона: "Господа, Бога твоего

бойся, и Ему одному служи" (Втор. 6,13). Господь Ии-сус Христос дает сатане

понять, что Он должен и намерен для искупления людей идти путем, предуказанным

Ему Богом, Которому одному должно по-клоняться и служить.

Своим подвигом в отражении искушения сатаны, Иисус Христос всем Своим

последователям, а в особенности продолжателям Его служения роду человеческому,

пастырям Церкви, показал, что для борьбы с искусителем единственными средствами

служат Слово Божие, покорность, всецелая пре-данность в волю Божию и теснейшее

единение с Господом.

Только тот может отразить от себя и от других все многообразные обольщения

диавола, кто приучился всегда сообразовывать свои действия с Божественным

откровением и, кроме воли Божией и единения со Своим Создателем, ни в чем другом

не полагать своего счастья и блага.

В истории Церкви Христовой мы видим, что действительно, только те пастыри

избавлялись, не увлекались многовидными советами диавола, а также успешно

боролись с его кознями над стадом Христовым, которые еще до своего вступления в

священный сан показывали себя доблестными под-вижниками и непобедимыми от сатаны

воинами Христовыми.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, знаменитейшие

столпы Вселенской Церкви, до вступления своего на пас-тырское служение не только

славились своею ученостью и своим красноре-чием, но вместе с тем известны были и

своей опытностью в духовной брани со вратами человеческого спасения. Владея в

совершенстве Словом Божиим, этим, по словам апостола Павла (Еф. 2,17), духовным

мечом для отражения сатаны, они при этом были такими мужами, которые умерли для

всех плот-ских страстей, этих помощников сатаны, жили уже духом, - отложив

всякое попечение о мирских благах, помышляя только о благах духовных,

внутрен-них.



Призвание апостолов



Первых благовестников совершившегося искупления человеческого рода, Богочеловек

воззвал из Иудейской области Галилей, от рыбарских мреж. По слову Его: "Идите за

Мною!" (Мф. 4,19), они беспрекословно, ос-тавив родителей и дома, пошли за Ним,

и вполне предались Его водительст-ву.

Эти первозванные были людьми простыми, неучеными; но Господь открыл им тайны

Царства Небесного, сколько они на первый раз могли вме-стить. Он воспитывал их

для предстоящей всемирной проповеди учением и Своим примером. Представлял им

начальные опыты Евангельской пропове-ди по градам и селам иудейским о том, что

"Приблизилось Царствие Небес-ное" (Мф. 10,7), уполномочивал их совершать

таинства "крещения и елее-помазания больных (Ин. 4,2, Мк. 11,12) и облек силою

творить чудеса над болящими и над беснующимися, исцеляя первых и изгоняя бесов.

По совершении же Своего земного служения Господь торжественно поручил Своим

апостолам послужить всюду верными "свидетелями" (Лк. 24,48) всего того, что

свершилось на их виду, а именно: схождение на землю Сына Божия, Его учения,

чудес, страдания, смерти, воскресения из мертвых и вознесения на небо. Через

дуновение из Своих Божественных уст Он облек их властью разрешать и вязать грехи

человеческие, заповедал им пропове-дывать отпущение грехов во имя Его всем

народам, начав от Иерусалима, а кто "покается" (Лк. 24,47) и уверует, что

Господь Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира, тем отверзать вход в Его

Святую Церковь и ко всем спасительным таинствам веры чрез святое крещение.

Все эти повеления, возносясь на Небо, Искупитель запечатлел Своим всемогущим

благословением, воздвигнув над апостолами руки во уверение того, что они всегда

и везде будут под Его защитою. "Аз есмь с вами, никто-же на вы" (кондак

Вознесению). О призвании апостолов все евангелисты со-общают так:



Иоанн (1, 35-51)

Иаков и Иоанн Заведеевы, Андрей Симон Петр Филипп, Нафанаил.



Матфей (4,18-22)

Симон, Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы.



Матфей 10, 2-4

Симон, Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Заведевы, Филипп, Варфоло-мей, Фома и Матфей

мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фадеем, Симон Кананит и Иуда Искариот.



Марк 1, 26-20

Симон и Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы.



2, 14 - Левий Алфеев



3, 74-19 - Симон Петр, Иаков и Иоанн Заведеевы, Андрей, Филипп, Варфо-ломей,

Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Кананит.



Лука 5, 3-11 - Симон Петр, Иаков и Иоанн Заведеевы.



5, 27-28 - Левий



4,13-16 - Симон Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Матвей и

Фома, Иаков Алфеев и Симон Кананит, Симон Зилот, Иуда Иаков-лев и Иуда Искариот.



Как мы видим, в наименовании некоторых апостолов замечается как бы разногласие

между евангелистами, но это разногласие только кажущееся. Так, второго Симона

Матфей и Марк, в отличие от Симона Петра, называют Симоном Кананитом, а Лука -

Зилотом. Зилот - (с греч. - ревнитель), а "кананит" - перевод этого слова на

еврейский язык. Таким образом, слова "кананит" и "зилот" - синонимы.

Матфей называет Леввия прозванным Фаддеем. Марк называет его только по прозвищу

Фаддеем; Лука именует Иуду Иаковлевым, т.е. братом Иакова Алфеева (Деян. 1,13).

Упоминаемый Иоанном апостол Нафанаил остальными тремя Еванге-листами назван по

отчеству Варфоломеем, т.е. сыном Фоломея (вар-сын).





О высоте пастырского служения



"Вы - соль земли; Вы - свет мира" (Мф. 5,13-16). Вот то нравственное

достоинство, какого требует от своих преемников Сам Спаситель. Иисус Христос

называет апостолов, а в лице их и всех пастырей, солью, указывая этим на их

нравственную крепость. Как соль естественная имеет свойство придавать пище вкус

и предохранять тела от гниения, так и пастыри должны обладать умением развивать

в пасомых вкус духовный и предохранять их от нравственной порчи и соблазнов.

Называя апостолов, а, следовательно, и всех пастырей, "светом мира", Спаситель

говорит, что жизнь их должна быть так чиста, как свет.

Называя их градом, стоящим наверху горы, Спаситель дает разуметь, что жизнь и

цела пастырей открыты взорам всех людей. Называя же их све-тильником, Иисус

Христос внушает, что пастыри примером своей жизни должны просвещать всех своих

пасомых, т.е. своими делами показывать, как должно исполнять закон Евангельский.

Что под светом здесь разумеется именно жизнь пастырей, это видно из дальнейших

слов Спасителя, сказанных апостолам: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы

они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".





Наставление Иисуса Христа апостолам

при отправлении их на проповедь



(Мф. 10,1-42; 28, 18-20, Мк. 6,7-11; 16,16-18; Лк. 9,1-5; 10,1-11)



Наставления эти касались круга действий, проповеди, отношения к по-учаемым и

поведения апостолов. Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь,

заповедует им не обращаться к язычникам и не ходить с про-поведью по городам

самарянским, а идти прямо к избранному народу изра-ильскому.

Подобно апостолам и пастырь Церкви, как поставленный к одному оп-ределенному

приходу, должен ограничиваться им одним; учить только своих пасомых, а не

вторгаться в другой приход, разве только за отсутствием и по просьбе местного

священника и с разрешения церковной и гражданской вла-сти.

Самаряне во времена апостолов составляли иудейскую секту, образо-вавшуюся из

остатков отведенных в плен жителей царства Израильского и язычников колонистов,

переселенных Салманасаром в Палестину. Будучи исключенными из участия в

иудейском богослужении, они построили себе храм на горе Гаразин.

Из священных книг Ветхого Завета они принимали только Пятикни-жие и, кроме того,

вообще усвоили много языческих нравов и обычаев. По-этому иудеи обвиняли их в

идолослужении, считали их наравне с язычника-ми и старались избегать всякого

общения с ними (ср. Ин. 4,9). Апостолы, по словам Господа, теперь еще не должны

были обращаться с проповедью Евангелия ни к этим самарянам, ни к язычникам, и

должны были ограничить свою проповедническую деятельность "погибшими овцами дома

Израилева" (Мф. 10,6).

Только после Своего воскресения, когда Его искупительною смертью разрушено было

средостение между иудейством и язычеством (Еф. 11,14), Господь расширил

призвание апостолов, сказав им: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие

всей твари" (Мк. 16,15). Проповедуя Евангелие, апостолы, с одной стороны, для

усиления своей проповеди, а с другой - для наглядного изображения

приближающегося Царства Искупителя, должны пользоваться данною им

чудодейственною силою, но не для приобретения материальных средств, а

бескорыстно (туне), так как и они сами этот дар по-лучили лишь по милости к ним

Божественного Учителя, а не как вознаграж-дение за какую-нибудь заслугу.

И пастыри Церкви также должны учить своих прихожан, и никого не оставлять без

слова назидания. Все дело своей учительской деятельности они должны нести

бескорыстно, не имея в виду материальных выгод или каких-нибудь житейских

интересов, но единственно по любви к пасомым: "…даром получили, даром отдавайте"

(Мф. 10,8). Апостолы, как благовест-ники Евангелия, не должны много заботиться о

временном, но, как трудя-щиеся по непосредственному поручению Божию, с

доверчивостью должны ожидать от Бога подаяния всего необходимого в жизни.

Эту мысль Господь выражает так: "Не берите с собою (на дорогу) ни золота и

серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы (не берите) на дорогу, ни двух одежд, ни

обуви, ни посоха; но как свободные от всяких земных забот, проповедуйте

Евангелие всей твари".

Так и пастырь не должен развлекаться житейскими нуждами и забо-титься много о

материальных средствах. Он должен помнить, что если он будет добросовестно

проходить свое служение, то пасомые не оставят его и в материальном отношении,

"… ибо трудящийся достоин пропитания (10). Далее Иисус запрещает своим ученикам

в одном и том же городе переменять место жительства или переходить из одного

дома в другой. Такая перемена места жительства, с целью найти лучше удобства,

была бы оскорбительна для прежнего домохозяина и неприлична для простых учеников

Христовых.

Этим наставлением Спасителя пастыри Церкви обязываются смотреть на свой приход

не как на временное место, в ожидания более выгодного в материальном отношении,

но как на пожизненное место, выпавшее им по жребию, определенному Самим Богом, и

потому должны всю душу свою влагать на просвещение и спасение своей паствы,

самоотверженно работая во имя великой идеи своего призвания. "Вот Я посылаю вас,

как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (16).

Овца служит символом невинности, кротости и терпения; волк же служит образом

лукавой злобы и хитрости. Спаситель употребляет эти символы, чтобы яснее и

нагляднее показать апостолам их отношение к миру и положение их в ми-ре. Они

должны смотреть на себя, как на овец, окруженных со всех сторон волками,

следовательно, в постоянной опасности смерти, если истинный Пастырь Христос не

защитит их. К нему должны они прибегать, Его дер-жаться. Единственным их орудием

против мира должны быть терпение и кротость. Но они также не должны без нужды

подвергать себя опасности, а напротив, подобно змию, с осторожностью и

благоразумием избегать её. А чтобы это благоразумие не перешло в хитрость, они

должны быть просты, подобно голубям. И пастырь Церкви должен знать, что всюду

окружен он врагами.

Он может встретить между самими прихожанами проповедующих нравственную

разнузданность и других ввергающих в разврат. Пастырь, зная о существовании

таких волков в своем стаде, не должен нападать на них с ожесточением или

употреблять решительные меры, но обращаться с ними мягко и осторожно,

подготовляя их исправление рассчитано и постепенно. Кто умеет соединять

христианское благоразумие с истинною простотою, тот и есть истинный учитель и

пастырь.

Итак, пастырь Церкви должен действовать только в своей пастве. Главной задачей

его деятельности должно быть проповедование слова Бо-жия, причем, он не должен

увлекаться своими нуждами житейскими. Ко вра-гам он должен относиться с

благоразумием и осторожностью. Должен быть уверен, что над ним всегда бдит

промысел Божий. Исполняя своё дело, пас-тырь не должен вменять себе в заслугу

этого, чтобы не впасть в гордость.



Притча о добром пастыре (Иоанн 10,1-16)

Эта притча, как она изложена у Евангелиста Иоанна, сказана была Спасителем после

исцеления Им слепорожденного. За упорное и ожесточен-ное отрицание фарисеями

чуда исцеления слепорожденного Иисус Христос назвал их слепыми (Ин. 9). Но так

как они могли сказать, что не по слепоте нашей не приходим к Тебе, но убегаем,

отвращаемся Тебя, как обманщика, то Спаситель притчею о добром пастыре

доказывает, что Он не обманщик, но истинный Пастырь и представляет признаки того

и другого: как Пастыря, так и обманщика - губителя, и через то даёт им

возможность открыть прав-ду о Нем.

Изложив сначала самую притчу в приточной иносказательной речи, Иисус Христос

далее (с 7 ст.) разъясняет её и делает применения из неё по отношению к Самому

Себе и к отвергавшим Его Божественное достоинство иудеям с их руководителями.

Спаситель называет Себя дверью, противопо-лагая Себе воров и разбойников, и

Пастырем добрым (с 11 ст.), противопола-гая Себе наемника. Образ притчи

заимствован из пастушеской жизни в Па-лестине. Для загона овец в ночное время

там иногда устраивали загороди, которые сверху бывали иногда открыты. Сюда

загонялись стада, закрыва-лись двери, и кто-нибудь из пастухов оставался при

дверях на страже. В эти загороди загонялось не одно, а несколько стад. Но так

как пастух очень хо-рошо знал овец своего стада, из которых почти каждая у него

имела, сооб-разно со своим видом или нравом особую кличку, так и овцы по виду и

голо-су хорошо распознавали своего пастыря и потому отзывались только на его

зов, и только за ним охотно следовали. За вором, если бы он перелез через забор

в загон, овцы не пойдут, но побегут от него, потому что они не знают его голоса.

В притче сначала прикровенно показывается, кто обманщик и тать. Признаки

разбойника следующие: во-первых, он входит не явным образом, во-вторых, не по

писаниям, ибо это значит: "не дверми". Поскольку Писа-ние, по словам Златоуста,

"приводит нас к Богу, и отверзает путь Богопозна-ния, - оно производит овец, оно

(их) охраняет и не позволяет приходить волкам. Подобно какой-либо надежной

двери, оно заграждает путь еретикам, поставляет нас в безопасность от всего и не

позволяет впасть в заблуждение, и если мы сами не откроем этой двери, то будем

недоступны врагам. По ней мы распознаем всех, как пастырей, так и непастырей...

Кто не пользуется Писанием, но прелазит инуде т.е. не идет установленным путем,

но пролага-ет себе иной путь, тот есть тать".

Затем также прикровенно указываются признаки пастыря. Первое от-личие его

составляет то, что ему свойственно входить законною дверью, т.е. что он учит не

по заповедям и преданиям человеческим, а по закону Божию; второе - послушание

овец, которые, зная его и голос его, идут за ним одним спокойно. Когда слушатели

не поняли иносказательной речи Спасителя, то Он приступил к разъяснению её. Он

не разъясняет, как само по себе понят-ное, что под двором овчим разумеется

Царство Божие, народ Израильский, а под овцами - члены этого царствия, не имея в

виду то, что Его признавали фарисеи за обманщика, отличает Себя от лжепастырей

многими признаками.

Первым отличием Спаситель поставляет Свое учение, основанное на Писании. Он

приводит к Себе людей посредством Писания, а они привлека-ют не так. Вследствие

Своего согласия с Отцом Небесным, Он не только действует сообразно со Словом

Божиим - этою законною дверью во двор овчий, но Он Сам есть дверь овцам. Он

приводит людей к Отцу. Он есть по-средник между Богом и человеком, единственный

путь в Царство Мессии, в область спасения. Только через веру в Него и подчинение

Ему можно сде-латься членом этого царства (Сравн. 14,6).

Вторым отличием служит послушание овец: Ему не только при жизни, но и по смерти

все веровали, а тех тотчас оставляют (8 ст.). Затем, те все де-лают как воры,

тираны и с целью возмущения. Он же далек от подобных на-мерений. Кроме того, Он

пришел для спасения овец, а те готовы лишить их и настоящей жизни. Те, будучи

наемниками, а не истинными пастырями, при виде опасности предают поверивших им и

бегут, а Он, как пастырь добрый, твердо стоит за овец, полагая душу свою за них,

никогда не оставляет их без защиты и помощи, т.е. тех, которых Он предуведал и

которые верою сердцем ощущают и разумеют Его, как своего Искупителя и верховного

Благодетеля, в Котором они находят удовлетворение всем своим духовным

потребностям, покой, счастье, блаженство.

Поэтому даже те из язычников, которые не принадлежат ко двору из-раильтян, но по

душевным своим свойствам суть, однако, овцы Его, - ус-лышат голос Его и откроют

свое сердце для принятия верою благовестия Евангельского. И тогда, с призванием

язычников в Церковь Христову, раз-рушится преграда, разделявшая доселе языческий

мир от иудейского, и все люди составят из себя одно стадо, одно тело с одним

Пастырем и одною гла-вою - Христом (Срав. Еф. 11,14-16).

Притча Спасителя о Добром Пастыре раскрывает качества истинного пастыря Церкви,

указывает их в том случае, когда он, вступив достойно, за-конным образом в это

звание, любит свое святое служение и свою паству, и отличается ревностью и

усердием, самоотверженным служением духовным нуждам своих пасомых до готовности

положить душу свою за них при угро-жающей им опасности. Эта ревность пастыря

должна обнаруживаться в за-ботливости о сохранении, распространении, процветании

и торжестве Цар-ства Христова вообще, и вверенной ему паствы в частности. Святые

апосто-лы, верные наставлениям Своего Божественного Учителя, безбоязненно и

настойчиво проповедовали учение Христово, обличали противников истины со всяким

дерзновением, хотя им и приходилось страдать от врагов имени Христова.

Образцы ревности мы видим и в преемниках апостолов - истинных пастырях Церкви.

Таков, например, был первоучитель славян, святитель Христов Мефодий, брат

святого Кирилла, изобретателя славянской азбуки. Когда ему угрожали немецкие

епископы, подвластные Риму, смертью за проповедь славянским народам на их

наречии, то он спокойно отвечал им: "Истину говорю пред царями и не стыжусь, а

вы творите волю вашу на мне, ибо я не лучше тех, которые за исповедывание правды

многими муками окончили житие" (Жития святых Русской Церкви. Февраль). Точно

также святитель Русской Церкви Димитрий Ростовский ( 1709), как истинный

пастырь, не стеснялся никакими светскими отношениями, когда должен был стоять за

правду. Когда священник его епархии явился защитником мнений раскольничьих, то

святитель, после строгого исследования, отрешил его от должности и велел, как

вдовому, искать себе места где-либо в монастыре. Но виноватый тайными путями

нашел доступ к императрице и она ходатайство-вала за него пред святителем

Димитрием. Тогда ревнитель православия представил царице весь ход незаконного

дела и смиренно просил её не гне-ваться, что он не может изменить своего

решения. "Много было мне от него досады, - писал святитель Димитрий, - пред

многими бо людьми хуля моё смиренное имя, нарицал меня еретиком и римлянином и

неверным: обаче все то ему прощаю Христа ради моего, иже укоряем, противу не

укоряше и стражда терпяще; взирая на незлобие Спаса моего, тому попу простих и

священства не запретих и дах ему волю избрати себе место, в монастыре ко-ем-либо

пострищися. Но гнева Божия на себе боюся, еще волка, во одежде овчей суща, пущу

в стадо Христово погубляти души людские раскольниче-скими ученьми. Молю убо ваше

царское благородие, не положите гнева на мя, богомольца своего, что не могу

соделати вещи невозможной".



Грозное обличение

Спасителем книжников и фарисеев (Мф. 23)



"На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи". Это образное выражение

обозначает то, что книжники и фарисеи сделались для народа ис-толкователями

Закона Божия и, таким образом, как бы заняли место древне-го законодателя Моисея

в смысле религиозных вождей еврейского народа времени Иисуса Христа.

Образ взят из восхождения их на синагогальные кафедры. Книжниче-ство и

фарисейство - суть термины, которыми рельефно определяется рели-гиозное

мировоззрение избранного еврейского народа - современников Ии-суса Христа.

"Книга... буква..., по меткому выражению Священного Писания, не - "дух", который

"животворит", а буква, которая "убивает" (2 Кор. 3,6). Фари-сей - образ

представлен в притче Спасителя "О мытаре и фарисее". Всяко-му, знакомому с

Евангелием, прекрасно известна роль книжников и фарисеев в истории земной жизни

Христа Спасителя. Это - каста ветхозаветного пас-тырства, восшедшая на Моисееве

седалище и взявшая ключи от Царства Бо-жия в деле толкования "Закона и

Пророков". Она безошибочно свидетельст-вовала о месте и времени рождения Мессии

и убила своими руками обето-ванного Мессию.

В грозной обличительной речи Спасителя с 1 по 12 стихи дается ха-рактеристика

ветхозаветного лжепастырства, а с 13 ст. перечисляются во-пиющие к нему грехи и

пороки этих религиозных вождей народа и восемь раз возвещается "горе" безумным и

"слепым" лжепастырям.



Характеристика

Разлад между словом и делом ("говорят и не делают"): на паству воз-лагают

бремена тяжелые и неудобносимые, а сами не хотят и перстом дви-нуть их. Внешне

показная сторона благочестия, чтобы видели их люди. Рас-ширяют хранилища свои и

увеличивают воскрилия одежд своих, любят предвозлежания на пиршествах и

председания в синагогах, чтобы они звали их: "учитель, учитель".

"Хранилища" - это ящички с листами из пергамента, на которых пи-сались слова

Закона Моисея. Они прикреплялись к головной повязке на лбу, и на левой руке

против сердца, вследствие буквального понимания повеле-ния - "иметь пред глазами

и на руке слова Закона" (Исх. 13,9).

"Воскрилия риз" - это четыре кисточки, пришивавшиеся к краям верхней одежды, и

идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонто-вого цвета, чтобы евреи,

смотря на них, помнили заповеди Божий (Числ. 15,38-40; Вт. 22,12).

Таким образом, обличается лицемерное благочестие и тщеславие. "Го-ре"

возвещается за грехи и пороки. Восемь раз властью Божественного Учи-теля

Пастыреначальник угрожает бедствиями лжепастырям...: за лицемер-ную ученость,

закрывавшую врата Царства Небесного для паствы и самих пастырей, за ханжество,

прикрывающее алчность, доходящую до обирания даже вдовиц, за фанатическую

ревность - прозелитизм (пришельцы от язычников), т.е. за количественное, а не

качественное умножение чад Божи-их, за поступки, свидетельствующие о том, что

внешность поставлена на ме-сто духа, мелочи на место важного и мужественного, за

безразличие к рели-гии между главным и второстепенным.

В Своей обличительной речи Спаситель приводит красочные образы: клятва храмом и

золотом храма, жертвенником и даром; дают десятину мя-ты, аниса и тмина и

оставляют важнейшее в законе: суд, милость и веру; оцеживают комаров и поглощают

верблюдов, очищают внешность чаши и блюда, внутренне переполненных хищением и

неправдою; уподобляются окрашенным гробам, совне красивым, а внутри наполненным

мертвыми кос-тями и всякими нечистотами.

"Горе" возвещается за притворное и наружное покаяние: обличали от-цов в избиении

пророков, а сами превзошли их, сделавшись убийцами само-го Мессии.

Обличение Спасителя направлено было на лжепастырей Церкви Вет-хозаветной. Но

угроза Спасителя, столь страшная для неисполнивших своего назначения пастырей в

Ветхом Завете, усугубляется, несомненно, в отноше-нии пастырей Завета Нового,

когда последние в своих прегрешениях и пороках уподобляются книжникам и

фарисеям.



Первосвященническая молитва Иисуса Христа

(Иоанн, 17)



Пред Своими страданиями Иисус Христос вознес к Небесному Отцу трогательную и

полную глубокого смысла и значения молитву. Эта молитва называется

первосвященническою потому, что в ней Спаситель обращается к Отцу Своему не как

Бог, а как человек, как архиерей и ходатай пастырей Церкви.

В первосвященнической молитве Иисус Христос молится сначала за Себя, потом за

учеников. О Себе Он молится, чтобы Отец Небесный просла-вил Его. Это нужно было

для того, чтобы ученики яснее поняли - Кто Он и от Кого послан, поняли Его

единосущие с Богом-Отцом и чтобы это утвер-дило их веру при страданиях Господа;

чтобы и враги из прославления Его увидели в Нем обетованного Мессию и прославили

пославшего Его Отца.

Об учениках Он молится, с одной стороны, для того, чтобы показать, как они

дороги для Него и для мира, и тем самым внушить им, с каким вни-манием, с каким

бодрствованием над собою они должны проходить пред-стоящее им служение. С другой

стороны, молится об учениках для того, что-бы Отец Небесный утвердил их в вере и

дал твердость в искушениях.

Стих 1. Возведением очей к Небу Господь учит нас в молитвах устрем-ляться к Отцу

Небесному душой и телом, отрешившись от всего земного. Прииде час - час Его

страданий. В это время особенно нужно было Ему прославление, чтобы ученики не

соблазнились о Нем. И молитва Его была услышана: это видно из обстоятельств Его

смерти. После всех знамений: распадения камней, раздрания церковной завесы,

помрачения солнца - ве-ровавшие в Него восклицали: "Воистину, Он был Сын Божий!"

(Мф. 27,54). Очевидно, что в Сыне прославился и Отец.

Стих 2-3. Бог Отец, дав Сыну Своему совершение великого дела, дал и власть

совершать чудеса, внушающие веру в Него, как Единородного Сына Божия, и давать

людям жизнь вечную. Средством к получению жизни вечной служит познание истинного

Бога и посланного им Иисуса Христа.

Стих 4. На небе Бог-Отец всегда прославляется Сыном Божиим и Свя-тым Духом;

славят Его там и сонмы ангелов и святых человеков. Но Господь прославил Его на

земле и этим совершил дело, для которого Он и пришел на землю. Он проповедал

спасительную веру, примирил человека с Богом, усы-новил людей Богу. Всё это Он

выразил словом: "дело", потому что имеет одну цель - спасение людей.

Стих 5. Как Бог Иисус Христос был прославлен и прежде. Но здесь Он молится о

прославлении Своего человеческого естества, как бы в награду за то, что Он

человечеством прославил Отца. И молитва Его была услышана. Это видно из того,

что Он в третий день воскрес.

Стих 6. Язычники, до пришествия Господа на землю не имели пра-вильного понятия о

Боге; и вот Иисус Христос открыл Его как Отца, у Кото-рого есть и Сын, и Дух

Святой. И ученикам Своим Он возвестил истинное учение о Боге Троичном, которое

они и сохранили.

Стихи 7 и 8. Они уразумели, что все: и владычество над стихиями, и господство

над нечистыми духами, и целительную силу, и власть воскрешать мертвых Христос

получил от Бога-Отца и уверовали, что Он истинный по-сланник Божий.

Стих 9. Апостолы ещё не постигали божественности Спасителя. Для этого они имели

нужду в содействии благодати Божией.

Стих 10. С этого времени апостолам ясно стало отношение Сына Бо-жия к Богу-Отцу:

Он с Ним и Он равно также Бог.

Стих 11 и далее. Оставляя апостолов среди соблазнов и искушений, Господь просит

Отца Небесного, чтобы Он соблюл их в единодушии и люб-ви, не допустил никого из

них к погибели, не дал им смешаться с миром и погрязнуть в его беззакониях, а

поддержал бы их в должной возвышенности и чистоте жизни, соделал их служителями

и истинными проповедниками Евангелия и руководителями в жизнь вечную, удержал их

в единодушии со всеми верующими, подал им все средства к прохождению

апостольства и удостоил их по смерти блаженства в будущей жизни.

Подобно Иисусу Христу и пастырь Церкви должен постоянно молить Пастыреначальника

о единении своем с вверенною ему паствою. Молясь же об этом, пастырь не должен

забывать важнейшей обязанности своего служе-ния - дела проповедания, о чем

молился и Спаситель для Своих учеников и пастырей. Служа Своему

Пастыреначальнику, священник должен особенно заботиться о том, чтобы между ним и

паствою было полное единение, чтобы паства его имела одну душу, один ум,

стремящийся к Богу; одно сердце, бес-конечно любящее Бога; одну волю,

непоколебимую в добре, подкрепляемую твердой надеждой на Бога. Словом, пастырь

Церкви должен стремиться к тому, чтобы в будущей жизни пред судом Божиим он

смело мог сказать: "Вот Я и дети, которых дал мне Бог!" (Евр. 11,13). Наконец,

пастырь Церкви должен беспрестанно молить Господа и о том, чтобы его пастырское

слово не было бесплодно, но совершалось силой Божией.



Пастырство в апостольские времена



Апостолы в самом обетовании Господа - быть с ними до окончания века, в Его

повелении обойти весь мир с Евангельскою проповедью видели указание на то, что

поскольку они на земле не вечны, то служение их должно быть преемственным. Но

когда Господь по воскресении Своем в течение со-рока дней посвящал их в тайны

Царствия Божия, то первым предметом здесь было устроение на земле Церкви Божией,

и потому апостолы получили из уст Его более подробное наставление о своем

пастырстве. Это подтвержда-ется словами апостола Павла: "Нисшедший, Он же есть и

восшедший пре-выше всех небес... И Он поставил одних Апостолами, других

пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями" (Ефес. 4,10-11).

Апо-стол не говорит, когда именно последовало от Великого Пастырсначальника

Иисуса Христа такое указание на различение служения в церкви Его и на

не-обходимость различных служителей; не видно времени этого учреждения и из

Евангелия. Остается заключить, что подробное наставление об этом дано было

апостолам, когда Он "которым и явил Себя живым, по страдании Сво-ем, со многими

верными доказательствами, в продолжение сорока дней яв-ляясь им и говоря о

Царствии Божием" (Деян. 1,3).

Апостолы по вознесении Господа немедленно явили начало преемст-венного служения

в Церкви Христовой. Апостол Петр напомнил собранию верующих, что Дух Святой

устами Давида предрек испадение из лика апо-стольского Иуды - предателя (Деян.

2, 16) и о том, что его место должен занять другой, дабы по числу колен

израилевых исполнился двенадцати-численный лик свидетелей - самовидцев

пришествия на землю Сына Бо-жия.

Когда предложенное Петром было принято всеми верующими, то они помолились, и как

все апостолы были призваны на своё служение непосред-ственно от Самого Господа,

то Ему же Самому предоставили указать дос-тойнейшего взамен Иуды посредством

жребия. Из неотлучно находившихся при Спасителе во времена земной жизни Его, от

дня пришествия Его на Иордан ко крещению до вознесения на Небо, поставили под

жребий двух: Иосифа Варнаву, прозванного Иустом (праведным) и Матфея. Жребий пал

на Матфея, и он причтен был к одиннадцати апостолам.

В Деяниях апостольских более о таком способе избрания на служение Церкви не

упоминается. Однако же с древних времен прилагаемое к служи-телям Церкви

название клира (от греч. - жребий) даёт основание думать, что избрание

посредством жребия пастырей Церкви употреблялось в некоторых случаях и после

апостолов. Но это надобно отнести к исключению из общего правила.

Пока пребывали на земле апостолы, избрание на служение Церкви со-вершалось

иногда по непосредственному указанию Духа Святого, по Его же Всеосвящающего Духа

велению определен самый чин посвящения пастырей посредством рукоположения (от

греч. - рука и простираю, протягиваю). "Когда они служили Господу и постились,

Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал

их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их"

(Деян. 13, 2-3). Когда же, по мере быстрого распространения христианства из

Иерусалима по Азии и Европе, в Греции и Риме, и в подвластных Риму областях,

необходимо стало умножение пастырей, то апостолы, которым не оставалось

возможности ка-ждой новооткрывающей пастве дать пастырей самолично, - более в

многолюдных городах поставляли начальствующих пастырей под именем епи-скопов,

например: в Ефесе - Тимофея, в Крите - Тита.

Епископам же предоставляли право устроять чрез рукоположение по всем местам

пресвитеров. И все это совершалось по внушению, более или менее явственному.

Того же Духа Святого, Который повелел отделить на служение Варнаву и Павла.

Так, апостол Павел посвящение Тимофея епископом в Ефес относит не к своему

произволению, но, говорит, что сделал это сообразно с предшест-вовавшими о

Тимофее пророчествами: "Это же завещание передаю тебе, Тимофей, о бывших прежде

тебя пророчествах" (1 Тим. 1,12).

Когда же тот же апостол говорит всем ефесским пресвитерам: "Итак внимайте себе и

всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстите-лями, пасти Церковь

Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20,28), то этим

указывает на особенное, ближайшее здесь расположение Святого Духа, отличное от

того, которое в другое время выра-зил общими чертами, что "Нисшедший, Он же есть

и восшедший превыше всех небес… и поставил иных пастырями и учителями" (Ефес.

4,10-11), т.е. Господь Иисус.

Но благодатное время, когда Дух Святой во дни апостолов видимо устроял Свою

Церковь, и глаголы Его слышались явственно, - по предузре-нию Божию прошло, и

избранию на пастырское служение надлежало при-нять иной вид.



Наставление апостола Петра пастырям (Петр. 5,1-4)



Это наставление пастырям апостол Петр дает в своем первом посла-нии, в 5-й

главе, в стихах 1-4. Апостол пишет первое послание к пришель-цам, рассеянным в

Понте, Галатии, Каппадии, Асии и Вифинии, т.е. к хри-стианам тех областей, в

которых кроме апостола Петра подвизался и апостол Павел. Как говорит сам апостол

Петр (5,12), он посылает это послание через Силуана, постоянного спутника

апостола Павла (1 и 2 Сол. 1,1) и известного малоазиатским церквам. Указанное

дает право заключить, что ближайшим поводом к написанию послания было прибытие к

апостолу Петру в Вавилон Силуана с известием о заключении апостола Павла в узы и

о бедственном состоянии малоазиатских христиан, страдавших от преследования со

сторо-ны иудеев и язычников. В своем послании апостол призывает верующих к

истинно христианской жизни: указывает христианам правила поведения сре-ди

язычников: увещает прославлять Бога своею жизнью; говорит о значении страданий

для христианина.

От правил поведения христиан в отношении к миру апостол Петр пе-реходит к

поведению христиан в отношении к собственно христианскому обществу.

Здесь на первом месте являются у него пастыри Церкви. Будучи и сам пастырем

стада Христова и свидетелем Его страданий, апостол просит пас-тырей исполнять

свои обязанности охотно, бескорыстно и несамовластно, ожидая за это только

награды от Пастыреначальника. Всё это излагается с 1 по 4 стихи 5-й главы

послания.

Стих 1. "Старцы" - здесь не только старейшие возрастом, как следо-вало бы из

прямого смысла этого слова, но старейшие по должности: как пресвитеры, так и

епископы. В этом смысле апостол называет и себя.

Точно также и слово "свидетель" в данном случае означает не только очевидца, как

Петр называет себя, говоря о Преображении (2 Петр. 1,16), но как проповедника и

даже участника страданий и славы Христовой. Позднее слово "свидетель", как

известно, сделалось равносильным слову "мученик", своими страданиями

свидетельствовавший свою веру во Христа.

Стих 2. Апостол призывает пастырей пасти Божие стадо не принуж-денно, но охотно

(и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия.

Стих 3. "Обладающе причту" (по-гречески to"i klv/rwn) Католические писатели

объясняют это слово в смысле позднейшего его значения, как цер-ковного причта,

состоящего из диаконов, чтецов и других лиц, подчиненных священнику и епископу.

Но простота иерархического устройства первенст-вующей Церкви и отсутствие низших

служебных должностей (кроме диа-конской) не позволяет принимать это слово в

смысле церковного причта, а в значении паствы (to/ poi/mnion), как наследие

Божие. h" klhponomg/a как это значится и в русском переводе. Множественное число

соответствует множе-ству пресвитеров.

Стих 4. "Пастыреначальнику". Иисус Христос Сам называет Себя Пас-тырем (Исх.

10,11). Здесь апостол, в отличие от пастырей - пресвитеров, называет Его

Пастыреначальником.

"Неувядаемый венец". Образ взят из греческих и римских воинов и борцов, которые

за одержанную победу на войне или в состязании получали венец из неувядаемых

цветов и ветвей.



Речь апостола Павла к ефесским пастырям (Деян. 20,16-35)



По прибытии в Милит апостол Павел послав в Ефес, призывал оттуда в Милит

пресвитеров Церкви. Приближающийся праздник Пятидесятницы по-буждал апостола

спешить в Иерусалим, почему он вынужден был миновать Ефес и призвать ефесских

пресвитеров к себе. В своей речи к ефесским пре-свитерам апостол Павел отмечает

вначале, что во все время пребывания в Асии он не покидал их, что он работал

Господу со всякими многими слезами и смиренномудрием, при этом он был постоянно

искушаем по злым умыслам иудеев. Апостол говорит, что он не пропустил ничего

полезного, о чем не проповедовал бы пресвитерам и чему не учил бы их всенародно

и по домам. Он возвещал иудеям и эллинам покаяние пред Богом и веру в Иисуса

Хри-ста.

А теперь, по влечению Духа Святого, идет в Иерусалим, не зная, что там будет и

только тот же Дух Святой свидетельствует, что узы и скорби ждут апостола. Только

ради проповеди Евангелия Павел с радостью готов совершить полученное от Господа

служение, ни на что не взирая и не доро-жа даже своей жизнью. Апостол же

предчувствует, что все пресвитеры скоро не увидят лица его. Он призывает

пресвитеров внимать себе и всему пасо-мому стаду, в котором Дух Святой поставил

их блюстителем пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Себе Кровью

Своею. Апостол Павел предупреждает слушающих, что по его отшествии явятся среди

них волки, и что из них самих восстанут люди, которые будут учить превратно и

увлекать других за собою. Апостол внушает бодрствовать и помнить, что он сам в

те-чение трех лет день и ночь со слезами непрестанно учил каждого из них, а

теперь он предает их Богу. Повторяя слова Спасителя, сказанные Им

отправ-ляющимся на проповедь апостолам, Павел подчеркивает, что он ни серебра,

ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал, и что нуждам его и бывшим при нем

послужили руки его. Хотя речь апостола Павла с его призывами и показанием

личного примера вплоть до готовности отдать жизнь за пропо-ведь Евангелия, не

считаясь ни с какими лишениями, прямым образом отно-силась к ефесским

пресвитерам, все содержание этой речи полностью и не в меньшей степени относится

и к современным пастырям.

Всецелая преданность проповедованию Слова Божия, неутомимость в деле служения

спасению душ пасомых, отсутствие корыстных и низменных интересов, в случае

необходимости и добывание средств пропитания собст-венными руками и, наконец,

полная готовность положить душу свою за ближнего своего, - вот чему наши пастыри

должны научиться из речи апо-стола Павла и, подражая личному примеру апостола,

неуклонно исполнять его указания.



Учение апостола Павла о нравственных

качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)



Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением исполнять там пастырские

обязанности. Обязанности эти и сами по себе были очень труд-ны. Но они ещё более

тяжелы были для Тимофея при известной настроенно-сти ефесской Церкви. Он должен

был прежде всего противодействовать пар-тии тех христиан из иудеев (ср. 1 Тим.

1,6-7, ср. Тит. 1,10), которые оставив простоту апостольского учения и

христианской жизни, увлеклись бесплод-ной религиозной ученостью - с одной

стороны, под влиянием иудейско-гностического аскетизма, а с другой стороны - под

влиянием иудейских рав-винов и других старались увлечь по этому пути. Потом, как

епископ ефес-ский, Тимофей должен был рукоположить пастырей. В последнем случае

он особенно нуждался в совете. Апостол Павел преподает Тимофею этот совет,

указывая, что при определении в должность важно обращать внимание сколько на

дарование, столько же и на нравственные качества и поведение определяемых.

Наконец, Тимофей, как наместник Павла, должен был учить и руководить верующих.

Семинарская и святоотеческая библиотеки