Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
Материалы для
чтения по теме “Религия”
Слово
“религия” в Библии
Определение
религии И. Ильина
“Религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом. Этот Предмет не есть непременно предмет "познания" или "знания; Он может быть и предметом чувства (любви), созерцания, воли и даже деятельного осуществления (Царство Божие). Но Он остается при всех условиях и во всех религиях — искомым, обретаемым, желанным, созерцаемым, чувствуемым, верой утверждаемым, в неверии отвергаемым, внушающим любовь, или страх, или благоговение — объективно-сущим "инобытием" или предметом даже и тогда, когда открывается, что самый этот Предмет есть Субъект, "живой Дух", как у Гегеля, или личный Бог, как в христианском понимании. Религия есть связь; связь предполагает две реальности и отношение между ними: будь то "соприкосновение", восприятие, "вхождение", "присутствие", испытание или что-нибудь иное, может быть, еще более интимное, глубокое или почти неизреченное. И вот эта связь предполагает в пределах человеческого субъекта — живой субъективный опыт”[1]. “Религия, о которой здесь идет речь, ведет от человека к
Богу; она живет прежде всего в самом человеке и
осуществляется через него. Она живет
человеком, она осуществляется ради него. Она не над ним; не вне
его. Она не есть внешнее для него обстояние.
Она не есть лишь объективный порядок вещей, надчеловеческий
строй мира (миропорядок) или общество верующих (церковь, "град Божий**).
Религия как связь с Богом осуществляется и пребывает
прежде всего внутри человека; она состоит прежде всего из известных,
внутренних, "имманентных" человеку переживаний его и без них —
невозможна. Если бы не было человека, как
существа, отдельного от Бога, в известном смысле “противостоящего” Ему, то не
было бы и религии. Религия есть живая связь Бога и не-Бога,
т.е. человеческого инобытия. Одно Божество, — без человека, — явилось бы не-восприемлемой, неверуемой
Реальностью, т.е. уже не предметом. Один человек без Бога, — явился бы
религиозно-пустынным субъектом: он мог бы предаваться различным предчувствиям,
фантазиям, страхам, суевериям, которые, населяя его душу, оставались бы
религиозно-беспредметными; но религия не могла бы возникнуть. Достоевский прав, утверждая, что религия невозможна без Бога. Но она невозможна и без человека, без его субъективного, личного религиозного опыта”[2]. Сущность
религии
“Сущность религии вообще состоят в том, что человеку дается откровение; дается высшее озарение, полное и истинное прозрение, или, иначе – очевидность…. Это – откровение, которое не дается жадному до новизны воображению; оно не поверхностно, оно врезается глубоко в душу человеку, чтобы предельно охватить собою сокровеннейшее чувствилище ее. Оно подобно не касательной, а секущей линии. Оно проникает до самой сердцевины, до первоисточника воли и, словно молнией, освещает сумрачные углы инстинкта, придавая ему отпечаток духовности. Образно представить это можно было бы так. В дуб ударяет
молния, и его охватывает мощным огнем; чем выше дуб, тем ближе к нему небесная
молния, тем ярче пламя. Или: молния бьет в уснувший вулкан, и он приходит в
движение сразу и надолго. Новая жизнь
дается с приходом откровения. Пронизанный лучом благодати, человек становится
цельным. …Религия – это не какая-то там “точка зрения”, или
“мироощущение”, или “диктуемое догматом мышление и трактовка ценностей”. Нет;
религия – это жизнь, жизнь целостная,
творческая. Это новая реальность, воплотившаяся в мире человеческом, чтобы
творчески включить в себя и весь остальной мир. Это соприкосновение универсума
с Богом непосредственно в новой точке;
более того – это новое шествие Бога в миру человеческих тварей; новое излияние Божественного
света, милости и силы в сердца их, а в целом – событие мирового значения: становление царства Божия на земле. …Человек… ощущает в себе новую реальность, которая его
захватила, вернула ему его цельность, по-своему ввела его в обновленный мир. Он
чует в себе иные силы, чувствует, что вроде бы он “тот же”, что и был, - отсюда
его “ответственность”, - и вроде бы он уже могущественнее того, чем
был, - отсюда его смирение. В нем
появилась новая сила, сделавшая его намного крепче того, чем он когда-то был и
на что когда-то мог только уповать. Теперь его заботой будет одно: стать этой
силы достойным и пребывать в таком состоянии до конца… То внутреннее воссоединение, которое он переживает, состоит
в том, что в его собственным пределах возникает новый, властный центр. Этот центр светит
ему в его внутренней жизни то как сияние раскаленного
угла, то становится бьющим и манящим, как пламя. Это свет, как молитва,
заструившись однажды, уже не иссякает
вовек. Религиозный человек может жить обычной жизнью, предаваться всякого
рода исследованиям, ощущениям и страстям, как бы вовсе не замечая источника
света, но он от этого не исчезает, а по-настоящему лучится, сияет, ведет. … Духовный центр ((религиозного человека)), в котором он в себе самом обретает Бога или растворяет себя в Боге, становится как бы вездесущим. Это не проявляется в том, что он то и дело складывает молитвенно руки, осаждает других своею мнимой “набожностью”, держится чопорно или елейно либо морализирует на богословские темы. Нет; вовсе нет; сосредоточенность остается его сугубо личным делом, и притом предельно подлинным в своей интимности и предельно интимным в своей подлинности. Но все в нем излучает свет, все несет на себе его отпечаток: душевный настрой, задумки, различные обстоятельства, труд. Свет излучают его глаза. Светла его улыбка. Он чувствуется в звуках его голоса; им дышит его поступь. Человек становится ясною, прозрачною средой для своего центра, верным рупором своего сердца; становится как бы воздухом, промытым грозовыми ливнями; становится чистым, как стеклышко Божие. Центр такого человека светится в нем не угасая. … Религиозного человека легко узнать по тому свету, который исходит от него в юдоль земную. Один светит добротою; другой искусством; третий – провиденьем, тихим, умиротворяющим душу покоем, за сердце хватающей мелодией, скромным, но благородным трудом. Именно это имеет в виду Евангелие, говоря: “по плодам их узнаете их” (Мф. 7,16). Этот свет религиозности едва ли скроешь: он все равно пробьется и засветит миру”.[3] О
самобытности религиозного опыта
“Это означает, что религиозный опыт у всех людей самобытен и своеобразен, — в силу одного того, что он состаивается и накапливается в самобытной, своеобразной душевной ткани и потому разделяет ее свойства. Этот опыт вынашивается каждым из нас на протяжении всей нашей жизни, самой этой жизнью; — каждым из нас, самим собой, своими самобытными силами, про себя и для себя. Этот опыт есть создание и результат всей той сложной и тонкой организации, которую надо обозначить как "мое самобытное духовное существо". Все духовные впечатления, скопившиеся за мою жизнь; все выдержанные мной жизненные испытания, потрясения, удары, все вынесенные мной страдания и поднятые труды; все радости, озарения, вдохновения, упадки, грехи и неудачи; все открытия, познания и страхи — все это есть мое личное, особенное, самобытное и своеобразное, никогда дотоле не бывшее и не имеющее появиться в будущем, единственное в своем роде и неповторимое; неповторимое в своих недостатках и слабостях, в своих достоинствах и качествах, — по всему и в силу всех исторических условий, — по времени, по месту, по происхождению от отца и матери, по крови, по национальности и расе, по наследственности, по глупости и по уму, по ограниченности и по дарованию, по всей "жизненной кривой” “[4]. Индивидуальность
религиозного опыта
“Религиозность слагается у каждого человека по-своему, — в особом сплетении и сотрудничестве чувства, воображения, мысли, воли, чувственных ощущений, и, может быть, смирения и гордости, благодарности и черствости, радости и горя, страха и предчувствия и т.д. История личной религиозности начинается у каждого из нас с раннего детства и имеет на протяжении жизни свое особое строение и свой уровень. Каждое познавательное усилие, каждое доброе чувство и дело, каждый молитвенный порыв вносили в это строение и в этот уровень нечто новое. Все люди молятся различно и по-своему: одни — почти никогда, только в минуты величайшей опасности и великого горя; другие — каждый день утром и вечером; третьи — почти ежеминутно, трепетом сердца. Одни — остротой религиозного сомнения (Блаженный Августин, Паскаль); другие просьбой и домогательством; третьи — смиренным приятием судьбы и благодарением; четвертые, может быть, ропотом и вызовом. Боттичелли и Сегантини молились своими картинами; Бетховен — своими сонатами и симфониями; Жуковский, Тютчев и другие поэты — своими стихами. Каждый человек взирает к Богу по своему: один обращается к Нему только делами милосердия; другой — самоотверженным и вдохновенным научным исследованием; третий — ищет Бога в тихом созерцании природы; четвертый — восходит к Нему в героической смерти за родину. Способы обращения к Богу бесконечно разнообразны. Интенсивность молитвы, чистота созерцания, постоянство помысла, активность в проявлении, эмоциональная окраска, богословская продуманность, волевое напряжение — в обращении к Богу — у каждого свои, особенные. Религиозный опыт у каждого из нас единственен и неповторим, как первый крик при рождении и последний вздох в смерти. И подобно первому крику при рождении, в котором человек одинок, и подобно последнему вздоху в смерти, в котором человек не менее одинок, так одинок и его религиозный опыт”[5]. О
необходимости внутреннего сосредоточения
“Настоящее обращение к Богу требует от человека душевной сосредоточенности и внутреннего объединения: не разбросанности по внешним впечатлениям, а собранности, соединенности сил, некоторого душевного "овнутренения”, даже и тогда, когда религиозное созерцание обращается к внешним вещам — к природе или к произведениям искусства. Человек должен освобождаться от внешнего, наседающего на него мирового множества (впечатлений, воздействий, вещей и людей) и внутренне сосредоточиваться на том, от чего он ожидает религиозного восприятия. А это есть уход души в одиночество ее религиозного опыта”[6]. О
духовном одиночестве религиозного опыта
“Религиозный опыт "одинок" — потому что он
приобретается, вынашивается и изживается в человеческой душе, изолированной по
способу ее земного бытия. В конечном счете человек живет всегда один-на-один
с собой, предоставленный себе самому на свое духовное усмотрение, постижение,
обращение, решение, очищение и просветление; или же — на свое разнуздание, ожесточение и погрубление...
И человек, который хочет "спасти" другого, должен взывать к его
одинокой самости. И к этой же одинокой самости обращается и спасающая нас Божия
Благодать, Это может быть выражено так, что человек конститутивно, т.е. по самому
устройству существа своего — одинок. Кто не сознает этого душевно-духовного
одиночества, тот не угашает его бытия. Человек, всю жизнь "бегущий"
от своего конститутивного одиночества, — остается по-прежнему одиноким и
однажды с ужасом убедится в этом. Неприятие
этого одиночества — есть признак малодушия. Приятие его — есть проявление
духовного мужества и силы, есть условие религиозной зрелости, источник
самостоятельности и целостного религиозного характера...” [7]. Значение
ответственности в религиозном опыте
“Тот, кто ищет религиозного опыта, нуждается в изведанном и
закаленном чувстве ответственности, потому что он вступает в ту сферу, где
обитает и обретается само Совершенство. Воля к Совершенству есть основная сила
духа и основное побуждение всякой истинной религиозности. Человек,
принципиально отрицающий возможность отличать "добро" от
"зла", объективно-лучшее от
объективно-худшего — загораживает себе всякий доступ к духу, к духовной
культуре, к философии и к религиозному опыту. Если все
"условно" и "относительно", если всякая истина зависит от
"субъективного признания" и человек имеет дело только с
произвольно-допущенными "содержаниями сознания"; если реальное не
может приобщаться к Совершенству, а Совершенное не реально и не может
реализоваться; если человеку Совершенство вообще недоступно, — тогда дух и
духовная культура суть пустые представления, тогда Бога "нет" и
религиозный опыт невозможен. Религиозный опыт есть опыт Совершенства,
приобретаемый на путях сердечного созерцания. И обращение к нему есть уже
начало молитвенного зова или молитвы”. О
чувстве религиозного ранга
“Настоящая религиозность предполагает в человеке (или соответственно сообщает ему) чувство предстояния, трепета, благоговения и собственного несовершенства. Человек созерцает Бога; именно от этого в нем возникает чувство ранга. Чувство ранга входит в самую сущность религиозного акта. Человек, лишенный этого чувства, не может иметь религии. Вместе с угасанием этого чувства в человечестве угасает и его религиозность; и религия угаснет совсем в тот миг, когда последний человек восстанет на идею священного и на идею ранга. Напротив: испытав свое недостоинство и приняв идею ранга, человек утверждает свою духовность и научается радоваться верно постигнутому рангу"[8]. Религиозность
“…Религиозность – это
нечто целостное, а не единичное. В
ней заключена удивительная способность сделать
человека единым в себе, цельным, так сказать, “тотальным”. Эта тотальность – инстинктов, души и духа, отдельных
влечений и жизнеустановок в целом – в различных
религиях достигается по-разному, но во всех она налицо. Религиозный человек
подобен монолиту, и называть его религиозным можно только тогда, когда он
достигает в себе этой духовной
монолитности. …. Если человек расколот, растерян, скован, значит, его
религиозность или еще в становлении, или уже на стадии распада. …Религиозен тот, кто способен молиться. Но молиться – это не значит сложить руки в молитвенной позе и бросать на ветер известные слова. Молитва – это и не просьба. Бывают молитвы без слов, чисто созерцательного свойства… в форме вопрошания, волевого решения, зова о помощи…. в форме деяний, упорных исследований. Но всегда события такого рода сохраняют за собой неизменное свойство - восхождения пламени человеческого к огнищу Божию и озарение человеческих сумерек Божественным светом”[9](“Взгляд в даль. Книга размышлений и упований”). Утрата
религиозного опыта в современности
“Именно это и происходит с современным
человечеством: у него остались конфессиональные организации, догматы, учения и
обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и
искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и
жизненно-творческой силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и
воинствующим безбожием. Современное
человечество изобилует "православными", "католиками" и
"протестантами",
которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей
среде "христиан", которые суть христиане только по имени, которые
лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности. И эта своеобразная
безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все
меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами
духовного и религиозного кризиса”[10]. Религиозные
поиски
Ильин говорит о необходимости на пути опытного поиска Бога “зрелой духовной свободы”: и ее формула такова: “Не заставляйте и не запрещайте. Я сам ищу и созерцаю, я сам призван - воспринять религиозный Предмет, т.е. узреть сердцем истинного Бога и предаться Ему чувством, помыслом, волей, деланием. Если можете, помогите и научите, но не думайте заменить меня или погасить мой личный опыт!”[11] Однако при таком подходе есть большая опасность принять ложь
за истину, прельститься. Но выработать критерий истинности для самого себя невозможно в начале религиозного пути: “”Критерий религиозной истины” должен быть выстрадан. вымолен, добыт сердцем, волей, разумом и жизненным служением; и каждый человек призван разрешить эту задачу для самого себя. И чем глубже и цельнее он будет жить в этом искании, тем больше шансов, что добытый им критерий будет, может быть, иметь значение и для других”[12]. “Религиозность становится возможна, как только человек начинает различать между “лучше” и “хуже”; как только он начинает постигать, что “лучше-по-моему” не есть еще “лучше-на-самом-деле”, как только от восприятия “лучше-на-самом-деле” родится предчувствие полноты совершенства”[13] Признаки
истинной религии Б. Паскаля
“Истинная религия должна обязывать любить своего Бога. И это весьма справедливо; между тем, только одна наша религия возлагает эту обязанность. Она должна также признать греховность и немощность человека (самому достичь добродетели); наша религия это исполнила. Она должна дать к тому средства, одно из которых есть молитва. Никакая (другая) религия (никогда) не просила у Бога помощи в этой любви и послушании его воле”[14]. “Чтобы быть истинной, религии нужно знать нашу природу, знать наше величие и в то же время наше ничтожество, а равно и причину того и другого. Какая другая религия, кроме христианской, познала это? ”[15] “Никакая другая религия не учила человека ненавидеть себя. Потому никакая другая религия не может нравиться тем, которые ненавидят себя, ища существа, действительно достойного любви. Такие люди, если бы никогда и не слыхали о религии уничиженного Бога, приняли бы ее немедленно. Ни одна религия (кроме христианской) не признала в человеке самой совершенной и в то же время самой жалкой твари. Одни, хорошо сознавая его совершенства, считали низостью и неблагодарностью те невысокие понятия, которые люди, естественно, имеют о Себе; другие же, вполне понимая всю справедливость невысокого понятия о себе человека, встречали презрительной насмешкой”[16]. “Так как Бог сокровен, то всякая религия, которая не
говорит, что Бог сокровен, и не объясняет этого, ложна и непоучительна. Наша
вера, напротив, говорит: Истинно Ты Бог
сокровенный (Ис. 45.15) “[17]. “Единственная религия, противная природе в нынешнем ее состоянии, отвергающая все наши удовольствия и кажущаяся на первый взгляд несогласной со здравым смыслом, одна только и пребывала на земле постоянно”[18]. “Только слепой не нашел бы нас исполненными высокомерия,
тщеславия, похотей, слабостей, ничтожества и неправды. Что можно сказать о
человеке, который, сознавая все это, не хочет избавления? Как можно не уважать
религию, столь хорошо знающую наши недостатки? Как не желать оправдания ее
истины, когда она обещает нам столь желанное исцеление? ” [19] [1] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 40. [2] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 41. [3] Ильин И. Собр. соч., т. 8. М., 1998, с. 559-562. [4] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с.46. [5] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 47. [6] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 49. [7] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 48. [8] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 55. [9] Ильин И. Собр. соч., т. 8. М., 1998, с. 558 [10] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 34. [11] Ильин И. Аксиомы религиозного опыта.М., 1993, с. 112. [12] Ильин И. Аксиомы религиозного опыта.М., 1993, с. 113. [13] Ильин И. Аксиомы религиозного опыта.М., 1993, с. 114. [14] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 136. [15] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 136. [16] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 137. [17] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 137. [18] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 141. [19] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 142. |
|
Полезная информация: |