Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


О ТВОРЕНИИ СВЯТЫХ ИКОН ИЛИ ИПОСТАСЬ В ОБРАЗАХ

Неся священническую службу в Чехии (мой приход находится в городе Клатовы), поехал я в отпуск в Екатеринбург, место, где родился и вырос.

Город преобразился и расцвел, храмы приобрели более торжественный, нарядный облик. Нельзя было не посетить величественный и дорогой сердцу каждого уральца Храм на Крови, по единодушному желанию народа возведенный в период с 2000 по 2003 год на месте последнего пристанища невинно убиенных большевиками Царственных Мучеников. В подвальной части храма находится колодец, бывший в то время в саду Ипатьевского дома, откуда Мученик Царь Николай с благочестивым семейством черпали воду. При строительстве храма на дне колодца нашли стреляные гильзы и обломки Кузнецовского фарфора. Этот практически закрытый от взора людей, необлагороженный колодец стал мне чем-то дорог.

Поразило меня и другое: в отдельном помещении при храме были выставлены к реализации духовная литература, прекрасная вышивка местной мастерской «Царская семья» и разнообразные по технике исполнения иконы.

Именно там я почувствовал нечто особенное в нескольких иконах. Они как бы привнесены к нам из другого мира, являясь в определенном смысле посланием для нас. С этим чувством я подошел поближе и начал изучать. Лики святых угодников выложены по технике деревянной мозаики, вернее, тонким деревянным шпоном из многочисленных благородных сортов дерева с наклейкой на ровную деревянную доску. То, что это трудоемкая и кропотливая ручная работа, об этом даже и не приходится говорить. Было очевидным, что мастер обладает настоящим талантом и просветленной душой. Серьезность и дарование во всем!

Побывав через два дня в здании Епархии, отделе сбыта, я поразился тому, что эти же самые творения, Спаситель и 10 ликов святых, были выставлены к реализации по очень низкой цене. В Европе один только материал — обработанная доска и качественный деревянный шпон — стоил бы дороже. Уже в Чехии мне один мастер, внимательно осмотрев поверхность, сказал: «По правде, здесь и истинно породистого шпона не соберешь, его попросту нет. Зачем закупать ценное дерево, если есть пластик, который в пять раз дешевле, и выбор огромный».

Я приобрел все святые образы и установил на подставке несколько наиболее полюбившихся. При горении фитиля лампадки, поскольку пламя непостоянно и отклоняется, икона как бы реагирует на эти движения, реально оживает. К примеру, нимб святого, выполненный светлой породой дерева: он выложен сегментами, зрительно этого, казалось бы, не видно, но при мерцающей лампадке каждый отдельный сегмент нимба по-своему реагирует. Свет отражается, преображая образ.

Угодник Божий, в каком-то смысле оживает, да и натуральное дерево вносит элемент естественности и теплоты.

Когда мастер иконописец талантлив, делает свою работу с душой, то это чувствуется, а если он еще и молитвенник, то способен приблизиться и частично лицезреть ипостась изображаемого святого угодника Божьего. Для каждого лика он выбирал и видел что-то свое. Глаза у всех как живые. Мимика поразительно передавала ту характерную черту угодничества Богу, в которой он подвизался, будь то Святитель, Преподобный, Юродивый, Равноапостольный или Проповедник. Одеяния прекрасно сочетались и подчеркивали характерные черты каждого, образуя гармонию в целостности данного образа. Красиво и точно сказано: «Дивен Бог во святых Своих!» и «Все одарены Духом, но не все имеют одинаковые дары».

Чтобы передать все это и излить душу, нужен особый дар. Человек не просто читал Жития святых, а поистине черпал из неиссякаемой сокровищницы Жизни Вечной. Такое чудное творение рук человеческих не может не восхищать, поистине, это есть послание свыше, трудно передаваемое словами.

Когда в Святом Писании говорится «Глаголы живота Вечного», то смысл сказанного даже и не пытаются раскрыть, дальше ставится точка или продолжается повествование. Объяснять и не имеет смысла. Только через духовное сердце как инструмент восприятия, данный от Всевышнего, можно это прочувствовать, да и то по мере этого дара данного, насколько может вместить и понести душа. А кто этого дара не имеет, так на того и бумагу исписывать незачем.

Такие иконы поистине творят миссию — привнесение неземного в наш дом, посольство из мира Горнего, от Церкви Небесной, Победительницы, к нам, недостойным, для некоторого ободрения и приобщения к Высшему. В помощь Церкви земной, воинственной, где постоянно происходит бой со страстями, где поле — боя сердца человеческие. Именно так происходит взаимодействие близких по существу душ в Церкви — Мистическая основа мира.

К примеру, преподобный Андрей Рублев был монахом, принявшим постриг в Троице-Сергиевом Монастырев возрасте 30—35 лет. Молитвенный подвиг, чистота сердечная приводят человека к монашеству — чину ангельскому, и как следствие это проявляется в иконописи. Творения св. Андрея неповторимы, так как человек был в Духе и в Духе творил, реализовывая способности, вложенные в него, или вернее, изливаемые через него.

Рядом с ликами святых угодников меня охватывал благоговейный трепет. Несмотря на то, что Господь сподобил меня, недостойного, служить святую Литургию в Храме Гроба Господнего, в Кувуклии, куда в Великую Субботу сходит Благодатный огонь, сподобил пожить на Святой Афонской горе в 2004 и 2005 годах, быть послушником в известном монастыре Никодима Святогорца в северной Греции, принимать участие с Блаженнейшим Митрополитом Христофором в паломнических поездках — ничего подобного, таких трогающих душу икон я еще не видел!

В Екатеринбурге мне никто не мог сказать, кто же изготавливает такие высоко духовные произведения. Но произошло чудо: уже находясь в Чехии, на одной из икон я обнаружил приклеенную с задней стороны бумажку с именем и фамилией автора — Вадим (фамилию не указываю) — и с просьбой молитвенно поминать его усопшую маму Василису. Там же просто и по-христиански было приписано, что на доску нанесено восковое покрытие.

Хотелось сохранить такие уникальные иконы на долгое время в первоначальном виде, поэтому я сразу же отправился в специализированный магазин по лакокрасочным материалам для дерева CLOU, где приобрел фирменный воск для сохранения дерева со всевозможными вспомогательными элементами.

Потом по интернету начал искать какие-либо контактные данные Вадима. Удалось позвонить одному из его знакомых, который после беседы со мной безотлагательно дал телефон автора. Я тут же позвонил ему, и долгожданная беседа состоялась. Не буду утруждать читателей деталями разговора, но мои догадки подтвердились: это оказался серьезный молитвенник, человек практически не от мира сего, имеющий художественное образование. В 2004 году Вадим получил официальный заказ от Церкви сотворить лики 23 екатеринбургских исторических архиепископов. Патриарх Всея Руси Алексий II, уверовав в редкий Божий дар Вадима, дал ему свое Святейшее Благословение на создание икон.

Помимо прочего, мне хотелось показать, что о покрытии деревянной мозаики воском от ведущих мировых производителей я кое-что знаю, и я начал свою лекцию, на что Вадим ответил, что и терминологии-то такой никогда не слышал. Спрашиваю: «А каким же тогда воском Вы покрывали?». Вадим отвечает: «Зашел в храм Божий, взял пучок обгорелых свечей — зачем новые переводить? — и, зажав в кулак, тыльной их стороной начал втирать по готовой работе. Так как в мозаике все равно остаются зазоры, а цвет церковных свечей подходит под цвет дерева, то таким образом заполняются микрощели. Прошелся по поверхности большим войлочным кругом, сняв слой свечного воска, а заодно и поверхность отполировалась. Вот какой воск, а других восков я и не знаю».

Вот так, дорогие братья и сестры, «уральские левши» утирают нос европейцам. Да, а мне бы и на ум не пришло… Хотя безутешным ангелы помогают — воск фирмы CLOU прекрасно лег на поверхность.

Подготовив святые образы к вставке в рамку, я пошел в мастерскую и заказал золотую рамку, глубокую, с массивными фигурными элементами, в одном экземпляре. Через неделю работа была выполнена. Принес домой, установил в молитвенном уголке и почувствовал, что что-то не то, что-то отдалилось, утрачено некоторое присутствие в мистическом смысле. Произошло примерно следующее: при молитве массивная золотая рамка уводила взгляд, притягивала и тем самым даже отвлекала.

Как говорили в нашем греческом монастыре, молись и духовно бди (нипсис), и послушай голос сердца, оно тебе подскажет где «мистикос и пневматикос». Вывод был однозначный: «Где просто, там ангелов со сто». Все оставшиеся иконы были вставлены в простые рамки, чем я невообразимо удивил работника мастерской. Он пояснил, в Чехии много церковных конфессий, золото стало уже классикой — ярко, красиво, впечатляет любого посетителя (примечание: в Чехии 28 официально зарегистрированных и легитимно действующих церквей). Действия православного священника не вписывались в общеустановленные рамки, он даже и не знал, подсказывать мне или воздержаться. А при дальнейших наших встречах начал интересоваться Православием.

 Я попытался в интернете побольше узнать о технике изготовления икон путем мозаичной подборки деревянного шпона — этот стиль называется «маркетри». Кроме общих статей, натолкнулся на форум, где один из участников просил подсказать, где можно найти шаблоны икон в стиле «маркетри» — он хочет сам заняться этим «производством». Целую неделю ведется переписка, люди советуют, подсказывают какие-то очередные интернет-порталы, ему не подходит по разным причинам: то там кожа с элементами дерева, с пейзажными мотивами, то совсем не то в принципе, да и шаблонов как таковых все-таки не нашлось. Вдруг неизвестно откуда ему приходит сообщение: «Иконы — это Горнее, а отсебятина и шаблонничество — это дольнее». После этого переписка в форуме практически закончилась: все всё поняли и, наверное, устыдились.

Такая вот, братья и сестры, получилась поездка в Россию в августе 2010 года. Поучительно и познавательно, есть над чем задуматься.

Протоиерей Олег Махнев

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную