|
Петр Преображенский
О Минуцие Феликсе и его сочинении "Октавий".
Цитируется по изданию {Сочинения древних христианских
апологетов}. В русском переводе протоиерея Петра Преображенского.
С-Пб.,1895
Ряд христианских писателей-апологетов II-го века заканчивается Минуцием
Феликсом, который хотя по языку, на котором писал, принадлежит к Церкви
латинской, но по направлению и приемам защищения христианства ближе
примыкает к апологетам греческим. Притом деятельность Минуция Феликса,
по всей вероятности, относится также ко времени императоров Антонина Пия
или Марка Аврелия, и его разговор между христианином и язычником,
известный под именем "Октавия", появился ранее защитительнаго слова (Apologetиcum)
Тертуллиана, изданнаго около 197-199 г.
Марк Минуций Феликс жил во второй половине II-го века и в начале III.
Неизвестно в точности, Италия или Африка была его родиной; но верно то,
что он будучи еще язычником, переселился в Рим и здесь занимал видное
место между адвокатами (Iерон. Catal c. 58; Лактан. Instit. V, I). Об
его уме, ораторском даровании, многосторонней учености и ревности к
христианской вере, в которую перешел уже в зрелых летах из язычества,
свидетельствует сохранившееся до нас его сочинение "Октавий". Это
сочинение написано в форме Цицероновских разговоров и представляет собой
воспроизведение беседы об язычестве и христианстве, происходившей между
друзьями Минуция - Цецилием язычником и Октавием христианином, по имени
которого назван и самый разговор.
В начале сочинения (гл. 1-4) Минуций Феликс рассказывает об
обстоятельстве, послужившем поводом к разговору. Однажды, по прибытии
Октавия из провинции в Рим, Минуций отправился с ним для прогулки в
Остию, ближайший к Риму приморский городок; их сопровождал и Цецилий. На
пути Октавий с удивлением заметил, что Цецилий по языческому обыкновению
сделал приветствие статуе Сераписа, мимо которой они проходили, и
упрекнул Минуция в небрежении об обращении стол близкого друга от
языческого заблуждения к истинной вере. Оскорбленный замечанием Октавия,
Цецилий, молча и в печальном расположении духа, продолжал путь с своими
друзьями, но потом, с спокойною уверенностию предложил Октавию
основательно исследовать во взаимной беседе религиозный вопрос,
разделявший христиан и язычников. Вызов был принят: спорящие для
большего удобства сели и предложили Минуцию Феликсу быть посредником и
судиею в споре. Содержание последовавшей беседы Минуций и изложил в
своем сочинении.
Речь начал Цецилий. Отправляясь от скептического положения, что
человеческое познание не достоверно, он сперва порицает притязание
христиан - людей по большей части необразованных - брать на себя решение
высших вопросов человеческого духа о Боге, о провидении, о происхождении
и существовании мира. В виду же религиозной потребности человека он
требует держаться религии, завещанной предками, - как древней,
ознаменованной различными благодеяниями богов, за приверженность к
которым Рим получил всемирное владычество; и затем представляет целый
ряд доводов против христианства (6-13). Он обвиняет исповедников
христианской религии в том, что они принадлежат к самому низшему,
невежественному и грубому классу народа, говорит, что предметы их
богопочтения отвратительны, обряды бесчеловечны и безнравственны, учение
их о Боге едином, о кончине мира и о воскресении тел нелепо, и наконец,
самая жизнь их, чуждая удовольствий язычества, исполненная бедствий и
гонений, обличает тщету их верований и надежд. За речью Цецилия, после
кратких замечаний Минуция о строгом внимании к внутренней силе доводов
(14-15), идет речь Октавия в защиту христианства, где он обстоятельно
опровергает обвинения против него и показывает полную несостоятельность
язычества (16-38). В конце этой беседы Цецилий с радостью объявил себя
побежденным неотразимою истиною и одушевлением речи Октавия и просит его
продолжить поучительные собеседования в следующий день. Друзья в общей
радости возвратились домой (39-40).
Были ли изложены дальнейшие разговоры друзей о религии - не известно.
Иероним упоминает об известном в его время под именем Минуция Феликса
сочинении "о судьбе или против астрологов", и Минуций в гл. 36 устами
Октавия "обещает рассуждать в другом месте о судьбе обстоятельнее", но
это сочинение, которое, впрочем, Иероним не признавал подлинным, не
дошло до нас.
Сочинение Минуция Феликса заслуживает особенного внимания не столько
положительным раскрытием содержания и внутренней силы христианской
истины, сколько тем, что в последовательном и живом изложении
представляет все, что говорили с одной стороны образованные язычники
II-го века против христианской веры и в защиту языческой религии, а с
другой образованные между христианами - в отпор обвинениям и доводам
язычников.
|
|