Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Новый Завет
Доц. прот. Георгий Тельпис


Содержание
1. Введение в Новый Завет 1
1.1 Общие понятия о новозаветных книгах 1
1.2 Разделение НЗ х книг по содержанию 2
1.3 Богодухновенность Священного Писания 2
1.4 Краткая история НЗ-го канона 2
1.5 Религиозное положение Палестины времен Христа 3
1.6 Географическое положение и раздел на части 3
1.7 Краткая история НЗ текста 3
1.8 Критические издания текста НЗ 3
1.9 Древние манускрипты или копии 4
1.10 Древние переводы 4
1.11 Древнеславянские памятники Нового Завета 5
1.12 Подстрочные или межстрочные переводы (интерлинеарные переводы) 5
1.13 Библейские общества в настоящее время 6
1.14 Разделение апокрифов на категории 6
2. Евангелия и Четвероевангелие 6
2.1 Евангелие от Матфея 6
2.2 Евангелие от Марка 6
2.3 Некоторые особенности Евангелия от Марка 6
2.4 Евангелие от Луки 7
2.5 Особенности Евангелия от Луки 7
2.6 Евангелие от Иоанна 7
2.7 Взаимоотношения Евангелий, сходства и отличия 7
3. Экзегетика и герменевтика 8
4. Пролог к Евангелию от Иоанна 8
5. Благовестие Деве Марии (Лк. 1,26-38) 10
6. Родословная Иисуса Христа (Мф. 1,2-17, Лк. 3,23-38) 12
7. Открытие Иосифу тайны воплощения Сына Божия (Мф. 1,18-25) 12
8. Рождество Христово (Лк. 2,1-20) 13
9. Отрок Иисус в храме Иерусалимском (Лк. 2,41-52) 14
10. Иоанн Креститель и начало его проповеди 15
11. Главный предмет проповеди ИК 15
12. Личная жизнь Иоанна Крестителя 15
13. Свидетельства ИК о Христе. Ин. 1,19-31 15
14. Иоанн Креститель и община Кумрана 15
15. Крещение Господне (Мк. 1,9-11; Лк. 3,21-22; Мф. 3,13-17) 16
16. Искушение Христа от диавола (Мф. 1,11; Лк. 4,1-13; Мк. 1,12-13) 16
17. Внешняя сторона жизни Христа во время Его общественного служения 17
18. Внешняя сторона жизни Христа во время Его общественного служения. II часть 17
19. Чудеса Иисуса Христа 17
20. Учение Христа о Царстве Божием, выраженное в притчах 18
21. Начало общественного служения Христа, по Иоанну Богослову (Ин. 1,19-3,36) 20
22. Апостолы Христовы 21
23. Господь в Капернауме и в Иерусалиме. I часть (Ин. 2,12-25; Мф. 21,12-17; Мк. 11,15-19; Лк. 19,45-48) 21
24. Господь в Капернауме и в Иерусалиме. II часть 21
25. Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3,1-21) 21
26. Пребывание Христа в Иудее и последнее свидетельство о Нем Иоанна Крестителя (Ин. 3,22-36) 22
27. Заключение Иоанна Крестителя в темницу (Мф. 14,3-5; Мк. 6,17-20; Лк. 3,19-20) 23
28. Пребывание Христа в Самарии и беседа Христа с самарянами (Ин. 4,1-42) 23
29. Отправление Христа в Галилею (Мф. 4,12; Мк. 1,14; Лк. 4,14; Ин. 4,1-3; 43-45) 24
30. Нагорная проповедь (Мф. 5-7; Лк. 6,20-46) 24
31. Усекновение главы Иоанна Крестителя (Мф. 14,1-12; Мк. 6,14-29; Лк. 3,19-20; 9,7-9) 29
32. Отправление 12-ти апостолов на проповедь (Мф....... Мк. 6,6-13; Лк. 9,1-6; 12,11-12) 29
33. Исповедание ап. Петра (Мф. 16,13-20; Мк. 8,27-30; Лк. 9,18-21) 30
34. Преображение Господне (Мф. 17,1-13; Мк. 9,2-13; Лк. 9,28-36) 31
35. Вход Господень в Иерусалим (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19) 31
36. Последние дни Христа по Четвероевангелию 32
36.1 Беседа Христа с учениками на горе Елеонской (Мф. 24,1-51; Мк. 13,1-37; Лк. 31,5-38) 32
36.2 О страшном суде (Мф. 25,31-46) 32
36.3 Великий Четверг. Тайная Вечеря (Мф. 26,17-29; Мк. 14,12-25; Лк. 22,7-30; Ин. 13,1-30) 32
36.4 События в Гефсиманском саду (Мф. 26; Мк. 14,32-42; Лк. 22,39-46; Ин. 18,1-2) 33
36.5 Великая Пятница. Приговор синедриона (Мф. 27,1; Мк. 15,1; Лк. 22,66-71) 33
36.6 Христос на светском суде у Пилата и Антипы (Мф. 27,2; 11-30; Мк. 15,1-19; Лк. 23,1-25; Ин. 18,28-19,16) 33
36.7 Крестный путь Христа. Шествие на Голгофу (Мф. 27,31-32; Мк. 15,20-21; Лк. 23,26-32; Ин. 19,16-17) 33
36.8 Распятие (Мф. 27,33-44; Мк. 15,22-32; Лк. 23,33-38; Ин. 19,18-24) 34
36.9 Смерть Христова 34
36.10 Погребение Христово (Мф. 27,57-66; Мк. 15,42-47; Лк. 23,50-56; Ин. 19,28-42) 34
37. Сошествие Христа во ад (1Пет. 1,18-19; Деян. 2,24-32,37) 34
38. Воскресение 34


Новый Завет

Доц. прот. Георгий Тельпис

1.    Введение в Новый Завет

Введение в НЗ делится на 2 части: общее введение и частное введение (введение в четвероевангелие).

1.1    Общие понятия о новозаветных книгах

НЗ-е книги – это, во-первых, слово Божие, т.е. оно не подлежит никаким изменениям, во-вторых, да, это Слово Божие, но писалось оно в определенное историческое время. Господь и апостолы не писали в начале, а возвещали. Т.о. Слово Божие писалось людьми. Значит, некоторые неточности были допущены. Поэтому, с одной стороны, это Слово Божие, а с другой, оно написано и переведено людьми, а значит оно было подвержено некоторым неточностям (не по сути, а с внешней стороны). Значит, Слово Божие можно изучать.

В-третьих, существует такая точка зрения, что Слово Божие – это не более, чем литературный памятник, который исследуется, как любой другой литературный памятник. Это точка зрения так называемых крайних рационалистов. Они называют себя независимыми исследователями.

Это три основных взгляда на Слово Божие. Первого взгляда придерживаются протестанты, баптисты и другие. Второго – православные.

Библия – самая распространенная книга в мире. Но вряд ли она самая читаемая. Важно, чтобы Библия была не только почитаемая книга, но и читаемая в Православии. НЗ, как часть Библии, вошел не сразу в число книг СП. НЗ?е книги – это книги, написанные в НЗ-е время, и своим содержанием отражают НЗ-е времена. Термин "Новый Завет" впервые был сказан Иисусом Христом на Тайной вечери.

Если четыре Евангелия можно назвать краеугольным камнем Нового Завета, то остальные книги отражают исторический и учительный элементы христианского вероучения. Термин "НЗ" в отношении к книгам появился позже. Кроме частных наименований НЗ?е книги раньше именовались как и ВЗ?е книги – Священное Писание, Святое Писание, Писание, Слово Божие, Божественное Писание, Библия. Это ранние названия Нового Завета. Сам же термин "НЗ" в отношении к книгам впервые документально встречается во II веке у Тертуллиана, который писал на латыни – "Novum Testamentum" – "Новый Завет" – "Kainh, diaqh,kh" (кэни, диафи,ки). Этот термин на Востоке появился у Оригена. ВЗ делится на 2 части: Закон и пророки. В соответствии с этим делением, НЗ?е книги называются: Евангелия и Апостол. Это деление носит чисто духовно-богослужебный характер. В ВЗ?х синагогах читался один отрывок из Закона и отрывок из пророков. Таким образом, в Церкви так же стали читать отрывок из Евангелий и отрывок из Апостола. Некоторые НЗ?е книги написаны или самим апостолом, или под его диктовку. Слово "апостол" – посланник. В НЗ?м смысле употребляется в тесном смысле (12-ти апостолов) и в широком смысле (70 апостолов и более). Кроме того, в НЗ?й истории (апостольской) упоминается большое число благовестников, которые не были из числа 12?ти или 70?ти, но также много сделали для благовестия веры Христовой. Это братья Господни по плоти, ап. Павел, Евангелисты Марк и Лука. Хотя некоторые древние списки Марка и Луку причисляют к 70?ти. В позднее время тех, кто много трудился на ниве Божией, стали называть равноапостольными.

Из сонма 12?ти: Матфей (написал 1?е Евангелие), Иоанн (написал 4?е Евангелие и 3 послания), Петр (написал 2 Соборных послания)

По Преданию, ап. Петр просмотрел и одобрил Евангелие от Марка. Ранее это Евангелие называли Евангелием от Петра. Это и понятно, Марк не был сначала со Христом, он был спутником ап. Петра и писал Евангелие со слов ап. Петра. То есть это Евангелие от Петра, написанное Марком. Лука был спутником ап. Павла, человек образованный, врач, иконописец. Написал 3?е Евангелие и книгу Деяний.

Затем идут 2 брата Господни по плоти:

1. Иаков (первый епископ Иерусалимской Церкви), написал первое послание. В апостольские времена он был апостолом Церкви.

2. Иуда – ещё один брат Христов по плоти. Написал 7?е послание.

Апостол Павел. Написал 14 посланий. Многие считают, что он написал больше посланий, которые не сохранились.

Всех НЗ? книг 27. Она расположены:

4 Евангелия (Мф., Мк., Лк. и Ин.).

Деяний

7 соборных посланий (Иак., 2Пет., 3Ин., Иуды)

14 посланий ап. Павла (Рим., 2Кор., Гал., Еф., Флп., Кол., 2Фес., 2Тим., Тит, Флм., Евр.).

Апокалипсис ап. Иоанна Богослова.

1.2    Разделение НЗ?х книг по содержанию

Исторические книги: 4 Евангелия и Деяния. Деяния описывают жизнь первой Церкви от Иерусалима до Рима. Деяния св. Апостолов – иногда говорят, что это название не соответствует своему содержанию, т.к. 1?я часть – деяния апостола Петра, 2?я часть – деяния ап. Павла.

Учительные книги. Все послания. 7 соборных посланий и 14 посланий ап. Павла. Содержат учения и нравоучения, а также опровержения лжеучения. Эти послания адресованы общинам, которые были уже ранее обращены. То есть это раскрытие христианского учения.

Пророческая книга – Апокалипсис. Описание будущей судьбы Христианской Церкви в таинственных символах.

Законоположительные книги. Хотя все книги несут в себе основание НЗ?та и являются богодухновенными, только 4 Евангелия имеют особенную важность среди других книг. Эти книги несут Благую Весть непосредственно Христа. Остальные книги только опираются на Евангелия. Поэтому 4 Евангелия принято называть Законоположительными книгами.

1.3    Богодухновенность Священного Писания

Термин "богодухновенный" или "богодухновенно" в Священном Писании встречается 1 раз: 2Тим. 3,16. Подобные цитаты исследователи делят на 3 категории:

1. Что говорит ВЗ о богодухновенности книг ВЗ?

2. Что говорит НЗ о богодухновенности ВЗ?

3. Что говорит НЗ о богодухновенности НЗ?

1. В книге исход есть 2 стиха на эту тему: Исх 20,21 – Бог изрекает и Исх. 24,4 – "И написал Моисей все слова Господни". 2Цар. 23,2 – "Дух Господень говорит во мне и слава Его на языке у меня".

Далее видно, что последующие пророки (Ис. 1,2) не говорят от себя, но говорят от Бога (Иерем. 1,4; Иез. 1,3; Дан. 7,1; 9,21; Амос). В Апокалипсисе Иоанна Богослова отмечается, что то, что он написал, есть откровение Иисуса Христа. Эти места говорят, что источником откровения является Бог. Писатели не указывают методов откровения, им важно, откуда они получают его.

2. Мф. 5,18 – "Ни одна йота не прейдет от закона". Лк. 4,21; Ин. 5,39 – "Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне"; Рим. 3,2 – "Иудеям вверено было Слово Божие"; Евр. 1,1 – "Бог многократно и многообразно..." 2Тим. 3,16 и 2Пет. 1,21 – наизусть. Одни считают, что здесь ап. Павел и Петр говорят о ВЗ, другие – о ВЗ и НЗ. Откр. 1,1-3; 2Пет. 15,16 – "Возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам послания". Иудеи считали эту премудрость не человеческой, но Божественной.

Этот термин "Богодухновенность" существовал ещё в ВЗ Церкви. Церковь НЗ унаследовала его, и он стал догматом НЗ?й Церкви. В богословии Восточной Церкви нет полного разъяснения этой истины. Климент Римский (90?е годы I столетия) писал: "Священное Писание является истинным словом Святого Духа". Апологеты задумывались о природе богодухновенности. И чаще всего они приходили к выводу о механической диктовке человеку откровения. Они игнорировали участие человека в этом процессе. Тертуллиан говорил, что человек – это музыкальный инструмент, а Бог – музыкант. Поздние апологеты стали говорить, что откровение не упраздняет участие человека. Ещё позднее католики разбирали этот вопрос на I и II Ватиканских Соборах. Они говорили, что автором Священных книг является Бог, и в то же время, человек не упраздняется. Но насколько велико участие человека? Ответа пока нет. По мнению богословов, человек, написавший священную книгу, невольно передает свой религиозный опыт, ибо он, как человек, использует свое человеческое слово, и Бог помогает ему в воспроизведении этого откровения на человеческом языке.

Итак, дар богодухновенности относится ко всему процессу становления, написания и передачи откровения человеком. Восточные православные богословы понимают Священное Писание как богочеловеческое слово, или слово Божие, выраженное через человеческое слово, данное Церкви и выраженное через Церковь.

Канон был составлен к концу IV века. Этим занимались Поместные, а не Вселенские Соборы. У нас 27 книг, но у нас нет решения Церкви о законченности канона, ибо человек не может ставить преграды Святому Духу.

Итак, мы (православные) считаем, что писатель, во-первых, передает свой религиозный опыт, во-вторых, писатель – это человек. Поэтому богодухновенность – это особое воздействие Святого Духа на писателей в деле понимания, получения откровения и в деле его передачи (т.е. написания).

Иногда понимают откровение как бессознательный экстаз. но мы отвергаем это утверждение. Мы говорим, что писатель во время откровения не теряет разума и духа. Поэтому в НЗ мы и видим сочетание человеческого и божественного. Итак, главное – от Бога, а второстепенное – от человека. Т.е. человек выбирал выражения, определял свой стиль, свой тон. Если бы писатель вербально (т.е. механически) получал откровение, то все книги НЗ были бы похожи друг на друга абсолютно.

Вывод: Слово Божие – это дар, который дан Богом людям, который так же выражен людьми и на человеческом языке.

1.4    Краткая история НЗ-го канона

Канон – греческое слово, древнее классическое слово, обозначало:

1. Мера измерения длины: нить, рейка.

2. Собрание чего-либо или кого-либо: каталог, список, сборник, реестр.

3. Определенное правило решения как коллектива, общества, собрания, так и частного лица.

4. Нечто отвлеченное: твердое убеждение, несомненная истина.

Слово "канон" встречается в НЗ у ап. Павла. Ап. Павел имел хорошее образование и не боялся употреблять греческие слова, вкладывая в них свой смысл. В послании Гал. 6,16, Флп. 3,16 ап. Павел употребляет термин канон применительно к правилам веры и жизни христиан. История канона – это история списка, состава НЗ книг. Термин "канонические книги" обозначал книги, которые были внесены в этот список НЗ-х книг. Поэтому они называются каноническими. Кроме того, эти книги внесены в канон определенным решением Поместного Собора. Внесены они специальным правилом – каноном. И ещё и поэтому эти книги называются каноническими. История составления этого списка и есть история канона. На протяжении 3?х веков Церковь не занималась каноном. Потом работа разделилась на 2 этапа: выяснения:

1. Не является ли эта книга подложной?

2. Включение в состав канона этой книги.

История составления канона начинается в 42 году от Р.Х. (это год написания Евангелия от Матфея) и завершается концом IV столетия. Историю эту делят на 3 периода:

1. Апостольский период (42 год – конец I, нач. II века). Период написания НЗ книг.

2. Период мужей апостольских (нач. II до середины II века).

3. От 2-й половины II века до III века.

4. III-IV века.

Все эти деления условны.

Характеристика 1-го периода.

Нет точных сведений о том, какая Церковь какими книгами пользовалась. Только в 2Пет. 3,16 говорится о посланиях ап. Павла. В Кол. 4,16 ап. Павел предписывает колосянам, чтобы они, прочитав это послание, послали его в Лаодикию. А какое-то послание ап. Павла в Лаодикию читалось чтобы у колосян. Христиане обменивались посланиями и, возможно, сохраняли у себя списки этих посланий.

Климент Александрийский, по словам Евсевия, утверждает, что малоазийские христиане, прочитав первые 3 Евангелия, засвидетельствовали истинность этих Евангелий, но, находя в них некоторый недостаток, обратились к ап. Иоанну с просьбой о написании Евангелия, которое бы дополнило учение Христа. Ап. Иоанн одобрил три Евангелия и написал четвертое. Ефесских христиан волновал вопрос о личности Иисуса Христа. Ефес был на стыке востока и запада. Были разные толки, разные мнения и люди. Например, ученики Иоанна Крестителя. (Культ Иоанна Крестителя существует и теперь). Поэтому ап. Иоанн подчеркнул Божественность Иисуса Христа.

Характеристика 2-го периода.

Мужи апостольские: ап. Варнава, Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Папий Иерапольский цитировали НЗ книги, но не давали списка НЗ книг. В то время было сильно предание, и особой необходимости в НЗ книгах не было. Но так как позднее, уже в III веке, появились еретики, цитировавшие НЗ книги, то для борьбы с ними потребовалось составление канона НЗ книг. Еретики: Василид, Маркион, Карпократ. Ученик Иустина Философа Тациан составил первое сводное Евангелие (диатессарон).

Характеристика 3-го периода.

Климент Александрийский, Ириней Лионский, Тертуллиан. Эти учителя Церкви в своих сочинениях перечислили почти все НЗ книги, кроме 2Пет., 2Ин., 3Ин., Иакова, Евр., Апок. В Миланской библиотеке в 1740 году библиотекарем Мураторием был обнаружен отрывок из христианского сочинения II века, в котором перечисляются книги рекомендуемые для чтения за богослужениями. В нем отсутствуют: Иак., 2Пет., и не совсем ясно относитель 1Ин. и 2Ин.

К этому периоду относится также перевод НЗ книг на сирийский язык, некоторые называют его "пешито". В этом переводе отсутствуют 2Пет., 2Ин., 3Ин., Иуды, Апок. Второй перевод уже имеет все НЗ книги (начало VI века). Второй перевод называют "филоксенов".

Характеристика 4-го периода (III-IV век).

Ориген, Евсевий Кесарийский, Дион Александрийский.

Ориген признавал бесспорными: 4Ев., книгу Деяний, 13 посланий ап. Павла, 1Пет., 1Ин. и Апок. Его преемник Дион Александрийский признавал 2Ин. и 3Ин., но сомневался в каноничности Апок. Евсевий все НЗ книги разделил на:

1. Общепризнанные: 4Ев., Деян., 14 посланий ап. Павла, 1Пет., 1Ин. и Апок. (пожалуй).

2. Спорные: Иакова, Иуды, 2Пет., 2Ин., 3Ин.

3. Подложные: Деян. Павла, Апок. Петра, Варнавы, Апок. Иоанна (пожалуй).

4. Нечестивые: Ев. Петра, Ев. Фомы, Деян. Андрея, Деян. Иоанна.

Евсевий Кесарийский (263-340) был последний, который бы не признавал канона НЗ книг в количестве 27. После него: Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, блж. Иероним, Ефрем Сирин признавали все 27 НЗ книг. В это время на некоторых Поместных Соборах это количество было утверждено.

Лаодикийский Собор 360-364 годы (пропустил Апокалипсис).

Иппонский Собор 393 года.

Карфагенский Собор 397 года.

Вывод: Таким образом, в конце IV века закончился процесс составления канонического списка.

1.5    Религиозное положение Палестины времен Христа

Деление иудейского общества на партии:

1. Партия фарисеев ("фарисей" – "обособленный, сам себя отделяющий от общества – в лучшем смысле). Они были хранителями закона, хранителями буквы. В этот термин – "хранители буквы" можно вкладывать разные значения. Фарисеи были формалистами, порой лицемерами, гордыми, с презрением относящимися к народу. Они верили в бессмертие души, воскресение мертвых, в вечное воздаяние за гробом, в существование ангелов и демонов. В целом, они враждебно относились к Иисусу Христу. Но в Ев. так же говорится о последователях Иисуса Христа из числа фарисеев. К этому времени понятие о Христе были размыты. По словам Христа, они очень много времени уделяли обрядам. В целом партия выступает как консервативная, хранящая иудейские традиции.

2. Саддукеи. Считают, что она ведет свое начало от первосвященника Садока. Партия была либеральной. Саддукеи отвергали бытие духовного мира, воздаяние за гробом. В политическом плане они поддерживали внешнюю власть (Римскую). Иудейская интеллигенция того времени считала благоразумным ходом в данное время не выступать против Рима. В Ев. употребляется термин "саддукеи", но не сказано, что среди них были ученики Иисуса Христа.

3. Иродиане. Не религиозная партия. В её состав входили члены царской семьи (царя Ирода). Они воздерживались от борьбы с Римом.

4. Самаряне. Это раскольники, а не партия. Это израильтяне, которые жили на территории Самарии, они смешались с народами Востока. С одной стороны, они верили в израильского Бога, но и языческих богов почитали. Иисус Христос Самарию не обходил стороной. В беседе с самарянкой впервые Христос назвал Себя Мессией. Иудеи с самарянами враждовали.

5. Ессеи. Замкнутая партия, проживавшая на берегу Мертвого моря. В этой партии запрещалось вступать в брак. Ессеи по Иосифу Флавию, и кумраниты, открытые в XX веке, это одно и то же.

6. Зилоты. Ревнители. Полагают, что Симон Зилот был из этой партии. Их можно назвать иудейскими патриотами, террористами (кинжальщики). Выступали против Рима, исподтишка убивали римских солдат.

Книжники, законники – это не партии.

1.6    Географическое положение и раздел на части

Палестина – Святая Земля. И сейчас эта земля святая для иудеев, христиан и мусульман. Палестина – по одному переводу "земля пастухов", по другому – "филистимская земля".

1. Север – Галилея (Фавор, Назарет, Капернаум, Кана Галилейская, Тивериада, Вифсаида, Хоразин) – самая плодородная часть Палестины, самая красивая.

2. Средняя Самария. Здесь когда-то на горе Гаризим возвышался самарянский храм (Сихем, колодец Иакова, Самария, Сихарь, Салим, Енон).

3. Иудея – главная часть Иерусалим, полагают, что во времена Иисуса Христа в нем проживало около 200.000 человек (Вифлеем).

4. Заиордания или Перея (Галан, главный город Пелла, а до Р.Х. назывался Равва Аммонитская, позднее Филадельфия, нынешний Аман).

5. Идумея – южная часть Иудеи (Хеврон). Ирод Великий был родом из Идумеи. Мертвое море на юге Палестины.

1.7    Краткая история НЗ текста

История письма вообще.

Среди ученых о времени появления письменности: одни ученые считают пещерные изображения первыми памятниками письменности (V тыс.л. до Р.Х.).

Идеограмма – её графический знак выражал какую-то идею. Он был скорее всего символом.

Пиктограмма – рисунки, рисуночное письмо.

Иероглиф – шумерская письменность. Иероглиф чаще всего встречаются в Египте и Месопотамии.

Клинопись.

Алфавит, состоящий из одних согласных, был изобретен финикийцами за 18-17 столетий до Р.Х.

Греки заимствовали алфавит у финикийцев, добавили свои буквы. Из Греции греческий алфавит перекочевал на запад. Появился латинский (на основании греческого языка) и распространился на Западе.

Славянская письменность появилась благодаря этому влиянию в 862 или 863 году.

Материалы письма у древних.

- скала (любые камни);

- глина;

- дощечки;

- медь (позднее);

- папирус;

- пергамент;

- известняк.

Для написания использовали сансу, охру, окиси железа.

Писали сначала любыми палочками, чем-либо острым (камешек, стебелек).

Калан (греческое изобретение) – прообраз нашего пера.

Металлическая палочка, которая использовалась для написания, называлась "стило". Наносили на дощечку воск и металлическими стилом писали.

Самые распространенные материалы времен Христа:

папирус – вид тростника, высокий (камыш), произрастал по берегам Нила, имел трехгранный стебель.

В античные времена папирус составлял одну из основных статей дохода Египта. Это основной Египетский экспорт. Серьёзный недостаток папируса – хрупкость, поэтому его сворачивали в свитки, а не складывали. Только в VIII веке, когда арабы завоевали Египет, папирус стал дорогим материалом, появилась бумага. На смену папируса появился пергамент – особым образом выделанная кожа, в основном из овечьих и козьих шкур. Название по городу "Пергама" – столице Пергамского царства.

На пергаме в основном писали гусиными перьями. Брали маховые – самые прочные.

Принято считать, что бумагу изобрели китайцы за 2 века до Р.Х. Арабы принесли бумагу сначала в Египет, а затем и в Европу. Есть мнение, что крестоносцы завезли бумагу в Европу (Германию) в XII веке. На Руси бумага появилась в 1-й половине XIV века. Первым городом, где она появилась, был Новгород.

1576 год – под Москвой появилась бумажная фабрика.

Книгопечатание как таковое появилось в Китае в VI веке, затем в Европе в XV веке – 1440 год Гуттенберг.

На Руси книгопечатание появилось во 2-й половине XVI века сначала на юго-западной территории (Львов, Вильна), затем и в Москве.

Принято считать, что НЗ книги были написаны на папирусе. Ап. Павел упоминает "кожаные книги", но т.к. кожаный пергамент был дорогим, то чаще всего использовали папирус. Папирус хрупкий, поэтому апостольских автографов не сохранилось.

От частоты употребления свитки портились, а так же активно уничтожались во времена гонений.

Во времена апостолов существовало 3 категории людей-писцов:

1. Борзописцы (таксографы) – которые записывали за оратором. Многие наши книги таким образом и были записаны (Марк и Петр).

2. Каллиграфы – (греч.) – чистописатели.

3. Корректоры, справщики – переписывали, исправляли ошибки борзописцев.

Язык НЗ книг – греческий, простонародный. Принято считать, что этот язык получил наибольшее распространение в Римской империи. Но на нем говорили очень многие. Этот греческий язык называют кини, или койне,. Это язык, на котором говорили со временники Христа, и на котором были написаны наши священные книги.

Письмо в то время было сплошным. Знаки препинания отсутствовали. Историю НЗ текста делят на 2 отдела: внешняя и внутренняя.

1. Внешняя история.

Сплошной текст нуждался в реформе. Первые попытки относятся к составлению согласованных Евангелий (гармонизированных). Татиан составил свод четырех Евангелий во II веке. Работу Татиана продолжил некто Аммоний. Он также составил Евангелие из остальных четырех Евангелий. Этот труд продолжил и усовершенствовал Евсевий Кесарийский. Аммоний и Евсевий когда составляли свод, поделили на главы (греч. кефалии), но это не наши главы. По сравнению с нашими, те главы были гораздо меньше.

Позднее наши Евангелия были поделены на зачала. По своему объему чтения (зачала) или "пери,копы" были бо,льшими, чем главы Аммония или Евсевия. Зачала в какой-то степени были ближе к нашим главам. Деление на зачала произошло в VI веке. Деление на стихи появилось в V веке. Оно приписывается диакону Александрийской Церкви Евфалию. Позднее он стал епископом. Он делил на стихи таким образом, чтобы каждый стих заключал в себе столько слов, сколько можно было ему произнести, не прерывая своего естественного дыхания. Чуть позднее эти стихи стали отделять один от другого точкой. Принято считать, что с VII века стали появляться знаки препинания.

Во всеобщее употребление знаки препинания вошли с появлением книгопечатания.

Словоразделение появилось в IX веке.

На современные главы (раньше приписывали Гугону, +1263) сейчас принято считать, что разделил архиепископ Кентерберийский Стефан Лангтон (1228). Разделение на современные стихи принадлежит Роберту Стефану, Феодору Беза (французы) (XV).

1.8    Критические издания текста НЗ

Мы говорили уже, что текст изменялся не только внешне, но и внутренне вкрадывались ошибки слуха, зрения и т.д. Однако, как бы ин изменялся текст, по сути своей он не изменялся. Многие в древности писали и переписывали текст НЗ. Специалисты выделяют несколько главных типов текста НЗ книг. Только специалисты отличают особенности текста того или иного типа (семьи) текста.

1 семья: Египетский или Александрийский текст. Написан или в самой Александрии, или неким александрийцем.

2 семья: Антиохийский или Византийский текст или текст большинства.

Критические издания в основном основаны на египетском оригинале. Специалисты считают, что египетский текст более ранний, и ему надо отдавать предпочтение. Другие, признавая древность этой семьи, не соглашаются с её большей чистотой и правильностью. В количественном отношении Византийская семья значительно больше египетской. Византийский текст был в церковном употреблении, и принято считать, что он ближе к славянскому тексту, ближе к так называемым лекционариям (отрывки из Писания, которые читались за богослужениями). На Западе лекционарии появились в V-VI веках, а на Востоке в VII-VIII веках (Иоанн Дамаскин).

В частности, наша Православная Церковь при переводе Священного Писания на русский язык основывалась на тексте большинства, не отвергая и другие источники.

3 семья: Западный текст. Название условно, т.к. ученые пришли к заключению, что этот текст скорее всего появился на Востоке, хотя и был распространен на Западе.

Критический текст НЗ начал издаваться в XVI столетии. "Критический" – это значит, что берут основную семью (напр. египетскую), а в подстрочниках указывают все разночтения из других семей текстов. Сейчас таким делом занимаются в основном протестанты и католики. Например, католики утверждают, что в Библии может использоваться любой литературный жанр, если он не противоречит истине.

Еще есть малая Иерусалимская и Кесарийская семьи.

Первое критическое издание было в Базеле? (Швейцария) в 1516 году на греческом языке. Инициатор его Эразм Роттердамский. Всё было сделано очень быстро (менее чем за год). В этом издании было много ошибок. Он использовал тексты VII-VIII веков. В это же время в Испании в Комплютте приступили к изданию греческого текста. Рукописи были тоже не древними (VI-VIII века). Католическое (испанское) издание затянулось: началось в 1514 году и было завершено в 1520 году. В какое-то время католич. текст был стандартом для других. В середине XVI века Роберт Стефан и Теодор Беза издают свою версию НЗ-го текста. В нач. XVII века вышло издание "Textus receptus". Этот текст получил всеобщее признание – "рецепт" для других. Авторы этого издания братья Эйзевиры были книготорговцами, а не филологами. Автор поправок этого текста остался неизвестным. Весь XVIII в. этот текст был стандартом.

Были в это время и другие издания на греч., лат., халдейском, которые назывались полиглотами. Все эти издания сверялись с латинской Вульгатой. Это и понятно, т.к. издания были на Западе.

Потом появились другие издания: Лондонская, Оксфордская полиглоты, потом Грисбах, Тишендорф, фон Зоян?, Нестле, Вейхорт? и в настоящее время Курт Аланд – это все германские имена (и соотв. германские издания).

Самое последнее критическое издание – это 26-е издание Нестле-Аланда. Есть еще критическое издание текста большинства. Ещё следует упомянуть Мецгера – протестанта, американца. Его издание тоже является в настоящее время авторитетным критическим изданием. Он основывается на издании Курта Аланда.

1.9    Древние манускрипты или копии

Для текстолога НЗ или филолога, занимающегося этой темой, важно иметь под руками:

1. Древние рукописи (копии)

2. Древние переводы.

3. Цитаты из Свящ. Писания или ссылки, имеющиеся у апологетов и святых отцов Церкви.

В настоящее время есть около 5.000 копий. Примерно 50 из них содержат все книги НЗ. По материалу, на котором написаны копии, их делят на 2 вида:

1. папирусные,

2. пергаментные.

Папирусные копии. Это самые древние, но не самые надежные. Это отрывки.

1. Папирус Джона Раймонда. Полагают, что он был написан около 130 или 120 года. Был обнаружен в Египте. Содержит отрывок из 18-й главы Евангелия от Иоанна. Это небольшой отрывок (8*6 см.) Хранится в Манчестере. Этот папирус когда был открыт, был куплен в 1920 году. Он важен для датировки Евангелия от Иоанна, ибо этот отрывок говорит о том, что традиционная дата написания Евангелия от Иоанна (кон. I – нач. II вв.) вне сомнения. Действительно, если этот отрывок был найден среди других вещей воина, то требуется время для распространения из Малой Азии в Египет. До этого открытия Тюбингенская школа однако считала (вместе с ней и атеисты), что Евангелие от Иоанна было написано в конце II – начале III вв.

2. Папирус Честера Битты – это папирус III в. Содержит в себе отрывки из ВЗ на греческом языке, часть Четвероевангелия и почти все послания ап. Павла. Это уже много для папируса. Хранится частью в Лондоне, в Мичигане и в Дублине.

3. Бодмер 2 – написан около 200 года. Содержит 2 главу Евангелия от Иоанна. Небольшого размера. Долго хранился в библиотеке Синайского монастыря св. Екатерины. Был куплен Бодмером для своей библиотеки под Женевой. Библиотека называется библиотекой Колиньи,.

Существует ещё около 80-ти других папирусов.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную || Следующая