Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Преп. Нил Синайский

Разные главы и мысли.

 

 

  • Имей страх Божий и любовь Божию и поступай со всеми по чистому свидетельству совести.

  • Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог.

  • Похвал бегай, но стыдись и укоризн.

  • Радуйся добродетели, когда поступаешь добродетельно, но не превозносись ею, чтобы не случилось крушения в пристани.

  • Сколько преуспеваешь в законе, столько же признавай себя далеким от совершенства.

  • Исследуй конец всякого поступка прежде его начала.

  • Ночью и днем взирай на последний день. И никакая любовь к настоящей жизни да не привлекает тебя к земле.

  • Не вступай в общение с тем, кем, как видишь, гнушаются добрые.

  • Делаешь ли что, или говоришь, или любомудрствуешь, старайся никому не быть во вред.

  • Не увеселяйся цветами жизни; это-цвет травный, как скоро прикоснешься, увядает.

  • В скорбях благодари, и облегчится греховное иго.

  • В искушениях веди себя осторожно, потому что они обличили многих, которые были выше тебя.

  • Не порицай Божия долготерпения, ибо оно-общее врачевство.

  • Возненавидь житейские несообразности, но не клевещи в этом на Бога.

  • Будем внимательны к себе и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, за что смеемся над другими.

  • Молитвенный псалом да будет в устах твоих, ибо произнесение Божия имени обращает в бегство демонов.

  • Молитва да будет с трезвением, чтобы не просить нам у Бога того, что не благоугодно Ему.

  • Памятуй всегда о Боге, и ум твой сделается Небом.

  • Обуздывай око, потому что и сам не знаешь, где оно блуждает.

  • Щади язык; он часто произносит то, что лучше было бы утаить.

  • Возделывай ум поучением Закону, потому что поучающийся непрестанно искореняет в себе лукавые помыслы.

  • Добродетели скрывай, но старайся иметь многих свидетелей жизни своей.

  • Возненавидь плотские удовольствия, потому что вместе с телом нечистою делают и душу.

  • Давай плоти то, что ей нужно, а не что хочет она получить.

  • Не люби роскоши, потому что внушает приверженность к настоящей жизни, а тою и другою порождается вражда на Бога.

  • Отвращайся от житейских радостей, ибо доводят они до поползновений и преткновений на жизненном пути.

  • Богатство, если имеешь, расточай, а если не имеешь, не собирай.

  • Пост почитай оружием, молитвы - стеною, слезы - банею.

  • В чем ни согрешишь, о всем этом воспоминай с воздыханием: от сего происходит в душе сокрушение.

  • Снабжай бедных; они умилостивят к нам Судию.

  • Принимай участие в нуждах святых, потому что чрез них придешь в общение с Богом.

  • В церковь ходи, как на Небо, и в ней не говори и не помышляй ни о чем земном.

  • Иметь в довольстве потребное для жизни признавай необходимым, а попечение о том предоставь Богу.

  • Изнуряй плоть добрыми трудами, но позаботься не приводить ее в совершенный упадок.

  • Пей вина как можно меньше; насколько убавляется его мера, настолько же оно и благодетельно пьющим.

  • Сдерживай в себе раздражительность, потому что, выходя из меры, делается она матерью неистовства.

  • В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою.

  • Иереев всех почитай, к добрым же прибегай.

  • Люби Божий дом, но и себя устрояй в дом Божий.

  • Часто ходи в церковь, потому что избавляет нас от смятений и внешней бури.

  • Что на земле временно, то, разлучаясь с тобой, да не печалит тебя ныне.

  • Когда зарождается в тебе помысел сладострастия, противопоставь ему стыд от людей и оскорбление Богу.

  • Ограждай слух и очи, потому что чрез них входят все стрелы злобы.

  • Когда молишься, возведи помысел к Богу; и, если, развлекшись, не удержится на сей высоте, возведи его снова.

  • Ум не перестает порождать помыслы, а ты худые искореняй, а добрые возделывай.

  • Люби смирение: от него великая высота, которая и пасть не может.

  • Столько подвизайся, сколько нужно, чтобы ослабить плотские восстания; а если изнеможешь, врачуй тело для здравия, а не для роскошной жизни.

  • Лукавые помыслы исторгай иными помыслами.

  • Помышляй о благолепии Небесных благ, и не войдет в тебя никакая любовь к земле и к земным наслаждениям.

  • Когда приходится тебе помыслить что о Боге, если это низко, возвышай, а если возвышенно, умеряй, не Бога, но себя, потому что небезопасно все то, что преступает меру, какая для нас вместима.

  • Верь, что худые помыслы - диавольский посев; сим они прекращаются, а сеятель постыждается.

  • Берегись излишнего смеха: он расслабляет душу, а душа, расслабев, легко свергает с себя узду Закона.

  • Душевные силы уделять должно на дела и молитвы; тогда не много входов найдет к нам диавол.

  • Чтение Закона признавай делом, когда ум, желая пожинать что-либо полезное, и языком трудится над книгами.

  • Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится, потому что Бог требует от нас, чтобы всегда мы памятовали о Нем.

  • Молитвою запечатлевай всякое свое дело, а наипаче то, при котором видишь помысел колеблющимся.

  • Если хочешь, чтобы дела рук твоих были Божественны, а не перстны, то приобретенное ими пусть будет у тебя общим с нуждающимся.

  • Радуйся встрече со святыми, потому что чрез них является Бог.

  • Истинно святых отличай по делам, потому что всякое древо познается по плодам.

  • Старайся всегда воспользоваться чем-нибудь от лицезрения святых; наблюдай их взгляд и наружность, потому что весьма полезно то и другое.

  • Сердцем упражняйся в незлобии, а телом в чистоте; то и другое соделывает тебя храмом Божиим.

  • Так сохраняй храм свой, как храм Создавшего, Имеющего судить и Устрояющего, чтобы ты - образ Его - был чист.

  • Беседы с людьми мирскими отлучают помысел от Бога, поэтому и не разговаривай с ними и от разговаривающих уклоняйся.

  • Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом.

  • Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока, а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием; разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя.

  • Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших.

  • Когда видишь богатство, или славу, или мирское владычество, размысли о том, что в них есть тленного, и избежишь приманки.

  • Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, растут и воспитываются добродетели.

  • Ничего не почитай по достоинству равным добродетели, потому что она - образ Божий, как Сам Бог, непреложна.

  • Плачь о грешнике, когда все ему удается, потому что простирается на него меч правосудия.

  • Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести.

  • Когда поступающий худо не стыдится сего, тогда язва делается тяжкою и падение доходит до отчаяния.

  • Как скоро упадешь духом, размысли, сколько благ уготовано верным, и удобно приобретется тобою духовный плод.

  • Верному надлежит смиряться пред всеми, ибо смиряться только пред некоторыми значит иметь смирение ложное.

  • Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме того случая, когда вследствие ее презирается любовь к Богу.

  • Ни к чему не прилепляйся и не пристращайся вопреки Божию Закону, ибо сие недостойным Бога делает предпочитающего Ему кого-либо.

  • Не будь защитником худых людей, потому что их поощряешь на худое, а сам оскверняешься общением в деле.

  • Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое - желающего исправить.

  • Старайся всегда слышать и говорить о том, что свойственно святым, потому что сие возбуждает душу к доброму соревнованию.

  • Если ум у каждого из нас есть домашняя церковь, то и церковные уставы обязаны мы совершать в нем.

  • Если в церкви совершается служба, будь при оной, а если не совершается, прочтя апостольское благовестие, иди домой.

  • Славу добродетелей рассматривай во святых, потому что слава их и по смерти бывает бессмертна.

  • Тогда возненавидишь порок, когда рассудишь, что это - демонский блещущий над нами меч.

  • Если вразумляешь падшего, то слова свои срастворяй состраданием, тогда и слух его смягчится, и просветится сердце.

  • Когда говоришь со святыми, вопрошай о духовном, а когда - не со святыми, не говори об этом.

  • В добрых делах всегда поспешай, чтобы, оставив их почему-либо недоконченными, и самому не отойти отсюда не довершенным.

  • Тако тецыте, да постигнете (1Кор.9,24), то есть иди без отдыха, потому что вслед добродетели идти должно, пока не сойдем с поприща жизни.

  • Не будь нерадивым в делании заповедей, потому что у нерадивых к одному труду прилагается другой бесполезный труд.

  • В терпении упражняйся и прежде нужды, чтобы в нужде всеоружие его найти готовым.

  • Препирайся с лукавыми помыслами и говори им, что сказано в Законе.

  • С великим старанием отводи око от жизни сей, потому что восходящий от нее вредный дым делает душу мутною.

  • Если овладела тобою худая какая привычка, отсекай ее понемногу, и без большого труда терние это извлечешь из души.

  • Бога, как чистого, люби чисто; и как Он есть Сый над всеми, то все почитай низшим Его.

  • Если желаешь быть храмом Божиим, то приноси Богу непрестанную жертву - непрерывную молитву.

  • Живущего нерадиво не бери в советники, потому что, любя худое, не может он вместе и ненавидеть добро, и присоветовать оное.

  • Воздерживайся от всякого растления и каждый день причащайся Таинственной вечери: таким образом тело наше делается Телом Христовым.

  • Когда терпишь наказание от Бога, не ропщи, потому что Он хотя и наказывает, но - как Отец, и достоин благодарения, как Благодетель.

  • Когда обесчестят тебя, радуйся, ибо если несправедливо, то велика тебе награда, а если справедливо, то, как скоро уцеломудришься, избавишься от наказания.

  • Тени и колесу уподобляй житейские скорби и радости, потому что непостоянны, как тень, и вертятся, как колесо.

  • Старайся всегда преуспевать по Богу, ибо прилагающий малое к малому в короткое время собирает прекрасное богатство, которого все домогаются.

  • Если желаешь избежать тяжести мучения, никогда не злословь, ибо сие прогневляет Бога.

  • Если желаешь от дома своего отвратить всякое наказание, не говори худо о человеке соплеменном, ибо Создавший его справедливо на сие гневается.

  • Если хочешь быть выше всякого греха, То не старайся дознавать чужие дела; и в тебе много того же, в чем подозреваешь другого.

  • Бегай гордости, человек, хотя ты и богат, чтобы со временем не иметь тебе противником своим Бога.

  • Возлюби смиренномудрие, хотя ты и велик, чтобы возвыситься в день Суда.

  • Не насмехайся над человеком, и во всю свою жизнь не потерпишь насмешки.

  • Когда ты в церкви, не пари умом, ибо стоящие пред Царем не смеются и не предаются рассеянности.

  • Не пренебрегай своею жизнию и не поступай, ни на что не смотря, вопреки Закону, чтобы не погибнуть беззаконно.

  • Со всею несомненностию памятуй сказанное, чтобы соделало тебя сие славным по жизни.

  • Ревнуй о досточестной жизни, чтобы иметь тебе дерзновение исправлять согрешающих.

  • Огради себя от высокомерия, ни с кем не входи в ссору, чтобы не быть осужденным за высокоумие.

  • Не смейся над падением другого, чтобы не быть осмеянным.

  • Сохраняй советы сии, чтобы доставили тебе венец славы.

  • Будь исполнителем сих заповедей, чтобы они соделали тебя славным перед людьми и благоугодным Богу, ибо сие благоприятно Богу и такими преуспеяниями совершается Ему служение.

  • Старайся преуспевать всегда в добрых делах.

  • И воин, если не будет прежде обучен долговременным упражнением и испытан в трудах и в битвах, показав на опыте, что одерживает победу над врагами, не прославляется.

  • Тем паче у Небесного и истинного Царя никто не удостаивается приять Небесные дары Святаго Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей, а таким образом не приимет Небесного оружия самой благодати и не вступит в борьбу с духами злобы.

  • В какой мере преуспевает он в духовном подвиге, в такой восходит на высоту тайн Духа и утаенных сокровищ Премудрости.

  • И в какой мере обогащается благодатию, в такой преуспевает в познании умышлений злобы, при помощи Владыки. Ему слава и держава вовеки! Аминь.

© Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. - М.:Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000, с.365-371

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную