-
Вот лучший и краткий путь к добродетели: бегство
от мира.
-
Вожделевающему нетленного надлежит ни во что
вменять тленное.
-
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда
человеческой смерти.
-
Возненавидь настоящую жизнь, ибо, смотри, колесо
ее вертится без порядка.
-
Не вожделевай благ, которых употребление минуется
и обладание которыми утрачивается.
-
Смейся над теми, которые во всем благоуспешны, а
сострадай к тем, которым во всем неудача, ибо первое ведет к
награде, а последнее - к любомудрию.
-
Упражняйся в терпении, в каком, как знаешь,
подвизались мученики, потому что и от нас требуется свидетельство
совести.
-
Всему предпочитай душу, и путь добродетели
совершится тогда без труда. Все тленно, а душа бессмертна, потому
тленному надлежит предпочитать бессмертное.
-
Будь готов к скорбям, и приобретешь большую
пользу.
-
Проси у Бога не приятного, но одного полезного.
Если попросишь первого, Бог не даст, а если и получишь, оно
пропадет.
-
Не порицай нищеты, потому что соделывает
подвижника неразвлекаемым в исполнении Закона.
-
Не веселись при богатстве, потому что заботы о
нем, всего чаще и против воли, отлучают человека от Бога.
-
Близок конец, да готовится ленивый к понесению
наказания.
-
Недалеко до жатвы, поэтому душевную ниву очистим
от терния.
-
Ничто не сокрыто от Судии, поэтому напрасно
стараемся грешить скрытно.
-
Прежде людей стыдись Ангелов, потому что при нас
их много, и устраняй себя от всякого постыдного поступка.
-
Заботливо помышляй о весах Судии и выбрось из
себя всякую, какая есть в тебе, примесь житейских покушений.
-
Праздность и покой почитай для себя вредом и
спеши сделать что-либо такое, что потребуется от нас.
-
Помышляй всегда о непостоянстве настоящей жизни,
и ничто в ней не в состоянии будет развлечь тебя.
-
Да не услаждают тебя земные веселости, которые
временны, это - уда, как рыбу, приманивающая и уловляющая душу.
-
Старайся не впадать в искушения, а если впал,
покажи мужество.
-
Никогда не презирай проливающего слезы бедняка,
чтобы не презрены были слезы твоей молитвы.
-
Любомудрие, сие самое преимущественное достояние
людей, хочет одно пребывать и с одним приобретшим его.
-
Добродетель - Божий хитон; научись исткать ее, и
будешь облачающим Облачающего тварь.
-
Что на земле, то похищается татями. Ты делай
Небесное, ибо сие недоступно перстам похитителей.
-
Должно отказаться от роскоши, потому что
вовлекает в дела, от которых после трезвения бывают воздыхания.
-
Всего лучше гнушаться плотелюбивых помыслов,
потому что и тело растлевают, и душу оскверняют.
-
И земные блага не без трудов достаются, почему же
уклоняемся от благ Небесных по причине трудов?
-
Хочешь ли без труда творить добродетель?
Рассуждай о труде, что он временный, а о награде, что она вечная.
-
Все истаивающие от желания удовольствий
неприличных пусть рассуждают о кратковременности наслаждения и о
продолжительности наказания.
-
В какой мере нечиста жизнь, в такой же и душа
делается скотскою; и плакать должны дошедшие до этого, как
повредившие разумную силу, и притом сами от себя.
-
Все почитай тленным, и добродетель только -
нетленною.
-
Пренебреги всем прочим, что делает человека
скотоподобным и делай то одно, что может соделать тебя Небесным.
-
Прилагай попечение о добродетели, потому что она
любомудрием обновляет Адама.
-
Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы, когда
остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было
бесполезным.
-
Люби Бога, не будь же паче сего пристрастен к
своим, чтобы тебе не оказаться, по слову Его, хотя бы и не желал ты,
недостойным Его.
-
Будь терпелив в скорбях, потому что венцы
подвизающимся в них.
-
Терпеть зло - блаженное дело, а делать -
преокаянное, ибо кто терпит, тот наследник Христов, а кто делает,
тот наследник диаволов.
-
Прекрасен хлеб поста, потому что нет в нем кваса
удовольствий.
-
Свят жертвенник молитвы, потому что привлекает к
нам Святаго святых.
-
Не почитай справедливость неважным добавлением
добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто.
-
Если сеешь в нищих, то сей свое, ибо чужое и
плевелы превосходит горечью.
-
Слеп милостивый, если он несправедлив:
возделывает поле, с которого не может собрать жатвы.
-
Всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое -
истинные черты любомудрия.
-
Носи на себе образ добродетели, но не для того,
чтобы обмануть видящих тебя, а чтобы принести им пользу.
-
Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает
хорошего, чтобы, устыдясь слов, начать и дела.
-
Если вожделеваешь Неба, то у тебя ничего нет
общего с землею, потому что земля не дозволяет воспарять на Небо.
-
Не желай разбогатеть по нищелюбию, потому что Бог
узаконяет праведнику подавать милостыню от праведных трудов (Притч.
3, 9).
-
Если чаша студеной воды оправдывает милосердого,
то какая награда ожидает расточающего все на нищих?
-
Чистота и сострадательность-матери добродетелей,
поэтому без той или другой невозможно быть. Христовыми воинами.
-
Не оставляй в пренебрежении сострадательность:
она Благого Владыку низвела с Неба.
-
Не пренебрегай чистоты: чрез нее Соделавшаяся
орудием Воплощения даровала людям ради нас Воплотившегося.
-
Не говори: "Отмщу врагу!" Есть у нас Праведный
Судия на Небе.
-
Не желай ни жить роскошно, ни разбогатеть, ни
прославиться, потому что это - житейский тлен, а мы созданы не на
истление.
-
Не плачь над умершим: это - общий путь. И кто
достиг конца, тот блажен.
-
Плачь о грешнике, а не о нищем, ибо последний
увенчивается, а первый терпит наказание.
-
Смейся над колесом жизни, которое вертится без
порядка, но остерегайся бездны, в которую низвергает оно засыпающих
на нем.
-
С Богом беседуй много, а с людьми мало; поучением
себя в Законе преуспеешь в том и другом.
-
Прекрасная баня для души - слезы во время
молитвы, но после молитвы помни, о чем ты плакал.
-
Не ублажай сильных мира, потому что сильнии же
сильне истязани будут (Прем. 6, 6); почему и Судия будет к ним
строже.
-
Адаму должно трудиться, а мы, трудясь в Законе,
приобретем награду.
-
Наследникам Евы необходимо скорбеть, но, когда
переносим скорби с благодарением, для нас клятва обращается в
благословение.
-
Вместо светильника, при рассмотрении поступков
своих, употребляй совесть; она показывает тебе, какие поступки в
жизни твоей добры и какие - худы.
-
Будем осуждать самих себя, и Судия умилостивится;
ибо, как Благий, радуется Он, видя, что грешник расточает бремя
свое.
-
Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это
покаянием, потому что образ Божий должны мы представить в себе
чистым.
-
Прежде, нежели обнажены будут душевные струпы,
уврачуем их, чтобы сими врачевствами и наказания обратить нам в свою
пользу.
-
Как связанным трудно ходить, так и прилепившиеся
к житейскому течение добродетели совершают нечисто.
-
Надлежит возненавидеть грех; в таком случае, если
и поползнется кто на грех, скорее может выйти из сетей его.
-
Кто не возненавидел греха, тот, если и не делает
греха, причисляется к грешникам.
-
Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с
тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим
наказанию.
-
Согрешающему другу напомни о Судии, и заживишь
свою язву, потому что сие врачевство совета, как общее, пригодно и
ему, и тебе.
-
Намереваясь что-нибудь сказать или сделать,
позаботься об оправдании, которое вскоре от тебя потребуется, - и,
исправляем страхом, уцеломудришься.
-
Наказания за грех бойся, а стыда ужасайся, потому
что безмерна тяжесть того и другого.
-
Лепота и множество будущих благ беспредельны, а
настоящее - тень, дым, водяной пузырь.
-
Не сей худого, потому что жатва близко и
насадителя терний ожидает огонь.
-
Лицемеры, любостяжатели, сластолюбцы - розы мира
сего, но потерпи немного, и увидишь, что трава эта потоптана.
-
Всякий худой поступок вооружает диавола, но
вооруженный жестоко обходится с вооружившими.
-
Хочешь ли привести в изнеможение врага? Отсеки
грех, и над ним, лишенным сих крыльев, можно издеваться, как над
воробьем.
-
Горе нечестивому, потому что, когда все
просвещаются, тогда он омрачается.
-
Горе хульнику, потому что у него связан язык и не
в состоянии он сколько-нибудь оправдаться пред Судиею.
-
Горе беззаконнику, потому что пойдет к строгому
Судии и правдивому Законоположнику.
-
Горе любостяжательному! Богатство от него бежит,
ожидает же его огонь.
-
Горе ленивому! Взыщет того времени, которое
употребил худо.
-
Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает,
кто он.
-
Горе блуднику, оскверняющему брачную ризу! Со
стыдом изгоняется из брачного царского чертога.
-
Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд
поставляются они с убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями,
-
Горе роскошествующему! Недолго ему утучняться,
как тельцу, уготовляемому на заклание.
-
Горе лицемеру! Пастырь от него отрекается, и овен
оказывается волком.
-
Блажен, кто идет путем тесным, потому что
венценосцем восходит на Небо.
-
Блажен, кто попирает земные удовольствия: борьбы
с ним трепещут демоны.
-
Блажен, кто чист в добродетели и не лицемерен в
душе: будет он судить мир, а не судим вместе с миром.
-
Блажен, кто неусыпен в молитвах, чтении и добрых
делах: таковой просветится, чтобы не уснуть ему в смерть.
-
Блажен, кто высок по жизни и смирен по образу
мыслей: он подражает Христу и с Ним совоссядет.
-
Блажен, у кого Закон не сходит с языка: Бог не
оставляет кущу его.
-
Блажен, кто многим делает добро: на Суде найдет
он многих защитников.
-
Блажен, у кого в добродетели нет худой подмеси,
потому что лопата Судии не вводится им в обман.
-
Блажен, кто украшает дела свои прежде, нежели
явит их огонь, которым все искушается.
-
Блажен, кто поспешает к Будущей Жизни, потому что
настоящее издает запах тления и влечется к смерти.
-
Блажен, кто расточает, что собрал, и чистым
предстает чистому Судии.
-
А главное в слове: не неради о душе, потому что
скоро станешь пред весами на Страшном Судилище Христа, Бога нашего.
© Творения преподобного отца нашего Нила Синайского.
- М.:Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000,
с.372-377