Преп. Нил Синайский

Мысли, которые могут человека отводить от тленного и прилепляют к нетленному.

 

 


 

 

 

 
  • Вот лучший и краткий путь к добродетели: бегство от мира.

  • Вожделевающему нетленного надлежит ни во что вменять тленное.

  • Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти.

  • Возненавидь настоящую жизнь, ибо, смотри, колесо ее вертится без порядка.

  • Не вожделевай благ, которых употребление минуется и обладание которыми утрачивается.

  • Смейся над теми, которые во всем благоуспешны, а сострадай к тем, которым во всем неудача, ибо первое ведет к награде, а последнее - к любомудрию.

  • Упражняйся в терпении, в каком, как знаешь, подвизались мученики, потому что и от нас требуется свидетельство совести.

  • Всему предпочитай душу, и путь добродетели совершится тогда без труда. Все тленно, а душа бессмертна, потому тленному надлежит предпочитать бессмертное.

  • Будь готов к скорбям, и приобретешь большую пользу.

  • Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст, а если и получишь, оно пропадет.

  • Не порицай нищеты, потому что соделывает подвижника неразвлекаемым в исполнении Закона.

  • Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем, всего чаще и против воли, отлучают человека от Бога.

  • Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания.

  • Недалеко до жатвы, поэтому душевную ниву очистим от терния.

  • Ничто не сокрыто от Судии, поэтому напрасно стараемся грешить скрытно.

  • Прежде людей стыдись Ангелов, потому что при нас их много, и устраняй себя от всякого постыдного поступка.

  • Заботливо помышляй о весах Судии и выбрось из себя всякую, какая есть в тебе, примесь житейских покушений.

  • Праздность и покой почитай для себя вредом и спеши сделать что-либо такое, что потребуется от нас.

  • Помышляй всегда о непостоянстве настоящей жизни, и ничто в ней не в состоянии будет развлечь тебя.

  • Да не услаждают тебя земные веселости, которые временны, это - уда, как рыбу, приманивающая и уловляющая душу.

  • Старайся не впадать в искушения, а если впал, покажи мужество.

  • Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не презрены были слезы твоей молитвы.

  • Любомудрие, сие самое преимущественное достояние людей, хочет одно пребывать и с одним приобретшим его.

  • Добродетель - Божий хитон; научись исткать ее, и будешь облачающим Облачающего тварь.

  • Что на земле, то похищается татями. Ты делай Небесное, ибо сие недоступно перстам похитителей.

  • Должно отказаться от роскоши, потому что вовлекает в дела, от которых после трезвения бывают воздыхания.

  • Всего лучше гнушаться плотелюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют.

  • И земные блага не без трудов достаются, почему же уклоняемся от благ Небесных по причине трудов?

  • Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он временный, а о награде, что она вечная.

  • Все истаивающие от желания удовольствий неприличных пусть рассуждают о кратковременности наслаждения и о продолжительности наказания.

  • В какой мере нечиста жизнь, в такой же и душа делается скотскою; и плакать должны дошедшие до этого, как повредившие разумную силу, и притом сами от себя.

  • Все почитай тленным, и добродетель только - нетленною.

  • Пренебреги всем прочим, что делает человека скотоподобным и делай то одно, что может соделать тебя Небесным.

  • Прилагай попечение о добродетели, потому что она любомудрием обновляет Адама.

  • Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы, когда остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было бесполезным.

  • Люби Бога, не будь же паче сего пристрастен к своим, чтобы тебе не оказаться, по слову Его, хотя бы и не желал ты, недостойным Его.

  • Будь терпелив в скорбях, потому что венцы подвизающимся в них.

  • Терпеть зло - блаженное дело, а делать - преокаянное, ибо кто терпит, тот наследник Христов, а кто делает, тот наследник диаволов.

  • Прекрасен хлеб поста, потому что нет в нем кваса удовольствий.

  • Свят жертвенник молитвы, потому что привлекает к нам Святаго святых.

  • Не почитай справедливость неважным добавлением добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто.

  • Если сеешь в нищих, то сей свое, ибо чужое и плевелы превосходит горечью.

  • Слеп милостивый, если он несправедлив: возделывает поле, с которого не может собрать жатвы.

  • Всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое - истинные черты любомудрия.

  • Носи на себе образ добродетели, но не для того, чтобы обмануть видящих тебя, а чтобы принести им пользу.

  • Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдясь слов, начать и дела.

  • Если вожделеваешь Неба, то у тебя ничего нет общего с землею, потому что земля не дозволяет воспарять на Небо.

  • Не желай разбогатеть по нищелюбию, потому что Бог узаконяет праведнику подавать милостыню от праведных трудов (Притч. 3, 9).

  • Если чаша студеной воды оправдывает милосердого, то какая награда ожидает расточающего все на нищих?

  • Чистота и сострадательность-матери добродетелей, поэтому без той или другой невозможно быть. Христовыми воинами.

  • Не оставляй в пренебрежении сострадательность: она Благого Владыку низвела с Неба.

  • Не пренебрегай чистоты: чрез нее Соделавшаяся орудием Воплощения даровала людям ради нас Воплотившегося.

  • Не говори: "Отмщу врагу!" Есть у нас Праведный Судия на Небе.

  • Не желай ни жить роскошно, ни разбогатеть, ни прославиться, потому что это - житейский тлен, а мы созданы не на истление.

  • Не плачь над умершим: это - общий путь. И кто достиг конца, тот блажен.

  • Плачь о грешнике, а не о нищем, ибо последний увенчивается, а первый терпит наказание.

  • Смейся над колесом жизни, которое вертится без порядка, но остерегайся бездны, в которую низвергает оно засыпающих на нем.

  • С Богом беседуй много, а с людьми мало; поучением себя в Законе преуспеешь в том и другом.

  • Прекрасная баня для души - слезы во время молитвы, но после молитвы помни, о чем ты плакал.

  • Не ублажай сильных мира, потому что сильнии же сильне истязани будут (Прем. 6, 6); почему и Судия будет к ним строже.

  • Адаму должно трудиться, а мы, трудясь в Законе, приобретем награду.

  • Наследникам Евы необходимо скорбеть, но, когда переносим скорби с благодарением, для нас клятва обращается в благословение.

  • Вместо светильника, при рассмотрении поступков своих, употребляй совесть; она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры и какие - худы.

  • Будем осуждать самих себя, и Судия умилостивится; ибо, как Благий, радуется Он, видя, что грешник расточает бремя свое.

  • Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием, потому что образ Божий должны мы представить в себе чистым.

  • Прежде, нежели обнажены будут душевные струпы, уврачуем их, чтобы сими врачевствами и наказания обратить нам в свою пользу.

  • Как связанным трудно ходить, так и прилепившиеся к житейскому течение добродетели совершают нечисто.

  • Надлежит возненавидеть грех; в таком случае, если и поползнется кто на грех, скорее может выйти из сетей его.

  • Кто не возненавидел греха, тот, если и не делает греха, причисляется к грешникам.

  • Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию.

  • Согрешающему другу напомни о Судии, и заживишь свою язву, потому что сие врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе.

  • Намереваясь что-нибудь сказать или сделать, позаботься об оправдании, которое вскоре от тебя потребуется, - и, исправляем страхом, уцеломудришься.

  • Наказания за грех бойся, а стыда ужасайся, потому что безмерна тяжесть того и другого.

  • Лепота и множество будущих благ беспредельны, а настоящее - тень, дым, водяной пузырь.

  • Не сей худого, потому что жатва близко и насадителя терний ожидает огонь.

  • Лицемеры, любостяжатели, сластолюбцы - розы мира сего, но потерпи немного, и увидишь, что трава эта потоптана.

  • Всякий худой поступок вооружает диавола, но вооруженный жестоко обходится с вооружившими.

  • Хочешь ли привести в изнеможение врага? Отсеки грех, и над ним, лишенным сих крыльев, можно издеваться, как над воробьем.

  • Горе нечестивому, потому что, когда все просвещаются, тогда он омрачается.

  • Горе хульнику, потому что у него связан язык и не в состоянии он сколько-нибудь оправдаться пред Судиею.

  • Горе беззаконнику, потому что пойдет к строгому Судии и правдивому Законоположнику.

  • Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь.

  • Горе ленивому! Взыщет того времени, которое употребил худо.

  • Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он.

  • Горе блуднику, оскверняющему брачную ризу! Со стыдом изгоняется из брачного царского чертога.

  • Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд поставляются они с убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями,

  • Горе роскошествующему! Недолго ему утучняться, как тельцу, уготовляемому на заклание.

  • Горе лицемеру! Пастырь от него отрекается, и овен оказывается волком.

  • Блажен, кто идет путем тесным, потому что венценосцем восходит на Небо.

  • Блажен, кто попирает земные удовольствия: борьбы с ним трепещут демоны.

  • Блажен, кто чист в добродетели и не лицемерен в душе: будет он судить мир, а не судим вместе с миром.

  • Блажен, кто неусыпен в молитвах, чтении и добрых делах: таковой просветится, чтобы не уснуть ему в смерть.

  • Блажен, кто высок по жизни и смирен по образу мыслей: он подражает Христу и с Ним совоссядет.

  • Блажен, у кого Закон не сходит с языка: Бог не оставляет кущу его.

  • Блажен, кто многим делает добро: на Суде найдет он многих защитников.

  • Блажен, у кого в добродетели нет худой подмеси, потому что лопата Судии не вводится им в обман.

  • Блажен, кто украшает дела свои прежде, нежели явит их огонь, которым все искушается.

  • Блажен, кто поспешает к Будущей Жизни, потому что настоящее издает запах тления и влечется к смерти.

  • Блажен, кто расточает, что собрал, и чистым предстает чистому Судии.

  • А главное в слове: не неради о душе, потому что скоро станешь пред весами на Страшном Судилище Христа, Бога нашего.

© Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. - М.:Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000, с.372-377