з. Каким образом Слово установило (только) двое, а не мною,
врат в этом раю, обращающихся также, как и Херувимы, и что за различие действия
каждых из этих (врат)?
49. Однако достаточно мы исследовали относительно рая [163] и насаждений, посаженных в
нем от Бога. Остается нам только сказать, каким образом Слово установило толь ко
двое врат для этого рая, обращающихся как Херувимы, хотя, как утверждает Христос
Бог [164] много нетронутых
обителей у Бога Отца Его, точно как и путей, ведущих в Царствие Божие.
50. Смирение [165] и
любовь [166] являются краями,
первым и последним, двумя концами божественной цепи всех добродетелей, ибо
смирение - это самое крайнее начало ее внизу, любовь же - это самый крайний
конец ее наверху, или иначе, противолежащие крайние первая и последняя ступени
священной лестницы божественных добродетелей. Ибо смирение соделывает начало
лестницы восхождения, любовь же, будучи завершением ступеней добродетели и
лестницы восхождения на вершину, выводит вступившего на нее в вечно живые и
нетронутые уделы божественного блаженства.
51. Так как в самом деле началом и концом восхождения к Богу и Царствию Его
являются смирение и любовь, то справедливо истолкованы они как врата для рая,
лежащие напротив (друг друга) на расстоянии практической философии, потому что
одна впускает стучащего и желающего войти в Эдем, который есть само наслаждение
от разумного делания и хранения бессмертных насаждений, другая же выводит оттуда
в Царство Небесное и единение с Богом в уделы постоянные и нетронутые, уделы
ангелов Ибо так и Господь Иисус всем нам явно обещает, говоря: Я есмь дверь
кто войдет мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет [167]. Ибо Сам воистину дверь рая
Царства Небесного, привратник же - Дух Святой
52. Действительно, приблизившемуся к пропилеям [168] благочестия, совершенно
отрекшемуся без сомнения от мира и стучащему в дверь заповедей Христа через
смирение привратник, я утверждаю, сам Святой Дух, отворяет вход, раскрывающий ум
для понимания, что есть воля Божия и благая и совершенная и угодная [169], а когда он войдет и
полностью насладится от тех вечных благ через практику и многие дела
добродетели, снова выводит его оттуда в уделы естественного созерцания творений
Бога. В самом деле привратник и соделывает так, чтоб почить от всех дел
своих [170] и быть
соединенным с Богом сообразно с высотами богословия неразделенной и единосущной
Троицы в покое божественной любви согласно Христу и Богу нашему, сказавшему:
Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам
вашим [171].
53. Ведь не может никто иначе войти в Царский дворец Христа и в сами
божественные и травоносные земли умопостигаемого рая, где находятся места
светлые, места прохлады, шатры праведных, воды покоя, радость, веселье и
ликование, и получить там покой душе, если не через западную и первую створку,
сокрытую в самом Христе, что и есть святое смирение. И справедливо, ведь отделив
самого себя от мира и всякой привязанности и пристрастия к своим друзьям и
родным, и распяв мир в самом себе через отсечение собственной воли, пренебрегши
всяким телесным покоем, и через скорби покаяния и труды добродетели стучащий с
великим терпением в дверь заповедей Христа, входит через смирение, как сказано,
в пропилеи рая практической философии, что есть подчинение, служение для всякого
более презренного труда, терпение обид и искушений, злострадание, ложе на земле,
всенощное стояние, бдение, непрерывное псалмопение, молитва и пост, чтение
Божественного Писания и готовность ко всему и послушание.
54. Войдя же в них через христоподобное смирение, спасается от всякого
рабства греху через практику деятельной и добродетельной философии заповедей
Христа, спокойно перейдя море страстей, как благополучно возвращенный Богом груз
в гавань бесстрастия [172],
оттуда входит в святилище Бога, так как снова ему открываются Духом двери
созерцания, которое есть ведение сущих и познание божественных и человеческих
дел, через которое, погрузившись в глубины Духа, исследует логосы Провидения и
тотчас выходит из телесных и тяжелых дел практики, то есть служения и
подчинения, по божественному Давиду, сказавшему: но это трудно было в глазах
моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их [173].
55. Рассмотрев же определенно логосы и природы и движения всех творений,
выходит от всего видимого и невидимого творения, через совершенную любовь к Богу
восхищенный [174] оттуда
Духом на третье небо богословия, как родившийся свыше от смирения тела; и войдя
в другие духовные труды и тяготы, согласно сказанному: кто умножает познания,
умножает скорбь [175],
находит удел божественных мыслей, проникнув во мрак богословия как в другой рай,
к которому и божественный Павел был восхищен. И чисто богословствует Троицу, но
сверх того и воплощение Слова, и язык его становится, по божественному Давиду,
тростью скорописца [176], вследствие чего и он один,
не скрывая, что все наслаждается при Боге, изливает благие речи от сердца в
Церковь Христа, новое и древнее извлекая из уст, даже если бы и пожелал, он не
может никак удержать уста свои с того времени от проповедования милосердия и
истины Божией в великом собрании верных, и не скрыть правды Господа в сердце
своем [177], так как он
совершенно созвучен с Духом, подталкивающим его и побуждающим говорить.
56. Ибо этот Святи Дух является говорящим, и действующим, и двигающим, и если
в ком появляется через покаяние и очищение, делает ясными их уста, чтобы
говорить все предоставленное от Его, и двигает их рассудок к исследованию
божественных и человеческих дел и к тому, чтобы проницать глубины Божии
[178], и вообще, действует в
них энергиями даров Своих [179]. Как, например, учит
неграмотных сходящей свыше премудрости, я утверждаю, щедрой, независимой,
миролюбивой и снисходительной, наполненной милосердия и благих плодов. Дает им
разум для понимания неких глубин Божиих, что такое богатство его
благодати [180], что
такое высота смирения Его, Снисходящего к нам. Предоставляет им ведение
сущих для того, чтобы знать существующее, каким образом оно существует Дарует им
благой совет, полный всякой помощи и спасения, обращаться к Нему Самому и
к ближним, чтобы полагать в основание исполнение заповедей Его, и подаст им
крепость как Сильный против бесов и пагубных страстей. Учит их
безошибочному и правому благочестию и, наконец, дает для охраны им также
священный страх, приходящий от великой любви Бога.
57. Итак, рожденный при обильном участии их (даров Духа) становится, как
написано [181], полным
милосердия и добрых плодов, тех плодов, которые от самого Святого Духа [182]. Ибо таковой, исполненный
названных даров Духа, имеет совершенную любовь к Богу и к ближнему
своему, не предпочитая что-либо из видимых - любви Бога, или покою ближнего -
свой (покой). (Он имеет) радость в душе из-за независимости от страстей и
пренебрежения видимым; мир со всяким человеком, Богом и силами Его;
долготерпение в трудах и устроениях ради добродетели; милосердие
размышлений рассудка его и движений ума; благость нрава и обычаев вне и
вместе с тем внутри души его; веру не только в Троицу, но и веру о
будущих благах, и особенно если (она) внутренняя, с нею он надеется и верит
получить все, что Бог нам обещал, и в нынешнем веке и в будущем. (Он имеет)
кротость, переносящую всякое искушение в терпении, защищающую все от
приходящих скорбен, терпящую все и не замышляющую зло ближнему. А кроме этого он
имеет вместе с силой Духа и всеобъемлющее воздержание равно во всех
чувствах.
58. Тот, кто действительно обогащен этими плодами и дарами Святого и
поклоняемого Духа, уже вошел отсюда в тот рай, в который вошел божественный
апостол Павел, восхищенный из третьего в то небо [183], он полностью насладился от
Древа Жизни, услышал оттуда изречения, которые невозможно услышать человеку [184] страстному и порабощенному
грехом, и не был поврежден от Древа знания, которое является Познанием и добра и
зла. Или луч те сказать, он сам целиком стал божественным раем и жилищем
нераздельной Троицы, имея в центре сердца своего насажденное Древо Жизни, Самого
Бога, одаренный бессмертными плодами Бога и Святого Духа Его, он не поврежден от
Древа познания добра и зла, я говорю, от этих своих собственных чувств, хорошо
разделив лучшее от худшего, рожденный от одного цельного действия Святого и
Божественного Духа.
59. Это и является Царством, мы знаем, Небесным и Божиим Царством, мы верим,
поучаемые так Господом и Богом нашим, когда Он говорит; Царство Небесное
внутри вас есть [185],
в другой же раз побуждает таким образом молиться Отцу: Да приидет царствие
твое; да будет воля твоя и на земле, как на небе [186], поэтому уже и отсюда оно
стало для нас достижимо, как было доказано в ходе беседы, благодатью и
человеколюбием Господа Нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу, сила со
Святым и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Примечания
1. ο λόγος - может означать: 1) разум, 2)
помысел, 3) слово человеческое, 4) идею, закон, 5) Слово Божие, 6) Священное
Писание, 7) речь писателя вообще.
2. ο αγών - 1) борьба,
состязание, соревнование, бой; 2) забег, дистанция, поприще (Евр.12:1); 3)
забота, тревога. Вообще, труд, исполненный борьбы и опасностей. В 21 главе
трактата преп. Никита называет его "необходимым и полезным духовным подвигом".
3. κατα πρώτην θεωρίαν - "согласно исходному значению" или
"согласно первому созерцанию", т.е. буквальному, возможно также, "с первого
взгляда".
4. ο προζενος - "состоящий на правах взаимного
гостеприимства с каким-либо городом или народом; гостеприимен, друг (защитник,
заступник) какого-либо города, государства или народа, проксен. Так назывался
тот, который по предложению какого-либо иностранного государства добровольно
принимал на себя обязанность защищать интересы его в своем отечестве, а именно:
оказывать гостеприимство и всякое содействие гражданам его и в особенности его
послам, и вообще быть посредником между ним и собственным своим государством. За
эти услуги проксен пользовался разными правами и преимуществами в том
государстве, интересы которого он представлял" (словарь Вейсмана).
В
христианском словоупотреблении это понятие обладает широким диапазоном смысловых
оттенков (Христос как "Проксен", т.е. Заступник и Податель правды; Крест -
"проксен" вечной жизни и т.д.), оно применяется и в отношении добродетелей,
например, у преп. Максима Исповедника в "Главах о любви, Вторая сотница, 34" это
бесстрастие и ведение (Творения преп. Максима Исповедника. Т.1. С.112).
5. διαφόροσ - "различно". Скорее всего, следует относить к состоянию
человека, как он действует - с опытом или без тренировки, насколько очищен от
страстей. Но можно понять "различно" как согласно с заповедями или противно им.
6. Быт.3:24.
7. Быт.2:9.
8. Курсивом
дается синодальный перевод.
9. Рим.2:4
10.
Кор.2:12, Иак.1:17.
11. εκπίπτω - отпадать. Глагол εκπίπτω в
святоотеческой лексике использовался для обозначения изначального грехопадения
как людей, так и ангелов; отпадения от Православия; морального падения и т. д.
(Lampe 436).
12. αι δωρεαί - под дарами понимаются, скорее всего,
духовные дарования.
13. η γνώμη - это воля, произволение; точнее,
склонение или расположение воли к определенному решению после предшествующей
борьбы мотивов, акт самоопределения.
14. ο μισθός - плата,
жалование; слав, "мзда", разумеется уплата кому-нибудь должного за известное
время (борьбы), в частности, солдатское жалованье, а также вознаграждение
софистов за образование юношей (Зарин С.М. Аскетизм... С.162).
15. Быт.2:7.
16. Св. Иоанн Дамаскин. Точное
изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149(PG94. 909D).
17. Быт.2:8.
18. η τρυφή - "нега, роскошь; изнеженность, избалованность;
своеволие". Выражение "рай сладости" (или: радости, духовной неги - ο παράδεισος
της τρυφης) в церковной письменности обычно обозначает тот рай, откуда были
изгнаны первые люди, нарушившие заповедь Божию.
19. η επίνοια -
"примышление", термин, введенный каппадокийскими Отцами для таких богословских
определений, которые имеют дело с вещами, существующими лишь теоретически и не
проявляющимися в реальности. (Творения преподобного Иоанна Дамаскина.
Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники /
Пер., коммент. свящ. Максима Козлова. Д.Е. Афиногенова. М., 1997. С.308).
20. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25).
С.147 (PG94. 912А-913В).
21. Сравни, у св. Иоанна Дамаскина в
"Точном изложении православной веры": εν μεγάλω μικρόν (PG94. 921А); а у св.
Григория Богослова в "Слове 38:11 читается: εν μικρω μέγαν (PG36 324А).
22. Быт.3:23-24.
23. Рождественская Вечерня, стихира
Праздника на Господи воззвах: пламенное оружие плецiы даетъ. - "Огненный
меч убегает". Стихира надписана именем Германа. (Скабалланович М.
Рождество Христово. С.75). Этот древнейший песнописец св. Герман, патриарх
Константинопольский, святитель исповедник скончался в 740г. (Архиеп. Филарет
(Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой церкви.
С.200).
24. αεί - присно - постоянно, всегда. Устойчивый
богословский термин из молитвенной практики: ныне и присно н во веки
веков (νυν και αεί και εις τους αιώνας των αιώνων;)
25.
Ин.17:24 (изменено лицо, вместо "они" стоит "вы"): чтобы там, где Я, и
они были.
26. Быт.2:15.
27. Быт.3:18.
28. η γνωσις των θείων και ανθρωπίνων πραγμάτων - ведение божественных и
человеческих дел; это определение философии по стоикам и Филону.
29. Рим.1:20; Прем.13:5.
30. ευρεβως - "благочестиво";
слово ευρέββεια "благочестие" у отцов Церкви часто служило синонимом
"православия, ортодоксии". Такое отождествление "благочестия" с "ортодоксией" (и
"нечестия" с "ересью") одним из первых осуществил св. Афанасий Александрийский
(Творения преп. Максима Исповедника. Т.1. С.309).
31. Образ
"возделывания земли" довольно часто встречается в христианской литературе в
различных аспектах, чаше всего для выражения духовного делания.
32. Рим.1:20. Букв, перевод сокращенной цитаты Послания в трактате: "Ибо
невидимое его после сотворения мира через творения умопостигаемым видится".
В новом переводе В.Н. Кузнецовой указанное место звучит: "Ибо после
сотворения мира Его невидимые свойства - (вечная сила и Божественная природа) -
видимы разуму через созерцание вещей" {Послание к Римлянам апостола Павла /
Новый перевод В. Н. Кузнецовой. М., 1993. С.10).
33. Пс.138:6. В
цитате опущено εκραταιώθη после εμου. Букв, перевод: "Почитается чудом ведение
Твое из меня...". Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно
дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует
Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. "Но из всех размышлений и созерцаний этих более
возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего
устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой
от меня, то есть от моего устройства". (Св. Иоанн Дамаскин. Точное
изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150).
34. 2Кор.10:5.
35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: "Когда сядешь вкушать пищу с
властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что
ты должен приготовить такое же".
36. По мнению преп. Никиты
Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св.
Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог "рай насадил
после тех семи дней, да будет во образ будущего века" (Преп. Симеон Новый
Богослов. Творения. Т.1.С.370).
37. Быт. 2:8.
38. η πανδαισία - "полный пир", эсхатологический.
39.
Прем.13:5.
40. Быт.2:9.
41. συνετως - "с
разумением", наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого
(целомудренного) мышления человека.
42. Пс.45:6.
43. η παραγωγή - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп.
Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом
44.
Пс.1:3.
45. 2Пет.3:13.
46. Дионисий
Ареопагит. О Божественных именах // Восточные отцы и учители Церкви V века.
Антология. М., 2000. С.265.
47. Быт.2:16-17.
48.
το μυστήριον - "таинство, тайна"
49. В синодальном переводе
утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17.
50. Быт.2:15
51. Быт.2:16-17
52. Св.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). С.149(PG94. 916С, 917B).
53. τρεπτός - "изменчивый"; в христианско письменности
прилагательное τρεπτός служило одной из устойчивых характеристик тварного мира.
54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый
богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.
55.
Быт.3:6.
56. Рим.1:20.
57. Св. Иоанн Дамаскин.
Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.148(PG94. 916C).
58.
Пс.54:23.
59. Мф.6:25.
60. Мф.6:33. В тексте
заменено ищите (ζητειτε) на "просите" (αιτειτε) и после этого опущено δε
πρωτον.
61. Лк.10:41-42
62. η μέθεξις - причастие,
у преп. Никиты встречаются три термина - η μετουσία, η μετάληψις и η μέθεξις,
которые используются как синонимы.
63. Кол.1:17. Ср.: Св.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2 Гл.11(25). С.148(PG94. 916C).
64. Цитата из св. Иоанна Дамаскина: "Древо же познание и добра, и
зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной
природы" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25).
С.149).
65. Еф.4:13
66. Прем.13:5.
67. η έξις - навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение
природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется
добродетелью, а навык ко злу - страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм...
С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как
"восстановление сил души в первородное их благородство" (Добротолюбие. Т.5.
С.101).
68. О постоянном навыке добродетели, например, у св.
Григория Богослова в 36-м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание
творений. Т.1. С.507-508).
69. κρείττων - сравн. ст. к κρατύς и
αγαθός - более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита
говорит, во-первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше
видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151).
Во-вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата.
В-третьих, о
лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89).
Наконец,
претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же.
С.141).
О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в
гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного.
70. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25).
С.149 (PG 94. 917В).
71. Быт. 2:17.
72. το λειον
των ηδονων - своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха
Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в
"Вопросоответах к Фалласию". например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима
Исповедника. Т.2. С.165).
73. Последование Божественной Литургии.
Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем!
74. απείρως - без опыта от η πειρα - "проба, опыт, испытание,
искушение, попытка".
75. Быт.3:24.
76. Быт.3:7.
77. Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О
Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С.147); преп. Симеон
Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения.
Т.1. С.226).
78. В основе лежит учение преп. Симеона Нового
Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние
чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого
учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим
Исповедник.
См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5.
С.84).
Ср.: гл.38 данного трактата.
79. βλάπτω - "наносить
ущерб, вредить", используется для обозначения духовного вреда.
80. 1Kop.2:14.
81. Рим.7:4.
82. 1Kop.2:13.
83. Ср., преп. Никита Стифат. "Третья умозрительных глав
сотница. 78": "Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в
Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или
человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то
рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми
именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный
смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по
своему смышлению" (Добротолюбие. Т.5. С.157-158).
84. Преп.
Никита Стифат. О Душе. 27, 30.
85. Ср., преп. Симеон Новый
Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен
Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание.
СПб., 2001. С.542).
86. Мф.5:5.
87. Лк.17:21; (в
тексте трактата замена Царство Божие на "Царство Небесное")
88. πιστός - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового
Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных
(Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19.
90. Рим.8:11.
91. η ηδονή και ο οδύνη -
удовольствие и страдание, данная оппозиция перенята от преп. Максима
Исповедника, например. Вопросоответы к Фалласию. введение (Творения преп.
Максима Исповедника. Т.2. С.29).
92. Деление удовольствий на
естественные и необходимые принадлежит эпикурейцам.
93. ευκαίρως
- вовремя, кстати, в благоприятное время.
94. Быт.2:16-17.
95. Евр.5:13-14.
96. Св. Иоанн Дамаскин. Точное
изложение... Кн.2. Гл.11 (25). С.148(PG94. 913B, 917А).
97.
Согласно преп. Максиму Исповеднику "О различных затруднительных местах
Священного Писания", "за всяким наслаждением следует страдание". (Творения преп.
Максима Исповедника. Т.2. С.27).
98. η παράχρησις - от
παράχράομαι (пренебрежительно относиться; плохо обращаться; злоупотреблять) -
злоупотребление.
99. Быт.2:16-17.
100. Св. Иоанн
Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.150 (PG 94. 917В).
101. η χρησις - "употребление, пользование". Понятие χρησις играло
значительную роль уже в античной философии (например, у Платона), где была
развита теория, что все человеческие действия в отношении как материальных, так
и духовных вещей должны быть подчинены высшей цели. Само такое "употребление"
есть факт, свидетельствующий о владычественном положении человека в мире, и это
положение предполагает его выбор между правильным и неправильным использованием
вещей. У аввы Фалласия: "Порок мысленный есть неправильное пользование мыслями,
а действительный грех - неправильное пользование вещами" (PG91. 1452 цит. по:
Творения преп. Максима Исповедника. Т.1. С.273). В тексте трактата для
обозначения неправильного пользования применяются термины: η παράχρησις -
злоупотребление (примеч. 98) и η καταχρησις - извращения (примеч. 107).
102. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.13(27).
С.157-158 (PG94. 917В-С), ниже гл.23 это выписка из Дамаскина.
103. αι σωματικαί ηδοναί - телесные удовольствия; но учению Немесия,
удовольствия называются "телесными" собственно потому, что они обращены к пище и
половому общению, а не потому, что они - проявления телесной жизни; телу
принадлежат собственно только органы потребностей; что же касается удовольствии,
то они - проявления именно душевной, а не телесной жизни. (Зарин С.М.
Аскетизм... С.260).
104. η συνείδησις - совесть поставляется
свв. Отцами в числе сил и способностей человека наиболее важных, возвышенных,
царственных. (Зарин С.М. Аскетизм... С.591). Совесть является как бы
главным "регулятором" душевной и духовной жизни человека. Вероятно поэтому преп.
Никита Стифат называет ее "законом ума души", который "сорадуется συνήδεται)
закону Божиему", т.е. заповеди (SC81. 106).
105. Преп. Никита
Стифат в Сотницах 1:61 также связывает печаль с покаянием, причем саму печаль он
считает двойственной, и именно печаль по Богу, а не печаль мира сего
душеспасительна (1:60): "...печаль же по Богу весьма полезна и душеспасительна,
она подает терпение в трудах и искушениях"- (Добротолюбие. Т.5. С.98).
Различение двух видов печали .характерно для прел. Иоанна Кассиана, Евагрия, св.
Иоанна Дамаскина. (Творения аввы Евагрия.С.214).
106. Обычная
для христианской аскетики градация созерцаний по степени приближения к Богу.
Например, у преп. Исаака Сирина: "одно созерцание передает подвижника другому
созерцанию (η θεωρία τη θεωρια μεταδίδωσι)". (Цит. по: Зарин С.М.,
Аскетизм... С.417).
107. η κατάχράομαι - от η καταχράομαι
(применять; утверждать; распоряжаться; растрачивать; злоупотреблять; убивать;
брать в долг) - извращение (совр. катахреза - необычное или ошибочное сочетание
слов вопреки несовместимости их буквальных значений; использование слова в
несобственном смысле).
108. Быт.2:17.
109.
1Ин.2:16.
110. Быт.2:16-17.
111. Быт.2:16.
112. Быт.2:17.
113. Силы души разделяются на
разумную и неразумную также, как у преп. Иоанна Дамаскина в "Точном
изложении..." (Кн.2. Гл.12(26). О человеке). (Св.Иоанн Дамаскин. Точное
изложение... С.155).
114. η μοιρα - "часть; доля, удел; доля в
наследстве; часть земли, область, владение; следующая кому часть, должное;
судьба, рок, определение судьбы" (словарь Вейсмана). Здесь, возможно, имеется в
виду "часть Бога", как у св. Григория Богослова (μοιρα Θεου) в 14 Слове (PG35.
865С ): "мы, будучи частию Божества и простекши свыше" (Св. Григорий
Богослов. Собрание творений. Т.1. С.208), также и преп. Максим Исповедник в
Амбигве (PG 91. 1080ВС) при толковании на указанное место св. Григория Богослова
Об этом смотри в исследовании С.Л. Епифановича (Епифанович С.Л.
Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие М.,1996. С.62, 36-37.
Главы "Тайна творения, промысла и суда" и "Ареопагитики"), где данное воззрение
увязывается с учением Ареопагита о причастности Богу всего тварного мира бытием,
жизнью и движением, но более всего причастны Его разумом существа разумные
(Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1:5 // Восточные отцы и
учителя Церкви V века. М.,2000. С.264; PG3. 593ВС) В 47 гл. трактата преп.
Никита употребляет αμοιροι πάντη Πνεύματος αγίου υπάρχοντες - "во всем лишенные
причастия Святого Духа" в отношении еретиков.
115. Быт.2:16.
116. της υλικης δυάδος -o философский термин "плотская двоица"
или "материальная дуада", обозначающий деление на материю и вид, но в данном
случае преп. Никита его трактует иначе, в аскетическом плане, как "раздражение и
вожделение".
117. ο θυμός και η επιθυμία - раздражение и
вожделение, понятие θυμός обычно использовалось для обозначения естественной
силы (способности) человека, которая "служит возбудителем душевной энергии,
вдохновителем разума и воли" и является, по выражению св Василия Великого,
"нервом души". Но таковым θυμός (яростное начало души) является лишь тогда,
"когда он руководится принципом богоподобия" и любовью, подчиняясь раз умному и
высшему началу в человеке. В противном случае, подчиняясь эгоистическим
наклонностям отдельной личности, он делается противоестественным, превращаясь в
порочную страсть (Зарин С.М. Аскетизм. С.280), επιθυμία - "желание,
влечение, вожделение", также естественная сила души, которая при
противоестественном употреблении превращается в греховную страсть.
118. Быт.2-17
119. Быт.2:17.
120.
σύνθετος - "сложный, сложенный, составленный"; в святоотеческой лексике часто
обозначало область тварного бытия в противоположность "простоте" Бога
(Lampe 1329).
121. Мф.6.33.
122. Ин.
14:31.
123. Сравни, преп. Никиты Стифата Сотницы 2:97: "От буквы
Божественного Писания проходить к высшему разумению и смыслу" (Добротолюбие.
Т.5. С.142).
124. Практическая философия - в терминологии Никиты
- не философия как наука, нам знакомая, а аскетическая практика, т.н. "духовное
делание".
125. ο πόθος - "томление, тоска, влечение,
болезнование"; "термин πόθος в аскетической письменности часто приобретал
положительное значение. Особенно такое положительное значение данного термина
характерно для преп. Макария Египетского, который неоднократно говорил о
"любовном томлении к Богу", "небесной тоске по Христу" и т.д. Впоследствии и
преп. Симеон Новый Богослов не раз высказывался о "любовном стремлении" к
единению с Богом" (Архиеп. Василий (Кривошеин), Преп. Симеон Новый
Богослов. С.398).
126. η θεία ταπείνωσις - божественное
смирение; по учению преп. Исаака Сирина, "смиренномудрие есть одеяние Божества".
В него облеклось вочеловечившееся Слово, и чрез него беседовало с людьми в их
теле. И всякий, облеченный в смирение, истинно уподобился Нисшедшему с высоты
Своей, сокрывшему доблесть величия Своего и славу Свою прикрывшему
смиренномудрием" (Зарин С.М. Аскетизм... С.474).
Преп. Иоанн Лествичник в
"Слове 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в
невидимом чувстве" называет смиренномудрие вратами Царствия Небесного.
(Лествица... С.174).
127. η ανάπυσις - покой, отдохновение, евр.
Шаббат - покой седьмого дня, царства Мессии; понятие ανάπυσις в аскетической
письменности имело значение результата подвижнического труда (практического
осуществления добродетелей) и заключалось в духовном совершенстве. (Lampe 1 15).
128. η τελεία αγάπη - совершенная любовь; преп. Иоанн Лествичник
говорит, что совершенная любовь есть "совершенное вселение Бога в тех, которые
через бесстрастие сделались чистыми сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8)"
(Лествица... С.219).
129. в этом месте наиболее рельефно
выражено различие в понимании преп. Никитой Царства Небесного и Царства Божиего,
обычно воспринимаемых как синонимы в богословской традиции. Важно, что разница
между ними начинает ощущаться подвижником лишь на высших ступенях аскетического
делания, но и тогда она воспринимается не как разница по существу, а мысленно,
что обсуждается, например, у преп. Максима Исповедника в "Главах о богословии и
о домостроительстве воплощения Сына Божия, гл.90" (Творения преп. Максима
Исповедника. Т.1.С.252).
130. κατά δύσιν - на западе - очевидна
схема преп. Никиты, непонятая Фельтером: "странным образом в раю имеются двое
врат" (Völter W. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen.
Wiesbaden, 1974. S.471). что в раю двое врат, одни вводящие, другие выводящие,
тем самым рай явно видится как промежуточный этап, именно это совершенно
неприемлемо для современного западного ученого. В такой схеме рая одни врата -
вводящие будут на западе, т.к. на востоке должны находиться выводящие из рая в
Царство Божие вторые врата. Следует отметить, что именно в этом месте преп.
Никита совершенно оригинален.
131. Ин.14:2.
132.
Преп. Максим Исповедник говорит в "Главах о любви. Вторая сотница, 48" о
преображении страстей: "У кого ум всегда с Богом, у того и желание (η επιθυμία)
перерастает в божественную страсть (τον θειον ερωτα), а ярость (ο θυμός) вся
целиком превращается в божественную любовь (τον θείον αγάπην)" (Творения преп.
Максима Исповедника. Т.1. С.114).
133. Св. Григорий
Богослов. Собрание творений. Т.1. С.523 (PG 36. 324 С).
134.
Это место согласуется с учением преп. Максима Исповедника о логосах.
"Соответственно троякой деятельности Логоса - творческой, промыслительной и
судящей, и Его λόγοι, или идеи, проявляются трояко: как основные начала или
законы естества (λόγοι φύσεως). и как цели и пути промысла и суда (λόγοι
προνοίας προν κρίσεως). Эти λόγοι охватывают собой все бытие на всем протяжении
его существования" (Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и
византийское богословие. М., 1996. С.66. Гл. "Божественный Логос"). См.,
например, Вопросоответы к Фалласию 35 (Творения преп. Максима Исповедника, Т.2,
С.11З).
135. η διάκρισις - разделение, различение; разбор,
рассуждение; в Новом Завете понятие διάκρισις употребляется дважды: для
обозначения различения духов (1Кор.12:10) и различения добра и зла: Твердая
пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению
добра и зла (Евр.5:14). В аскетической письменности понятие διάκρισις часто
обозначало способность высшего суждения, ясную чистоту умственного ведения,
"благоразумие". Св. Нил Синайский называл ее "источником, корнем, главой и
связью всякой добродетели", а св. Софроний Иерусалимский - "царицей всех
добродетелей" (Lampe 354). Преп. Иоанн Лествичник в "Слове 26. О
рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей" говорит: "Рассуждение в
новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно
есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от
естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение
есть находящийся в них душевный разум, дарованный Божественным просвещением,
который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах
других" (Лествица... С.180).
136. η ενδιάτος πίστις - внутренняя
вера, см. гл.57 данного трактата. Определение внутренней веры также у преп.
Никиты в Сотницах 1:30: "Веры не той только, коею веруют в единого Бога и
Единородного Сына Его, но особенно той внутреннейшей веры, коею веруем, что как
все обетования Христовы, какие обетовал и уготовал Он любящим Его, так и угрозы
и муки адские, кои уготованы диаволу и рабам его, несомненно истинны"
(Добротолюбие. Т.5 С.90).
137. Св. Григорий Богослов.
Собрание творений. Т.1. С.528 (PG 36. 324С).
138. Образ "очей
сердца", "очей души" или "очей ума" постоянно встречается в святоотеческой
письменности, символизируя духовное зрение.
139. Св. Иоанн.
Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149.
140.
См., например, Сотницы 1:74 преп. Никиты Стифата: "Устремляй мысленное око свое
к созерцанию Бога". (Добротолюбие. Т.5. С.302).
141. Луг
Духовный. Творения блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад, 1915. С.33
142. Быт.2:16-17.
143. 2Кор.10:5.
144.
Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.609 (PG36. 508С).
145. 2Кор.11:2.
146. "Житие преподобной матери нашей
Пелагии" (Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Введенская Оптина Пустынь,
1993. Кн.2. С.182-194; PL 73. 663-672).
147. Дан.13:1-64.
148. Ср., преп. Никиты Стифата Сотницы 1:52: "Когда же силы ее (души)
действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все
видится ей, не как оно есть по естеству своему; оно естественною своею красотою
не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния,
низводит в глубину погибели" (Добротолюбие. Т.5. С.95).
149.
1Kop.11:28-30.
150. Дан.13:42.
151. Гл.39-41
ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.14. Свойства
божественной природы. С.113-114(PG94. 860A-861A).
152. η απαρχή
- "начаток"; слово απαρχή (напр. 1Kop.15:23: Каждый в своем порядке: первенец
Христос, потом Христовы, в пришествие Его) - имеет в православной
христологии и онтологическое, и сотериологическое значение, причем последнее
вытекает из первого. Христос и Сам стал начатком нашей обновленной природы.
Восприняв от Пресвятой Богородицы подлинную человеческую природу, т.е. начаток
нашего смешения, Христос является поэтому подлинным человеком и Спасителем
людей.
153. Преп. Никита Стифат в гл. 42-43 приводит сокращенную
цитату: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). Об образе
зачатия Слова и о божественном Его воплощении. С.193-195 (PG 94. 985В, 988В).
154. εκ δύο τε και εν δυσίν - "и из двух и в двух" естествах.
Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб.,
1996. С.472).
155. Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин.
Точное изложение... Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов.
С.195-196 (PG94. 998В).
156. Преп. Никита Стифат цитирует:
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух
естеств. С.224 (PG94. 1033А).
157. См. св. Григорий
Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу
Александрийскому: "Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению"
(примеч. 1: "'Αρειος, Арий может означать неистового, исступленного)" (Св.
Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311).
В словаре Вейсмана:
"'Αρειος, собств., в пер. воинственный, храбрый; αρει-μανης, поэт., ('Αρης,
μαίνομαι) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный".
158.
Прит.8:22,25.
159. Ин.14:30.
160. Символ,
известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему
Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М.,
1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А).
161. Еф.4:13.
162. Евр.5:13-14.
163. В греческом тексте стоит
множественное число слова "рай".
164. Ин.14:2.
165. Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие
дверью Царства Небесного: "Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она
вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам
Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из
сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в
монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы" (Лествица...
С.174).
166. Преп. Иоанн Лествичник в заключение "Лестницы"
говорит: "Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную
лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник
говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь
(1Kop.13:13)" (Лествица... С.251-252)
167. Ин.10:9.
168. το προαύλιον - преддверие, притвор, передний двор (НЗ). См. у
преп. Максима Исповедника в Вопросоответах к Фалласию 10: "Пребывающих еще в
преддверии божественного храма добродетелей" (Творения преп. Максима
Исповедника. Т.2. С.49).
169. Рим.12:2.
170.
Быт.2:3.
171. Мф.11:29.
172. Образ "гавани,
пристани" (λιμήν) в аскетической литературе стоит в ряду синонимов для понятия
"покой" в библейском смысле, т.е. цель устремлений подвижника, конечный итог
истории. Из того же ряда, "святой Град", "небесный Иерусалим", "Церковь
первородных" и т.д.
173. Пс.72.16-17.
174.
2Кор.12:1-3
175. Еккл.1:18
176. Пс.44-2.
177. Пс.39:10-11.
178. 1Кор.2:10-11.
179. Ис.11::2-3: и почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и
Разума, Дух. Совета и Крепости, Дух Ведения и Благочестия, и Страхом Господним
исполнится. Далее в гл.56 перечисляются эти семь энергии Духа.
180. Рим 2:4
181. Иак.3:17
182.
Гал.5:22-23: Плод же духа любовь, радость, мир. долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание. Дальше в трактате обсуждаются эти
девять плодов.
183. 2Кор.12:1-4. Толкуя указанный отрывок, преп.
Никита различает два состояния - "третье небо" и "рай", считая, что они
последовательно описаны как разные состояния, тогда как традиционно считается,
что это описание одно и того же состояния. Более подробно толкование 2Кор.2:1-4
см. в Письме 6.9.
184. 2Кор.12-4.
185. Лк..17.21
186. Мф.6:10; Лк.11:2.
© Священник Николай Ким. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты
Стифата. - СПб.: Алетейя, 2003. - (Серия "Византийская библиотека.
Исследования"). С.87-176.
©