6. Ему же
1. И как тебе, являющемуся самым мудрым и способным к исследованию, пришло на
ум, будто трактат "О Рае" может предположить противоположное себе и назвать рай
видимой тварью? В собственном смысле, тем чувственным по природе раем мы и
называем насажденный в Эдеме Богом, в котором и поместил Бог Адама, словно на
некоем божественном месте, имеющем наслаждение, дарованное и неизменное, в нем и
произошло преступление, и из него был изгнан Адам вместе с Евой, отпавший от
божественной славы. Однако само название рая, который многозначен, будучи
обозначением не только для того одного, по и на многих других может переходить и
устанавливаться.
И чтобы тебе таковое, в самом деле, название разделять (с
нами), я покажу (ею) и в других предметах речи, само собою внемли мне разумно.
2. Сначала раем называется и именуется сам Бог, к Которому Павел,
восхищенный, был поднят и от Которого слышал слова неизреченные, как он
утверждает, которые невозможно человеку слышать [73]. Затем - Церковь верных,
имеющую, как насаждения Жизни, святых, питающих делом и словом алчущих и
жаждущих правды Божией [74]. После этого все творение,
являющее величие Бога и славу Его для нас людей, потому что от красоты его
(творения) мы поднимаемся к Создателю, как считает и Соломон [75]. Кроме них - и Божественное
Писание, и сам цельный человек, и мудрая жизнь по Богу [76].
3. Итак, что будет противного для благочестиво размышляющих из тех, которые,
созерцая согласно высшей мудрости, философствуют и развивают это все в речь о
рае? Я полагаю, никоим образом ничего, как именно и считают истинно святые отцы,
так как принято подобное тому, что о рае и мы сказали, и божественным отцом
Иоанном Дамаскиным, согласно 45 главе его толкований [77], в которой он размышляет о
рае.
4. О том, что нет нужды нам, верующим, теперь именно в том рае, в котором
была дана заповедь Адаму возделывать и хранить [78], свидетельствует Слово Божие,
принявшее наше естество в начаток смешения [79] и ставшее ипостасью для самой
плоти пашей, которую Он принял от чистых кровей Богородицы и воссел одесную
величия Отца Своего на высотах, так сказав: Не о них же только молю, но и о
верующих в Меня по слову их: да будут нее едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в
Тебе, так и они да будут в Нас едино [80], и опять: И когда Я
пойду приготовить вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы
были, где Я [81]. Итак,
если в том раю на земле, в котором случилось грехопадение, как ты написал в
письме, еще находится Христос с разбойником, потому что сказал ему в то время:
ныне же будешь со Мною в раю [82], какая Ему нужда говорить
нам, верующим в Него: И когда Я пойду приготовить вам место [83], если рай является
приготовленным от сотворения мира?
5. Или же ошибается, по-твоему, и Божественное Писание, говорящее, что Он
вознесся на небеса, ибо утверждает: Мужи Галилейские! Что вы стоите и
смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же
образом, как вы видели Его восходящим на небо [84]. В самом деле и
первоверховный Петр так говорит: Который, восшед на небо, пребывает одесную
Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы [85]. Ибо так откроется вам
свободный вход в вечное царство Господа (нашего) и Спасителя Иисуса Христа
[86].
6. Однако и божественный Павел так учит Церковь Христову: Чтобы Бог
Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения
к познанию Его [87], и
спустя немного: по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во
Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше
всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени
именуемого [88], и снова:
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит
одесную Бога О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша
сокрыта со Христом в Боге [89], и в другой раз: Сей,
будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершав
Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте [90], и снова: Итак, имея
Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо
держаться исповедания [91], и спустя немного которое [92] для души есть как бы якорь
безопасный и крепкий, и вводит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас
вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека [93], и снова: мы имеем такого
Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах [94], и в другой раз: ибо
Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в
самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие [95] и снова: Он же, принеся
одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги
Его будут положены в подножие ног Его [96].
7. Если же они говорят истинно, как и несомненно, что они говорят истинно,
свидетельствуя, что Христос взошел на небеса и Он воссел одесную Бога Отца, то
неизбежно, что ты и другие говорящие, что Христос еще находится в раю с
разбойником, ошибаются. Ибо нигде, как ты видишь, Божественное Писание не
упомянуло, что Христос вошел в чувственный рай. И почему ты приводишь, для
защиты своего мнения, то, что Дамаскин говорит Во гробе плотски, во аде же с
душею яко бог, в рай же с разбойником [97]?
Ибо если он и говорит,
что Христос находился во всех этих (местах), однако одним только божеством, как
все наполняющий, нашим же смешением от плоти, Сам ипостасью целиком став, взошел
на небеса и нам путь открыл [98] на них, чтобы, согласно
божественному обетованию Его, и мы были бы, где Он Сам. Сказал ведь: Куда Я
иду, вы знаете, и путь знаете [99], чтобы и вы были, где Я [100].
8. То, что божественный Григорий, прославленный в богословии, как ты написал
в письме, сказал об отце нашем Василии Великом: "И пройдя мимо пламенного меча
(совершенно знаю) достиг рая" [101], указывает на тот рай, в
который вошел, будучи восхищен, Павел и (в нем) услышал неизреченные слова, по
которого ты не постиг, воспринимая Божественное Писание согласно букве. Но пойми
меня, что и Павел рассказывает о нем Коринфянам так: Знаю человека во Христе,
который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не
знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, -
только не знаю - в теле., или вне тела: Бог знает, - что он был восхищен в рай и
слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать [102]. Знай, что Василий Великий
попал в тот рай, в котором восхищенный Павел услышал то именно, что услышал.
Этот (рай) же есть превыше неба небес, где одесную Отца пребывает Сын,
ипостазировавший в ипостаси Себя Самого наше естество.
9. То, что речь у Павла об этом (рае), а не о земном, он сам утверждает тем,
что прибавляет к речи своей. Ибо после сказанного: знаю человека... который
был восхищен до третьего неба [103], добавил, так говоря: и
знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай [104]. Ибо если речь его о том
рае, который был на земле, он сказал бы: "И знаю о таком (человеке), что
спустился оттуда в рай", и никогда бы не сделал последующее добавление Так как
после восхищения его на третье небо добавляет, говоря: и знаю о таком
человеке... что он был восхищен в рай [105], указал, что, и само третье
небо пройдя, был восхищен на еще большую высоту, где находится Сам Бог,
восседающий на престоле величия на высоте [106], и, можно сказать, что
степенью добродетели достигнув достоинства и самих Херувимов, предстал престолу
Святой и Непостижимой Троицы, куда Предтечею за нас [107] взошел Христос, вознесший в
жертву Самого Себя, где находится мысленный, божественный и пренебесный
жертвенник [108] Бога.
10. Таков рай, о Григорий, в который Павел был восхищен и Василий Великий
вошел вместе с остальными святыми, и вход в который открыл Христос всем святым
Его, как божественный Павел учит Церковь Его, так говоря: Итак, братия, имея
дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и
живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть Плоть Свою, и имея
великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с
полною верою [109], и
немного спустя: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко
тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие
просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово [110], и после другого: Но вы
приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к. небесному Иерусалиму и тьмам
Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к
Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю
Нового Завета Иисусу, и к, Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева
[111].
11. Таков рай, Новый Иерусалим на небесах [112], для которого, я знаю, и
ставится огненный меч, обращающийся и позволяющий вход в него для святых, для
недостойных же страшно запирающий. И это мнение всех святых о божественном рае,
в котором ныне мы, верующие, имеем большую потребность, - крепкая надежда, ради
которой апостолы предали самих себя на невзгоды и опасности, мученики, на
горькие наказания и несправедливые смерти, все святые и праведники в трудах
добродетелей проливали пот и кровь, претерпев тягость ночи и зной дня. И сам ты
тогда поверишь, каков он есть, когда, отрекшись суетного и земного помышления,
облечешься ризой Святого Духа в божественный образ мыслей.
Мир тебе.
7. Ему же
1. Третья твоя проблема намного более трудная, чем две (предыдущие). Ведь ты
говорил: "Я полагаю, что ныне святые души собираются и пребывают в раю,
наслаждаясь от славы Бога и находясь более неприкрыто и чисто со Христом,
подобно тому, как и Оный разбойнику сказал: Ныне же будешь со Мною в раю
[113], исполнение же царства
с Ним на небесах даруется им (душам) в будущем веке". Это то содержится в твоем
письме, мудрейший.
2. Я же предпочел глубинами забвения покрыть все это; но не подумай, что ты
верно имеешь мнение об этом, хотя я умолчал и словно молчанием мне угодно было
согласиться. Относительно этого ты послал недавно письмо, ради чего я беру перо
по поводу одною предположения твоего письма, желая объяснить тебе неуместность
всего этого. Однако пойми отсюда, если ты хочешь.
3. Если Христос и души праведников с Ним, по-твоему, еще находятся в раю,
чтобы наслаждаться более чисто славой Божией, а Божественное Писание
свидетельствует, как мы приняли в предыдущем письме, что одесную Бога Отца
пребывает Сын и Слово Его, принявший на себя наше естество, то другой ли Христос
в раю, находящийся вместе с душами святых, и иной ли Сын Бога Отца, пребывающий
на небесах одесную Отца.. И, таким образом, возникнет устойчивое мнение
нечестивого Нестория, так как и тот нечестиво утверждал, что один есть Сын и
Слово Бога и другой Христос, рожденный от Девы Марии, по этой причине и назвал
се, несчастий, Христородицей, а не Богородицей. Посмотри, в каковые и сколь
великие богохульства приводит все это из твоего письма.
4. Если же еще и не царствовал Христос, как ты утверждаешь, еще находящийся в
раю, а будет царствовать в будущем веке, когда, как ты написал в письме, Ему и
будут соцарствовать души праведников, то лжет Давид, говорящий: Бог воцарился
над народами [114], и
снова: Господь царствует: да радуется земля [115], не один же только Давид,
но и все Божественное Писание. Ты же будешь ныне как другой учитель нам,
ученикам твоим, разъясняющий таинства Царства Небесного более явно, нежели
прежние учителя Церкви, гораздо их превосходящий божественной мудростью и
знанием сущих.
5. Не часто ли я говорил тебе? Избегай самого себя, не люби учить, будучи
лаиком [116], так как апостол
говорит: "Лаику же мы не позволяем учить в церкви" [117], - ибо ты еще не принял
достоинства учения. Однако и Собор установил в правилах таким образом, что не
подобает мирянину пред народом [118] произнести слово, или
учити, и тако брати на себя учительское достоинство [119], но повиноваться преданному
от Господа чину, отверзати ухо принявшим благодать учительского слова, и от них
поучатися Божественному" [120]. Почему же ты, будучи
лаиком, не хранишь молчание, как сказано? Почему не знаешь ты собственной меры и
не соблюдаешь собственные границы, поставленный внутри них, но через ров, как
говорится, ты дерзаешь переступить, уступая в этом и бессловесным животным, и
бездушным тварям?
6. Или ты не видишь благоустройства, какое в этих бездушных и видимых
(тварях), так что каждая из них знает свое время и свои границы и никогда не
переступает (их)? Ибо и солнце никогда не отдыхает от своего пути, и не
переступает собственную границу, подобно как и не появляется отдельно от луны
ночью; ночь же, когда свет уменьшается, не перешагивает собственную границу, но
когда возвращается день, она постепенно к себе самой снова необычайно
стягивается. Так же и море никогда не перейдет своих границ, чтобы опустошить и
покрыть всю землю [121]; и
зима и весна, и лето и осень знают свое время, и ни одно из них никогда не
переступает собственные границы. Так же и стада всех животных, пернатых и
живущих на суше и на море, знают собственное время для своей пищи и спаривания и
не переступают собственные границы. Так же и рой пчел строится царем; и клин
журавлей и гусей и лебедей сохраняет построение вслед за возглавляющим. И
всякий, вкратце сказать, знает собственное время и границы. Если же, таким
образом, эти бессловесные и бездушные (твари) как созданные свыше подчиненными
границе, умеют хранить собственный чин и соблюдают подобающее благоустройство,
отчего же, превосходнейший, хотя тебе и случилось быть разумным и мудрым, нет
стыда у тебя всякий раз, когда ты переступаешь co6ci венные границы и не умеешь
сохранить благоустройство Церкви Божией?
7. Но если же ты послушаешься и меня и Павла, так говорящему к свадебной
процессии Церкви верных: В каком звании кто призван, братия, в том каждый и
оставайся [122], ты
пощадишь самою себя и сохранишь собственные границы, ничуть не забывая
собственной меры, и будешь более любить внимать учителям Христовым, которым и
дано знать таинства Царства Небесного. Как послушный ученик, избегай налагать на
самого себя достоинство, которое ты не принял посредством Святого Духа с
возложением рук священства, чтобы ты не подвергся от (своего) мнения, сверх
заслуженного осмеяния всеми, и страшной опасности, я молю, чтоб этого не
случилось.
Мир тебе.
8. Ему же
1. Если ты думаешь, что (возглас) двери, двери, вонмем [123] относится только к таинству
божественной и бескровной жертвы, и, как ты написал в письме, всем предстоящим
позволено внимать туда, где совершаются божественные (таинства), для наблюдения
их и на все, вообще, самим устремлять (свои) взор, это тоже совсем чуждо твоей
добродетели и знанию, так как от Бога и апостолов Его было освящено понимание и
видение его (таинства) только приносящим иереям, как записано.
2. Ибо утверждает: "Таинство Мое для Меня и Моих" [124], и снова: вам дано знать
тайны Царствия Небесного, а прочим н притчах [125]. Вследствие чего и это
таинство Нового Завета Господь передал (только) одним ученикам Своим, когда
предстояло быть распиши на кресте [126], хотя в то время были и
многие другие верующие, но и славу Своего Божества на горе Фавор Он показал
только трем ученикам, Петру и Иакову, и Иоанну [127], никак не остальным из
учеников [128] Почему? Давая
нам и в божественных делах и также во всех человеческих, которые Он соделал,
образец благоустройства и чина, того, чтобы оставаться и идти каждому в том
чине, в каком он был призван, и не переступать собственных ступеней [129] и не восходить дерзко к еще
не данным (ступеням). Если же такое некое благоустройство было дано Церкви
верных от Бога, то те, которые не сохраняют его, но переступают собственную
меру, во всем безумцы. Вообще же человеку-лаику даже не позволено говорить или
учить в церкви, а не то чтобы понимать страшные таинства священной жертвы, как
апостол говорит: "Лаику же мы не позволяем в церкви учить" [130], и затем 6-й Собор [131] таким же самым образом,
вторя апостолам, запрещает учить в церкви лайкам как мы написали тебе в письме
прежде этого [132].
3. Ибо если божественные отцы закрыли вход к жертвеннику для всех лаиков -
ведь одним только царям, приносящим дары, был позволен от них (отцов) вход туда
[133], - как возможно вообще
им (лаикам) даже и приближаться к жертвеннику, когда совершаются божественные
(таинства), а не то чтобы на них бросать нечистый взор и совсем безнаказанно
обдумывать совершаемое в них страшное н божественное? Одним только иереям Божиим
дано видеть и совершать их, которым и даровано учительское достоинство, согласно
так сказанному к Тимофею: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое
дано тебе по пророчеству с во сложением рук священства [134]. Знай, что место лаиков в
церкви верных, когда совершается святая анафора, находится далеко от
божественного жертвенника. Ибо, во-первых, все, кто находятся внутри святого
алтаря, - одни только иереи и диаконы и иподиаконы, во-вторых, все, кто снаружи
и вблизи алтаря, - (это) остальные чины монахов [135] coгласно нашей иерархии,
в-третьих, все, кто позади них и солеи, - (это) лаики согласно порядку для
кафолической Церкви верных, переданному от апостолов Христа и записанному
Дионисием [136] и Климентом
[137], из учеников Петра и
Павла. Итак, как может понять с такого дальнего расстояния лаик, которому не
позволено, таинства Божии, совершаемые со трепетом иереями Его?
4. Если же ты говоришь, что в твоей домашней церкви разрешено стоящим лаикам
приближаться к жертвеннику, когда совершается бескровная жертва, то это к
великому осуждению тебе, хозяину дома, потому что ты в ведении и в неведении
оскорбляешь учение апостолов и отцов. Ибо они не разрешили тебе собираться в
твоем общем доме и устанавливать другой жертвенник попреки близлежащей
кафолической Церкви и возносить в нем святую жертву Богу. Ибо это отвергли
ученики Христа и с ними божественные отцы, но они заповедали приносить и
собираться со всеми в кафолической и освященной и посвященной Богу церкви, в
которой все устройство является цельным, и диаконы с иподиаконами предстоят близ
святого алтаря, непосвященные и недостойные удерживаются от священных врат храма
[138] и не имеют возможности
для вступления далее. Однако же довольно об этом.
5. То, что собственно во время бескровной жертвы слово побуждает иподиаконов
к тому, чтобы приступить к вратам храма и запереть, как сказано, вход неверным и
оглашенным, говоря: двери, двери, вонмем, знаю и я, но не только это,
однако, и всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без
страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре. Но не для них только одних
установлено это изречение, словно вовсе не мы благодарим Господа [139], ибо не за одну только
приносимую за нас жертву мы должны благодарить Господа, но и за всякое
невыразимое милосердие и доброту Божию на нас, и в особенности за благодеяния и
испытания в нашей жизни по домостроительству Промысла, и за сказанное ли, и за
совершенное ли нами, мы имеем поручение от апостола благодарить всей нашей
жизнью, так говорящего: И все, что вы делаете словом или делом, все (делайте)
во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца [140], и опять: Всегда
радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия
во Христе (Иисусе) [141].
6. Ибо если там, где совершается святая анафора, мы запираем наши чувства,
словно двери, от обдумывания страшных и святых (таинств) и от всякого вовне
блуждания ума, так что не даем через таковые дверцы вход, дабы что-нибудь чуждое
благочестию и чистоте не проникло в наши сердца, а после же этого мы позволяем
им (быть) открытыми и разверстыми, так, что они всякому зверю, пресмыкающемуся и
нечистому и ядовитому, и домашним скотам и пернатым из страстей дают вход в
святилище Божие разумного делания внутри нас. то чем мы отличаемся от лошадей и
мулов, привязанных к яслям, в понимании ими яслей и корма в них (яслях)? Ибо те,
насыщаясь только собственным кормом, пока связаны под ясли, кажутся молчащими,
если же они отвязаны от них, то топчут тиранящие оковы, и на равнине утучняются
травами и водами и необузданно устремляются в случку, так как не могут сохранить
молчание (бывшее) в яслях.
7. Однако научись от меня разыскивать образы душ, а не наружность тел,
держаться всегда Божественного Писания и разума, а не явного в речах, как и сами
апостолы и отцы считают, и даже посторонние, потому что, как мы установили,
сказав выше, ты приучил себя самого падать и всегда погрешать против истины.
Если же ты сам, согласно с иудеями, желаешь непрерывно находиться во власти
буквы, как, скажи мне, в самом деле согласно явному ты понял бы эти выражения
Господа? Ибо сказано: И если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви
его: ибо подобает тебе с одним глазом войти в Царствие Небесное, нежели с
двумя глазами быть ввержену в геенну огненную [142]. И если соблазняет тебя
правая рука твоя, отсеки ее [143] и так далее. Не все ли мы,
будучи людьми, принимаем соблазны в душу именно через них, неосторожно глядя и,
следовательно, к ним небезопасно прикасаясь? Так что же (следует) согласно явно
сказанному? Булем ли мы отрезать и отсекать от себя их? И кто из святых
когда-либо поступил или научил так сделать? Итак, следовательно, прекрасно,
когда отыскивающие все в Божественном Писании не согласно явному, но согласно
вложенному в него смыслу, размышляют богоприлично и благочестиво, а не
спотыкаются без проверки и без привычки, как о камень преткновения, и о сами
слова Божественного Писания и о слова тех, которые приняли (дар) изречения
великой силой Святого Духа для того, чтобы благовествовать оправдание и
осуждение Божие людям. Мир тебе.
Примечания
1. χαρτοφύλαξ - хартофилакс -
должность Константинопольской церкви, он "ведал патриаршей канцелярией. Вел
протоколы заседания Синода. В отсутствие патриарха председательствовал в
патриаршем суде" (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории
Византийско-восточной церкви. СПб., 1998. С.294).
2. συγκέλλος -
синкелл - "особое должностное лицо в Константинопольской церкви для связи с
императором" (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории... С.294).
3. См. "О чести хартофилакса" у Властаря: "Ибо одному только хартофилаксу
великой церкви на основании и долгого обычая и письменного установления
приснопамятного царя Мануила (чит. Алексия Комнина) дано право во внешних
собраниях садиться выше и архиреев" (Алфавитная синтагма М. Властаря. М., 1996.
С.179-180).
4. Цар.19:18, Рим.11:4.
5. Сир.21:16.
6. η αποκατάστασις - восстановление, возвращение в прежнее
состояние. После осуждения известного учения Оригена этот термин стал носить
негативный оттенок.
7. η φρήν - собст. грудобрюшная перегородка,
отделяющая сердце и легкие от прочих внутренностей; в перен. смысле дух, душа,
сердце, ум, так как древние считали эту часть тела седалищем душевных аффектов
(словарь Вейсмана).
8. Патриарх Константинопольский Евстафий
(1019-1025). Здесь дано прямое свидетельство того, когда именно был введен
обычай закрывать завесу во время анафоры. В исследовании Хью Уайбру говорится,
что по крайней мере до XI века в Константинополе алтарь не был заслонен от
людских взоров, а престол не был спрятан за завесой, что и показывают фрески и
миниатюры того времени. Первое упоминание о закрытии врат алтарной преграды
после Великого входа и задергивании завесы содержится в комментарии на Литургию
середины XI века Николая Ан-дидского Протеория. Автор называет этот обычай
монашеским (Уайбру Хью. Православная Литургия. Развитие евхаристического
богослужения византийского обряда. М., 2000. С.152-154).
9.
1Кор.6:18.
10. "Так произошли вторые светлости, служители первой
Светлости, разуметь ли под ними разумных духов, или как бы невещественный и
бесплотный огонь, или другое какое естество, наиболее близкое к сказанным"
(Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.526; PG 36. 364Е).
11. 2 Кор.12:4.
12. Дионисий Ареопагит. О
Небесной Иерархии. 4:3. М., 1997. С.46-47 (PG3. 181А).
13. У
преп. Никиты стоит αγωγης вместо αναγωγης у Дионосия.
14. Ис.6:3.
15. У Дионисия Ареопагита в предыдущей главе 10.1 говорится о
возведении к преначальному началу и завершению всякого порядка.
16. Ср.: перевод М.Г. Ермаковой (Дионисий Ареопагит. О Небесной
Иерархии. М., 1997. С.100-104): "Я могу, пожалуй, с полным основанием добавить,
что и сам по себе каждый небесный и человеческий ум имеет собственные и первые,
и средние, и последние чины и силы, соответственно проявляющиеся для своих уже
упомянутых восхождений к священноначальным озарениям по мере каждого"; ее же
перевод под ред. Г.М. Прохорова (Корпус Ареопагитикум. О Небесной Иерархии //
Восточные отцы и учителя Церкви V века. М., 2000. С.342). "Можно было бы не без
оснований добавить, что каждый из небесных и человеческих умов сам по себе имеет
собственные первые, средние и последние чины и силы для толкования явленных
каждому соответственно его возведению воссияний". Предлагаемый вариант перевода
этого сложного места ближе буквальному смыслу текста Дионисия, который не задает
явно выраженного порядка озарений и восхождений.
17. Дионисий
Ареопагит. О Небесной Иерархии. 10:2-3. М., 1997. С.100-105 (PG3. 273А-С).
18. Ясный и недвусмысленный критерий для богословских споров при
несовпадении взглядов святых отцов - старшинство богословия.
19.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123-128 (PG94.
880).
20. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2.
Гл.7(21). С.128(PG94. 881A).
21. Быт.1:3.
22.
Преп. Никита Стифат. О Душе. 11.
23. Гал.5:17.
24. καθ ορμην κίνησις - движение по устремлению - св. Иоанн Дамаскин в
"Точном изложении" дает следующее описание: "Движению же соответственно
побуждению принадлежит способность переходить с места на место, также
способность к приведению в движение всего тела, способность к издаванию звука и
способность дышать; ибо от нас зависит делать это или не делать" (Св. Иоанн
Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155), такая способность
произвольно перемещать свое тело в пространстве, согласно представлениям
древних, один из признаков, по которым животные отличаются от растений, в другой
работе "О свойствах двух природ во едином Христе" он уточняет: "а движение по
устремлению есть движение всего тела... и это устремление самовластно - ибо он
мыслит, расчитывает и судит, стремясь свободною волею" (Творения преподобного
Иоанна Дамаскина... С.96).
25. η πλάνη - блуждание, уклонение,
заблуждение; это и общеупотребительный термин для "прелести".
26.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). С.
148(PG94.921A).
27. η πλεονεξία - "жадность, корыстолюбие" и
"обман, надувательство". В русском переводе Нового Завета передается как
лихоимство (Мк.7:22), любостяжание (Лк.12:15), корыстолюбие (Рим.1:29),
ненасытимость (Ефес.4:19), корысть (1Фес.2:5) и т.д. Данный термин имеет также
смысл насильственных, несправедливых действий по отношению к ближнему, угнетению
его.
28. Преп. Никита Стифат. О Душе. 31.
29. η διάθεσις - слово διάθεσις ("расположение, состояние, положение,
устройство") в античной литературе употреблялось сравнительно редко, будучи
преимущественно медицинским термином, обозначавшим некое устойчивое состояние
тела или души человека (состояние как здоровья, так и болезни). Это употребление
слова в античной медицине оказало определенное влияние и на терминологию
древнехристианских писателей. Так, Ориген говорит, что Создатель Бог знает
состояние каждого человека, а поэтому Он может со знанием дела назначать способы
лечения: какие из лекарств и когда давать каждому. Однако уже в данном случае
наблюдается у Оригена "религиозная трансформация" указанного понятия, которая в
других сочинениях александрийского учителя приобретает сугубо религиозный смысл
(Творения древних отцов-подвижников... С.250).
30. Эти же
свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в "Точном изложении" (Св. Иоанн
Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление
восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий,
обладает "теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и
текучестью" (Немесий Эмесский. О природе человека... С.25).
31. η
ρεύσιν - истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не
постоянен, но текуч, в современной биологии это называется "обменом веществ".
32. η μεταβολή - изменчивость; в современном языке метаболизм это
именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это
изменение только "относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и
подобного" (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155).
33. Преп. Никита Стифат. О Душе. 64.
34. η
τομή - рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и
это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела,
неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как "разобщение влаг и
разделение на форму и материю" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2.
Гл.12(26). С.155).
35. Преп. Никита Стифат. О Рае. 42.
36. Указанная цитата по переводу А. Бронзова: "Не так, что
внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в
один момент" (Св. Иоанн Да-маскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). С.194;
PG94. 985В).
37. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное
изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А).
38. Св.
Григорий Нисский. Об устроении человека... С.93 (PG 44. 229).
39. Еф.6:19.
40 Разночтение в рукописях, есть вариант ει
δ' ου вместо ει δ' ει δ' ουν.
41. Ин.1:9. Добавлено определение
"небесный" мир.
42. Ин.14:31.
43. Прит.23:1-2. См.
примеч. 35 к трактату "О Рае".
44. Мф.13:11.
45.
Пс.118:18.
46. ουσιωδως - существенно. О существенном принятии
Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: "ибо
не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной,
сопребывает и сожительствует Дух" (Се. Григорий Богослов. Собрание творений...
Т.1. С.582).
47. Лк.24:45.
48. 1Кор.2:10.
49. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места
в темноте; их толкнут, и они упадут там.
50. Иак.3:17.
51. τό υποκείμενον - подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный
вид; предмет обсуждения.
52. Иначе: "ради исследования лексики,
синтакиса, композиции".
53. "Твердь" (τό στερέωμα) в библейском
смысле - Быт.1:7-8.
54. περιγράφονται - описуемы, определены,
ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества.
55.
Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56-154).
56. αμιγως -
неслиянно, без смешения.
57. η ενέργεια - деятельность, энергия.
58. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1.
Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество - неописуемо. С.109.
59. Ис.66:1; Мф.5:34-35.
60. Ср.: Св. Иоанн
Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно
только Божество неописуемо. С.109-110.
61. η οικονομίας -
икономия, домостроительство.
62. Лк.1:26.
63.
Ис.6:6-7.
64. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC
81. 366-412).
65. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение...
Кн.1. Гл.13. С.108-113 (PG 94. 560).
66. Св. Иоанн
Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123-128 (PG 94. 880).
67. Мф.28:20.
68. Мф.5:19.
69.
Откр.22:18-19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге
жизни вместо "от Древа Жизни", что основано на неправильном прочтении libro
вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu
recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of
Revelation. 1999. P.1154).
70. Ис.66:1.
71.
Ис.6:1-3; Иез.10:1; Цар.4:4.
72. Дионисий Ареопагит. О
Небесной Иерархии. М., 1997.
73. 2Кор.12:4. В тексте стоит
"слышать" вместо пересказать (λαλησαι).
74. Мф.5:6.
75. Прем.13:5.
76. Преп. Никита Стифат. Трактат о
Рае. 30.
77. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.
2. Гл. 11 (25). С. 146-150 (PG 94. 909).
78. Быт.2:15.
79. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγία, και τι φύραμα.- Если начаток
свят, то и целое.
80. Ин.17:20-21.
81.
Ин.14:3.
82. Лк.23:43.
83. Ин.14:3.
84. Деян1:11.
85. 1Пет.3:22.
86.
2Пет.1:11.
87. Еф.1:17.
88. Еф.1:19-21.
89. Кол.3:1-3.
90. Евр.1:3.
91. Евр.4:14.
92. Слово "исповедание" (η ομολγια) из предыдущей цитаты является
в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην,
которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода "надежда" (η ελπίς) из
Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать,
твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду.
93. Евр.6:19.
94. Евр.8:1.
95. Евр.9:24.
96. Евр.10:12-13.
97. Пасхальное песнопение,
вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии).
98. Евр.10:20.
99. Ин.14:4.
100.
Ин.14:3.
101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений...
Т.1. С.648 (PG 36. 592А).
102. 2 Кор. 12:2-4.
103. 2Кор.12:2.
104. 2Кор.12:3-4.
105.
2Кор.12:3-4.
106. Евр.1:3.
107. Евр.6:20.
108. Последование Литургии, ектения "Вся святыя помянувше" после
Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и
пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго,
возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
109. Евр.10:19-22.
110. Евр.12:18-19.
111. Евр.12:22-24.
112. Откр.3:12.
113.
Лк.23:43.
114. Пс.46:9.
115. Пс.96:1.
116. ο λαικός - лаик, мирянин.
117. Ср.: 1Тим.2:12: а
учить жене не позволяю.
118. δημοσία - перед народом, публично.
В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: "Ни один клирик, ни монах, ни
воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично
рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все
установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть
исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из
войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию" (Алфавитная
синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182).
119. αξίωμα
διδασκαλικόν - учительское достоинство есть власть "учить народ Господень и
истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа
одним (μόνοις) архиереям и тем, кому они поручают" (Толкование Зонары и
Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится
в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила
православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского.
М., 1994. Т.1. С.553).
120. 64 Правило VI Вселенского собора
(Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.552;
PG 137.736).
121. Пс.103:9.
122. 1Кор.7:24.
123. Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед
Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем!
124.
Resch A. Agrapha. Aussercanonische Schriftfragmente. Leipzig, 1906. S.108.
125. Лк.8:10.
126. Мф.26:26-29.
127. Мф.17:1-7.
128. Преп. Никита Стифат.
Сотницы. 3:83... Добротолюбие. Т.5. С.160 (PG 120. 1000А).
129.
ο βαθμός - ступень. В аскетической литературе употребляется для обозначения
степени подвижнической жизни и церковного или монашеского сана.
130. 1Тим.2:12.
131. 64 Правило VI Вселенского собора:
"Не подобает мирянину пред народом произнести слово, или учити, и тако брати на
себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину,
отверзати ухо принявшим благодать учительского слова, и от них поучатися
Божественному" (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа
Далматинско-Истрийского. М. 1994. Т.1. С.552; PG 137. 736).
132.
Преп. Никита Стифат. Письма с возражениями софисту Григорию. 7:5.
133. 69 Правило VI Вселенского собора: "Никому из всех, принадлежащих к
разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но, по
некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству
царскому, когда восхощет принести дары Творцу" (Правила православной церкви. С
толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.557-558.) "Что этот обычай существовал
гораздо раньше этого Собора и что, следовательно, был действительно древний, -
свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в
актах III Вселенского собора: "Мы, которые всегда нужным числом государственных
оруженосцев окружены и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда,
однако, входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы
диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св.
алтарь, причем - по принесении - оставляем его и занимаем принадлежащее нам
место". То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по
выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм
и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по
обычаю, принести Богу дары (Церк. ист. V:17), подобное свидетельство находим и у
Созомена (Церк. ист. VII:25) (Там же. Т.1. С.558-559). 19 Правило Лаодикийского
собора (343 г.): "...И единым токмо освященным позволено входити в алтарь, и
тамо приобщаться" (Там же. Т.2. С.94). "Царям всегда дозволено было входить в
алтарь и в алтаре - как Божиим помазанникам - причащаться, наравне со
священнослужителями" (Там же. Т.1. С.559).
134. 1Тим. 4:14.
135. των μοναχων- из монахов. "В XII веке поднят был вопрос о
том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь,
причем патриарх Константинопольский Николай, в Первом своем каноническом ответе,
высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь ввиду чести
монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады"
(Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.558).
136. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 3 //
Восточные отцы и учителя Церкви V века. М., 2000. С. 363-374 (PG3. 424-425).
137. Апостольские постановления. 2:57. СПб., 2002. С.70-73 (PG
1.724-725).
138. Наверное, имеются ввиду царские врата алтаря.
139. Литургический возглас в начале Евхаристического канона.
140. Кол.3:17.
141. 1Фес.5:16-18.
142. Мк.9:47. В цитате замена Царствие Божие на Царствие
Небесное.
143. Мк.9:43.
© Священник Николай Ким. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты
Стифата. - СПб.: Алетейя, 2003. - (Серия "Византийская библиотека.
Исследования"). С.177-248.
©