Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию. [Содержание]
Глава четырнадцатая
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В ЛИТУРГИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(В литургическом изображении)
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В надписаниях стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов святых Анатолия, Германа и Патриарха Сергия, святого Андрея, Архиепископа Критского, Стефана Святоградца. Каноны надписаны именами преп. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского.
Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы.
История праздника у них передается сжато, но во всех основных подробностях и сходно с древними апокрифическими сказаниями об этом событии.
Использование апокрифов знаменитыми песнопевцами в церковно-богослужебном творчестве, косвенно свидетельствует о достоверности апокрифических сказаний, касающихся передачи главных событий жизни Богоматери и сомнительности лишь некоторых апокрифических подробностей в сказаниях.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.
Группировка богослужебных идей рассматриваемого праздника намечается самым историко-догматическим содержанием их. Применительно к этому мы изложим прежде историю Рождества Богородицы и после определим его догматическое значение.
Божия Матерь родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны, не имевших детей до глубокой старости. Иоаким происходил из рода Давидова, Анна - из рода Аарона [1].
Бездетная супружеская чета отличалась праведностью, благочестием и благодатным целомудрием [2]. При всей непорочности личной жизни она долго несла тяготу поношения за бесчадие со стороны единоплеменников [3]. Однажды прав. Иоаким, по случаю какого-то праздника, приносил в Иерусалимский храм дары. Первосвященник не хотел принимать от него приношений, как от человека, отвергнутого Богом и наказанного бездетностью за грехи. Незаслуженная обида потрясла Иоакима. Он ушел в горы близ Иерусалима и там изливал свою скорбь в молитве к Бегу.
Поношение мужа оплакивала в своем доме и св. Анна. Облегчение в печали она искала естественно в молитвенном устремлении к Богу и просила Его даровать чадо. Молитва обоих супругов вошла в слух Господа Саваофа. Ангел, по Божию повелению, возвестил им о предстоящем рождении у них дочери и они действительно получили свыше силу деторождения. Неплодная Анна зачала дитя от Иоакима и по истечении естественного срока чревоношения родила Преблагословенную Марию — Богородицу [4].
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные Аннины ложесна отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику жизни [5].
Так Богосыновним мановением св. Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос - Богородицу [6].
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил в слух всех: "Мне родился жезл, от которого прорастет цвет - Христос" [7]. Праведная же Анна, кормя Младенца своим млеком, была готова "от радости плескать руками" [8] и говорила мысленно: "неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы... Сорадуйтесь мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение" [9].
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. С наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела [10].
Говоря библейски — от Анны, малого чертога, - родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения [11].
Рождество Пресвятой Богородицы многозначительно для всего человечества, торжественно чтится во вселенской Церкви по устроению Сына Божия [12]. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания [13].
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле [14].
В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу [15], начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем [16].
Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни [17]. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Спасителя Христа [18]. Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле [19]. Ввиду этого, Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает шум празднующих и созидает церковное благолепное торжество [20].
Весть о том, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы [21]. Отлагая печаль, они побуждаются говорить: "Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы" [22]. Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: "Мне родилось ныне Избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз" [23]. Подобно Адаму и Еве о рождении Пресвятой Марии радуется праотец Ее Давид и объявляет всем: "Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство" [24].
С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства [25]. Для склоняющихся к аду Она - мост жизни [26]. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь [27]. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением [28] и, как непорочная Агница привела в наше существо Агнца — Христа [29]. От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово [30] и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом [31].
Некогда уста Патриарха Иакова, благословлявшего сына своего Иуду, назвали Богородицу — Летораслью, произращающей Сына Божия действием Св. Духа [32].
Пречистая действительно была Посредницей Боговоплощения, Ее, во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее [33]. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира [34].
После всего сказанного становится понятною причина всемирного почитания зачатия, рождения и пелен Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения [35].
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(По изображению церковных песнопевцев)
История Введения во Храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью древнее предание.
В надписаниях тропарей и стихир на данный праздник упоминаются имена их составителей - св. Георгия, Архиепископа Никомидийского, Леонта Маистора, Сергия Агиополита и Василия, составившего второй канон на утрени. Названные авторы связывают историю "Введения" с библейскими пророчествами Ветхого Завета. При этом они опускают в повествовании многие мелкие фактические детали освещаемого события, останавливаясь исключительно на его одних существенных моментах.
Св. Георгий, Архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на "Введение" диалогическую беседу прав. Анны с великим священником Захарией. В этой беседе он приводит собственно общебогословские рассуждения о величии Пресвятой Богородицы. Догматическая терминология св. Георгия явно позднейшего происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило свидетельство предания о действительном озарении Захарии Св. Духом пред введением Богоотроковицы во храм. Отсюда диалог был необходим св. Георгию, как переход к дальнейшему развитию повествования о вхождении Пречистой внутрь Святого Святых.
Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно изображает историю настоящего праздника, равно и пути Божьего Промысла, подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.
По свидетельству канонов на "Введение" родители Пресв. Богородицы - Иоаким и Анна долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им силу деторождения и через Ангела обрадовал их извещением о рождении у них Чада. Обещание Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила Дочь по имени Марию [36]. Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение Богу, как непорочную жертву.
Когда Марии исполнилось три года, тогда праведные Иоаким и Анна решили привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое обещание [37].
Пресвятая Мария, еще младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле [38].
В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых и родных, а также много Назаретских девиц. В предшествии их Она вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Между прочим они пели и тот псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии вместе с Нею дев и близких Ее [39].
В буквальном пророчестве Давида Пречистая Дева называется Царицей, предстоящей в храме Царю и Богу. "Вслед за Ней, - говорит Давид, - приведутся Царю девы. Они входят в Царский Чертог" [40].
На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли, что они удостоились принести Богу самый дорогой дар - единственное дитя. Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени говорила Ей: "Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом [41]. Трехлетняя Богоотроковица не могла сама проходить все многоверстное расстояние от города Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная Анна большей частью несла Ее на руках [42].
Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священников вышел первосвященник Захария, - отец Предтечи, сын Варахиин [43].
В богослужебном тропаре Захария называется первосвященником и великим архиереем не в смысле его первосвященнического достоинства, а как начальник иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна воскликнула: "Прими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания" [44]. "Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я - раба Бога, с верою призывала Его и спросила у Него этот плод моего чрева. - Теперь я привожу Дочь Давшему Ее" [45].
Захария, исполнившись Св. Духа, сказал Анне: "Твой поступок поистине законен. Но я проразумеваю здесь нечто чудное. - Приводимая в Божий Дом превосходит Святое Святых" [46]. "Ты вводишь истинную Матерь жизни - Богородицу. Именно о Ней Божий пророки светло проповедывали, что Ее вместит этот храм" [47].
На слова первосвященника Анна ответила: "И я уразумеваю изрекаемое тобой. Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Прими Ее в храм" [48].
Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: "Нам возжглась светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием Доме" [49]. "Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово" [50]. "Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться... есть радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселись, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Тельца" [51].
Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне себя, взял Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище, а затем во Святое Святых [52].
Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно, боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное зрелище [53], удивились поступку Захарии.
Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое изумление многими восторженными словами.
"Ныне, - говорят они, - святая и непорочная Мария Святым Духом вводится во Святое Святых, как одушевленный кивот Христов [54], и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос такой чистый плод - Дева" [55]. "Ныне Св. Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу Отроковицы и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего примирения и обновления" [56].
"Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый Храм Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать... и концам земли воссиявает радостную весну" [57]. "Она предызображает Своим явлением и начинающееся исполнение Божьего Промышления" [58].
Литургические замечания о введении во храм Пресвятой Марии показывают, что на Ней исполнились предсказания пророков. Она подлинно просветила благодатию Иерусалимский храм, принявший Ее, как диадиму Царя Христа [59].
Богоизбранная Богоневеста была введена во Святое Святых в силу беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом, Она была многодетна духом и совершенна душой, приняв с любовию родительское предложение о поселении при храме [60].
Подзаконное Святое Святых радовалось, подняв Ее, Источника нашей Жизни [61].
Получив от первосвященника позволение молиться во Святом Святых, Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей по Божию велению [62].
Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Марии при храме был так же необычен, как необычайно было и Ее рождение от бесплодных престарелых родителей [63]. В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно божественно осиявал Ее Троичным Светом [64].
Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатию. Созерцание явно вселившегося в Нее Св. Духа изумляло самих небесных ангелов [65].
По словам церковной песни, приосенение благодатию Богоотроковицы в недоступной людям части храма предвидено было еще пророком Аввакумом. Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями назвал Пресвятую Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей [66].
Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатию. Пресвятая Мария в полном смысле этого слова была благодатным домом и хранительницей тайн несказанного духовного устроения [67].
Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Св. Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба жизни — воплощенного Отчего Слова.
Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом Богу и Отцу в храм Отчему Слову [68].
Богослужение на праздник "Введения", содержание вышеизложенных тропарей и песнопений, не только вводит в живое созерцание Пречистой Девы во храме, но и учит Ее прославлять и Ей горячо молиться [69].
Чрез Нее мы примирились с Богом и Ее молитвами спасаемся [70].
Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла [71].
[1] Рожд. Богород. утра, Седален по 2 стихосл., 1 Канон, 2 тр. 5 п.
[2] Рожд. Богород. утра, 3 хвалитная стихира.
[3] Рожд. Богород. утра, Кондак по 6 п. Канона.
[4] Рожд. Богород. Вел. вечер., 2 стиховн. стихира; утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.. Икос по 6 п.; 2 Канон, 3 тр. 1 п., 4 тр. 5 п.
[5] Рожд. Богород. Велик, вечер., 2 стихира на Литии; Утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.
[6] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п., 2 хвалитная стихира.
[7] Рожд. Богород. утра, Седален по Полиелее.
[8] Рожд. Богород. Велик, вечер., 3 стиховная стихира.
[9] Рожд. Богород. Вел. вечер., 3 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 2 тр. 7 п.
[10] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 1 тр. 6 п.
[11] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
[12] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
[13] Рожд. Богород. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.
[14] Рожд. Богород. Мал. вечер., тропарь праздника.
[15] Рожд. Богород. Велик, вечер., 6 стихира на Господи воззвах.
[16] Рожд. Богород. Мал. вечер., 1 и 2 стихиры на Господи воззвах, 1 стиховная стихира; Велик, вечер., 4 стихира на Господи воззвах.
[17] Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах, 4 и 5 стихиры на Литии; утра, 1 Канон, 1 тр. 8 п.
[18] Рожд. Богород. Велик, веч., 2 стихира на Господи воззвах.
[19] Там же, 3 стихира на Господи воззвах.
[20] Рожд. Богород. Велик, вечерня, 6 стихира на Господи воззвах; 3 стихира на Литии, 4 стиховная стихира.
[21] Рожд. Богород. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира.
[22] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 3 тр. 7 песни.
[23] Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона.
[24] Рожд. Богород. утра, Седален по 1 стихосл., 2 Канон, 3 тр. 4 п.
[25] Рожд. Богород. утра, 1 Канон, 2 тр. 1 песни.
[26] Там же, 1 Канон, 3 тр. 1 песни.
[27] Рожд. Богород. Велик, веч., 4 стихира на Литии.
[28] Там же, 3 стихира на Литии.
[29] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 1 песни.
[30] Там же, 6 тр. 1 п., 6 тр. 5 п., 6 тр. 6 п.
[31] Там же, 2 Канон, 2 тр. 9 п.
[32] Там же, 1 тр. 4 п.
[33] Там же, 2 Канон, 5 тр. н6 п.
[34] Рожд. Богород. утра, Светилен по 9 п. Канона.
[35] Рожд. Богород. утра, 2 Канон,4 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; Великая вечерня, 5 стихира на Литии.
[36] Введен, утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п., 2 Канон, 6 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.
[37] Введен, утра, 2 Канон, 5 тр. 4 п.
[38] Введен, утра, 2 Канон, 4 тр. 4 п.
[39] Введен. Велик, вечерня, 2 и 5 стихиры на Господи воззвах, 1 стихира на Литии, 3 стиховн. стихира; утра, 1 хвалитная стихира.
[40] Псал. 44,15 -16; Введен. Велик, вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона, 1 Канон, 2 тр. 3 п.
[41] Введен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.
[42] Введен, утра, Седален по 1 стихословии.
[43] Введен, утра, 2 Канон, 7 тр. 3 п.
[44] Введен. Вел. вечерня, 6 стихира на Господи воззвах.
[45] Введен, утра, 1 Канон, 1 и 3 тр. 8 п.
[46] Там же, 1 Канон, 4 тр. 8 п.
[47] Там же, 1 Канон, 2 тр. 8 п.
[48] Там же, 1 Канон, 5 тр. 8 п.
[49] Введен. Малая вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра, 1 Канон, б тр. 8 п.; 8 припев на 9 песни.
[50] Введен. Велик, вечерня, 1 стиховн. стихира.
[51] Введен. Вел. вечерня, 4 стихира на Литии; утра, 1 Канон, 2 тр. 5 п.; 2 Канон, 3 тр. 5 п.
[52] Введен, утра, 2 Канон, 3 тр. 8 п.
[53] Введен, утра, Канон, 1, 2, 3, 5 и 7 припевы на 9 песни.
[54] Введен. Вел. вечерня, 1 и 4 стихиры на Господи воззвах.
[55] Введен, утра, 2 Канон, 2 тр. 8 песни.
[56] Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 5 п.
[57] Введен, утра, Кондак по 6 п., 1 Канон, 4 тр. 5 п., 1 и 2 тр. 7 п.
[58] Тропарь Введению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии, Мал. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.
[59] Введен, утра, 1 Канон, 4 тр. 6 п.
[60] Введен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 4 тр. 3 п., 5 тр. 3 п., 5 тр. 6 п.
[61] Введен. Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
[62] Введен. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира, Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.
[63] Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 5 п.
[64] Введение Мал. вечерня, 4 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 8 тр. 3 п.
[65] Введен. Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.
[66] Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п.
[67] Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 4 п., 3 и 5 тр. 7 п.
[68] Введен, утра, 3 хвалитная стихира.
[69] Введен, утра, 2 Канон, 6 тр. 3 п., 7 тр. 4 п.
[70] Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.
[71] Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; утра, 1 Канон, 3 тр. 1 п., 1, 2 и 6 тр. 9 п.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
[Оглавление]