Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.   [Содержание]


Глава одиннадцатая

ЗАГРОБНАЯ УЧАСТЬ ПОЧИВШИХ В ВЕРЕ

(По изображению литургического богословия)

Литургическое богословие в молитвах и песнопениях Церкви между прочим освещает интересный вопрос о загробном состоянии душ православных христиан до времени страшного суда. Загробное блаженство всякого человека проистекает от восприятия даров искупления Христова. Христос Искупитель дарует верующим в Него и кающимся прощение грехов, помилование, воссоединяет их с Богом Отцом в Духе Святом, а по кончине принимает их в вечное благодатное общение.

Спасительная подготовка к переходу в вечность со стороны каждого человека состоит в жизни по вере, непрерывном покаянии и чистом освящении благодатию таинств.

Если при кончине христианина добро и зло в его существе равномерны или зло незначительно превышает добро, то милосердие Божие удостаивает почившего блаженства. Если же зло в нем превышает добро много, то он отлучается от непосредственного общения с Богом. Его душа заключается в мрачных местах невидения Бога. Но и в этом случае земная и небесная Церковь своими молитвенными ходатайствами может со временем восполнить недостаток добра у почивших.

Христос Спаситель, в силу Своей несказанной благости, принимает моления Церкви об усопших в вере, постепенно очищает их и за гробом от грехов и страстей Своею благодатию. Когда же Ему ведомо и угодно. Он вводит их в ближайшее общение с Собою и святыми небожителями.

Церковные молитвы и песнопения, приуроченные ко дням общественного поминовения почивших христиан, связывают:

1. прощение им грехов с искупительной жертвой Сына Божия и

2. молитвами земной и

3. небесной Церкви.

4. Посмертное блаженство верующих во Христа они изображают под различными пластическими образами и полагают его в благодатном единении душ с Богом — Троицею во Христе.

Прежде всего остановим свое внимание на литургическом оттенении зависимости прощения грехов почившим христианам от искупления человечества крестом Христовым.


1.

Почившие в вере получают личное искупление от рабства греху, смерти и диаволу преимущественно от Единородного Сына Божия в силу Его крестной жертвы за мир, при содействии Бога Отца и Св. Духа [1].

Христос Спаситель каждому верующему человеку являет истинную жизнь. Свою сладкую любовь, несказанную благость, очищение, оправдание и целение немощей [2]. Он в каждом христианине разрушает грех, низлагает диавольскую силу, уничтожает смертные болезни, рассеивает мрак страстей и делает его сыном воскресения [3].

Искупительное воздействие Христа Богочеловека на верующих простирается именно в силу того, что Он некогда священствовал на земле и как Агнец был заклан на Кресте. Своей крестной смертью и воскресением Он изъял людей от вечной смерти, тления и ада и даровал им вечную блаженную жизнь [4]. Ради Христова восстания из мертвых смерть уже не господствует над умершими с верою и надеждою на воскресение. Господь оправдывает и упокоевает после кончины чисто и верно послуживших Ему, прилагая к ним дары искупления мира Своим крестом [5]. Ради страданий и крестной Своей смерти Он и за гробом продолжает отпускать им грехи, целить их от яда смерти и возводит к бесконечной благодатной жизни [6]. Почившие в истинной вере, благочестии и примирении с Ним получают от Спасителя непосредственно по смерти избавление от внешней тьмы, геенского пламени и водворяются в местах покоя и отрады [7].

Вечное умирание людей за личные грехи Господь заменил Своею искупительною смертью. Если верующие в Него воспитывают себя по Его законам, то Он устремляет их по кончине к пристани Своего небесного Царства, оправдывает их и прощенных им беззаконий более не вспоминает. По Его благости естество миллионов верующих воздвигается к вечной, светлой жизни в Боге по преставлении в загробный мир [8].


2.

Ходатаицей о прощении грехов христианам, преставившимся к Богу с несовершенной верой и неполным покаянием, является земная и небесная Церковь Христова в лице всех своих членов.

Земная Церковь, или верующие, совершающие подвиг своего спасения на земле, не перестают умолять Христа Спасителя о воззвании к полному очищению от греховной мглы и освящению почивших собратий. Предполагая среди них наличие "овец заблудших и носящих язвы прегрешений", она испрашивает им у Господа оправдания благодатию помилования и снисхождения во имя того, что усопшие не отступили от веры [9].

По литургическому учению, отображающему веру Церкви, почившие в вере могут и за гробом благодатно возрастать, приобретать умножение Божественного осияния, что составляет насущную пищу каждой человеческой души. Нередки случаи перехода некоторых христиан в загробный мир без чистого покаяния во грехах. Многие из них в бытность на земле не восстанавливали в себе подобия древней красоты и не освобождались от страстных влечений юности. Кончая плавание по мутному морю земной жизни, они иногда засыпают сном смерти среди житейской ночи, не погасив страстей слезами покаяния. Таким лицам земная Церковь находит возможность испрашивать у Господа неосуждения за грехи и прощения во имя Его благости, ради Его искупительной жертвы. Даже низведенные во ад на муки в геенском пламени могут по молитвам Церкви избавиться из ада, получить успокоение от мук в пристани благодатной жизни и в конце концов увенчаться вечным блаженством среди праведных, - сынов невечернего дня. Как родная мать, земная Церковь всегда беспокоится о судьбе своих детей. Она неусыпно молит Господа удостоить всех преставившихся верующих радостного предстояния одесную престола Его в день страшного суда [10].

Замечательна самая фразеология церковной молитвы об усопших:

"Спаситель, - молится Церковь Господу, - вспомни об умерших во благом законе и доброй вере. Упокой их со святыми... Дай им общение света благодати... Избавь их от всякой муки: огня, всего палящего, беспросветной тьмы, скрежета зубов, бесконечно мучащего червя и всякого иного мучения" [11]. "Боже! пощади обнаженных от благодати и откровенно стоящих душою пред Твоим Лицом" [12].

"В день всеобщего воскресения мертвых, при последнем трубном голосе Архангела Ты откроешь дела тьмы и советы человеческих сердец. В этот час, как Человеколюбец, пощади согрешивших, но не отступивших от Тебя (верующих). Очисти их по милости и снисхождению к ним, умоляемый благосердием Своей благости. Удостой их радования в жилище святых" [13]. "Вспомни, Господи, как Благой, Твоих рабов. Прости им согрешения (прошлой) жизни, ибо нет безгрешного, кроме Тебя, могущего дать покой преставленным" [14]. "Очисти их греховную мглу и удостой раздаяния дарования благодатных" [15].


3.

Небесная Церковь святых, подобно земной Церкви, и еще более совершенно молится Христу о блаженном упокоении усопших в вере.

В ходатайствах пред Богом о почивших особенно дерзновение имеют св. мученики. Они на земле проповедали Божиего Агнца Христа пред мучителями, бесстрашно до смерти исповедали Его имя и, разжженные любовью к Нему, были, наконец, закланы, как агнцы [16].

Прилежная молитва за усопших многодейственна. Многим из них она приносит освобождение от греховной мертвости, вечного осуждения на адские муки, возвращает им животворную благодать, обновляет в них благодатную светлость, или дает некоторое ослабление мук и преложение рыдания на радость.

На молитве за усопших святые мученики ходатайствуют пред Господом о прощении им грехов, представляя в основание своего дерзновения перенесенные за исповедание веры свои вязания, биения, раны и язвы [17].


4.

Посмертное состояние православных христиан различно в зависимости от совершенства их веры и покаяния на земле. Христиане, окончившие земную жизнь в совершенном покаянии, подвигах веры и благочестия, удостаиваются посмертного блаженного упокоения в небесной Церкви первенцев, в недрах Авраама, во светлых дворах и селениях неба. Здесь они наслаждаются несказанной радостью и блаженством по причине зрения Лица Христова, сияющего незаходимым или невечерним светом благодати и красоты. Сияние Лица Божия для обитателей неба — таинственная пища, источник вечного веселия и подлинной жизни. Господь Иисус Христос, - Начальник истинной жизни, - есть световиднейшая сладость святых. От Него лики святых почерпают неиссякаемо потоки духовной силы. Говоря образно, они во Христе имеют как бы духовное пастбище, обильное злаками и расположенное при водах покоя. Благодатный Христов свет источает им жизнь и блаженство [18].

Для почивших христиан с несовершенною верою и покаянием Господь при вечной правде Своей, не перестает быть и бездной милости, препобеждающей их прегрешения ради молитвы Церкви.

Он щадит их, дает им возможность расти и возвышаться благодатно, отмывать их душевную скверну росою Своего осияния и постепенно вводит их в общение с Собою [19]. Принимая молитвы Церкви об усопших в вере. Господь Спаситель дает помощь к развитию в них ростков веры, надежды и любви к Богу, разоряет в их душах твердыни греха, очищает их, успокаивает от страстей и выводит из темницы неведения Бога к наслаждению Богом в дивной скинии неба [20].

Милостью и благоволением Христа Спасителя многие несовершенные верою усопшие со временем получают доступ к созерцанию славы Божией в раю, познают Бога жизненно, успокаиваются от мятежа греха и блаженно переходят от покаяния к славословию Божественной благостыни в стране живых и крове праведных.

Невещественное светолитие благодати в раю от воплотившегося Сына Божия составляет сущность человеческого личного блаженства [21].

Те из почивших с несовершенною верою, которых Спаситель удостоивает за молитвы Церкви осияния благодати и вводит в пристань жизни, бывают свыше окружаемы именно милостию Божией. Господь поставляет их грехи как бы вне Своего Божественного зрения [22] и неизреченно милует.

На основании изложенных литургических суждений со всей очевидностью видна вся необходимость для каждого христианина перехода в загробную область с душой, напитанной православной жизнью, навыками христианской любви, молитвы и покаяния. В ожидании кончины верующему следует испросить заблаговременно у Христа Спасителя прощение своих грехов, получить разрешение от них чрез таинство исповеди и соединиться со Христом в причащении святых тайн Тела и Крови Его.

Каждый искренний христианин сроден Христу и в Нем имеет источник своего просвещения и вечно блаженной жизни.

Раскрытые идеи литургического богословия об усопших в вере превосходны детализацией вопроса о приложении Христом искупления за гробом к личности верующих. В Церкви Христовой непрерывно совершается чудный круговорот любви, возвышенная взаимопомощь и, как солнце, сияет многая и безграничная милость Божия.


[1] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, 7 троп. мертв, на "слава" по 17 кафизме.

[2] О. II., 8 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 3 тр. 5 п., 3 тр. 9 п., 2 стиховная стихира.

[3] Триодь Постная, Субб. Мясопустн. утра. Канон, 1 ирмос 2 п., 1 тр. 6 п., 1 тр. 8 п.

[4] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 4 п.; О. II., 6 гл. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 3 п.; Триодь Постная, Пяток веч. пред Мясоп. Субб., 2 стихира на Господи воззвах.

[5] О. II., 5 гл. Субб. утра, 3 стиховная стихира; Триодь Постная, Пяток вечера пред Мясоп. Субб., 3 стихира на Господи воззвах.

[6] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. усопш., Богород. 4 песни, 1 тр. 5 п., 2 тр. 6 п., 5 хвалитная стихира, 3 стиховная стихира.

[7] О. I., 2 гл.. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 3 п.; 3 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 3 тр. 3 п., 1 тр. 4 ц., 3 тр. 9 п.; 4 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 2 тр. 1 п., 3 тр. 8 п.; 3 тр. 9 п.; Кан. Мучен., 4 тр. 1 п.

[8] О. II., 5 гл. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 3 п., 4 тр. 4 п., 4 тр. 5 п., 3 тр. 6 п.; Канон усопшим, 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 2 и 3 тр. 9 п.; О. II., 6 гл. Субб. утра, 1 и 2 стиховные стихиры; 7 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 3 тр. 1 п., 2 тр. 5 п.

[9] О. I., 2 гл. Субб. утра, Седален по 1 стихословии; 3 гл. Субб. утра, Седален по 2 стихосл. 3 тропарь; О. II., 5 гл. Субб. утра, Тропари мертв, после кафизмы 1 и 4; 6 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 3 тр. 4 п., 3 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.; 7 гл. Кан. Мучен., 4 тр. 3 п.

[10] О. II., 8 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 2 тр. 1 п., 2 и 3 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 8 п.; Триодь Постная, Пяток вечера пред Субб. Мясопустн., 1 стихира на Господи воззвах; Субб. Мясоп. утра, Седален по кафизме, Канон, 1, 2, 3, 4 и 5 тр. 1 п., 1, 3 и 4 тр. 3 п.

[11] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, Канон, 1, 2, 3 и 4 тр. 5 п., 1 тр. 4 п.; О. II., 8 гл. Субб. утра, Канон усопш., 3 -тр. 4 п.

[12] Там же, 3 тр. 6 п.

[13] Там же, 4 тр. 6 п.; 2, 3 и 4 тр. 8 п.; 1 тр. 9 п.; Светилен по 9 п. Канона; О. II., 8 гл. Субб. утра, Канон усопш.,3 тр. 3 п.

[14] Триодь Постная, Субб. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 тропарь на Бог Господь на "слава".

[15] Триодь Цветная, Пяток вечера 7 Седм. по Пасхе, Канон, Повечер., 3 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.

[16] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, 2 тр. по Непорочнах; Триодь Цветная, Пяток 7 Седм. по Пасхе, Повечер., Канон, 1 тр. 9 п.

[17] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 4 п.; 2 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 и 2 тр. 7 п.; 3 гл. Субб. утра, Канон Мучен., 1 и 2 тр. 3 п., 1 тр. 6 п.; О. II., 5 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 6 п.; 7 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 5 п.; О. I., 4 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 3 п., 1 тр. 4 п.

[18] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 и 2 тр. 3 п., 3 тр. 5 п., 4 тр. 6 п., 1 и 3 тр. 7 п.; Кан. Мучен., 4 тр. 6 п., 4 тр. 7 п.; 2 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1, 2 и 3 тр. 3 п., 2 тр. 8 п., 1 и 3 тр. 9 п.; Кан. Мучен., 4 тр. 1 п.; 3 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 2 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; 4 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 1 тр. 1 п.; О. II., Субб. утра, 1 тр. мертвен, по кафизме.

[19] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 3 тр. 3 п.; 1 тр. 6 п., 1 и 3 тр. 8 п., 4 тр. 9 п., 2 тр. 9 п.

[20] О. I., 1 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 3 тр. 9 п., 1 стиховная стихира; 2 гл. Субб. утра, Седален по 2 стихословии 3 тр. Кан. усопш., 2 и 3 тр. 1 п.; 1 тр. 4 п.; 3 тр. 7 п.; Кан. Мучен., 4 тр. 6 п.; 3 гл. Субб. утра, Кан.усопш., 3 тр. 4 п.

[21] О. I., 4 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 2 тр. 3 п., 2 и 3 тр. 5 п., 3 тр. 6 п., 3 тр. 9 п., Блаженны 4 стих.; О. II., 5 гл. Субб. утра, Кан. Мучен., 4 тр. 1 п., 1 тр. 7 п., 1 стиховная стихира; 7 гл. Субб. утра, Кан. усопшим, 3 тр. 7 п., 3 тр. 8 п., 1, 2 и 3 стиховные стихиры; 8 гл. Субб. утра, Кан. усопш., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п.; Триодь Постная, Пяток вечера пред Мясоп. Субботой, Стиховная стихира на "слава".

[22] Триодь Постная, Субб. Мясопустн. утра, 6 тр. мертвен, по кафизме; Субб. 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Четверопеснец, 3 и 6 тр. 9 п.; Субб. Акафиста утра, 1 Четверопеснец, 3 тр. 7 п., 3 тр. 9 п.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

[Оглавление]

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную