Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию. [Содержание]
Глава десятая
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛИТУРГИИ ХРИСТИАНИНОМ
Верующие во Христа Спасителя приняли от Него в закон личной жизни заповедь о всецелой любви к Богу и ближним. Исполнение этой заповеди требует непрерывных упражнений или самособираний в любви. Падшая и падающая в грех природа человека постоянно отъединяется от Бога и людей греховными мыслями, чувствами и делами.
Восстановление слабеющего единения своего с Богом и ближними христиане получают наиболее полно и глубоко переживанием Литургии.
Самый приступ всякого верующего к слушанию литургийных молитв, песнопений и тем более причащение св. Тайн за Литургией требуют от него подготовки. Он прежде обязан примириться с Богом покаянием и с людьми испрошением у них прощения.
Восстановление единения с Богом и ближними покаянием и примирением вводит и вчленяет христианскую душу в мистическое Тело Церкви. После того верующий делается способным устремляться всем умом и всем своим сердцем к Богу, в литургийных хвалениях, благодарениях и благожелательных прощениях о даровании всем членам Церкви и всему человечеству различных Божиих дарований.
Пред началом литургии в храме обычно читаются так называемые "Часы" - третий и шестой. Последование часов состоит из чтения псалмов, тропарей и просительных молитв. Совершенное внимание к данному чтению углубляет личные покаянные чувства присутствующих в храме, поставляет их в благоговейное чувство присутствия Божия и возбуждает в их сердцах сокрушение о грехах и смирение.
По окончании "Часов" начинается Литургия оглашенных. Священник хвалебно и громогласно "благословляет Царство Отца и Сына и Св. Духа ныне и всегда и вовеки веков". Хор, а за ним весь народ сердечно отвечают "Аминь" то есть "Да будет так".
После того следует возглашение диаконом "великой ектеньи", объединяющей всех в храме молитвенно с Богом и друг с другом.
Народ мысленно и сердечно повторяет каждое возглашение диакона и слова "Господи помилуй", которые поет хор. Переживать слова ектеньи то же, что повторять их внутренне с пониманием, чувством и со всем благожеланием. Эти слова выражают моления о христианах всего мира и о разных существенных потребностях людских.
Заканчивается великая ектения приглашением: молитвенно вспомнить ходатаев о нашем спасении - Пресвятую Богородицу и всех святых и предать или вручить покрову Божию личную жизнь. Священник, продолжая и завершая слова диакона, прославляет затем Св. Троицу.
Вслед за великой ектеньей поются изобразительные псалмы 102 и 145, перемежаемые малыми ектеньями. Псалмы возводят верующие души к умиленному представлению благодеянии Божиих человеку и непосредственного промышления Бога особенно о боящихся Его и предающих себя Его покрову.
Следующее пение за Литургией "Блаженны" изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа Спасителя в Его нагорной проповеди [1]. Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.
В конце пения "Блаженны" совершается вход с Евангелием, знаменующий исхождение Господа Спасителя на общественное служение. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении.
Далее поются разные тропари дня в честь Господа, Божией Матери и святых, читаются Апостольское "зачало", Евангелие и возносятся моления в ектениях сугубой об усопших, и в малых трех ектениях предваряющих ''Херувимскую песнь". Херувимской песнью предначинается "Литургия верных". В пении и чтении литургийных молитв явно струится благодатная Сила Божия, усиливающая у верующих теплоту христианской любви.
Великий вход во время "Херувимской песни" изображает шествие Господа Спасителя на Крестные страдания, Его погребение и смерть.
Затем верующие приглашаются диаконом открыть пред Господом свои духовные нужды, повторяя внутренне возгласы просительной ектений, и "возлюбить друг друга" для единомысленного исповедания Троицы Единосущной и Нераздельной. В древности перед пением Символа веры предстоящие в храме выражали единение любви братским лобзанием. Мужчины обменивались благоговейным сердечным лобзанием с мужчинами, женщины - с женщинами.
По исполнении хором Символа веры начинается, так называемый "евхаристический Канон", то есть возглашение и пение ряда благодарственных молитв, выражающих напоминание о благах искупления, дарованных человечеству крестной жертвой Воплотившегося Сына Божия. Во время пения песни "Тебе поем" совершается пресуществление св. Даров в Тело и Кровь Христовы действием Св. Духа. Далее верующие приглашаются к призыванию имени Ходатаицы пред Богом Пресвятой Богородицы, поминовению правящего Епископа и принимают благословение священника от имени Господа Иисуса Христа.
Последующие просительная ектенья и пение молитвы Господней приготовляют к причащению св. Тайн.
Переживание литургийных молитв и песнопений драгоценно тем, что открывает верующих к восприятию благодати Божией. Под благодатным влиянием сердца как-то невольно согреваются, смягчаются, делаются дружелюбнее.
В Боге любви и люди за литургией делаются любвеобильнее. От Него незримо заимствуют они теплоту своего сердца и износят ее из храма в жизнь домашнюю и общественную.
Черствость и сухость эгоизма сменяется у них на благожелательность и готовность, если не к самоотвержению, то по крайней мере, к братской взаимопомощи.
От частого слушания литургии с сердечным сокрушением верующие незаметно изменяются к лучшему, склоняются и привлекаются к деятельной любви и живому участию в жизни и судьбе окружающих их людей.
Отсюда, как дорога и неоценимо важна в духовном отношении возможность часто бывать за Литургией и как драгоценно счастье износить из храма силу оживающей и расцветающей сердечной любви к Богу и людям.
[1] Мф 5. 1-12; Лк 6. 20-26.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
[Оглавление]