Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию. [Содержание]
Глава вторая
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ
Бог-Троица от века предначертал ангелам быть зрителями божественной славы и исполнителями Своего пресвятого и вседейственного хотения.
Восхотев явить пучину благости, Он всесильным мановением и повелением создал ангельские лики и соделал их уделом Свои дарования [1].
Святые ангелы являются украшениями Троицы. Освещаемые Ее сиянием, они славят Ее непрестанно [2].
Если мыслить о творении Ангелов Богом-Троицею, то следует сказать, что Бог Отец сотворил или составил ангельские природы Сыном и Духом. Ангелы принимают светоявление от Бога Отца через Слово Отчее в Духе Святом и неиссякаемой любовью желают неуклонно служить Создателю [3].
Они - подобия благости Божией [4] и всегда видят Божию трисолнечную красоту [5]. Через Божие Слово им сообщаются сила нетления и слава бессмертия [6]. Излиятель трисолнечного озарения ангелам есть Дух Святой [7]. Браздами Его вышние силы управляются [8] и научаются почитать Единое Трехличное Божество [9].
Выражение богословия о просвещении ангелов "через Христа" ближайшим образом означает то, что Христос, Сын Божий по Отчей воле в Духе Святом, украшает бесплотных духов нескончаемой светлостью [10], красотой [11]. Ангелы предстоят Ему с крайним желанием [12] и радостно служат [13].
Приближение к Богу - Первожизни и просвещение от Него лучами трисолнечной красоты [14], наполняет ангельские природы вечно сияющим светолитием [15], чудно насыщает и воспламеняет любовью к Богу [16]. Бесплотные светоносны чувственно отображают в себе, как в зеркале, Божественную чистоту [17], мысленно просвещаются превышними разумениями [18] и огненными языками воспевают Бога [19].
Сердца их исполнены от осияния сыновнего страха пред Богом [20], истинного смирения [21] и чрезвычайного благоговения [22]. Воля их жаждет всегда быть в Боге [23] и приобретает по благодати твердость неотпадения от Бога.
Ангельских чинов - девять или три третицы во образ Св. Троицы [24].
Первая триада бесплотных духов - серафимы, херувимы и престолы. Они предстоят престолу Божию, подъемлют зари начальства от Бога чрез осияния непосредственно, а не по ходатайству о том и преподают божественную светлость прочим ликам ангелов [25]. Серафимы, в восхищении божественной любви, воспевают священными устами Пресвятую Троицу, херувимы приводятся светолитием к Божественной мудрости, престолы - разумно наслаждаются премирным блистанием [26].
Первая третица ангелов богоподобно и с любовию просвещает вторую третицу бесплотных чинов [27], то есть, власти, господства и силы. Облистание Божества делает ангельские природы во второй третице могучими по крепости, сильными и сообщает им власть и государственное начальство в Божием тварном мире [28]. Они несмолкаемо песнословят Божию силу [29].
Третья третица бесплотных духов - начала, архангелы и ангелы, наслаждаясь озарениями, все свое желание с любовию и совершенно преклоняют к Богу [30] и предстоят Ему служебно [31]. Они твердо хранят своим предстательством порученные их блюстительству Церкви на земле [32] и отдельных верующих во Христа [33] и молятся о вселенной. По Божию повелению, ангелы своею благодатию отгоняют от людей тьму коварных бесов и наставляют руководимых ко свету спасения [34]. Обходя концы всей земли, ангелы назирают, охраняют верующих, боговидно просвещают их души и приносят им благодеяния Владыки Христа [35], применительно к сердечной чистоте и прилежанию каждого из них о личном спасении [36].
Велика сила бестелесных ангелов-хранителей, наставляющих людей ко спасению и чрез себя подающих им Божию светлость [37]. Христиане, прибегая под ангельский кров, от ангелов озаряются вторым сиянием [38].
Приведенное церковно-литургическое указание о св. ангелах в общем содержит прямые библейские мысли и святоотеческое толкование их, но в силу особых задач песнотворчества не дает исчерпывающей ангелологии.
В канонах, посвященных прославлению бесплотных сил, нет обстоятельного указания на особенность служения Богу каждого ангельского чина или лика. Определения благодатных состояний ангелов, при всей краткости, исполнены глубокого проникновения в их переживания и действия среди спасаемого Богом человечества.
АНГЕЛЫ
Ангелы сотворены прежде всякого творения, как говорит и св. Григорий Богослов: "Во первых, мыслит Бог ангельские, небесные силы; и мысль стала делом". Надлежало прежде быть созданну мысленному естеству, потом чувственному и, наконец - человеку, одному из обоих [39]. В природе ангелов нет ничего вещественного. Они - светы вторые, мысленные, имеющие просвещение от первого безначального Света, но нуждаются в языке и слухе, но без произношения слова языком передают друг другу помышления и желания [40]. Очевидно, взаимное общение ангелов духовно и мысленно.
Как умы ангелов не описуемы, подобно телам, при чем по естеству своему не имеют вида или образа и трех измерений. Они мысленно бывают присущи и действуют там, где им поведено и не могут в одно и то же время действовать здесь и там [41].
Следовательно, когда ангелы посылаются на землю, их нет на небе. Бывая же на каком-либо месте, бывают не так, чтобы очерчивались какою-либо формою, протяженною в высоту, длину и ширину. Таких измерений они не имеют, не имеют и вида, свойственного телам. "Бестелесное естество, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — не имеет вида, чтобы быть объяту телесно" [42].
В известном месте оно присуще, действует, но не занимает места и не обнимается. "Оно мысленно присуще в известном месте и мысленно представляется там, где действует" [43].
[1] О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.
[2] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.,3 тр. 9 п.
[3] O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 7 п.
[4] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п.
[5] О. I., 3 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Госп. воззвах.
[6] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 1 п.
[7] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.
[8] O.I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[9] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 5 п.
[10] O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.
[11] O. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 7 п.
[12] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.
[13] Там же, 4 тр. 1 п.
[14] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 и 3 тр. 8 п.
[15] О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.
[16] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 1 п.
[17] Там же, 3 тр. 1 п.
[18] Там же, 2 тр. 4 п.
[19] О. II., 5 гл. Нед. веч., 4 стихира на Госп. воззвах.
[20] О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.
[21] Там же, 6 стихира на Госп. воззвах.
[22] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[23] O.I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.
[24] О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[25] О. I., 2 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах; 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.
[26] О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1, 2 и 3 тр. 5 п.
[27] O. I., 2 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 5 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 3 п.
[28] O. II., 7 гл. Понед.утра. Кан. беспл., 1 и 3 тр. 6 песни.
[29] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 5 п.
[30] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п. О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 1 п.
[31] Там же, 2 тр. 3 п.
[32] O. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 3 п.
[33] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 8 п.
[34] О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.
[35] Там же, Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.,1 тр. 5 п., 3 тр. 6 п.
[36] О. I., 2 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах.
[37] О. I., 3 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.
[38] Там же, 3 тр. 9 п. ср. О. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 9 п.
[39] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.
[40] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.
[41] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.
[42] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.
[43] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
[Оглавление]