Семинарская и святоотеческая библиотеки |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ПАТРОЛОГИИ для 5-го курса Московской Духовной Семинарии 1.1. Патрология как научно-богословский предмет.
Содержание патрологии. Задачи патрологии. Значение патрологии. Отношение
патрологии к другим научно-богословским предметам. 1.2. Понятие, о святых отцах, церковных писателях и учителях
Церкви. Авторитет святых отцов. 1.3. Методы, патрологии и научно-исследовательская работа патролога. История
патрологии. Русская патрология. Периодизация курса
патрологии. Основные учебные курсы и пособия. ДОНИКЕЙСКАЯ ЭПОХА (I-III вв.) 2.1. Понятие о мужах
апостольских и их творениях (святитель Климент, епископ Римский; священномученик
Игнатий, епископ Антиохийский; священномученик Поликарп, епископ Смирнский, Учение двенадцати апостолов, послание Варнавы, "Пастырь" Ерма, епископ Иерапольский Папий). 2.2. Учение двенадцати апостолов (кон.I - нач.II). Открытие в 1883 г. Содержание: путь
жизни и путь смерти. Основные черты: а) нравственно-практический
характер; б)
сведения о апостолах, пророках, учителях, епископах
и диаконах; в)
эсхатология, черты хилиазма. 3.1. Священномученик
Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (†107,
память 20 декабря). Жизнеописание,
характерные черты личности. Послания святителя Игнатия; особенности трех редакций. 3.2. Догматическое содержание Посланий святителя Игнатия: отношение к Ветхому Завету; христология; особенности учения о Церкви и
епископе; кафоличность
(единство земной и небесной Церкви). 4.1. Понятие о раннехристианских апологетах и их творениях
(Кодрат, Аристид, Послание к Диогнету, Аристон Пеллейский,
святой мученик Иустин Философ, Татиан, Афинагор, епископ Антиохийский Феофил, Ермий
философ, Марк Минуций Феликс). 4.2. Святой
мученик Иустин Философ (†166, память 1 июня). Жизнеописание.
Творения: "I апология против
язычников" (ок. 152-153). "2 апология против
язычников" (ок. 152-153),
"Диалог с Трифоном иудеем" (после 153). 4.3. Учение святого Иустина Философа:
отношение к древней философии; учение о Боге; учение
о Логосе и Святом Духе; учение об ангелах и злых
духах; учение о cпасении; эсхатология. 5.1. Гностицизм и
борьба Церкви против него. 5.2. Священномученик
Ириней, епископ Лионский (135 - †202, память 23 августа). Жизнеописание. Творения: "Обличение и опровержение лжеименного разума" (ок. 180-190), "Доказательство
апостольской проповеди" (ок. 190-200). 5.3. Учение святого Иринея: источники
вероучения; доказательство апостольского происхождения церковного предания; учение об апостольских Церквах и епископе; учение о Логосе;
учение о спасении; эсхатология. 6.1. Расколы и борьба Церкви
против них. 6.2. Священномученик Киприан, епископ
Карфагенский (ок. 200 - †258, память 31 августа). Жизнеописание.
Творения: 1) апологетические; 2) догматические; 3) канонические; 4) нравственные - (
трактаты); 5) письма. 6.3. Учение святого Киприана: учение о
единстве Церкви; кафоличность (единство
поместных Церквей); учение о епископе; отношение к
вопросу о принятии падших и крещении еретиков; средства искупления грехов. 7.1. Возникновение христианской
науки и христианской философии. 7.2. Климент
Александрийский (ок. 150 - † после 216). Жизнеописание. Сочинения: 1) Трилогия -
Увещатель, Педагог, Строматы (Учитель); 2) экзегетические (ипотипозы); 3) гомилитические; 4) канонические ("пасхалисткие"). 7.3. Учение Климента Александрийского: отношение к древней
философии; вера и гнозис в отношении к двум ступеням знания и
морали; учение о Боге; учения о Логосе и личности Христа; аллегоризм (творения мира,
грехопадение); эсхатология (отрицание хилиазма и вечности мучений). 8.1. Ориген (182 - †251). Жизнеописание.
Сочинения: 1) библейско-критические; 2) библейско-экзегетические; 3) догматические ("О началах"); 4) апологетические ("Против Цельса"); 5) Нравственные ("Увещание к мученичеству"); 6) письма. 8.2. Учение 0ригена.
Метод -
правило веры. Учение о Боге. Учение о Логосе и Сыне Божием. Христология. Учение о Святом Духе. Субординационизм.
Космология. Учение о спасении. Эсхатология (апокатастасис). Наследие Оригена, в последующее время и его оценка. ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (IV
- VIII вв.) 9.1. Тринитарные
споры IV века. 9.2. Святитель
Афанасий, архиепископ Александрийский (298 - †373; память 2 мая). Жизнеописание.
Творения: 1)
апологетические ("Слово о воплощении Бога Слова"); 2)
догматико-полемические ("Четыре слова против ариан", "Четыре послания к Серапиону, епископу Тмуитскому"); 3) историко-полемические; 4) экзегетические; 5) аскетические (Житие преподобного
Антония Великого); 6) пасхальные письма. 9.3. Учение святителя Афанасия
Великого. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность = ипостась,
единосущие - подобносущие;
единоначалие, рождение, исхождение.
Космология (Божественный мир идей, Логос). Сотериология
(сотворение первых
людей и их грехопадение, обожение
человеческой природы в лице Искупителя и обожение искупленных). 10.1. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (315 - †386,
память 18
марта). Жизнеописание. Творения: Катехизические беседы; Беседа о расслабленном;
Послание к императору Констанцию о явлении Креста. 10.2. Учение святителя Кирилла Иерусалимского. Особенности его учения о Пресвятой Троице в качестве предшественника новоникейцев
(терминология). Учение о личности Христа и совершенном
Им искуплении (параллелизм грехопадения и искупления). Оглашения и таинства Церкви по свидетельству святого Кирилла. 11.1. Святитель
Василий, архиепископ
Каппадокийский (330 - †379; память 1 января). Жизнеописание,
характерные черты личности. Творения: 1)
догматические ("Против Евномия", "О
Духе Святом"); 2) экзегетические ("Шестоднев"); 3)
аскетические ("Нравственные правила"); 4) гомилетические; 5) письма. 11.2. Учение святителя Василия Великого. Источники богопознания (Писание,
Предание, естественное откровение). Нравственное условие богопознания. Учение о
Пресвятой Троице. Тринитарная терминология святого Василия как главы новоникейцев:
сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие (полемика с Евномием);
отчество, сыновство, святыня. Учение о творении мира, ангелов и человека. 12.1. Святитель
Григорий, архиепископ Назианзинский (330 - †383; память 25 января). Жизнеописание, характерные черты личности.
Творения: 1)
догматические ("Пять слов о Богословии"); 2) пасторологические ("Защитительное
слово по поводу бегства
в Понт"); 3)
гомилитические; 4)
письма ("Послание к монаху Евагрию о Божестве"); 5) стихотворения. 12.2. Учение святителя Григория
Богослова. Богословие и
вера простых. Условия богопознания (отречение от чувственного,
собранность ума, освобождение от мирских забот). Богопознание (полемика с Евномием).
Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная
терминология: сущность (родовое понятие), ипостась
(видовое понятие), лицо, единосущие (полное подобие по существу); нерожденность, рожденность,
исхождение. Доказательство единства Лиц Троицы. Учение о Святом Духе.
Христология. Христологическая
терминология: две природы,
одна Ипостась; существенное соединение природ. Полемика с Аполлинарием. Сотериология (цель воплощения,
значение смерти Христа). Эсхатология
(очистительное действие адского огня). 13.1. Святитель Григорий, епископ
Нисский (ок. 332 - † после 394, память 10 января). Жизнеописание, характерные черты
личности. Творения: 1) экзегетические ("О устроении человека", "О
шестодневе"); 2) догматические
("Большое огласительное слово",
"Против Евномия", "К Авлалию, о том, что не три Бога"); 3)
нравственно-аскетические; 4) проповеди; 5) письма. 13.2. Учение святителя Григория
Нисского. Состав догматической системы. Учение и богопознании (непостижимость
существа, познаваемость в деятельности; три ступени богопознания). Учение о
Боге (философский характер). Учение о Пресвятой Троице.
Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие),
единосущие; нерожденность, единородность, происхождение от Отца чрез
Сына. Новое в
доказательстве единства
Лиц Троицы. Учение о
творении мира, человека (двуэтапность).
Христология. Христологическая
терминология: единая ипостась, двуэтапность ипостасного
единства. Сотериология:
обожение, теория выкупа и
обольщения сатаны. Эсхатология: апокатастасис; воскресение тел; очистительное действие адского огня; спасение диавола. 14.1. Святитель Иоанн Златоуст,
архиепископ Константинопольский (ок.344 - †407; память 13 ноября). Жизнеописание,
характерные черты личности. Творения: 1)
экзегетические ( Бытие, Псалмы, Евангелие от Матфея, от Иоанна, Деяния, Послания апостола
Павла); 2) нравственно-аскетические; 3) пасторологические ("Шесть слов о священстве); 4)
проповеди; 5) письма ("К Олимпиаде"). 14.2. Нравственный характер творений святого Иоанна 3латоуста. Учение о пастырстве. 15.1. Западные
отцы Церкви: святитель Иларий, епископ Пиктавийский †368;
святитель Амвросий, епископ Медиоланский †397; блаженный Иероним Стридонский †420. 15.2. Блаженный
Августин, епископ Иппонийский (354 - †430,
память 15 июня). Жизнеописание. Творения: 1) апологитические ("О граде Божием");
2) экзегетические; 3) догматические ("Против Пелагия", "О
Троице"); 4) автобиографические ("Исповедь", "Отречение"). 15.3. Учение блаженного Августина. Доказательство бытия Божия.
Особенности учения о Боге как существе простом. Учение о Пресвятой Троице: единство и различие Ипостасей; обоснование тройственности
Лиц Божества (память, интеллект, воля) – начатки филиокве.
Полемика с пелагианами и учение о благодати и предопределении ко спасению. Учение об отношении Церкви и государства. 16.1. Христологические
споры V-VI вв. Несторианство
и монофизитство. 16.2. Святитель Кирилл,
архиепископ Александрийский (ок. 380 - †444; память 9 июня). Жизнеописание
и характерные черты личности. Творения: 1) экзегетические ( двенадцать малых пророков, Исайя,
Евангелие от Иоанна, от Луки, "О поклонении в
Духе и Истине"); 2)
догматические ("Сокровищница", "О святой и нераздельной Троице", двенадцатъ анафематизмов против
Нестория, "Слово против нежелающих исповедывать Святую Деву Богородицей", "Что един Христос", послания к Несторию, к Иоанну Антиохийскому); 3) апологетические ("О святой религии христианской против безбожного Юлиана"). 16.3. Учение святителя Кирилла Александрийского. Христология: "Слово стало плотью"; Христос -
новый Адам; приобщение Христу в таинстве Евхаристии; искупительное значение смерти Бога воплотившегося, христологическая терминология святителя Кирилла: ее
достоинства ("ипостасное
единство") и недостатки ("единая природа").
Христологическая терминология 431
г., 433 г., 451 г. 17.1. Ареопагитики
(нач. VI). Состав: 1) "О небесной
иерархии ", 2)
"О церковной
иерархии", 3) "Об
именах Божиих", 4) "Таинственное (мистическое) богословие", 5) собрание 10 писем к разным лицам
на догматические темы. Характер памятника (неоплатонизм и христианство).
Трудности аттрибутики. Значение Ареопагитик и их историческое
влияние. 17.2. Учение Ареопагитик: богопознание (апофатическое
и катафатическое богословие).
Миропорядок. Таинственное
устройство Церкви. 18.1. Христологические
споры VII в. Монофелитство. 18.2. Преподобный
Максим Исповедник (ок.
580 - †662, память 13 августа, 21 января). Жизнеописание. Творения: 1) экзегетические ("Вопросоответы к авве Фалассию", "Вопросоответы к Феопемпту схоластику",
"Краткое изложение
молитвы Господней"); 2) аскетические ("Слово
подвижническое", "Четыресотницы глав о
любви", "Двести глав богословских", "Иные главы 243"); 3) истолковательные ("Тайноводство", схолии к Ареопагитикам и святому Григорию Богослову); 4) догматико-полемические (послания против монофизитства; "Диспут с Пирром", "О двух волях Христа, Бога нашего",
послания против монофелитства). 18.3. Учение преподобного Максима Исповедника. Космология: учение о Логосе; концепция
творения мира
противоположная оригенистической (платонической). Смысл и образ существования. Христология:
учение о двух естественных волях во Христе. Естественная
(природная) и гномическая (избирающая, личностная) воли. Антропология: человек как микрокосм; греховность; крещение - новое рождение; аскеза; созерцание и соединение со Христом. Эсхатология: всеобщее восстановление; обожение по благодати и соединение
без благодати. 19.1. Иконоборство. 19.2. Преподобный Иоанн Дамаскин (
ок. 675 - † ок.749,
память 4 декабря).
Жизнеописание. Творения: 1) догматико-систематические (
"Источник знания"); 2) догматико-полемические
("Три слова против порицающих иконы",
730); 3) гимнографические (каноны, Октоих). 19.3. Преподобный
Иоанн Дамаскин как богослов-систематизатор. Учение об иконопочитании. Терминология: служение и
поклонение. ЭПОХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ
СОБОРОВ (IХ-ХIV вв.) 20.1. Характерные черты святоотеческих
творений в IХ-ХIV вв. 20.2. Преподобный
Симеон Новый Богослов. (949 - †1022, память 12 марта). Жизнеописание.
Творения: 1) Катехизические слова к
монашествующим; главы;
слова; 2) гомилитические; 3) гимны. 20.3. Учение преподобного Симеона
Нового Богослова об обожении. Аскеза и таинства
Церкви. 21.1. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (1296 - † ок.1359, память 14 ноября и во 2-ю неделю Великого Поста). Жизнеописание. Творения: 1) догматические ("Слова" и
письма на тему о Филиокве); 2) догматико-полемические
("В защиту священнобезмолствующих" - три триады
против Варлаама; "Святогорский Томос", трактаты
против Акиндина и Григоры о Божественных энергиях); 3) аскетические ("Житие преподобного
Петра Афонского"); 4) гомилетические ( проповеди на воскресеные и праздничные дни). 21.2. Учение святителя Григория Паламы. Учение о Боге: сущность и деятельность. Энергии Божии. Фаворский свет. Благодать.
Богопознание: созерцание
в молитве; возможностъ причастности Божескому естеству. Реализм и
номинализм. Учение о человеке: образ Божий; значение тела человека. 22.1. Обзор развития аскетической письменности в IV-ХIV вв: ранние сборники ("Лавсаик" еп.
Палладия - ок. 420, "История боголюбцев"
блаженного Феодорита
- ок. 440, "Луг
духовный" Иоанна Мосха); Евагрий (IV); преподобный Ефрем Сирин
(†ок. 373-379, память 28 января);
преподобный Нил Синайский
(нач.IV, память 12 ноября); преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (†435, память
29
февраля); преподобный авва
Дорофей (†620, память 5 июня); преподобные
Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI, память 6 февраля); преподобный Иоанн Лествичник (†649, память 30 марта); преподобный
Исаак Сирин (VII, память 28
января); преподобный Феодор
Студит (†826, память 11 ноября); творения
исихастов (ХIV). 22.2. Порядок чтения и условия
усвоения аскетических творений. "Добротолюбие". БИБЛИОГРАФИЯ: Курсы лекций: 1. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия
в их творениях). М., 1994. 2. Киприан архимандрит
(Керн). Золотой век святоотеческой письменности (жизнь и учение
восточных отцов IV века). Париж, 1967. 3. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое
богословие (конспекты
лекций). Вильнюс, 1992.
4. Попов И.В. Курс лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916. 5. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века.
М., 1992. 6. Флоровский Г.В. Восточные
отцы V - VIII века. М., 1992. Дополнительная литература: 1. Епифанович С.Л. Патрология. Церковная
письменность I-III веков. Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910-1911
учебном году. Ркп МДА. (Подготовлены
под ред. Муравьева Н.И. в 1951 г.). |
|