Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по  ПАТРОЛОГИИ

для 5-го курса Московской Духовной Семинарии

 

 

1.1. Патрология как научно-богословский предмет. Содержание патрологии. Задачи патрологии. Значение патрологии. Отношение патрологии к другим научно-богословским предметам.

1.2. Понятие, о святых отцах, церковных писателях и учителях Церк­ви. Авторитет святых отцов.

1.3. Методы, патрологии и научно-исследовательская работа патролога. История патрологии. Русская патрология. Периодизация курса патрологии. Основные учебные курсы и пособия.

 

ДОНИКЕЙСКАЯ ЭПОХА (I-III вв.)

 

2.1. Понятие о мужах апостольских и их творениях (святитель Климент, епископ Римский; священномученик Игнатий, епископ Антиохийский; священномученик Поликарп, епископ Смирнский, Учение двенадцати апостолов, послание Варнавы, "Пастырь" Ерма, епископ Иерапольский Папий).

2.2. Учение двенадцати апостоловон.I - нач.II). Открытие в 1883 г. Содержание: путь жизни и путь смерти. Основные черты:

а) нравственно-практический характер;

б) сведения о апостолах, пророках, учителях, епископах и диаконах;

в) эсхатология, черты хилиазма.

 

3.1. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский      (107, память 20 декабря). Жизнеописание, характерные черты личности. Послания святителя Игнатия; особенности трех редак­ций.

3.2. Догматическое содержание Посланий святителя Игнатия: отношение к Ветхому Завету; христология; особенности учения о Церк­ви и епископе; кафоличность (единство земной и небесной Церкви).

 

4.1. Понятие о раннехристианских апологетах и их творениях (Кодрат, Аристид, Послание к Диогнету, Аристон Пеллейский, святой му­ченик Иустин Философ, Татиан, Афинагор, епископ Антиохийский Феофил, Ермий философ, Марк Минуций Феликс).

4.2. Святой мученик Иустин Философ (166, память 1 июня). Жизнеописание. Творения: "I апология против язычников" (ок. 152-153). "2 апология против язычников" (ок. 152-153), "Диалог с Трифоном иудеем" (после 153).

4.3. Учение святого Иустина Философа: отношение к древней филосо­фии; учение о Боге; учение о Логосе и Святом Духе; учение об ангелах и злых духах; учение о cпасении; эсхатология.

 

5.1. Гностицизм и борьба Церкви против него.

5.2. Священномученик Ириней, епископ Лионский (135 - 202, память 23 августа). Жизнеописание. Творения: "Обличение и опроверже­ние лжеименного разума" (ок. 180-190), "Доказательство апостольской проповеди" (ок. 190-200).

5.3. Учение святого Иринея: источники вероучения; доказательство апостольского происхождения церковного предания; учение об апостольских Церквах и епископе; учение о Логосе; учение о спасении; эсхатология.

 

6.1. Расколы и борьба Церкви против них.

6.2. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (ок. 200 - 258, память 31 августа). Жизнеописание. Творения: 1) аполо­гетические; 2) догматические; 3) канонические; 4) нравственные - ( трактаты); 5) письма.

6.3. Учение святого Киприана: учение о единстве Церкви; кафоличность (единство поместных Церквей); учение о епископе; от­ношение к вопросу о принятии падших и крещении еретиков; средства искупления грехов.

 

7.1. Возникновение христианской науки и христианской философии.

7.2. Климент Александрийский (ок. 150 - после 216). Жизнеопи­сание. Сочинения: 1) Трилогия - Увещатель, Педагог, Строматы (Учитель); 2) экзегетические (ипотипозы); 3) гомилитические; 4) канонические ("пасхалисткие").

7.3. Учение Климента Александрийского: отношение к древней фило­софии; вера и гнозис в отношении к двум ступеням знания и морали; учение о Боге; учения о Логосе и личности Христа; аллегоризм (творения мира, грехопадение); эсхатологиятрицание хилиазма и вечности мучений).

 

8.1. Ориген (182 - 251). Жизнеописание. Сочинения: 1) библейско-критические; 2) библейско-экзегетические; 3) догматические ("О началах"); 4) апологетические ("Против Цельса"); 5) Нравственные ("Увещание к мученичеству"); 6) письма.

8.2. Учение 0ригена. Метод - правило веры. Учение о Боге. Учение  о Логосе  и Сыне Божием. Христология. Учение о Святом Духе. Субординационизм. Космология. Учение о спасении. Эсхатология (апокатастасис). Наследие Оригена, в последующее время и его оценка.

 

 

ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (IV - VIII вв.)

 

9.1. Тринитарные споры IV века.

9.2. Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский (298 - 373; память 2 мая). Жизнеописание. Творения: 1) апологетические ("Слово о воплощении Бога Слова"); 2) догматико-полемические ("Четыре слова против ариан", "Четыре послания к Серапиону, епископу Тмуитскому"); 3) историко-полемические; 4) экзегетические; 5) аскетические (Житие преподобного Антония Велико­го); 6) пасхальные письма.

9.3. Учение святителя Афанасия Великого. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность = ипостась, единосущие - подобносущие; единоначалие, рождение, исхождение. Космология (Божественный мир идей, Логос). Сотериология (сотворение первых людей и их грехопадение, обожение человеческой природы в лице Искупителя и обожение искупленных).

 

10.1. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (315 - 386, память 18 марта). Жизнеописание. Творения: Катехизические беседы; Беседа о расслабленном; Послание к императору Констанцию о явлении Креста.

10.2. Учение святителя Кирилла Иерусалимского. Особенности его учения о  Пресвятой Троице в качестве предшественника новоникейцев (терминология). Учение о личности Христа и совершен­ном Им искуплении (параллелизм грехопадения и искупления). Оглашения и таинства Церкви по свидетельству святого Кирилла.

 

11.1. Святитель Василий, архиепископ Каппадокийский (330 - 379; память 1 января). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: 1) догматические ("Против Евномия", "О Духе Святом"); 2) экзегетические ("Шестоднев"); 3) аскетические ("Нравственные правила"); 4) гомилетические; 5) письма.

11.2. Учение святителя Василия Великого. Источники богопознания (Писание, Предание, естественное откровение). Нравственное условие богопознания. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология святого Василия как главы новоникейцев: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие (полемика с Евномием); отчество, сыновство, святыня. Учение о творении мира, ангелов и человека.

 

12.1. Святитель Григорий, архиепископ Назианзинский (330 - 383; память 25 января). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: 1) догматические ("Пять слов о Богословии"); 2) пасторологические ("Защитительное слово по поводу бегства в Понт"); 3) гомилитические; 4) письма ("Послание к монаху Евагрию о Божестве"); 5) стихотворения.

12.2. Учение святителя Григория Богослова. Богословие и вера простых. Условия богопознания (отречение от чувственного, собранность ума, освобождение от мирских забот). Богопознание (полемика с Евномием). Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), лицо, единосущие (полное подобие по существу); нерожденность, рожденность, исхождение. Доказательство единства Лиц Троицы. Учение о Святом Духе. Христология. Христологическая терминология: две при­роды, одна Ипостась; существенное соединение природ. По­лемика с Аполлинарием. Сотериология (цель воплощения, зна­чение смерти Христа). Эсхатология (очистительное действие адского огня).

 

13.1. Святитель Григорий, епископ Нисский (ок. 332 - после 394, память 10  января). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: 1) экзегетические ("О устроении человека", "О шестодневе"); 2) догматические ("Большое огласительное слово", "Против Евномия", "К Авлалию, о том, что не три Бога"); 3) нравственно-аскетические;  4) проповеди; 5) письма.

13.2. Учение святителя Григория Нисского. Состав догматической системы. Учение и богопознании (непостижимость существа, познаваемость в деятельности; три ступени богопознания). Учение о Боге (философский характер). Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие; нерожденность, единородность, происхождение от Отца чрез Сына. Новое в доказательстве единства Лиц Троицы. Учение о творении мира, человека (двуэтапность). Христология. Христологическая терминоло­гия: единая ипостась, двуэтапность ипостасного единства. Сотериология:  обожение, теория  выкупа и обольщения  сатаны. Эсхатология: апокатастасис; воскресение тел; очистительное действие адского огня; спасение диавола.

 

14.1. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (ок.344 - 407; память 13 ноября). Жизнеописание, харак­терные черты личности. Творения: 1) экзегетические ( Бытие, Псалмы, Евангелие от Матфея, от Иоанна, Деяния, Послания апостола Павла); 2) нравственно-аскетические; 3) пасторологические ("Шесть слов о священстве);  4) проповеди;  5) письма ("К Олимпиаде").

14.2. Нравственный характер творений святого Иоанна 3латоуста. Учение о пастырстве.

 

15.1. Западные отцы Церкви: святитель Иларий, епископ Пиктавийский 368; святитель Амвросий, епископ Медиоланский 397; блаженный Иероним Стридонский 420.

15.2. Блаженный Августин, епископ Иппонийский (354 - 430, память 15 июня). Жизнеописание. Творения: 1) апологитические ("О граде Божием"); 2) экзегетические; 3) догматические ("Против Пелагия", "О Троице"); 4) автобиографические ("Исповедь", "Отречение").

15.3. Учение блаженного Августина. Доказательство бытия Божия. Особенности учения о Боге как существе простом. Учение о Пресвятой Троице: единство и различие Ипостасей; обоснова­ние тройственности Лиц Божества (память, интеллект, воля) начатки филиокве. Полемика с пелагианами и учение о благо­дати и предопределении ко спасению. Учение об отношении Церкви и государства.

 

16.1. Христологические споры V-VI вв. Несторианство и монофизитство.

16.2. Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский (ок. 380 - 444; память 9 июня). Жизнеописание и характерные черты личности. Творения: 1) экзегетические ( двенадцать малых пророков, Исайя, Евангелие от Иоанна, от Луки, "О покло­нении в Духе и Истине"); 2) догматические ("Сокровищница", "О святой и нераздельной Троице", двенадцатъ анафематизмов против Нестория, "Слово против нежелающих исповедывать Святую Деву Богородицей", "Что един Христос", послания к Несторию, к Иоанну Антиохийскому); 3) апологетические ("О святой религии христианской против безбожного Юлиана").

16.3. Учение святителя Кирилла Александрийского. Христология: "Слово стало плотью"; Христос - новый Адам; приобщение Христу в таинстве Евхаристии; искупительное значение смер­ти Бога воплотившегося, христологическая терминология свя­тителя Кирилла: ее достоинства ("ипостасное единство") и недостатки ("единая природа"). Христологическая терминоло­гия 431 г., 433 г., 451 г.

 

17.1. Ареопагитики (нач. VI). Состав: 1) небесной иерархии ", 2) "О церковной иерархии", 3) "Об именах Божиих", 4) "Таинственное (мистическое) богословие", 5) собрание 10 писем к разным лицам на догматические темы. Характер памятника (неоплатонизм и христианство). Трудности аттрибутики. Зна­чение Ареопагитик и их историческое влияние.

17.2. Учение Ареопагитик: богопознание (апофатическое и катафатическое богословие). Миропорядок. Таинственное устройство Церкви.

 

18.1. Христологические споры VII в. Монофелитство.

18.2. Преподобный Максим Исповедник (ок. 580 - 662, память 13 августа, 21 января). Жизнеописание. Творения: 1) экзегетические ("Вопросоответы к авве Фалассию", "Вопросоответы к Феопемпту схоласти­ку", "Краткое изложение молитвы Господней"); 2) аскетические ("Слово подвижническое", "Четыресотницы глав о любви", "Двести глав богословских", "Иные главы 243"); 3) истолковательные ("Тайноводство", схолии к Ареопагитикам и святому Григорию Богослову); 4) догматико-полемические (послания против монофизитства; "Диспут с Пирром", двух волях Христа, Бога нашего", послания против монофелитства).

18.3. Учение преподобного Максима Исповедника. Космология: учение о Логосе; концепция творения мира противоположная оригенистической (платонической). Смысл и образ существования. Христология: учение о двух естественных волях во Христе. Естественная (природная) и гномическая (избирающая, личностная) воли. Антро­пология: человек как микрокосм; греховность; крещение - новое рождение; аскеза; созерцание и соединение со Христом. Эсхатология: всеобщее восстановление; обожение по благодати и соединение без благодати.

 

19.1. Иконоборство.

19.2. Преподобный Иоанн Дамаскин ( ок. 675 - ок.749, память 4 декабря). Жизнеописание. Творения: 1) догматико-систематические ( "Источник знания"); 2) догматико-полемические ("Три слова против порицающих иконы", 730); 3) гимнографические (каноны, Октоих).

19.3. Преподобный Иоанн Дамаскин как богослов-систематизатор. Учение об иконопочитании. Терминология: служение и поклонение.

 

ЭПОХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ СОБОРОВ (-ХIV вв.)

 

20.1. Характерные черты святоотеческих творений в IХ-ХIV вв.

20.2. Преподобный Симеон Новый Богослов. (949 - 1022, память 12 марта). Жизнеописание. Творения: 1) Катехизические слова к монашествую­щим; главы; слова; 2) гомилитические; 3) гимны.

20.3. Учение преподобного Симеона Нового Богослова об обожении. Аскеза и таинства Церкви.

 

21.1. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (1296 -  ок.1359, память 14 ноября и во 2-ю неделю Великого Поста). Жизнеописание. Творения: 1) догматические ("Слова" и письма на тему о Филиокве); 2) догматико-полемические ("В защиту священнобезмолствующих" - три триады против Варлаама; "Святогорский Томос", трактаты против Акиндина и Григоры о Божественных энергиях); 3) аскетические ("Житие преподобного Петра Афонско­го"); 4) гомилетические  ( проповеди на воскресеные и праздничные дни).

21.2. Учение святителя Григория Паламы. Учение о Боге: сущность и деятельность. Энергии Божии. Фаворский свет. Благодать. Богопознание: созерцание в молитве; возможностъ причастности Божескому естеству. Реализм и номинализм. Учение о человеке: образ Божий; значение тела человека.

 

22.1. Обзор развития аскетической письменности в IV-ХIV вв: ранние сборники ("Лавсаик" еп. Палладия - ок. 420, "История боголюбцев" блаженного Феодорита - ок. 440, "Луг духовный" Иоанна Мосха); Евагрий (IV); преподобный Ефрем Сирин (ок. 373-379, память 28 января); преподобный Нил Синайский (нач.IV, память 12 ноября); преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (435, память 29 февраля); преподобный авва Дорофей (620, память 5 июня); преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI, память 6 февраля); преподобный Иоанн Лествичник (649, память 30 марта); преподобный Исаак Сирин (VII, память 28 января); преподобный Феодор Студит (826, память 11 ноября); творения исихастов (ХIV).

22.2. Порядок чтения и условия усвоения аскетических творений. "Добротолюбие".

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

Курсы  лекций:

1. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994.

2. Киприан архимандрит (Керн). Золотой век святоотеческой письменности (жизнь и учение восточных отцов IV века). Париж, 1967.

3. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие (конспекты лекций). Вильнюс, 1992.                           

4. Попов И.В. Курс лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916.

5. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992.

6. Флоровский Г.В. Восточные отцы V - VIII века. М., 1992.

 

Дополнительная литература:

1. Епифанович С.Л. Патрология. Церковная письменность I-III веков. Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910-1911 учебном году. Ркп  МДА. (Подготовлены под ред. Муравьева Н.И. в 1951 г.).

2. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную