Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

для 4-го курса Московской Духовной Семинарии

 

ЧАСТЬ 1.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В течение первого полугодия учащиеся знакомятся с историей Русской Православной Церкви XV - XVI столетий. Помимо обычного для курса церковной истории круга вопросов (состояние иерархии, ду­ховного просвещения; деятельность монастырей, церковное искусст­во, богослужение, взаимоотношения с государством, подвижники благочестия и т.д,) в процессе обучения предусматривается разбор историософской концепции "Москва - Третий Рим".

Вторая часть курса Истории Русской Церкви для 4 курса МДС посвящена истории Юго-Западной митрополии в XV-XVII вв. Если при усвоении материала первого полугодия учащиеся могут опирать­ся на сведения, полученные при усвоения курса Истории России, то для наиболее полного усвоения материала второго полугодия в курс Истории Русской Церкви необходимо включить материал, знакомящий учащихся с историей и основными реалиями средневекового польско-литовского государства, менее знакомый большинству учащихся.

Особенно подробного разбора требует изучение некоторых церковно-исторических процессов и событий, имевших продолжение в дальнейшем и представлящихся актуальными до настоящего времени. К этому кругу вопросов могут быть отнесены, прежде всего: разбор решений Стоглавого Собора и вопрос о его каноническом достоинстве (в связи с историей старообрядческого раскола) и история введения унии в Юго-Западной митрополии (особенно важна фактическая сторо­на вопроса в связи с возрождением униатства).

 

ПЕРИОД I. МОСКОВСКО - КИЕВСКИЙ  -  ПЕРИОД РАЗДЕЛЕННИЙ МИТРОПОЛИИ (1489 - 1589 гг.)

 

Тема 1. Разделение Церкви на две митрополии.

Предпосылки к разделению Русской митрополии. Исторические прецеденты, Св.Андрей Боголюбский и еп.Суздальский Феодор. Перемещение общецерковного центра на северо-восток в ХIII веке. Сопер­ничество между Русью и Литвой. Церковная уния 1439 года.

Борьба св.Ионы и других русских иерархов против Григория Болгарина.

Различие в положении Православной Церкви на Руси и в Литве. Общая характеристика Псковской митрополии. Епархии. Монас­тыри. Приходская жизнь. Состояние духовного просвещения. Литур­гическая жизнь.

 

Тема 2. Русская Церковь при преемниках св. митрополита Ионы.

Митрополит Феодосий (1461-1464). Начало фактической автокефалии. Деятельность митрополита Феодосия по укреплению русской Церкви. Отношения с Новгородом. Духовный облик митрополита.

Митрополит Филипп I (1464-1473). Нестроения в Новгороде и Пскове. Сторонники сепаратизма в церковной среде. Битва на Шелони (1471). Поражение новгородцев. Увеличение зависимости Нов­города от Москвы в делах церковных. Конфликт с Константинополем, вызванный попытками греков уничтожить автокефалию Русской Церкви.

Брак великого князя Иоанна III с Софьей Палеолог. Политические последствия этого брачного союза. Папский легат кардинал Антоний в Москве. Реакция митрополита. Начало строительства нового Успен­ского собора (1472).

Митрополит Геронтий (1473-1489). Столкновения с великим князем (из-за Кирилло-Белозерского монастыря и хождения "посолонь"). Покаяние Иоанна III.

"Стояние на Угре" (1480). Роль иерархии в свержении монголь­ского ига (м.Геронтий, арх.Вассианыло).

Покорение Новгорода (1478). Поставление московского кандидата на Новгородскую кафедру (архиеп. Сергий). Появление ереси жидовствующих.

 

Тема 3. Ересь жидовствующих.

Схария. Появление ереси в Новгороде. Генезис ереси. Основные положения лжеучения. Источники. Новообращенные.

Распространение ереси в Москве. Тайный характер ереси, Открытие тайного движения. Первое осуждение жидовствувщих (1488).

Митрополит Зосима (1490-1494) - приверженец жидовствующих. Использование еретиками эсхатологических настроений. Удаление Зосимы с кафедры.

Высокопоставленные покровители еретиков. Дьяк Федор Курицын. Ересь в доме великого князя.

Борьба свят.Геннадия Новгородского и преп.Иосифа Волоцкого с еретиками. Геннадиевская Библия. "Просветитель". Причины распространения воззрений жидовствующих в русском обществе.

 

Тема 4. Теория "Москва - третий Рим".

Идея всемирного христианского центра в Византии и на Балканах. Падение Константинополя (1453). Эсхатологические настроения. Изначальный эсхатологический характер теории. Формула старца Филофея. Его послания к великому князю и Мисюрю Мунехину. Влияние апокрифов на возникновение новой историософской концепции. Идея преемственности власти московских государей от Византийских им­ператоров. Значение брака Иоанна III с племянницей последнего ви­зантийского императора.  "Приданое" Софьи Палеолог. Венчание Димитрия на царство (1498).

 

Тема 5. Церковное искусство ХV - начала ХVI века.

Отражение идеи "Москва - Третий Рим" в архитектуре. Ансамбль Московского Кремля. Успенский, Архангельский, Благовещенский собо­ры, церковь Ризоположения на митрополичьем дворе, храм-колокольня преп.Иоанна Лествичника. Работа итальянских архитекторов в Москве. Строительство соборных и приходских храмов.

Работы Дионисия в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. "Иконописец Третьего Рима".

Памятники церковного зодчества середины XVI столетия. Храм Вознесения Господня в селе Коломенском, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, Храм Василия Блаженного (Собор Покрова на Рву).

Певческая культура. Федор Крестьянин.

 

Тема 6. Русская Церковь в первой половине ХVI столетия.

Митрополит Симон (1495 - 1511). Собор 1503 года. Дисциплинар­ные вопросы. Спор о монастырских имениях. Две точки зрения. Заволж­ские старцы (преп. Нил Сорский и Паисий Ярославов) и преп.Иосиф Волоцкий. Спор "осифлян" и "нестяжателей". Традиционная точка зрения. Мнения современных светских исследователей. Поддержка "нестяжателей" великим князем.

Изменение в отношениях между Церковью и государством. Увели­чение зависимости митрополита от великого князя. Тенденция к вмешательству государства в церковную жизнь.

Духовный облик митрополита Варлаама. Его позиция в споре "осифлян" и "нестяжателей".

Собор 1504 года. Осуждение жидовствуюцих. Предание их светской власти. Позиция "заволжских старцев". Возвращение Смоленска (1514).

Связи с православным Востоком. Прибытие с Афона преп.Максима Грека и его спутников (1518).

Собор 1520 года. Отголоски ереси жидовствувщих. Дело Исаака Собаки. Позиция преп.Максима Грека.

Удаление митрополита Варлаама в связи с делом Василия Шемячича.

Митрополит Даниил (1522-1539). Игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. Поставление на кафедру. Отношения с великим князем. Митрополит и Василий Шемячич. Развод Василия III с Соломонией Сабуровой. Позиция митрополита Даниила. Дальнейшая судьба Соломонии. Брак великого князя с Еленой Глинской.

Тенденция к подчинению церковных интересов государственным. Борьба митрополита против преп.Максима Грека. Соборы 1525 и 1531 гг. Подати с духовенства (первый прецедент в истории).

Соперничество Шуйских и Бельских. Удаление митрополита Даниила.

 

Тема 7. Подвижничество.

Преп.Нил Сорский (1433-1508). Постриг в Кирилло-Белозерским монастыре. Странствия по Востоку. Жизнь на Афоне. Основание Сорской пустыни. Устройство обители. Творения преп.Нила ("Устав", "Предание ученикам о жительстве скитском"). Аскетические воззрения и церков­но-общественная позиция преп.Нила Сорского.

Преп.Иосиф Волоцкий (1439-1515). Происхождение. Постриг в Пафнутьевско-Боровском монастыре. Игуменство. Уход в Кирилло-Белозерский монастырь. Основание обители в Волоколамских пределах (1479). Устройство монастыря.

Борьба преп. Иосифа с жидовствующими. Сочинения его. Воззре­ния преп. Иосифа Волоцкого на государотвенную власть.

Другие подвижники: преп.Антоний Сийский, преп. Арсений Комельский, преп.Александр Свирский.

Преп.Максим Грек. Жизнь до приезда на Русь. Переводческие труды. Творения преп. Максима. Судьба его в России.

 

Тема 8. Русская Церковь в середине ХVI века.

Митрополит Иоасаф (1539-1542). Положение дел в государстве и обществе. Борьба боярских партий. Духовный облик митрополита Иоасафа.

Эпоха святителя Макария ( 1542-1563). Постриг. Жизнь в Пафнутьево-Боровском и Лужецком монастырях. Церковно-общественная ориентация. Поставление на Новгородскую кафедру (1542). Деятель­ность в Новгороде. Отношения с духовенством и паствой. Храмоздательство. Литературные труды.

Поставление на кафедру. Отношения с Иоанном IV. Венчание на царство Иоанна IV (1547).

Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 г.г.

Стоглавый Собор (1551). Роль св.Макария в подготовке и проведении Собора. Постановления Собора. Оценка Собора историками.

Собор на еретиков 1553-1554. Дело Матвея Башкина. Феодосий Косой. Основные положения лжеучения. Дело игумена Артемия.

Дело дьяка И.М.Висковатого.

 

Тема 9. Учреждение Казанской архиепископии.

Казанский поход. Покорение Казани (1552). Характер похода. Собор 1555 года. Представительство на Соборе. Святитель Гурий. Миссионерский характер новоучрежденной кафедры. Святые Герман и Варсонофий.

 

Тема 10. Духовная литература. Церковные писатели. Церковное пение.

Священник Ермолай-Еразм. Книга "О Троице" и другие произве­дения. Инок Зиновий Отенский "Истины показание", "Послание многословное". Полемика с еретиками. "Домострой" протопопа Сильвестра. Новые жития, составленные в связи с канонизациями на Соборах 1547 и 1549 гг.

Начало книгопечатания. Диакон Иоанн Федоров. Петр Мстиславич. Печатный Апостол 1564 г. Андроник Невежа.

Церковное пение. Развитие древнерусской певческой традиции. Решения Стоглавого Собора относительно богослужебного пения.

 

Тема 11. Положение Церкви во второй половине царствования Иоанна Грозного.

Личность Иоанна IV. Религиозность Грозного. Оценка личности царя современниками и историками. Грозный и Курбский. Воззрение Иоанна IV на природу государственной власти.

Митрополит Афанасий (1564-1566). Опричнина. Уход митрополита Афанасия на покой.

Святитель Филипп (1566-1568). Жизнь в миру. Соловки. Возве­дение на кафедру. Обличения беззаконий Грозного. Суд. Клевета на святителя. Удаление с кафедры. Ссылка в Отрочь монастырь (1568). Мученическая кончина (1569).

Преп. Корнилий Печерский. Блаж. Никола Салос.

Митрополит Кирилл (1568-1572). Поход Грозного на Новгород. Насилия над духовенством. Набег Девлет-Гирея на Москву (1571). Митрополит Антоний (1572-1581). Ограничение церковного землевладения на Соборах 1573 и 1580 г.г.

Митрополит Дионисий (1581-1586). Кончина Иоанна IV. Собор 1584 г.

Проповедь христианства на Севере. Трифон Печенгский.

 

 

ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ

 

Введение.

Периодизация истории юго-западной митрополии. История Православия в Литве. Положение Православной Церкви в польско-ли­товском государстве. Сравнительний анализ положения Православия и католичества в Литве.

 

Тема 1. Начало разделения. Борьба с латинством и попытки введения унии в 1468-1503 гг. Обзор иерархии.

Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473). Поставление в Риме. Признание православным епископатом Литвы. Неприятие унии аристократией, народом и духовенством. Внешний характер унии. Возвра­щение м.Григория в Православие (1470). Признание его Константинополем. Протесты Москвы.

Митрополит Мисаил (1474-1480) (нареченный). Давление сторон­ников унии на Мисаила. Поставление в Константинополе Спиридона - Саввы (1480). Арест его в Литве. Бегство в Москву. Судьба митро­полита в Московском государстве. Творения м.Спиридона - Саввы.

Митрополит Симеон (1481-1488). Избрание его литовскими епископами. Утверждение Константинополем.

Королевский указ о запрещении строительства новых православ­ных храмов и ремонта старых.

Митрополит Иона I Глезна (1492-1494). Усиление давления на Православную Церковь.

Митрополит св.Макария I (1495-1497). Брак великого князя Литовского Александра с дочерью Иоанна III Еленой. Мученическая кончина св. Макария.

Митрополит Иосиф I Болгаринович (1498-1501). Действия его в пользу унии. Притеснения княгини Елены и ее приближенных. Война Иоанна III с Литвой. Победа Москвы. Ее значение для прекращения предпринимавшихся в Литве попыток насильственного введения унии. Склонность высшей иерархии к унии. Причины этой пагубной тенденции. Причины упадка иерархии. "Право подавания".

 

Тема 2. Положение Православной Церкви в Литве в I половине XVI в.

Изменение отношения великого князя Александра к Православной Церкви. Отход его от фанатичной католической партии. Поставление митрополита Ионы II ( 1503-1507 ). Строительство Супрасльского монастыря. Восстановление некоторых храмов.

Митрополит Иосиф II Солтан (1509-1521). Собор 1509. Состав Собора и его решения, направленные на защиту Церкви от произвола светских властей. Грамота короля Сигизмунда, подтверждающая древ­ние права Православной Церкви в Литве. Собор 1514 года. Канониза­ция преп.Елисея Лавришевского.

Положение Православной Церкви в Галиции, принадлежавшей Польше. Наместники Киевского митрополита в Галиции. Политика полонизации. Притеснение православных.

Митрополит Иосиф III (1523-1534). Подтверждение Городельского закона (1413) на Виленском сейме (1529). Положение в Галиции. Исаакий Гдашицкий. Кончина кн. К.И.Острожского (1530).

Митрополит Макарий II (1534-1556). Право подавания и его последствия для духовного-нравственного состояния иерархии. Галиция Макарий Тучапский. Поставление Тучапского на православную Львовскую кафедру (1540).  

Восстановление Львовской кафедры. Арсений Балабан.

Оживление монашеской жизни. Строительство новых монастырей. Основание Жировицкого монастыря. Окончание периода относительного спокойного положения Юго-Западной митрополии.

Злоупотребления "правом подавания". Появление Протестантизма. Феодосий Косой. Социны.

 

Тема 3. Начало упадка  Юго-Западной митрополии.

Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1557). Личность митрополита. Обстоятельства его поставления на кафедру. Конфликт с Киево-Печерской  Лаврой.

Борьба между искателями "хлебов духовных". Конфликт между епископом Феодосием Лозовским и И.Борзобогатым-Красненским за Владимиро-Волынскую кафедру. Получение "духовных хлебов" по наследству.

Изменение в положении православных. Отмена Городельского закона в 1563 году. Разрешение возобновлять и строить храмы. Расширение протестантской пропаганды. Пассивность митрополита в проти­водействии новым лжеучениям.

Митрополит Иона III Протасевич (1568-1577). Борьба митрополита против злоупотреблений "правом подавания”. Люблинская уния (1569). Образование Речи Посполитой. Последствия этого события для право­славных. Появление иезуитов в Польше (1564) и Литве (1569). Исто­рия ордена. Иезуиты в России (краткий исторический обзор). Методы иезуитов. Пропаганда католичества в Литве.

Митрополит Илия Куча (1577-1579). Управление митрополией совместно с митрополитом Ионой. Кончина м.Ионы (1577).

Митрополит Онисифор Девочка (1563-1589) - нареченный с 1579 года. Обстоятельства его поставления. Каноническая оценка. Неспособность к управлению. Календарный вопрос. Гонения на православных.

 

Тема 4. Православные братства.

Происхождение братств в юго-западной Руси. Братства, как цеховые объединения. Магдебургское право.

Деятельность братств, направленная на защиту православной веры. Ведущая роль братств в борьбе за Православие. Взаимоотношения с иерархией. Исключительные права, данные братством вос­точными патриархами.

Крупнейший братства: Виленское (1664) и Львовское (1565). Уставы. Внутреннее устройство.

Католические братства, созданные в противовес православным. Судьба православных братств после Брестской унии (обзор).

 

Тема 5. Образование и просвещение в Юго-Западной митрополии.

Роль выходцев из Московской Руси в деле развития просвещения в Литве. Князь Андрей Курбский. Переводы святоотеческих творений. Игумен Артемий. Книгопечатание. Диакон Иоанн Федоров и Петр Мстиславец. "Евангелие Учительное" (1569), "Псалтирь" и "Часослов" (1570), "Апостол" (1574). Работа над "Острожской Библией" (1581). Белорусский первопечатник Григорий (Франциск) Скорина.

Деятельность кн. К.К.Острожского на ниве духовного просвеще­ния. Острожское училище. Кирилл Лукарис. Школы князей Курбского и Луцкого. Братская школа во Львове. Устройство "греко-славянских" школ.

 

Тема 6. Подготовка к заключению унии.

Посещение Константинопольским патриархом Иеремией II Юго-Западной митрополии (1588, 1589). Смещение митрополита Онисифора. Поставление Михаила Рогозы (1589-1596). Назначение Кирилла Гердецкого экзархом. Последствия визита. Недовольство иерархии.

Роль иезуитов в подготовке унии. Книга Петра Скарги "О един­стве Церкви Божией". Настроения православного епископата. Причины расположенности иерархии к унии.

Грамота Брестского собора (1591). Проект унии К.К.Острожского. Кирилл Герлецкий и Ипатий Поцей - главные деятели унии. Гедеон Балабан. "Артикулы" 1595 года. Движение против унии, возглавленное кн.Острожским. Усилия короля Сигизмунда III, воспитанника иезуитов, и королевского правительства, направленные к заключении унии.

Заключение унии. Герлецкий и Поцей в Риме. Принятие ими ус­ловий католической стороны.

Прибытие экзархов восточных патриархов. Архидиакон Никифор. Кирилл Лукарис. Архимандрит Никифор Тур.

Открытие Брестского Собора 6 октября 1596 года. Православный и униатский Соборы. Позиция митрополита Михаила Рогозы. Твердость князя К.К.Острожского. Результаты Собора. Иерархи, оставшиеся вер­ными Православию. Последствия заключения унии для православных.

 

Тема 7. После Бреста.

Полемика, вызванная решениями Бресткого Собора. Положение Православной Церкви после Бреста. Сопротивление унии. Союз с протестантами.

Первые униатские митрополиты: Михаил Рогоза (1596-1599), Ипатий Поцей (1599-1613) и Иосиф Рутский (1613-1637). Орден базилиан (1617). Преследования православных. Патриаршие экзархи: епи­скоп Гедеон, Кирилл Лукарис и князь К.К.Острожский.

Личность Иосифа Рутского. Латинизация унии.

 

Тема 8. Восстановление высшей иерархии в Западно-Русской Церкви.

Посещение Литвы патриархом Иерусалимским Феофаном (1620). Тайное поставление митрополита Иова Борецкого и других иерархов. Поддержка казачества. Гетман Сагайдачный. Сношения западно-рус­ского  епископата с Москвой.

Иосафат Кунцевич. преследование православных в Белоруссии. Убийство Кунцевича (1623). Репрессии в Белоруссии. Переход в унию арх.Мелетия Смотрицкого. Смерть Сигизмунда III (1631). Изме­нения в положении православных. Соглашение 1632 года.

Непризнание правительством "феофановской иерархии. Поста­новление нового митрополита Петра Могилы (1632-1647). Личность нового митрополита. Сейм 1635 года.

Заботы митрополита Петра о духовном просвещении и образовании. Киево-Могилянская коллегия (1632). Труды митрополита Петра Могилы. "Православное исповедание веры", "Требник", "Известие учительное" и др. Западное влияние.

 

Тема 9. Сближение с Москвой.

Митрополит Сильвестр Коcсов (1648-1657). Борьба казачества против унии. Выступления Павлюка (1637) и Остряницы (1638).

Восстание 1648 года. Богдан Хмельницкий. Зборовский мир 1649 года. Уступки православным, сделанные на сейме 1650 года.

Продолжение борьбы. Белоцерковский договор (1651). Слобод­ская Украина. Переяславская рада (1654). Воссоединение Малорос­сии с Россией.

 

Тема 10. Смуты в управлении митрополией.

Митрополит Дионисий Балабан (1658-1663). Польская партия среди малороссийского духовенства. Измена Юрия Хмельницкого (1660). Епископ Лазарь Баранович - местоблюститель. Назначение местолюстителем еп.Мефодия Филимонова. Реакция митрополита Дионисия. Протесты Константинопольского патриархата. Кончина м.Дионисия (1660). Гетман Брюховецкий и гетман Тетеря. Иосиф Тухальский. Попытки добиться признания Москвы. Переход еп.Мефодия на сторону "кольской партии”. Андрусовский мир (1667). Недовольство малорос­сов действиями Москвы. "Турецкая партия". Гетман Дорошенко. Еп.Мефодий и гетман Брюховецкий. Бегство Мефодия в Москву. Заточение в монастырь.

Патриарх Иоаким (1674). Завершение подчинения Юго-3ападной митрополии Москве. Поставление митрополита Гедеона Четвертинского (1686). "Вечный мир” с Польшей. Его последствия для положения Православной Церкви в польско-литовском государстве.

 

 

ЧАСТЬ 2.

 

 

Тема  1. Учреждение патриаршества.

Исторические, государственные и идеологические предпо­сылки к учреждению патриаршества на Руси. Посольство на Русь патриарха АнтиохийскогоИоакима. Посольство на Русь патриарха Константинопольского Иеремии. Роль светской власти (царь Феодор Иоаннович, Б.Ф. Годунов, московская дипломатия). Акт  поставления патриарха. Константинопольский собор 1590 г. Кон­стантинопольский собор 1593 г. Иерархический строй Русской Церкви, положение и права русского патриарха, церковное уп­равление.

 

Тема 2. Русская Церковь в Смутное время.

Общая характеристика Смутного времени. Деятельность пат­риарха Иова. Церковно-политические планы Рима относительно Ру­си, самозванец Лжедимитрий I и "патриарх" Игнатий. Роль рус­ского боярства и священноначалия в решении вопроса о царской власти, государства и Церкви в период самозванства. Патриарх Ермоген, его жизнь и государственно-церковное служение. Междупатриаршество. Польско-шведская интервенция и государствен­ная роль Русской Церкви. Заслуги русских монастырей в период Смуты.

 

Тема 3. Государство и Церковь после утверждения новой царской династии Романовых.

Патриарх Филофей и его значение. Роль патриархов Иоасафа I и Иосифа во внутренней жизни. Уложение царя Алексея 1649 г. Патриарх Никон: личность, жизнь и деятельность. Собор 1667 г. об отношении Церкви и государства. Правление патри­архов Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана. Расширение пре­делов Русской Церкви: присоединение Малороссии и распростра­нение христианства в Сибири, Прикавказье, Казанской и Рязан­ской землях.

 

Тема 4. Внутренняя жизнь Церкви.

Состояние церковного народа: нравственность, благочес­тие, пороки. Состояние богослужения: литургическая практика и сознание, традиция и религиозная обрядовость. Состояние бо­гослужебных книг, и книгопечатание. История книжных исправле­ний до патриарха Никона, при нем и после него. Метод и приемы возникновения старообрядческого раскола в Церкви: роль Ивана Неронова, Аввакума и др. Соборные деяния 1654, 1655-1656, 1666-1667 гг. Соловецкий и Стрелецкий бунты. Указ 1685 г.

 

Тема 5. Духовное просвещение.

Состояние просвещения в Москве до середины ХVII в. На­чало школьного образования. Ртищевское братство. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий. Инок Евфимий и Сильвестр Мед­ведев. Традиционализм и грекофильство, новаторство и латино-фильство. Хлебопоклонническая ересь, полемика и собор 1690 г. Начало Московской академии. Братья Лихуды. Расцвет и упадок первой Академии. Покровитель образования митрополит Новгород­ский Иов.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

ЧАСТЬ 1.

 

Основное пособие:

1. Салтыков А., свящ. Учебное пособие по Истории Русской Церкви для 2-го класса.

 

Рекомендуемая литература:

1. Афонский П., свящ. Что такое уния, как она началась и как окон­чилась. Минск, 1898.

2. Веретенников П. Просветительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси.// Вестник Русского западноевропейского экзархата. №№ 105-108, Париж, 1980-1981.

3. Воейков Н. Церковь, Русь и Рим. Джорданвиль, 1983.

4. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т.1-2, Киев, 1883.

5. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.

6. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. СПб, 1900.

7. Доброклонский А. Руководство по Истории Русской Церкви. Вып.1 -2, Рязань, 1889.

8. Жукович Т.Н. Лекции по истории 3ападно-русской Церкви. СПб, 1900.

9. Зноско К., протоиерей. Исторический очерк церковной унии. М., 1993.

10. Иванов А.И. 0 пребывании Максима Грека в доминиканском монастыре св.Марка во Флоренции.//Богословские труды. Вып.II, М., 1976.

11. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1-2, М., 1991.

12. Коялович М. Чтение по истории Западной России. СПб, 1884.

13. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т.6, СПб. 1887, Т.10, СП6, 1879. Т.12, СП6,1883.

14. Максим Грек. Сочинения. Казань, 1859-1862.

15. Малышевский И.И. Западная Русь в борьбе за веру и народность.

16. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984.

17. Послания Иосифа Волоцкого. М-Л., 1959.

18. Послания Нила Сорского.// Труды отдела древнерусской литературы, Т.29, Л., 1974.

19. Просветитель или обличение ереси жидовствующих. Творение преподоб­ного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1857 и др.изд.

20. Синицина Н.В. Максим Грек в России. М., 1977.

21. Сокольский В. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце ХV и пер.пол. XVII вв.// "Вера и Разум", 1902, №№ 9-18.

22. Соловьев И. Хронология по русской истории. М., 1994.

23. Стоглав /Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.2, М., 1985.

24. Титов Ф.И.,прот. Западная Русь в борьбе за веру и народность.Киев,1905.

25. Титов Ф.И.,прот. Русская Православная Церковь в польско-литовском государстве. Киев, 1905.

26. Федотов Г.П. Св.Филипп, митрополит Московский. М., 1991

27. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.,1990.

28. Флоровский Г., прот. Пути развития богословия. Париж, 1937.

29. Чистович И. Очерк истории Западно-Русской Церкви. СПб, 1884.

30. Шабатинский К. Исторический генезис идеи Москвы - третьего Рима.// "Вера и Разум", август, 1908.

 

 

ЧАСТЬ 2.

 

1. Аполлос, архим. Начертания жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1659.

2. Архангельский. 0 соборном Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г. в отношении к Православной Русской Церкви // Христианское чтение. 1881. Ч. П.

3. Барсуков Н.П.   Всероссийский патриарх Иоаким Савелов // Па­мятники древней письменности, СПб., 1891.

4. Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества ХVII в. М., 1902.

5. Бороздин А. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жиз­ни русского общества в ХVII веке. СПб,, 1898.

6. Воробьев Г. О Московском соборе 1681-82 г. СПб., 1885.

7. Воробьев Г. Русские религиозные вольнодумцы ХVII в. // "Стран­ник", 1887. Т. П.

8. Гаврилов А. Отношения патриарха Иоакима к Киевской митрополии и киевским ученым в Москве // "Странник", 1873, 4.

9. Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. СПб., 1882-1884. Т. 1-2.

10. Голубинский Е. История русской церкви. М., 1900-1904.

11. Голубцов А.П. Вступление на патриаршество и поучение к паст­ве Иосифа, патриарха Московского. И., 1887.

12. Голубцов А.П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1908.

13. Дьяконов М.А. Власть московских государей. СПб., 1889.

14. Заозерский А.И. Царь Алексей Михайлович в своем хозяйстве. Пг., 1917.

15. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М., 1990 (репринт).

16. Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в ХVI и ХVII веках. М., 1958.

17. Знаменский П.В. Иов, патриарх Московский // "Православный собеседник", 1866. Вып. Ш.

18. Зызыкин М.В. Патриарх Никон и его государственные и каноничес­кие идеи. Варшава, 1931-1938, Т. 1-3.

19. Житие боярина Федора Ртищева // Древняя Российская Вивлиофика. Т. ХVIII.

20. Иванов П. Церковь в эпоху Смутного времени. Екатеринослав, 1906.

21. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1897.

22. Казанский П.С. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете // "Прибавл. к Твор. свв. отцов. 1883. Т. IV.

23. Каптерев Н.Ф. О греко-латинских школах в Москве в ХVII в. // "Прибавл. к Твор. свв. отцов", 1889. Т. II.

24. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. М., 1887.

25. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1909-1913. Т.1.

26. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к Православному Вос­току в ХVI и ХVII столетиях. М., 1885.

27. Карамзин Н.М. История государства российского.

28. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 1-й.

29. Кедров С. Жизнеописание cв. Гермогена, патр. Московского и всея России. М., 1912.

30. Ключевский В. 0. Западное влияние и церковный раскол в Москве в ХVII в. до открытия Академии // Он же. Очерки и речи. М., 1913.

31. Ключевский В.0. Сочинения. М., 1956-1959. Т. 1-й.

32. Ковалев А. Историческое описание Заиконоспасского монастыря в Москве. М., 1887.

33. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главней­ших деятелей.

34. Костомаров Н.И. Смутное время московского государства в на­чале XVII столетия. СПб., 1904.

35. Костомаров Н.И. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий // "Русская история". СПб., 1912. Т. 2.

36. Левитский П. Игнатий, патриарх Московский // "Христианское чтение", 1886. Ноябрь, декабрь.

37. Левитский П. Патриарх Гермоген // "Духовная Беседа", 1861. Т. 13.

38. Макарий (Булгаков). Патриарх Никон в деле исправления книг и обрядов. М., 1882.

39. Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. СПб., 1889.

40. Макарий (Булгаков). История русской Церкви.

41. Мансветов. Как у нас правились церковные книги. Материалы для истории книжной справы в ХVII в. М., 1883.

42. Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком по делам церкви. СПб., 1858.

43. Николаевский П.Ф. Учреждение патриаршества в России // "Хрис­тианское чтение", 1879.4. П.

44. Николаевский П.Ф. Сношения русских с Востоком об иерархической степени московского патриарха // "Христианс­кое чтение", 1880. Ч. 1.

45. Николаевский П. К истории отношений России с Востоком во 2-й половине ХVII столетия // "Христианское чтение", 1882. Ч. 1-4.

46. Николаевский П.Ф. Московкий печатный двор при патриархе Ни­коне // "Христианское чтение", 1890. Т. 1-2. 1891. Т. 1-2.

47. Никольский Н. Материалы для истории исправления богослужебных книг. Об исправлении устава церковного в 1682 году. СПб., 1896.

48. Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869. Т. 1-2.

49. Платонов С.Ф. Москва и Запад. Берлин, 1926.

50. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государст­ве ХVI-ХVII вв. М., 1937.

51. Покровский А. Сильвестр Медведев // "Чтения в Обществе Истории" 1896. Т. II-IV.

52. Прозоровcкий А. Сильвестр Медведев. М., 1896.

53. Певницкий В. Епифаний Славинецкий, один из главных деятелей русской духовной литературы в ХVII в. // Труды Киев. Дух. Акад. 1860. Т. II-III.

54. Румянцев И.И. Никита Конст. Добрынин ("Пустосвят"). Сергиев Посад, 1916.

55. Сахаров Ф.К. Литература истории и обличения русского раскола. СПб., 1892-1900. Т. 1-3.

56. Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды, Казань, 1913.

57. Сменцовский М. Братья Лихуды, М., 1899.

58. Смирнов А.П. Святейший Патриарх Фиаларет Никитич. М., 1874.

59. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в ХVII в, СПб., 1898.

60. Смирнов П.С. История русского старообрядчества. СПб., 1895.

61. Смирнов С. История Московской Славяно-греко-латинской Академии, М., 1855.

62. Соболевский А. Образованность Московской Руси ХV-ХVII вв. Спб., 1894.

63. Соколов И.К. Отношение протестантизма к России в ХVI и ХVII вв. М., 1880.

64. Соловьев С.М. История России о древнейших времен. М., 1959-1966.

65. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. / Сост. С.Г.Вургафт, И.А. Ушаков.

66. Субботин Н.И. Материалы по истории раскола за первое время его существования. М., 1875-1894. Т. 1-8.

67. Сырцов И. Возмущение соловецких монахов старообрятцев в ХVII веке. Кострома, 1888.

68. Татарский П. Симеон Полоцкий. М., 1886. Толстой Д. Римский католицизм в России. СПб., 1877.

69. Флоровокий Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937.

70. Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую цер­ковную жизнь. Казань, 1914.

71. Цветаев Д. Царь Василий Шуйский. Варшава, 1901-1910. Т. 1-2.

72. Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891.

73. Шпаков А.Я. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912.

74. Шунков В. Очерки по истории колонизации в Сибири в ХVII и в начале ХVIII вв. М., 1946.

75. Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере Рос­сии в ХV-ХVII вв. СПб., 1913.

76. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (ХVII век). Ч. 1-3. СПб., 1992.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную