Семинарская и святоотеческая библиотеки |
по
ВВЕДЕНИЮ В ФИЛОСОФИЮ для 1 -
3 курсов
Московской Духовной Семинарии ПРЕДИСЛОВИЕ Трехгодичный
курс "Введение в философию" призван сообщить учащимся духовной
семинарии основные сведения по истории Западной философии от истоков до наших
дней. Учитывая
специфику духовного учебного заведения, курс предполагает акцентировать
внимание учащихся на тех философских проблемах, учениях и персоналиях, которые оказали наибольшее влияние на
развитие христианской богословской мысли. Программные разделы курса. I. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. III.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. IV. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII ВЕКА. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. VII. НОВЕЙШАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПРОГРАММА КУРСА РАЗДЕЛ
I. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Тема 1. Понятие "философия" и его объем. Этимология
слова. Определения Пифагора, Платона и Аристотеля, собранные Аммонием Ермием и заимствованные у него прп. Иоанном Дамаскиным
через Давида Анахта. Определение св.
равноапостольного Кирилла (Константина Философа). Современные определения. Рекомендуемая литература: 1. Св. Иоанн Дамаскин. Полное собрание творений. Т. 1. Философские главы. Спб., 1913. 2. Избранник службы, жития, словеса похвальна и акафист свв. Учителем Словенским Кириллу и Мефодию. Спб., 1886. 3. Философский словарь. М., 1975; М., 1997 и др. Тема 2. Различные исторические формы понимания философии. Космологический
характер досократической философии. Открытие
человека Сократом. Философия как образ жизни в
античности. Два отношения к философии в Древней Церкви: а) ожесточенное
неприятие философии Тертуллианом и Татианом; б) взгляд на философию как детоводительницу ко Христу Климента Александрийского и
св. Иустина Философа. Отношение к философии Великих
Каппадокийцев и автора "Ареопагитик".
Философия на средневековом Западе. Секуляризованная философия Нового времени.
Перспективы христианской философии. Рекомендуемая литература: 1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1993; Спб., 1996 и др. 2. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 3. Климент Александрийский. Творения. Строматы. Ярославль, 1892; Педагог. М., 1996. 4. Св. Иустин Философ и Мученик. Сочинения. М., 1892; Творения. М., 1995. Т. 1. 5. Филарет (Гумилевский), митрополит. Историческое учение об Отцах Церкви. Спб., 1882. 6. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. М., 1985. 7. Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV-го века. Париж, 1990. 8. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 9. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. 10.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. 11.Фишер Куно. Введение в историю новой философии. М., 1900. 12. Позов А. Основы христианской философии. Мадрид, 1970. (Ч. 1 и Ч. 2); 1972. (Ч.3). 13. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997. 14. Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. Тема 3. Развитие греческой философии от мифа к Логосу. Миф
об Орфее и его связь с пифатфейской традицией. Мифы
об Аполлоне и Дианисе, их философский смысл и
культурологическое значение. Миф о Девкалионе и Пирре и греческая историософия.
Рекомендуемая литература: 1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930. 2. Его же: Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1. 3. Его же. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 4. Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. 5. Его же. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923; М., 1997. 6. Трубецкой С.Н., кн. Чему учит история философии // Проблемы идеализма. М., 1902. 7. Его же. Курс истории древней философии. М., 1997. 8. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М., 1987. 9. Избранные басни из метаморфоз Овидия. М., 1869. 10. Мифологический словарь. М., 1961; 1965; 1985; 1992 и др. Тема 4. Древнеионийская школа. Космологические
воззрения. Фалеса, Анаксимандра
и Анаксимена. Рекомендуемая
литература: 1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. 2. Риттер Г. История философии древних времен. Спб., 1859. Ч. 1. 3. Виндельбанд В. История древней философии. Спб., 1893. 4. Гомперу Т. Греческие мыслители. Спб., 1911. Т. 1. 5. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989. 6. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Тема 5. Пифагорейская школа. Личность
Пифагора. Пифагорейский союз: значение эзотерической традиции в его истории.
Учение о числе. Космология пифагорейцев. Взаимосвязь пифагорейства с орфической традицией. "Пифагорейский
образ жизни" ( ). Следы пифагор.
влияния в богословии прп. Максима Исповедника. Рекомендуемая литература: 1. Фрагменты в рус. переводе А.Маковельского, в его кн.: Досократики. Каз., 1919. Ч. 3. 2. Ritter Н. Geschichte der pythagoreischen Philosophic. Hamb., 1826. 3. Sobczyk P. Das pythagoreische System in seinen Grundgedanken entwickelt. Breslau, 1878. 4. Bauer W. von. Der aktere Pythagoreismus. Bern, 1897. 5. Zeiler Ed. Die Philosophic der Griechen.., 7 Auf 1., T. 1.1, Halfte i, hrsg. von W. Nestle, Lpz., 1923. С. 445-617. 6. Его же. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996. 7. Трубецкой С.Н., кн. Курс истории древней философии. М., 1997. 8. Прп. Максим Исповедник. Творения. М., 1994. Кн. 2: Вопросоответы к Фалассию. Тема 6. Элейская школа. Особенности
богосознания Ксенофана:
его монотеизм (пантеистический монизм). Космология Ксенофана. Учение Парменида о Едином. "Апории" (парадоксы) Зенона. Новации Мелисса в учении о сущем. Рекомендуемая литература: 1. Die Fragmente der Vorsokratiker griechisch und deutsch, von H.Die Is, hrsg. von W.Kranz, 9 Auf 1., Bd I, B., 1959, S. 21,28,29, 30. 2. Мандес М.И. Элеаты. Филологич. разыскания в области истории греч. философии. Одесса, 1911. 3. Лосев А.Ф. История античной эстетики (Ранняя классика). М., 1963. 4. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996. 5. Гомперу Т. Греческие мыслители. СПб., 1911. Т. 1. 6. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1893. 7. Трубецкой С.Н., кн. Курс истории древней философии. М., 1997. Тема 7. Гераклит. Закон
всеобщего изменения. Учение Гераклита о Логосе как
всеобщем неизменном законе Вселенной. Физика и диалектика Гераклита. Его
нравственное учение. Рекомендуемая литература: 1. Нилендер В. Гераклит Ефесский. Фрагменты. М., 1910. 2. Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914. Ч. 1. 3. Блонский П. Фрагменты Гераклита. „Гермес", 1916. Т. 18. N. 3. С. 58-67. 4. Мандес М.И. Огонь и душа в учении Гераклита. Одесса, 1912. 5. Zeiler Ed. Die Philosophic der Griechen. Lpz., 1920. Т. I.I. Halfte 2,6 Auf 1. S.783-938. 6. Его же. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. 7. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Тема 8. Эмпедокл. Богосознание Эмпедокла.
Понятие любви и вражды в его философии. Особенности космологии Эмпедокла. Рекомендуемая литература: 1. Diets Н. Fragmente der Vorsokratiker. В., 1956. 8 Auf 1., Bd 2. 2. Маковельский А. Досократики. Казань, 1915. Ч. 2. Гл. 21. 3. Радлов Э. Эмпедокл // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. Март. 4. Kranz W. Empedokles. Z., 1949. 5. Виндельбанд В. История древней философии. Спб., 1893. 6. Гомперу Т. Греческие мыслители. Спб., 1911. Т. 1. 7. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. 8. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Тема 9. Атомистическая школа. Атомистическая
теория Левкиппа -
Демокрита. Космология атомистов. Психология
атомистов. Мораль Демокрита. Рекомендуемая литература: 1. Маковельский А.О. Демокрит. Баку, 1926. 2. Его же. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935. 3. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. 4. Его же. Этические и политические воззрения Демокрита // Труды Азербайджанского государственного университета. 1941. Т. 3. Вып. 1. 5. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследование. Л., 1970. 6. Лурье С.Я. Теория бесконечно малых у древних атомистов. М.-Л., 1935. 7. Тимошенко В.Е. Материализм Демокрита. М., 1959. 8. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1960. 9. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. 10. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Тема 10. Анаксагор. Учение
о материи. Учение об Уме ( ) как духовном начале. Рекомендуемая литература: 1. Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1919. Ч. 3. 2. Дынник М.А. Очерк истории философии классической Греции. М., 1936. С. 107-118. 3. Лурье С.Я. Теория бесконечно малых у древних атомистов. М.-Л., 1935. 4. Его же. Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947. 5. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. 6. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 7. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972. Тема 11. Софисты. Антропоцентризм
Протагора. Горгий и его
учение о понятии. Скептический релятивизм Горгия.
Учение Гиппия об относительности государственных
законов. Этимологические и эристические изыскания Продика. Учение Продика о
происхождении богопочитания. Рекомендуемая литература: 1. Diels Н. von, Fragmente der Vorsokratiker, 11 Fuf 1., В. 1964, Кар. 2, S. 79-90. 2. Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-41. 3. Богдашевский Д.И. Греческие софисты // Труды Киевской духовной Академии. 1897. № 8. С. 455-493. 4. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира.М.,1914.Вып.1. С. 35-60. 5. Чернышев B.C. Софисты. М., 1929. 6. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. 7. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Тема 12. Сократ. Жизнь Сократа. Сократ и
софисты. Учение Сократа о знании и понятиях.
Особенности его диалектического метода. Этика Сократа. Учение о благе.
Богословие Сократа. Смерть философа. Отношение к Сократу
в христианстве. Рекомендуемая литература: 1. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.-Л., 1935. 2. Творения Платона. Т. 1: Евтифран, Апология Сократа, Критон, Федон 114-118 А.П., 1923; Т. 5: Пир, Федр. П., 1922. 3. Творения Платона. Т.1: Лахет, Хармид, Лисий. М.,1899; Т.2:Протагор. М.,1903. 4. Платон. Сочинения. Т. 1: Апология Сократа, Критон. М., 1968. 5. Аристотель. Метафизика. М.-Л., 1934. 6. Его же. Этика. Спб., 1908. 7. Его же. Никомахова этика. Спб., 1908. 8. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира.М.,1910.Вып.1. С. 60-95. 9. Богдашевский Д.И. Об источниках к изучению философии Сократа // Из истории греческой философии. К., 1898. С. 1-111. 10. Гомперу Т. Греческие мыслители. Спб., 1913. Т. 2. С. 32-88. 11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,1969. 12. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996. 13. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Тема 13. Платон. а)
Платон как ученик Сократа; б)
Философия Платона. Учение Платона о душе. Доказательства бессмертия души по
диалогу "Федон"; в)
Учение Платона о прекрасном по диалогу "Гиппий
Больший"; г) Учение
Платона о добродетели по диалогу "Менон"; д) Формирование понятия об
идеях; е) Учение о познании как
припоминании (по диалогу "Федр"); ж)
Учение о душе по диалогу "Горгий"; з) Учение Платона о любви по диалогу
"Пир"; и)
Понятие об андрогине; к)
Учение Платона об именах по диалогу "Кратил"; л)
Учение Платона о государстве. Структура платоновского государства. Место
философов в идеальном государстве. Семья в платоновском государстве.
Художественное творчество в платоновском государстве; м) Миф о пещере и теория идей; н) Космология Платона.
Платоновский миф об Атлантиде по диалогу "Критий" и его значение для так называемой
эзотерической традиции: о)
Отношение к Платону на Западе и Востоке в течение истории христианской Церкви.
Влияние его философии на христианское богословие. Рекомендуемая литература: 1. Платон. Полное собрание творений в 15 томах. П., 1923-1929 (а также любые другие издания). 2. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996; Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997; Виндельбанд В. Платон. Спб., 1904. 3. Милославский П. Душепереселение у Платона // Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ. Казань, 1873; Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога "Федон". О., 1874. 4. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология Платона // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961; Овсянников М.Ф. Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. М., 1963. 5. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997; Виндельбанд В. Платон. Спб., 1904. 6. Лосев А.Ф. Терминология учения Платона об идеях // Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1: Natorp р. Platos Ideenlehre. Eine Einfuhrung in den Idealismus. Lpz., 1903, 2 Ausg., Lpz., 1921. 7. Скворцов Н. Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпириализмом. Анализ диалога "Фуэтет". М., 1871; Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. Гл. 4 - Платон. 8. Диалог "Горгий". 9. Диалог "Пир" 10. Диалог "Кратил". 11. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927; Его же. Имя. Спб., 1997. 12.Трубецкой Е.Н. Социальная утопия Платона // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. 91(1), 92(2); Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 13. Диалог "Государство" (в любом издании сочинений Платона). 14. Диалог "Критий". Диалог "Тимей"; Тхоржевский К. Исследования о космической системе Платона // Ученые записки Казанского университета. 1855. Кн.3. С.123 -172. 15. Соколов П. Как отцы Церкви первых пяти веков думали о философии вообще и особенно о философии Платона // Опыты упражнений воспитанников КДА. Киев, 1832. Т. 1. С. 303-381; Коплотон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. Тема 14. Аристотель. а)
Аристотель как ученик Платона; б)
Критика теории идей у Аристотеля. Значение аристотелевской логики как учения о
понятии (по "Категориям") суждения и умозаключения - по "Аналитикам" (1-й и 11-й); в)
Учение Аристотеля о субстанции. Понятие материи и формы у Аристотеля; г) Сопоставление
аристотелевского учения о душе с платоновским; д) Аристотелевская физика и метереология; е) Учение Аристотеля о
государстве; ж)
Этика Аристотеля; и)
Значение Аристотеля для христианской культуры. Рекомендуемая литература: 1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1976-1984. 2. Введенский А.И. Платон и Аристотель. Лекции. Машинопись. (Библ. МДА); Чанышев А.И. Аристотель. М., 1987. 3. Лосев А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля. М., 1929; Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. Анализ силлогистических теорий. М., 1984; Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля. М., 1971. 4. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996; Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 5. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997; Философская энциклопедия. М., 1962; Т. 2. С. 86-90. 6. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Спб., 1996; Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 7. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963; Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987. 8. Аристотель и Фома Аквинский в отношении их учения о нравственности. Сост.: А.Бронзов. Спб., 1884; Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 9. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996; Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. Тема 15. Стоицизм. История
школы. Космология стоиков. Стоическая этика. Учение о космическом гражданстве
человека. Влияние стоицизма на святоотеческую
книжность. Рекомендуемая литература: 1. Татаркевич В. Стоики // История эстетики. М., 1962. Т. 1. 2. Nestle W. Die Nachsokratiker. Jena, 1923. Bd 2. S. 1-248. 3. Vogel C.J. de Greek philosophy. Leiden, 1959. V. 3. P. 44-183. 4. Говоров С. Моральная философия стоиков в отношении к христианству // Вера и разум. 1888. № 1-12. 5. Невзоров И.А. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892. 6. Гюйо М. Стоицизм и христианство // Собрание сочинений. Спб., 1900. Т. 4. 7. Гомперу Г. Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы. Спб., 1912. 8. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986. 9. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. Тема 16. Эпикурейство. История
школы. Физика Эпикура и его учение о богах. Этика Эпикура и Лукреция. Рекомендуемая литература: 1. Гюйо М. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями// Собрание сочинений. Спб., 1899. Т. 2. 2. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. 3. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. 4. Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963. 5. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала 19 века. М., 1965. 6. Поварков Я.Я. Четыре проблемы Эпикура // Вопросы философии. 1966. № 8. 7. Гончарова Т. Эпикур. М., 1988. Тема 17. Скептицизм. Пиррон и его ученики. Академия скептиков Аркесилая. Развитие скептицизма в Академии Карнеада. Трансформация скептицизма в истории
философской мысли Запада. Рекомендуемая литература: 1. Рихтер Р. Скептицизм в философии. СПб., 1910. Т. 1. 2. Шпет Г.Г. Скептик и его душа. М., 1919. 3. Maccol N. The Greek sceptics, prom Pyrrho to Sextus. L.-Camb., 1869. 4. Hartenstein К. Uber, die Lehren der antiken Scepsis... Halle/Saale, 1888. 5. Goedeckemeyer A. Die Geschichte des griechischen Sceptizismus. Lpz., 1905. 6. Detmar В. Karneades und Hume. Lpz., 1910. 7. Bevan E. Stoics and sceptics. Jxf., 1913. 8. Patrick M.M. The Greek sceptics. N.Y. 1929. 9. Фишер Куно. Введение в историю новой философии. М., 1900. Тема 18. Неоплатонизм. История
неоплатонизма. Система Плотина. Порфирий. Ямвлих и его школа. Прокл
как последний самобытный голос античности. Значение неоплатонизма для
христианской книжности. Рекомендуемая литература: 1. Fragmenta philosophorum graecorum. Coll. Fr. Mullachius. P., 1881. V. 3. 2. Браш М. Классики философии. Т. 1. - Греческая философия. Спб., 1907. 3. Лосев А.Ф. Философская проза неоплатонизма // История греческой литературы. М., 1960. Т. 3. 4. Чистович И. Неоплатоническая философия и отношение ее к христианству // Христианское чтение. 1860. № 9,12. 5. Куплетский М. Неоплатонизм и христианство. Казань, 1881. Вып. 1. 6. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов в связи с философскими учениями того времени. Сергиев Посад, 1906. Т. 1. 7. Его же. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913. 8. Плотин. Эннеады. Киев, 1995. Ч. 1; 1996. Ч. 2. 9. Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918. 10. А o П. Плотин или простота взглядов. М., 1991. Тема 19. Блж. Августин. Влияние непреодоленного платонизма на его
мировоззрение. Учение о свободе воли и предопределении. Учение о Церкви.
Влияние блж. Августина на развитие богословской мысли Запада. Рекомендуемая литература: 1. B.Augustini. Opera omnia. P., 1864-1865. Т. 1-11; Supplementum, P., 1877 (Patrologiae cursus compi., ser. latina... accur. J.-P. Migne. T. 32-47). 2. B.Augustini. Opera. Sect. 6. Pt 3-De Libero arbitrio Libri 3. W., 1956. 3. Творения Блаженного Августина... Киев, 1901-1912. Ч. 1-7. 4. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. М., 1892. Ч. 1. 5. Герье В. Блаженный Августин. М., 1910. 6. Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916.Т. 1. Ч. 1-2. 7. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. Тема 20. Боэций. Северин
Боэций как "последний римлянин" и первый
схоласт. Его переводы Аристотеля. "Утешение философией". Постановка
проблемы универсалий. Рекомендуемая литература: 1. Boetii Opera omnia. T. 1-2. P., 1860 (Patrologiae cursus comp 1. ser. Latina, accur. J.-P. Migne> T. 63-64). 2. Philosophiae consolationis Libri quinque. Lpz. 1934 (corpus scriptorum ecclesiasiasticorum Lalinorum. V. 67). 3. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1996. 4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. 5. Уколова В.И. "Последний римлянин" Боэций. М., 1987. 6. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 7. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. 8. Fremantle A. The age of belief. Boston-Cfvb., 1957. Тема 21. Иоанн Скот Эриугена. Эриугена как представитель восточного метода богословствования на Западе. „О разделении
природы". Отношение к Эриугене на Западе и
Востоке. Рекомендуемая литература: 1. Opera quae supersunt omnia. P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. latina.T.122. Accur. J.P. Migne). 2. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. Спб., 1898. 3. Татарский И. Сущность и происхождение философии Иоанна Скота Эригены. X., 1885. 4. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западно-европейской средневековой философии. М., 1957. 5. Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995. Тема 22. Ансельм Кентерберийский. Решение
проблемы отношения веры к знанию ("Credo ut intelligam"). Позиция в споре об универсалиях (крайний реализм).
Онтологическое доказательство бытия Божия. Рекомендуемая литература: 1. Eriageni Opera omnia. Edin-Romae, 1946-1951. V. 1-5. 2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. 3. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957. 4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. 5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 6. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. Тема 23. Пьер Абеляр. "Сомнение" и "правила
исследования" Абеляра. Диалектика и ее функции. "Рацио" и его
роль в теологии. Позиция Абеляра в споре об универсалиях. Рекомендуемая литература: 1. Abeeelari Opera omnia. P., 1855 (Patrologiae cursus comp 1., ser. latina... accur. J.-P. Migne. T. 178). 2. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1959. 3. Гаусрат А. Средневековые реформаторы. Спб., 1900. Т. 1. 4. Федотов Г.П. Абеляр. П., 1924. 5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 6. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. Тема 24. Арабская традиция истолкования Аристотеля. Авиценна,
Аль-Фараби, Аверрох: их
значение для философской и богословской мысли Запада. Рекомендуемая литература: 1. Хайруллаев М.М. Абу Наср Форобий. Ташкент, 1961. 2. Григорян С.Н. Великие мыслители Средней Азии. М., 1958. 3. Асмус В. Абу Али Ибн Сина. К 1000-летию со дня рождения Авиценны // Новый мир. 1952. № 6. 4. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. К., 1903. 5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 6. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. Тема 25. Фома Аквинский. Фома
Аквинский как преемник Альберта Великого в борьбе с аверроистами.
Систематизация схоластики: "Summa theologiae". Тезис "философия - служанка богословия" и его роковые последствия для западной
культуры. Томизм и неотомизм. Рекомендуемая литература: 1. Opera omnia. Parma, 1852-73 (переизд. N.Y., 1948). V. 1-25* V. 1-34. P. 1871-1880 (2 ed., P., 1889-90). 2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966. 3. Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности. Спб., 1884. 4. Кичанова И.М. Философия Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1958. №3. 5. Гараджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме // Вопросы философии. 1963. № 9. 6. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 7. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. Тема 26. Выдающиеся средневековые мыслители вне русла томистской философии на Западе. Бонавентура, Роджер Бэкон, Иоанн Дукс
Скот. Своеобразие их идей и расхождение с томизмом. Рекомендуемая литература: 1. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993. 2. Heidegger М. Die Kategorien und Bedeutungsiehre des D. Scotus. Tubingen, 1916. 3. Leff G. Medieval thought. L., 1958. 4. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 5. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. Тема 27. Уильям Оккам. Уильям
Оккам как глава номиналистов. "Бритва Оккама"
и распад традиционной метафизики. Новый логикаиновый
метод научного исследования. Рекомендуемая литература: 1. Philosophical writings. Aselection. Edin.-N.Y., 1957. 2. Opera plurima. L., 1962. V. 1-4. 3. Leff G. Medieval thought. L., 1958. 4. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 5. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996. 6. Fremantle A. The age of belief. Boston-Camb., 1957. Мейстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика. Иоанн Таулер и Генрихъ Сузо. Рекомендуемая литература: 1. Die deutschen und lateinischen Werke. Stuttg., 1936-1948. В русском переводе: Избранные проповеди. М., 1912. 2. Lossky V. Meister Eckhart. Fi-./M., 1957. 2 Auf 1. 3. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 4. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1896. Тема 29. Эпоха Возрождения в Италии. Понятие
о Возрождении. Условия его возникновения, основные черты и философская
проблематика Франческо Петрарка.
Джакоццо Манетти, Леон Батиста Альберти.
Платоновская академия во Флоренции. Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Неоэпикуреец Лоренцо
Балла. Рекомендуемая литература: 1. Петрарка. Автобиография. Исповедь. Сонеты. М., 1915. 2. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография.Спб.,1914.Т.1-4. 2. Дживелегов А.К. Начало итальянского возрождения. М., 1925. 3. Его же. Очерки итальянского Возрождения. М., 1928. 4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1947. Т. 1. 5. Соколов В.В. Натурфилософия XVI - начала XVII века как предыстория материализма нового времени // Вопросы философии. 1960. № 1. 6. Его же. Европейская философия XV - XVII веков. М., 1996. 7. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996. Тема 30. Николай Кузанский. Жизнь,
работы и культурные связи Николая Кузанского.
Концепция "ученого незнания". Отношение между Богом и универсумом.
Значение принципа "все во всем". Человек как "микрокосм".
Связь учения Николая Кузанского с традицией ареопагитик
и его судьба на Западе. Рекомендуемая литература: 1. Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. Вступ. ст. А.Ф. Лосева. М., 1937. 2. Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. М., 1979-1980. 3. Асмус В.Ф. Рец. на кн.: Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1937. 4. Соколов В.В., Тажуризина З.А. Николай Кузанский // Вопросы философии. 1964. №10. 5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. 6. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. Тема 31. Эразм Роттердамский. Эразм Роттердамский и "философия
Христа". Концепция "глупости" Эразма. Полемика Эразма
Роттердамского с Мартином Лютером по вопросу о свободе воли. 1. Desiderii Erasmi Roterodami. Opera omnia... cura et impensis Petri Vander, Lugduni Batavorum. 1703-1704 (reprint). V. 1-10. L.-Hildeshelm, 1962). 2. Opus epistolarum. О[f., 1906-1958. V. 1-12. В рус. переводе: Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М., 1963. Разговоры запросто. М., 1969. Похвала глупости. М., 1971. Философские произведения. М., 1986; М., 1987. 3. Цвейг Стефан. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М., 1977. 4. Huizinga 1. Erasmus. N.Y.-L., 1924. 5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. 6. Предеин Д.С. Полемика Эразма Роттердамского с Мартином Лютером по вопросу о свободе воли // Встреча. 1997. № 1. Тема 32. Философия Нового времени. Фрэнсис Бэкон. Фрэнсис
Бэкон о практических задачах философии и науки. "Великое восстановление
наук" и его эзотерические корни. Критика Бэконом силлогизма и его
эмпирический метод. Теория индукции. Историческая роль философии Бэкона и ее
судьбы. Рекомендуемая литература: 1. The works of Francis Bacon. Ed. by J.Spedding, R.L. Ellis and D.D. Heath. L., 1857-1874. V. 1-14. 2. Собрание сочинений Бэкона. Спб., 1874. Т. 1-2. 3. Либих Ю. Фрэксис Бэкон Веруламский и метод естествознания. Спб., 1866. 4. Маколей Т.Б. Очерк жизни лорда Бакона // Библиотека для чтения. Спб., 1856. Т. 140. Ч. 2. 5. Его же. Лорд Бэкон // Полное собрание сочинений. Спб., 1862. Т. 3. 6. Фишер К. Реальная философия и ее век. Франциск Бакон Верулламский. Спб., 1870. 7. Литвинова Е.Ф. Фрэнсис Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. Спб., 1891. 8. Милонов К.К. Философия Фрэнсиса Бэкона. М., 1924. 9. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. Тема 33. Декарт и картезианство. Учение
Декарта о методе. Методология научного познания. Идеализм и проблема Бога.
Механицизм против органицизма. Дуалистическая
метафизика. Борьба идеалистического и материалистического направлений картезианства
в истории европейской философии. Рекомендуемая литература: 1. Рене Декарт. Начала философии. Казань, 1914. Избранные произведения. М., 1950. Рассуждение о методе... М., 1925. Правила для руководства ума. М., 1936. Метафизические размышления. Спб., 1901. 2. Любимов Н.А. Философия Декарта. Спб., 1886. 4. Кранц Э. Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм. Спб., 1902. 5. Фишер К. История новой философии. Т. 1. - Декарт, его жизнь, сочинения и учение. Спб., 1906. 6. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956. 7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. Гносеология
Гоббса, его концепция знания и языка. Материализм в
учении о природе и человеке. Понятие Бога и его противоречия. Учение об
обществе и государстве: "Левиафан". Рекомендуемая литература: 1. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, 1991. 2. Hobbes Th. Opera philosophica. London, 1839-1845. Vol> I-V. 3. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975. 4. Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса: Вступ. статья К.: Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, 1991. 5. Его же. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. Тема 35. Блез Паскаль. Жизнь
и произведения Паскаля. Методология научного знания. Бессилие разума перед
лицом бесконечности. Ничтожество и величие человека. Религия как разрешение
всех противоречий человеческого существования. Паскаль в истории русской
философии. Рекомендуемая литература: 1. Паскаль Б. Письма к провинциалу. Спб., 1898. 2. Паскаль Б. Мысли. М., 1995. 3. Бутру Э. Паскаль. Спб., 1901. 4. Кляус Е.М., Погребысский И.Б., Франкфурт У.И. Паскаль. М., 1971. 5. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М., 1979. 6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1997. 7. Филиппов М.М. Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность. Спб., 1891. 8. Орлов А.И. Французский мудрец Влас Паскаль. М., 1911. 9. Кокосов В. Паскаль. Горький, 1935. 10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. Тема 36. Спиноза. Жизнь
и произведения. Проблема знания. Борьба против скептицизма. Натуралистический
пантеизм спинозы. Антителеологизм
и механистический детерменизм. Этико-социальная доктрина. Отношение к религии и
проблема атеизма Спинозы. Рекомендуемая литература: 1. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1957. 2. Spinoza. Opera, Im Aufrag der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, hrsg von C.Gebhardt. Heidelberg, 1925. D. I-IV. 3. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1971. Т. 2. 4. Быховский Б.Э. Был ли Спиноза материалистом? Минск, 1928. 5. Деборин А.М. Мировоззрение Спинозы // Деборин А. Очерки по истории материализма XVII-XVIII веков. М., 1930. 6. Коников И.А. Материализм Спинозы. М., 1971. 7. Мильнер Я.А. Бенедикт Спиноза. М., 1940. 8. Фишер К. История новой философии. Т. 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. Спб., 1906. 9. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977. 10. Его же. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. Тема 37. Лейбниц и Ньютон. Отношения
метафизики и конкретно-научного знания. Принципы рационалистической
методологии. Метафизика как учение о Боге и субстанции. Проблема жизни:
механизм и телеология. Монадология Лейбница.
Деистическое учение о предустановленной гармонии. Проблема свободы и теодицея.
Научная методолгия Ньютона и его отношение к
философии и религии. Противостояние ньютонианства и
лейбницианства. Рекомендуемая литература: 1. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. М., 1982-1989. 2. Die philosophischen Schriften von Gottfried Wilhelm Leibniz, hrsg. von C.Gerhardt, Berlin, 1875-1890. D. I-VII. 3. Майоров Г.Г. Лейбниц как философ науки: Вступ. статья к: Лейбниц Г.В. Сочинения. Т. 3. 4. Его же. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М., 1973. 5. Погребысский И.Б.В. Лейбниц. М., 1972. 6. Фейербах Л. Изложение, развитие и критика философии Лейбница // Фейербах Л. История философии. М., 1967. Т. 2. 7. Фишер К. История новой философии. Т. 3. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. Спб., 1905. 8. Чучмарев В.И., Г.В. Лейбниц и русская культура. М., 1968. 9. Карийский В. Умозрительное знание в философской системе Лейбница. Спб., 1912. 10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996. Тема 38. П.Гассенди, Дж. Локк, П.Бейль. Антисхоластический
сенсуализм, атомистический материализм и христианский эвдемонизм в этике Гассенди. Эмпиристическая
гносеология и социальная философия Локка. Бейль и его критика религиозного фанатизма и
метафизического догматизма. Рекомендуемая литература: 1. Гассенди П. Сочинения. М., 1966-1968. Т. 1-2. 2. Gassendi P. Opera omnia. Vol. I-VI. Luguduni, 1658* Firenze, 1727. 3. Быховский Б.Э. Гассенди. М., 1974. 4. Коньо Ж. Пьер Гассенди - возобновитель эпикуреизма // Вопросы философии, 1956. № 3. 5. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Пер. с лат. // Крылов А.Н. Собр. трудов. М.-Л., 1936. Т. 7. 6. Ньютон И. Лекции по оптике. М.-Л., 1946. 7. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М.-Л., 1945. 8. Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982. 9. Локк Д. Сочинения: в 3-х томах. М., 1985-1988. 10. Locke J. Works. London, 1801, 1963. Vol. 1-10. 11. Заиченко T.A. Джон Локк. М., 1973. 12. Aaron R.I. John Locke / Oxford, 1953. 13. Бейль П. Исторический и критический словарь (выборочно). Т. 1-2. Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны по случаю появления кометы в декабре 1680 г. Философский комментарий на слова Иисуса Христа "Заставь их войти". Продолжение "Разных мыслей..." М., 1968. 14. Bayle P. Ocuvres diversess, La Haye, 1727-1731. Vol. 1-4. 15. Фейербах Л. Пьер Бейль. К истории философии и человечества// История философии. М., 1967. Т. 3. 16. Пиков В. Пьер Бейль. М., 1933. 17. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1997. Тема 39. Философия эпохи Просвещения. Цели
и принципы "Энциклопедии". Дени Дидро: от деизма к материализму. Кондильяк и гносеология сенсуализма. Просветительский
материализм: Ламетри, Гельвеций, Гольбах. Вольтер и его отношение к христианству. Борьба
Монтескье против провиденциализма в истории. Педагогика Руссо. Рекомендуемая литература: 1. Duprat P. Les encyclopedistes. P., 1866. 2. Дидро Д. Собрание сочинений. М.-Л., 1935-1947. Т. 1-10. Избранные философские произведения. М., 1941. Избранные произведения. М.-Л., 1951. 3. Морлей Дж. Дидро и энциклопедисты. М., 1882. 4. Сементковский Р.И. Дени Дидро. Спб., 1896. 5. Saltykow W. Die Philosophie Condillacs. Bern, 1901. 6. Ламетри Ж. Избранные сочинения. М.-Л., 1925. Отрывки из произв. Предварительные рассуждения. Человек-машина. Система Эпикура // Французские просветители XVIII в. о религий. М., 1960. 7. Вороницын И.П. Ла Меттри, X, 1915. 8. Сережников В.К. Ламетри. М., 1925. 9. Момджян Х.Н. Философия Гельвеция. М., 1955. 10. Силин М.А. К.А. Гельвеций - выдающийся французский философ-материалист XVIII века. М., 1958. 11. Гельвеций К. Об уме. Спб., 1917; М., 1938. 12. Гольбах П. Система природы. М., 1924; М., 1940. Разоблаченное христианство. М., 1936. Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956. Карманное богословие. М., 1959. 13. Беркова К.Н. П.Гольбах. М., 1923. 14. Альтер И.М. Философия Гольбаха. М., 1925. 15. Вольтер. Философия истории. Спб., 1868. Избранные страницы, кн. 1-3. СПб., 1914. Избранные произведения... М., 1956. Письма. М.-Л., 1956. 16. Шахов А.А. Вольтер и его время. Спб., 1912. 17. Морлей Д. Вольтер. М., 1889. 18. Державин К.Н. Вольтер. М., 1946. 19. Соколов В.В. Вольтер. М., 1956. 20. Кузнецов В.Н. Мировоззрение Вольтера. М., 1958. 21. Монтескье Ш. О духе законов. Спб., 1839, 1862, 1900, 1901. Избранные произведения. М., 1955. 22. Никонов А.А. Монтескье, его жизнь и учено-литературная деятельность. Спб., 1893. 23. Сорель А. Монтескье. М., 1898. 24. Ильберт К. Монтескье. Спб., 1904. 25. Баскин М.П., Ш.Л. Монтескье - выдающийся французский мыслитель XVIII века. М., 1955. 26. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. Спб., 1906, 1907, 1938. Эмиль, или О воспитании. М., 1961. Исповедание веры савойского викария. М., 1903. О Боге. Спб., 1908. 27. Морлей Д. Руссо. М., 1881. 28. Южаков С.Н., Ж.Ж. Руссо. Спб., 1894. 29. Шюкэ А., Ж.Ж. Руссо. М., 1896. 30. Асмус В.Ф., Ж.-Ж. Руссо. М., 1962. 31. Роллан P. Ж.-Ж. Руссо // Собрание сочинений. М., 1950. Т. 14. 32. Cassirer E. Rousseau. Kant. Goethe, transi from the German, Princeton, 1945. Тема 40. Классическая немецкая философия. Кант: а)
Учение Канта о прекрасном и связь этого учения с его религиозными воззрениями; б)
Учение Канта о познании. Антиномии "Критики чистого разума"; в)
Этика Канта. Понятие категорического императива; г) Экклезиология
Канта по его сочинению "Религия в пределах только разума". Рекомендуемая литература: 1. Кант И. Критика чистого разума. Спб., 1867, 1902, 1907... Критика практического разума. Спб., 1879, 1897, 1908. Критика способности суждения. Спб., 1898. Пролегомены. М., 1889, 1905, 1934, 1937. О педагогике. М., 1896. Антропология. Спб., 1900. Избранные мысли. Спб., 1906. Религия в пределах только разума. Спб., 1908. 2. Фишер К. История новой философии. Спб., 1906-1910. Т. 4-5. 3. Асмус В. Диалектика Канта. М., 1930. 4. Его же. Философия И.Канта. М., 1957. 5. Карапетян А. Критический анализ философии Канта. Ер., 1958. 6. Шашкевич П.Д. Теория познания И.Канта. М., 1960. 7. Соловьев Вл. Критика отвлеченных начал. М., 1880. 8. Козлов А.А. Генезис теории пространства и времени Канта. Киев, 1884. 9. Паульсен И. Кант, его жизнь и учение. Спб., 1905. 10. Виндельбанд В. История новой философии. Спб.. 1905. Т. 2. 11. Cohen Н. Kants Begrundung der Ethik nebst ihren Anwenduncen auf Recht, Religion und Geschichle, 2 Auf 1., B., 1910. 12. Cassirer E. Kants Leben und Lehre. B., 1921. 13. Rickert H. Kant als Philosoph der modernen Kultur, Tubingen, 1921. 14. Паульсен Ф. Философия протестантизма (Кант и протестантство). Спб., 1907. Тема 41. Фихте. Жизнь
и философия Фихте. Проблема субъекта в наукоучении
Фихте. Этика Фихте и его учение о свободе. Влияние Фихте на русскую философскую
мысль. Рекомендуемая литература: 1. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. X., 1813; М., 1937. 2. Фихте И.Г. Sarntliche Werke,Bd 1-8, В., 1845-1846. Briefwechsel, Bd 1-2, Lpz.,1925. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1. Основные черты современной эпохи. Спб.,1906. О назначении ученого. М., 1935. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М., 1995. 3. Ильин И. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 111-112. 4. Ланц Г. И.Г. Фихте. Там же. 1914. Кн. 122(2). 5. Его же. Бытие и знание в философии Фихте. Там же. 6. Лопатин Л. Общее миросозерцание Фихте. Там же. 7. Яковенко Б. Основная идея теоретической философии И.Г. Фихте. Там же. 8. Его же. Наукоучение. Там же. 9. Ильин И. Философия Фихте как религия совести. Там же. 10. Кубицкий А. Фихте в иенский период. Там же. 11. Вышеславцев Б. Этика Фихте. М., 1914. 12. Фишер К. История новой философии. Спб., 1909. Т. 6. Тема 42. Шеллинг. Натурфилософия
Шеллинга. Его учение об интеллектуальной интуиции.
Философия торжества. Религиозная эволюция позднего Шеллинга: „философия
откровения". Рекомендуемая литература: 1. Шеллинг Ф.В. Sarntliche Werke, Abt I (Bd 1-10) - 2 (Bd 1-4), Stuttg. - Augsburg, 1856-1861. Философские письма о догматизме и критицизме // Новые идеи в философии. Спб., 1914. Сб. 12. Дедукция произведения искусства вообще. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934. Философия искусства. Двухтомник. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль. 1987-1989. 2. Фишер К. История новой философии. Спб., 1905. Т. 7. 3. Асмус В. Очерк истории диалектики в новой философии. М.-Л., 1930. 4. Сендерович С.Я. Об эстетическом созерцании у Шеллинга // Вопросы философии. 1967. № 5. 5. Hartmann N. Die Philosophic des deutschen Idealismus, Bd I, B., 1923, S. 123-186. 6. Noack L. Schelling und die Philosophic der Romantik. Bd 1-2, B., 1859. Тема 43. Гегель. Система
и метод философии Гегеля. Учение Гегеля о понятии. Философия религии Гегеля.
Его натурфилософия. Общее понятие о феноменологии духа. Рекомендуемая литература: 1. Гегель. Werke. Vollstandige Ausgabe. Bd 1-19, В., 1832-1887. Сочинения в 14 томах. М., 1929-1958. Логика. М., 1861. Ч. 1. Феноменология духа. СПб., 1913. Философия природы. М.„ 1868. Философия религии. М., 1970 - Т. 1, 1977 - Т. 2. 2. Волков Г. Сова Минервы. М., 1985. 3. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1918. Т.1. Учение о Боге. Т. 2. Учение о человеке. 4. Фишер К. История новой философии. Т. 8. СПб., 1902. 5. Фейербах Л.К критике философии Гегеля // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1. 6. Гогоцкий С.С. Гегель Г.В.Ф. // Философский лексикон. Киев, 1861. Т. 2. 7. Гайм P. Гегель и его время. СПб., 1861. 9. Rosenkranz К. G.W.F. Hegels Leben. В., 1844. 10. Stirling J.H. The secret of Hegel. New ed. Edin., 1898. 11. Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels. B., 1905. 12. Collins J.A history of modem European philosophy. N.Y., 1965. Тема 44. Шопенгауэр. Учение
Шопенгауэра о воле. Этика Шопенгауэра. Значение категории бессознательного в
философии Шопенгауэра и Э.Гартмана. Связь этих
философских систем с буддийской философией. Рекомендуемая литература: 1. Шопенгауэр. Sarntliche Werke, Bd 1-15, Munch., 1911-33; Sarntliche Werke, Bd 1-7, Wiesbaden, 1946-50. Полное собрание сочинений. М., 1900-10. Т. 1-4. 2. Фишер К.А. Шопенгауэр. М., 1896. 3. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Полное собрание сочинений. М., 1909. Т. 2. 4. Цертелев Д. Философия Шопенгауэра. Спб., 1880. Ч. 1. 5. Его же. Эстетика Шопенгауэра. Спб., 1890. 6. Гартман. Das Grundproblem der Erkenntnistheorie, Lpz., 1889. Die Religion des Geistes 3 Auf 1., В., 1907. Philosophic des Schonen, 2 Auf 1., В., 1924. System der Philosophic im Grundriss. Bd 1-8, Lpz., 1907-1909. Сущность мирового процесса или философия бессознательного. М., 1873-1875. Вып. 1-2. Истина и заблуждения в дарвинизме. Спб., 1909. Современная психология. М., 1902. 7. Кюльпе О. Современная философия в Германии. М., 1903. 8. Huber М. Eduard von Hartmanns Metaphysik und Religionsphilosophie. Winterthur, 1954. Тема 45. Ф.Ницше. Учение Ницше о воле к власти. Этика и эстетика
Ницше. Ницше и христианство. Рекомендуемая литература: 1. Ницше. Werke, Bd 1-19, Lpz., 1903-1913, Bd 20 (Register), Lpz., 1926. 2. Полное собрание сочинений. М., 1905-1912. Т. 1-3,9. 3. Ницше. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1994. Сочинения в 2-х томах. М., 1996. 4. Трубецкой Е., кн. Философия Ницше. Критический очерк. М., 1904. 5. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. 6. Файгингер Г. Ницше как философ. М., 1902. 7. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Фридриха Ницше. СПб., 1907. 8. Его же. Достоевский и Ницше (Философия трагедии). СПб., 1908. Берлин,1922. 9. Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Переводы, исследования, эссе философов "серебряного века" в 2-х томах. М., 1996. Тема 46. Экзистенциализм. Религиозный и безрелигиозный экзистенциализм.
Учение о бытии. Личность и общество. Проблема свободы. Коммуникация. Итоги
экзистенциализма. Рекомендуемая литература: 1. Менде Г. Очерки о философии экзистенциализма. М., 1958. 2. Гайденко П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963. 3. Шварц Т. От Шопеншауэра к Хейдеггеру. М., 1964. Современный экзистенциализм. М., 1966. 4. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. М., 1966. 5. Pfeiffer J. Existenzphilosophie, Lpz., 1933. 6. Fischer A. Die Existenzphilosophie, Lpz., 1935. 7. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. Тема 47. Неотомизм. Универсализм неотомизма.
Неотомистская метафизика. Онтология,
натурфилософия, гносеология и философия истории неотомизма. Рекомендуемая литература: 1. Быховский Б.Э. Неотомистский обскурантизм // Современные религиозно-философские течения в капиталистических странах. М., 1962. 2. Бургете А.Р. Современный томизм // Современный объективный идеализм. М., 1963. 3. Миллер P. Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности. М., 1965. 4. Maritain J. Antimodeme, P., 1922. 5. Его же. De Bergson a Thomas di Aquin, P. 1947. 6.Manser G. Das Wesen des Thomismus, 3 Aufl., Freib. (Schw.), 1949. 7. Wyser P. Thomas von Aquin, Bern, 1950. 8. Его же. Der Thomismus, Bern, 1951. 9. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966. 10. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. Тема 48. Диалектическая теология. "Теология
культуры" Пауля Тиллиха.
Карл Барт и его критика либерального
протестантизма. Теология кризиса Рейнхольда Нибура. Эсхатология Эмиля Бруннера. Рекомендуемая литература: 1. Тиллих. Gesammelte Werke, Bd 1 - Stuttg., 1959; The protestant era, Chi., 1948; The courage to be. New Haven, 1952; Love, power and justice, N.Y., 1960. Избранное. Теология культуры. М., 1995. 2. Adams J.L., P.TilIkh s philosophy of culture, science and religion, Chi., 1947. 3. Killen R.A., The ontological theology of P.TilIkh. Kampen, 1956. 4. Barth К. Die kirchliche Dogmatik, Bd 1-9, Zollikon - Z. 1932-55. 5. Крывелев И.А. Современное богословие и наука. М., 1959. 6. Balthasar H.U. von, Karl Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951. 7. Niebuhr R. Leaves from the Notebook of a Tamed Cynic, Chi.-N.Y. 1929, new ed., Hamden (Conn.), 1956. The children of Light and the children of Darkness, L., 1945. 8. Мельвиль Ю.К., Чанышев А.Н., Ирония истории // Вопросы философии. 1954. № 2. 9. Harland G. The thought of R. Niebuhr, N.Y., 1960. 10. Brunner E, Eriebnis, Erkenntnis und Glaube, 5 Aufl.. Tubingen, 1933. Die Grenzen der Humanitat, Z., 1922. Das Wort Gottes und der modeme Mensch, B., 1937. Das Ewige als Zukunft und Gegenwart, Z., 1953. II. Баумер Ф.Л. Апокалиптика 20-го столетия // Вестник истории мировой культуры. 1957. №2. 12. Момджян Х.Н. Об идеологии социального пессимизма. Там же. С. 47-55. 13. Volken L. Der Glaube bei E.Brunner. Freiburg, 1947. Тема 49. Философия математики и естествознания. Понятие
о теориях Геделя. Борьба Макса Планка против
позитивизма и его отношение к религии. Объективный идеализм Вернера Гейзенберга.
Методический валюнтаризм Гуго
Динглера. Рекомендуемая литература: 1. Nagel Е., Newman J. Godels prof// Scient. Amer. 1956, L 194. N 6. p, 71-84, 86. 2. Клини С.К. Введение в математику. М., 1957. 3. Планк М. Физические очерки. М., 1925. От относительного к абсолютному. Вологда, 1925. Positivismus und reale AuBenwelt..., Lpz., 1931. 4. Макс Планк и философия. М., 1963. 5. Кузнецов И.В. Основные идеи в творчестве Макса Планка // Философские вопросы современной физики. М., 1959. 6. Мах Plank zum Gedenken. B., 1959. 7. Гейзенберг В. Открытие Планка и основные философские проблемы атомной теории // Успехи физических наук. 1958. Т. 66. Вып. 2. Октябрь. Философские проблемы атомной физики. М., 1953. 8. Кузнецов И.В. В чем прав и в чем ошибается Вернер Гейзенберг // Вопросы философии. 1958. № II. 9. Динглер Г. Die Grundlagen der Physik. Synthetische Prinzipien der mathematischen Naturphilosophie. Lpz., 1919, 2 Aufl. 1923. Der Zusammenbruch der Wissenschaftund der Primat der Philosophic. Lpz., 1926. Metaphysik als Wissenschaft vom Letzten, 1929. Die Methode der Physik. 1938. Munch. Der Lehrbuch der e[akten Fundamentalwissenschaft. 1954. 10. Benini G. {u. a.} Hugo Dingier. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag, Munch., 1956. 11. KrampfW. Die Philosophic Hugo Dinglers, Munch.. 1955. 12. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. Тема 50. Глубинная психология. Психоанализ
Зигмунда Фрейда. Фрейдизм и неофрейдизм.
Аналитическая психология К.Г. Юнга. Его анализ религиозного сознания и проблемы
теодицеи. Проблема отчуждения человека в работах Эрика Фрамма и Карен Хорни. Рекомендуемая литература: 1. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.-П., 1922. Т. 1-2. Основные психологические теории в психоанализе. М.-П., 1923. Методика и техника психоанализа. М.-П., 1923. 2. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1925. 3. Puner Н., Freud. His life and his mind, L., 1949. 4. Jones Е. The life and work of S.Freud, v. 1-3, N.Y., 1957. 5. Choisy М. S.Freud, N.Y., 1963. 6. Замашкин Ю.А. Психологическое направление в современной буржуазной социологии. М., 1958. 7. Уэллс Г. Фрейдизм и его современные реформаторы // Вопросы философии. 1959. № 12. 1960. № 1. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. 8. Юнг К.Г. The collected works, v 1-20, L. 1953-1964. Gesammelte Werke, Bd I- Z. 1958. Психоз и его содержание. Спб., 1909. Психологические типы. М., 1924. Спб., 1995. Antwort auf Hiob, 1952. - Ответ Иову. М., 1995. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995. Проблемы души нашего времени. М., 1996. 9. Асатиани М.М. Современное состояние вопроса теории и практики психоанализа по взглядам Юнга. М., 1910. 10. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. 11. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. № 3. 12. Progoff I. Jungs psychology and its social mtaning, N.Y., 1953. 13. Фрамм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. М., 1996. Beyond the chains of illusion. My encounter with Marx and Freud. N.Y., 1962. The heart of man. Its genius for good and evil, N.Y., 1964. You shall be as goods, N.Y., 1966. The revolution of hope, N.Y., 1968. 14. Титаренко А.И. Эрик Фромм в оковах иллюзий // Вопросы философии. 1964. №10. 15. Evans R.I. Dialogue with E.Fromm, N.Y., 1966. 16. Horney K. Self-analysis, N.Y., 1942. Neurosis and human groman growth, N.Y., 1950. Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis, N.Y., 1966. 17. Advancec in psychoanalysis. Contributions to Karen Homeyis holistic approach, N.Y., 1964. БИБЛИОГРАФИЯ: Общие руководства
по истории философии: 1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996. 2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1988. 3. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. 5. Келлестон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 6. Под ред. Мотрошиловой Н. История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1995- Кн. 1; М., 1996. Кн. 2. 7. Штекль Э. История средневековой философии. СПб., 1996. 8. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 9.
Антология мировой философии. Т. 1-4. М.: Мысль,
1969-1972. |
|