Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по  курсу  «ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО»

для 3-го курса Московской Духовной Семинарии

 

 

ПРОГРАММА  КУРСА

 

Тема 1. Искусство домонгольской Руси.

Древнейшие храмы Руси. Особенности архитектуры Киева, Новгорода, Пскова и Владимира. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря. Сочетание мозаики и фрески. Фрески Киева, Новгорода, Пскова и Владимира. Иконы (большие настолпные и др.). Богословская глубина и возвышенность образов. Особенности прикладного искусства домонгольской Руси (перегородчатая эмаль, золотая наводка, металлообработка).

 

Рекомендуемая литература:

1. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.

2. Живопись Древней Руси XI-начала XIII веков. Мозаика, фреска, иконы. Л., 1982.

3. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

4. Рыбаков А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л., 1971.

5. История русской архитектуры. Спб., 1994.

6. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

 

Тема 2.  Искусство в XIV-начале XV века.

Влияние 1237 года на искусство. Подъем в XIV веке. Храмостроительство на Севере. Ансамбли фресок Новгорода (Греческое и балканское влияние). Храмостроительство Москвы начала XV века (Лавра, Андроников и Сторожевский монастыри, храм Успения на Городке). Расцвет искусств на Руси. Феофан Грек. Новгородский период (ц. Спаса Преображения на Ильине улице). Московский период (работы в Благовещенском соборе). Фаворский свет и свет на произведениях Феофана.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М.,    1994.

2. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. М., 1983.

3. Лившиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987.

4. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

5. История русской литературы. Спб., 1994.

6. Лихачев Д.С., Вагнер Г.Н., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

 

Тема 3. Преподобный Андрей Рублев.

Житие. Благовещенский собор, работы во Владимирском Успенском соборе. Икона Троицы, иконостас и росписи Троицкого собора. Известие о росписи собора Андроникова монастыря. Мнения исследователей о работах в Звенигороде. Умиротворенность и возвышенность работ преп. Андрея. Значение преп. Андрея.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.

2. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1981.

3. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

4. Сергеев В. Рублев. М., 1990.

5. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

 

Тема 4. Архитектура XV - начала XVI веков.

Проблема храмостроительства на Руси. Приглашение итальянцев (Аристотель Фиорованти и Алевиз Новый). Соборы Кремля и другие храмы. Формирование классического четырехярусного иконостаса. Особенности иконостасов эпохи. Богословие иконостаса.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

3. История русской архитектуры. Спб., 1994.

4. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.

5. Флоренский П., свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.

 

Тема 5. Дионисий и икона Москвы XV - начала XVI в.

Работы Дионисия в Боровском монастыре. Росписи и иконы в Кремлевском Успенском соборе. Прп. Иосиф Волоцкий и Дионисий. Работы Дионисия в Северной Фиваиде. Значимость ансамбля Ферапонтова монастыря. Особенности писем Дионисия. Продолжатели Дионисия.

 

Рекомендуемая литература:

1. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.

2. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.

3. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. М., 1975.

4. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.Н., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

 

Тема 6. Иконописные школы.

Понятие иконописная школа. Причины их формирования. Особенности иконописной школы Москвы - школы столицы. Наследие преп. Андрея и Дионисия. Изящество и гармония московской иконы. Школа Новгорода. Народность, простота, непосредственность его иконы (сюжет, иконография, рисунок, звучность цвета). Самостоятельность искусства соседнего Пскова. Выразительность его иконы, динамичность, скупость колорита, любовь к ассисту. Проблемы выделения традиций Твери, Ростова, Ярославля, Суздаля и Нижнего Новгорода.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Лазарев В.Н. Русская  иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1994.

2. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

 

Тема 7. Церковное искусство в XVI веке (архитектура, росписи, прикладное искусство).

Традиционные храмы (соборы Александрова, Лавры, Вологды, Ростова и др.). Первые шатровые церкви (Коломенское). Храм Иоанна Предтечи в Дьяково и собор Покрова на Рву. Архитектура Соловков. Немногочисленные ансамбли фресок (Благовещенский собор, Новодевичий монастырь). Прикладное искусство (чернь, резьба (царское место), лицевое шитье и др.).  Влияние западной гравюры на миниатюру. Иллюстрированные жития.

 

Рекомендуемая литература:

1. Иконников А.В. Тысяча  лет русской архитектуры. М., 1990.

2. Лихачев Д., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

3. История русской архитектуры. Спб., 1994.

4. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.

5. Русская деревянная скульптура. М., 1994.

 

Тема 8. Церковное искусство в XVI веке (иконостас и икона).

Изменения в иконостасе (праотеческий ряд, дьяконские двери). Иконы 1-й половины XVI века. Изменение колорита и настроя ряда икон ср. XVI века. Увлечение символико-аллегорическими изображениями. «Многословность», потеря ясности и цельности. Идеи, а не лики. Дело дьяка Висковатого. Четырехчастная и др. подобные образы. Иконописные мастерские свт. Макария, Годунова. Иконы конца XVI века.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, 1989.

2. Лихачев Д., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

3. Подобедова. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.

 

Тема 9. Деревянное зодчество.

Традиции деревянных храмов на Руси. Древнейшие памятники. Типы деревянных церквей (клецкие, шатровые, ярусные, кубоватые, многоглавые). Шедевры деревянного зодчества.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

2. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986.

3. Ополовников А.В. Сокровища русского Севера. М., 1989.

4. История русской архитектуры. Спб., 1994.

 

Тема 10. Архитектура XVII века.

Проникновение Запада усилилось в смутное время. Многообразие архитектуры храмов XVII века. Крестово-купольные храмы. Шатровые храмы и прекращение их строительства в средние века. Другие бесстолпные церкви. Возрастание декоративности, появление чисто внешних элементов (не световые барабаны, кокошники). Ансамбль Новоиерусалимского монастыря. Русское барокко (Фили, Дубровицы). Традиционные иконостасы XVII века (Успенский собор Кремля). Появление рамного резкого иконостаса и его популярность. Формирование местного ряда, его сюжеты.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

2. История русской архитектуры. Спб., 1994.

3. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.

 

Тема 11. Живопись XVII века.

Обилие фресковых ансамблей. Сохранение традиций в росписях. Использование композиций западных гравюр. Значение художников Ростова, Ярославля, Костромы. Бригадность и ремесленность письма. Понятие «строгановская школа». Увеличение декоративности, изощренности письма. Значение Оружейной палаты (с 40-х годов). Работа в ней иностранцев. Появление светского искусства. Симон Ушаков. Защита Иосифом Владимировым западного направления в искусстве. Фряжские и традиционные иконы 2-ой половины XVII века. Иконописные подлинники и прориси. Тенденции в миниатюре. Расцвет ювелирного искусства и увеличение его декоративности. Усольские эмали. Шитье в XVII веке.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

3. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.

4. Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнови Г.И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. М., 1994.

5. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.

6. Искусство строгановских мастеров. М., 1991.

 

Тема 12. Подражание Западу (архитектура XVIII-середина XIX века).

Следование архитектуры образцам Запада. Работы иностранных архитекторов. Барокко. Петропавловский собор (Доменико Трезени), Смольный монастырь (Старов И.Е.), Казанский (Воронихин А.Н.) и Исаакиевский соборы (Огюст Монферран). Романтическое увлечение готикой («Чесменская» церковь). Кардинальное изменение иконостаса в XVIII-1-ой половине XIX века.

 

Рекомендуемая литература:

1. История русской архитектуры. Спб., 1994.

2. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.

3. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Спб., 1994.

 

Тема 13. Подражание Западу (живопись и прикладное искусство) (XVIII-1-ой половины XIX века).

Размежевание  светского и  церковного искусства. Профессиональные художники. Подражание Западу. Лосенко - «русский Рафаэль». Брюллов К.П., Бруни Ф.А., Иванов А.А. (Явление Христа народу, Библейские эскизы). Особенности росписей храмов эпохи. Картины и копии художников Западной Европы в церквах. Особенности прикладного искусства.

 

Рекомендуемая литература:

1. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Спб., 1994.

2. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.

3. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Спб., 1994.

 

Тема 14. Поиски 2 половины XIX - начала XX века в архитектуре.

Константин Тон и Храм Христа Спасителя. Подражания храму Христа (Тоновский стиль). Ориентация на Византию и храмы московско-ярославского стиля. Освоение модерном  древнерусской архитектуры (неорусский или псковско-новгородский стиль). В.А. Покровский (храм в Лейпциге, Шлиссельбурге, Феодоровский Государев собор) и А.В. Щусев (Почаев, Марфо-Мариинская обитель, храм на Куликовом поле). Ретроспективное направление («новый историзм»). Ориентация на владимирско-суздальское (Спас на водах), ростовское (Феодоровский собор 300-летия Романовых), московское зодчество. Примеры следования русскому (Воскресенская церковь Смоленского кладбища) и европейскому барокко, классицизму. Особенности иконостасов.

 

Рекомендуемая литература:

1. История русской архитектуры. Спб., 1994.

2. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Спб., 1994.

3. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992.

4. Афанасьев К.Н., В.А. Щусев. М., 1978.

5. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

6. Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX - начала XX веков. // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 2. М., 1998.

 

Тема 15. Поиски 2-ой половины XIX - начала XX веков в живописи и прикладном  искусстве.

В.М. Васнецов (Абрамцевский храм, Владимирский киевский собор и др.), Нестеров М.В. (Киев, Марфо-Мариинская обитель, Абас-Туман и др.). Работы в храмах других художников (Врубель, Петров-Водкин, Рерих). Религиозные  сюжеты в живописи русских художников. «Натурализм» Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова. Скрытое присутствие  архитипов христианской иконографии в картинах совершенно светских и принижение тем библейских.

 

Рекомендуемая литература:

1. Дунаев М.М. Своеобразие религиозной жизни. Очерки по русской культуре XII-XX веков. М., 1997.

2. Вагнер Г.К. В поисках Истины. М., 1993.

3. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Спб., 1994.

 

Тема 16. Пути традиционного церковного искусства в Синодальный период.

Сохранение традиций русского барокко в провинции в XVIII в. (Сибирское барокко). Традиционность деревянного храмового зодчества. Приверженность традиции, следование иконописным подлиникам в центрах иконописания (Палех и др.), народной иконе и центрах старообрядчества. Массовое производство. Тенденции в иконе Палеха (тщательность, измельченность письма, утонченная хрупкость образов, суховатая графичность). «Подокладницы». Появление отдельных живописных икон в традиционных иконописных центрах. Работы палешан в столицах. Привлечение их к «реставрации» храмов (Москва, Владимир, Новгород). Открытие иконы реставраторами. Работы иконописцев-реставраторов. Подделки и имитации. Традиционная икона, роспись в значимых  церквах конца XIX-начала XX вв. Книгописание и книжная миниатюра. Резьба по дереву (скульптура, резные иконы и кресты, иконостасы и киоты), литье, ростовская финифть.

 

Рекомендуемая литература:

1. История русской архитектуры. Спб., 1994.

2. Иркутское барокко. М., 1993.

3. Кантиков А.Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки, Урала XVIII в. Свердловск, 1990.

4. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея Палехского искусства. М., 1994.

5. Культура староверовВыга. Петрозаводск, 1994.

6. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Каталог выставки. Архангельск-Москва, 1995.

7. 1000-летие русской государственной культуры. М., 1988.

8. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.

9. Русская эмаль XVII-начала XX века. М., 1994.

10. Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск 1,2. М., 1993.

11. Кызласова И.Л. О проблеме подделывания и копирования икон в XIX-начале XX века // Искусство христиан мира. Сборник статей. Выпуск 2. М., 1998.

 

Тема 17. Понятия о реставрации.

Возникновение  научной реставрации. Исследование памятников, требующих реставрации.  Инструменты и оборудование. Консервация. Укрепление шелушений, вздутий. Реставрация основы.  Удаление загрязнений, олифы, записей. Восполнение утрат, тонировка. Различие церковного и светского подходов к этому. Защитный слой.

 

Рекомендуемая литература:

1. Реставрация икон. Методические рекомендации. М., 1993.

2. Реставрация станковой темперной живописи. М., 1986.

 

Тема 18. Церковное искусство до 1988 года.

Церковная архитектура в русском зарубежье. Иконописание. Инок Григорий (Круг), Успенский Л.А. Значимость иконописных работ, трудов по богословию иконы для понимания иконы на Западе. Иконописание до Второй мировой войны в России. Соколова М.Н. и храм свт. Николая в Клениках. Труды мон. Иулиании (Соколовой) в Троице-Сергиевой Лавре и их значение для иконописания в XX веке.  Пути живописной иконы в 20 веке. Восстановление Данилова монастыря - толчок для дальнейшего освоения древней иконы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Григорий (Круг), инок. Мысли об иконе. Париж, 1978.

3. Мон. Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

4. Современная православная икона. М., 1994.

 

Тема 19. Церковная архитектура сегодня.

Конкурс храма 1000-летия Крещения Руси. Храмы-копии (Храм Христа Спасителя), реконструкции (Казанский собор). Подходы к реставрации храмов. Новые проекты.  Проблеммы проектирования новых храмов. Подходы к созданию иконостасов (воссоздание разрушенного, организация нового решения, тупиковый неообновленческий подход). Рекомендации.

 

Рекомендуемая литература:

1. Конкурс проектов Свято-Троицкого храма-памятника в честь 1000-летия Крещения Руси // ЖМП, 1990, № 6.

2. М.Кудрявцев, Т.Кудрявцева. Размышления о церковной архитектуре // ЖМП, 1990, № 5, с. 23-25.

 

Тема 20. Изобразительное искусство сегодня.

Возрождение и примеры мозаики. Стенопись и фреска сегодня. Живописные росписи, иконы. Иконописные центры. Направления, характер работ. Проблеммы современного иконописания.

 

Рекомендуемая литература:

1. Проблемы современной церковной живописи. М., 1997.

2. Современная православная икона. М., 1994.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную