Семинарская и святоотеческая библиотеки |
по ПРАВОСЛАВНОЙ
ПЕДАГОГИКЕ для 2-го
курса Московской Духовной Семинарии Программные разделы курса. 1. Введение в проблемы
христианской педагогики 2. Православная антропология
как основание педагогики 3. Своеобразие детства как
этапа духовного созревания личности 4. Общее учение о педагогическом процессе 5. Теория христианского
воспитания 6. Теория обучения (дидактика) 7. Формы организации православного воспитания и образования. Их
кадровое и правовое обеспечение 8. Педагогическая
самоподготовка пастыря и его работа с учителями ПРОГРАММА КУРСА I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ 1. Понятие о педагогике как науке и практике в общем и о христианской педагогике в частности. Педагогика
как искусство воспитания и наука
педагогики как теория, описывающая это искусство. -
Предмет педагогики, задачи курса. - Значение педагогической подготовки для
практики воспитания. - Система
педагогических наук. - Взаимосвязь педагогической науки с другими сферами
знания. - Связь педагогики с философией. - Мировоззренческие основы христианской педагогики. - Педагогичность Библии и служения Христа. - Основные педагогические черты служения Господа нашего Иисуса
Христа. - Педагогичность в жизни Церкви. - Дело педагога как служение
большего меньшему. 2. Краткий исторический обзор педагогических идей и систем от античности до наших дней. Основные
идеи дохристианской педагогики. - Понятия
"воспитание" и "образование". - Происхождение термина
"педагогика". - Педагогика
Древней Греции.
- Гимнасии и палестры как первые учебные заведения. -
Воспитание в Спарте.
- Понятие педагогической системы. - Религиозное и философское основания
педагогической системы. - Педагогические
идеи Сократа и Платона. - Академия. - Педагогическая
система Аристотеля.
- Лицей. - Древнеримские традиции воспитания. - Ближневосточные традиции воспитания. -
Педагогические идеи христианства в связи с
христианским идеалом человека. - Мысли
святых отцов Церкви о воспитании. - Основные направления христианского
воспитания. - Христианские школы. -
Понятие монастырской школы, ее
характерные черты и проблемы. - Зарождение университетов
в Западной Европе. - Соотношение в них
воспитания и образования. - Сравнение двух
систем образования. - Иезуитская система воспитания. - Дидактическая теория Я.Коменского. - Кризис западно-христианской педагогики. - Основные постхристианские педагогические
системы. - Их анализ у Зеньковского В. В. 3. Проблемы современной педагогики. Основные подходы к воспитанию. Генезис
и становление отечественной педагогики. - Проблема целей воспитания в истории
русской педагогики. - К.Д.Ушинский
об антропологическом знании как основании
педагогики. - Проблема свободы и
необходимость педагогического воздействия. - Современные психологические теории
и основанные на них педагогические
системы (бихевиоризм; социологическая школа; гештальтпсихология;
коллективистская педагогика
советской школы; педагогика
развития) . -
Императивная и личностная педагогика. -
Проблема соотношения воспитания и образования. - Школа и общество. - Критика педагогического утопизма. - Современные тенденции христианского образования и воспитания -
Проблема культурного дуализма. Рекомендуемая литература: 1. Святитель Иоанн Златоуст.
О христианском воспитании //
О религиозном воспитании детей. Сб. М., 1993, с. 7-25. 2. Русская педагогика в главнейших ее представителях. Хрестоматия./
Сост. Демков. М.,
1898. 3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.
М., 1993. 4. Зеньковский В.В. Дар свободы. Париж. 5. Корчак Я. Как любить ребенка. Правила жизни //
В кн. "Как любить ребенка". М. 1990. 6. Лихачев А.Е. Учительное служение
Православной Церкви в отношении к
подрастающему поколению //
Вестник духовного просвещения, № 1. М., 1994, с.16-23. 7. Рубинштейн М.М.
История педагогических идей. М., 1912. 8. Ушинский К. Д.
Человек как предмет воспитания. Предисловие. II. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИКИ 4. Замысел Божий о человеке как педагогический идеал. Зло в человеке. Догматические
основания антропологии (христология и сотериология). - Антропология
святых отцов Церкви (свят. Григорий
Нисский, преп. Максим Исповедник, свят. Григорий Палама). -
Дихотомия и трихотомия. - Человек как
образ Божий.
- Призвание человека в мире. Иерархичность и целостность
человеческой природы. - Богословское понятие
"личности". - Зло
не как онтологическое понятие, а как личностная
позиция.
- Три сферы личностного бытия (отношения к Богу, к людям, к
миру) . -
Основные антиномии человеческой природы (тварность,
соборность, материальность). - Следствия
грехопадения. - Расхождение
эмпирического и духовного "Я". - Домостроительство спасения во Христе. 5. Основы православной аскетики. Жизнь как восхождение к Богообщению. Понятие Церкви и ее значение в деле спасения человечества. Понятие
святости. -
Стяжание святости как условие спасения. Необходимость подвига. - Понятие об аскетике. - Этапы
восхождения человеческого духа к Богу (неведение Бога - обращение - утверждение в вере - возрастание в Богоугождении - деятельное Богообщение). Значение мысленной брани и Иисусовой
молитвы.
- Богословкое понятие
"Церкви". - Благодатная жизнь
Церкви. - Христианин и Церковь. - Ступени воцерковления. -
Значение церковной жизни в деле спасения человека и всего человеческого рода. Рекомендуемая литература: 1. Свят. Григорий Нисский. Об устроении
человека. СПб., 1995. 2. Свят. Игнатий (Брянчанинов) . Учение
о человеке // Ж-л
"Богословские труды"
№ 29, М, 1987. 3. Свят. Феофан Затворник. Пдть ко
спасению. М. 1992. 4. Архим. Алипий, архим. Исайя. Догматическое богословие. ТСЛ., 1994, с.207-250. 5. Еп. Варнава
(Беляев). Искусство святости. М.,
1994. 6. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и
византийское богословие. Киев, 1915. 7. Прот. Зеньковский
В. В. Об образе Божием в человеке // Ж-л "Православная
мысль", вып. 2. Париж, 1930, с.102-136. 8. Архим. Киприан (Керн). Антропология свят. Григория Паламы. Париж, 1950. 9. Лосский В.Н. Догматическое богословие //
Ж-л "Боголсовские труды", №8, М., 1972. 10. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Там же. 11. Прот. Иоанн Мейендорф. Христос в восточно-византийском
мышлении. Вашингтон и Кливленд, 1969. 12. Архим. Платон (Игумнов). Православное
нравственное богословие. ТСЛ., 1994. III. СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСТВА КАК ЭТАПА ДУХОВНОГО СОЗРЕВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ 6. Детство как жизненный этап, его своеобразие. Духовная жизнь в различные периоды детства. Понятие
зрелости и зрелой личности. - Детство как
этап созревания . -
Граница созревания и зрелости. - Своеобразие духовных задач
детства (раскрытие духа в зреющей эмпирии). -
Периодизация духовной жизни
детства.
- Гипотеза о приоритете личностных отношений. - Младенчество (до 4-х лет) как основной
период формирования психо-физиологии. -
Раннее детство (до 7-8 лет) как освоение
в мире. -
Второе детство (до 11-12 у девочек и 12-13 лет у мальчиков) как социализация
личности.
- Отрочество (до 14-15 у
девочек и 15-16 у мальчиков) как период рефлексии. - Юность (от 15-16 лет) как время равновесия сил души и готовности духа
обратиться к Богу. 10. Психология юношеского возраста и педагогические задачи в этом периоде. Обобщение: своеобразие пастырско-педагогической работы с ребенком. Юность
как период равновесия душевных сил. - Своеобразие жизненной позиции в
юности (независимость, открытость
и легкомысленность) . - Конфликт идеальности устремлений и усиливающейся
социализации личности. - Умственная и эмоциональная сфера. -
Нравственно-волевая регуляция в юности. -
Соотношение духовной и религиозной жизни в этом периоде. - Духовная роль семьи. -
Значение духовного руководства и
церковной жизни в период юности. - Личность ребенка и свобода. -
Необходимость духовно-педагогической помощи становящейся личности. - Принципиальные отличия духовной работы с
детьми от работы со взрослыми. Рекомендуемая литература: 1. Возрастная и педагогическая психология. Учебник. М., 1993. 2. Зеньковский
В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 3. Зеньковский В.
В. Проблемы воспитания в свете
христианской антропологии. М. 1993. 4. Зеньковский В. В. О
религиозном воспитании в семье //
Вопросы православной педагогики. Вып. 1.
с.53-77. 5. Свящ. А.
Калашников. О руководителях юношества и программе их
работы // Там же. с.40-46. 6. Корчак Я. Как
любить ребенка // В кн. "Педагогическое наследие". М., 1991. 7. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши
дети. М., 1993. 8. Непомнящая Н.И. Становление личности
ребенка 6-7 лет. М., 1992. 9. Слободчиков В.
И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. 10. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. IV. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 11. Понятие "педагогического процесса", его основные условия и факторы. Сферы педагогического взаимодействия. Социальное
взаимодействие, его природа и свойства. -
Деятельность и общение как способы
социальной жизни человека. - Педагогический процесс как особая
разновидность социального процесса,
его характерные черты. -
Духовная сторона педагогического процесса
как диалога двух личностей. - Общие закономерности педагогического процесса (синергийность,
духовно-эмоциональное созвучие, мотивация и интерес и др.). -
Сочетание воспитания, обучения и развития в учебном процессе. - Среда как фактор педагогического
взаимодействия. Сферы педагогического взаимодействия: семья, учебно-воспитательные заведения, учреждения досуга, сфера свободного общения. - Их взаимное соотношение в учебном процессе на разных
возрастных этапах. 12. Педагогическая сторона семейных отношений. Дошкольные учреждения, их педагогическое значение. Воспитательное
значение семейной жизни. -
Традиции воспитания русской семьи с точки зрения научной педагогики. -
Кризис современной семьи. - Необходимость создания
дополнительной детской среды. -Роль
учреждений дошкольного воспитания. -
Своеобразие педагогического процесса в детском саду. - Развитие системы
дошкольного воспитания в истории. -
Задачи детского сада. 13. Педагогический процесс в школе и в сфере свободного общения. Церковно-приходская жизнь как благодатная педагогическая среда. Особенности
школьной педагогической среды. - Учитель и ученик. - Класс как социальный организм. -
Психология ученика. - Психология учителя. - Своеобразие
педагогического процесса в школе. - Подростковая среда. - Сфера
свободного общения и ее педагогическое
значение . - Проблема неформального лидера. -
Педагогические возможности клубов и кружков. - Принципы педагогической работы в
молодежных организациях и движениях. - Церковь и школа. -
Проблема "культурного дуализма" и возможности его преодоления в церковной школе. -
Приходская жизнь как основа
создания единой воспитывающей среды и церковной
школы. Рекомендуемая литература: 1. Василевская В.Я. Учение Ушинского о
воспитании // Вестник РХД,
№129, с.75-90,
№130, с.83-110,
Париж, 1979. 2. Прот. Зеньковский В. В.
Основы православной педагогики // Сб. "Вопросы православной
педагогики", Вып. 1. М., 1992, с.3-8. 3. Прот. Зеньковский В. В. О
религиозном воспитании в семье //
Там же. с.53-77. 4. Прот. Зеньковский
В.В. Наша эпоха //
В кн. "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии". М., 1993. 5. Прот. Зеньковский В.В. Церковь и школа // Там же. 6. Куломзина С. С.
Наша Церковь и наши дети. М., 1993. 7. Медушеский В.В.
Христианизация
светского образования // Ж-л "Путь православия", № 1, М., 1993,
с. 87-100. V. ТЕОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ 14. Воспитание как процесс взращивания личности. Основные факторы и условия христианского воспитания. Необходимость
педагогической помощи зреющей личности. -
Границы воспитательного воздействия. -
Цели христианского воспитания. - Процесс
воспитания как возведение-восхождение к
подлинной свободе. Основные
факторы воспитания: образ Божий в человеке, благодать церковных таинств, окружающая среда,
психофизическая наследственность. -
Соотношение духовной и религиозной жизни. - Главные условия
христианского воспитания: личная духовная и
религиозная жизнь воспитателя;
наличие у
воспитателя педагогического чутья и любовь его к ребенку; духовно-эмоциональное созвучие
взрослого и дитя; религиозное вдохновение как отклик на посещение Божественной
благодати. 15. Принципы христианского воспитания. Формирование православного мировоззрения и христианской нравственности. Воспитание
как процесс интроцепции христианских ценностей. Приоритет воспитания
перед образованием. - Неразрывность и
иерархичность соотношения духовной и
эмпирической жизни. - Духовная
жизнь как "сверхсознание". - Задача христианского устроения души. -
Основные черты христианского устроения души: жизнь
как служение, добродетель как вторая природа,
единство слова и дела, забота
о мире. Благоговение как стержень
воспитания.
- Иерархическое место моральной сферы в духовной жизни. - Связь
религиозности и нравственности. -
Проблемы религиозного воспитания
("благочестивый эгоизм", "привычка
к святыне", "фарисейство"
и их предупреждение). - Значение физического, интеллектуального и
эстетического воспитания. 16. Формы и методы воспитательной работы: традиции и современность. Своеобразие
православной традиции воспитания. - Укладность
и поэтапность воспитания. - Воспитательные традиции русской
семьи (общая молитва, церковная и
домашняя; семейные чтения; общая трапеза; семейный и общественно-полезный труд). - Формы
воспитания в возрождаемой церковной традиции:
деятельное участие в богослужении;
совместное участие в богослужении и таинствах;
общая трапеза в школе и на приходе;
паломничество в монастыри и трудничество в
них. - Участие в трудовой жизни класса, школы и прихода. - Опыт С.А.Рачинского как создателя
сельской церковной школы. Рекомендуемая литература: 1. Василевская В. Я. Н. И. Пирогов и
основные вопросы воспитания //
В кн. С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши дети. М. 1993. С. 134-149. 2. Прот. Зеньковский
В. В. Дар свободы. Этюд // Религиозно-педагогическая
библиотека, Вып. 4. Париж, 1933. 3. Прот. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии. Главы 6,7. М., 1993. 4. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Рига, 1929. 5. Прот. Глеб Каледа. Семья
как школа любви // Ж-л
"Просветитель. Вестник духовного просвещения" № 2-3. М., 1995,
с.53-56. 6. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Глава 3. Христианское воспитание в семье. М., 1993, с.74-91. 7. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания // Ж-л "Путь православия",
№1, М.,
1993, с.214-238. 8. Сестра Магдалина. О религиозном воспитании детей. М., 1993. 9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //
Сб. Избранные педагогические сочинения. М.,
1985. 10. Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Там же. 11. Рачинский
С.А. Сельская школа. / Сборник
педагогических статей разных лет. М., 1913. VI. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (дидактика) 17. Общие задачи, принципы и закономерности обучения. Соотношение
воспитания и образования. -Содержание христианского образования. -
Духовное значение христианского образования. -
Общепедагогическая сторона процесса образования. -
Предмет и задачи дидактики. - Сущность
процесса обучения. - Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. - Типы и уровни познания. - Принципы обучения
(последовательность, систематичность, доступность,
прочность усвоения,
активность и сознательность учащихся). - Формы организации учебного процесса
(урок, домашние занятия, факультатив, кружок,
экскурсия). - Виды учебно-познавательной деятельности и классификация методов
обучения. - Внимание как стержень урока. - Закономерности процесса восприятия. - Типы
уроков. -
Психологическая позиция преподавателя вероучительных дисциплин. 18. Задачи, принципы и методы формирования православного мировоззрения. Понятие
мировоззрения в его многосторонности и целостности. Основные черты православного
мировоззрения. -
Антиномии православного мировоззрения
(близость и абсолютность
идеала, возвышенность
стремлений и простота в их
реализации, требовательность и милость,
совестливость и надежда на прощение и др. ) . -
Задачи формирования православного
мировоззрения в аспекте
иерархичности строя души. Принцип "обучающего воспитания". - Принцип воссоединения сил души. -Принцип личностного обучения. - Единство образовательного пространства и
его объединяющее начало. - Особенности
процесса познания богооткровенных истин. -
Принцип "зоны ближайшего развития" в
духовной сфере. - Диалог как ведущий метод православной
педагогики. 19. Методы и приемы педагогической работы по усвоению религиозных знаний. Закономерности
формирования религиозных представлений. -
Работа над основными понятиями православной веры. - Логическая цепочка и "лестница понятий". - Свертка основных понятий христианства. - Сферы вхождения в христианский гнозис. - Основные опасности и
ошибки в преподавании
вероучительных дисциплин. 20. Отработка методов преподавания вероучительных дисциплин с учетом возрастных духовных и психофизиологических особенностей. Духовно-нравственный
и религиозно-педагогический материал, усваиваемый детьми на каждом этапе духовного
созревания.
- Методы подачи материала для каждого возраста. -
Преимущества слайд-уроков. -Проблемное
изложение. - Пример и схема сократовского
урока. - "Лестница понятий"
как свертка курса. - Примерные тематические планы основных
религиоведческих курсов. 21. Подготовка преподавателя вероучительных дисциплин к уроку и к учебному курсу в целом. Ступени воцерковления. -
Критика теории свящ. Г. Кочеткова о
"неполных членах" Церкви. -
Определение духовно-религиозных запросов аудитории. -
Принципы выбора учебного курса
и программы. - Разработка методического
листа урока.
- Выбор средств и приемов
преподавания. - Внеклассные формы
педагогической работы и проблемы их организации. - Методическая и
организационная подготовка паломничества. - Взаимосвязь
вероучительных дисциплин с предметами
общеобразовательного цикла. - Необходимость и способы работы с
семьями учащихся. Задача формирования пришкольной среды. 1. Прот. Глеб Каледа. Введение в православную
апологетику //
Ж-л "Путь
православия", № 2. М., 1993. 2. С.С. Куломзина. Наша Церковь и наши
дети. Приложение. М., 1993,
с.104-121. 3. Педагогика. /Учебное
пособие под редакцией
С.П. Баранова, В.А. Сластенина. М., 1986. 4. Самарин Ф.Д. О преподавании Закона Божия в средних учебных заведениях // Ж-л "Просветитель. Вестник
духовного просвещения" № 2-3. М., 1995,
с.94-111. 5. Свящ. Сосунцов Е.Ф. Хороший урок Закона Божия //
Казань, 1915. 6. Свящ. Сосунцов Е.Ф.
Библиографический обзор учебников
Закона Божия // Казань, 1913. 7. Сурова Л.В. Учимся учить (о методе
диалога) // Ж-л "Православная
беседа", №3-4. М., 1995. 8. Сурова Л. В. Видеть, слышать,
чувствовать... (о методике сократической беседы и слайд-фильма) // Ж-л "Православная беседа", № 1. М., 1996, с.12-17. 9. Тихомиров Т.С. Об общих методах преподавания Закона Божия //Ж-л "Просветитель. Вестник
духовного просвещения", № 2-3, с.80-94. 10. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского // Ж-л "Литературная учеба",
Спецвыпуск: "Опыты православной педагогики". М., 1992. VII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ. ИХ КАДРОВОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 22. Система религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Концепция
системы православного образования и катехизации. -Принципы
создания целостной системы духовного
просвещения (территориальность, ступенчатость, обращенность
к конкретным социальным группам) . - Специфика духовно-просветительской работы с невоцерковленными и маловоцерковленными
подростками и молодежью. - Архиерейский
собор 1994 года о задачах в области духовного
просвещения. -
Указы Святейшего о создании Синодального ОРОК и епархиальных ОРО. - Рекомендуемая структура епархиальных ОРО. - Конституция РФ о
свободе совести. - Статья Закона
об образовании РФ "О светском характере государственного
образования". - Статья 9
Закона РФ "О свободе вероисповеданий" о возможности ведения
факультативного курса. 23. Формы духовно-просветительской и педагогической деятельности в условиях прихода. Воскресная
школа, формы ее организации, возможности и проблемы. - Детские сады на приходе. - Церковно-приходские школы, гимназии и лицеи. - Порядок их лицензирования и государственной аккредитации. -Православные ВУЗы. - Возможности сотрудничества с клубами, домами творчества молодежи и домами культуры. - Организация лекториев, библиотек и
фильмотек. - Формы организации
православных лагерей труда и отдыха. -
Работа с неформальными юношескими объединениями и молодежными организациями. 1. Игум.
Иоанн (Экономцев).
Православное образование и деятельность Отдела религиозного
образования и катехизации Москоского Патриархата. // Доклад на Архиерейском
соборе РПЦ 1994
г. М., 1994. 2. Ж-л "Образовательный вестник" (печатный орган ОРО
Архангельской и Мурманской епархии). Вып. 1.
М., 1995. 3. Свящ. Каледа
Г. Задачи, формы и структуры катехизации в РПЦ в
современных условиях. с.19-32. 4. Концепция православного
дошкольного воспитания //
Ж-л "Просветитель. Вестник духовного просвещения", № 1. М., 1994. 5. Свящ. Борис Ничипоров. Заметки о воскресной школе // Ж-л
"Путь православия", № 1. М., 1993, с.45-51. VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОПОДГОТОВКА ПАСТЫРЯ И ЕГО РАБОТА
С УЧИТЕЛЯМИ 24. Различия в позиции педагога-мирянина (или диакона) и педагога-священнослужителя. Своеобразие
учительной стороны священнослужения
в отношении детей. - Роль и ответственность законоучителя. - Особая роль учителя в Церкви. - Воспитание
духовно-ориентированной личностной и профессиональной позиции. -
Педагогические курсы как форма катехизации
учителей.
- Другие формы работы с учительской аудиторией: педсеминары и
конференции; учительские листки и газеты. - Обзор литературы,
необходимой пастырю и
православным учителям для творческого педагогического развития. Рекомендуемая литература: 1. Зеньковский В. В. Введение в педагогику // Курс лекций. 2. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Гл.5. Учитель. М., 1993,
с.92-103. БИБЛИОГРАФИЯ: Cтатьи по духовно-нравственному воспитанию в
общественно-педагогической периодике от 1990
года: 1. О
духовно-нравственных идеалах древних сказаний // Школьное воспитание, №3, 1994. 2. Основы православного
образования в России
//
Педагогика, 1995, №3,
с.74-89. 3. Мамонов Д. О языке богослужения // Москва, 1995, июнь. 4. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (Х-ХVII вв.) // Педагогика, 1996, № 2, с.84-88. 5. Шаргунов
А., прот. Только любовь
зряча // Детская литература, 1990, № 12,с.4-7. б.
Занятия по этике христианства с детьми младшего возраста // Начальная школа, 1992, № 11/12, с. 43-44. 7. Никон, архиеп. Без елея гаснет светильник // Москва, 1995, № 1, с. 196-203. 8. Основы духовности и
нравственности поведения //
Начальная школа, 1994, №4, с.47-51. 9. Мелетинский
Е. К вопросу о современном понимании духовности // Звезда, 1995, №
8, с. 171-174. 10. Кострюкова
Е. История моей семьи - история моей
Родины //Москва, 1995, №5,
с. 147-154. 11. Тележин А. К духовности через народный разум //
Диалог, 1996, № 2, с. 65-66. 12. Яковлев В. Разговор по дороге к Храму //
Народное образование, № 5, с.54-56. 13. Штейнер Р.
Воспитание ребенка с точки зрения духовной жизни
// Школьное
воспитание, №2, 1994. 14. Мулимбаева М.
Духовная культура учителя //
Народное образование, 1992, № 7-8, с.56-58. 15. Кураев А.,
диакон. Духовная жизнь - это практика // Народное образование, 1995, № 1, с. 28-33. 16. Абраменкова В. Центры духовной
педагогики: от интерната к пансиону //
Дошкольное воспитание, №2, 1994, с.16-26. 17. Светова З. Сентябрь - начало церковного новолетия // Семья и школа, №9, 1991, с.16-18. 18. Чельцов М.,
протоиерей. О воспитании //
Москва, №3, 1994, с.184-190. 19. Тодоров Л.В.
Родное слово в диховном развитии личности // Советская педагогика, №10, 1990, с.105-110.
20. Розанов В. Педагогические трафаретки //
Народное образование, 1990, № 8, с. 141-147. 21. Светова З. Преображение
Господне // Семья и школа, №8, 1991, с.15-17.
22. Клермонт Фен
Корт. Обучение Библии в школе // Частная школа, №2, 1993, с.111-114.
23. Кураев А., диакон. Изучаем Библию// Народное образование, №7, 1995, с.60-67. 24. Религия и школа. Реферат //
Свободная мысль, №6, 1993, с.120-125. 25. Попов Л.А. Грани духовности //
Педагогика, 1/1996, с.40-43. 26. Метлик И.В. Религия в школе //
Советская педагогика, 12/1990, с. 36-42. 27. Кураев
А., диакон. Изучаем Библию //Народное
образование, 1996,
№1, с.49-51. 28. Галицкая И. А.
Атеизм и религии как феномены культуры и воспитания // Советская педагогика, 9/1991, с.57-61.
29. Библейские повествования //
Советская педагогика, 7/1991, с. 115-130 30. Православная библейская герменевтика в
педагогическом наследии К.Д.Ушинского // Народное образование, № 9-10, с. 112-115. 31. Кутьева Л.В. Исповедь учителя // Педагогика, №6, 1994, с.63-68. |
|