Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по  ПРАВОСЛАВНОЙ  ПЕДАГОГИКЕ

для 2-го курса Московской Духовной Семинарии

 

Программные разделы курса.

 

1. Введение в проблемы христианской педагогики

2. Православная антропология как основание пе­дагогики

3. Своеобразие детства как этапа духовного со­зревания  личности

4. Общее учение о педагогическом процессе

5. Теория христианского воспитания

6. Теория обучения (дидактика)

7. Формы организации  православного воспитания и образования. Их кадровое и правовое обес­печение

8. Педагогическая самоподготовка пастыря и его работа с учителями

 

 

ПРОГРАММА  КУРСА

 

I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

1. Понятие о педагогике как науке и практике в общем и о  хрис­тианской педагогике в частности.

Педагогика как искусство воспитания и наука педагогики как тео­рия, описывающая это искусство.  - Предмет педагогики, задачи курса. - Значение педагогической подготовки для практики воспитания. - Сис­тема педагогических наук.  - Взаимосвязь педагогической науки с другими сферами знания. - Связь педагогики с философией. - Мировоззрен­ческие  основы христианской  педагогики.  - Педагогичность Библии и служения Христа.  - Основные педагогические черты  служения  Господа нашего Иисуса Христа. - Педагогичность в жизни Церкви. - Дело педа­гога как служение большего меньшему.

 

2. Краткий  исторический обзор педагогических идей и систем от античности до наших дней.

Основные идеи дохристианской педагогики. - Понятия "воспитание" и "образование".  - Происхождение термина "педагогика". - Педагогика Древней Греции.  - Гимнасии и палестры как первые учебные заведения. - Воспитание в Спарте. - Понятие педагогической системы. - Религиоз­ное и философское основания педагогической системы. - Педагогические идеи Сократа и Платона. - Академия. - Педагогическая система Аристо­теля. - Лицей. - Древнеримские традиции воспитания. - Ближневосточ­ные традиции воспитания.  - Педагогические идеи христианства в связи с христианским идеалом человека.  - Мысли святых отцов Церкви о вос­питании.  - Основные направления христианского воспитания. - Христи­анские школы.  - Понятие монастырской школы,  ее характерные черты и проблемы.  - Зарождение университетов в Западной Европе. - Соотноше­ние в них воспитания и образования.  - Сравнение двух систем образо­вания. - Иезуитская система воспитания. - Дидактическая теория Я.Коменского. - Кризис западно-христианской педагогики. - Основные пост­христианские педагогические системы. - Их анализ у Зеньковского В. В.

 

3. Проблемы современной педагогики. Основные подходы к воспита­нию.

Генезис и становление отечественной педагогики.  - Проблема це­лей воспитания в истории русской педагогики.  - К.Д.Ушинский об антропологическом знании как основании педагогики. - Проблема свободы и необходимость педагогического воздействия.  - Современные психологи­ческие теории и основанные на них педагогические  системы  (бихевио­ризм;  социологическая школа; гештальтпсихология;  коллективистская педагогика  советской школы;  педагогика развития) . - Императивная и личностная педагогика. - Проблема соотношения воспитания и образова­ния.  - Школа и общество. - Критика педагогического утопизма. - Сов­ременные тенденции христианского образования и воспитания - Проблема культурного дуализма.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Святитель Иоанн Златоуст.  О христианском воспитании // О рели­гиозном воспитании детей. Сб. М., 1993, с. 7-25.

2. Русская педагогика в главнейших ее представителях. Хрестоматия./ Сост. Демков. М., 1898.

3. Зеньковский В. В.  Проблемы воспитания в свете христианской ант­ропологии. М., 1993.

4. Зеньковский В.В. Дар свободы. Париж.

5. Корчак Я.  Как любить ребенка.  Правила жизни // В кн. "Как лю­бить ребенка". М. 1990.

6. Лихачев А.Е.  Учительное служение Православной Церкви в отноше­нии к  подрастающему  поколению // Вестник духовного просвещения, № 1. М., 1994, с.16-23.

7. Рубинштейн М.М. История педагогических идей. М., 1912.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие.

 

II. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИКИ

 

4. Замысел Божий о человеке как педагогический идеал. Зло в че­ловеке.

Догматические основания  антропологии (христология и сотериология). -  Антропология  святых отцов Церкви (свят. Григорий  Нисский, преп. Максим Исповедник,  свят. Григорий Палама). - Дихотомия и три­хотомия. - Человек как образ Божий.  - Призвание человека в мире. Иерархичность и целостность человеческой природы. - Богословское по­нятие "личности".  - Зло не как онтологическое понятие,  а как  лич­ностная позиция.  - Три сферы личностного бытия (отношения к Богу, к людям,  к миру) .  - Основные антиномии человеческой природы (тварность, соборность, материальность). - Следствия грехопадения. - Рас­хождение эмпирического и духовного "Я". - Домостроительство спасения во Христе.

 

5. Основы православной аскетики. Жизнь как восхождение к Богообщению. Понятие Церкви и ее значение в деле спасения человечества.

Понятие святости.  - Стяжание святости как условие спасения. Необходимость подвига.  -  Понятие об аскетике.  - Этапы восхождения человеческого духа к Богу (неведение Бога - обращение -  утверждение в вере  -  возрастание в Богоугождении - деятельное Богообщение). Значение мысленной брани и Иисусовой молитвы.  - Богословкое понятие "Церкви". - Благодатная жизнь Церкви. - Христианин и Церковь. - Сту­пени воцерковления. - Значение церковной жизни в деле спасения чело­века и всего человеческого рода.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Свят. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995.

2. Свят. Игнатий  (Брянчанинов) .  Учение  о человеке // Ж-л "Богословские труды" 29, М, 1987.

3. Свят. Феофан Затворник. Пдть ко спасению. М. 1992.

4. Архим. Алипий, архим.  Исайя.  Догматическое богословие. ТСЛ., 1994, с.207-250.

5. Еп. Варнава (Беляев). Искусство святости. М., 1994.

6. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник  и  византийское богословие. Киев, 1915.

7. Прот. Зеньковский В. В. Об образе Божием в человеке // Ж-л "Пра­вославная мысль", вып. 2. Париж, 1930, с.102-136.

8. Архим. Киприан (Керн).  Антропология свят. Григория Паламы. Па­риж, 1950.

9. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Ж-л "Боголсовские труды", 8, М., 1972.

10. Лосский В.Н.  Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Там же.

11. Прот. Иоанн Мейендорф.  Христос в восточно-византийском мышле­нии. Вашингтон и Кливленд, 1969. 

12. Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. ТСЛ., 1994.

 

III. СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСТВА КАК ЭТАПА ДУХОВНОГО СОЗРЕВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

6. Детство как жизненный этап,  его своеобразие. Духовная жизнь в различные периоды детства.

Понятие зрелости и зрелой личности. - Детство как этап созрева­ния . - Граница созревания и зрелости.  - Своеобразие духовных  задач детства (раскрытие духа в зреющей эмпирии).  - Периодизация духовной жизни детства.  - Гипотеза о приоритете личностных отношений. - Мла­денчество (до 4-х лет) как основной период формирования психо-физиологии.  - Раннее детство (до 7-8 лет) как освоение в мире.  - Второе детство  (до 11-12 у девочек и 12-13 лет у мальчиков) как социализа­ция личности.  - Отрочество (до 14-15 у девочек и 15-16 у мальчиков) как  период рефлексии.  - Юность (от 15-16 лет) как время равновесия сил души и готовности духа обратиться к Богу.

 

10. Психология юношеского возраста и педагогические  задачи  в этом периоде. Обобщение: своеобразие пастырско-педагогической работы с ребенком.

Юность как  период равновесия душевных сил.  - Своеобразие жиз­ненной позиции в юности (независимость,  открытость  и  легкомыслен­ность) .  - Конфликт идеальности устремлений и усиливающейся социали­зации личности.  - Умственная и эмоциональная  сфера.  -  Нравствен­но-волевая регуляция в юности.  - Соотношение духовной и религиозной жизни в этом периоде.  - Духовная роль семьи.  - Значение  духовного руководства и церковной жизни в период юности.  - Личность ребенка и свобода.  - Необходимость духовно-педагогической помощи становящейся личности. - Принципиальные отличия духовной работы с детьми от рабо­ты со взрослыми.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебник. М., 1993.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

3. Зеньковский В. В.  Проблемы воспитания в свете христианской ант­ропологии. М. 1993.

4. Зеньковский В. В.  О религиозном воспитании в семье  //  Вопросы православной педагогики. Вып. 1. с.53-77.

5. Свящ. А.  Калашников.  О руководителях юношества и программе их работы // Там же. с.40-46.

6. Корчак Я.  Как  любить ребенка // В кн.  "Педагогическое насле­дие". М., 1991.

7. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

8. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

10. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

 

IV. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

11. Понятие "педагогического процесса",  его основные условия и факторы. Сферы педагогического взаимодействия.

Социальное взаимодействие,  его природа и свойства.  - Деятель­ность и  общение как способы социальной жизни человека.  - Педагоги­ческий процесс как особая разновидность  социального  процесса,  его характерные черты.  -  Духовная сторона педагогического процесса как диалога двух личностей.  - Общие закономерности педагогического про­цесса (синергийность,  духовно-эмоциональное  созвучие,  мотивация и интерес и др.).  - Сочетание воспитания, обучения и развития в учеб­ном процессе.  - Среда как фактор педагогического взаимодействия. Сферы педагогического взаимодействия: семья, учебно-воспитательные заведения, учреждения досуга,  сфера свободного общения. - Их взаим­ное соотношение в учебном процессе на разных возрастных этапах.

 

12. Педагогическая  сторона семейных отношений.  Дошкольные уч­реждения, их педагогическое значение.

Воспитательное значение  семейной жизни.  - Традиции воспитания русской семьи с точки зрения научной педагогики.  - Кризис современ­ной семьи.  - Необходимость создания дополнительной детской среды. -Роль учреждений дошкольного воспитания. - Своеобразие педагогическо­го процесса в детском саду.  - Развитие системы дошкольного воспита­ния в истории. - Задачи детского сада.

 

13. Педагогический процесс  в школе и в сфере свободного обще­ния. Церковно-приходская жизнь как благодатная педагогическая среда.

Особенности школьной педагогической среды.  - Учитель и ученик. - Класс как социальный организм.  - Психология ученика. - Психология учителя. - Своеобразие педагогического процесса в школе.  - Подрост­ковая среда.  - Сфера свободного общения и ее педагогическое  значе­ние .  - Проблема неформального лидера.  - Педагогические возможности клубов и кружков.  - Принципы педагогической работы в молодежных ор­ганизациях и движениях.  - Церковь и школа.  - Проблема "культурного дуализма" и возможности его преодоления в церковной  школе.  -  При­ходская  жизнь как основа создания единой воспитывающей среды и цер­ковной школы.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании // Вестник РХД,  №129, с.75-90,130, с.83-110, Париж, 1979.

2. Прот. Зеньковский  В. В.  Основы  православной педагогики // Сб. "Вопросы православной педагогики", Вып. 1. М., 1992, с.3-8.

3. Прот. Зеньковский В. В.  О религиозном воспитании в семье // Там же. с.53-77.

4. Прот. Зеньковский В.В. Наша эпоха // В кн. "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии". М., 1993.

5. Прот. Зеньковский В.В. Церковь и школа // Там же.

6. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

7. Медушеский В.В.  Христианизация светского  образования  //  Ж-л "Путь православия", 1, М., 1993, с. 87-100.

 

 

V. ТЕОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

14. Воспитание как процесс взращивания личности.  Основные фак­торы и условия христианского воспитания.

Необходимость педагогической помощи зреющей личности. - Границы воспитательного воздействия. - Цели христианского воспитания. - Про­цесс воспитания как возведение-восхождение к  подлинной  свободе. Основные факторы воспитания:  образ Божий в человеке, благодать цер­ковных таинств,  окружающая среда, психофизическая наследственность. - Соотношение духовной и религиозной жизни.  - Главные условия хрис­тианского воспитания: личная духовная и религиозная жизнь воспитате­ля;  наличие  у воспитателя педагогического чутья и любовь его к ре­бенку;  духовно-эмоциональное созвучие взрослого и дитя; религиозное вдохновение как отклик на посещение Божественной благодати.

 

15. Принципы христианского воспитания.  Формирование православ­ного мировоззрения и христианской нравственности.

Воспитание как процесс интроцепции  христианских ценностей. Приоритет воспитания перед образованием. - Неразрывность и иерархич­ность  соотношения  духовной и эмпирической жизни.  - Духовная жизнь как "сверхсознание". - Задача христианского устроения души. - Основ­ные черты христианского устроения души: жизнь как служение, доброде­тель как вторая природа,  единство слова и дела,  забота о  мире. Благоговение как стержень воспитания.  - Иерархическое место мораль­ной сферы в духовной жизни.  - Связь религиозности и нравственности. - Проблемы религиозного воспитания ("благочестивый эгоизм", "привыч­ка к святыне",  "фарисейство" и их предупреждение). - Значение физи­ческого, интеллектуального и эстетического воспитания.

 

16. Формы и методы воспитательной работы:  традиции и современ­ность.

Своеобразие православной  традиции  воспитания.  - Укладность и поэтапность воспитания. - Воспитательные традиции русской семьи (об­щая молитва,  церковная и домашняя;  семейные чтения; общая трапеза; семейный и общественно-полезный труд).  - Формы воспитания в возрож­даемой церковной традиции:  деятельное участие в богослужении;  сов­местное участие в богослужении и таинствах;  общая трапеза в школе и на приходе;  паломничество в монастыри и трудничество в них. - Учас­тие в трудовой жизни класса,  школы и прихода. - Опыт С.А.Рачинского как создателя сельской церковной школы.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Василевская В. Я. Н. И. Пирогов и основные вопросы воспитания // В кн. С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши дети. М. 1993. С. 134-149.

2. Прот. Зеньковский В. В.  Дар свободы. Этюд // Религиозно-педаго­гическая библиотека, Вып. 4. Париж, 1933.

3. Прот. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Главы 6,7. М., 1993.

4. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Рига, 1929.

5. Прот. Глеб Каледа.  Семья как школа любви // Ж-л "Просветитель. Вестник духовного просвещения" № 2-3. М., 1995, с.53-56.

6. Куломзина С. С.  Наша Церковь и наши дети. Глава 3. Христианское воспитание в семье. М., 1993, с.74-91.

7. Лосев А.Ф.  О методах религиозного воспитания // Ж-л "Путь пра­вославия", №1, М., 1993, с.214-238.

8. Сестра Магдалина. О религиозном воспитании детей. М., 1993.

9. Пирогов Н.И.  Вопросы жизни // Сб. Избранные педагогические со­чинения. М., 1985.

10. Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Там же.

11. Рачинский С.А.  Сельская школа. / Сборник педагогических  статей разных лет. М., 1913.

 

VI. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (дидактика)

 

17. Общие задачи, принципы и закономерности обучения.

Соотношение воспитания и образования. -Содержание христианско­го образования. - Духовное значение христианского образования. - Об­щепедагогическая  сторона  процесса образования.  - Предмет и задачи дидактики. - Сущность процесса обучения. - Образовательная, воспитательная  и развивающая функции обучения. - Типы и уровни познания. - Принципы обучения (последовательность, систематичность, доступность, прочность усвоения,  активность и сознательность учащихся).  - Формы организации учебного процесса (урок,  домашние занятия, факультатив, кружок,  экскурсия).  -  Виды учебно-познавательной  деятельности и классификация методов обучения. - Внимание как стержень урока. - За­кономерности процесса восприятия.  - Типы уроков.  - Психологическая позиция преподавателя вероучительных дисциплин.

 

18. Задачи,  принципы и методы формирования православного миро­воззрения.

Понятие мировоззрения в его многосторонности и  целостности. Основные черты православного мировоззрения. - Антиномии православно­го мировоззрения  (близость  и  абсолютность  идеала,  возвышенность стремлений  и простота в их реализации,  требовательность и милость, совестливость и надежда на прощение и др. ) .  -  Задачи формирования православного  мировоззрения  в аспекте иерархичности строя души. Принцип "обучающего воспитания". - Принцип воссоединения сил души. -Принцип личностного обучения. - Единство образовательного пространс­тва и его объединяющее начало. - Особенности процесса познания богооткровенных истин.  - Принцип "зоны ближайшего развития" в  духовной сфере. - Диалог как ведущий метод православной педагогики.

 

19. Методы и приемы педагогической работы по усвоению религиозных знаний.

Закономерности формирования религиозных представлений. - Рабо­та над основными понятиями православной веры. - Логическая цепочка и "лестница понятий". - Свертка основных понятий христианства. - Сферы вхождения в христианский гнозис.  - Основные опасности  и  ошибки  в преподавании вероучительных дисциплин.

 

20. Отработка методов преподавания вероучительных дисциплин  с учетом возрастных духовных и психофизиологических особенностей.

Духовно-нравственный и религиозно-педагогический материал,  ус­ваиваемый детьми на каждом этапе духовного созревания.  - Методы по­дачи материала для каждого возраста.  - Преимущества слайд-уроков. -Проблемное изложение. - Пример и схема сократовского урока. - "Лест­ница понятий" как свертка курса.  - Примерные тематические планы ос­новных религиоведческих курсов.

 

21. Подготовка преподавателя вероучительных дисциплин к уроку и к учебному курсу в целом.

Ступени воцерковления.  -  Критика  теории свящ.  Г. Кочеткова о "неполных членах" Церкви. - Определение духовно-религиозных запросов аудитории. - Принципы выбора учебного курса и программы. - Разработ­ка методического листа урока.  - Выбор средств и приемов  преподава­ния. - Внеклассные формы педагогической работы и проблемы их органи­зации.  - Методическая и организационная подготовка паломничества. - Взаимосвязь  вероучительных дисциплин с предметами общеобразователь­ного цикла.  - Необходимость и способы работы с семьями учащихся. Задача формирования пришкольной среды.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Прот. Глеб  Каледа.  Введение в православную апологетику // Ж-л уть православия", № 2. М., 1993.

2. С.С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети.  Приложение.  М., 1993, с.104-121.

3. Педагогика. /Учебное   пособие   под  редакцией   С.П. Баранова, В.А. Сластенина. М., 1986.

4. Самарин Ф.Д.  О преподавании Закона Божия в средних учебных за­ведениях // Ж-л "Просветитель. Вестник духовного просвещения" 2-3. М., 1995, с.94-111.

5. Свящ. Сосунцов Е.Ф. Хороший урок Закона Божия // Казань, 1915.

6. Свящ. Сосунцов  Е.Ф.  Библиографический  обзор учебников Закона Божия // Казань, 1913.

7. Сурова Л.В. Учимся учить (о методе диалога) // Ж-л "Православ­ная беседа",  3-4. М., 1995.

8. Сурова Л. В.  Видеть,  слышать,   чувствовать...      методике сократической беседы и  слайд-фильма)  // Ж-л  "Православная беседа", 1. М., 1996, с.12-17.

9. Тихомиров Т.С.  Об общих методах преподавания Закона  Божия  //Ж-л "Просветитель. Вестник духовного просвещения", 2-3, с.80-94.

10. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского // Ж-л "Литературная  учеба",  Спецвыпуск: "Опыты православной педагогики". М., 1992.

 

 

VII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. ИХ КАДРОВОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

22. Система религиозного образования и катехизации Русской Пра­вославной Церкви.

Концепция системы  православного  образования и катехизации.  -Принципы создания целостной системы духовного просвещения  (террито­риальность, ступенчатость, обращенность к конкретным социальным груп­пам) . - Специфика духовно-просветительской работы с невоцерковленными и маловоцерковленными подростками и молодежью. - Архиерейский со­бор 1994 года о задачах в области  духовного  просвещения.  -  Указы Святейшего о создании Синодального ОРОК  и епархиальных ОРО. - Реко­мендуемая структура епархиальных ОРО.  -  Конституция РФ  о  свободе совести. - Статья Закона об образовании РФ "О светском характере го­сударственного образования". - Статья 9 Закона РФ "О свободе вероис­поведаний" о возможности ведения факультативного курса.

 

23. Формы духовно-просветительской и педагогической деятельнос­ти в условиях прихода.

Воскресная школа, формы ее организации, возможности и проблемы. - Детские сады на приходе.  - Церковно-приходские школы,  гимназии и лицеи. - Порядок их лицензирования и государственной аккредитации. -Православные ВУЗы.  -  Возможности сотрудничества с клубами,  домами творчества молодежи и домами культуры. - Организация лекториев, биб­лиотек и фильмотек. - Формы организации православных лагерей труда и отдыха. - Работа с неформальными юношескими объединениями и молодеж­ными организациями.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Игум. Иоанн  (Экономцев).  Православное  образование и деятель­ность Отдела религиозного образования и катехизации Москоского  Пат­риархата. // Доклад на Архиерейском соборе РПЦ 1994 г. М., 1994.

2. Ж-л "Образовательный вестник" (печатный орган ОРО Архангельской и Мурманской епархии). Вып. 1. М., 1995.

3. Свящ. Каледа Г.  Задачи,  формы и структуры катехизации в РПЦ в современных условиях.  с.19-32.

4. Концепция православного  дошкольного воспитания // Ж-л "Просве­титель. Вестник духовного просвещения", 1. М., 1994.

5. Свящ. Борис Ничипоров.  Заметки о воскресной школе // Ж-луть православия", № 1. М., 1993, с.45-51.

 

VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОПОДГОТОВКА ПАСТЫРЯ И ЕГО РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ

 

24. Различия в позиции педагога-мирянина (или диакона) и педа­гога-священнослужителя.

Своеобразие учительной стороны священнослужения в отношении детей. - Роль и ответственность законоучителя. - Особая роль  учителя в Церкви.  - Воспитание духовно-ориентированной личностной и профессиональной позиции.  - Педагогические  курсы  как форма катехизации учителей.  - Другие формы работы с учительской ау­диторией:  педсеминары и конференции; учительские листки и газеты. - Обзор  литературы,  необходимой  пастырю и православным учителям для творческого педагогического развития.

 

Рекомендуемая  литература:

1. Зеньковский В. В. Введение в педагогику // Курс лекций.

2. Куломзина С. С.  Наша Церковь и наши дети.  Гл.5.  Учитель. М., 1993, с.92-103.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

Cтатьи по духовно-нравственному воспитанию в общественно-педагогической периодике от 1990 года:

1. О  духовно-нравственных  идеалах древних сказаний // Школьное воспитание, №3, 1994.

2. Основы православного образования в России // Педагогика, 1995, 3, с.74-89.

3. Мамонов Д. О языке богослужения // Москва, 1995, июнь.

4. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (Х-ХVII вв.) // Педагогика, 1996, 2, с.84-88.

5. Шаргунов А., прот. Только любовь зряча // Детская литература, 1990, 12,с.4-7.

б. Занятия по этике христианства с детьми младшего возраста // На­чальная школа, 1992, № 11/12, с. 43-44.

7. Никон, архиеп. Без елея гаснет светильник // Москва, 1995, 1, с. 196-203.

8. Основы духовности и нравственности поведения // Начальная шко­ла, 1994,4, с.47-51.

9. Мелетинский Е. К вопросу о современном понимании духовности // Звезда, 1995, 8, с. 171-174.

10. Кострюкова Е. История моей семьи - история моей Родины //Мо­сква, 1995, 5, с. 147-154.

11. Тележин А. К духовности через народный разум // Диалог, 1996, 2, с. 65-66.

12. Яковлев В. Разговор по дороге к Храму // Народное образование, № 5, с.54-56.

13. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной жизни // Школьное воспитание, №2, 1994.

14. Мулимбаева М. Духовная культура учителя // Народное образование, 1992, 7-8, с.56-58.

15. Кураев А., диакон. Духовная жизнь - это практика // Народное об­разование, 1995, 1, с. 28-33.

16. Абраменкова В. Центры духовной педагогики: от интерната к панси­ону // Дошкольное воспитание, №2, 1994, с.16-26.

17. Светова З. Сентябрь - начало церковного новолетия // Семья и шко­ла, №9, 1991, с.16-18.

18. Чельцов М., протоиерей. О воспитании // Москва, №3, 1994, с.184-190.

19. Тодоров Л.В. Родное слово в диховном развитии личности // Совет­ская педагогика, №10, 1990, с.105-110.

20. Розанов В. Педагогические трафаретки // Народное образование, 1990, 8, с. 141-147.

21. Светова З. Преображение Господне // Семья и школа, №8, 1991, с.15-17.

22. Клермонт Фен Корт. Обучение Библии в школе // Частная школа, №2, 1993, с.111-114.

23. Кураев А., диакон. Изучаем Библию// Народное образование, №7, 1995, с.60-67.

24. Религия и школа. Реферат // Свободная мысль, №6, 1993, с.120-125.

25. Попов Л.А. Грани духовности // Педагогика, 1/1996, с.40-43.

26. Метлик И.В. Религия в школе // Советская педагогика, 12/1990, с. 36-42.

27. Кураев А., диакон. Изучаем Библию //Народное образование, 1996, №1, с.49-51.

28. Галицкая И. А. Атеизм и религии как феномены культуры и воспитания // Советская педагогика, 9/1991, с.57-61.

29. Библейские повествования // Советская педагогика, 7/1991, с. 115-130

30. Православная библейская герменевтика  в  педагогическом наследии К.Д.Ушинского // Народное образование, 9-10, с. 112-115.

31. Кутьева Л.В. Исповедь учителя // Педагогика, №6, 1994, с.63-68.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную