Семинарская и святоотеческая библиотеки |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по
ЦЕРКОВНОМУ ПЕНИЮ для 1 - 2
курсов Московской Духовной
Семинарии ПРЕДИСЛОВИЕ По
учебному плану духовных семинарий Церковное пение преподается: на I-м
курсе - 4 академ. часа в неделю; на 2 курсе - 2 академ. Часа в неделю. Цель
предмета Церковного пения составляет научение воспитанников духовных семинарий традиционному
одноголосному пению русского осмогласия - тропарей, стихир, канонов, прокимнов
и др. Песнопений октоиха, миней, триоди, требника и прочих богослужебных книг,
известного под названием знаменного, киевского, гречесного, болгарского и др.
Распевов и содержащегося в изданном по благословению Святейшего
Правительствующего Синода «Обиходе нотного пения», а также в «Спутнике
псаломщика». Поскольку
весь круг церковных напевов создан или на основе повторяющихся в определенном
порядке мелодических строк («Господи воззвах» со стихирами киевского распева,
воскресные тропари и ирмосы греческого распева) или же путем многообразного
изложения различных гласовых попевок (догматиков, степенных, прокимнов,
величаний, задостойников и др.), при обучении церковному пению следует в первом
случае требовать от учащихся твердого знания мелодических строк и порядка их
следования в песнопении, а также умения петь данным напевом разные тексты. Для освоения напевов догматиков и др. Песнопений,
созданных на основе не повторяющихся мелодических строк, а многообразного
изложения различных гласовых попевок, от учащегося требуется умение петь по
нотам. Приступая к этому, преподаватель должен объяснить учащимся строение
церковного звукоряда и обозначение высоты и длительности звуков, употребляемых
в церковном пении. Хотя во всех изданиях нотного обихода, печатавшихся с
благословения Святейшего Синода, звукоряд излагался только в цефаунтном ключе
«до» и в квадратной нотации, однако, поскольку эта нотация вышла из клиросной
практики, следует пользоваться скрипичным ключом и современной так называемой
круглой или итальянской нотацией. Ознакомление с церковным звукорядом
желательно соединять с пением последнего и его отдельных участков, и интервалов
(большой и малой секунд и терций, чистых кварт и квинт), а также наиболее часто
употребляемых гласовых попевок. Особое внимание следует обратить на усвоение
мажорного и минорного «наклонений» от ступений лада в соответствии большой
секунды, например, от «до» к «ми», от «ре» к «фа». Объем музыкально-теоретических сведений, сообщаемых
учащимся, не должен выходить за пределы необходимых для нотного пения по
обиходу. Сообщение сведений о различных ключах, обозначение пауз, о знаках
альтерации, об энгармонизме, гамме, тональностях и разрешении интервалов не
рекомендуется по тем соображениям, что эти сведения не имеют прямого отношения
к музыкальной системе церковного звукоряда и, будучи воспринимаемы абстрактно,
не могут дать положительного результата. Они могут быть сообщаемы воспитанникам в регентском
классе и на спевках семинарского хора. Изучение
церковного пения должно проходить под знаком постепенного освоения его
трудностей. Из этих соображений сначала следует научить пению тропарей, потом
стихир, канонов, прокимнов, догматиков, антифонов, величаний, задостойников,
песнопений постной и цветной триоди. При
обучении пению тропарей не следует ограничиваться воскресными тропарями 8-ми
гласов, но на этой основе петь и тропари двунадесятых праздников, общие святым,
седмичного круга, служб постной и цветной триоди и требника. Этого же метода
следует держаться при обучении пению стихир, канонов, прокимнов. Освоение
предмета не должно ограничиваться пением учащихся в классе; следует
систематически давать учащимся домашние задания и посредством опроса на уроках
проверять их выполнение. ПРОГРАММА КУРСА 1-й курс Количество
уроков: 4 урока в неделю х 30 = 120
уроков в году. РАЗДЕЛ i. Пение тропарей Тропари
воскресные (с их богородичными) и праздничные. Глас 1-й: Бог Господь...
Тропарь воскресный с богородичным его и Тропари: Воздвижения Креста Господня, Недели Ваий, Богоявления,
Обрезания Господня, Успения Божией Матери, общий преподобному. Кондаки: Сретения
Господня, воскресный гласа. Глас 2-й: Бог Господь...
Тропарь воскресный с богородичным его и Тропари: Нерукотворенному Спасу, Усекновению главы Иоанна Предтечи,
св. ап. Иоанну Богослову, недели св. жен-мироносиц, общий пророку, «Апостоли,
мученицы и пророцы... Кондаки: Успению Божией Матери, «Архистратизи Божии...», «Твердыя и
боговещанныя», воскресный гласа. Глас 3-й: Бог Господь...
Тропарь воскресный с богородичным его и Тропари:
Общий апостолу, св. великом.
Пантелеимону. Кондаки: Рождества Христова, Обрезания Господня, св. Николая
Чудотворца, Покрова Божией Матери, воскресный гласа. Глас 4-й: Бог Господь...
Тропарь воскресный с богородичным его и Тропари: «Богородице Дево, радуйся..»
«К Богородице прилежно...», «Не умолчим...», «Небесных воинств...», Святителю
Николаю, Рождеству Христову, Вознесению Господню, Рождеству Божией Матери,
Введению Пресвятой Богородицы, Благовещению, Покрову Пресвятой Богородицы, св.
Александру Невскому, преподобному Сергию, общий мученику и мученице, общий
священномученику. Кондаки: Рождеству Божией Матери, Введению Пресвятой Богородицы,
Воздвижению Креста Господня, воскресный гласа. Глас 5-й: Бог Господь...
Тропарь воскресный с богородичным его и Тропари: св. муч. Гурию, Самону и Авиву, тропари воскресные по
непорочных. Кондак: воскресный гласа. Глас 6-й: Бог Господь... Тропарь воскресный с богородичным его
и Молитва «Царю Небесный...». Кондаки: Общий Богородице - «Предстательство христиан», Недели Ваий,
Вознесения Господня, воскресный гласа. Глас 7-й: Бог Господь...
Тропарь воскресный с богородичным его и Тропари: Преображения Господня,
Недели Антипасхи. Кондаки: Преображения Господня, воскресный гласа. Глас 8-й: Бог Господь...
Тропарь воскресный с богородичным его и «Достойно есть». Тропари: Пятидесятницы, «Слез Твоих...», «В тебе отче...». Кондаки: Пятидесятницы,
Благовещения, воскресный гласа.
РАЗДЕЛ II.
Пение стихир На Господи
воззвах: «Господи
воззвах...», «Да
исправится...», Стихира
1-я воскресная с запевом, Все
запевы, Слава, и
ныне, Догматик гласа. На
Стиховне: 1-я
воскресная стихира, Запевы
воскресной вечерни (в субботу вечера), Богородичен
воскресный, Запевы
вседневной вечерни, вседневной утрени. На
Хвалитех: «Всякое
дыхание...», «Хвалите
Его вси ангели ...», 1-я
воскресная стихира с запевом, Все
запевы. РАЗДЕЛ
III. ПЕСНОПЕНИЯ СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЙ В е ч е р н
я: Предначинательный
псалом, «Блажен
муж...», «Свете
тихий...», Прокимны
дня, «Сподоби
Господи...», «Ныне
отпущаеши...». У т р е н
я: «Хвалите
имя Господне...», «От
юности моея...», «Величит
душа моя Господа...», «Преблагословенна
еси, Богородице Дево...», Великое
славословие. Л и т у р г
и я: Антифоны
вседневные, Изобразительны, «Единородный
Сыне...», «Приидите
поклонимся...», Трисвятое, Пркимны
дневные и воскресные, Аллилуия, Херувимская
песнь, Милость
мира, Конец
Литургии. РАЗДЕЛ
IV. ИРМОСЫ ВОСКРЕСНЫЕ И ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ В ПОРЯДКЕ СЛЕДОВАНИЯ ИХ В
ИРМОЛОГИИ Глас 1-й: «Твоя
победительная десница...», «Христос
рождается...», «Спасе
люди чудодействуяй Владыко...», «Воскресения
день...», «Преукрашенная
Божественною славою...». Глас 2-й: «Во
глубине...», «Глубины
открыл есть дно...» «Шествует
морскую волняшуюся бурю...», «Грядите
людие...». Глас 3-й «Воды
древле...», «Сушу
глубородительную землю...». Глас 4-й: «Моря
чермную пучину...», «Отверзу
уста моя...», «Явишася
источницы бездны...», «Божественным покровен...», «Лицы
Израильтейстии...». Глас 5-й: «Коня
и всадника...», «Спасителю
Богу...». Глас 6-й: «Яко
по суху...», «Помощник
и покровитель...». Глас 7-й: «Манием
Твоим...», «Понтом
покры...». Глас 8-й: «Колесницегонителя
фараона погрузи...», «Крест
начертав Моисей...», «Воду
прошед...», «Сокрушившему
брани мышцею Своею...», «Море
огустил еси...». РАЗДЕЛ V. ДОГМАТИКИ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА РАЗДЕЛ VI. АНТИФОНЫ ВОСКРЕСНЫЕ НА УТРЕНИ 8-ми гласов (первый
антифон) РАЗДЕЛ VII. ПРОКИМНЫ И ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЙ УТРЕНИ РАЗДЕЛ
VIII. «СВЯТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ» на 8-мь гласов Знаменного распева 2-й курс. Количество
уроков: 2 урока в неделю х 30 = 60 уроков в году. РАЗДЕЛ
I. ПЕСНОПЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ Величания
двунадесятых праздников. Величания
общим святым (апостолам, святителям и др.). Величание
Богородице, общее. Припевы
на 9-й песни канона. Задостойники. Окончания
тропарей на паримиях в навечерие Рождества Христова и Богоявления. РАЗДЕЛ
II. ПЕСНОПЕНИЯ ТРИОДИ 1.
«Покаяния
отверзи ми двери, Жизнодавче...». 2.
«На
реках Вавилонских...». 3.
Песнопения
Великого повечерия: а) «С нами Бог», б) «Покаянные тропари», в) «Господи сил с
нами буди...», г) Канон св. Андрея Критского. 4.
Песнопения
великопостной вечерни: прокимны -
«Не отврати», «Дал еси достояние...», тропари: «Богородице Дево...»,
«Крестителю Христов...», «Апостоли святии вси...», «Под Твое благоутробие...». 5.
Песнопения
Литургии Преждеосвященных Даров: а) Во Царствии Твоем и «Помяни...», б) «Да исправится...» со стихами, в) «Ныне силы небесные», г) «Вкусите и видите...», д) Конец Литургии Преждеосвященных
Даров. 6.
Песнопения
Литургии св. Василия Великого: а) Милость мира, б) «О Тебе, радуется...», «Вечери
Твоея...», в) «Да молчит всякая плоть...». 7.
Песнопения
Страстной седмицы: а) Аллилуия, «Се жених...», «Егда
славнии ученицы...», б) «Чертог Твой...», «Разбойника
благоразумного..», в) Канон Великого Четверга и
Трипеснец Великого Пятка, г) Тропари Великой Субботы (болгарского
распева): «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси» и «Мироносицам женам...». д) Непорочны Великой Субботы, е) Ирмосы канона Великой Субботы, ж) Стихира на целование плащеницы, з) Песнопения Литургии Великой Субботы: окончания
тропарей на паримиях («Славно бо прославися и др.), «Воскресни, Боже...». 8.
Песнопения
Святой Пасхи: а) Тропарь, б) Канон Пасхи с богородичными, в) Экзапостиларий, г) Стихиры Пасхи, д) Часы, е) Антифоны на Литургии, ж) Задостойник. РАЗДЕЛ
III. ПЕСНОПЕНИЯ ЧАСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ 1.
Молебен
Спасителю, Божией Матери и свят. Николаю Чудотворцу. 2.
Погребение. 3.
Панихида. 4.
Соборование,
Крещение и Венчание. 5.
Великое
и малое освящение воды. Составители: 1.
архимандрит МАТФЕЙ (Мормыль); 2.
протоиерей Алексий ШИРИНКИН; 3.
игумен ГЛЕБ (Кожевников); 4.
игумен НИКИФОР (Кирзин); 5.
ТРОФИМЧУК М.Х. |
|