Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по  курсу  «ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО»

для 2-го курса Московской Духовной Семинарии

 

 

ПРОГРАММА  КУРСА

 

Тема 1. Предмет изучения.      

Церковное искусство - искусство, непосредственно служащее Церкви. Предпочтительность того, что лучше открывает Горнее. Догматичность и литургичность церковного искусства. Явление Неба в нем в степени, доступной народу Божию в разные эпохи в Поместных Церквах. Отражение духовности народа Божия в церковном искусстве во всем: предпочтении того или иного искусства, техники, выборе сюжетов, композиционном замысле, характере рисунка или «лепки» формы, цветовом строе, приемах работы и др. Виды церковного искусства: архитектура (храмовая и малые архитектурные формы), живопись (монументальная - фрески, мозаики и станковая - иконы), шитье, резьба, металлообработка. Терминология.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.

3. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

4. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XIII-XX веков. М., 1997.

 

Тема 2. Библия и Церковное Предание о Богослужебном искусстве.

Ветхозаветный запрет изображения Бога (Исх. 20,4) по причине склонности к идолослужению (Втор. 4,15-19). Повеление об изготовлении херувимов (Исх. 26,1,31 и др.). Памятники искусства у евреев после Вавилонского плена до 6 века по Р.Х. (Иерихон, Дура Европос и др.) свидетельствуют, что богоизбранный народ не видел в запрете кумиров запрет храмового искусства. Библия о поклонении тварной святыне (ковчегу, храму, местам богоявления). Святоотеческое осмысление текста о динарии кесаря. Нерукотворный образ, скульптура в Понеаде и другие древнейшие образы Христа. Первые иконы Богоматери (нерукотворенная Лиддская икона, иконы апостола Луки) и святых.

           

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

 

Тема 3.  Раннехристианское искусство.

Сохранность памятников. Церкви первых христиан. Причины появления катакомб. Расшифровка слова. Устройство римских катакомб. Забвение и открытие их. Причины появления и характерные особенности символических изображений. Библейские и очищенные языческие символы. Перечень и расшифровка их. Изображения библейской истории также напоминают о важнейших истинах христианства. Перечень сюжетов. Отсутствие системы росписи. Отличия от языческого искусства этого времени.

 

Рекомендуемая литература:

1. Голубцов А.П. Из чтения по церковной археологии и литургике. Спб., 1995.

2. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

3. Порфирий (Успенский), епископ. Святыни земли Италийской. М., 1996.

 

Тема 4. Искусство в IV-V веках.

Святые отцы о церковном искусстве (Святители Василий Великий, Григорий Нисский и др.). Искусство являет догматы христианства и в сюжете и в «языке». Отстаивание догм в полемике с ересями. Восприятие Церковью христианства до Христа в искусстве. Новый дух искусства Церкви после Миланского эдикта. Базиликальные храмы (Базилика Рождества в Вифлееме), баптистерии (Православный и арианский в Раввене), мартирии (мавзолей Галлы Плацидии). Храм - дом Божий, корабль в Царство Небесное. Храм снаружи прост, а внутри украшен как душа христианина. Несформированность системы росписи (преп. Нил Синайский). Особенности христианской мозаики. Характерные особенности памятников (мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии Раввены,  церкви  вмч. Георгия в Салониках, Санта Мария Маджоре и др. Мозаики  Рима). Формирование иконографии (ампулы  Монцы) и «языка» искусства Церкви.  Реалистичность иконографии Востока и гармония искусства эллинов. Особенности скульптуры (монументальная скульптура, рельеф). Возникновение  миниатюры при появлении кодексов.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989

2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.

3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

 

Тема 5. Искусство VI-VII веков.

Расцвет искусств при Юстиниане (527-565). Купольные базилики и центрические храмы (Свв. Сергия и Вакха, св. Ирины, св. Софии, свв. Апостолов, св. Виталия). Базиликальные храмы провинции. Богословское осмысление архитектурных форм. Извести об алтарных переградах. Особенности христианской мозаики Раввены (Сан Витале, церквей св. Аполлинария), Салоник (вмч. Димитрия), Синая и Кипра. Отказ церкви от аллегорических изображений (82 правило Трульского собора). Росписи (Санта Мария Антиква,  Кастельсеприо). Древнейшие  энкаустические иконы. Миниатюры VI (Евангелия Россано, Рабулы). Тенденции в прикладном искусстве (ткани, резьба по кости).

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Лихачева В. История Византии IV-XV веков. Л., 1986.

3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

 

Тема 6.  Иконоборчество и Торжество  Православия.

Причины и история иконоборчества. Характер украшения храмов иконоборцами (Аллегории, орнамент и  светские изображения). Ответ православных иконоборцам (Свт. Герман, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Никифор, прп. Феодор Студит). Деяния и Орос VII Вселенского Собора.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.

3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

4. Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв. М., 1989.

 

Тема 7. «Язык» иконы.

Икона - окно в мир Горний. Особенности пространства иконы (плоскостность,  обратная перспектива). Время. Символика золота и фона. Цвет и свет в иконе. Аскетичность и праздничность церковного искусства.

        

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, 1989.

2. Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.

3. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

4. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII-XX вв. М., 1997.

5. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.

 

Тема 8. Техника иконы.

Приготовление иконной доски. Паволока и левкас. Рисунок иконы. Золочение. Связующее и темперные краски (минералы, земли, химические красители). Процесс написания иконы. Защитный слой.

 

Рекомендуемая литература:

1. Иулиания (М.Н. Соколова), мон. Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

2. Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.

3. Реставрация икон. Методические рекомендации. М., 1993.

 

Тема 9. Техника монументального искусства.

Особенность техники мозаики. Основа стенописи. Штукатурка. Краски. Связующее во фреске и росписи по сухой штукатурке. Процесс написания. О росписи масляными и другими красками.

 

Рекомендуемая литература:

1. Чернышев Н.М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954.

2. Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

 

Тема 10. Искусство Средневекового Запада.

Особенности в искусстве неотделившейся Западной Церкви (Карелинской империи). Романское искусство. Готика.

 

Рекомендуемая литература:

1. Мэри Холлингсворг. Искусство в истории человечества. М., 1993.

 

Тема 11. Искусство Запада с эпохи Возрождения.

Причины и характерные особенности эпохи Возрождения.  Проторенесанс (Джотто). Раннее Возрождение (архитектура, скульптура, живопись Батичелли). Великие мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэль, Дюрер). Позднее Возрождение (Рубенс, Рембранд). Православная оценка тенденции в искусстве Запада. Искусство барокко. Классицизм и романтизм. Современное состояние религиозного искусства Запада.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Мэри Холлингсворг. Искусство в истории человечества. М., 1993.

 

Тема 12. Искусство Церкви после Торжества Православия (IX-X вв.).

Расцвет искусства победившего ереси Православия. Господство крестово-купольной системы в архитектуре. Символичность архитектурных форм. Богословское осмысление системы росписи крестово-купольного храма. Возрождение искусства мозаики (Восточные и античные черты). Иконы X века. Тенденции в миниатюре. Резьба по кости и перегородчатая эмаль.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1986.

3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

4. Культура Византии 2 половины VII-XII веков. М., 1989.

 

 

Тема 13. Расцвет искусства при Комниновской династии.

Памятники архитектуры. Наружные украшения стен храмов. Расцвет византийской мозаики (Хосиос Лукас, Ниа Мони, София, Дафни). Работы византийских мозайчистов на Сицилии (Палермо, Чефалу, Монреаль) и в Венеции (св. Марка). Иконостасы (структура и сюжеты темплонов). Иконы (сюжеты, характер изображений). Сформированность традиций миниатюры. Константинополь - центр по созданию  прикладного искусства (эмаль, резьба).

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.

3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

4. Культура Византии 2 половины VII-XII веков. М., 1989.

5. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 1996.

 

Тема 14. Последствия 1204 года.

Влияние катастрофы 1204 года на иконографию, художественное решение и приемы иконописания. Воздействия Запада на искусство Востока. Памятники мозаики, фрески и миниатюры. Возрастание значимости провинциальных городов и балканских государств.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Лихачев В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.

3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

 

Тема 15. Расцвет искусств в палеологовское время (1261-1453).

Новое в архитектуре на примере храмов Мистры (готические стрельчатые арки, колокольни). Несколько иной настрой искусств при Палеологах и после паламитских споров. Новые иконографические особенности (возрастание иконографических тем, возрастание значимости литургических текстов, преданий). Мозаики столицы (София, Кахрие-Джами, Фетие-Джани). Росписи в Константинополе (Кахрие-Джами) и стране (Мистра). Мастер Мануил  Панселин. Расцвет искусства иконы. Возрастание значимости и иконности миниатюр. Облачение и лицевое шитье.

 

Рекомендуемая литература:

1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. 1989.

2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.

3. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

4. Средневековое лицевое шитье. Византия, Балканы, Русь (Каталог выставки). М., 1991.

 

Тема 16. Поствизантийское искусство.

Последствия 1453 года. Остров Крит и Венеция как новые центры искусства греков. Икона - главное из церковных искусств. Выбор манеры письма заказчиком. Следование традициям конца XIV-1 половины XV в. Новое в традиционной иконе (влияние Запада, подписные иконы, авторство и ремесло). Прозападное направление итало-критских икон. Переход ряда художников к западной религиозной  живописи (Доменико Теотокопулос - Эль Греко). Фрески в поствизантийский период (Феофан Критский). Падение Крита в 1669 году и упадок церковного искусства греков. Возрождение традиций в ХХ веке. Характер новогреческого искусства.

 

Рекомендуемая литература:

1. Поствизантийская живопись. Афины. 1995.

2. Из коллекции Н.П. Лихачева. Спб., 1993.

 

Тема 17. Искусство Сербской Церкви.

Архитектура Сербской Церкви. Памятники изобразительного искусства до автокефалии Церкви (Пореч, Нерези, Курбиново). Росписи начала XIII века (ц. Богородицы в Студенице, Жича). Расцвет Сербского искусства (Милешево, Печ, Сопочаны, Королевская ц. Студеницы, Грачаница, Дечаны, Каленич). Иконы.  Упадок искусства после захвата страны. Искусство в Сербии сегодня (собор св. Саввы, иконы).

 

Рекомендуемая литература:

1. Сима Чиркович. Сербия. Средние века. М., 1996.

2. Лазарь Трифунович. Югославия. Памятники искусства. Белград, 1989.

3. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.

4. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

 

Тема 18. Искусство на территории Болгарской Церкви.

Церковное искусство в Болгарии до 1 Болгарского царства. Расцвет церковных художеств 2 Болгарского царства (Бачково, Боянская церковь, Ивановский пещерный монастырь). Немногочисленные памятники церковного искусства при турецком владычестве (конец XIV- 1 половина XVIII). «Болгарское возрождение» (2 половина XVIII - 1878 г.). Захария Зограф и др. (характерные особенности). Тенденции искусства после освобождения Болгарии (собор Александра Невского, храм на Шипке и др.). Характерные черты современного болгарского церковного искусства.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.

2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986.

3. Островский Г. Захария Зограф. Л., 1987.

4. Бачковский ставропигиальный монастырь Успения Богоматери. Б.м. и г.

 

Тема 19. Румынское Церковное Искусство.

Искусство до XVI века (Куртя де Арджеш). Особенности архитектуры храмов Валахии, Молдовы и Трансильвании. Наружные росписи храмов Молдовы (Нямец, Воронец, Хумор, Молдовица, Сучава). Памятники шитья, резьбы. Современные румынские художники-мастера стенных росписей и за пределами патриархата (храм архангела Гавриила в Назарете).

 

Рекомендуемая литература:

1. Virgil Vatasianu. Pictura murala oin  norovl Moldovei. Bucuresti, 1974.

2. Лазарев В.Н. История Византийского искусства. М., 1986.

3. Полиптик молдав. Молдавское искусство XIV-XIX веков. Кишинев, 1985.

 

Тема 20. Церковное искусство Кавказа.

Древнейшие базилики (V-VII вв.), крестово-купольные и центрические (Звартноц) храмы. Расцвет искусства в X-начале XIV в. Резьба по камню на стенах храмов. Каменные переграды грузинских храмов. Мозаики Гелати. Росписи приезжих (Мануил Эвгеник) и местных (Дамиане) художников. Металлообработка (чеканка) и эмаль. Миниатюры.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лазарев В.Н. История Византийского искусства. М., 1986.

2. Шалва Амиранашвили. Фрески Убиси. Тбилиси, 1987.

3. Матенадаран.  Том 1. Армянская рукописная книга VI-XIV веков. М., 1991.


Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную