Семинарская и святоотеческая библиотеки |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по
НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ для 1 - 3
курсов Московской Духовной Семинарии 1-й КУРС Главная цель изучения
немецкого языка на I курсе Семинарии — усвоение навыков правильного чтения,
понимания и перевода текста, а также основных элементов грамматики для
практического использования их на письме и в устной речи. В соответствии с этим
студентам I курса Семинарии предлагается 11 уроков из вводного курса, которые
включают прохождение основных элементов фонетики (произношение букв, буквенных
сочетаний и дифтонгов; обозначение долготы гласных на письме) и чтение нескольких
коротких текстов с переводом и упражнениями (вся работа проводится на базе
учебника “Немецкий язык”, часть I. Изд-во “Энциклопедия”, Лейпциг, 1969). Дальнейшие занятия на
указанном курсе посвящены проработке текстов 12 лекций основного курса
названного учебника (чтение, перевод и пересказ текстов, ответы на вопросы
преподавателя и перевод с русского языка на немецкий). Эти 12 лекций охватывают
темы: 1) учеба, 2) квартира, 3) работа, 4) отдых, 5) столовая. Кроме этих
лекций прорабатываются адаптированные тексты на темы: 1) Россия. Москва, 2)
Русская Православня Церковь. В процессе работы над
указанными текстами изучаются и закрепляются путем упражнений следующие разделы
немецкой грамматики и синтаксиса: 1) спряжение глаголов в настоящем времени, 2)
употребление и склонение артикля, 3) склонение имен существительных, 4)
императив глаголов, 5) количественные числительные, 6) предлоги двойного
управления, 7) сочинительные союзы, 8) личные, неопределенно-личные,
притяжательные местоимения, 9) имперфект и перфект глаголов, 10) конструкция
простого и сложносочиненного предложений. В целях лучшего усвоения
студентами лексического материала им предлагается прослушивание немецких
текстов в граммзаписи. Помимо изучения общей лексики, студенты знакомятся и с
богословской терминологией, читают Евангелие от Марка (в немецком переводе
М.Лютера), заучивают молитвы “Царю Небесный” и “Достойно есть” на немецком
языке. 2-й КУРС Занятия на II курсе
предполагают расширение знания лексического материала путем переработки текстов
из лекций (с 13-й по 23-ю) основного курса вышеуказанного учебника немецкого
языка (темы: 1) магазин, 2) библиотека, 3) почта, 4) вокзал, путешествие), а также
адаптированных текстов на темы: 1) страна изучаемого языка, 2) Лавра, Академия,
3) литургия св. Иоанна Златоуста) с
закреплением основных грамматических элементов предыдущего курса и изучением
грамматики и синтаксиса: 1) склонение прилагательных, 2) указательные и
возвратные местоимения, 3) пердлоги дательного и винительного падежей, 4)
порядковые числительные, 5) сложноподчиненное предложение, придаточное
дополнительное. Предлагается также чтение
Пасхального Евангелия (с готическим шрифтом), заучивание на немецком языке
молитвы “Отче наш” и богословских терминов. 3-й КУРС Предлагается проработка
текстов из лекций (40,42,43,46) основного курса вышеуказанного учебника
немецкого языка (Темы: 1) вузы Германии, 2) времена года), а также текстов на
библейские и церковноисторические темы с изучением следующих разделов
грамматики и синтаксиса: 1) футурум, 2) пассив, 3) конъюнктив, 4) придаточные
предложения времени, причины и цели. Предполагается свободное и
осмысленное чтение Евангелия (с готическим шрифтом), а также его пересказ. БИБЛИОГРАФИЯ: Рекомендуемые учебники: 1. Немецкий язык для
иностранцев, ч.I. Изд-во “Энциклопедия”. Лейпциг, 1969. 2. О.Михайлова, Е.Шенделье.
Справочник по грамматике немецкого языка. Изд-во “Просвещение”. М., 1968. Составитель: Преподаватель прот.
А.Ширинкин УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по
НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ для 4-го и
5-го курсов Московской Духовной Семинарии Изучение немецкого языка на
IV и V курсах МДС должно преследовать следующие цели: 1. Закрепить у студента
начальные знания языка, полученные за первые три года обучения. 2. Углубить знания грамматики
(в том числе сложных грамматических правил и конструкций). 3. Развить навыки устной речи. 4. Расширить словарный запас,
главным образом, за счет изучения лексики, необходимой для чтения христианской
литературы. На IV и V курсах Духовной
Семинарии при учебной нагрузке 2 урока в неделю представляется целесообразным
чередовать уроки гармматики ( с чтением и переводом текстов) с уроками устной
речи, где бы основной упор делался на усвоение фонетических правил и
особенностей немецкого языка, постановку правильного произношения и развитие
навыков устной речи. Выпускник Духовной Семинарии
должен уметь читать несложные тексты общехристианской тематики и владеть
навыками устной речи, с тем чтобы, продолжая учебу в Духовной Академии, перейти
к самостоятельному чтению философской и богословской литературы, а также
совершенствовать свой разговорный немецкий язык, чтобы в случае необходимости
уметь связно изложить свою мысль в разговоре с немецкоязычным собеседником. Для достижения этих целей
предполагается опираться на следующую учебную литературу, имеющуюся в
библиотеке МДА: БИБЛИОГРАФИЯ: Грамматики: 1. Arssenjeva M.G. Grammatik
der deutschen Sprache. М., 1963. 2. Duden. Grammatik der
deutschen Gegenwartssprache. Л., 1962. Учебники: 1. Павлов В.М. Учебник
немецкого языка. Л., 1962. 2. Artemjuk N.D. Deutsche
Umjempsprache. М., 1962. 3. Немецкий язык.
Лингафонный курс. Лондон, 1981 (находится в лингафонном кабинете). Словари: 1. Langenscheidts Taschenwцrterbuch.
Russisch-Deutsch; Deutsch- Russisch. 2. Александрова Т.С. В
помощь читающему христианскую литературу. М., 1996. 3. Масальская О.Н. Большой
немецко-русский словарь. М., 1966. Составитель: лектор Д.А. Моисеев |
|