Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по КАТИХИЗИСУ

для 1-го курса Московской Духовной Семинарии

 

Предварительные понятия.

Понятие о православном Катихизисе. Вера и добрые дела. Определение веры отличие ее от знания. Необходимость веры.

 

О Божественном откровении.

Понятие о Божественном откровении,  назначение его, провозвестники. Откровение естественное.

 

Священное Предание.

Определение его. Хранилище Священ­ного Предания.

 

Священное Писание.

Понятие о Священном Писании.  Древность Свя­щенного Предания пред Священным Писанием. Важность и необхо­димость Священного Предания. Разделение книг Священного Пи­сания по времени их появления. Понятие о Ветхом и Новом За­вете. Число священных книг Ветхого Завета. Перечень их. Раз­деление ветхозаветных священных книг по содержанию. Священ­ные книги Нового Завета, число их, перечисление, разделение но содержанию. Правила для чтения Священного Писания. Приз­наки богодухновеннооти священных книг. Состав Катихизиса.

 

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

 

Понятие о Символе Веры.

Его происхождение. Понятие о Вселенском Соборе. Число Вселенских Соборов. Разделение Символа веры на члены, краткое их содержание.

 

Первый член Символа вены.

Понятие о вере в Бога. Необ­ходимость веры. Исповедание ее. Единство Божие.  Непостижи­мость существа Божия. Учение Священного Писания о существе и свойствах Божиих: о вечности, благости, всеведении,  пра­восудии, всемогуществе, вездесущии, неизменяемости,  вседо-вольстве и всеблаженотве. Ветхозаветный антропоморфизм. Особенное присутствие Божие на небесах и в храме. Смысл слов: "Верую во единого Бога Отца". Учение о Пресвятой Троице в Ветхом Завете и Новом Завете.  Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства и равночестность Лиц Святой Троицы. Учение о Боге-Вседержителе и Творце мира. Мир невидимый: ангелы, понятие о них, время сотво­рения их, ангелы-хранители. Злые духи-диаволы.История сотворения видимого мира. Особенности создания человека. Образ Божий и человеке. Понятие о душе челове­ка, о рае и о древе жизни. Цель создания Евы из ребра Адама. Назначение человека. Учение о  предопределении Божием и промысле.

 

Второй член Символа веры.

Учение о втором Лице Пресвя­той Троицы, заключающееся в словах Символа: "Иисус", "Хрис­тос" (три вида служения Спасителя), "Сын Божий", "Господь", "Единородный", "рожден от Отца", "прежде всех век". Объяс­нение слов: "Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша".

 

Третий член Символа веры.

Сошествие с небес вездесуще­го Сына Божия. Цель сошествия и его всеобщее значение.  По­нятие о грехе. Источник греха. История грехопадений первых людей. Следствие греха: проклятие и смерть. Переход перво­родного греха на вое человечество. Обетование о Спасителе. Польза этого обещания для людей. Неоднократное повторение его. Воплощение Сына Божия. Откуда заимствовано слово "воп­лощение"? Значение слова "вочеловечшася". Образ соединения в Иисусе Христе двух естеств. Учение о Деве Марии, Присно-деве и Богородице. Высокое достоинство Пресвятой Девы. Без­болезненность рождения Спасителя. Признаки, по которым можно было узнать родившегося Спасителя (ветхозаветные пророчест­ва). Кто из людей узнал в Иисусе Христе истинного Бога и при каких обстоятельствах? Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше опасение.

 

Четвертый член Символа веры.

Объяснение причин осужде­ния безгрешного Иисуса Христа на распятие. Значение слов: "При Понтийстем Пилате", "страдавша и погребенна". Соглаше­ние страданий и смерти Спасителя с Его Божеством. Значение слов: "За ны". Образ вменяемости крестных заслуг Христа падшему человечеству. Причина, почему не все люди усвояют себе эти заслуги, и что для этого требуется. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя.

 

Пятый член Символа веры.

Значение воскресения Христо­ва. Ооотояние Спасителя после смерти до воскресения. Поня­тие об аде. Цель сошествия Иисуса Христа во ад. Смысл  вы­ражения: "По Писанием". Как узнали, что Иисус Христос вос­крес? Цель явление воскресшего Господа.

 

Шестой член Символа веры.

Откуда заимствовано изобра­жение вознесения Господа в данном члене. В чем состояло вознесение. Понимание слов: "Седяща одесную Отца".

 

Седьмой член Символа веры.

Учение Священного Писания о втором пришествии Христовом, о будущим Его суде и беско­нечном царстве. Отличие второго пришествия от первого. Всеобщность суда, образ и содержание его. Время второго пришествия Христова. Признаки его приближения. Понятие об антихристе. Виды царствия Христова.

 

Восьмой член Символа веры.

Значение слов "Господь" и "Животворящий", усвояемых Духу Святому. Учение о личном свойстве Святого Духа. Недопустимость изменения этого уче­ния. Равночестное поклонение Святому Духу с Отцем и Сыном. Действие Святого Духа через пророков и апостолов. Сообще­ние Святого Духа всем верующим. Средства стяжания Духа Святого. Главнейшие Его дары.

 

Девятый член Символа веры.

Понятие о Церкви и о вере в нее. Церковь земная и небесная. Постоянное пребывание благодати Божией в истинной Церкви. Единство Церкви. Иисус Христос - единая Глава ее. Обязанность христиан, вытекаю­щая из единства Церкви. Соглашение о единством Церкви существования различных Поместных. Церквей. Единство между земной и небесной Церковью. Средство общения их. Основа­ние призывания в молитве святых. Благотворное их явление и чудотворения. Значение святых мещей. Понятие о святос­ти Церкви. Соглашение со святостью Церкви существовании в ней людей согрешающих. Понятие о соборности Церкви. Непогрешимость кафолической Церкви. Необходимость для спасения принадлежать к ней. Название Церкви Восточной. Наименование Церкви Апостольской. Вытекающие отсюда обя­занности христиан. Церковная иерархия, ее богоучрежденность. Священноначалие. Источники, из которых можно знать требования Церкви от своих членов.

 

Десятый член Символа веры.

Почему в Символе веры упо­мянуто только о Крещении? Определение таинства. Число  та­инств. Благодатная сила каждого из них. Понятие о таинстве Крещения. Божественное установление его. Образ совершения. Условия для принятия его. Крещение младенцев. Восприемни­ки и их обязанности к новокрощенному. Заклинание, знамение креста, облачение в белую одежду, возложение креста, хож­дение вокруг купели со светильником. Неповторяемость Кре­щения. Состояние согрешающих после Крещения. Понятие о та­инстве Миропомазания. Божественное установление его. Внеш­няя сторона этого таинства и его история. Освящение свято­го мира. Помазание частей тела и значение этого помазания. Определение таинства Причащения. Божественное установление. Богослужение, за которым совершается это таинство. Место совершения. Главный порядок совершения. Проскомидия. Хлеб и вино для таинства. "Один хлеб", "Агнец". Вторая часть Литургии: ее название и порядок совершения. Третья часть Литургии, ее важнейшие действия. "Преложение", непостижимость этой тайны. Условия, требуемые от приступающих к таинству Причащения. Спасительные плоды этого таинства. Часто ли должно причащаться Святых Тайн. Участие в Ли­тургии не причащающихся. Воспоминания, соединяемые  с различными священнодёйствиями Литургии. Непрерывность совершения таинства Причащения в Церкви. Определение таинства Покаяния. Обетование и установление таинства. Условия, требуемые от кающегося. Приготовительные и вспо­могательные средства к покаянию. Епитимия. Определение таинства Священства. Богоучрежденнооть таинства. Степе­ни священства. Понятие о таинстве Брака. Божественное установление таинства. Христианский взгляд на безбрачие. Определение таинства Елеосвящения. Откуда ведет начало это таинство?

 

Одиннадцатый член Символа веры. 

Понятие о воскресе­нии мертвых. Возможность воскресения. Всеобщность воскре­сения и изменения живых. Время воскресения. Преображение мира. Состояние душ умерших до всеобщего воскресения. Соединено ли предначатие блаженства с созерцанием Госпо­да. Души умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния. Молитва за них.

 

Двенадцатый член Символа веры. 

Понятие о жизни бу­дущего века. Блаженство праведников. Источник этого бла-жества. Участие тела в блаженстве души. Различные степени блаженства. Вечное мучение грешников и его причины. Польза памятования о смерти, воскресении и последнем суде.

 

 

ХРИСТИАНСКАЯ  НАДЕЖДА

 

Понятие о Христианской Надежде, ее основание и средства утверждения в ней.

 

Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; виды ее.

 

Молитва Господня.

Разделение ее на части. Призывание. Основание называть Бога Отцом. Значение слов: "Отче наш". Расположение молящегося при произнесении слов: "Иже еои на небесех". Первое прошение. Святость имени Божия. Прославле­ние Бога добрыми делами. Второе прошение. Благодатное Цар­ство Божие и его пришествие. Царство славы. О третьем -седьмом прошениях молитвы Господней и о славословии.  Зна­чение слов: "Да будет воля Твоя". Цель произнесения слов: "Яко на небеси и на земли". Понятие о хлебе насущном. С какими мыслями должно приносить Богу прошение о хлебе на­сущном? Значение слова "днесь". Насущный хлеб для души. Понятие о долгах ваших и должниках. Ходатайство за нас Ии­суса Христа. Условия получения от Бога прощения наших гре­хов. Заочное примирение о врагом. Понятие об искушениях. Источники искушений. Значение слов: "Не введи нас во иску­шение". Смысл слов: "избави нас от лукаваго". Цель присое­динения к молитве Господней славословия. Значение слова "Аминь".

 

Заповеди блаженства.

Необходимость подвига для дос­тижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двой­ственность сторон в каждой заповеди блаженства.

 

Первая заповедь.

Понятие о"нищих духом". Нищета духов­ная и материальное богатство. Может ли нищета телесная слу­жить к совершенству нищеты духовной? Награда нищим духом. Каким образом она принадлежит им.

 

Вторая заповедь.

Понятие о плаче. Награда плачущим.

 

Третья заповедь блаженства.

Понятие о кротости. Дей­ствия христианской кротости. Награда кротким.

 

Четвертая заповедь.

Понятие о правде. Объяснение слов: "алчущие и жаждущие правды". Что значит”насытятся"?

 

Пятая заповедь.

Общий ее смысл. Дела милости телесные и духовные. Наказание виновных. Значение награды милостивым.

 

Шестая заповедь блаженства.

Отличие чистоты сердца от искренности. Объяснение награды.

 

Седьмая заповедь.

Образ исполнения ее. Великое значе­ние наречения миротворцев сынами Божиими.

 

Восьмая заповедь.

Качества, требуемые этой заповедью. Награда.

 

Девятая заповедь.

Общий смысл и значение этой заповеди.

 

 

ЛЮБОВЬ

 

Любовь -  действие и плод истинной веры. Вера без любви и добрых дел. Любовь и добрые дела без веры. Любовь не со­провождаемая добрыми делами.

Средства распознания доброго дела и худого: закон Бо­жий внутренний и внешний. Причина появления последнего. Заповеди этого закона: их обязательность.

 

Значение разделения заповедей на две скрижали.

Учение о том, все ли люди наши ближние. Основание отсутствия запо­веди о любви к самому себе. Виды любви в их последователь­ности и преимуществах. Цель разделения откровенного закона на 10 заповедей; их главное содержание.

 

Первая заповедь Закона Божия.

Значение слов: "Аз есмь Господь Бог твой". Обязанности, вытекающие из повеления познавать Бога. Смысл слов: "Да не будут тебе бози инии, разве Мене". Обязанности внутреннего и внешнего богопочитания. Грехи против первой заповеди Закона Божия. Учение о самоотвержении. Соглашение с первой заповедью почитания ан­гелов и святых.

 

Вторая заповедь.

Понятие о кумире. Основания к употреб­лению священных изображений и почитанию святых икон. Расположение духа во время поклонения иконам. Грехи против второй заповеди и противоположные им добродетели.

 

Третья заповедь Закона Божия.

Когда имя Божие произ­носится всуе. Грехи против третьей заповеди. Клятва в делах общественных.

 

Четвертая заповедь.

Основание для почитания седьмого дня. Ветхозаветная суббота и день воскресный в Христианской Церкви. Важнейшие христианские праздники. Посты, их назначе­ние. Должное провождение праздничных .дней. Преступность праздности.

 

Пятая заповедь Закона Божия.

Обязанности в отношении к родителям. Тяжесть греха непочитания к родителям. Значе­ние обещания благополучия и долголетия за исполнение запо­веди и образ исполнения этого обещания. Отношение христиа­нина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пас­тырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обя­занности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Поведение христианина в случае противозаконных требований со стороны родителей и начальников.

 

Шестая заповедь.

Общее содержание. Смертная казнь пре­ступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случай, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Ду­эль. Духовное убийство. Виды утонченного убийства. Доброде­тели, предписываемые шестой заповедью.

 

Седьмая заповедь Закона Божия.

Общее содержание. Грехи, запрещаемые этой заповедью, и средства предосторожности про­тив них. Добродетели, предписываемые заповедью. Побуждение к целомудренной жизни.

 

Восьмая заповедь.

Содержание заповеди. Грехи против этой заповеди. Добродетели, предписываемые ей. Замечание о немилосердии к нуждающимся. Нестяжание.

 

Девятая заповедь Закона Божия.

Общее содержание. Виды ложного свидетельства. Недопустимость осуждений и лжи. Средство к избежанию грехов против девятой заповеди.

 

Десятая заповедь.

Содержание заповеди. Цель запреще­ния не только греховных дел, но греховных желаний и мыслей. Виды греховных желаний и мыслей. Обязанности, возлагаемые заповедью и средства к их исполнению.

 

Необходимость исполнения учения о вере и благочестии.

Средство к устранению в себе греха. Предосторожность, при­нимаемая в том случае, когда кажется, что исполнено запо­веданное.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

Учебники:

1. Святой митрополит Московский Филарет (Дроздов). Пространный Христианский Катихизис Православной Кафоли­ческой Восточной Церкви (Более 100 с.).

 

Учебные Пособия:

1. Прот. Г. Титов. Уроки по Пространному Христианскому Катихизису. В 2-х книгах. Кн. 1. Введение в Православный Катихизис и первые 10 членов Символа веры. М., 1904.-481 с. Кн. 2. Таинства, 11-й и 12-й члены Символа веры, учение о надежде и о любви. И., 1904. - 451 с.

2. Прот. проф. А.Лавров. Записки по предмету Закона Бо-жия, составленные применительно к программе учебных планов 1872 г. и к руководству Высокопреосвященного митрополита Филарета (с дополнением объяснения текстов Свящ. Писания и указанием различия между Православной верой и другими хрис­тианскими вероисповеданиями). М.,1909.-224 с.

3. Свящ. А.Невский. Уроки Пространного Православно-хрис­тианского Катихизиса. М., 1916. - 158 с.

 

Катехизическая Литература:

1. Богоявленский П., свящ. Беседы на Символ веры. СПб., 1891. -163 с.

2. Доброхотов И., свящ. Простонародные поучения. В 3-х частях. (4.1. О Православной христианской вере. Ч. 2. О христианской надежде. Ч. 3. О христианской любви). М., 1880.-235 с.

3. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь. Катехизи­ческие поучения. В 3-х томах. Рёпринт. изд. М., 1993. -1040 с.

4. Дьяченко Г., прот. Духовные посевы. (Краткий сборник рассказов, статей и стихотворений духовно-нравственного содержания, приспособленных к общедоступному объяснению главнейших истин катехизического учения Православной Церк­ви). Репринт. изд. Киев, 1991. - 476 с.

5. Евсевий (Орлинский), архиепископ. О Православной вере. (Поучения, предложенные по порядку Пространного Катихизиса Православной Церкви). В 2-х книгах. СПб., 1877. - (Общее количество страниц 936).

6. Иринарх (Попов), архиепископ. Поучительные слова на Катихизис Православной Церкви. В 4-х частях. (Ч. 1. Поучи­тельные слова на Символ веры. 4.2. Поучительные слова на молитву Господню. Ч. 3. Поучительные слова на Заповеди Бо­жий. 4.4. Поучительные слова на Евангельские Блаженства). М., 2868. - (Общее количество страниц 579).

7. Медвецкий Е., свящ. Поучения на Символ веры, молитву Господню, Блаженства Евангельские и Божественное Десятосло-вие. СПб., 1898. - 288 с.

8. Путятин Р., прот. Катехизические беседы. Рыбинск, 1862. - 122 с.

9. Скворцов И., прот. Катехизические поучения, говоренные в Киево-Софийском соборе (0 вере, 0 молитве Господней. О Блаженствах Евангельских. О 10-ти Заповедях Божиих. О запо­ведях церковных). Киев, 1854. - 330 с.

10. Феофан (Говоров), святитель. Истолкование молитвы Господней словами святых: отцев. М., 1908.- 160 с.

11. Яхонтов И., прот. Катехизические беседы. СПб., 1879. - 316 с.

 

 

Составитель:  Профессор К.Е. СКУРАТ

 

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную