Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Одной из отличительных черт современного мира является высокий уро- вень развития естественных наук. Истоки современного естествознания сложны и противоречивы. Теории, пытающиеся объяснить замечательное раз- витие современных естественных наук одним решающим фактором, являются амбициозными и, как правило, неубедительными; совершенно ясно, что вклад в их развитие внес целый ряд факторов. Один из них, несомненно, является религиозным и обязан своим существованием Иоанну Кальвину. Большой объем социологических исследований, охватывающий более века, показал, что имеются существенные различия в способности протестантской и римско-католической традиций выдвигать первоклассных естествоиспытате- лей. Примером является крупное исследование Альфонса де Кандоля, посвя- щенное иностранным членам парижской "Academic des sciences" в период с 1666 по 1883 годы. Эти различия, которые наблюдаются в различных странах и в различные периоды, можно свести к следующему: протестанты оказывают- ся гораздо более способными к проведению естественных исследований, чем римо-католики. Таким образом, что Реформация внесла свой вклад в возник- новение настроений, способствующих развитию естественных наук. На первый взгляд это может показаться невероятным. В течение послед- него столетия отношение таких реформаторов, как Кальвин, к гелиоцентри- ческой теории Коперника подвергалось насмешкам. В своей отчаянно полеми- ческой работе "История войны науки и богословия" (1896 г.) Эндрю Диксон Уайт писал: "Кальвин взял инициативу на себя, осуждая в своем "Комментарии на Книгу Бытия" всех, кто утверждал, будто Земля не является центром Все- ленной. Он решает вопрос традиционной ссылкой на первый стих девяносто третьего псалма и спрашивает: "Кто посмеет ставить авторитет Коперника выше авторитета Святого Духа? " Это утверждение переходит из одной работы, посвященной теме "религия и наука", в другую, причем ни один автор не берет на себя труд проверить его источники. Кальвин не писал ничего подобного ни в одной из своих из- вестных работ. Впервые это утверждение, не подтвержденное ссылками, встречается в сочинениях англиканского декана Кентерберийского Фредерика Уильяма Фаррара (1831 - 1903) - автора, известного тем, что, приводя ис- точники, он полагался исключительно на свою не всегда надежную память. В действительности, Кальвин внес существенный вклад в развитие ес- тественных наук: во-первых, он поощрял научное изучение природы; во-вто- рых, он исключил важное препятствие, стоящее на пути таких исследований. Кальвин делал акцент на упорядоченности творения: с его точки зрения, как физический мир, так и человеческое тело свидетельствуют о мудрости и характере Божием. "Чтобы никто не был лишен доступа к средствам получения счастья, Бог в Своей милости не только заронил в нашем сознании семена религии, о ко- торой мы уже говорили, но и отразил Свое совершенство во всем строении вселенной и ежедневно находится у нас на виду так, что мы, открыв глаза, не можем не увидеть Его... И небеса, и земля дают нам бесчисленные дока- зательства Его замечательной мудрости - не только сложные доказа- тельства, которые призваны осветить астрономию, медицину и другие ес- тественные науки, но и доказательства, которые привлекают внимание само- го безграмотного крестьянина, который не может открыть глаза, не увидев их". Здесь Кальвин одобряет исследования астрономии и медицины. Они могут глубже богословия исследовать природный мир и выявить дальнейшие доказа- тельства упорядоченности творения и мудрости Творца. Можно утверждать, что Кальвин придал новый религиозный стимул научно- му исследованию природы, которое теперь стало рассматриваться как средство выявления мудрой руки Божией и, таким образом, способствующее как вере в Его существование, так и уважению, которое Он заслуживает. "Бельгийское кредо" (1561 г.), кальвинистское исповедание веры, пользо- вавшееся особым влиянием в Нидерландах (области, которой суждено было прославиться своими ботаниками и физиками), объявляло, что природа нахо- дится "перед нашими глазами как прекраснейшая книга, в которой все сот- воренное, каким большим или малым оно ни было, является буквами, показы- вающими нам невидимого Бога". Таким образом, Бога можно увидеть с по- мощью тщательного исследования Его творения. Эти идеи были с энтузиазмом подхвачены Королевским Обществом, наибо- лее значительной организацией, занимающейся научными исследованиями и распространением учености в Англии. Многие из его ранних членов были поклонниками Кальвина, знакомыми с его произведениями и их значения для конкретных областей исследований. Так Ричард Бентли (1662-1742) произнес в 1692 г. ряд лекцией, посвященных математическим принципам Ньютона, в которых открытая Ньютоном упорядоченность вселенной трактовалась как до- казательство замысла Бога. Здесь встречаются недвусмысленные ссылки на кальвиновский образ вселенной как "театра славы Божией", в котором люди являются понимающими зрителями. Подробное исследование творения приводит к все большей уверенности в мудрости Творца. Вторым крупным вкладом Кальвина является исключение существенного препятствия на пути развития естественных наук: библейского буквллизма. Это освобождение научного наблюдения и теории от грубо дословного толко- вания Писания происходит на двух уровнях. Во-первых, Кальвин объявляет, что целью Писания является не детальное описание структуры вселенной, а провозглашение Евангелия Иисуса Христа. Во-вторых, он настаивал, что не все библейские утверждения, касающиеся Бога или мира, следует восприни- мать дословно. Рассмотрим эти два пункта в отдельности. Кальвин считает, что основной целью Библии является знание об Иисусе Христе. Это не учебник по астрономии, географии или биологии. Наиболее четко это утверждение звучит в параграфе, добавленном в 1543 г. в кальвиновское предисловие к переводу Нового Завета, сделанному Оливета- ном (1534 г.): основной целью Писания является привести нас к знанию об Иисусе Христе. Оно не есть и никогда не было задумано быть источником непогрешимой информации по астрономии или медицине. Естественные науки, таким образом, освобождаются от богословских ограничений. Второй вклад Кальвина касается статуса библейских утверждений о науч- ных явлениях. Важность этого вклада лучше всего осознать, рассмотрев другую позицию, занимаемую Мартином Лютером. 4 июня 1539 г. Лютер язви- тельно прокомментировал теорию Коперника, которая должна была быть опуб- ликована в 1543 г., о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Разве в Писании не сказано об обратном? Разве Иисус Навин не приказал солнцу ос- тановиться? Таким образом, гелиоцентрическая теория строения солнечной системы была отвергнута Лютером на основании библейского буквализма, столь типичного для этого германского реформатора. (Как мы видели выше (стр. 207 - 209), в своем споре с Цвингли о значении слов "... сие есть Тело Мое" (Мф. 26: 26), произнесенных Христом по поводу хлеба на Тайной Вечере, Лютер настаивал на том, что слово "есть" могло истолковываться лишь как "идентично с". Это показалось Цвингли религиозным и лингвисти- ческим абсурдом, совершенно нечувствительным к различным уровням функци- онирования языка. В этом случае "есть" имеет значение "обозначает"). Кальвиновский анализ взаимоотношений между научными открытиями и ут- верждениями Библии обычно считается одним из наиболее ценных его вкладов в христианскую мысль. Кальвин выдвигает сложную теорию, обычно именуемую термином "аккомодация", под которым понимается "приспособление к нуждам ситуации и человеческим способностям понять ее". В Своем откровении, утверждает Кальвин, Бог приспосабливается к воз- можностям человеческого разума и сердца. Бог рисует Свой портрет таким, чтобы мы могли его понять. Такое понимание основывается на кальвиновской аналогии с оратором. Хороший оратор знает ограниченные возможности своей аудитории и соответствующим образом приспосабливает к ним свою манеру речи. Для того, чтобы общение состоялось, над пропастью, разделяющей го- ворящего и слушающего должен быть наведен мост. Прекрасным примером это- го являются притчи Христа: они используют язык и примеры (например, ал- легории, основанные на Известных большинству понятиях), вполне соот- ветствующие условиям жизни в Палестине. Павел также приспосабливает свои мысли к возможностям своих слушателей, используя коммерческие и юриди- ческие примеры из жизни городов, в которых проживало большинство его чи- тателей. Аналогичным образом, утверждает Кальвин, Бог, чтобы открыться нам, должен снизойти до нашего уровня. Он уменьшается, чтобы соответствовать нашим возможностям. Точно так, как мать наклоняется, чтобы дотронуться до своего ребенка, Бог наклоняется, чтобы достичь нашего уровня. Откро- вение является актом Божественного снисхождения, которым Бог наводит мост через пропасть между Ним и Его возможностями и грешным человечест- вом в наиболее слабых его проявлениях. Как любой хороший оратор, Бог знает Свою аудиторию и соответственно приспосабливает к ее возможностям Свой язык. Примером такой аккомодации являются библейские портреты Бога, в кото- рых Он часто представлен как Имеющий уста, глаза, руки, ноги. Это наво- дит на мысль, что Бог является человеком, что каким - то образом вечный и духовный Бог уменьшается до уровня человека, (это явление часто назы- вается "антропоморфизмом" - иными словами, изображение Бога в виде чело- века). Кальвин утверждает, что Бог вынужден открываться нам таким обра- зом из-за нашего слабого разума. Образы Бога, где Он представляется име- ющим руки или ноги, является Божественным "разговором с младенцем", с помощью которого Он снисходит до нашего уровня, используя образы, кото- рые мы можем постичь. Более сложные образы Бога, конечно же, являются более правильными, однако мы можем оказаться не в состоянии понять их. В случае с библейским рассказом о творении (Быт. 1) Кальвин утвержда- ет, что он приспособлен для восприятия простых необразованных людей; но не должен рассматриваться как дословное отображение реальности. Автор Книги Бытия, говорит Кальвин, "призван был быть учителем не только уче- ных людей, но и людей необразованных и примитивных; поэтому он не достиг бы своей цели без снисхождения к таким простым средствам назидания". Фраза "шесть дней творения" не обозначает шесть периодов по двадцать че- тыре часа, а является простым приспособлением к человеческим формам мыш- ления для обозначения длительных промежутков времени. Фраза "вода над твердью" является лишь способом, приспособленным для обозначения обла- ков. Влияние обеих этих идей на научное теоретизирование, особенно в сем- надцатом веке, было значительным. Например, английский писатель Эдуард Райт, защищая коперниковскую гелиоцентрическую теорию строения солнечной системы, утверждает, что, во-первых, Писание не является книгой по физи- ке, а, во-вторых, его манера речи "приспособлена для понимания простых людей, как няни приспосабливаются к маленьким детям". Оба эти довода не- посредственно взяты у Кальвина, о котором можно сказать, что в этих воп- росах он внес фундаментальный вклад в возникновение и развитие естест- венных наук. Заключение В ограниченных рамках настоящей главы невозможно сделать подробный анализ возможного влияния идей Реформации на ход последующей истории че- ловечества. Однако все, что было сказано в этой заключительной главе, указывает на то, что эти идеи несли в себе потенциал перемен. Реформа- ция, как и русская революция, является напоминанием о том, что идеи не являются простым продуктом общества: иногда случается, что они приводят к образованию этих обществ. Эффектное сравнение Кальвина с Лениным, час- то встречающееся в последних исследованиях, посвященных этому реформато- ру, указывают на историческое значение людей с радикальными идеями в по- воротные моменты истории. Целью данной книги было сделать эти идеи более понятными и доступными широкому кругу читателей, чтобы вызвать более глубокий интерес к этому захватывающему периоду. История, игнорирующая идеи, не справляется со своей задачей. Реформа- ция является движением, в котором религиозные идеи сыграли ведущую роль. В этом движение были и другие факторы - социальные, экономические и культурные, которые вполне заслуживают внимания. Однако рассказ о Рефор- мации без рассмотрения влияния на нее религиозных идей является абсур- дом. Некоторым современным светским исследователям этого движения иногда трудно понять религию как историческую силу. Поскольку их мир напрямую не определяется религией, они предполагают, что так было всегда. Однако это не так. Нам, вероятно, еще предстоит освоить самый трудный из исто- рических навыков: способность погружаться в уже не существующий культур- ный мир и представлять себя в среде, в которой религиозные идеи и наст- роения играли ведущую роль. Настоящая книга не может полностью достичь этой цели, однако в ней мы попытались приподнять завесу таинственности, мешающую нам лучше понять эпоху Реформации. Для дальнейшего чтения: По поводу теории Вебера, см.: H. Luethy (Х. Люти), "Variations on the Theme by Max Weber" (Вариации на тему Макса Вебера), in "International Calvinism 1541-1715", ed. M. Prestwich (Oxford, 1985), pp. 369-90. G. Marshall (Г. Маршалл). "In Search of the Spirit of Capitalism: An Assay on Max Weber's Protestant Ethic Thesis" (В поисках духа капитализ- ма, очерк тезиса Макса Вебера о протестантской этике" (London, 1982). Мах Weber (Макс Вебер), "The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism" (Протестантская этика и дух капитализма) (London, 1930). О политических аспектах реформационной мысли см.: Q. Skinner (К. Скиннер), "The Foundations of Modern Political Thought" (Основы современной политической мысли) (2 vols: Cambridge, 1978). vol. 2, pp. 219-240. О взаимоотношениях реформационной мысля и наук, см.: J. Dillenberger (Дж-Дилленбергер), "Protestant Thought and Natural science" (Протестантская мысль и естествознание) (London, 1961). R. Hooykaas (Р. Хойкаас), "Religion and the rise of Modem Science" (Религия и возникновение современной науки) (Edinburgh, 1972). E. Rosen (Е. Розен), "Calvin's Attitude towards Copernicus" (Отноше- ние Кальвина к Копернику), "Jounal of the History of Ideas 21" (1960), pp. 431 - 41. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ГЛОССАРИЙ БОГОСЛОВСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Стандартным богословским справочником на английском языке, который мы рекомендуем читателю, является "The Oxford Dictionary, of the Christian Church" (Оксфордский словарь христианской Церкви) (Oxford: Oxford University Press, 2nd edn revised, 1984). В 1994 г. ожидается выход третьего издания этого труда. Много полезной информации содержится в бо- лее старом справочнике: "The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge" (Новая Энциклопедия Шафф-Херцог по религиозным знаниям) (12 vols; Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1957), особенно относи- тельно споров между лютеранами и реформаторами в шестнадцатом веке. Спе- циализированный глоссарий богословских терминов позднего средневековья содержится в кн.: Heiko A. Oberman, "The Harvest of Medieval Theology: Gabriel Biel and Late Medieval Nominalism" (Плоды средневекового богос- ловия: Гавриил Биль и позднесредневековый номинализм) (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1963), pp. 459-76. Глоссарии терминов, касаю- щихся доктрины оправдания, можно найти в кн. Alister E. McGrath, lustitia Dei: A History of the Christian Docrine of Justification" (2 vols; Cambridge: Cambridge University Press, 1986), vol. 1, pp. 188-90. Адиафора Дословно "несущественные вопросы". Верования и обряды, которые рефор- маторы считали терпимыми, поскольку они явно не отрицались, хотя и не оговаривались отдельно в Писании. Например, одежда священника при совер- шении богослужения является адиафорой. Концепция адиафоры является важ- ной, поскольку она позволяла реформаторам предпринять прагматически под- ходить ко многим верованиям и обрядам, избегая, таким образом, ненужной конфронтации. Анабаптизм Дословно - "перекрещение". Термин, используемый по отношению к ради- кальному крылу Реформации, основывающемуся на трудах таких мыслителей, как Менно Симоне и Валтасар Губмайер. См. стр. 23. Антипелагианские писания Писания Августина, связанные с пелагианским спором, в которых он отс- таивал свои взгляды на милость и оправдание. См. "Пелагианство". Апостольская эра Как для гуманистов, так и для реформаторов определенный период в ис- тории христианской Церкви, ограниченный Воскресением Иисуса Христа (ок. 35 г. от Р. Х.) и смертью последнего Апостола (ок. 90 г. от Р. Х.?). Гу- манистические и реформационные круги считали идеи и обряды этого периода нормативными. Августинианство Термин используется в двух значениях. В первом он относится к взгля- дам Блаженного Августина на доктрину спасения, в которых подчеркивается необходимость Божественной милости (см. стр. 75-78). В этом смысле этот термин является антитезой пелагианства. Во-вторых, он относится ко взглядам августинского ордена в Средние века, независимо от того, восхо- дят ли эти взгляды к Августину или нет. Далее см.: David C. Steinmetz, "Luther and Staupitz: An Essay in the Intellectual Origins of the Protestant Reformation" (Лютер и Штаупиц: Очерк интеллектуальных истоков протестантской Реформации) (Durham, NC, 1980), pp. 13-16. Кальвинизм Двусмысленный термин, используемый в двух совершенно различных значе- ниях. Во-первых, он относится к религиозным идеям религиозных организа- ций (таких, как Реформатская Церковь) и отдельных лиц (таких, как Теодор Беза), находящихся под глубоким влиянием Иоанна Кальвина. Во-вторых, он относится к религиозным идеям самого Иоанна Кальвина. Хотя в первом зна- чении термин употребляется значительно чаще, в последнее время все больше признается его двусмысленность. См. стр. 22. Катехизис Популярное пособие по христианской доктрине, обычно построенное в форме вопросов и ответов, целью которого является религиозное наставле- ние. Благодаря большому внимание, уделяемому Реформацией религиозному образованию, в то время появился ряд крупных катехизисов, среди которых наиболее значительными были Малый Катехизис Лютера (1529) и знаменитый Гейдельбергский катехизис (1563). Христология Раздел христианского богословия, рассматривающий личность Иисуса Христа, в частности, вопрос о взаимоотношениях Его человеческой и Бо- жественной природы. За исключением несогласия между Лютером и Цвингли (Марбурге, 1529 г.) Христология как доктрина Троицы мало затрагивала Ре- формацию. Исповедание Хотя первоначально термин означал признание греха, в шестнадцатом ве- ке он приобрел совершенно иное значение - значение документа, в котором изложены принципы веры Протестантской Церкви. Так Аугсбургское Исповеда- ние (1530) излагает идеи раннего лютеранства, а Первое Швейцарское Испо- ведение (1536) излагает идеи ранней Реформатской Церкви. Термин "конфес- сионализм" часто используется по отношению к ужесточению религиозных от- ношений в конце шестнадцатого века, когда Лютеранская и реформатская Церкви были вовлечены в борьбу за власть, особенно в Германии. Донатизм Раскольническое движение, основанное в Северной Африке в конце чет- вертого века, которое подчеркивало необходимость чистоты и святости ру- ководителей и членов Церкви. Донатизм настаивал на том, что Церковь яв- ляется обществом святых, а не смешанным сообществом праведников и греш- ников, как это делал Августин. Донатистский спор поставил вопрос о том, как можно реформировать всю Церковь без необходимости образования рас- кольнических групп. Этот вопрос вновь возник в период Реформации. Экклезиология Раздел христианского богословия, рассматривающий теорию Церкви (от AaT. "ecclesia" - "Церковь"). Во время Реформации спор сосредотачивался на том, можно ли считать Протестантские Церкви связанными с основным те- чением христианства - иными словами, является ли они реформированной версией христианства или чем-то совершенно новым, не имеющим никакой связи с предыдущими 1500 годами христианской истории. Евангелдческий Термин, используемый по отношению к зарождающимся реформационным дви- жениям, особенно в Германии и Швейцарии, в 1510-х и 1520-х гг. После за- седания рейхстага в Шпейере этот термин был заменен термином "протес- тантский". Евангелики Термин, часто используемый в отношении французского реформационного движения, особенно в 1520-х и 1530-х гг., опирающегося на такие фигуры, как Маргарита Наваррская и Жильом Бриконет. Евангелизм Термин, часто используемый в англоязычных работах для обозначения итальянского реформационного движения в 1511-1545 гг., опирающегося на такие фигуры, как Гаспаро Контарини и Реджинальд Поул. Экзегеза Научное толкование текста. Термин обычно употребляется в отношении Библии. Термин "библейская экзегеза", в сущности означает "процесс тол- кования Библии". См. стр. 141 - 147. Особая техника, применяемая при эк- зегезе Писания, обычно называется "герменевтикой". Отцы церкви Синоним к выражению "патриотические писатели". Гермевтика Принципы, лежащие в основе толкования или экзегезы текста, в частнос- ти, Писания. Для первая стадии Реформации характерно развитие ряда спо- собов толкования Писания, заимствованных как из гуманизма, так и из схо- ластики. Цвингли первоначально пользовался герменевтической схемой, вы- веденной из эразмианского гуманизма. Лютер пользовался схемой, выведен- ной из схоластического богословия. См. стр. 141 - 147. Гуманизм Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл. 3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наво- дит современное значение слова), а новый интерес к культурным достижени- ям древности. Они рассматривались как важные ресурсы обновления евро- пейской культуры и христианства в период Ренессанса. Влияние гуманизма на реформационную мысль является значительным и рассмотрено подробно на стр. 57 - 87. Доктрина оправдания верой Раздел христианского богословия, рассматривающий вопрос о том, как грешник может войти в общение с Богом. См. стр. 90-91. Несмотря на то, что эта доктрина имела большое значение для Мартина Лютера и его коллег по Виттенбергу, она представляла незначительный интерес для швейцарских реформаторов, таких как Цвингли. См. стр. 110 - 112. Литургия Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Пос- кольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литур- гии считалась особенно важной. См. стр. 151. Лютеранство Религиозные идеи, связанные с Мартином Лютером и, в частности, выра- женные в Малом Катехизисе (1529) и Аугсбургском Исповедании (1530). Ряд внутренних споров внутри лютеранства между сторонниками жесткой линии (т.н. "гнесио-лютеранами" или "флацианцами") и умеренными ("филиппианца- ми"), произошедшие после смерти Лютера (1546), привели к своему разреше- нию в Формуле Согласия (1577), которая обычно считается авторитетным ут- верждением лютеранского богословия. Мапвстрская реформация Термин, используемый по отношению в лютеранскому и реформатскому те- чениям в Реформации и противопоставляющий их радикальным течениям (нап- ример, анабаптизму). См. стр. 18-21 Номинализм В строгом значении - теория знания, противопоставляемая реализму. Иногда, однако, термин используется по отношению к "via moderna". См. стр. 72-75. Патриотический Определение, используемое по отношению к первым векам истории Церкви, следующим за написанием Нового Завета ("патриотический период"), или к мыслителям, писавшим в течение этого периода ("патриотические писате- ли"). С точки зрения реформаторов, этот период охватывал ок. 100-451 гг. по Р. Х. (иными словами, временной отрезок между завершением Нового За- вета и Халкедонским Собором). Реформаторы рассматривали новозаветный и, в меньшей степени, патристический периоды как нормативные для христианс- кой веры и обрядов. Пелагианство Доктрина, согласно которой люди могут заслужить свое спасение. Делает сильный акцент на роли человеческих трудов и принижает идею Божественной милости. Является диаметрально противоположной мнению Блаженного Авгус- тина. См. стр. 16-78. Протестантство Термин, используемый после заседания рейхстага в Шпейере (1529) для обозначения тех, кто "протестовал" против обрядов и верований Римско-Ка- толической Церкви. До 1529 г. такие группы и отдельные лица называли се- бя "евангеликами". Радикальная реформация Термин, все чаще используемый по отношению к анабаптистскому движе- нию, - иными словами, к течению, которое выходило за рамки представлений Лютера и Цвингли. См. стр. 23 Таинства С исторической точки зрения термин означает церковную службу или об- ряд, считавшиеся учрежденными Самим Христом. Хотя средневековое богосло- вие и церковная практика признавали семь таких таинств, реформаторы, опираясь на собственное толкование Нового Завета, утверждали, лишь два (Крещение и Евхаристия) Вопрос о таинствах вызывал большие раздоры: ре- форматоры не могли договориться между собой о том, какой же на самом де- ле была цель таинств. Далее см. стр. 149 - 164. Схизма Сознательный разрыв с единством Церкви, решительно осуждаемый автори- тетными писателями ранней Церкви, такими, как Киприан и Августин. Рефор- маторы получили от своих оппонентов презрительное название "схизмати- ков". Таким образом, реформаторы оказались в затруднительном положении, поддерживая взгляды Августина на Божию милость, но не признавая его взглядов на схизму. См. стр. 120 - 122; 164 - 170. Schola augustiniana moderna Форма средневековой схоластики, делающая особый акцент на доктрине Августина о милости и в то же время принимающая номиналистекий взгляд на вопрос об универсалиях. См. стр. 8183. Скотизм Схоластическая философия, положения которой обычно ассоциируются име- нем философа с Дунсаз Скотаз. См. стр. 74. Принцип писания Теория, положения которой обычно ассоциируются с трудами реформатских богословов, согласно которой обряды и верования Церкви должны быть осно- ваны на Писании. Согласно этой теории, ничто из того, что не может быть подтверждено Писанием, не является обязательным для верующего. Этот принцип суммируется фразой "sola Sriptura" ("только Писание"). См. стр. 134 - 139. Септуагинта Греческий перевод Ветхого Завета, датируемый третьим веком до Р. Х. Нагорная проповедь Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Хрис- та в той конкретной форме, которую оно принимает в гл. 5 - 7 Евангелия от Матфея. Братство Термин, используемый по отношению к гуманистским группам, связанным со многими североевропейскими городами и университетами в конце пятнад- цатого - начале шестнадцатого веков. Например, общество "Sodalitas Collimitiana" в Вене группировалось вокруг Георга Коллимития, a "Sodalitas Staupitziana" в Нюрнберге - вокруг Иоанна фон Штаупица. Сотернология Раздел христианского богословия, рассматривающий доктрину спасения (rp. sotera). Томизм, "via thomae" Схоластическая философия, или ассоциируемая с именем и трудами Фомы Аквинского. См. стр. 74. Пресуществление Средневековая доктрина, согласно которой во время Евхаристии хлеб и вино, сохраняя свой внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христа. См. стр. 153. "Turmerlebnie" Немецкий термин, дословно означающий "опыт, пережитый в башне", часто используемый для обозначения момента озарения Лютера, когда он совершил свое богословское открытие. См. стр. 96. В позднем (не совсем четком) указании Лютер упоминает, что его богословское открытие произошло в баш- не августинского монастыря в Виттенберге, отсюда следует указание на "башню". "Via antiqua" Термин, используемый для обозначения форм схоластического богословия, например томизма или скотизма, представители которого занимали реа- листскую позицию в вопросе об универсалиях. См. стр. 75-78. "Via moderaa" Термин, широко используемый в двух значениях. В первом значении он означает формы схоластического богословия, которые, в противоположность "via antique", находились на номиналистскую позицию в вопросе об универ- салиях. См. стр. 75-78. Во втором и более важном значении он означает форму схоластики (известную ранее как номинализм), основанную на писани- ях Уильяма Окхемского и его последователей, таких, как Пьера д'Элли и Гавриил Биль. См. стр. 78-81. Вульгата Латинский перевод Библии, в основном составленный Иеронимом, на кото- ром, в основном, было основано средневековое богословие. Строго говоря, термин "Вульгата" описывает иеронимовский перевод Ветхого Завета (кроме Псалтири, взятой из галликанской Псалтири); апокрифических Книг (кроме Книг Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавеев и Книги Ва- руха, взятых из Старой латинской версии); и весь Новый Завет. Признание ее многочисленных неточностей имело фундаментальное значение для Рефор- мации. См. стр. 126 - 127. Цвинглнанство Обычно, термин используется для обозначения учения Ульриха Цвингли, однако часто употребляется по отношению к его взглядам на таинства, в частности, на "реальное присутствие" (которое для Цвингли было больше похоже на "реальное отсутствие"). См. стр. 156-160. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ХРОНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ 1348 В Праге основан первый немецкий университет. 1365 Основан Венский университет. 1378-1417 Великая Схизма в западной Церкви; антипапы в Риме и Авиньоне. 1386 Основан Тюбингенский университет. Реформа устава Венского уни- верситета, приведшая к преобладанию "via moderna". 1388 Основан Кельнский университет. 1392 Основан Эрфуртский университет. 1409 Основан Лейпцигский университет. 1414-1418 Констанцский собор, положивший конец Великой Схизме. 1418 Основан Лувенский университет. 1453 Падение Константинополя. Усиление миграции на Запад грекоговоря- щих ученых и их рукописей, ок. 1454 Первый европейский печатный станок установлен в Майнце. 1456 Издание Латинской Библии Иоанном Гутенбергом. 1457 Основан университете во Фрайбурге - им - Брейсгау. 1460 Основан Базельский университет. 1472 Основан Ингольштадтский университет. 1474 Осуждение via moderna в Париже: перемещение сочувствующих ему ученых в германские университеты. 1477 Начало войны между Францией и Домом Габсбургов. 1481 Аннулирован французский указ против "via moderna". 1483 10 ноября в Айслебене, курфюрство Саксония, родился Мартин Лю- тер. 1484 1 января в Гларусе родился Ульрих Цвингли. Гавриил Биль назначен на кафедру в Тюбингене. 1491 Иоаган Фробен начинает книгопечатание в Базеле. 1492 Кристобаль Колон (Колумб) открывает Америку. 1495 В Венеции основан Албинский печатный дом. 1498 Цвингли начинает обучение в Венском университете. 1501 Лютер начинает обучение в Эрфуртском университете. 1502 Курфюрст Фридрих Саксонский основал Виттенбергский университет. 1503 Первое издание "Enchiridion" Эразма. 1505 17 июля Лютер поступает в Августинский монастырьв Эрфурте. 1506 Публикация амербаховского издания творений Августина. 1508 Реформа устава виттенбергского университета. Лютер читает в нем лекции по нравственной философии. 1509 10 июля в Нойоне, Пикардия, родился Иоанн Кальвин. Эразм публи- кует "Enconium Moriae". 1512 в январе-феврале Лютер посещает Рим; начинает читать лекции по Библии в Виттенберге. Филипп Меланхтон прибывает в Тюбинген. 1515 Публикация "Писем темных людей", высмеивающих кельнских домини- канцев. Публикация третьего издания "Enchiridion" Эразма. Лютер начинает читать лекции по "Посланию к Римлянам" в Виттенберге. Поражения Швей- царской Конфедерации в битве при Маринано, сентябрь: Цюрих объявляет, что он не будет впредь входить в иностранные союзы. 1516 Первое издание "Утопии" Томаса Мора. Публикация "Novum Instrumentum опте" Эразма. 25 сентября Лютер и Карлстадт сталкиваются по поводу толкования Августина. Болонский конкордат. 1517 26 апреля Карлстадт отстаивает 151 августинский тезис. 31 октяб- ря Лютер вывешивает 95 тезисов против индульгенций. 1518 В марте Карлстадт реформирует богословскую программу в Виттен- берге, делая акцент на творениях Августина и Библии. Кристоф Фрошауер начинает книгопечатание в Цюрихе. В апреле состоялся Гейдельбергский диспут Лютера. В октябре - ноябре Лютер предстает перед Кайетаном а Аугсбурге. Цвингли призван в Цюрих в качестве проповедника. 1519 Цвингли начинает публичные проповеди в Гроссмюнстере, Цюрих. Карл V избран императором. В июле состоялся Лейпцигский диспут между Лю- тером, Карлстадтом и Эком. 30 августа идеи Лютера осуждены в Кельнском университете. 7 ноября идеи Лютера осуждены в Лувенском университете. 1520 15 апреля идеи Лютера осуждены в Парижском университете. 15 июня папская булла "Exsurge Domine" угрожает Лютеру отлучением от Церкви. Лю- тер издает три реформационных трактата: "Обращение к германскому дво- рянству", "Вавилонское пленение Церкви", "Свобода христианина". Цюрихс- кий городской совет издает мандат, объявляющий, что всякая проповедь должна быть основана на Писании. Лютер общенародно сжигает папскую буллу и работы канонического закона. 1521 Меланхтон опубликовал первое издание своей работы " Loci Communes", которой суждено было стать стандартным форматом лютеранских работ по систематическому богословию. Вормский сейм; 8 мая личность Лю- тера в империи объявляется под запретом. Лютеру предоставлено убежище в Вартбурге. В отсутствие Лютера Карстадт становится во главе церковных дел в Виттенберге, что приводит к волнениям и иконоборству. 1522 Волнения в Виттенберге приводят к возвращению Лютера. Нарушение Великого поста в Цюрихе. В сентябре опубликован немецкий перевод Нового Завета, сделанный Лютером. 1523 29 января состоялся Первый Цюрихский Диспут предоставивший го- родскому совету право надзора над библейской проповедью в Цюрихе. Го- родской совет Базеля издает мандат о проповеди в соответствии с Писани- ем, основанный на цюрихском мандате. 1520 26-28 октября состоялся Второй Цюрихский Диспут о мессе и обра- зах в церквах. 1524 30 апреля произошла Новарская битва. 15 июня цюрихский городской совет издает указ, разрешающий снятие образов в церквах. Началась крестьянская война в Германии. 1525 Анабаптизм становится серьезным движением: 21 января состоялись первые крещения в Цюрихе. 25 февраля произошла битва при Павии. Опубли- кован цвинглиевский "Комментарий об истинной и ложной религии", критику- ющий Эразма. Двенадцать Статей Меннингена выражают недовольство немецко- го крестьянства: волнения толпы. 12 апреля В Цюрихе отменена месса. 4 мая Лютер пишет работу "Против убийственных и грабящих орд крестьян". 27 мая Томас Мюнцер и 53 сторонника Крестьянского восстания публично казнены. 13 июня Лютер тайно женится на бывшей монахине Катарине фон Бора, 27 июня состоялась публичная церемония. Опубликована работа Лютера "De servo arbitrio", подтверждающая ею серьезные расхождения с Эразмом. 1526 Июнь - август. Заседание рейхстага в Шпейере. 1527 Шлейтхеймское Исповедание (февраль). Разграбление Рима войсками Карла V. 1528 7 февраля Берн принимает цвинглианскую реформацию, включая отме- ну мессы. 17 июля В Галле отменена месса. Карл V подписывает смертный приговор анабаптистам. 1529 21 февраля заседание рейхстага в Шпейере кладет конец терпимости к лютеранству в католических областях. Протест шести князей и четырнад- цати городов против Шпейерского сейма, давший жизнь термину "протес- тант". 29 июня заключен Болонийский договор между Карлом V и папой Кле- ментом VII. Камбрийский мир: 3 августа Франциск I Французский и Карл V заключают мир. 1-4 октября Филипп Гессенский созывает неудавшийся Мар- бургский диспут. 28 декабря Карл V и Венеция заключают мир в Болонье. 1530 На заседании имперского сейма в Аугсбурге провозглашено Аугс- бургское Исповедание. Папа Клемент VII коронует Карла V в Болонье. 1531 27 февраля основана Шмалькальденская лига в защиту протес- тантства. Карл V покидает Германию, что создает вакуум, способствующий распространению идей Реформации. 11 октября в битве при Каппеле погиб Цвингли. 1532 Кальвин публикует свои комментарии к "De clemetia" Сенеки. 1533 1 ноября Николай Коп произнес речь в честь Дня всех святых. 1 ноября Лютер покидает Париж. 1534 18 октября Плакардийское дело провоцирует действия Франциска I против французских евангеликов. Первое издание Немецкой Библии Лютера (включающей Ветхий и Новый Заветы). Анабаптисты захватывают Мюнстер, что вызывает смятение в прилегающих районах. 1535 Город Женева объявляет себя республикой. 1536 В марте опубликовано первое издание "Наставлений" Кальвина. В мае Букер и Лютер достигают согласия по поводу Евхаристии. В июле фарел арестовывает Кальвина в Женеве. Вмешательство Кальвина на Лозаннском диспуте поднимает его авторитет в Женеве. В ноябре опубликовано Женевс- кое Исповедание. 1538 Кальвин выслан из Женевы и получает убежище в Страсбурге. 1539 Второе издание "Наставлений" Кальвина. Издан первый том полного собрания сочинений Лютера. 1540 Двубрачие Филиппа Гессенского. Кальвин женится на вдове Иделетте де Бур. Формально учреждено Общество Иисуса. Кальвин публикует свои ра- боты "Ответ Садолето" и "Комментарий на Послание к Римлянам". 1541 В апреле-мае состоялся Регенсбургский диспут (Ратисбон). Первое французское издание "Наставлений" Кальвина. В сентябре Кальвин возвраща- ется в Женеву. 1545 13 декабря открылся Трентский собор. 1546 18 февраля умер Лютер. Начало Шмалькальденской войны. 8 апреля завершилось четвертое заседание Тридентского собора. 1547 13 января завершилось шестое заседание Тридентского собора; 3 марта завершилось седьмое заседание Тридентского собора. 24 апреля Шмалькальденская лига потерпела поражение в битве при Мюльберге. 1553 Серветус казнен в Женеве за ересь. 1555 Религиозный Аугсбургский мир признает территориальнорелигиозное разделение Священной Римской империи между лютеранами и римо-католиками. Карл V отрекается от престола. 1558 Смерть Карла V. 1559 Публикация окончательного издания "Наставлений" Кальвина; учреж- дение Женевской академии. Смерть Генриха II Французского приводит к пре- обладанию при французском дворе антипротестантского семейства Гизов. Елизаветинское Уложение. 1560 Амбруазский заговор указывает на растущее влияние кальвинизма во Франции, что приводит к усилению напряженности. Окончательное французс- кое издание "Наставлений" Кальвина. 1562 Начало французских религиозных войн. 1563 Публикация Гейдельбергского Катехизиса, демонстрирующего расту- щее кальвинистское присутствие на германских территориях. Закрытие Три- дентского собора. 1564 27 мая умер Кальвин. ПРИМЕЧАНИЯ Глава 1 Введение 1. F. V. Powicke (Ф. В. Поуик), "Tfie Reformation in England" ("Ре- формация в Англии") (London, 1941), pp. 1, 34. Далее см. A. G. Dickens, "Тле Reformation in England" ("Реформация в Англии"), in "Reformation Studies" (London, 1982), pp. 443-56; JJ. Scarisbrick (Дж. Дж. Скарисб- рик), "Тле Reformation and the English People" ("Реформация и английский народ") (Oxford, 1985), pp. 61-84. 2. См. анализ в кн. Alister E. McGrath (Алистер Е. МакГрат), "The Genesis of Doctrine" ("Происхождение доктрины"). (Oxford/Cambridge, Mass., 1990), pp. 37-52 Глава 2 Религия позднего средневековья 1. Bemd Moeller (Бернд Моллер), "Piety in Germany around 1500" ("Бла- гочестие в Германии в начале ХУ1 в. "), in "The Reformation in Medieval Perspective", ed. Steven E. Ozment (Chicago, 1971), pp. 50-75. 2. Наилучшим исследованием является работа H. - J. Goertz, "Pfaffenhass und gross Geschrei: Die reformatorischen Bewegungen in Deutschland 1517-1529" (Munichr 1987)См. также H. J. Cohn (Х. Дж. Кон), "Anticlericalism in the German Peasants" War, 1525" ("Антиклерикализм в Германской крестьянской войне 1525 г. "), Past and Present 83 (1979), рр. 3-31. 3. Н. НеПег (Х. Хеллер), "The Conquest of Poverty: The Calvinist Revolt in the Sixteenth-Century France" ("Покорение нищеты: Кальви- нистский бунт во Франции в шестнадцатом веке") (Leiden, 1986). 4. M. Edelstaen, "Les origines sodales de I'episcopat sous Louis ХII et Francois ler", Revue d'histoire modeme et contamporaine 24 (1977), pp. 239-47. 5. Gerald Strauss (Джеральд Штраусе), "Manifestations of Discontent fn Germany on the Eve of the Reformation" "(Проявления недовольства в Германии накануне Реформации") (Bloomington, Ind., 1971); A. G. Dickens (А. Г. Дикенс), "Intellectual and Social Forces in the German reform" ("Интеллектуальные и социальные силы германской реформации"), in "Reformation Studies" (London, 1982), pp. 491-503. 5. Об истоках и влиянии доктринального плюрализма см. Alister Е. McGrath (Алистер Е. МакГраф), "The Intellectual Origins of the European Reformation" (Интеллектуальные истоки Европейской Реформации) (Oxford, 1987), pp. 12-28. Глава 3 Гуманизм и реформация 1. CM. Wallace K. Ferguson (Уаллейс Л. фергусон), "The Renaissance in Historical Thought" ("Возрождение в исторической мысли") (New York, 1948). 2. Jacob Burckhardt (Яков Буркхардт), "The Civilization of the Renaissance in Italy" ("Цивилизация Возрождения в Италии") (New York, 1935), р. 143. 3. См. бесценное исследование Питера Бурке: Peter Burke, "The Italian Renaissance: Culture and Society in Italy" ("Итальянское Возрождение: культура и общество в Италии") (Oxford, revised edn, 1986) 4. См. W. Rueegg (В. Рюег), "Cicero und der Humanismus" ("Цицерон и гуманизм" (Zurich, 1946); А. Сатрапа (А. Кампана), "The Origin of the Word "Humanist" ("Происхождение слова "гуманист"), Journal of the Warburg and Courtauld Insitutes 9 (1946), pp. 60-73. 5. Charles Trinkaus (Карл Тринкаус), "A Humanist's Image of Humanism: The Inaugural Orations of Bartolommeo della Fonte" ("Гуманистское изоб- ражение гуманизма: Инаугурационные речи Варфоломея делла Фонте"), "Studies in the Renaissance 7" (I960), pp. 90-147; H. H. Grey (Х. Х. Грей), "Renaissance Humanism: The Persuit ofEloguence" ("Гуманизм эпохи Возрождения: Стремление к красноречию"), in "Renaissance Essays", eds P. O-Kristeller and P. P. Wiener (New York, 1968), pp. 199-216. 6. Hans Baron (Ганс Барон), "The Crisis of the Early Italian Renaissance: Civic Humanism and Republican Liberty in an Age of Clasicism and Tyranny" ("Кризис раннего Итальянского Возрождения: граж- данский гуманизм и республиканская свобода в век классицизма и тирании") (Princeton, NJ, revised edn, 1966). 7. Jerrold E. Seigel (Джерольд Е. Сигал), "Civic Humanism" or Ciceronian Rhetoric? The Culture of Petrarch and Bruni" ("Гражданский гуманизм" или цицероновская риторика? Культура Петрарки и Бруно"), Past and Present 34 (1966), pp. 3-48. 8. Е. Ziegler, "Zur Reformation als Reformation des Lebens und der Sitten", Rorschacher Neujahrsblatt (1984), pp. 53-71. 9. Слово "enchiridion" дословно означает "в одной руке" и приобрело два значения: оружие, которое можно держать в одной руке (напр., кин- жал), или книга, которую можно держать в руке. 10. О Вульгате см. гл. 7 и R. Loewe (Р. Леве), "The Medieval History of the Latin Vulgate" (Средневековая история латинской Вульгаты), in G. W. H. Lampe (ed.) "Cambridge History of the Bible II: The West from the Fathers to the Reformation" (Cambridge, 1969), pp. 102 - 54. 11. Полный объем гуманистического влияния на реформаторов превосходит рамки, установленные в этом кратком обзоре. Читателю рекомендуется книга Alister Е. McGrath, "The Intellectual Origins of the European Reformation" ("Интеллектуальные истоки европейской Реформации") (Oxford, 1987), содержащая рассмотрение двух серьезных вопросов: (1) влияния гу- манизма на текст Писания (стр. 122-39); (2) влияние гуманизма на толко- вание Писания (стр. 152-74). О всей важности "патриотического свиде- тельства" для Реформации см. McGrath, "The Intellectual Origins of the European Reformation", p. 175-90. 12. На самом деле, однако, нескольким "псевдо-августинским" произве- дениям удалось обмануть бдительность гуманистов: так, амербаховское из- дание творения Августина включает "De vera et falsa poenitentia" ("Об истинном и ложном покаянии"), которое местами противоречит взглядам Ав- густина. 13. Дальнейшие подробности см.: McGrath, "The Intellectual Origins of the European Reformation ", p. 43 - 59. 14. Дальнейшие подробности см.: McGrath, "The Intellectual Origins of the European Reformation ", p. 59 - 68. Глава 4 Схоластика и реформация 1. David Knowles (Давид Ноулз), "The Evolution of Medieval Thought" ("Эволюция средневековой мысли") (London, 1976), pp. 71-288; Paul Vignaux (Поль Вигно), "Philosophy in the Middle Ages" ("философия в Средние века") (New York, 1959), pp. 69-90. 2. О Фоме Аквинском см. Etienne Gilson (Этьен Гилсон), "The Christian Philosophy of St Thomas Aquinas" ("Христианская философия Св. Фомы Ак- винского") (New York, 1956). 3. CM. Charies G. Nauert (Карл Г. Науерт), "The Clash of Humanists and Scholastics: An Approach to Рге - Re formation Controversies" (Столкновения между гуманистами и схоластиками: Подход к предреформаци- онным спорам"). Sixteenth Century Journal 4 (1973), pp. 1 - 18; James Overfield (Джеймс Оверфилд), "Scholastic Opposition to Humanism in Рте-Reformation Germany" ("Схоластическая оппозиция гуманизму в предре- формационной Германии"), Viator 7 (1976), pp. 391-420. Особенно полезным очерком этой темы является статья A. H. T. Levi (А. Х. Т. Леви), "The Breakdown of Scholasticism and the Significance of Evangelical Humanism" ("Разложение схоластики в значение евангелического гуманизма") in "The Philosophical Assessment of Theology", ed. G. R. Hughes (Georgetown, 1987), pp. 101-28. 4. О проблеме универсалий см. John Hospers (Джон Хосперс), "An Introduction to Philosophical Analysis" ("Введение в философский ана- лиз") (Englewood Cliffs, NJ, 2nd revised edn, 1976), pp. 354-67. О реа- лизме и номинализме в Средние века см. Etienne Gilson (Этьен Гилсон), "History of Christian Philosophy in the Middle Ages" ("История христи- анской философии средних веков") (London, 1978), pp. 489-98; М. Н. Сагге (М. Х. Карре), "Realists and Nominalists" ("Реалисты и Номиналисты") (Oxford, 1946). 5. О Томизме см.: Gilson, "History of Christian Philosophy in the Middle Ages", pp. 261-83. О скотизме, см. Gilson, "History of Christian Philosophy in the Middle Ages", pp. 454-71. 6. Об историческом развитии пелагианского спора и связанных вопросов см.: Peter Brown (Питер Браун), "Augustine of Hippo: A Biography" ("Ав- густин Гиппонский: Биография") (London, 1975), pp. 340-407; Gerald Bonner (Джеральд Боннер), "St Augustine of Hippo: Life and controversies" ("Св. Августин Гиппонский: жизнь и споры") (Norwich, 2nd edn, 1986), pp. 312-93. 7. CM. Alister E. McGrath, "lustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justification" ("Справедливость Божия: История христианской доктрины оправдания") (2 vols: Cambridge, 1986), vol. 1, pp. 128 - 45; Brown, "Augustine of Hippo ", pp. 398 - 407. 8. См. McGrath, "lustitia Dei", vol. 1, pp. 119-28; 166-72. 9. См. Francis Oakley (Франсис Оукли), "The Political Thought of Pierre d'Ailly: The Voluntarist Tradition" ("Политическая мысль Пьера д'Айлли: Волюнтаристская традиция" (New Haven, 1964). 10. См. William J. Courtenay, (Уильям Дж. Куртенай), "The King and the Leaden Coin: The Economic Background of the Sine Qua Non Casuality" ("Король и свинцовая монета: экономические предпосылки необходимой при- чинности"), Traditio 28 (1972), pp. 185209. 11. Об участвующих лицах см. William J. Courtenay, "Adam Wodeham: An Introduction to his Life and Writings" ("Адам Водехам: Введение в жизнь и труды") (Leiden, 1978). 12. См. Heiko A. Oberman (Хейко А. Оберман), "Masters of the Reformation: The Emergence of a New Intellectual Climate in Europe" ("Деятели Реформации: Возникновение нового интеллектуального климата в Европе") (Cambridge, 1981), pp. 64 - 110. 13. Heiko A. Oberman, "Headwaters ofthe Reformation: Initia LutheriInitia Reformationis" ("Истоки Реформации:... "), reprinted in "The Dawn of the Reformation: essays in Late Medieval and Early Reformation Thought" (Edinburgh, 1986), pp. 39-83. 14. Oberman, "Headwaters of the Reformation", p. 77. 15. McGrath, "The Intellectual Origins of the European Reformation", p. 108-15. 16. Alister E. McGrath, "John Calvin and Late Medieval Thought: A Study in Late Medieval Influences upon Calvin's Theological Developemenf ("Иоанн Кальвин и позднесредневековая мысль: Исследование позднесредне- векового влияния на богословское учение Кальвина"), ARG 77 (1986), pp. 58-78; idem, "Intellectual Origins of the European Reformation", p. 94 - 107. 17. Karl Router, "Das Grunverstaendnis der Theologie Calvins" ("Ос- новное понимание богословия Кальвина") (Neukircheb, 1963); "Vom scholaren bis zum jungen Reformator: Studien zum Werdegung Johannes Calvins" ("От схоласта до молодого реформатора: Исследование становления Иоанна Кальвина") (Neukirchen, 1981). 18. См. P. O. Kristeller (П. О. Кристеллер), "The Contribution of Religious Orders to the Renaissance Thought and Learning" ("Вклад рели- гиозных орденов в мысль и преподавание эпохи Возрождения"), American Benedictine Review 21 (1970), pp. 1-55. Глава 5 Доктрина оправдания верой 1. Полный рассказ об этом см.: F. W. Dillistone (Ф. У. Диллистоун), "The Christian Understanding of Atonement" ("Христианское понимание ис- купления") (London, 1968). (Термин "искупление" часто используется по отношению к значению смерти Христа). Более популярное изложение см. Alister McGrath, "Making Sense of the Cross" ("Понимая значение креста") (Leicester, 1992) 2. S. Alzeghy, "Nova creatura: la nozione della grazia nei commentari medieval! di S. Poalo (Rome, 1956); J. Auer, "Die Entwicklung der Gnadenlehre in der Hochscholastik" (2 vols Freiburg, 1942-51). 3. Предпосылки см.: Krister Stendahl (Кристер Стендаль), "The Apostle Paul and the Introspective Concsience of the West" ("Апостол Павел и интроспективное сознание Запада"), in "Paul among Jews and Gentiles" (Philadelphia, 1983), pp. 78-96. 4. CM. Alister E. McGrath, "Luther's Theology of the Cross: Martin Luther's Theological Breakthrough" ("Богословие креста Лютера: Богос- ловские достижения Мартина Лютера") (Oxford, 1985), pp. 72-92; 100-28. 5. Тексты и анализ см. там же, pp. 106 - 13. 6. См. Alister E. McGrath, "lustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justification" ("Справедливость Божия: История христианской доктрины оправдания") (2 vols: Cambridge, 1986), vol. 1, pp. 51-70. 7. Полный латинский текст и английский перевод см.: McGrath, "Luther's Theology of the Cross", pp. 95-8. Английский перевод см. в "Luther's Works" "(Собрание сочинений Лютера") (55 vols: St Louis/Philadelphia, 1955 - 75), vol. 34, pp. 336 - 8. В целях ясности мы несколько изменили оригинальный текст Лютера. 8. По поводу спора см. McGrath, "Luther's Theology of the Cross", pp. 95-147, особенно стр. 142-7. Значительное меньшинство датирует богос- ловское открытие 1518-19 гг. Полезным, заслуживающим внимания эссе явля- ется работа Brian A. Gerrish (Брайан А Герриш), "By Faith Alone: Medium and Message in Luther's Gospel" ("Одной верой: Материал и послание Еван- гелия Лютера", in "The Old Protestantism and The New: Essays on the Reformation Heritage (Chicago, 1982), pp. 69-89. 9. Подробности доктрины Лютера об оправдании верой см.: McGrath, "lustitia Dei", vol. 2, pp. 10-20. 10. Как показано в Lief Grane, "Contra Gabrielem: Luthers Auseinandersetzung mit Gabriel Biel in der Disputatio contra scholasticam theologiam" (Gyldendal, 1962). 11. Дальнейшее рассмотрение см.: в John Bossy (Джон Босси), "Cristianity in the West 1400-1700" ("Христианство на Западе в 1400-1700 гг. ") (Oxford, 1987), pp. 35-56; David C. Steinmetz (Давид Стайнметз), "Luther against Luther" ("Лютер против Лютера") in "Luther in Context" (Bloomington, Ind., 1986), pp. 1-11; Thomas N. Tentler (Томас Н. Тент- лер), "Sin and Confession on the Eve of the Reformation" ("Грех и испо- ведь накануне Реформации") (Princeton, 1977). 12. "Христианскому дворянству германской нацию", "Вавилонское плене- ние Церкви" и "Свобода христианина". Все эти три работы собраны в кн. "Martin Luther: Three Treatises" ("Мартин Лютер: Три трактата") (Philadelphia, 1973). 13. Об этом см.: McGrath, lustitia Dei, vol. 2, pp. 1-3, 20-5. Глава 6 Доктрина предопределения 1. W. P. Stephans (У. П. Стефане), "The Theology of Huldrych Zwingli" ("Богословие Ульриха Цвингли") (Oxford, 1986), pp. 86-106. 2. По поводу этой работы см. Harry J. McSorley (Гарри Дж. МакСорли), "Luther - Right от Wrong" ("Лютер - прав или неправ") (Minneapolis, 1969). 3. Хотя роль Кальвина в составлении речи Николая Копа на День всех святых вызывала сомнения, новые рукописные свидетельства указывают на его участие. См. Jean Rott, "Documents strasbourgeois concemant Calvin. Un manuscrit autographe: la harangue du recteur Nicolas Cop", in "Regards contemporains sur Jean Calvin " (Paris, 1966), pp. 28-43. 4. См., например, Нагго Hoepfl (Гарро Хепфль), "The Christian Polity of John Calvin" ("Христианское государство Иоанна Кальвина") (Cambridge, 1982), pp. 219-26. Alister E. McGrath, "A Life of John Calvin" ("Жизнео- писание Иоанна Кальвина") (Oxford/Cambridge, Mass., 1990), pp. 69-78. 5. Подробности этого важного изменения и анализ его последствий см.: в McGrath, Life of John Calvin, pp. 69-78. 6. По поводу кальвинизма в Англии и Америке в этот период см. Patrick Collinson (Патрик Коллинсон), "England and International Calvinism, 1558-1640" ("Англия и международный кальвинизм в 1558-1640 гг. "), in "International Calvinism. 1541-1715". ed. Menna Prestwich (Oxford, 1985), pp. 197-223; W. A. Speck and L-Billington (У. А. Спек и Л. Бил- лингтон), "Calvinism in Colonial North America" ("Кальвинизм в колони- альной Северной Америке"), in "International Calvinism", ed. Prestwich, pp. 257-83. 7. B. B. Warfield (Б. Б. Уорфилд), "Calvin and Augustine" ("Кальвин и Августин") (Philadelphia, 1956), р. 322. Глава 7 Возвращение к писанию 1. См. магистерское собрание исследований в "Cambridge History of the Bible" ("Кембриджская история Библии"), eds P. R. Ackroyd et al. (3 vols: Cambridge, 1963-69) 2. См. Alister E. McGrath (Элистер Е. МакГрат), "The Intellectual Origins of the European Reformation" ("Интеллектуальные истоки европейс- кой Реформации") (Oxford, 1987), pp. 140-51. Следует отметить два круп- ных исследования данной темы: Paul de Vooght, "Les sources de la doctrine chretienne d'apres las Theologiens du XIVsiecle et du debut du XV" (Paris, 1954); Hermann Schuessler, (Герман Шюслер) "Der Primaet der Heiligen Schrift als theologisches und kanonistisches Problem im Spaetmittelalter" (Wiesbaden, 1977). 3. Heiko A. Oberman (Хейкой Оберман), "Quo vadis, Petre! Tradition from Irenaeus to Humani Generis" ("Камо грядеши, Петр? Предание от Ири- нея до Humani Generis), in "The Dawn of the Reformation: Essays in Late Medieval and Early Reformation Thought" (Edinburgh, 1986). pp. 269-96. 4. CM. George H. Tavard (Джордж Х. Тавард), "Holy Writ or Holy Church? The Crisis of the-Protestant Reformation" ("Святое Писание или Святая Церковь? Кризис протестантской реформации") (London, 1959) 5. См. J. N. D. Kelly (Дж. Н. Д. Келли, "Jerome: Life, Writings and Controversies" ("Иероним: Жизнь, писания и противоречия"). (London, 1975) Строго говоря, термин "Вульгата" описывает иеронимовский перевод Ветхого Завета (кроме Псалтири, взятой из галликанской Псалтири); апок- рифических Книг (кроме Книг Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавеев и Варуха, взятых из Старой латинской версии) и весь Новый Завет. 6. См. Raphael Loewe (Рафаель Леве), "The Medieval History of the Latin Vulgate" ("Средневековая история латинской Вульгаты"), in "Cambridge History of the Bible", vol. 2, pp. 102-54 7. См. McGrath, "Intellectual origins", pp. 124-5 и приведенные там ссылки. 8. Henry Hargreaves (Генри Харгривз), "The Wycliffite Versions" ("Виклиффитские версии"), in "Cambridge History of the Bible", vol. 2, pp. 387-415. 9. См. Basil Hall (Бейзил Холл), "Biblical Scholarship: Editions and Commentaries" "(Библейская наука: издания и комментарии"), in "Cambridge History of the Bible", vol. 3, pp. 38-93. 10. См. Roland H. Bainton (Роланд Х. Байнтон), "Erasmus of Christendom" (Эразм Христианский) (New York, 1969), pp. 168-71. 11. Roland H. Bainton, "The Bible in the Reformation" ("Библия в эпо- ху Реформации") in "Cambridge History of the Bible", vol. 3, pp. 1 - 37; особенно pp. 6-9 12. Дальнейшее обсуждение проблемы новозаветного канона см.: в Roger H. Beckwith (Роджер Х. Беквит), "The Old Nestament Canon of the New Testament Church" (Ветхозавтный канон новозаветной церкви) (London, 1985). 13. См. Pierre Fraenkel (Пьер Френкель), "Testimonia Patrum: The Function of the Patristuic Argumant in the Theology of Philip Melanchton" ("Патриотическое свидетельство: Роль патриотического довода в богословии Филиппа Меланхтона") (Geneva, 1961); Alister E. McGrath, "The Intellectual Origins of the European Reformation", pp. 175-90. 14. Напр., Tavard, "Holy Writ or Holy Church", p. 208. 15. G. R. Potter, "Zwingli" (Cambridge, 1976), pp. 74-96. 16. См Heiko A. Oberman (Хейко А. Оберман), "Masters of the Reformation: The Emergence of a New Intellectual Climate in Europe" (Де- ятели Реформации: Возникновение нового интеллектуального климата в Евро- пе) (Cambridge, 1981), pp. 187-209. Глава 8 Доктрина таинств 1. В этом месте используется ряд библейских текстов, прежде всего Мф. 2б: 26-8; Лк. 22: 19-20; 1 Кор. 11: 24. Подробности см.: в Basil Hall (Бейзил Халл), "Hoc est corpus теит: The Centrality of the Real Presence for Luther" ("Сие есть Тело Мое: Центральность реального присутствия для Лютера"), in "Luther: Theologian for Catholics and Protestants", ed. George Yule (Edinburgh, 1985), pp. 112-44. 2. Анализ причин, лежащих в основе отрицания Лютером Аристотеля в данном вопросе, см.: в Alister McGrath (Алистер МакГрат), "Luther's Theology of the Cross: Martin Luther's Theological Breakthrough" ("Бо- гословие креста Лютера: Богословские достижения Мартина Лютера") (Oxford, 1985), pp. 136-41. 3. Другие важные тексты, использованные Лютером, включают 1 Кор. 10: 16-33; 11: 26-34. См. David C. Steinmetz (Давид С. Стайнметз), "Scripture and the Lord's Supper in Luther's Theology" ("Писание и Тра- пеза Господня в богословии Лютера" in "Luther in Context" (Bloomington, Ind., 1986), pp. 72-84. 4. См.: W. P. Stephens (У. П. Стефанс), "The Theology of Huldrych Zwingli" ("Богословие Ульриха Цвингли") (Oxford, 1986), pp. 18093. 5. CM. Timothy George (Тимоти Джордж), "The Presuppositions of Zwingli's Baptismal Theology" ("Предпосылки богословия Крещения Цвинг- ли"), in "Prophet, Pastor, Protestant: The Work of Huldrych Zwingli after Five Hundred Years", eds E. J. Furcha and H. Wayne Pipkin (Allison Park, PA, 1984), pp. 71-87, особенно pp. 79-82. 6. Об этом вопросе и его политической и институционной важности см.: Robert C. Walton (Роберт С. Уолтон), "The Institutionalization of the Reformation at Zurich" ("Институализация Реформации в Цюрихе"), Zwingliana 13 (1972), pp. 297-515. 7. Папа Клемент VII заключил мир в Барселоне 29 июня; Король Франции договорился с Карлом V 3 августа. Марбургский диспут состоялся 1-5 ок- тября. 8. Рассказ о Марбургском диспуте см в G. R. Potter, "Zwingli" (Cambridge, 1976), рр. 316-42. Глава 9 Доктрина церкви 1. B. B. Warfield (Б. Б. Уорфилд), "Calvin and Augustine" ("Кальвин и Августин") (Philadelphia, 1956), р. 322. 2. См. Scott H. Hendrix (Скотт Х. Хендрикс), "Luther and the Papacy: Stages in a Reformation Conflict" ("Лютер и папство: стадии реформацион- ного конфликта") (Philadelphia, 1981). 3. Известный также как "Ратисбон". Подробности см.: в Peter Matheson (Питер Матесон), "Cardinal Contarini at Regensburg" ("Кардинал Контарини в Регенсбурге") (Oxford, 1972); Dermot Fenlon (Дермот Фенлон), "Heresy and Obedience in Tredentine Italy: Cardinal Pole and the Counter Reformation" ("Ересь и покорность тридентской Италии; Кардинал Поул и контрреформация) (Cambridge, 1972). 4. Полное обсуждение см в F. H. Littel (Ф. Х. Литтел), "Anabaptist View of the Church" (Анабаптистский взгляд на Церковь) (Boston, 2nd edn, 1958) 5. См. Geoffrey G. Willis (Джефри Г. Виллис), "Saint Augustine and the Donatist Controversy" ("Святой Августин и донатистский спор") (London, 1950); Gerald Bonner (Джеральд Боннер), "St Augustine of Hippo: Life and controversies" ("Св. Августин Гиппонский: жизнь и споры") (Norwich, 2nd edn, 1986), pp. 237-311. 6. Earnst Troeltsch (Эрнст Трелч), "The Social Teaching of the Christian Churches" ("Социальное учение христианских церквей") (2 vols: London, 1931), vol. 1, p. 331, вариации этого анализа см.: в Howard Becker (Хоуард Бекер), "Systematic Sociology" ("Систематическая социоло- гия") (Gary, Ind., 1950, pp. 624-42; Joachim Wach (Иоаким Вах), "Types of Religious Experience: Christian and NonCristian" ("Типы религиозного опыта: христианский и нехристианский") (Chicago, 1951), pp. 190-6. Глава 10 Политическая мысль реформации 1. Иллюстрацией этому является судьба Томаса Мюнцера: см. Согdon Rupp (Гордон Рупп), "Patterns of Reformation" (Черты Реформации) (London, 1969), pp. 157-353. В более общем случае следует указать на развитие ра- дикальной реформации в Нидерландах: W. E. Keeney (У. Е. Кини) "Dutch Anabaptist Thought and Practice, 1539-1564" ("Мысль и практика гол- ландского анабаптизма в 1539 - 1564 гг." (Nieuwkoop, 1968). 2. См. W. Ullmann (В. Ульман), "Medieval Papalism: Political Theories of the Medieval Canonists" ("Средневековое папство: политические теории средневековых канонистов") (London, 1949). M. J. Wilks (М. Дж. Уилкс), "The Problem of Sovereignty: The Papal Monarchy with Augustus Triumph us and the Publicists" ("Проблема суверенитета: папская монархия с Augustus Triumphus и публицистами") (Cambridge, 1963) 3. Имеется значительная степень двусмысленности в использовании Люте- ром терминов "царство" и "правление": CM. W. D-J. Cargill Thompson (У. Д-Дж. Каргилл Томпсон) "The Two Kingdoms" and the "Two Regimants": Some Problems of Luther's Zwei - Reiche - Lehre" ("Два царства" или "Два правления": некоторые проблемы учения Лютера о двух царствах"), in "Studies in the Reformation: Luther to Hooker" (London, 1908), pp. 42-59. 4. Полный анализ данного вопроса см. в F. Edward Cranz (Ф. Эдвард Кранц), "An Essay on the development of Luther's Thought on Justice, Law and Society" ("Очерк по развитию взглядов Лютера на справедливость, за- кон и общество") (Cambridge, Mass., 1959) 5. См. David C. Steinmetz (Давид С. Стайнметз), "Luther and the Two Kingdoms" ("Лютер и Два Царства"), in "Luther in Context" (Bloomington, Ind., 1986), pp. 112-25. 6. См. знаменитое письмо Карла Барта (1939 г.), в котором он утверж- дает, что "немецкий народ страдает... из-за ошибки, допущенной Мартином Лютером в связи с отношениями закона и Евангелия, мирского и духовного порядка и правления": приведено в Helmut Thielicke (Гельмут Тилике), "Theological Ethics" ("Богословская этика") (3 vols: Grand Rapids, 1979), vol. 1, p. 368. 7. См. Steinmetz, "Luther and the Two Kingdoms", p. 114. 8. См: полезное исследование W. D. J. Cargill Thompson (У. Д. Дж. Каргилл Томпсон), "Luther and the Right of Resistance to the Emperor" (Лютер и право сопротивления императору"), in "Studies in the Reformation", pp. 3-41. 9. CM.: R. N. C. Hunt (Р. Н. С. Хант), "ZwingU's Theory of Church and State" ("Теория Церкви и государства Цвингли"), Church Quarterly Review 112 (1931), pp. 20 - 36; Robert C. Walton (Роберт С. Уолтон), "Zwibgli's Theocracy" ("Теократия Цвингли") (Toronto, 1967); W. P. Stephens, "The Theology ofHuldiych ZwingU" (Oxford, 1986), pp. 282 - 310. 10. CM. W. P. Stephens, "The Theology of Huldiych Zwingi" (Oxford, 1986), pp. 303, n. 87 11. W. P. Stephans (У. П. Стефанс), "The Holy Spirit in the Theology of Martin Bucer" ("Святой Дух в богословии Мартина Букера") (Cambridge, 1970), pp. 167 - 72. О политическом богословии Букера в целом, см. Т. Р. Тогтапсе (Т. Ф. Торранс), "Kingdom an Church: A Study in the Theology of the Reformation" ("Царство и Церковь" Исследование по богословию Рефор- мации") (Edinburgh, 1956), pp. 73-89. 12. Тщательное исследование см.: в Harro Hoepfl (Гарро Хепфль), "The Christian Polity of John Calvin" ("Христианское государство Иоанна Кальвина") (Cambridge, 1982), pp. 152-206. Дополнительную информацию можно найти в Gillian Lewis, "Calvinism in Geneva in the Time of Calvin andBeza" ("Кальвинизм в Женеве во времена Кальвина и Безь Г), in "International Calvinism 1541-1715", ed. Menna Prestwich (Oxford, 1985), pp. 39-70. 13. K. R. Davis (К. Р. Дейвис), "Wo Discipline, no Church: An Anabaptist Contribution to the Reformed Tradition" ("Нет дисциплины, нет церкви: анабаптистский вклад в реформатскую традицию"), Sixteenth Century Journal 13 (1982), pp. 45-9. 14. Следует упомянуть, что Кальвин также имел привычку посвящать свои работы европейским монархам, надеясь заручиться их поддержкой в деле Ре- формации. Среди тех, кому посвятил свои произведения Кальвин, были Эду- ард VI и Елизавета I Английские и Кристофер III Датский. Глава 11 Влияние реформационной мысли на историю 1. Robert M. Kingdom (Роберт М. Кингдом) "The Deacons of the Reformed Church in Calvin's Geneva" ("Диаконы Реформатской Церкви в кальвиновской Женеве"), in Melanges d'histoire du XVIe siecle (Geneva, 1970), pp. 81-9. 2. Franziska Conrad, "Reformation in - der baeuerlichen Gesellschaft: Zur Rezeption reformatorischer Theologie im Elsass" (Stuttgart, 1984), p. 14 |
|