Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

ЛИТУРГИКА

Обзорная лекция для студентов 3 курса

Сергиев Посад

2006

Введение

Литургикой называется наука о богослужении в христианской Право-славной Церкви.

Своё название эта наука получила от слова "литургия", что в переводе с

греческого языка означает общественное дело, обществен-ная служба. В древние

времена слово "литургия" употреблялось для обозна-чения совокупности

богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего бо-гослужения или отдельных

его видов.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы

богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная

Церковь.

В настоящем курсе литургики изучается богослужение годового круга (двунадесятые

праздники, службы Постной и Цветной Триоди).



Общие понятия о двунадесятых праздниках



Церковные годовые службы, т.е. совершаемые однажды в год, посвя-щаются всегда

особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные.

Двенадцать из великих праздников, обозначающихся в бо-гослужебных книгах знаком

красного креста в круге , установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса

Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Од-ни из них называются Господскими, а

другие - Богородичными двунадеся-тыми праздниками. Они подразделяются на

переходящие и непереходящие. Служба первым совершается в строго определённый

день года, а служба дру-гим устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все

Богородичные двуна-десятые праздники относятся к непереходящим (Рождество

Пресвятой Бого-родицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение Господне,

Успение). К числу Господских непереходящих праздников относятся праздник

Рождества Христова, Богоявления, Преображения Господня и Воздвижения Креста

Гос-подня.

Двунадесятыми подвижными праздниками являются господские праздники: Вход

Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесят-ница. Праздник Пасхи, как

"праздников праздник", имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых

праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.

Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящаются исключительно

празднуемому событию, что выражается в изменяемых час-тях богослужения (чтениях,

молитвословиях, песнопениях).





ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ



Христиане с первых времён обращались с молитвой к Пресвятой Бого-родице,

посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Её праздники. Земная жизнь Богородицы

прославляется в следующих двунадесятых праздниках:

1. Рождество Пресвятой Богородицы.

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы.

4. Успение Пресвятой Богородицы.



Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября)



Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древ-нем церковном

предании (например, в творениях блаженного Иеронима, Епифания Кипрского и др.).

Указание на праздник имеется уже в IV веке.

Особенности богослужения находятся в Типиконе в главе 48 под 8 сен-тября. Если

праздник приходится на день седмичный, то служба совершается только празднику.

Если же праздник прилучится в день воскресный, то служба праздника будет

совершаться вместе со службой воскресного дня (см. Типикон, гл. 48, 8 сентября,

"1-ая Марковая глава"). Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день

предпразднства и четыре дня по-празднства. В отдание вся служба совершается

только празднику. Богослу-жебные особенности находятся в Типиконе, глава 48, под

12 сентября. Здесь же в "Марковой главе" находятся богослужебные особенности

отдания в воскресный день.



Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря)



О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено

в церковных песнопениях. О введении Пресвятой Девы во храм по достижению Ею

трёхлетнего возраста упоминают в частности, анти-охийский епископ Еводий (I в.),

блаженный Иероним (IV в.), святой Григо-рий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий,

патриархи Константино-польские (VII в.). Время установления праздника с

достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил широкое

распространение уже в VIII - IX вв.

Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе (гла-ва 48), под 21

ноября, и во многом схожи с богослужебными особеннос-тями праздника Рождества

Пресвятой Богородицы, за исключением Отдания.

Праздник имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.



Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)



Праздник посвящается воспоминанию и прославлению события, опи-санного в

Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное

наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, на-чало Искупления,

Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было

присвоено название Благовещение Пресвятой Бого-родицы.

О праздновании его известно уже в III веке. Особенности богослужения праздника

находятся в Типиконе (глава 48) под 25 марта. Праздник бывает в дни Великого

поста или Светлой седмицы в промежутке от четверга 3-й сед-мицы Великого поста

до среды Светлой седмицы (включительно).

Праздник имеет 1 день предпразднства и 1 день попразднства или от-дание

праздника.

Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием, иногда ве-ликой вечерней,

а иногда - утреней.

Часы бывают в праздник или вседневные, или великопостные, или Ве-ликие, или

Пасхальные.

Литургия всегда совершается в праздник или святителя Иоанна Злато-уста или

святителя Василия Великого.



Сретение Господне (2/15 февраля)



Праздник Сретения известен на Востоке с IV, а на Западе - с V века. В 543 году

при императоре Юстиниане установлено праздновать его с особой торжественностью,

с крестным ходом и со свечами в память избавления жи-телей Константинополя и его

окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. Празднование отнесено

ко 2 февраля по той причине, что этот день является сороковым от Рождества

Христова (25 декабря).

По своим богослужебным особенностям (Типикон, глава 48, 2 февраля) этот праздник

причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородич-ным праздникам. Кроме

совпадения с воскресным днём, праздник может иметь ещё свои особенности в

зависимости от совпадения с днями пригото-вительных недель Великого поста (2

февраля "1-6-я Марковые главы"). Предпразднство - 1 день, попразднство - 7 дней

и меньше, в зависимости от близости к Великому посту.



Успение Божией Матери (15/28 августа)



О празднике упоминается в творениях блаженного Иеронима, Августи-на и свтятителя

Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в

Византии. При императоре Маврикии, одержавшем 15 авгу-ста победу над персами,

день Успения Богоматери сделался праздником об-щецерковным.

Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе (гла-ва 48), под 15

августа. К достойному празднованию верующие подготав-ливаются двухнедельным

постом, именующимся Успенским, установленным из подражания Божией Матери,

которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве.

В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается

служба погребения Богоматери, особо торжественно совершаю-щаяся в Иерусалиме, в

Гефсимании.

Праздник Успения Божией Матери имеет один день предпразднства и восемь дней

попразднства.





ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ



Рождество Христово (25 декабря/7 января)



Установлен в первые века христианства и праздновался в один день с праздником

Крещения Господня (6/19 января). На 25 декабря был перенесён в Римской Церкви

при папе Юлии (первая половина IV в.), в противовес языческому культу солнца. Из

Рима обычай праздновать Рождество Хри-стово отдельно от Крещения распространился

в Константинополь (377 г.) и другие Церкви.

Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный Устав назна-чает перед

праздником сорокадневный пост, называемый "Малой Четыреде-сятницей" (Типикон,

глава 48, 14 ноября). Праздник имеет пять дней пред-празднства (20-24 декабря) и

шесть дней попразднства. Канун праздника, 24 декабря, называется ещё навечерием

праздника.

Особенности богослужения праздника находятся в 48-й главе Типико-на, под 25

декабря.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря/7 января по

5/18 января) называются святками, святыми днями, потому что эти дни освящены

великими событиями Рождества Христова и Богоявления.



Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января)



Начало празднования Богоявления относится ко временам апостоль-ским. О нём

упоминается в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во

II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение

(богослужение) указывает Климент Александ-рийский. В III веке свои беседы на

Богоявление составляли сщмч. Ипполит Римский и святитель Григорий

Неокесарийский. Святые отцы IV века: Гри-горий Богослов, Григорий Нисский,

Амвросий Медиоланский, Иоанн Злато-уст, Августин и другие оставили нам свои

поучения, произнесённые ими в праздник Богоявления.

Праздник первоначально праздновался с Рождеством Христовым. Име-ет четыре дня

предпразднства и восемь дней попразднства. Ближайшая суб-бота и воскресенье

перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением.

Богослужебные особенности праздника во многом схожи с особенно-стями праздника

Рождества Христова (Типикон, глава 48, 6 января). В наве-черие и в самой день

праздника Крещения Господня совершается великое ос-вящение воды (см. Требник).



Преображение Господне (6/19 августа)



О празднике известно, что существовал он уже в IV веке, о чём свиде-тельствуют

поучения святого Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста. Праздник имеет один

день предпразднства и семь дней попразднства.

Особенности богослужения находятся в Типиконе (глава 48), под 6 августа. К

особенностям праздника относится то, что в этот день соверша-ется освящение

плодов (см. Требник).



Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября)



Праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке

равноапостольной царицей Еленой. В VII веке к этому основному воспоминанию

присоединилось другое - о возвращении древа Животворящего Креста Господня из

персидского плена.

Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Особенности

богослужения находятся в Типиконе (глава 48) под 14 сентября. Суббота и неделя

предшествующие празднику, называются субботой и неде-лей пред Воздвижением, а

суббота и неделя следущие за праздником - суб-ботой и неделей по Воздвижении.

"Отступка" и "приступка" (см. Типикон (глава 48), 7 января; богослужебное

Евангелие).





БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОЕ

(ПЕРИОД ПЕНИЯ ПОСТНОЙ ТРИОДИ)



Пост святой Четыредесятницы называется Великим по особой важно-сти его значения.

Древние христианские писатели свидетельствовали едино-гласно, что пост святой

Четыредесятницы установлен апостолами в подра-жание сорокадневному посту Моисея

(Исх., 34 глава), Илии (3 Цар., 19 гла-ва), а главным образом - посту,

совершенным Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне (Мф. 4,2). О том, что

пост есть установление апостоль-ское, свидетельствует 69-е правило апостолов.

Кроме того, на апостольское установление поста и соблюдение его всей

первенствующей Церковью ука-зывают отцы Церкви I-IV веков: святитель Игнатий

Богоносец (I в.), епископ Римский Виктор (II в.), Дионисий Александрийский,

Ориген (III в.), блаже-ный Иероним, Кирилл Александрийский (IV в.) и многие

другие.

С глубокой древности был определён и самый образ соблюдения поста святой

Четыредесятницы (см. Типикон, гл. 32). Службы Великого поста, а также

подготовительных к нему недель (начиная с недели о мытаре и фари-сее и кончая

Великой Субботой) помещены в Триоди Постной.

Уставные особенности служб подготовительных недель к Великому посту, самого

Великого поста и Страстной седмицы находятся в Типиконе (глава 49).

В дни святой Четыредесятницы совершаются следующие основные ви-ды служб:

1. Великое повечерие.

2. Утреня.

3. Часы с чином Изобразительных.

4. Вечерня.

5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия св. Иоанна Златоуста и св.

Василия Великого.

Последование первый четырех служб изложено в Часослове, Божест-венной Литургии -

в Служебнике.

Под именем Литургии Преждеосвященных Даров понимается литур-гия, на которой

верующим предлагаются святые дары, освящённые прежде на предшествующей полной

литургии и сохраняющиеся на святом престоле в дарохранительнице. Начало этой

литургии восходит к первым векам христи-анства, о чём свидетельствуют святой

Симеон Солунский, Константинополь-ский патриарх Михаил Керулларий. О причащении

Преждеосвященными Дарами в своё время свидетельствовали святой Иустин Мученик,

святители Киприан Карфагенский, Григорий Богослов и Василий Великий.

Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением апостоль-ской Церкви,

Литургия Преждеосвященных Даров не надписывалась чьим-нибудь именем.

Что касается присвоения авторства святителю Григорию Двоеслову ( 604), то оно

относится к позднейшему времени и возникло на почве глубо-кого почитания, с

каким Православный Восток относится к имени этого свя-того мужа, восстановившего

в Римской Церкви некоторые из древних обря-дов, забытые там и сохранившиеся лишь

на Востоке, в том числе и Литургию Преждеосвященных Даров.

В России, в период господствова Студийского Устава (XI-XIII вв.) Ли-тургия

Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Вели-кого поста (кроме

субботы и воскресения). Но со времени введения Иеруса-лимского Устава (XIV-XV

вв.) и до нашего времени эта литургия совершает-ся только по средам и пятницам

Великого поста и в дни некоторых праздни-ков.

Состав и порядок богослужения в первую - пятую недели Великого по-ста совершенно

сходны с составом и порядком богослужения в приготови-тельные к этому посту

недели (см. Типикон, глава 49).

В Первую неделю Великого поста Церковью воспоминается победа правой веры над

ересями, поэтому этот воскресный день называется "неде-лей Православия".

Вторую неделю Великого поста Церковь называет неделей "свето-творных постов".

Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной

силой раскрывается в воспоминании в эту неделю свя-тителя Григория Паламы.

В службе Третьей недели Великого поста Церковь прославляет Крест Господень,

износя его на середину храма для поклонения, отчего и самая не-деля называется

Крестопоклонной.

В богослужении Четвертой недели Церковь предлагает нам высокий пример

постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника.

В Пятую неделю Церковь воспоминает и прославляет подвиги святой Марии

Египетской, которая по средствам покаяния, поста и молитвы взошла из глубины

падения на высоту добродетелей, "всем наставница явися согре-шающим".

В Шестую неделю Великого поста Церковь вспоминает Вход Госпо-день во Иерусалим.

Богослужебные особенности этого великого двунадеся-того праздника находятся в

Типиконе, в 49-й главе. Общий порядок богослу-жения такой же, какой имеют и

другие господские двунадесятые праздники, за исключением той особенности, что

после чтений Евангелия на утрени, при чтении 50-го псалма, совершается

троекратное каждение ваий (верб), читает-ся молитва и окропление св. водой.

В богослужении Страстной седмицы удерживается ещё больший по-каянный характер.

Каждый день посвящается особому воспоминанию, кото-рое отражено в песнопениях и

евангельских чтениях на утрени и литургии.

В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Прежде-освященных Даров.

В Великий Четверг и в Великую Субботу - Литургия святителя Василия Великого, а в

Великую Пятницу, по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь

распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также потому, что в этот день

Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте - литургия не

совершается. Уставные особен-ности богослужения Страстной седмицы находятся в

49-й главе Типикона.



ПЕРИОД ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

(От Пасхи до Пятидесятницы)



Со дня святой Пасхи начинается пение Цветной Триоди - книги, по своему

построению подобной Триоди Постной. Содержание Цветной Триоди в основном

посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на

апостолов. Собрание песнопений в одну книгу приписыва-ется тем же лицам, которые

составили Постную Триодь, святым Феодору и Иосифу Студитам.

Первый Вселенский Собор (325 г.) своим определением постановил праздновать Пасху

повсеместно в первое воскресение после весеннего пол-нолуния, в пределах между

22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая, чтобы хри-стианская Пасха всегда

праздновалась после иудейской. Особенности Пас-хального богослужения, с первого

дня святой Пасхи и до отдания её, нахо-дятся в 50-й главе Типикона.

В сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа совершает-ся праздник

Вознесения Господня, в воспоминание события, описанного в Евангелии от Луки (24,

50-52), Марка (16, 12-19) и в книге Деяний святых апостолов (1, 1-12). Этот

праздник всегда приходится на четверг 6-ой седми-цы по Пасхе. Совершать этот

праздник предписывают уже Апостольские По-становления (кн. 5, гл. 18). Святитель

Иоанн Златоуст свидетельствует о важности и значимости праздника, а блаженный

Августин присваивает ему апостольское установление.

Особенности богослужения находятся в 50-й главе Типикона. Праздник имеет один

день предпразднства и восемь дней попразднства. В ближайшее после праздника

воскресенье Церковь совершает память 318-ти отцов Перво-го Вселенского Собора,

который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы. Собор проповедал

Сына Божия единосущим Отцу и испове-дал, что Он воистину Сын Божий и совершенный

Человек. Собор также вы-нес постановление относительно празднования дня Святой

Пасхи.

В 50-ый день после праздника Воскресения Христова совершается дру-гой великий

праздник - праздник Пятидесятницы, когда прославляется сошествие Святого Духа на

апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). За день до праздника Церковь

совершает вселенское поминовение усопших (Троицкая родительская суббота) (см.

Типикон, гл. 49,50).

Праздник Пятидесятницы установлен апостолами, о чём говорится в Апостольских

Постановлениях (Кн. 5, гл. 20). В IV веке святитель Василий Великй составил

особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. Праздник не имеет

предпразднства, попразднство же длится шесть дней. Особенности богослужения -

см. Типикон (глава 50).





ПЕРИОД ПЕНИЯ ОКТОИХА





Неделей Всех Святых оканчивается Цветная Триодь и начинается пе-ние Октоиха.

Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году

восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое

воскресение Петрова поста, т.е. после недели Всех Святых. О Петровом посте в

честь первоверховных апостолов Петра и Павла упоми-нается в Апостольских

Постановлениях. Продолжительность его колеблется в зависимости от праздника

Пасхи от восьми дней до шести недель.





Рекомендуемая литература



1. Иоанн (Маслов), архим. Конспект по литургике для 3-го класса. - За-горск,

1984.

2. Настольная книга священнослужителя. Т. IV. - М., 1983.

3. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителей. Т. I-II. - М., 1993.

4. Скабалланович М. Толковый Типикон. - М., 1995.

5. Скабалланович М. Христианские праздники. Кн. 1-6. - Киев, 1915.

6. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 2002.

7. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Право-славной

Церкви. - СПб., 1907.





Игумен Тихон

преподаватель Московской

Духовной Семинарии



Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную