Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Обзорная лекция по ЛИТУРГИКЕ для 3 курса Московской Духовной Семинарии. Введение. Литургикой
называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Своё
название эта наука получила от слова "литургия",
что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная
служба. В древние времена слово "литургия" употреблялось для
обозначения совокупности богослужебных
действий, обрядов и форм, т. е. всего богослужения или отдельных его
видов. Предметом изучения православной литургики являются содержание
и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает
Православная Церковь. В настоящем курсе литургики изучается богослужение годового
круга (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди). Общие понятия о двунадесятых
праздниках. Церковные годовые службы, т. е. совершаемые однажды в
год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные
и великопостные. Двенадцать из великих праздников, обозначающихся в
богослужебных книгах знаком красного креста в круге Å, установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и
в честь Пресвятой Богородицы. Одни из них называются Господскими, а другие
Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и
непереходящие. Служба первым совершается в строго определённый день года, а
служба другим устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные
двунадесятые праздники относятся к непереходящим (Рождество Пресвятой
Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение Господне, Успение). К
числу Господских непереходящих праздников относятся праздник Рождества
Христова, Богоявления, Преображения Господня и Воздвижения Креста Господня. Двунадесятыми подвижными праздниками являются господские
праздники: Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница.
Праздник Пасхи, как "праздников праздник", имеет особую службу,
отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число
двунадесятых. Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящаются
исключительно празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях
богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях). Праздники в
честь Пресвятой Богородицы. Христиане с первых времён обращались с молитвой к Пресвятой
Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Её праздники. Земная
жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках: 1.
Рождество Пресвятой Богородицы. 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 3. Благовещение Пресвятой Богородицы. 4. Успение Пресвятой Богородицы. Рождество
Пресвятой Богородицы (8 сентября). Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в
древнем церковном предании (напр., в творениях блаж. Иеронима, Епифания
Кипрского и др.). Указание на праздник имеется уже в IV
веке. Особенности богослужения находятся в Типиконе в гл. 48
под 8 сентября. Если праздник приходится на день седмичный, то служба
совершается только празднику. Если же праздник прилучится в день воскресный, то
служба праздника будет совершаться вместе со службой воскресного дня (см.
Типикон, гл. 48, 8 сентября, "1-ая Марковая глава")[1]. Праздник Рождества
Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства.
В отдание вся служба совершается только празднику. Богослужебные особенности находятся
в Типиконе, гл. 48, под 12 сентября. Здесь же в "Марковой главе"
находятся богослужебные особенности отдания в воскресный день. Введение во
храм Пресвятой Богородицы (21 ноября). О празднуемом событии известно из древнего церковного предания,
которое отражено в церковных песнопениях. О введении Пресвятой Девы во храм по
достижению Ею трёхлетнего возраста упоминают в частности, антиохийский еп.
Еводий (I в.), блаж. Иероним (IV в.), св. Григорий Нисский (IV
в.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.).
Время установления праздника с достоверной точностью неизвестно. На Востоке
праздник получил широкое распространение уже в VIII - IX вв. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе,
гл. 48, под 21 ноября, и во многом схожи с
богослужебными особенностями праздника Рождества Пресвятой Богородицы, за
исключением Отдания. Праздник имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства. Благовещение
Пресвятой Богородицы (25 марта). Праздник посвящается воспоминанию и прославлению события,
описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот
праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе,
начало Искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII в. ему на Востоке и Западе было присвоено название
Благовещение Пресвятой Богородицы. О праздновании его известно уже в III
в. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, гл. 48, под 25
марта. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы в промежутке от
четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Имеет 1 день предпразднства и 1 день попразднства или отдание
праздника. Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием,
иногда великой вечерней, а иногда - утреней. Часы бывают в праздник или вседневные, или великопостные,
или Великие, или Пасхальные. Литургия всегда совершается в праздник или св. Иоанна Златоуста
или св. Василия Великого. Сретение
Господне (2 февраля). Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V
века. В 543 г. при имп. Юстиниане
установлено праздновать его с особой торжественностью, с крестным ходом и со
свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от
моровой язвы и землетрясения в Антиохии. Празднование отнесено ко 2 февраля по
той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25
декабря). По своим богослужебным особенностям (см. Типикон,
гл. 48, 2 февраля) причислен к двунадесятым, но не Господским, а к
Богородичным праздникам. Кроме совпадения с воскресным днём, праздник может
иметь ещё свои особенности в зависимости от совпадения с днями приготовительных
недель Великого поста (2 февраля "1-6 я
Марковые главы"). Предпразднство 1 день, попразднство 7 дней и меньше, в
зависимости от близости к Великому посту. Успение Божией
Матери (15 августа). О празднике упоминается в творениях блаж. Иеронима, Августина
и свт. Григория, еп. Турского. В IV в.
повсеместно праздновался в Византии. При имп. Маврикии, одержавшем 15 августа
победу над персами, день Успения Богоматери сделался праздником общецерковным. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе,
гл. 48, под 15 августа. К достойному празднованию верующие подготавливаются
двухнедельным постом, именующимся Успенским, установленным из подражания Божией
Матери, которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и
молитве. В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения
совершается служба погребения Богоматери, особо торжественно совершающаяся в
Иерусалиме, в Гефсимании. Праздник Успения Божией Матери имеет один день предпразднства
и восемь дней попразднства. Господские
праздники. Рождество
Христово (25 декабря). Установлен в первые века христианства и праздновался в один
день с праздником Крещения Господня (6 января). На 25 декабря был перенесён в
Римской Церкви при папе Юлии (первая полов. IV в.), в противовес языческому культу солнца. Из Рима обычай
праздновать Рождество Христово отдельно от Крещения распространился в Константинополь
(377 г.) и в др. Церкви. Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный Устав
назначает перед праздником сорокадневный пост, называемый "Малой
Четыредесятницей" (Типикон, гл. 48, 14 ноября). Праздник имеет пять
дней предпразднства (20 - 24 декабря) и шесть дней попразднства. Канун
праздника, 24 декабря, называется ещё навечерием праздника. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе,
гл. 48, под 25 декабря. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25
декабря по 6 января) называются святками, святыми днями, потому что эти дни
освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Крещение
Господне (6 января). Начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским.
О нём упоминается в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5,
гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II в. на празднование
Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение)
указывает Климент Александрийский. В III в. свои
беседы на Богоявление составляли сщмч. Ипполит Римский, и св. Григорий
Неокесарийский. Свв. Отцы IV в.:
Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст,
Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в праздник
Богоявления. Праздник первоначально праздновался с Рождеством Христовым.
Имеет четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства. Ближайшая суббота и
воскресенье перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением. Богослужебные особенности праздника во многом схожи с особенностями
праздника Рождества Христова (см. Типикон, гл. 48, 6 января). В навечерие
и в самой день праздника Крещения Господня совершается великое освящение воды
(см. Требник). Преображение
Господне (6 августа). О празднике известно, что существовал он уже в IV веке, о чём свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и
свт. Иоанна Златоуста. Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Особенности богослужения находятся в Типиконе, гл. 48,
под 6 августа. К особенностям праздника относится то, что в этот день
совершается освящение плодов (см. Требник). Воздвижение
Креста Господня (14 сентября). Праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста
Господня в IV в. равноапостольной
царицей Еленой. В VII в. к этому основному
воспоминанию присоединилось другое - о возвращении древа Животворящего Креста
Господня из персидского плена. Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства.
Особенности богослужения находятся в Типиконе, гл. 48, под
14 сентября. Суббота и неделя предшествующие празднику, называются
субботой и неделей пред Воздвижением, а суббота и неделя следущие за праздником
- субботой и неделей по Воздвижении. "Отступка" и
"приступка" (см. Типикон, гл. 48, 7 января; богослужебное
Евангелие). Богослужение
великопостное (период пения Постной Триоди). Пост св. Четыредесятницы называется Великим по особой важности
его значения. Древние христианские писатели свидетельствовали единогласно, что
пост св. Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному
посту Моисея (Исх. 34 гл.), Илии (3 Цар. 19 гл.), а главным образом -
посту, совершенным Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне (Мф. 4, 2). О
том, что пост есть установление апостольское свидетельствует 69 правило Апостолов.
Кроме того, на апостольское установление
поста и соблюдение его всей первенствующей Церковью указывают отцы Церкви I - IV веков: св. Игнатий Богоносец (I
в.), Виктор еп. Римский (II в.), Дионисий
Александрийский, Ориген (III в.), блаж.
Иероним, Кирилл Александрийский (IV в.) и многие
другие. С глубокой древности был определён и самый образ соблюдения поста
св. Четыредесятницы (см. Типикон, гл. 32). Службы Великого поста, а также
подготовительных к нему недель (начиная с недели о мытаре и фарисее и кончая
Великой Субботой) помещены в Триоди Постной. Уставные особенности служб подготовительных недель к Великому
посту, самого Великого поста и Страстной седмицы находятся в Типиконе, гл. 49. В дни св. Четыредесятницы совершаются следующие основные
виды служб: 1. Великое повечерие; 2. Утреня; 3. Часы с чином Изобразительных;
4. Вечерня; 5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия св. Иоанна
Златоуста и св. Василия Великого. Последование служб (1 - 4) изложено в
Часослове, Божественной Литургии (5) в служебнике. Под именем Литургии Преждеосвященных Даров разумеется
литургия, на которой верующим предлагаются Св. Дары, освящённые прежде на
предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на св. Престоле в
дарохранительнице. Начало этой литургии восходит к первым векам христианства, о
чём свидетельствуют св. Симеон Солунский, патр. Константинопольский Михаил
Керулларий. О причащении Преждеосвященными Дарами в своё время свидетельствовали
св. Иустин Мученик, свт. Киприан Карфагенский, св. Григорий Богослов, св.
Василий Великий. Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением
апостольской Церкви, Литургия Преждеосвященных Даров не надписывалась
чьим-нибудь именем. Что касается присвоения авторства св. Григорию Двоеслову
(+ 604), то оно относится к позднейшему времени и возникло на почве
глубокого почитания, с каким Православный Восток относится к имени этого св.
мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые
там и сохранившиеся лишь на Востоке, в том числе и Литургию Преждеосвященных
Даров. У нас в Росси, когда господствовал Студийский Устав (XI -
XIII вв.), Литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все
седмичные дни Великого поста (кроме субботы и воскресения). Но со времени
введения Иерусалимского Устава (XIV - XV вв)
и до нашего времени эта литургия совершается только по средам и пятницам Великого
поста и в дни некоторых праздников. Состав и порядок богослужения в первую - пятую недели Великого
поста совершенно сходны с составом и порядком богослужения в
приготовительные к этому посту недели (см. Типикон, гл. 49). В Первую неделю Великого поста св. Церковью
воспоминается победа правой веры над ересями, поэтому этот воскресный день называется
"неделей Православия". Вторую неделю
Великого поста св. Церковь называет неделей "светотворных постов".
Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению с особенной силой
раскрывается в воспоминании в эту неделю свт. Григория Паламы. В службе Третьей недели Великого поста св. Церковь
прославляет Крест Господень, износя его на середину храма для поклонения,
отчего и самая неделя называется Крестопоклонной. В богослужении Четвертой недели св. Церковь
предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице прп. Иоанна Лествичника. В Пятую неделю св. Церковь воспоминает и прославляет
подвиги св. Марии Египетской, которая по средствам покаяния, поста и молитвы
взошла из глубины падения на высоту добродетелей, "всем наставница явися
согрешающим". В Шестую неделю Великого поста - св. Церковь
воспоминает Вход Господень во Иерусалим. Богослужебные особенности этого
великого двунадесятого праздника находятся в Типиконе, в гл. 49. Общий
порядок богослужения такой же, какой имеют и другие господские двунадесятые
праздники, за исключением той особенности, что после чтений Евангелия на
утрени, при чтении 50-го псалма, совершается троекратное каждение ваий (верб),
читается молитва и окропление св. водой. В богослужении Страстной седмицы удерживается ещё больший
покаянный характер. Каждый день посвящается особому воспоминанию, которое
отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и Литургии. В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия
Преждеосвященных Даров. В Великий Четверг и в Великую Субботу - Литургия св.
Василия Великого, а в Великую Пятницу, по причине глубокого сокрушения и
сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также потому,
что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте -
литургия не совершается. Уставные особенности
богослужения Страстной седмицы находятся в 49 гл. Типикона. Со дня св. Пасхи начинается пение Триоди Цветной
- книги, по своему построению подобной Триоди Постной. Содержание Цветной
Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Св.
Духа на апостолов. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам,
которые составили Постную Триодь, свв. Феодору и Иосифу Студитам. Первый Вселенский Собор (325 г.) своим определением постановил
праздновать Пасху повсеместно в первое воскресение после весеннего полнолуния,
в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда
праздновалась после иудейской. Особенности Пасхального богослужения, с первого
дня св. Пасхи и до отдания её, находятся
в Типиконе, гл. 50. В сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа совершается
праздник Вознесения Господня, в воспоминание события, описанного в
Евангелии от Луки (24, 50-52), Марка (16, 12-19) и в книге Деяний свв.
Апостолов (1, 1-12). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-ой седмицы по
Пасхе. Совершать этот праздник предписывают уже Апостольские Постановления
(кн. 5, гл. 18). Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует о важности и
значимости праздника, а блаж. Августин усвояет ему апостольское установление. Особенности богослужения находятся в Типиконе в гл. 50.
Имеет праздник один день предпразднства и восемь дней попразднства. В ближайшее
после праздника воскресенье Св. Церковь совершает память 318 отцев Первого
Вселенского Собора, который был созван против Ария и начался в дни
Пятидесятницы. Собор проповедал Сына Божия единосущна Отцу и исповедал, что Он
воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор также вынес постановление относительно
празднования дня Св. Пасхи. В 50-ый день после праздника Воскресения Христова совершается
другой великий праздник - праздник Пятидесятницы, когда прославляется
сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). За день
до праздника, св. Церковь совершает вселенское поминовение усопших (Троицкая
родительская суббота) (см. Типикон, гл. 50, гл. 49). Праздник св. Пятидесятницы установлен апостолами, о чём говорится
в Апостольских Постановлениях (Кн. 5, гл. 20). В IV в. были составлены св. Василием Великим особые молитвы,
читаемые до сих пор на вечерне. Праздник не имеет предпразднства, попразднство
же длится шесть дней. Особенности богослужения - см. Типикон, гл. 50. Неделей Всех Святых оканчивается Цветная Триодь и
начинается пение Октоиха. Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви
в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских
святых в первое воскресение Петрова поста, т. е. после недели Всех
Святых. О последнем, т. е. о посте в честь первоверховных апостолов Петра
и Павла упоминается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность его
колеблется в зависимости от праздника Пасхи от восьми дней до шести недель. Рекомендуемая литература: 1. Иоанн (Маслов), архим. Конспект по Литургике
для 3-го класса. Загорск, 1984. 2. Настольная книга священнослужителя. Т. IV, 1983. 3. Булгаков С. В., Настольная книга
священнослужителей. Т. I-II, М., 1993. 4. Скабалланович М., проф. Толковый Типикон. М.,
1995. 5. Скабалланович М., проф. Христианские
праздники. Кн. 1-6, Киев, 1915. 6. Розанов В. Богослужебный устав Православной
Церкви. М.,1902. 7. Никольский
К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. Спб.,
1907. Игумен Тихон преподаватель Московской Духовной Семинарии [1] Этого правила необходимо придерживаться во всех случаях совпадения с воскресным днём богородичных праздников. |
|