Изучение Нового Завета - Четвероевангелия и
Апостола - будет продолжаться 2 года, на лекциях - от зимы I курса
до зимы III курса, и 3 года - на семинарских занятий. Эта система
довольно неудобная, но из-за нехватки лекционных помещений и ресурса
лекторов пришлось сократить лекционный курс до 2-х лет. Вы уже
начали изучать Новый Завет на семинарах, а лекции начинаются только
с зимы, это неудобно, но пока вот так. Попутно замечу, что Ветхий
Завет начинается на II курсе и продолжается 2 года. По курсу
Четвероевангелия вас ждет экзамен с комиссией зимой II курса, т. е.
через год, а зимой III курса - экзамен по Апостолу. Семинарские
занятия будут продолжаться до конца III курса. Курс Ветхого Завета
тоже кончится на III курсе экзаменом. На IV курсе весной будет
выпускной экзамен, аналог государственного экзамена по догматике и
Новому Завету.
Изучение Нового Завета традиционно начинается с вводной части,
которая часто именуется греческим словом "исагогика". В исагогику
входит изучение истории Нового Завета, изучение параллельной
гражданской истории для полноты представления Священной истории,
изучение текстологии Нового Завета, т. е. изучение происхождения
текста и прочие вспомогательные разделы. Но прежде, чем обратиться к
этой вводной части, я сделаю очень краткий экскурс в ветхозаветную
историю. Чтобы облегчить вам структуризацию Священной истории,
которую необходимо знать, чтобы в полноте понимать Новозаветную
историю, предлагаю вам Атласы по библейской истории, они сейчас
доступны и продаются Библейским обществом. Атласы по библейской
истории полезны тем, что там представлено в наглядной красочной
форме самое основное, то, что мы называем структурой. Напомню вам
содержание основных библейских книг, которые надо представлять себе.
Ветхозаветный канон Священных книг начинается с Пятикнижия
Моисея, которое открывается книгой Бытия. Книга Бытия повествует о
сотворении мира и человека, и не только человека, но и народа,
который Бог готовил для того, чтобы этот богоизбранный народ особым
образом участвовал в домостроительстве спасения всего человечества.
Особое творение, подготовка, вылепливание этого народа началось с
патриархов, и в начале Священная история, от Адама до Авраама - это
чистая генеалогия, т. е. описание того, как один человек происходил
от другого по старшинству, по мужской линии. Адам родил Каина и
Авеля, восстановил эту цепочку Сиф, третий сын Адама, и т.д. до
Авраама. Это первые 11 глав книги Бытия. Далее эта же самая история
родословий продолжается уже в форме развернутых рассказов об истории
семьи Авраама, Исаака и Иакова. Завершается книга Бытия
повествованием о переселении семей Иакова и Иосифа в Египет, и о
смерти там этих патриархов. События, описанные в этой книге,
происходят в странах благодатного полумесяца: это страны от низовий
реки Нил в Африке, далее на север по берегу Средиземного моря, от
территории современной Палестины, Сирии и далее на юго-восток по
территории междугорья, Месопотамии и до Персидского залива. Итак,
получается такой перевернутый полумесяц, таково традиционное
название этой области. Я рассчитываю на то, что вы, сдав в 1-ом
полугодии библейскую археологию и историю древнего мира, уже имеете
об этом представление. Итак, книга Бытия разворачивается в странах
благодатного полумесяца, это колыбель мировой цивилизации. Время,
которое описано в этой книге, простирается от сотворения мира до
приблизительно середины 2-го тысячелетия (1500 лет) до Р. X. Я буду
говорить для каждой книги ориентировочные даты, в разных изданиях вы
можете встретить различную библейскую хронологию. Она весьма
непроста, и для некоторых книг, например Бытия, не восстанавливается
с полной точностью. Насчет этой хронологии ведутся споры, но порядок
вам представлять нужно.
Следующая книга, книга Исход, повествует о том, как Бог,
открывая свою волю через Моисея, спас свой народ из египетского
рабства. Напомню основные события, описанные в этой книге.
Сначала повествуется о юных годах будущего пророка Моисея,
затем в 12-й главе о Пасхе и собственно, о событиях Исхода, далее о
пути к горе Синай, и завершается книга Исход заключением Завета у
горы Синай, уставом о скинии и установлением богослужения. События,
описанные в книге Исход, разворачиваются в Египте (в Африке) и на
Синайском полуострове (в Азии на берегу Красного моря). Время,
описанное в книге Исход: ориентировочно от середины 2-го тысячелетия
до XIII века до Р. X. (~ 1200 г.).
Книга Левит, названная по имени одного из родоначальников 12-ти
колен (родов) Израилевых, одного из 12-ти сыновей Иакова, именуемого
Израилем. Из этого колена происходили те, кто должны были служить в
скинии: левиты, священники и первосвященники. Последние выбирались
более узко не из всего колена, а из конкретного рода Левита - Аарона
(брата Моисея).
В книге Левит подробно говорится о ветхозаветном богослужении,
о законах, о приношениях (жертвах), говорится о том, как был
поставлен первый первосвященник Аарон, говорится об уставах
священников, даются бытовые законы о пище, о болезнях, о чистоте и
нечистоте, даются уставы праздников, более подробно говорится о
великом дне очищения - о празднике, который в дальнейшем послужил
прообразом бескровной жертвы, очистительной жертвы Христовой (тогда
в Ветхом Завете первосвященник имел право входить за завесу, в
Святое Святых, один раз в году, но без крови. Это происходило именно
в день очищения). Подробно говорится об этом дне, об уставах его,
когда совершалась особая для Ветхого Завета бескровная жертва козла
отпущения. Немного было бескровных жертв в Ветхом Завете. Одна из
них - козел отпущения, который брал на себя грехи народа и
отпускался незарезанный в пустыню. Завершается книга Левит
перечислением законов святости, т. е. говорится о принципах, которые
в дальнейшем были высказаны и исполнены более ярко и определенно в
Новом Завете, в частности, говорится о любви. В книге Левит впервые
говорится о любви к ближнему. Место действия, которое представлено в
этой книге, - Синайская пустыня, народ Божий находится на пути из
Египта в Землю обетованную. Время - время исхода.
Следующая книга Числа говорит о том, как израильтяне после
исхода из Египта 40 лет кочевали по Синайскому полуострову. Ее
название связано с тем, что в этой книге описаны две переписи.
Начинается повествование с событий у горы Синай, отправления в путь
и исчисление народа перед отправкой. Даются численности каждого
племени, и его место в стане; устанавливаются обязанности
священников и левитов, описывается событие второй Пасхи, т. е. через
год после первой на земле Пасхи, которая была совершена еще в Египте.
Рассказывается о пути от Синая до преддверия обетованной Земли,
Моавитянской страны, населенной потомками Лота. В Моаве произошло
знаменитое пророчество Валаама. Завершается книга кратким описанием
пройденного пути и наставлениями о жизни в Земле обетованной, какой
должна быть жизнь в этой обещанной (по-славянски обетованной) Земле.
Место действия - там же, в пустыне.
Завершается Пятикнижие Второзаконием, в котором записаны
обращенные к израильтянам слова Моисея после долгих лет странствия
по пустыне, накануне вступления в Землю обетованную. Здесь
содержится повторение наставлений о том, как следует жить народу
Божию, говорится в конце о двух путях: пути смерти и пути жизни. В
дальнейшем христианская литература изобилует так называемой
литературой двух путей. Об этом говорит знаменитый первохристианский
отрывок "Дидахе", в котором тоже описываются путь смерти и путь
жизни подобно тому, как об этом говорил Моисей в виду уже Земли
обетованной. И здесь у Мертвого моря, у реки Иордан, на горе Нева
Моисея настигает смерть. Время действия приблизительно тоже, XIII
век до Р. X. - восточная равнина реки Иордан.
На этом завершаются так называемые законоположительные книги
Ветхого Завета, и начинается цикл Ветхозаветных исторических книг,
от книги Иисуса Навина до книги Есфирь. Охватывают они
приблизительно 800 лет иудейской истории, от XIII в. до V в. до Р.
X. Говорится в этом цикле о том, как израильтяне завладели и
заселили свою обещанную (обетованную) Землю, о времени правления
Судей, царей и о том, как страна пала под натиском врагов, а народ
Божий был уведен в плен. В заключительных книгах, книгах Ездры,
Неемии, Есфирь описываются либо преддверие, либо само возвращение
израильтян на родину. Очевидно, что цель, поставленная в этих книгах,
- показать, как замысел Божий осуществляется в жизни Его народа.
Здесь говорится, как бедствия настигали этот народ в ответ на его
беззаконие, и как спасение, невзирая на это беззаконие, приходило и
посещало этот богоизбранный, как бы Богом формируемый, израильский
народ для той особой цели, которая ему была предуготована Создателем.
Теперь остановимся более подробно на некоторых книгах. Иисус
Навин повествует о том, как израильтяне под предводительством Иисуса
Навина, преемника Моисея, завоевали Ханаан, землю, которая была им
обещана. Место действия - восточный берег Иордана и сама Ханаанская
земля, т. е. обещанная земля, заселенная потомками Хама и,
соответственно, его потомками Ханаана, сына Хама. Время действия -
приблизительно XIII век до Р. X.
Книга Судей - рассказ о народных героях времен неустройства и
бедствия, между завоеванием Ханаана и правлением первых царей. Там
содержится описание войн и история Судей, которые пришли на смену
Моисею и его преемнику Иисусу Навину. Место действия, по-прежнему,
земля Ханаанская, теперь уже земля Израильская.
Особо следует выделить маленькую книгу Руфь, которая включена в
канон из-за того, что там повествуется об одном из предков Господа
Иисуса Христа, бабке царя Давида Руфи, которая включена Евангелистом
Матфеем в генеалогическое древо Господа нашего Иисуса Христа, в Его
родословную. Первая и вторая книга Царств - история Израиля от
последнего из судей, т. е. пророка Самуила до старческих лет царя
Давида. В ней описывается история Самуила, Саула, помазанного на
царство, первые годы его царствования и избрание на его место
будущего царя Давида, ревность Саула по отношению к Давиду и гонения
на него, смерть Саула и его сына, и поставление царем над Иудою, а
затем и над всем Израилем Давида. Сначала Давид воцарился над
коленом Иудиным, а затем над всем израильским народом. Описаны
победоносные войны Давида, грехопадение Давида, последовавшие за
этим тяжелейшие неурядицы в семье царя-псалмопевца, и последние годы
его царствования. Время действия - приблизительно за 1 тыс. лет до
Р. X. Вы можете встретить разные цифры о времени правления царя
Давида, я даю ориентир, если вы скажете, что за 1 тыс. лет до Р. X.,
то ошибетесь не более чем на 40 лет, это немного.
Третья и четвертая книги Царств - это очерк истории Израиля от
смерти Давида до падения Иерусалима и разрушения Храма вавилонянами.
Там описывается, как Соломон наследовал царство после Давида, его
царствование, его мудрость, построение и освящение Храма, падение и
смерть Соломона. Восстание северных племен, разделение государства
тем самым на 2 Царства - Северное и Южное, на Израиль и Иуду,
история пророка Илии и пророка Елисея, последние цари колена Иудина,
т. е. царства Иудейского, и, наконец, взятие Иерусалима вавилонянами,
разрушение Храма. Время действия - приблизительно с Х в. до Р. X.
(900-е годы) до VI в. до Р. X. Северное царство пало раньше, в 722
г. до Р. X., а Иерусалим в 586 г. до Р. X.
Далее - книги-летописи, первая и вторая книга Паралипоменона.
Они описывают то же самое время, что и первая, вторая, третья,
четвертая книги Царств, но поскольку эти книги были предназначены
для людей, вернувшихся в Иерусалим из плена, то в них описана с
подробностью история именно Южного Иудейского царства со столицей в
Иерусалиме, т. е. предыстория плена для тех, кто вернулся из этого
плена.
Начиная с книги Ездры, рассказывается о возвращении народа из
плена, о восстановлении Храма, и вновь народ начинает искать
исполнение всех требований Закона, памятуя бедствия вавилонского
пленения.
Вот кратко об исторических книгах Ветхого Завета. Завершаются
исторические книги книгой Есфирь, в которой рассказывается о
событиях, относящихся ко времени правления персидского царя
Артаксеркса. Есфирь с помощью хитрости, задуманной опекуном,
разрушила заговор, целью которого было уничтожение всех евреев в
пределах Персидской империи. В результате опекун Есфири достиг
высокого положения при дворе. Все это происходит в столице Персии, в
Сузах, в так называемой зимней столице Персидской империи.
Попутно напомню, что для удобства изложения Священной истории
можно пользоваться периодизацией истории древнего мира, которая
ориентируется на 5 древних мировых империй. Обычно в гражданской
истории древнего мира говорят иначе, и библейская археология
оперирует бронзовым веком, железным веком и т. д. А для удобства
освещения событий, относящихся к ветхозаветной истории, следуют тому
плану, который намечен в книге пророка Даниила, когда ему было
явление 5 истуканов, которые в древности связывались с 5-ю мировыми
империями. Что значит "мировые империи"?
Под древними мировыми империями можно понимать те империи, те
государственные образования, которые включали в свои границы земли,
относящиеся к разным странам света.
Например, первая такая "мировая империя" Ассирийское царство,
хоть и была небольшой по территории, распространялась от Египта по
странам благодатного полумесяца в Азию. Территории двух частей света
входили в границы этого государства, поэтому мы его условно именуем
мировой империей. Эта мировая империя существовала с IX в. до Р. X.
до VII в. до Р. X. В конце VII в., в 612 г. до Р. X., вавилоняне
захватили ассирийскую столицу Ниневию, которая находится на р. Тигр.
Раскопана она в прошлом веке: знаменитые раскопки в Ниневии,
произведенные западными археологами.
Ассирийское царство сменилось Вавилонским царством, которое
занимало приблизительно те же самые территории, что и Ассирийское
царство. Во время владычества ассирийцев в 722 г. до Р. X., было
уничтожено и пленено северное Израильское царство, его жители были
насильно переселены. На территории этого Израильского царства в
дальнейшем образовалась область Самария, о которой речь будет идти в
Новом Завете. Самарию населяли потомки нечистокровных
ассимилированных, т. е. перемешавшихся во времена Ассирийского
владычества насельников Северного Израильского царства. А Южное
Израильское царство было пленено во времена Вавилонской империи. В
586 г. до Р. X. Навуходоносор завоевал Иудею и переселил в Вавилон.
Ко времени Персидского царства (третьей мировой империи), в
частности, ко времени царствования Артаксеркса, описанного в книге
Есфирь, или его тезки - другого Артаксеркса (их было несколько в
Персии), относится переселение израильтян назад, на родину в
Иерусалим. Время Персидского правления с VI в. до Р. X., когда царь
Кир захватил Вавилон, до IV в. до Р. X. В Via., почти одновременно с
завоеванием вавилонского царства израильтянам было позволено
вернуться на родину, чтобы восстанавливать Иерусалим и заново
строить Храм.
Персидское царство распространилось от Индии до Европы, вплоть
до Македонии и Греции, а также в Африке и Азии. Те же самые
территории, даже более обширные, завоевал Александр Македонский, его
войска побывали: вплоть до нашей Средней Азии, в Индии он перешел
реку Инд. Это IV в. до Р. X., время образования великого
Македонского царства. Распалось оно во времена, описанные уже в
более поздних второканонических книгах Ветхого Завета, а именно, в
книгах Маккавейских. В них рассказано о временах Александра
Македонского, а затем распаде его империи на западную и восточную.
Часть империи распространялась от Палестины на западе, т. е.
побережья Средиземного моря, вплоть до Индии на востоке, - это
государство Селевкидов. Вторая западная половина государства
Александра Македонского - это государство Птолемеев, оно имело центр
в Африке. Именно в этом государстве было осуществлено великое дело -
перевод Ветхого Завета на греческий язык (самый древний перевод на
греческий язык).
Три книги Маккавейских, которые завершают нам Ветхозаветный
канон, повествуют о терроре, который осуществляли Селевкиды,
восточные наследники Александра Македонского в Палестине. Иуда
Маккавей - первый из этого семейства получил прозвище Маккавей, что
означает молот.
Все древние образования были сметены с лица земли пятой
империей, о которой предсказывал пророк Даниил, во времена которой и
родился Иисус Христос. Как видим, крошечное образование, израильский
народ имел очень тяжелую историю; он не погиб, не ассимилировался за
все тысячелетия своего существования, сохранил относительное
единство благодаря истинному богопочитанию. Только благодаря этому
сохранилось единство. А лучшие представители народа - пророки, судьи,
цари (богоугодных царей было мало) возбуждали истинное богопочитание
в своих соотечественниках. И все это явилось потрясающий картиной
ожидания Помазанника (Мессии по-еврейски, Христа по-гречески).
Который осуществит власть Бога в своем народе, через Которого это
Царство Божие осуществится здесь. Итак, с точки зрения христианской
традиции, весь Ветхий Завет проникнут этим пафосом. Против этого
пафоса протестуют все западные рационалистические протестантствующие
ученые, которые пытаются видеть в Ветхом Завете, в первую очередь,
как бы книгу саму в себе. Это традиция иудейская - видеть в Ветхом
Завете книгу в себе. Но это не есть книга в себе, это книга,
написанная Духом Святым, которая изобилует множеством мессианских
отрывков, т. е. мест, говорящих о грядущем пришествии этого
Помазанника.
Я сейчас намечу самые основные пророчества, именно те, о
которых в явном виде упоминается в Новом Завете. Именно этим я
руководствовался при подборе списка мессианских мест Ветхого Завета.
На экзамене вы должны будете показать, что вы знаете с достаточно
большой степенью точности, о чем говорится в Ветхозаветном
пророчестве, где оно содержится, в какой книге, и при каких
обстоятельствах оно было там высказано. Кроме того, вы должны знать,
как оно упоминается в Новом Завете. Покажу на примере, как это нужно
делать. Эти пророчества будут спрошены в соответствующих вопросах.
Скажем, когда будет вопрос о Рождестве Христовом, то вас спросят,
где говорится о том, что Иисус Христос должен родиться в Вифлееме, в
книге какого пророка, почему он там высказал это пророчество, как
это у него там представлено, и где в Новом Завете, кто из
Евангелистов упоминает это пророчество.
Отвечая на вопрос о том, где впервые говорится о пришествии в
мир Спасителя, надо говорить таким вот образом. В книге Бытия
содержится Первоевангелие, где говорится о Божьем проклятии змия
после грехопадения. Змий был проклят, Адам и Ева не были прокляты,
проклята была земля за грех Адама. Вот это место: "И сказал
Господь Бог змию: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми
скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве
твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу
между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту"
(Быт. 3, 14-15). Так в еврейском тексте. И есть греческий перевод
III в. до Р. X., именуемый по-гречески "Септуагинтой", т. е. перевод
70-ти толковников, выполненный в Александрии, в столице Птолемеев.
Оно очень важное, это творение 70-ти толковников. Там содержится
такой вариант, который и вошел в славянскую Библию, потому что
славянская Библия - перевод с греческого. Синодальный перевод -
перевод с еврейского, был выполнен в прошлом веке. Вот это место в
греческом тексте: "И вражду положу между тобою и между женою,
между семенем твоим и между семенем ее" (пока все также). И
далее: "Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в
пяту". Здесь стоит не средний род (семя), а в греческом тексте
стоит местоимение мужского рода (местоимение "он"). Все древние
толкователи единодушно узнавали в этих словах пророчество о грядущем
через жену на землю Мессии - Спасителе. В Новом Завете это
Первоевангелие нигде не цитируется, но оно фактически исполнилось в
Рождестве Господа нашего Иисуса Христа от Девы Марии, т. е. именно
через жену это предсказание исполнилось.
Пророчество, что Иисус Христос произойдет от семени Авраама,
там же в книге Бытия: "И сказал Господь Аврааму: пойди из земли
твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю,
которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). Это повторный зов Господа к
Аврааму из северной земли Харран, куда Авраам пришел от земли своих
отцов, из междугорья, из г. Ура Халдейского, находящегося при
впадении рек Тигра и Евфрата в Персидский залив. Знаменитый Ур
Халдейский раскопан в XX в. Оттуда Авраам ушел на север в Харран (эта
земля для нас тоже будет важна), там умер его отец, и был повторный
зов.
Это я говорю, как надо будет отвечать на экзамене. Далее: "и
Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и
возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю
благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в
тебе все племена земные" (Быт. 12, 2-3). Вот самое главное место,
повествование о зове Аврааму из земли Харран. Сказать на экзамене о
том, что Господь произойдет из семени Авраама мало, надо будет
показать, что вы знаете, что это было высказано во время второго
зова Авраама из земли Харран, когда ему было предложено вновь
покинуть насиженное место и двинуться дальше на юго-запад в Землю
обетованную, в землю ханаанскую, которую Господь предназначал для
своего народа (пока еще народа нет, пока только есть семья Авраама).
Исполнилось это пророчество, и упоминается оно в Евангелиях от
Матфея и Луки, когда они перечисляют родословные Господа и возводят
Его через предков к Аврааму. Например, Евангелие от Матфея: "Родословие
Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф. 1, 1). Вот
так нужно отвечать, перечислять стихи не нужно, это я говорю для вас,
чтобы вы могли найти контекст. Эти вопросы уже второй год вызывают
недоумение на экзамене, студенты не могут прилично ответить на эти
простые вопросы, потому что просто не учат.
Следующее пророчество о том, что от семени Исаака произойдет
Спаситель, т. е. от сына Авраама. Говорится об этом в Быт. 17, 19. В
этой главе повествуется об обряде обрезания, заповеданном Аврааму и
всем его потомкам, о вечном завете и о потомстве Исаака. Господь
предсказывает рождение Исаака от неплодной Сарры такими словами:
"Бог же сказал Аврааму: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и
ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом
вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него".
Упоминается исполнение этого пророчества в той же родословной,
которая содержится в Евангелиях Матфея и Луки.
Пророчество о том, что Спаситель произойдет от Иакова, 3-го из
патриархов: в книге Числа, в 24-й главе рассказывается о том, как
Валак, Моавский князь, т. е. князь той земли, которая примыкает к
земле Ханаанской с востока через Мертвое море, вызвал языческого
пророка Валаама из междугорья с тем, чтобы тот проклял израильский
народ, который пришел с Моисеем к его пределам, пределам князя
Валака. Валаам был неоднократно останавливаем Богом на пути. Наконец,
он пришел к Валаку, но вместо проклятия произнес свои знаменитые
благословения. И вот в 4-ом благословении он сказал: "...говорит
Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий
слова Божии, имеющий ведения от Всевышняго, который видит видения
Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет;
зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от
Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом
будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а
Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит
оставшееся от города" (Чис. 24, 15-19). Для нас самое важное
выделенные слова. Это пророчество о происхождении от Иакова, которое
здесь высказал Валаам, упоминается в родословной.
Следующий пункт: Господь произойдет от колена Иудова, от одного
из детей Израиля. Об этом говорит сам Израиль, т. е. отец 12 сыновей,
давших имена 12-ти коленам (родам) в своем предсмертном пророческом
благословении своим детям. Вот это пророчество: "Иуда! тебя
восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся
тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой,
поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет
его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе
не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт. 49,
8-10). Здесь содержится пророчество о некоем Примирителе, который
произойдет от Иуды. Примиритель с древнейших пор связывался с Самим
Помазанником, Христом. Итак, с древнейших пор ждали Христа,
Помазанника из колена Иудина, это заметно и в еврейской традиции.
Для нас это пророчество еще интересно с той точки зрения, что здесь
исполнилось то, что Господь Иисус Христос - тот Примиритель, Который
действительно не явился до тех пор, пока скипетр не отошел от колена
Иуды. А отошел он в тот момент, когда воцарился над израильским
народом Ирод Великий, который был по крови не израильтянин, не иудей,
а идумеянин, т. е. происходил из южного по отношению к Земле
обетованной племени идумеев. Итак, скипетр отошел от Иуды, и вот
явился Примиритель.
Следующее пророчество о том, что по происхождению Иисус Христос
является наследником царя Давида, т. е. является давидидом. Об этом
говорится в книге пророка Исаии. Исаию иногда еще именуют
ветхозаветным евангелистом, потому что он поразительно пророчествует
о Христе. Вот это место: "Умножению владычества Его и мира нет
предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его
и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа
Саваофа сделает это" (Ис. 9, 7). Евангелист Лука приводит эти
слова пророка Исаии. Это говорит о том, что в традиции 1 в., когда
были написаны Евангелия, эти слова пророка Исаии так и расценивались,
что он пророчествует о происхождении Господа из племени Давида. Во
время Благовещения, Господь вкладывает в уста Архангела Гавриила
такие слова: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела
благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь
Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном Всевышняго, и даст
Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над
домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1,
30-33). Это почти дословный перифраз (Ис. 9, 7).
О рождении в Вифлееме говорит ветхозаветный пророк Михей, время
жизни которого относится как раз к ассирийскому завоеванию северного,
т. е. Израильского царства, он жил в VIII в. до Р. X. Это один из
12-ти малых пророков, его книга содержит 4 пророческие речи, и вот в
3-й речи, которая начинается в 4-й главе, содержатся такие слова:
"И будет в последние дни", далее обетование о законе, о мире, о
победоносном Царстве Божием и т. д., на протяжении всей 4-й главы.
"В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю
разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие" (Мих. 4, 6). Тут
хронологическая связка с завоеванием ассирийцев. Пророческие слова
выходят за рамки сиюминутной хронологии и нацелены на грядущее
избавление от бедствия, которое сулит один только Помазанник, один
только Царь, царству Которого не будет уже конца. "И сделаю
хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь
будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века" (Мих.
4, 7). Эти слова "отныне и до века", о вечном царстве не
могли исполниться, конечно, во времена обычного возвышения Израиля.
Возвышения уже больше не было, после "золотого века" Израильского
царства, который относится ко времени правления царей Давида и
Соломона, т.е. за 1 тыс. лет до Р. X. Уже просто не было такого
периода, когда можно было пророчествовать о каком-то возвеличении
этого земного царства Израильского. Поэтому естественно, что все
новозаветные толкователи связывают эти пророческие слова и другие,
параллельные, у других пророков, о вечном с царством Мессии-Царя,
Царя царствующих и Господа господствующих. Тут нет и не может быть
никакой натяжки.
И далее конкретно о Вифлееме: "И ты, Вифлеем-Ефрафа (второе
название Вифлеема - авт.), мал ли ты между тысячами Иудинами? из
тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и
Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему он оставит
их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к
сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в
силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут
жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли" (Мих.
5, 2-4). Это пророчество не было бы пророчеством, если бы это не
говорилось о Господе Иисусе Христе. После Израильского царства
Давида и Соломона, не было и не будет уже величия "до краев земли".
"И станет Он", упоминаемое у пророка, традиционно считают
указанием на Мессию, как и в подобных прочих местах у других
пророков. Особо обращаю ваше внимание на слова (Мих. 4, 1): "И
будет в последние дни", эти слова, конечно же, означают время
Мессии. Что значит "последние дни", какие последние дни могут
иметься в виду? Действительно, с пришествием Господа Иисуса Христа -
это последние времена, земная история на этом исполнена, ее смысл
достигнут, теперь после Рождества Христова мы переживаем как бы
затянувшийся конец этой истории.
Ев. Матфей ссылается на это пророчество во 2-й главе и приводит
дословно эти слова. При каких обстоятельствах? (Об этом надо будет
отвечать на экзамене). Ирод, "собрав всех первосвященников и
книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они
же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо
из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф.
2, 4-6). Итак, налицо иудейская традиция, о которой пишет Матфей.
Место, о котором пишет прор. Михей, толковалось именно так. Не
должно было родиться Господу в Вифлееме, Святое семейство жило в
Назарете, далеко за 100 км. с лишним на север от Вифлеема,
маленького городочка по соседству с Иерусалимом. Но Господь так
устроил, что это древнее пророчество о Рождестве Христа в земле
Иудиной, в городе царя Давида (Вифлеем - это родина царя Давида), от
которого Господь происходил по крови, совершилось. Итак, в
мельчайших подробностях Господь устраивает так, чтобы древние
пророчества о происхождении Господа от Вифлеема, от города царя
Давида совершились таким невероятным образом, когда Божия Матерь в
последние сроки Свои вынуждена была путешествовать в этот город с
Иосифом-обручником, и там родить.
Далее, книга пророка Даниила повествует с удивительной
точностью о времени рождения Господа нашего Иисуса Христа. Вот при
каких обстоятельствах - в 9-й главе пророк Даниил размышляет об
исполнении пророчества Иеремии (Иер. 25, 9-12) об окончании
Вавилонского плена, и там говорится, что Вавилон падет, будет 70 лет
плена, они уже подходят к концу во времена пророка Даниила, а между
тем, еврейский народ находится еще в рабстве. И вот Даниил
размышляет над этими словами (это все нужно знать, отвечая на вопрос
об этом пророчестве). Это размышление привело к молитве пророка о
прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над иерусалимлянами
гнет. Молитва была поводом к откровению пророку Даниилу. Господь в
ответ на молитву дал откровение, знаменитое откровение о 70-ти
седминах: "И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои
и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом
Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву,
муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев,
коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня,
говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить
тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел
возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и
уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и
святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны
были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда
вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый
святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о
восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и
шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и
стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин
предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище
разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как
от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет
для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и
приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и
окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" (Дан.
9, 20-27).
Это трудное для восприятия пророчество. Все это происходило,
как пишет прор. Даниил, в первый год правления царя Дария, царь
Дарий правил с 538 г. до Р. X. (VI в. до Р. X., 3-я мировая империя,
персидское владычество). С древности под седминами понимался период
в 7 лет, 69 седмин составляют 483 года "от выхода повеления о
восстановлении Иерусалима до Христа Владыки". Итак, это
пророчество исполнилось с большой степенью точности, потому что
таких повелений о восстановлении Иерусалима и Храма было два, они
были высказаны в V в. уже другим персидским царем Артаксерксом, о
котором у нас была речь при разговоре о книге Есфирь, который правил
в середине V в. до Р. X., 458 г. или 457 г. до Р. X. - время этого
указа известно. Существуют споры, как более точно использовать это
пророчество о 70-ти седминах, в Толковой Библии об этом написано на
нескольких страницах, мы этого сейчас не касаемся, но важно
почувствовать 483 года и 458 лет. Причем, пророк Даниил, очевидно,
говорит не о времени Рождества, а о времени явления Господа, тогда
как раз и получается: 458 г. до Р. X. плюс 30 лет Его таинственного
существования на земле в семье Его мнимого отца Иосифа-плотника,
получается 488 лет - как раз с большой степенью точности тот срок, о
котором говорит прор. Даниил.