Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


СЕКТОВЕДЕНИЕ
Лекция 11

"Поместная церковь" или "Местная церковь" (The local church). Действует под прикрытием издательства "Живой поток", чаще всего их называют по этому имени. Их основатель - Уитнесс Ли. Я всегда называл его Свидетель Ли (англ. witness - свидетель), но во время беседы они мне указали, что личные имена не переводятся. Уитнесс Ли - китаец, поэтому это не настоящее его имя, а перевод с китайского. Мне объяснили, что настоящее его китайское имя оз- начает что-то другое, а когда он приехал в Америку, он принял имя Witness, чтобы удобней общаться в англо-саксонском мире. Они под- черкнули, что нет такой организации - "Поместная церковь" Уитнес- са Ли, а есть организация, которая называется "Церковь" - "цер- ковь в Москве", "церковь в Петербурге", "церковь в Лос-Анжелесе" и т. д. Начало этой "церкви" надо искать в довоенные годы в Китае. Тогда в Китае действовало много протестантских миссионеров, и ки- тайцы не понимали, почему миссионеры, которые проповедуют вроде бы одно учение, между собой разделены. В противовес этому разде- лению было содано движение "малого стада", которое состояло из китайцев, и которое возглавил господин Вочман Ни (Watchman пере- водится как надсмотрщик, наблюдатель). Вочман Ни провозгласил, что он создал единое христианское движение, которое свободно от любого сектантства, от любых разделений.

Вскоре после Второй ми- ровой войны, когда в Китае начались всякие неурядицы, коммунисты приходили к власти, все западное было очень непопулярно, и в это время движение Вочмана Ни приобрело особую популярность, потому что было вроде бы свое, родное, китайское. В это время он сошелся с Уитнессом Ли. Вочман Ни был очень динамичный проповедник, а Уитнесс ли оказался очень способным ор- ганизатором. Вместе они составили очень хорошо работающий тандем. И все бы у них в Китае шло хорошо, но тут пришли к власти комму- нисты. Уитнессу Ли удалось бежать в Тайвань, и там в 1948 г. он организовал местную "церковь в Тайване". Она начала очень быстро расти. В 1958 г. Уитнесс Ли впервые приехал в США с разведыва- тельной миссией для своей церкви, и в 1960 он приехал туда, чтобы жить постоянно. Как положено основателям новых религий, поселился он в Калифорнии, откуда и пошла "местная церковь". В любом разговоре с членами этой организации они заявляют, что они "просто христиане". Надо сказать, что когда к вам подхо- дят проповедники в метро, и вы их принимаете за вербовщиков от ЦХ ("Церкви Христа"), то в 30% случаев это вербовщики из "местной церкви". В отличие от членов ЦХ, которые, если их спросить, ска- жут, что они из ЦХ, люди из "местной церкви" говорят, что они просто христиане. Как и в любой секте, их цель - затащить к себе, но они ни за что не признаются, откуда они: мы, дескать, просто христиане, мы всех принимаем, приходите к нам на собрание, у нас и православных много. Если говорить с ними уже серьезно, то оказ- вается, что они работают в издательстве "Живой поток". Хотя это, говорят они, не их издательство, оно отдельное, издает оно книги Уитнесса Ли, а еще Вочмана Ни, но к нам никакого отношения не имеет, мы просто совмещаем две должности. И у нас очень много за- казов на эти книги от православных и от баптистов.

Когда беседу ешь с сектантами, нужно обращать внимание на тексты; не важно, что каждый из сектантов скажет про себя, нас не интересует вера каждого из членов секты, нас интересуют факты, которые изложены в текстах. Если есть заявления Уитнесса Ли, которые обязательны для всех членов "местной церкви", то мы судим о ней по этим текстам, а не по заявлениям каждого отдельного члена этой церкви. Так же как о Православной Церкви мы судим не по тому, что бабушка в церкви сказала, а по Соборным определениям. Итак, по определению Уитнесса Ли, в каждом городе может быть только одна истинная Церковь; все прочие церкви, которые на- ходятся в этом городе, на самом деле не христианские, это сек- тантские церкви, в каждой из них содержится сектантское учение. Есть только одна церковь в мире, которая полностью свободна от них, это церковь Уитнесса Ли - местная, или Поместная церковь. А что такое сектантские отклонения, как узнать, где они есть? Нужно сверять, во что верит каждая данная церковь с тем, во что верит Поместная церковь, и все отклонения от учения Поместной церкви - это сектантские отклонения. Сама Поместная церковь заявляет, что они питаются исключительно духовной пищей, питаются "Самим Христом": "Мы живем Христом, мы вкушаем Христа". И как только мы по- являемся в каком-нибудь городе, мы заявляем свои права на этот город, т. е. с момента, когда в городе появилась Поместная цер- ковь, никакая другая церковь не имеет права на существование. Они могут выкручиваться и говорить, что имеются истинные христиане и в других деноминациях; мне они сказали: "Мы знаем, что вы спасены", хотя, я думаю, со своей точки зрения они и сов- рали. Они сказали, что есть истинные христиане в других деномина- циях, но они там только временно, потому что, как только люди уз- нают о существовании Поместной церкви, они должны туда вступать, а если не вступают, значит, они - не истинные христиане. Все ос- тальные церкви и церковные структуры - это "вавилонская блудни- ца". Работают они на улицах, в метро, и для подготовки кадров у них очень важное значение имеет ежегодная конференция, которая проходит в Лос-Анжелесе. Длится она недолго, а потом 4 недели се- минар по подготовке, и там уже Уитнесс Ли с ними занимается. Мне они сказали, что в России у них 1 тыс. человек; я думаю, что это полноправных членов, а сочувствующих и тех, кто отчасти к ним хо- дит, гораздо больше. Влияние их намного превышает их численность, потому что свои книги они печатают миллионными тиражами и расп- ространяют по всему свету. Эта секта - одна из наиболее жестких по контролированию ума. Как они этого достигают? Во-первых, у них есть своя мантра, вот такая: "О, Господь Иисус". Несмотря на то, что они призывают имя Господа, делают они это не с теми целями и не так, как пра- вославные. Уитнесс Ли говорит, что когда мы произносим "О, Гос- подь Иисус" должным образом, тогда мы находимся в духе, и нужно заставлять людей говорить это и слушать это. Когда человек произ- носит: "О, Господь Иисус", он открывает свою душу для Господа и, может быть, сам того не ведая, находится на пути к обращению.

Но главное - не думать, не вдумываться, а только повторять без конца тысячи раз в день, и тогда мы как бы вкушаем Самого Господа. Если у вас плохое настроение, повторяйте, и настроение исправится. Ес- ли вы злитесь и готовы на кого-то сорваться, повторяйте и не сор- ветесь. Нужно повторять это вслух, громко, нараспев. Представьте себе толпу людей, которые, раскачиваясь, сканди- руют: "О, Господь Иисус!". Это, конечно, не имеет ничего общего с Иисусовой молитвой и умным деланием. У них это мантра. Вместо "О, Господь Иисус" они могли бы точно так же повторять "Хари Кришна" или что угодно. Способ употребления тот же самый: хотя формально они призывают имя Господа, ум при этом не должен участвовать; они говорят: "Отключи свой ум, брат". Нужно быть в духе, и когда мы призываем имя Господа, то дух за нас и действует. Второй их способ контролирования сознания, это "молитвочте- ния". Что это такое? Я был у них на молитвенном собрании и опишу свое впечатление. Собрание длится без конца. Встает человек и го- ворит: "Братья, читаем Галатам, 2, 20", открывает Послание Гала- там 2, 20 и читает: "Я распят с Господом", и тут каждый начинает выкрикивать: "Я! Господь сказал, я! Аллилуйя, братья! Аминь! Сам Господь сказал, я! Я, сказал Господь! Господь сказал, я! О, я! Господь сказал, я! Господь сказал, не я, не я, не я! Аллилуйя! Аминь! Господь сказал, живу не я! О, Господи, Сам Господь сказал: не я! Аллилуйя, братья! Аллилуйя!" и т. д. Аллилуйя и Аминь у них как припев. Смысл Писания уходит, смысла никакого нет, главное - быть в духе и нести то, что придет в данный момент на язык. Все входят в экстаз, начинают раскачиваться, вопить, бесноваться, и все это называется "молитвочтением". Таким образом вы входите в дух. Тут они используют слова Уитнесса Ли, который цитирует Писа- ние (2-е Послание к Тимофею, 3, 16), что "всякое писание богов- дохновенно". Он переворачивает это немножко и говорит, что "вся- кое писание - это дух Бога, значит, Писание - это Сам Бог, зна- чит, Писание - это Сам Христос"; Писание - это не откровение, а лично Сам Христос. Таким образом начинается идолопоклонство, по- тому что Христос подменяется Писанием, Библия и Христос делаются синонимами.

Уитнесс Ли говорит: "Читайте при помощи молитвочтения каждое слово, и тогда вы будете наполнены Словом, которое есть Сам Господь. И когда Господь наполняет вас, тогда Он позаботится обо всем. Главное в нашей практике не слушаться Слова, а наслаж- даться Самим Богом через Слово. Главное - все воспринимать духом, а не разумом. Отключи свой ум, брат". И когда вы отключаете ум, то, действительно, воспринимаете каждое слово Уитнесса Ли как ис- ходящее от Бога. И тогда все его толкования воспринимаете, как последнюю инстанцию истины. Все личное полностью подавляется. Однажды ко мне на беседу пришли три русских московских пар- ня. Все трое выглядели совершенно одинаково, и одеты они были одинаково. (Уитнесс Ли в одном месте описывает, как долго он не мог купить себе ботинки, потому что в магазинах все ботинки были слишком модные, а нужно было купить не модные. Невозможно предс- тавить, чтобы кто-нибудь из членов этой секты купил себе модные ботинки!) У всех трех этих русских парней была одинаковая интона- ция. По этой интонации вы всегда узнаете представителей Поместной церкви во всем мире: интонация подскакивает на конце фразы. Это очень характерно. Уитнесс Ли говорит по-английски с китайским ак- центом, поэтому у них и по-русски интонация повышается в конце фразы. Одеты они всегда скромно, в галстуках, в рубашках, ничего бросающегося в глаза, но при этом все очень похожи. Поскольку личное подавляется, очень важным становится групповое восприятие, т. е. вас должна воспринять группа. Очень интересно было на соб- рании наблюдать, когда один из "братьев" понес то, что другим не понравилось. Тут же все стали хором кричать: "О, Господь Иисус!", чтобы его "захлопать". При кажущейся демократичности, когда каж- дый кричит свое, если кто-то закричит что-то "не то", это быстро убирается. Они говорят, что обратиться к Господу человек может в раз- ных церквях, не обязательно в их церкви, но полностью можно обра- титься только у них.

Получается как бы такой ступенчатый путь к обращению - в конце концов, человек обращается, только когда при- ходит к ним. Удерживают людей там посредством запугивания: постоянно рассказывают истории о том, какие ужасные вещи случились с теми, кто ушел от них. Очень популярна история о том, что у такого-то начались такие несчастья, что он потом приполз назад и целовал дверь, умоляя взять его обратно. Люди просто боятся оттуда ухо- дить. Теперь об их вероучении, почему мы не называем их христиа- нами, что бы они о себе ни говорили. Повторяю, что первое правило у них: "Прекрати думать, брат. Сейчас ты работаешь умом, прекрати работать умом, нужно работать духом". Это их типичное высказыва- ние. Они говорят, что они не занимаются доктринами или какими-то там учениями, а занимаются только Христом. Доктрина и учение - это то, что вы понимаете разумом, а разум нужно отключать, чтобы воспринимать Христа духом. Все нужно воспринимать помимо ума че- рез дух, и тогда наступит духовное понимание, тогда вы примите в себя Христа. Главное слово в учении Уитнесса Ли - mingling (смешивание). Бог сотворил человека для того, чтобы с ним навеки смешаться, чтобы Бог смешался с человеком, и тогда Бог перестает быть просто Богом, и уже делается "Богочеловеком" , а человек перестает быть просто человеком, и делается тоже "богочеловеком", т. е. они пол- ностью как бы взаимно смешиваются. Итак, Бог сотворил физическое существо - человека, который состоит, по учению Уитнесса Ли, из трех частей: из тела, чтобы испытывать физическую жизнь, души, которая является центром, внутренним "я" человека, и духа, пос- редством которого человек связывается с Богом, принимает Бога и содержит Бога. Тем не менее, человек не является законченным про- дуктом Божия творения.

В человеке есть только тварная жизнь, и цель его существования, для чего Бог его сотворил, это смешаться с Богом, чтобы получить жизнь нетварную. Уитнесс Ли говорит, что цель Бога для нас, людей, в том, чтобы мы могли получить его нет- варную жизнь и преобразоваться в Его образ, быть точно такими же, как Он. Итак, Бог и человек, согласно Уитнессу Ли, в конце концов, сделаются единым целым. Человек был сотворен нейтральным по отно- шению к Богу и к сатане, и намерение Бога было в том, чтобы этот нейтральный человек принял бы в себя Бога, чтобы они тогда стали едиными. Вместо этого он согрешил и принял в себя сатану, т. е. вместо того, чтобы смешаться с Богом, смешался с сатаной, и чело- век сделался сатаной. Каждый из нас является сатаной (узнаете му- нитское учение!). К чему это привело в физическом плане? Наше те- ло является сатаной, наша душа, заключенная внутри нашего тела, не имеет доступа к Богу, и также полностью отождествляется с са- таной. Ли говорит, что наша падшая душа, наше внутреннее "я" и сатана смешались в единое целое. Что такое "смешиваться"? В ки- тайской кухне все мелко-мелко рубится, перемешивается и подается, но каждый из компонентов, хотя и мелко изрубленный, остается как бы отдельным веществом. Уитнесс Ли подчеркивает, что "смешивать- ся" это означает полное слияние, как, например, бывает при завар- ке чая: если вы разбавляете заварку кипятком, то получается как бы единая "чайная вода", там уже не отличишь, где вода, а где чай - полное и абсолютное слияние двух вещей. В общем, состояние у нас такое, что наше тело - это сатана, наша душа - сатана, а дух в нас умер после падения. Такое вот плачевное состояние. Но Бог нас не оставляет, у Бога есть свой план, который состоит опять же в "смешивании". Христос был первый человек, который полностью "смешался" с Богом, и в этом смешанном состоянии явился, чтобы оживить наш дух, чтобы мы через Него мог- ли также "смешиваться" с Богом. Восстановление - это означает "смешивание" самого Бога с нашим духом. Согласно учению Ли, если вы настоящий христианин, т. е. принадлежите его церкви, то ваш дух, который был мертв, ожил и смешался с Христом, Который тоже есть дух. Таким образом, вы стали Христом, вы то же самое, что Христос, каждый настоящий христианин - это то же самое, что Хрис- тос. Это означает, что каждый настоящий христианин - не просто человек, а Богочеловек: Христос - Богочеловек, и настоящие хрис- тиане - тоже боголюди. Ли говорит, что "Он есть Богочеловек, и мы боголюди, мы можем различаться числом, но по природе мы то же са- мое." Получается, что больше нет ни Бога, ни человека, а есть не- кий кентавр, некое соединение. Мы тоже называем Христа Богочело- веком, но в контексте Ли Богочеловек означает нечто совершенное иное. Поэтому, когда они говорят, что принимают Никейский Символ, они могут что угодно принимать, и, конечно, имеют ввиду нечто совсем другое, чем мы. У них Бог больше не Бог, и человек больше не человек, а сборище кентавров. Бог лишается Своего Божества, Своей нетварнос- ти, также как человек лишается своего человеческого достоинства - ведь то человечество, которое сотворил Господь ("Добро зело",- сказал Господь), оказывается изначально порочным. Поэтому цель человека - расстаться со своим человечеством, и, подобно чаю с водой, "смешаться" с Богом.

И получается, что члены Поместной церкви относятся к себе особым образом, потому что они не просто люди, как мы с вами, а боголюди, своего рода олимпийцы. Поэтому понятно, что в семье у них, в отношениях с близкими все разруша- ется - как олимпийцам было трудно общаться с простыми людьми, так и им трудно снисходить до нас с вами. Тем не менее, не все так просто. Согласно учению Уитнесса Ли, "смешивание" происходит не сразу, а постепенно. Он говорит, что день за днем христианин ест и пьет Христа, Христос постепенно переваривается человеком и смешивается с ним, так что он делается единым со Христом все больше и больше. Поэтому необходимо посто- янное ядение и питие Христа. А осуществить это можно только в ис- тинной - Поместной церкви, в других местах этого не получишь. По- этому истинные христиане - это те, которые разделяют учение Уит- несса Ли. И для этого нужно постоянно упражнять дух, нужно прек- ратить всякие попытки что-либо понять. Понимать - это плохо, по- тому что "смешивание" с Богом начинается с духа, а тело у нас по-прежнему сатанинское, душа по-прежнему сатанинская, значит, нужно отключить тело, отключить душу, отключить разум, потому что разум тоже сатанинский, а воспринимать все напрямую через дух, "смешанный" со Христом. Если мы начнем воспринимать все через ум, то мы воспримем все как вероучение, а вероучение (и еще доктрина) - это самое ру- гательное слово, это и есть то самое сектантство, которое со всех сторон сочится. Нужно чистое учение, даже не учение (это запре- щенное слово), а чистое молоко Самого Христа. Самого Христа мы принимаем здесь через самый наш дух. И для этого жизненно необхо- димы два элемента: мантра "О, Господь Иисус!" (они, естественно, не называют это мантрой) и "молитвочтение". Им кажется, что они отключают ум; на самом деле ум отклю- читься не может. Получается, что они не критически воспринимают все, что исходит от Уитнесса Ли, и тогда любые вопросы автомати- чески исключаются. И это как раз приводит к состоянию измененно- го, отключенного сознания, которое называется зомбированием или, в просторечии, промыванием мозгов, потому что умом они пытаются ничего не воспринимать, а воспринимается только то, что они дума- ют, через дух. Дальше в их учении можно найти цитаты Уитнесса Ли, который говорит: "Мы считаем, что у Христа было две природы - Божествен- ная и человеческая". На дальше оказывается, что эти две природы смешались до такой степени, что во Христе уже не различить, где Божественное, где человеческое, поэтому нет у Него больше ни Бо- жественной природы, ни человеческой, а есть одна только Богочело- веческая природа. И дальше он говорит о Христе, что "Он - Бог, смешанный с человеком, в Нем не только Божественная природа, в нем также человеческая природа, человеческая сущность, человечес- кий элемент. Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он человек. Он - всемогущий Бог и Господь". Тут он приводит еще большую аналогию, говорит: "Мы верим в Отца, и Сына, и Святого Духа". Как это понимать? Он говорит: "Есть просто люди, а есть богатые, многогранные люди. Скажем, есть такой многогранный человек, он просыпается утром у себя дома, к нему подходят его дети, он для них отец, потом он идет в университет, и там он профессор, потом он идет в больницу - там он врач. Так кто же он? Он отец, или он врач, или он про- фессор?" Это чистый модализм, но это только начало. А дальше: "Как Бог, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос, и Он все другие предметы. Он свет, Он жизнь, Он воздух, Он вода, еда, одежда и место жительства". Здесь мы видим чистый пантеизм. Это можно назвать чем угодно, но только не христианством. Дальше "смешивание" происходит больше, чем на индивидуальном уровне, на уровне корпоративном, т. е. на уровне церковном. Он говорит, что Господь планировал иметь корпоративное тело, корпоративный сосуд, с которым Он может Себя смешать и сделать Тем, что Он есть. Это называется Церковь. И дальше Ли пишет, что "сущность и субстанция Церкви должна быть самим Христом, который ассимилирован в наше бытие. Единый человек как бы равен Христу и не равен, но главное, как бы Христос - это сама Церковь.

Итак, сама местная Церковь есть то, что есть Бог". Таким образом, у Троицы появляется еще и четвертая личность. Он пишет: "Теперь они четыре в одном: Отец, Сын, Дух и тело, т. е. Церковь". Вот вам и Никейский символ. Итак, если Церковь есть Бог, то они занимаются идолопоклонством, они поклоняются сами себе. Можно добавить, что Уитнесс Ли утверждает, что подлинное учение Христа было потеряно, и восстановление началось с 15 века. До 15 века о Боге практически ничего не было известно, но посте- пенно, начиная с Реформации, с 15 века медленно процесс, наконец, пошел. Согласно Ли, у этого поступательного процесса есть 5 сту- пеней. Первая ступень - фундаментализм, вторая ступень - пятиде- сятничество, третья - евангелизм, четвертая - понимание глубинной жизни, пятая - Церковь. Ли говорит, что те люди, которые находят- ся в деноминациях, т. е. во всех исторических Церквях, слепые, "и я не верю, что любой христианин, который получит зрение, может остаться в деноминациях". Любой христианин, который получит зре- ние, вступает в Поместную церковь. Ли говорит: "Мы отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования Церковь должна была отказаться от иудаизма, сегодня мы отказываемся от христианства". Это значит, что они отвергают любое историческое христианство. Еще цитита: "Что такое великий Вавилон? Это смесь христианства, великий Вавилон - это мать- блудница, у которой множество дочерей-блудниц. Римо-католическая Церковь - это мать, все остальные - это ее дочери". Православных он не знал, а если бы знал, то сказал бы то же самое о нас. "Мы должны быть в Местной церкви, чтобы строить веру, для того, чтобы нас дисциплинировали, для того, чтобы мы учили уроки, и для того, чтобы мы росли в жизни. Аллилуйя! Хвалите Господа, Он указал нам Местные церкви!". Москва у них поделена на 7 районов, богослужения свои они проводят в школах. О них была статья в "Огоньке", они заволнова- лись и пришли ко мне выяснять отношения. Принесли они с собой книгу нескольких экспертов-"христиан", которые написали, что они хорошая христианская деноминация............... Конец рукописи.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную